Можно ли стать писателем в тринадцать лет? Как рассказать о себе и о том, что происходит с тобой каждый день, так, чтобы читатель не умер от скуки? Или о том, что твоя мама умерла, и ты давно уже живешь с папой и младшим братом, но в вашей жизни вдруг появляется человек, который невольно претендует занять мамино место? Катинка, главная героиня этой повести, берет уроки литературного мастерства у живущей по соседству писательницы и нечаянно пишет книгу. Эта повесть – дебют нидерландской писательницы Аннет Хёйзинг, удостоенный почетной премии «Серебряный карандаш» (2015).
6
Познакомились мы на пароме в Харлинген.
Одна-одинешенька я сидела за четырехместным столиком. Кончались майские каникулы, и паром, отходивший в половине шестого, кишел народом. Большинство пассажиров сразу спустились вниз, на палубе было холодно.
— Можно мне тут съесть свою картошечку? — Женщина в белокурых кудряшках и с подносом в руках остановилась у моего столика.
— Ну конечно, — сказала я и сняла со стула напротив папину сумку.
Женщина бросила на пол рюкзак, шарф и пальто, села. На подносе стояла большая тарелка жареной картошки с майонезом и кетчупом. И бокал красного вина.
— Красота, хорошо-то как, — сказала она. — Хочешь? — Она подвинула поднос на середину стола.
— Я уже поела, — ответила я. Что было неправдой. На дорогу мы запаслись булочками с изюмом и яблоками.
— Ты совсем одна? — спросила она.
— Нет, папа с братишкой где-то здесь, на палубе, на прощание машут Брандарису[6]. — Папа считал его самым красивым маяком на всем побережье Северного моря.
— А мама?
— Она умерла.
— О, — сказала она. — Давно?
— Десять лет назад. Мне тогда было три года.
Она отправила в рот ломтик картошки.
— Ты правда не хочешь? