Кыргызстан (Киргизия). Практический и транспортный путеводитель

Антон Викторович Кротов

Первый практический и транспортный путеводитель по Кыргызстану на русском языке. Вы узнаете, как попасть в страну на самолёте, автостопом или на своём транспорте, как ночевать бесплатно или снимать жильё, какие особенности еды, горных походов, климата вас ожидают, прочитаете описания всех областей Киргизии и всех основных городов этой страны. Язык, почта и связь, пограничные переходы, трассы и маршруты… Книга иллюстрирована автором.

Оглавление

Попадание. Из России

Из России в Кыргызстан люди попадают несколькими разными способами.

Первый вариант — на самолёте. Это самый быстрый путь, из года в год он становится всё более популярным. Ежедневно несколько самолётов летают в Бишкек из Москвы, среди них можно найти недорогие варианты «Аэрофлота», «Air Manas», «Уральских авиалиний», «Avia traffic company». Турецкий «Pegasus» тоже продаёт билеты Москва — Бишкек на те же самолёты, что и «Air Manas».

При предварительной покупке можно найти билеты за $100 (6000 рублей) и дешевле, иногда встречаются и билеты за 4—5 тысяч рублей (2017—2022 годы), чаще же $120. Имеет смысл заранее, за несколько месяцев, мониторить Интернет и искать самые дешёвые варианты.

Из Бишкека можно попасть на самолёте аж в три московских аэропорта — в Шереметьево (Аэрофлот), Домодедово (Айр Манас) или даже в новый аэропорт Жуковский.

Есть также ежедневные рейсы из Москвы в южную столицу — Ош. В среднем, они чуть дороже, но бывают также в пределах $100 в один конец. С каждым годом увеличивается число разных распродаж, и нижняя стоимость билета может ещё уменьшиться. Самые дешёвые билеты возникают обычно зимой; самые дорогие — летом, и особенно в конце августа. Желающие полететь в двадцатых числах августа могут отдать за билет в один конец $150—200 или даже больше.

Кроме Москвы, есть и другие города России, связанные авиасообщением с Бишкеком. Это Новосибирск, Екатеринбург и Казань, Краснодар, Красноярск, Челябинск, Санкт-Петербург, Сургут. Также есть рейсы из Стамбула, Урумчи, Ташкента, Душанбе, Астаны и даже Алматы в Бишкек, а также пролётный рейс Турецких авиалиний Стамбул — Бишкек — Улан-Батор.

Как правило, перелёт в Киргизию стоит около $100—120 из тех городов, где есть конкуренция между авиакомпаниями, и до $200 оттуда, откуда никто больше в Бишкек не летает. Летом и перед новым годом билеты существенно дороже, чем в «низкий сезон»: ранней весной или поздней осенью.

Авиакомпания «Пегасус» поставляет большое количество билетов с пересадками через Стамбул. Бывают билеты в Англию, Германию, в другие европейские страны — также от min.$100, но чаще всё же от $200. Ну или в обратную сторону.

Лететь из России в соседний Алматы, Ташкент или Андижан получается, как правило, дороже, чем в Бишкек. Поэтому вы проверяйте, конечно, и распродажи билетов в Алматы (между Алматой и Бишкеком — часа четыре езды, а проезд стоит менее $7), но в последние годы ничего дешёвого туда не появлялось.

Покупать авиабилеты и в России, и в Киргизии лучше всего по Интернету и заранее. Но для тех людей, кто не умеет пользоваться таковым, во многих городах республики Кыргызстан есть конторы по продаже авиабилетов за наличные деньги. Они обычно находятся возле базаров или автостанций, их пока ещё довольно много. Нет гарантии того, что они найдут вам действительно дешёвый авиабилет — лучше сделать всё самим!

Заброска на поезде — второй вариант, который с годами теряет популярность. В Киргизии всего три международных поезда:

более дорогой скорый Москва-Казанская — Бишкек (трое суток в пути, через Рязань, Самару, Оренбург, Соль-Илецк, Актобе, Кзыл-Орду, Шымкент, Арысь, Мерке), два раза в неделю,

и два более дешёвых пассажирских: Екатеринбург — Бишкек (через Челябинск, Астану, Караганду, Чу, Мерке), один раз в неделю,

Новокузнецк — Бишкек (через Прокопьевск, Барнаул, Рубцовск, Семипалатинск, Алматы, Чу, Мерке), один раз в четыре дня.

В 2022 году остались Самара-Бишкек, и Новосибирск-Бишкек.

Из года в год этот способ становится всё более дорогим, из-за особенностей тарификации международных поездов на пост-советском пространстве. Все международные билеты тарифицируются в швейцарских франках, с соответствующим сезону и расстоянию коэффициентом.

