Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников

Тамара Бабашева

Эта книга предназначена для тех, кто хочет самостоятельно или с помощью учителя освоить азы построения прозаических текстов разных стилей. В ней даны рекомендации, теоретический материал, образцы сочинений, а также примеры творческих работ школьников 5—9 классов. Рекомендуется школьникам и их родителям в качестве вспомогательного методического пособия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретическая основа для работы над сочинением

Тема, идея, план

Любое развернутое высказывание требует тщательного обдумывания. Определите тему и идею будущей работы. Тема текста — это то, о чем текст. Как правило, тема отражена в названии. Основная мысль текста (или идея) — это то, с какой целью создан текст, что автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста тоже может быть отражена в заглавии или прозвучать в самом тексте. Вот основные признаки текста, которые должны в нём присутствовать, независимо от стиля и типа речи:

Единство темы.

Наличие основной мысли.

Смысловая законченность.

Логическая связь между частями текста, грамматическая и смысловая — между предложениями.

Единство стиля.

Соответствие выбранному типу речи.

Подумайте, как вы будете раскрывать тему и к каким выводам в конце работы хотите прийти. Для этого нужен план: в виде вопросов или опорных фраз — как вам удобно. Он поможет привести в систему имеющиеся в голове мысли и последовательно их выстроить.

План строится в соответствии с выбранным типом речи.

Типы речи

Существует несколько типов речи (способов изложения мысли): описание, повествование и рассуждение. Если вы хотите рассказать о каком-либо событии, выбирайте повествование.

Если будете характеризовать предмет, явление или человека, то предпочтительней будет описание.

Если в центре внимания будут дискуссия, спор, ответ на проблемный вопрос, обращайтесь к рассуждению.

Но учтите, что эти типы речи существуют в чистом виде только на начальном этапе обучения сочинению, а зрелое, полноценное сочинение — это всегда их гармоничное сочетание: повествование с элементами описания, рассуждение с элементами повествования и т. п.

Последовательность работы над сочинением-повествованием

Сочинение-повествование — это рассказ о каких-либо событиях, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. «Определяется повествование как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени, в последовательном развитии, в переходах от одного состояния к другому». (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона). Главное его средство — глаголы прошедшего времени совершенного вида, сменяющие друг друга и называющие действия (пришёл, нашёл, взял, решил).

Текст может быть нейтральным или пронизанным авторскими эмоциями.

Примером субъективного повествования может служить повесть Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где о событиях повествует вымышленный автором и интегрированный в текст рассказчик Рудый Панько. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через его восприятие.

«Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин. Пономарь сделал себе нанковые на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса. Словом, все лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны!»

Субъективная оценка событий присутствует и там, где повествователем является автор или один из участников событий.

При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.

Вот возможные варианты начала повествования:

Случалось ли вам когда-нибудь заблудиться в лесу? (Вопрос)

Когда тебе всего пятнадцать, сложно определиться с выбором жизненного пути. (Общая мысль рассказа)

Безусловно, любимое всегда красиво. (Общепринятая истина)

Прошлым летом, когда мы с родителями жили на даче, нам довелось познакомиться с одним очень интересным человеком. (Место, время, действующее лицо)

Примером объективного (нейтрального) текста может служить газетная статья, построенная по типу объявления, в основе которой лежит констатация факта.

Статья в газету «Социалистический путь»

июнь 1947 года

В процессе учебного года мы строго следили за состоянием школьных зданий и всего имеющегося инвентаря. Всякое малейшее разрушение зданий, инвентаря, как учебного, так и хозяйственного мы тут же ремонтировали, не дожидаясь конца учебного года. Такая практика не позволяет дальнейшему разрушению и в конечном счёте не требует производить больших ремонтных работ. Ясно, что экономятся большие средства. Сейчас мы приступили к тем работам по ремонту школьных зданий, которые нельзя было производить в течении учебного года.

Все школьные здания будут готовы к 15 июля сего года. Следует отметить, что исполком Лиманского сельсовета до настоящего времени не организует общественность райцентра по примеру промысловцев и капустиноярцев по подготовке школ к новому учебному году.

П. Григорьева. Директор Лиманской средней школы

Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, который был не в начале, а в середине или в конце события. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать вывод.

