Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Халиль Барлыбаев, 2014

Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей. Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие[7]

Рецензенты:

К. Х. Делокаров — доктор философских наук, профессор;

Н. М. Мамедов — доктор философских наук, профессор;

А. Н. Чумаков — доктор философских наук, профессор

Рассматривается характер взаимодействия биологических, социальных, интеллектуальных и духовных параметров человеческой природы с выделяемыми автором направлениями и сферами глобализации. Выявляется, как эта взаимосвязь детерминирует соответствующие меры перехода к устойчиво-безопасному развитию человека и человечества. Исследуется методологическая роль науки о человеке в развитии философии и решении задач по научному обоснованию путей выживания человечества.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, всех интересующихся вопросами философской антропологии, глобалистики, концепцией устойчивого развития, методологией научного исследования.

Предисловие

Проблема человека есть основная проблема философии.

Н. А. Бердяев

Мы находимся в познании человека лишь в самом начале пути, и тайна его во многом так и остается тайной… В XXI веке главной наукой будет, по моему мнению, именно наука о человеке.

И. Т. Фролов

В предлагаемой монографии предпринята попытка изучить возможность создания логически последовательной и иерархически структурированной теоретической системы, основанной на определении взаимосвязей между разнообразными проявлениями сущности человеческой природы, соответствующими формами современных глобализационных процессов и положениями концепции перехода мирового сообщества к устойчивому развитию. Создание подобной системы аналогично строительству современного многоэтажного дома, состоящего из различных элементов: надежного фундамента, прочных стен, квартир с удобной планировкой, технического оснащения и внутренней отделки, хорошей крыши и красивого фасада. В данном случае фундаментом системы может служить исследование человеческой природы, стеной с внутренним оснащением — анализ процессов современной глобализации, а крышей и фасадом — раскрытие положений концепции перехода человечества к устойчивому развитию. То есть, выражаясь философским языком, можно сказать, что в указанной теоретической системе человеческая природа представляет ее сущность, глобализация — форму, а переход к устойчивому развитию — характер развития, движения и перспективу.

Автор «строительство» своего «дома-системы» начал с «крыши»: написания книги «Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие»[8]. Затем были «сооружены» «стены с внутренним оснащением»: работы «Общая теория глобализации и устойчивого развития» и «Глобализация: за или против устойчивого развития?»[9] Теперь автор делает попытку подвести фундамент под указанные «стены с крышей»: предлагает собственную научную концепцию человека как основу исследования и практического подхода к современным глобализационным процессам и принципам концепции устойчивого развития[10].

Такой характер исследования обосновывается тем, что в отличие от строительства реального жилого дома научный анализ имеет свою логику построения и изложения, обусловленную своеобразной «очередностью» находок в процессе теоретических поисков. В научной литературе многие исследователи, как правило, оперируют с «крышей», «стенами» или отдельными фрагментами теоретических «систем-зданий», а то и со схоластикой, с несуществующими, надуманными, рассудочными проблемами. Есть надежда, что в настоящей монографии автору в известной мере удалось избежать этого и сформулировать системно-синергетический подход к анализу проблем, тесно связанных с реальной жизнью.

Многие вопросы, рассматриваемые в настоящей монографии, в научной литературе являются предметом постоянного внимания лишь с недавнего времени. Здесь они изучаются исходя из авторской трактовки и в их системной совокупности для обеспечения логической целостности исследования. Эти вопросы заслуживают того, чтобы быть в центре постоянного внимания исследователей, так же как, например, понятия «демократия», «государство», «цивилизация», «прогресс» и т. д.

Очевидно, что без изъянов, ошибок и заблуждений в решении сложной задачи, поставленной в данной работе, обойтись невозможно. Поэтому автор с благодарностью примет любые критические замечания, способствующие расширению и углуб лению поисков в избранном направлении.

Введение

…Самое крупное за всю историю стратегическое поражение научного познания… явилось результатом односторонней методологии редукционизма и структурализма.

И. Т. Фролов

С древнейших времен и вплоть до последней трети ХХ в. люди на всех континентах земного шара не обращали особого внимания на проблему исчерпаемости или неисчерпаемости ресурсов — воздуха, воды, продовольствия, полезных ископаемых и других незаменимых факторов жизнеобеспечения человека. Они бессознательно полагали, что эти ресурсы неисчерпаемы, что их можно извлекать из природы и пользоваться ими бесконечно долго, столько, сколько душе угодно. Во все времена люди, не оглядываясь на природу, нисколько не заботясь о ней, копили богатства как свою собственность, устраивали себе «праздники жизни», потребляли эти богатства и воевали друг с другом из-за них или ради власти, дающей богатства.

Только в 60-е гг. прошлого столетия подобно раскатам грома при ясной погоде на людей обрушились известия о том, что указанных ресурсов на Земле не так уж много, их объемы небесконечны, что они могут быть не только исчерпаны, но и истреблены самими людьми, и не когда-то в далекой перспективе, а уже в обозримом будущем. Более того, раньше люди о возможном «конце света» узнавали лишь из различных гипотез, мифов, сказок и предсказаний ясновидящих. В 70-е гг. прошлого века они были ошеломлены конкретными расчетами ученых: существует реальная возможность самоубийства человечества уже через несколько десятилетий в результате уничтожения собственными же действиями условий и источников своего жизнеобеспечения — нормального климата, производственных и продовольственных ресурсов, почвы, чистого воздуха, воды и т. п. В дополнение к этому возникшая в середине ХХ в. вероятность ядерного самоуничтожения человечества в конце столетия усилилась возможностью взаимного истребления людей на планете в результате так называемого межцивилизационного конфликта, действия необратимых процессов физической и моральной деградации человека, расширения международного терроризма.