С ростом франка (падением рубля) цена международных поездов в пределах СНГ выросла, и стандартный плацкартный билет Москва — Бишкек обычно стоит более 10 тысяч рублей, купейный 15 тысяч рублей. Екатеринбург — Бишкек — 6 тысяч рублей плацкарт ($100), 8 тысяч купейный; в ту же цену и Новокузнецк — Бишкек.

Стараясь завлечь граждан, Киргизская ж. д. и РЖД проводят согласованные акции, порой предлагая скидки тем, кто покупает билеты более чем за 10 или даже за 45 дней, и со всеми этими скидками билет из Москвы можно бывает купить за 8000 рублей, из Екатеринбурга или Новокузнецка — от 5000.

Билеты в России можно купить на сайте РЖД www.rzd.ru. Если ваш билет куплен по Интернету, то вы должны в России получить в кассе твёрдую картонную версию билета. Получить нормальный билет в Бишкеке по электронному, взятому в России, невозможно. Если вы находитесь уже в Бишкеке, то покупать билет в Россию вы должны не на сайте РЖД, а в ворчливых кассах бишкекского ж.д.вокзала. Минимальная стоимость плацкартного билета из Бишкека в Москву, если покупать его за месяц до отправления прямо в кассах в Бишкеке, составляет 11600 сом (10,000 рублей), а перед отправлением — ещё на треть дороже. До Алматы можно доехать на новокузнецком поезде за 2000 сом (в пять раз дороже, чем на автобусе), до Шымкента на московском поезде за 1900 сом. Не дешёвое это удовольствие!

Одно преимущество поездов — для тех, кто везёт большой груз (официально можно провезти 35 килограммов, реально — сколько унесёте), для тех, кто в походы в горы везёт с собой газовые баллоны (их нельзя возить в самолёте), для тех, кто едет не с Москвы, а с промежуточных городов, где останавливается поезд (ведь самолёт в промежуточных городах не останавливается).

Доехать на пассажирском поезде до Оша или Джалал-Абада, хотя они и имеют рельсы, — никак невозможно. Южная Киргизия уже давно не имеет пассажирского железнодорожного сообщения.

Дополнительно, можно посоветовать доехать до Бишкека комбинацией поездов. Этот метод, который подробно изъяснял я ещё в прошлых путеводителях по Средней Азии, основан на том, что проезд в пределах одной страны дёшев, а пересечение границы в поезде — дорого, за весь международный участок приходится платить по «импортному тарифу». Чтобы не пересекать на поездах две границы, и за это дополнительно не платить, нужно прибегнуть к хитрости. Например, доехать по российской цене до Петропавловска (станция Петропавловск в Северо-Казахстанской области принадлежит Российским железным дорогам) или до Соль-Илецка, с Петропавловска или Илецка доехать до станции Чу или ст. Луговая на Казахских железных дорогах по казахской цене, а границу переехать маршруткой. Также можно взять два билета в один и тот же поезд, в один вагон на одно и то же место, но так, чтобы один билет был по территории одной страны (более длинной по расстоянию пути поезда), а другой включал пересечение границы, но был по расстоянию короче. Подробно эти способы, который я использую, объясняю и внедряю уже более двенадцати лет, изъясняется в отдельном разделе чуть ниже.

На автобусе в Россию / из России. Киргизия, в основном Бишкек, связана автобусным сообщением со многими городами РФ. Есть ежедневные автобусы из Москвы, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Красноярска и других городов в Бишкек. Стоимость проезда в них относительно невелика. Случалось, что некоторые путешественники иногда интересовались и даже проезжали на таких автобусах, но я должен тщательно предупредить о них. Езда в них довольно долгая, не очень комфортная, а публикой являются труженики, не нашедшие в Киргизии финансового счастья и ищущие его в северном царстве. Россиян и кыргызстанцев европейской внешности — не более 10% среди пассажиров. Впрочем, встречаются и двухэтажные большие, почти современные автобусы, выпущенные уже в этом тысячелетии.

Бывало раньше, что водители набирали, помимо сидячих, ещё и стоячих пассажиров. Случалось, что часть пассажиров не имела документов, и автобус задерживался на разных постах, пока проблемы эти решались взяткой, или же пока неофициальные пассажиры обходили границу или пост по степи. Говорят, что сейчас эта практика уже прекратилась.

Найти автобусы в самом Бишкеке легко на автовокзале. В России это сделать труднее — не все автобусы привязаны к автовокзалам. Они могут приезжать в какую-то условную точку, например, останавливаться на рынке или возле мечети. Бывает, что и на автовокзал приходят.

В 2017 году были обнаружены довольно невысокие цены на автобусные перевозки из Бишкека в Россию: до Омска, Новосибирска, Кемерово, Красноярска — по 3000—3500 сом, в Москву — 4—5000 сом, в Тюмень предлагались билеты всего по 2000 сом (хотя обычная цена около 3000). Цифры цен из России примерно такие же, но уже в рублях.

Существует отправка пассажиров в Россию из других городов Киргизии, в первую очередь из Оша. Тут уже ходят не большие автобусы, а микроавтобусы или большие восьмиместные легковушки с барахлом, привязанным к крыше. География отправок поражает — тут не только Москва и Новосибирск, но и Питер, и Сургут, Ноябрьск, Иркутск, Чита… Конторы по отправке людей во все города находятся в центре Оша и на новом его автовокзале; клиенты приходят и оставляют свои телефоны, а отправочные машины формируются по ходу накопления клиентов: в Москву ежедневно, в Сургут или Читу раз в несколько дней. Стоимость перевозки варьируется в районе 5000 сом. Чем хороши легковушки — езда на них быстрее, чем на автобусе; но неудобно то, что и ночевать придётся, вероятнее всего, в самом транспортном средстве. Удовольствие ехать, скажем, из Оша в Иркутск на легковой машине, полной разных сумок и тюков, весьма сомнительно.

Автостопом. Этот популярный, интересный и самый дешёвый способ используют сотни путешественников каждый год. Из Москвы, Петербурга, Новосибирска и других городов России в Среднюю Азию, и обратно, автостопом ездят и стар и млад. Сейчас это гораздо проще, чем в 1990-х годах. Дороги на территории Казахстана — когда — то самая сложная часть маршрута — уже асфальтированы, улучшены, ездит много хороших машин, автостоп по Казахстану улучшился за минувшее двадцатилетие. Прорехи типа Иргиза (населённый пункт такой), сотни километров по пыльной степи без асфальта — всё это ушло в прошлое. Сейчас можно спокойно, по асфальтовым дорогам, проехать в Киргизию, одним из следующих вариантов:

Челябинск — Троицк — Актюбинск (Актобе) — Астана — Караганда — Чу — Бишкек

Петропавловск — Астана — Караганда — Чу — Бишкек

Москва — Саратов — Уральск — Актюбинск — Астана — Караганда — Чу — Бишкек

Кавказ — Астрахань — Атырау — Кзыл-Орда — Шымкент — Тараз — Бишкек

Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск — Алматы — Бишкек

На своей машине. Многие люди едут в Киргизию на своих машинах — это не только труженики Кыргызстана, возвращающиеся из российских городов домой, но и российские и иностранные туристы. Путешествие на своём автомобиле по государствам Средней Азии возможно, хотя это обычно и дороже, чем на обычном рейсовом транспорте.

Бензин в Средней Азии недорог, стоит в Киргизии примерно как в России или чуть-чуть дороже, в Казахстане примерно как в России или чуть дешевле, в Узбекистане несколько дешевле, чем в России, в Таджикистане подороже. В целом, в горах дороже, чем на равнине, и в маленьких сёлах значительно дороже, чем в областных центрах внизу.

В себестоимости поездки важно учесть, кроме бензина, также разные другие накладные расходы: амортизация и ремонт машины, страховка, возможные чаевые ментам и гаишникам в Средней Азии. Увидев не-местные номера, многие дорожные менты возбуждаются, и могут назойливо требовать денег, найдя в вас мифические «нарушения».

BlaBlaCar. Этот способ передвижения, уже несколько лет хорошо зарекомендовавший себя в России и в Европе (сайт www.Blablacar.ru), пока не популярен в киргизском направлении. Иногда на этом сайте встречаются предложения поездок, типа Москва — Бишкек или даже Москва — Бишкек — Ош. Таких предложений пока (2017) довольно мало, не сравнить с внутрироссийскими поездками, ну скажем Москва — Петербург, Москва — Сочи или Москва — Омск какой-нибудь.

Не говоря уже о сомнительном удовольствии ехать в сильно нагруженной легковой машине 3300 километров через две границы, и платить за это цену автобуса или почти самолёта. Но, конечно, проверьте и этот способ: вдруг все дешёвые билеты на самолёт кончатся, автостопом ехать лень, и случайно подвернётся предложение. Помните только, что надёжность у Blablacar’щиков не стопроцентная — кто-то и отказаться может, перенести поездку или сломаться в пути. Бывают иногда предложения проехать из Москвы в Среднюю Азию всего за три-четыре тысячи рублей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я