Общие сведения о сочинении-описании. Последовательность работы

Описание — один из самых распространённых компонентов монологической авторской речи. Описать явление — значит перечислить его признаки. Уже в риториках ХVIII века можно встретить определённые схемы построения таких текстов: 1 — определение; 2 — целое — части; 3 — внешние свойства (форма, материал); 4 — место; 5 — внутренние свойства (функции, употребление).

Тексты-описания бывают разные, в зависимости от того, одушевленный или неодушевленный предмет описывается: портрет, пейзаж, события, действия. Важно, является ли описание отдельным фрагментом в произведении, сочинении или сопутствует событию, включено в его содержание. Значимы в описании его функция и роль автора текста.

Описание предмета обладает количественными характеристиками, размером, цветом, расположением в пространстве. А если оно содержится в деловых бумагах, то оформляется в официально-деловом стиле. Обычно это приложение к каким-либо товарам, где указываются их наименование, количество, цвет, размер. Безусловно, эпитеты здесь будут неуместны. Такие описания отличают, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной окраски, а с другой — полнота, чёткость, точность и последовательность.

Расположение частей обычно следующее: 1 — общие сведения, назначение (функция) предмета; 2 — его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа, описание, особенности. Обратите внимание на структуру текстов-описаний, представленных в инструкциях, словарях:

Творческие описания обязательно содержат эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При описании предмета речи очень важен выбор главной, характерной черты, детали, делающей предмет интересным. При этом необходимо найти точное, яркое сравнение, то есть создать образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета.

Описать — значит рассказать, какой предмет, перечислить его признаки. Поэтому в таких сочинениях должно быть много слов, обозначающих качество: прилагательных и причастий.

Глаголы нужно употреблять, по возможности, в одной форме.

Пример художественного описания предмета.

«И Коля стaрaлся использовaть кaждую минуту погожего летa, чтобы почерпнуть, изучить и понять эти сокровенные зaконы во всем, что его окружaло. И он мог чaсaми сидеть, всмaтривaясь в тонкий зубчaтый вырез сорвaнного им кленового листa с нежными прожилкaми в тонкой живой ткaни, сличaл его с зaзубринкaми нa крыле бaбочки и рaсскaзывaл Вите Волку, что читaл где-то, кaк знaменитый художник Лaтур, рaботaвший пaстелью, чтобы нaйти нежнейшие крaски для портретa одной крaсaвицы, употребил, по предaнию, цветную пыльцу с крыльев бaбочки.

Коля нaучился подмечaть неожидaнное сходство. Веточкa лaндышa нaпоминaлa ему то кaпельки молокa, брызнувшего нa трaву, то крохотные фaрфоровые ролики нa зеленом тонюсеньком, лилипутьем столбике.

— Витькa, смотри! Будто тaбунок молоденьких зебр в лесочке тaм пaсется! — покaзывaл он нa рощицу молодых белоногих березок.

Сорвaв пшеничный колос с длинными золотыми усaми, он вертел его нaд головой, подстaвляя лучaм солнцa, и спрaшивaл приятеля:

— Прaвдa, Витя, кaк похоже нa пaлочку зaжженного бенгaльского огня?» (Л. А. Кассиль. «Ранний восход»)

Пример текста — описания местности.

«Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски…» (А. П. Чехов «Степь»)

Каких слов в этом отрывке больше? Рыжие, полумёртвые, загорелые, буро-зелёные — прилагательные. Омытые, обласканные, обманутая — причастия. Цвет, блеск, перламутр, серебро — эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба. Оживало, плакали, затянули, испарилось — все глаголы в этом тексте прошедшего времени, в первом абзаце несовершенного вида, во втором, после того как «прошло немного времени» — совершенного.

Перед нами яркий пример художественного описания, цель которого — воздействовать на воображение читателя. Поэтому автор употребил эпитеты (туманная даль, монотонная музыка), метафоры (опрокинутое небо, оцепеневшие от тоски горы), сравнения (покойными, как тень, тонами).

Как писать сочинение-описание внешности?

Сначала дайте общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т. д. Затем укажите отдельные признаки и детали. И выскажите своё отношение к описываемому.

Описывать внешность нужно последовательно, лучше сверху вниз, перечисляя самые яркие её элементы и подбирая к ним эпитеты. Но эпитеты, как и другие средства выразительности, — это способ выразить ваше отношение к описываемому объекту. В нейтральном слове «глаза» скорей выразится равнодушие, «глазёнки» — пренебрежительность, насмешка, «очи, взор» — восхищение. Используйте стилистически окрашенную лексику, и вы достигнете цели своего описания.