Все эти явления вновь с особой остротой поставили перед человеком старые как мир вопросы. Что собой представляет сам человек? Какая загадка природы в нем сокрыта? Каковы смысл и цель его жизни на этом свете? Чем является и куда движется искусственный мир, созданный им на Земле под названием «цивилизация»? Много ли времени осталось ему существовать и не вымрет ли род человеческий в обозримом будущем, как в свое время вымерли динозавры и мамонты, прожившие на планете Земля много десятков миллионов лет — многократно больше, чем на ней обитает человек (менее десяти миллионов лет)? И, самое главное: не сам ли человек выступает орудием незаметного ему самому и постепенного умерщвления самого себя?

Поиск ответов на многие из этих вопросов ведется философами и учеными со времен древнегреческих мыслителей и восточных мудрецов до наших дней. Этот поиск до сих пор осуществлялся, в основном, в познавательных целях, в сугубо научных интересах, для удовлетворения присущей человеку любознательности, в стремлении познать суть явлений. В отличие от этого задачей нынешних поисков является нахождение ответа на наиболее практический и страшный из поставленных выше вопросов: не идет ли человек в нынешней своей жизни, подталкиваемый своей внутренней природой, истребляя ресурсы своего жизнеобеспечения в окружающей природе, к самоуничтожению? И самое главное: каким образом избежать такого фатального исхода?

Общее и особенное у человека и животных, соотношение в человеке природного и социального, индивидуального и общественного, сознательного и подсознательного, рационального и иррационального, добродетели и разрушительной силы; тайны человеческого мозга, способного продуцировать сознание, мышление, память, интеллект, духовность, психику, подталкивать самого человека к творческой жизни и в то же время к дикости и катастрофе, — эти и многие другие вопросы интересовали почти всех великих мыслителей. Особый след в науке о человеке, в конце XIX в. получившей название антропологии, оставили Сократ, Платон, Конфуций, Аристотель, И. Кант, Т. Гоббс, Г. Гегель, К. Маркс, З. Фрейд, М. Хайдеггер, Э. Кассирер, М. Шелер, Э. Фромм и другие. Их исследования в основном имели ценность для своего времени и с точки зрения реализации научного интереса исходили из неограниченности ресурсов жизнеобеспечения человека на Земле, вечности его существования на этой планете и, возможно, за ее пределами. В принципе, в той или иной мере, так или иначе проблему человека, все ее бесчисленные грани ни одно учение не обходит стороной. Однако человек как таковой никогда не был исходным, специальным, центральным объектом исследования, основным системообразующим элементом создания определенной теоретической системы.

Характерным для учений названных великих мыслителей был их подход к анализу природы человека как к проблеме, являющейся побочной, второстепенной, параллельной в рамках разрабатываемых ими основных тем. Это не позволило им осуществить целостное раскрытие сущности человека или дать развернутую методологию и логику исследования в данном направлении. Так, Кант осуществлял, в основном, анализ границ познавательных способностей человека для построения своего философского учения, для обоснования своих этических категорических императивов. Гегель рассматривал мышление человека как частное проявление абсолютной идеи и превозносил прусское государство. Маркс не усматривал в человеке главного предмета своего исследования, а если иногда о нем упоминал, то подходил к человеку с сугубо социальной стороны — как к совокупности общественных отношений, и в его будущем коммунистическом обществе человек представлялся безликим винтиком. Фрейд в своем учении исходил из психоанализа физиологического стремления определенного круга лиц только одного мужского пола с отклонениями к физическому удовольствию с позиций либидо. Шелер хотел видеть в человеке существо любящее, действующее по «логике сердца», обязанное «укреплять человеческое само сознание». Кассирер представлял человека не во всей его реальной целостности, а существом, живущим среди символических форм. Фромм разрабатывал философию нравственного совершенствования человека на основе развития различных форм любви людей друг к другу и т. д. При этом, естественно, каждый из них в своей сфере внес гениальный вклад в исследование того или иного аспекта человеческой природы.

Весьма серьезная и активная инициатива по всестороннему исследованию проблемы человека была предпринята в России на закате советской эпохи. Стараниями академика И. Т. Фролова и его сподвижников впервые в мире был создан Институт человека РАН (в последующем превращенный в отдел Института философии РАН) и начал издаваться специализированный журнал «Человек». Самим И. Т. Фроловым и работниками названных учреждений были проведены широкие и глубокие исследования проблемы человека. Однако события, произошедшие в стране в дальнейшем, не совсем благоприятно отразились на развитии этой перспективной инициативы.

Характерными в развитии философии и различных наук с давних времен являются фрагментарность исследований, их разбросанность по различным теоретическим системам, школам, течениям и учениям. Материализм и идеализм, диалектический и исторический материализм, позитивизм и агностицизм, экзистенциализм и неопозитивизм, социальная философия, философия науки, техники, культуры и других частных сфер — все это дробные части считающейся единой философской науки. Приведенные нами слова И. Т. Фролова о стратегическом поражении научного познания из-за односторонней методологии редукционизма и структурализма справедливы и в этом случае.

Авторы многих работ основываются на своеобразной рассудочной логике, рассматривают темы, как правило, вполне соответствующие «здравому смыслу» и «предмету исследования», и ведут вокруг этих тем пространные, иногда весьма глубокие и логичные рассуждения. Но поскольку такие темы обычно не разрабатываются в рамках более широких научных систем, плохо увязываются с реальной жизнью и насущными проблемами, не имеют соответствующего социального заказа и спроса, то они приобретают ценность не столько для науки и практики, сколько для их авторов в пределах целей, которые они для себя ставят. На основе подобного метода написано несметное количество томов, печатных листов и страниц. Достаточно вспомнить разработку проблем «развитого социализма» под флагом марксистско-ленинской теории. Многие из подобных работ бывают изложены заумным, наукообразным языком, непонятным не только непосвященному читателю, но даже специалистам в соответствующих областях. Подобные рассудочные методология и логика представляют собой своеобразный «научный» суррогат, не оказывающий влияния на развитие науки и практики. Тем не менее они замещают собой методологию и логику развития истинной науки и тем самым становятся весьма серьезным тормозом развития настоящей науки, научной философии и логики. Несмотря на значительные трудности в разграничении истинной и суррогатной методологий, сама эта проблема существует, и механизм разграничения является особой проблемой.

В разных источниках говорится о фундаментальном значении анализа человеческой природы. При всем при этом проблема человека в научных исследованиях пользуется еще недостаточным, не адекватным ее месту и роли в науке вниманием, является не центральной, а одной из многих рядовых проблем общефилософского и общенаучного анализа, объектом иллюстрации положений отдельных учений. Даже в утверж дении «человек — мера всех вещей» заложен не подход к человеку как к центральному пункту общеметодологического философского и научного анализа мироздания, а всего лишь плоское и высокомерное утилитарное стремление видеть в нем телесного субъекта, являющегося «венцом природы», «божественным созданием по образу и подобию Господа Бога», ради которого созданы все вещи в его окружении, вся окружающая природная среда и которого все вещи призваны «обслуживать», удовлетворять все его потребности и прихоти.

В последней трети ХХ в. в мире возникла новая ситуация, которая раньше не встречалась: впервые наукой было установлено, что ресурсы жизнеобеспечения человека на Земле строго ограничены и достаточно реальной стала угроза самоуничтожения человечества. Эти факты существенно актуализируют проблему дальнейшего выяснения природы человека, поскольку исходной причиной обострения взаимоотношений между окружающей средой и человеком выступает внутренняя природа последнего.

К концу столетия накопились новые практические предпосылки, а также особые методологические и теоретические основания для дальнейших размышлений о природе человека исходя из достигнутых сегодня представлений о ней. К таковым относятся: концепция универсального и глобального эволюционизма, принцип дополнительности Бора, синергетическая теория, системный анализ, гипотеза ноосферы, идея социоприродного развития, принцип коэволюции общества и природы, концепция и стратегия устойчивого развития, проблематика глобализации и глобалистики и т. п. Отдельные положения этих теоретических и методологических новинок в известной мере использовались и раньше в антропологических исследованиях, однако представляется, что неиспользованных резервов в данном направлении намного больше, чем использованных.

При рассмотрении всех существовавших до сих пор антропологических теорий через призму указанных методологических и теоретических подходов становятся очевидными причины их ограниченности, закономерной неспособности «копнуть» человеческую природу глубже тех выводов, которые уже сделаны.

Так, принцип дополнительности Бора доказывает, что стремление более глубоко и точно определить одну выделенную из множества взаимно дополняющих друг друга характеристик объекта приводит к уменьшению точности и растущей ущербности установления остальных его характеристик. Согласно данному принципу, придание приоритета социальной и экономической сущности индивидуума в анализе К. Маркса привело к «выпадению» из его теории характеристик физической и духовной природы человека. У З. Фрейда, наоборот, преувеличение психофизических доминант в поведении человека сводит к нулю значение социальных и духовных факторов в его жизнедеятельности. Э. Фромм стремился преодолеть указанные недостатки великих предшественников, объединив их теоретические положения в своей философско-гуманистической антропологии. Он проник в глубинные тайны человеческой природы и обосновал концепцию гуманистической этики, раскрыл духовные лабиринты плодотворной и неплодотворной ориентации личности и другие ее характеристики. Однако то, что этот выдающийся ученый не был знаком с идеей синергетики, другими достижениями науки второй половины двадцатого столетия, не позволило ему дать более широкую панораму человеческой натуры.

Синергетическая парадигма подразумевает рассмотрение исследуемых систем как самоорганизующихся и открытых, развивающихся неравновесно и нелинейно, находящихся в состоянии термодинамического обмена и энтропии, в процессе универсального эволюционизма, постоянных флуктуаций и периодических бифуркаций, испытывающих воздействие разнообразных аттракторов. Э. Фромм и большинство других исследователей философской антропологии в прошлом столетии не пользовались указанным методологическим инструментарием синергетики. В результате человек оказался объектом исследования, оторванным от закономерностей развития не только в целом мироздания и окружающей его природной среды, но и человечества как единого системного организма. Использование теоретического и методологического арсенала синергетики, очевидно, не дало бы окончательного ответа на накопившиеся вопросы, но, без сомнения, позволило бы намного продвинуться в поисках в данном направлении, способствовало бы разрешению очень многих животрепещущих проблем современной цивилизации[11].

