Система социального обеспечения. Курс лекций

Рахметолла Байтасов

Учебное пособие написано в соответствии с учебной программой курса «Система социального обеспечения» для студентов специальности «Социальный менеджмент». Автор стремился логично, кратко, концентрированно и доступно изложить всю совокупность требуемых учебной программой знаний. Книга адресована широкому кругу читателей: студентам, аспирантам, преподавателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система социального обеспечения. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Общая характеристика системы социального обеспечения Республики Беларусь

1.1. Понятие и функции социального обеспечения

Социальное обеспечение — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством страны, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски) [6; 7].

Понятие «социальное обеспечение» родственно понятию «социальная защита», но не тождественно. Социальное обеспечение является составной частью социальной защиты. Социальная защита помимо социального обеспечения охватывает гарантии по охране труда, здоровья и природной среды, минимальной оплате труда и прочие гарантии, которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности человека.

Социальное обеспечение предоставляется не всем гражданам, а лишь определённым категориям, предусмотренным законом. К ним относятся: инвалиды; лица, потерявшие кормильца; лица, достигшие установленного законом возраста; дети; безработные; семьи, имеющие детей; ветераны войны и труда; граждане, пострадавшие от воздействия радиации; бывшие узники концлагерей, гетто.

Право на конкретный вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, установленных законом. К ним относятся события, как правило, не зависящие от воли человека (например, инвалидность, смерть, достижение определённого возраста). Социальное обеспечение предоставляется также при наличии событий, зависящих от воли людей (например, в случае рождения ребёнка выплачивается пособие по уходу за ним).

Финансовые источники социального обеспечения: государственный бюджет Республики Беларусь; средства фонда содействия занятости и фонда социальной защиты населения; региональные фонды социальной защиты населения и помощи местных органов власти и управления; фонды социальной защиты и материальной помощи организаций всех форм собственности и др.

В правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную, демографическую, защитную функции социального обеспечения.

Экономическая функция, предусматривает замещение заработка или дохода, связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу различных жизненных обстоятельств (возраст, инвалидность, потеря кормильца, болезнь, безработица и т.д.). Она также включает частичное возмещение дополнительных расходов, вызванных объективными причинами (рождение и содержание ребенка, уход за детьми и престарелыми гражданами, инвалидами и т.п.), оказание помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство пр.).

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения финансовых средств, предназначенных для социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации и т.д.).

Производственная функция означает, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения во многом зависит от её характера и размера вознаграждения за труд.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы. Это касается стимулирования рождаемости населения, увеличения продолжительности жизни людей.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса гражданина при наступлении различных социальных рисков посредством предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, льгот и гарантий с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания.

Защитная функция социального обеспечения проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам при возникновении у них к этому необходимых предпосылок.

1.2. Правовые формы и виды социального обеспечения

Виды социального обеспечения: пенсии; надбавки и доплаты к пенсиям; пособия; льготы; материальные блага; натуральные услуги.

Пенсия — (от лат «платёж») — это основной вид социального обеспечения нетрудоспособных граждан (в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца). Право на пенсионное обеспечение имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства, если иное не предусмотрено законом либо договором.

Пособия — это денежные выплаты гражданам в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите [6; 7]. Пособия могут быть разовыми и ежемесячными; осуществляются за счёт средств государства, организаций всех форм собственности. Пособия выплачиваются с целью возмещения или восполнения утраченного заработка по причине болезни, беременности или родов; покрывают дополнительные расходы, вызванные рождением ребёнка, смертью близкого человека, необходимостью санаторно-курортного лечения; оказывают помощь многодетным семьям, малообеспеченным семьям, одиноким матерям и жёнам солдат срочной службы в воспитании детей, а также всем семьям и гражданам с целью их социальной защиты в связи с инфляцией и безработицей. Пособия могут выплачиваться в размерах, зависящих от прошлого заработка или в твёрдой сумме.

Государственные пособия назначаются и выплачиваются постоянно проживающим на территории Республики Беларуси семьям, воспитывающим детей. Наравне с гражданами Республики Беларусь право на пособия имеют лица без гражданства, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами. Иностранные граждане, имеющие детей, пользуются правом на пособия, если это предусмотрено международными договорами и соглашениями.

Назначение и выплата пособий осуществляется, как правило, по месту работы, учёбы (службы) матери ребёнка, а если мать не работает и не учится — по месту работы (службы) или учёбы отца (усыновителя, опекуна) или иного родственника, имеющего право на пособие в связи с воспитанием ребенка или уходом за ним.

Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Льготы — это социально-экономические мероприятия, проводимые государством, организациями за счёт собственных средств. Цель льгот — облегчить материальное положение граждан и их семей, которые вследствие престарелого возраста, инвалидности, семейного положения и прочих причин не в состоянии нести полные расходы по удовлетворению своих бытовых и других нужд.

К льготам относятся:

— приобретение лекарств;

— оплата расходов по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях;

— оплата расходов на организацию детского отдыха в оздоровительных лагерях;

— частичная оплата путёвок в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, детские санатории и дома отдыха для матери и ребёнка;

— оплата протезно-ортопедических изделий;

— оплата за пользование общественным транспортом;

— оплата стоимости топлива, электроосвещения, газа и квартиры.

Материальные блага — предоставление в соответствии с законодательством рабочих протезов, ортопедической обуви, слуховых аппаратов, средств лечебной физкультуры, специальных средств для передвижения инвалидов. Материальные блага предоставляются организациями за счёт собственных средств и носят алиментарный характер.

Социально-алиментарный характер производимых выплат — выдача на бесплатных, «безвозмездных» началах для получателей, при существующей обязанности, иначе «должествовании» общества по обеспечению, с одновременным наличием у получателя правомочия притязания на оказываемую помощь, и на выдаваемое благо.

Услуги — это социально-экономические мероприятия, которые осуществляются государством, организациями за счёт собственных средств в форме различных действий:

— предоставление консультативно-информационных услуг;

— предоставление временного пребывания в социальных приютах;

— обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

— осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях и на дому;

— оказание социально-реабилитационных услуг;

— оказание посреднических услуг;

— предоставление санаторно-курортного лечения и отдыха;

— содержание, воспитание и обслуживание детей-инвалидов в дошкольных, школьных и других учреждениях;

— оказание иных социальных услуг, определённых законодательством.

В отличие от пенсий и отдельных видов пособий предоставление услуг не зависит от продолжительности общественно-полезной деятельности. Их размер не зависит от заработка и других условий.

Социальные услуги предоставляются в случаях: малообеспеченности; сиротства; бездомности; безнадзорности лиц, нуждающихся в постоянном уходе, воспитании и иной социальной помощи; безработицы; инвалидности; временной нетрудоспособности или ограниченной (утраченной) профессиональной трудоспособности; неспособности к самообслуживанию в связи с возрастом или по иным причинам; токсикомании, наркомании, алкоголизме; семейного неблагополучия; возвращения из мест лишения свободы; стихийного или экологического бедствия, техногенной катастрофы; в иных случаях, когда необходима постоянная поддержка.

Формы социального обеспечения

1. Страхование: обязательное государственное пенсионное страхование, обязательное государственное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, страхование на случай безработицы и в случае несчастного случая или профессионального заболевания.

2. Социальное обеспечение за счёт прямых ассигнований из государственного бюджета. Эта система охватывает определённую группу субъектов. За счёт средств государственного бюджета осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих, предоставляются многочисленные виды помощи семьям с детьми, а также расходы на профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение средствами передвижения и др.

3. Обеспечение за счёт средств социальных фондов предприятий, благотворительных организаций и частных добровольных взносов граждан.

4. Содержание нетрудоспособных граждан в государственных, коммунальных и других учреждениях социального назначения. Такое содержание является самостоятельной формой социального обеспечения, которое осуществляется за счёт прямых ассигнований из бюджета, и принадлежит к сфере услуг для пожилых людей (пребывание в домах-интернатах и надомное обслуживание нетрудоспособных).

5. Адресная социальная помощь. Субъектами социальной помощи следует признавать только лиц, которые нуждаются в такой помощи, исходя из состояния их нуждаемости (уровень доходов не достигает прожиточного минимума). Право на социальную помощь не обуславливается трудовой деятельностью или уплатой страховых взносов.

6. Негосударственное пенсионное обеспечение граждан. Негосударственная пенсия отличается от государственного тем, что её размер можно установить по собственному желанию. Вкладчики средств в негосударственные фонды не лишаются государственных пенсий, а лишь получают к ним приложения.

Названные организационно-правовые формы социального обеспечения дополняют друг друга и составляют систему социальной защиты населения.

1.3. Принципы формирования эффективной системы социального обеспечения

Принципы социального обеспечения — это основополагающие идеи, руководящие начала, характеризующие внутреннее единство социального обеспечения, а также определяющие основные тенденции его развития.

По сфере действия принципы классифицируются на: общие; межотраслевые; отраслевые; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

К числу общих принципов относятся [2]: верховенство закона; равноправие граждан независимо от пола, расы, вероисповедания; единство и дифференциация законодательства; принцип единства прав и обязанностей; принцип формального равенства; принцип ответственности за вину; принцип социальной контролируемости; принцип подконтрольности в системе власти и управления; принцип разделения властей; многообразие форм собственности; сочетание общегосударственного и местных интересов; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и другие.

