Кыргызстан (Киргизия). Практический и транспортный путеводитель

Антон Викторович Кротов

Первый практический и транспортный путеводитель по Кыргызстану на русском языке. Вы узнаете, как попасть в страну на самолёте, автостопом или на своём транспорте, как ночевать бесплатно или снимать жильё, какие особенности еды, горных походов, климата вас ожидают, прочитаете описания всех областей Киргизии и всех основных городов этой страны. Язык, почта и связь, пограничные переходы, трассы и маршруты… Книга иллюстрирована автором.

Оглавление

Административное устройство

Кыргызстан содержит семь областей и два города республиканского подчинения — Ош и Бишкек.

Чуйская,

Иссык-Кульская (столица — Каракол),

Таласская,

Джалал-Абадская,

Ошская,

Нарынская и

Баткенская область на крайнем юго-западе страны.

Столица, город Бишкек, и второй по размеру город страны Ош, являются самостоятельными субъектами — городами республиканского подчинения. В советский период административное деление было несколько иным: нынешняя территория Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областей входили в состав одной большой Ошской области. Также Бишкек, называвшийся в советские времена Фрунзе, входил в состав Чуйской области.

Состав Кыргызстана отражается на автомобильных номерах. Здесь номера переделали под российский стандарт, с указанием цифрового номера региона. Но многие машины имеют ещё «старые» номера, где регион обозначается буквой. Кроме этого, номер автомашины имеет небольшой красный киргизский флажок. Итак, вот соответствие номеров регионов номерам автомашин:

01 город Бишкек (старые номера: B, E, F)

02 город Ош (старые номера: O)

03 Баткен и Баткенская область (старые номера: A)

04 Джалал-Абад и Джалал-Абадская область (старые номера: D)

05 Нарын и Нарынская область (старые номера: Н, N)

06 Ошская область (старые номера: Z)

07 Талас и Таласская область (старые номера: T)

08 Чуйская область (старые номера: C, S)

09 Каракол и Иссык-Кульская область (старые номера: I).

(В таком же порядке будут описаны регионы Кыргызстана в моём путеводителе.)

Некоторые машины имеют жёлтые номера, начинающиеся с трёх букв, например KGB или KGF и т.п.. Эти машины никак не относятся к КГБ, а означают номера работающих в стране международных фирм и организаций. Никакой особой важности они не несут.

В стране несколько основных асфальтовых дорог, они поддерживаются в удовлетворительном состоянии, есть даже подобие автобана — трасса на Балыкчы (она частично является автобаном с разделительной стенкой, частично обычная трасса). Вот основные автодороги:

Бишкек — Ош — Сары-Таш — Бор-Дёбе (Памир, таджикская граница), с ответвлением на Талас южней Суусамырской долины;

Бишкек — Нарын — Торугарт (китайская граница),

Иркештам (китайская граница) — Сары-Таш — Карамык (таджикская граница),

Бишкек — Балыкчы — Чолпон-Ата — Каракол — Балыкчы, кольцевая трасса вокруг Иссык-Куля,

Ош — Баткен — Исфана, построенная в обход анклавов в пост-советскую эпоху.

Таким образом, столица страны соединяется асфальтовой дорогой с каждым из шести остальных областных центров, дольше всего добраться до Баткена.

Области, в свою очередь, разделены на районы. Столицей района, райцентром, обычно является город (шахр) или большое село, аул (айылы). Города-райцентры и айылы очень похожи, почти все дома там — частные одноэтажные. В каждый райцентр (всего их около сорока) ведёт местная дорога. Самые удалённые юго-западные райцентры — Исфана и Дороот-Коргон; самый северо-восточный — Тюп. Местные дороги, чаще всего, находятся в грустном состоянии, а некоторые не чинились с советских лет. В райцентры ходит, как правило, маршрутка из облцентра; сложнее всего добираться в Дороот-Коргон, где рейсовый транспорт был когда-то, а сейчас сменился таксистами и маршруткой через день.

Каждый райцентр имеет все базовые блага цивилизации — магазины, постоянное электричество, больничку, библиотеку, статую или бюст Владимира Ильича.

Внутри каждого района есть свои населённые пункты, цивилизованность которых обычно обратно пропорциональна высоте, на которой они находятся. Самый высокогорный посёлок, из числа постоянно обитаемых — Сары-Таш на начале Памирского тракта (3200 метров над уровнем моря).

Высоко в горах, на 2500—3000 метрах, находятся пастбища, на которых имеется население только в летнее время: кочевники-киргизы ещё не перевелись, и с наступлением тепла таковые покидают свои базовые жилища и выезжают с юртой пасти скот где-то в высокогорье, а в сентябре или в октябре спускаются обратно в долину. Такие высокогорные пастбища с юртовыми летними поселениями называются «джайлоо». Это вместо наших российских дач. У нас русские летом выезжают сажать картошку, огурцы и цветочки за город, на дачу, кыргызы имеют обычно и так свой личный огород, а вот пасти скот, получать кумыс, масло и другие продукты животноводства нужно летом на джайлоо, на летней «даче», пастбище. Классические дачи тут немногочисленны, вокруг Бишкека только.

Вдоль каждой реки и речки, по дну любого ущелья, здесь идёт какая-нибудь дорога или тропа. Вдоль каждой речки встречаются кишлаки, и отдельные домики, а выше в горы (летом до 3300 м) — юрты, джайлоо. Вдоль каждой речки и речушки можно ехать, а интереснее — идти пешком, подстапливая, в уверенности, что через несколько километров встретятся очередные гостеприимные обитатели.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я