Представляется, что синергетический метод анализа не отрицает положений разработанной в прошлом столетии общей теории систем и системного подхода к исследованию явлений. Напротив, они неразрывно связаны между собой и взаимно дополняются. Это обусловлено объективным положением вещей в развитии мироздания: в нем все его элементы синергетически самоорганизуются в отдельные системы; системность последних определяется их относительной закрытостью и функционированием по внутренним для каждой системы законам под воздействием множественных аттракторов; системы в конечном счете являются неравновесными, самоорганизующимися, подвергнутыми хаосу и открытыми, взаимодействуют с окружающей их средой и между собой, находятся под влиянием энтропийных процессов, через флуктуации и бифуркации переходят из одного системного состояния в другое системное состояние и т. д. «Стартовой точкой для всех исследований в области современной синергетики, — пишет проф. О. Н. Астафьева, — является подход к рассматриваемому объекту как к системе (независимо, естественного или искусственного происхождения, природного или социального) и адекватное описание состояния системы на разных уровнях»[12]. Поэтому исследование явлений и процессов в мире может быть продуктивным на основе своеобразного системно-синергетического метода. Естественно, данное утверждение относится и к разработке проблем науки о человеке.

Особым резервом антропологических исследований и решения практических задач могло бы служить рассмотрение проблемы человека в контексте развившихся в последней трети прошлого века концепций устойчивого развития, коэволюции общества и окружающей среды, социоприродной эволюции, глобализации жизнедеятельности человека и человечества. Все эти концепции представляют собой развитие в новых исторических условиях, на более высокой ступени диалектической спирали истории цивилизации, гипотезы ноо сферы, высказанной еще в 20-е гг. прошлого столетия Э. Леруа и В. И. Вернадским. Данная гипотеза, в сочетании с указанными новыми концепциями, служит для человечества маяком, при игнорировании которого жителей Земли ждет судьба беспечных пассажиров лайнера «Титаник», затонувшего от столкновения с айсбергом.

Антропологические исследования в современных условиях не могут быть только сферой позитивных научных поисков. Трансформации в человеческой природе в сочетании с происходящими ныне сложными глобализационными процессами образуют невообразимую «горючую смесь», способную «взорвать» основы современной цивилизации. Поэтому теоретические изыскания должны иметь не только позитивную научно-познавательную ценность, но и действенную нормативно-практическую направленность, нацеленную на предотвращение надвигающейся катастрофы.

Таким образом, анализ и решение самых острых и важных современных проблем человечества при рассмотрении их через призму синергетики концентрируются вокруг трех суператтракторов: 1) развития научной философской антропологии (науки о человеке) как методологической основы всех обществоведческих, гуманитарных и даже естественно-научных и технических исследований; 2) изучения глобализации как всеобщей формы бытия современного человека, принятия мер против деструктивных и стимулировании конструктивных ее направлений; 3) усиления внимания, углубленного исследования и реализации положений концепции устойчивого развития как единственного спасительного руководства к действию ради выживания человечества.

Наука о человеке ныне становится важнейшей среди всех наук, их методологической основой независимо от того, осознает это научная общественность или нет. Ибо всё, чем занимается человек на этом свете — наукой, искусствами, экономикой, политикой и т. п., — представляет собой смысл и цель жизни человека, делается человеком вокруг человека, в интересах человека, для самого человека, для обеспечения его жизнедеятельности на Земле и во Вселенной. Если до прошлого столетия человек, его судьба и характер созданной им цивилизации были продуктом естественно-исторического, стихийного развития рода человеческого на планете, то судьбы современной цивилизации в перспективе зависят от того, каким станет сам человек, целенаправленно работая над собой, осуществляя свою жизнедеятельность на основе осознания самого себя и своего места в окружающем его мире на наступающем переломном этапе своей эволюции за все время существования на земном шаре. В принципе, во все времена ход истории зависит от натуры человека, живущего в тот или иной исторический период. Природа сегодняшнего человека значительно видоизменилась, соотношение физического, интеллектуального, психофизиологического и духовного аспектов его развития изменилось так, что существенно возрастает динамизм и диапазон осознанной и целенаправленной человеческой жизнедеятельности, степень влияния которой на все другие формы жизни на Земле значительно возрастает.

Раньше человек был скован различными традиционными нормами и взглядами, имел ограниченные возможности для самореализации, обладал не очень широким кругом интересов и устремлений. В отличие от этого современный человек более раскован, у него больше возможностей для самореализации, более обширные потребности и интересы. В своей деятельности он способен обеспечить как процветание своей жизни на планете, так и ее уничтожение. Для осуществления необходимой воспитательной и образовательной политики, направленной на реализацию конструктивного потенциала человека, требуются интенсивные антропологические исследования.

Указанные специфические характеристики современного человека во многом определяются тем, что он оказался в абсолютно новой исторической обстановке по сравнению с теми условиями, в которых жили его предки. Это связано с действием другого мощного аттрактора в жизнедеятельности современного человечества — глобализации, превращающей планету Земля в «коммунальную квартиру» для всех ее жителей. В дополнение ко всем другим факторам, влияющим на природу современного человека, жизнь в состоянии тесного «соседского» общения людей между собой кардинально меняет человеческие характеристики жителей Земли. Более того, не только меняется человек, но и во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества в целом происходят глобальные, глубинные и радикальные трансформации.

Важнейшей среди этих трансформаций является всемирная тенденция демократизации общественной жизни под влиянием глобализации, когда сужается «коридор» движения истории и уменьшаются возможные варианты путей исторического развития. В течение двадцатого столетия мир уходил от многообразной, мозаичной системы государственности и общественной жизни в разных частях света, демонстрировал тягу к формированию единообразия политических систем и образа жизни людей в направлении демократизации. Это приводит к коренной ломке сложившихся тысячелетиями традиционных форм жизни подавляющей части населения планеты.