К межотраслевым принципам относятся [2]:

принцип оплаты по труду предусматривает учёт уровня пенсионного обеспечения и обеспечения пособиями в зависимости от прошлого заработка гражданина, получающего эти виды социального обеспечения;

право граждан на охрану жизни и здоровья. Осуществление данного принципа гарантировано бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения, расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья, развитием и совершенствованием техники безопасности на производстве и правил производственной санитарии, проведением профилактических мероприятий по оздоровлению окружающей среды, расширением заботы о здоровье подрастающего поколения и т.д.;

принципы организации труда и всеобщности труда указывают на равную для всех трудоспособных граждан возможность трудиться в соответствии со своей квалификацией и профессией, равное право на труд и право на получение гарантированной оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством.

К отраслевым принципам относятся [2]:

принцип всеобщности социального обеспечения закреплён в ст. 47 Конституции страны. В соответствии с ним, все граждане на равных основаниях имеют право на пенсии, пособия, услуги, льготы и другие виды социального обеспечения при наступлении соответствующих условий, предусмотренных в законе. Однако этот принцип не следует понимать как безусловное право на пенсии и пособия, услуги или льготы, так как государство через законодательные нормы определяет условия их предоставления;

принцип всесторонности социального обеспечения необходимо рассматривать как предоставление гражданам в соответствующих случаях всех видов социального обеспечения. Например, гражданин, получающий пенсию, имеет право на медицинское лечение и обслуживание, приобретение путёвок в санатории и дома отдыха и др.;

принцип финансирования социального обеспечения за счёт средств организаций всех форм собственности и за счёт взносов застрахованных означает, что Фонд социальной защиты населения формируется за счёт средств государства, отчислений организаций всех форм собственности в соответствующем проценте от фонда заработной платы и взносов граждан и зависит от ежемесячного заработка. Средства этого Фонда направляются на выплату пенсий всех видов, пособий и других видов социального обеспечения. Финансирование пенсий, пособий для военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и других воинских и правоохранительных формирований, студентов и аспирантов производится за счёт средств бюджета;

принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения. В социальном обеспечении учитываются такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья граждан, их семейное положение и прочие обстоятельства, снижающие уровень доходов населения, приводящие к утрате источников средств существования. Данный принцип служит целям выравнивания материального положения различных групп населения, защиты социально незащищённых граждан;

принцип универсальности социального обеспечения означает выплату соответствующих видов социального обеспечения гражданам, которые заболели, достигли пенсионного возраста, остались безработными, потеряли кормильца или источник средств к существованию, находятся в состоянии беременности или родили ребёнка, имеют многодетные семьи;

принцип адресности и солидарности вытекает из природы нашего социально ориентированного правового демократического государства, проявляющего заботу о малообеспеченных гражданах и их семьях. Наиболее полно положения этого принципа отражены в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» и Указе Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. №41 «О государственной адресной социальной помощи».

С 2001 г. в Беларуси действует система государственной адресной социальной помощи (ГАСП). Адресную помощь в виде ежемесячного и единовременного пособия могут получить семьи и граждане, доходы которых по объективным причинам ниже наибольшей величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждённого правительством страны, за два последних квартала (критерий нуждаемости).

1.4. Государственные минимальные социальные стандарты

Государственный минимальный социальный стандарт — минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выраженный в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат [1].

Система государственных минимальных социальных стандартов — комплекс взаимосвязанных государственных минимальных социальных стандартов. Система государственных социальных стандартов определила минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах. Другими словами, это та планка, ниже которой недопустимо снижать объём и качество услуг населению.

Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г №322-З «О государственных минимальных социальных стандартах», с изм. и доп. Этот Закон определяет критерии формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закреплённых Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Условия и порядок установления государственных минимальных стандартов определены Трудовым кодексом и Жилищным кодексом Республики Беларусь, Кодексом об образовании, законами Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», «О пенсионном обеспечении» и другими нормативными правовыми документами.

Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:

— удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;

— нормативное обеспечение формирования и использования средств республиканских и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;

— обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;

— оказание необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации [1].

Система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения Республики Беларусь была разработана и утверждена на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики». Она включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания.

В систему государственных минимальных социальных стандартов включаются учреждения жилищно-коммунального хозяйства, образования, связи, транспорта, социального обслуживания, здравоохранения, торговли и бытового обслуживания.

Нормативом государственного социального стандарта в области социального обслуживания является обеспеченность населения центрами социального обслуживания населения — один центр на административный район (внедрён в 2004 г.). Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан и семей, в том числе проживающим в отдалённых населённых пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной.

В настоящее время в республике функционирует 156 территориальных центров социального обслуживания населения, и система динамично развивается [5].

Принципы формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов:

— соблюдение конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;

— всесторонняя обоснованность установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства;

— общедоступность обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;

— целевое и адресное финансирование государственных минимальных социальных стандартов;

— широкая информированность граждан через средства массовой информации о государственных минимальных социальных стандартах;

— социальное партнёрство [1].

Таким образом, социальные стандарты призваны обеспечить государственную поддержку развития социальной защиты граждан, оказать необходимую помощь малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Система социального обеспечения. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я