Автор художественного произведения, в отличие от автора школьного сочинения, не может позволить себе открыто высказать своё отношение к персонажу, дабы не навязывать своего мнения читателю, а позволить самому определиться. Поэтому художники слова выражают свои симпатии, антипатии, пренебрежение, безразличие, любовь, восхищение через описание внешности. Сравните отношение Н. В. Гоголя к герою повести «Шинель» и к сыновьям Тараса Бульбы.

«Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек…» (Н. В. Гоголь, «Шинель»)

«Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом». (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»)

Автору школьного сочинения тоже вовсе не обязательно говорить прямо о своём отношении к предмету речи.

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Помните, что каждый человек — это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… В человеке художнику слова должно быть интересно всё: лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы.

Описание интерьера

В художественном произведении описание интерьера является дополнительным штрихом к характеристике литературных героев. Обычно дом похож на тех, кто в нём живёт.

«…он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

Что можно сказать о тургеневском Герасиме из рассказа «Муму», прочитав описание его каморки? Она мала, убога, но мебель в ней тяжёлая, добротная, сделанная его руками. Значит, хозяин её хоть и крепостной, но силён духом и физически.

Опишите любую комнату так, чтобы можно было догадаться, чем занимается её хозяин, какой он человек, чем непохож на других.

Для того чтобы описание было последовательным, необходимо выбрать ракурс — место, с которого вы будете осматривать и описывать помещение: с порога, с дивана, от окна…

Затем опишите, что видите справа и слева, сверху и снизу, освещение и украшения. Мелкие, незначительные детали опускайте, указывайте те предметы, которые подчёркивают индивидуальность главного обитателя комнаты.

Используйте названия элементов интерьера: комната, батарея, занавеска, портьера, диван, кровать, пианино, телевизор, телефон, палас, торшер, портрет, картина. А также слова-синонимы, которые помогут связать предложения в тексте и избежать повтора оного и того же слова: здесь, там, напротив, справа, слева, рядом, возле, сбоку.

Работа над сочинением-рассуждением

Уметь рассуждать — это отстаивать своё мнение в споре, давать оценку событиям, подбирать аргументы для подтверждения мыслей. Сочинение-рассуждение создается с целью доказать какую-либо мысль или убедить кого-нибудь в чем-нибудь. Схема текста-рассуждения: 1.Тезис (тезис — слово или выражение, которое необходимо доказать или объяснить). 2. Доказательства. Их обязательно должно быть больше одного, и строятся они по следующей схеме: аргумент (довод), затем — факты (наблюдения, примеры из жизни или из книг, кинофильмов). Аргументов и фактов также может быть несколько. 3. Вывод, подтверждающий правильность тезиса.

Запомним виды аргументов. Логические (рациональные) доводы, или аргументы — это то, что отражает логику человеческого разума, т.е. реальные факты, теории, гипотезы, статистические данные, законы природы, свидетельства очевидцев, результаты экспериментов и т. д. Примеры-иллюстрации — это примеры из литературы и из личной жизни или жизни близких людей и знакомых, а также случай, который мог бы иметь место в жизни при определенных условиях. Авторитетное мнение — высказывания выдающихся людей, деятелей науки или литературы. Пословицы и поговорки как опыт народа. Оптимальное количество аргументов в сочинении — три. Располагать аргументы надо в определенной последовательности. Последний аргумент должен быть самым сильным.

Примером сложного текста-рассуждения может служить рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Вначале рассказчик произносит тезис: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае». Затем данный тезис доказывается: случай, свидетелем которого стал герой-рассказчик, перевернул его представления об армии, он отказался от мечты стать военным, от службы вообще и даже от своей любви. Итогом его размышлений является невозможность что-либо делать без глубокого понимания сути, важности, необходимости самого действия, согласия с внутренними принципами. «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было», — эти слова в конце рассказа звучат как подтверждение правильности сделанных рассказчиком выводов.

Пример рассуждения в публицистическом стиле:

«Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек — это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей» (Д. С. Лихачев).

Примером рассуждения в разговорном стиле может служить речь о товариществе в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учимся писать сочинение. Методическое руководство для школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я