Одной из наиболее тревожных проблем, порожденных изменениями в природе человека и современной глобализацией, является угроза межцивилизационных столкновений, проявляющаяся в обострении глубинных и масштабных противоречий между странами «золотого миллиарда» и развивающимися государствами, в общей неустойчивости всех аспектов современного мирового развития: военно-политического, финансово-экономического, социального, морально-нравственного, экологического, демографического, криминального и т. п. Неустойчивость существования человечества сопровождается духовным кризисом современного человека, что сильно усложняет проблему преодоления неустойчивости.

Ныне у мирового сообщества нет готовых рецептов и эффективных инструментов, способных быстро и безболезненно предотвратить усиливающуюся тотальную нестабильность. Среди концепций, способных предложить реальные рецепты, механизмы и инструменты преодоления неустойчивости, единственной достойной внимания является концепция устойчивого развития. Критериями, характеризующими данную концепцию как единственно пригодную в качестве руководства к действию человечества, как наиболее предпочтительную из всех существующих теорий и программ, выступают: легитимность, общечеловечность (надпартийность), объективность, целостность и последовательность.

Легитимность концепции устойчивого развития определяется тем, что она принята документами за подписью глав государств всего мира на организованной ООН Конференции по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Иными словами, эта концепция официально признана всеми жителями планеты в лице лидеров государств и международного представительного органа. Все прежние и существующие концепции мироустройства подобной легитимности и такого авторства не имеют.

Общечеловеческий масштаб (надпартийность) концепции устойчивого развития заключается в том, что она призвана реализовать интересы всего человечества, а не ограниченного сообщества людей — социальной группы, партии, нации, страны или региона. Объективность, целостность и последовательность концепции вытекает из отсутствия в ней воображаемых, идеалистических, утопических, виртуальных целей, из ее нацеленности на последовательное решение очевидных, практических, жизненно важных, иерархически соотносимых конкретных проблем человечества, рассматриваемых в системной целостности. Об этих глобальных проблемах человечества хорошо известно политикам, представителям деловых кругов, ученым и широкой общественности. Ни одной из когда-либо существовавших или ныне имеющихся концепций мироустройства не присущи указанные характеристики.

Несмотря на изложенные параметры, содержание и значение концепции устойчивого развития, она в настоящее время предается забвению, оттесняется за пределы внимания лидеров государств, деловой и интеллектуальной элиты, ученых и широкой общественности. Ее можно было бы приравнять к спасительному маршруту на навигационной карте лайнера «Титаник», следуя которому он мог бы избежать столкновения с айсбергом. Однако возникает угроза того, что из-за беззаботности и неквалифицированности капитанов и штурманов современного мирового сообщества данная концепция (маршрут) не будет использована по назначению и человечество окажется на грани катастрофы.

В современных условиях отсутствие системного порядка и последовательности в международной жизни, несоблюдение преемственности в выполнении однажды вынесенных согласованных решений, дефицит приверженности принятым обязательствам, неупорядоченность и взаимное недоверие в межгосударственных отношениях во многом обусловливают нарастающую зыбкость международной безопасности. А это, в свою очередь, взаимосвязано с отсутствием должного знания и внимания, с равнодушным отношением со стороны мировых лидеров к глобальным проблемам, выдвигаемым концепцией устойчивого развития. Материалы, документы и решения с большой помпой проведенных форумов по проблемам устойчивого мирового развития с участием лидеров большинства государств в Стокгольме (1972), Рио-де-Жанейро (1992) и Йохан несбурге (2002) сегодня практически преданы забвению. С точки зрения норм международного права, такое положение является парадоксальным, достойным глубокого сожаления и недопустимым.

В то же время у мирового сообщества отсутствуют альтернативные идеи, превосходящие по содержательности концепцию устойчивого развития, способные повернуть современные деструктивные глобализационные процессы в конструктивном направлении, обеспечить преодоление неустойчивости, переход к безопасности и устойчивости мирового развития. Поэтому, пока альтернативы нет, чрезвычайно актуальной остается задача усиления внимания общественности к концепции устойчивого развития, углубления и диверсификации исследований данной проблемы, последовательной практической реализации ее положений.

Взаимосвязанные исследования в области антропологической науки, проблем глобализации и концепции устойчивого развития с позиций синергетики способны служить методологической матрицей для всех естественных, технических, обществоведческих и гуманитарных наук. Более того, они способны стать основой выработки политического, экономического и социального руководства к действию во имя обеспечения надежной международной безопасности и выживания человечества, решения внутренних задач каждого государства мира.

Раздел I. Человек

Опасное дело — убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее — не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно — рассказать ему и о той его стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.

Б. Паскаль

Глава 1. Становление человека

Самосознание, разум и воображение не входили в рамки гармонии, свойственной животным и, в конце концов, разрушили ее. Появление этих свойств превратило человека в аномальное явление, причуду Вселенной.

Э. Фромм

1.1. Когда и как возник, какие этапы пережил человек на Земле

Современный уровень науки позволяет утверждать, что Вселенная зародилась около 15 млрд лет назад в результате так называемого Большого взрыва. Наша планета возникла 10,4 млрд лет спустя. Первые простейшие живые существа на Земле появились 4,25 млрд лет, а более сложные — 1,6–1,35 млрд лет тому назад. Многочисленные виды динозавров жили на Земле уже среди богатейшей флоры и фауны 200 — 65 миллионов лет до нас. Ученые-специалисты считают, что предки человека с задатками, способными эволюционировать в сторону анатомических свойств современного человека, появились около 7 млн лет назад на африканском континенте. Человекоподобные существа — гоминиды, антропоиды возникли в результате мутации определенных дочеловекоподобных особей — кениапитеков, гигантопитеков, ореопитеков и рамапитеков в условиях сильной радиации.

Они получили такие качества, которые, появившись и развиваясь на основе безусловных рефлексов и естественного стадного образа жизни, помогли им победить в беспощадной борьбе с окружающей средой за выживание, сохраниться и продолжать дальше развиваться. Выжить, очевидно, можно было лишь на основе появления и развития специфических качеств, ныне присущих только человеку: прямохождения (4–4,5 млн лет тому назад), мышления, сознания и речи (2,6–1,0 млн лет тому назад), развития мозга, пальцев рук и остальных параметров телосложения, ведения коллективного стадного образа жизни, а также других средств и способов выживания. Не позднее 1,6–1,9 млн лет тому назад гоминиды уже разводили огонь в очагах. Иными словами, с самого начала, во все времена и до сих пор материальные условия жизни, естественные потребности в поддержании жизни и выживании являются движущей силой становления и развития многогранных «человеческих» качеств человека, зарождения, расширения и распространения элементов социализации и глобализации его жизнедеятельности, существования различных сфер общественной жизни.

Сформировавшись в результате радиационной мутации, наши пращуры потеряли подавляющую часть своего волосяного покрова. Прямохождение и руки с пальцами облегчили добывание пищи и совершение многообразных операций. Мозг, способный к вырабатыванию и развитию сознания, голосовой аппарат, способный издавать членораздельные звуки и сформировать в последующем речь, обеспечили расширение контактов между людьми, развитие коллективных форм жизнедеятельности.

В науке известны различные варианты периодизации истории человечества. С точки зрения взаимоотношений человека с окружающей средой, использования им природных ресурсов для прогресса своей материальной культуры и собственного развития и, следовательно, с точки зрения социогенеза, эволюции целостной социокультурной природы человека в его единстве с окружающей средой, можно осуществить следующую периодизацию истории человечества: эмбриональный период; период приспособления к жизни; период освоения земной жизни; духовно-поисковый период; материально-накопительный период; интеллектуально-гуманистический период.

С начала анатомического формирования (до 1 млн лет до н. э.) человек находился в эмбриональном периоде своего развития, жил как своего рода человек-эмбрион, пребывающий в утробе матери-природы как зародыш, связанный с ней пуповиной, подобно любому другому представителю животного мира. К концу этого периода численность наших предков достигла 1,5 млн чел. — количества жителей современного достаточно большого города.

Один млн лет до н. э. человек вышел из утробы матери-природы и примерно до 10-го тысячелетия тыс. лет до н. э. жил в ее лоне как ребенок, присосавшийся к материнской груди и все еще всецело зависящий от нее. Поэтому тот период может быть назван периодом приспособления человека к земной жизни. Вплоть до наступления последнего ледникового периода (100 тыс. лет — 10 тыс. лет до новой эры) палеоантропы жили в более или менее благоприятных субтропических условиях. В этот период люди уже активно пользуются огнем, в дополнение к собирательству, используя копья, дубины, дротики, осваивают охоту на мамонтов, слонов, бизонов, носорогов, оленей, зубров. Начинается производство примитивных орудий труда: ножей, скребков для выделки шкур, разного рода заточек, инструментов для обработки кости и дерева и т. д.

К позднему палеолиту зарождается родовая организация общины, появляется экзогамия — запрет браков внутри общины, проточеловек постепенно превращается в кроманьонца — непосредственного предшественника людей современного типа.

В эпоху мезолита (несколько ранее 10 тыс. лет до н. э.), в результате исчезновения ледников на Земле возникают более благоприятные условия жизни людей. В это время появляются лук со стрелой для охоты, новые орудия труда для хозяйственных дел, глиняная посуда, прядение, ткачество, начинается приручение и одомашнивание животных: собак, свиней, позднее — мелкого и крупного рогатого скота, зарождается окультуривание растений и выращивание земледельческих культур. Люди расселяются с юга на север. Из единого древнего праязыка начинают возникать, ответвляться, дифференцироваться и развиваться все ныне существующие в мире языки. Живущий в это время кроманьонец — непосредственный предшественник современного человека.

Таким образом, предки человека после эмбрионального периода социализации своих отношений, длившегося несколько миллионов лет, еще в течение почти одного миллиона лет приспосабливаются к земной жизни.

Примечательно, что наиболее интенсивная эволюция человека происходила в конце ледниковых периодов при самых неблагоприятных условиях жизни. Люди с современными анатомическими свойствами появились на финише последнего ледникового периода — 35–40 тыс. лет тому назад. Ученые-специалисты утверждают, что если ребенка, родившегося в те времена, было бы можно воспитывать сегодня, то он ничем бы не отличался от своих современных сверстников. Тем не менее это не означает, что эволюция физической, социальной и духовной природы человека остановилась. Ведь указанный период в 35–40 тыс. лет во всей истории эволюции человека сравним с одной минутой в сутках. А последние сто лет «сидячего» образа жизни в офисах и автомобилях, дома у телевизора и компьютера вообще сравнимы уже всего с одной секундой в сутках, в то время как наши предки миллионы лет жили, что называется, на бегу и при неимоверных физических нагрузках. По законам синергетики происходящие уже сегодня изменения в весе, пропорциях телосложения и психике людей, видимо, можно рассматривать как начало некоей флуктуации в развитии человека, что делает весьма вероятной возникновение бифуркаций, особенно в дальней перспективе.

Период приспособления к земной жизни занимает выделяемый исторической наукой палеолит и мезолит, т. е. древнекаменный и среднекаменный века.

С появлением кроманьонца человек начинает уже активно осваивать земную жизнь, поэтому последующий период можно определять как период освоения им земной жизни. Хронологически он охватывает промежуток между 10 и 15-м тысячелетиями до н. э. и серединой первого тысячелетия до н. э. Материально обусловленное наименование этого периода в истории определяется как неолит (каменный век), энеолит (меднокаменный век), бронзовый и железный века. В середине этого периода — в 6-м тысячелетии до н. э. — численность людей на Земле достигает 10 млн, а в 5-м тысячелетии до н. э. — 50 млн человек.

В этот период скачкообразные процессы вызывают следующие явления в жизни человечества: с 4-го тысячелетия до начала 1-го тысячелетия до н. э. начинаются производство изделий из меди и бронзы, использование посуды из глины, ткацкого станка, орудий с рукоятками, лодки, рыболовной сети, гончарного круга; в это же время были изобретены колесо и повозка, чуть позднее — весло и парус; сначала происходит общественное разделение труда на земледельческий (мотыжное земледелие) и скотоводческий, затем — выделение из них ремесла; развивается торговля, появляются зародышевые формы денег, а в VI веке до н. э. лидийский царь Дарий I вводит первые в истории монеты — дарики; в 3500-х гг. до н. э. возникают счет и письменность, а с 1800-х гг. до н. э. применяется папирус, с конца 4-го тысячелетия до н. э. появляются первые цивилизации, на обширной территории от Средиземноморья до Тихого океана возникают государственные образования.

В социальной сфере происходит разложение первобытного общества, складываются рабовладельческие отношения, наряду с общинной и государственной возникает частная собственность. С конца 2-го тысячелетия до н. э. наступает железный век, внесший революционные изменения в процесс изготовления и использования различных видов оружия, орудий труда, бытовых изделий и т. п.

Таким образом, человечество после каменного века, в результате достигнутого за предыдущий миллион лет упорного и длительного приспособления к земной жизни, в течение 10–15 тысяч последующих лет уже активно осваивает эту самую жизнь. За такой, сравнительно короткий по историческим меркам, срок человечество совершает гигантский, многократно превышающий достижения нескольких миллионов предыдущих лет, прыжок в направлении овладения качествами, которые присущи современному человеку. В результате возникает не только человек разумный, но и человек разумно-духовный.

После этого завершается детство человечества, заканчивается освоение им земной жизни, происходят обретение им надежной «почвы» под ногами, достижение полной готовности твердым шагом двинуться по дороге Истории. Впереди находится эпоха пытливого осмысления того, что создал в предыдущий период и кем стал сам человек, наступает период мучительных духовных поисков, выяснения смысла бытия, интенсивного творческого обогащения человеческой жизни.

Поэтому этот период заслуживает названия духовно-поискового периода, который охватывает время с середины 1-го тысячелетия до н. э. до XVII в. н. э.

В основном этот период связан со становлением и господством над душами людей религиозных верований. Несколько раньше христианства, но по историческим рамкам примерно одновременно зарождаются буддийская, индуистская, синтоистская, даосско-конфуцианская религии. Они возникают первыми оттого, что их колыбелью были первые, наиболее древние центры цивилизаций. В последующие века, по мере распространения цивилизационных процессов на другие регионы земного шара, туда проникают эти верования, там возникают и новые религии: иудаизм, христианство, ислам, ламаизм, а также их ответвления (католицизм, православие, протестантизм, англиканская церковь, пуританство — у христиан, сунниты и шииты — у мусульман), различные секты и течения. В названный период почти все общественные процессы, явления и институты — экономика, политика, государство, наука, культура, образование, межнациональные, социальные, бытовые, семейные отношения — пронизываются религиозными отношениями и законами, освящаются именем Бога.

За указанные более чем два тысячелетия человечество создает многогранную философскую науку, великие произведения литературы, искусства и культуры, совершает крупные научные и географические открытия.

Следующий период, начавшийся в XVII в. и продолжающийся по сей день, может быть назван материально-накопительным. В этот период движущей силой деятельности людей, определяющей характер дальнейшей социализации и глобализации их жизни, выступают неутолимая жажда к потреблению материальных благ, страсть к накоплению, превращение количества богатства, находящегося в собственности индивидуума, в мерило человеческого достоинства Этот период начинается с продолжения великих географических открытий, буржуазных революций (в Англии и Нидерландах — во второй половине XVI в., в Испании — в 1820–1823 гг., в Германии, Австро-Венг рии, Италии — в середине XIX в., в большинстве других стран мира — в последующем), с первоначального накопления капитала, с Реформации, Просвещения, возникновения парламентаризма, постепенного отделения религии от государства. За этот период — четыре столетия — человечество в своем прогрессивном развитии и одновременной деградации совершает гигантский «прыжок», по величине многократно превосходящий «расстояние», которое он одолел за предыдущие семь миллионов лет своей эволюции и жизнедеятельности на Земле.

Очевидно, что эволюция анатомии и физиологии человека, его разнообразные способности не остановились на том уровне, на каком они сегодня находятся. Если, к примеру, с момента возникновения у человека сознания до появления способности к разговорной речи прошло более миллиона лет, то трудно представить, какие способности могут появиться у него в течение будущего миллиона лет. Это тем более неизбежно при ныне достигнутом характере и уровне человеческой цивилизации. Эволюцию остановить невозможно, она будет продолжаться, пока есть жизнь, и у вида «человек разумный» она прекратится только с прекращением его существования как такового. Доказательством этому являются известные изменения в телосложении человека, уже произошедшие у последних двух — трех поколений людей.

После материально-накопительного периода должен наступить интеллектуально-гуманистический период. Если этого не произойдет, человечество просто прекратит свое существование. Этому посвящен специальный анализ ниже — при рассмотрении проблем перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития.

1.2. Что общего между человеком и другими представителями животного мира

Человек является одним из множества элементов в структуре животного мира. В системе биологической классификации он относится к виду человек разумный, к роду человек, к семейству гоминид, к отряду приматов, к классу млекопитающих, к типу хордовых. У него две пары конечностей, замкнутая сердечно-сосудистая система, трубчатая нервная система. Он обладает тем же комплексом органов, имеющихся у большинства млекопитающих, подобно им размножается путем совокупления самцов с самками и деторождения. Свою жизнеспособность человек обеспечивает, как и весь остальной животный мир, путем: вдыхания через носовое отверстие воздуха; употребления вовнутрь пищи и воды через рот; переваривания их в желудке, превращения их полезных составных частей и элементов своего организма; выведения ненужных для организма остатков переработанной пищи и воды через предназначенные для этого каналы. При этом человек представляет собой всеядное животное, как ни один из других видов он способен употреблять в пищу продукты, изготовленные из бесчисленного множества остальных видов животных, растений, а также из микроэлементов неживой природы. Более того, в течение сотен тысяч лет люди были способны поедать друг друга (некоторые делают это до сих пор), что очень редко встречается среди других видов животных.

Особенностью человека в употреблении пищи является то, что он, используя свое сознание, научился выращивать для этого окультуренные растения и одомашненных животных, готовить из продуктов изысканные блюда и изделия. Показательно, что источником исходных материалов для этого служит все та же природная среда.

Как и всякое живое существо, человек всецело зависит от окружающих природных условий жизни: не может жить без воздуха в течение всего нескольких минут, без воды — не более 4–5 дней, без пищи может продержаться около двух — трех недель. Ввиду отсутствия волосяного покрова человек себя комфортно чувствует при температуре от +18 до +28 градусов по Цельсию, а при температуре ниже — 45 и выше +45 градусов не может жить вообще вне искусственно созданной среды. Вследствие указанных обстоятельств человек вынужден изготавливать и носить одежду, строить отапливаемые помещения и жить в этих помещениях, по своему функциональному назначению ничем не отличающихся от звериных нор и птичьих гнезд, кроме того, что являются продуктом сознательной человеческой деятельности.

Никаких природных законов, доказывающих более высокое положение человека по сравнению с остальным животным миром, не выявлено. На него претендует только сам человек с помощью своего сознания. Он сам изображает себя существом, находящимся между представляемым им богом и остальным миром. Это обусловливается свойствами человеческого сознания. Оно позволяет человеку осознавать, понимать и познавать себя и окружающий мир только до определенных пределов, так сказать, в рамках некоего «круга известности». Вне этого круга для человека находится таинственный мир, господствуют сверхъестественные силы. Тайной для человека являются бесконечность времени (назад и вперед) и пространства (вглубь материи и ввысь к просторам мироздания), сила и источник происхождения мироздания, живых существ, человека и его сознания. Тайной для человека является и он сам. Он не знает, что такое есть он сам.

В лучшем случае человек предпочитает не думать, не обсуждать и не гадать о том, что представляет собой мир за «кругом известности», добровольно и осознанно признает свое бессилие в объяснении этого мира. Однако, как правило, сознание не успокаивается на этом. Помимо воли и желания самого человека его сознание рисует перед ним самые невероятные картины всего, с чем оно соприкасается и, более того, всего, что может быть за «кругом известности», что недоступно рациональному познанию и объяснению.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

7

Печатается по: Барлыбаев Х. А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. М., Издательство РАГС. 2007. — 20.8 п.л. (фрагменты монографии).

8

См.: Барлыбаев Х. А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие / Издание Государственной Думы. М., 2001.

9

См.: Барлыбаев Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития / Издание Государственной Думы. М., 2003; Он же. Глобализация: за или против устойчивого развития? М., 2006.

10

В силу такой последовательности подхода к решению поставленной задачи по созданию системы с использованием ранее разработанных ее элементов в данной монографии неизбежны повторы некоторых положений из опубликованных ранее автором трудов.

11

О возможностях синергетики знают немногие. Из-за незнания иногда ее игнорируют или отвергают. Знающие убеждены в грандиозности этих возможностей. Крупный специалист в данной области, проф. МГУ В. В. Горбачев по этому поводу пишет: «Мы движемся к синергетике, умеющей подходить к человеческой культуре и знающей, как к ней подходить, к пониманию феномена человека во всех его разнообразных проявлениях, к раскрытию тайн человеческого художественного и научного творчества, познания, здоровья, образования, коммуникации, встраивания человека в ближайшую и более отдаленную социальную и культурную среду» (Горбачев В. В. Концепции современного естествознания. М., 2005. С. 516).

12

Астафьева О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М., 2002. С. 13.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я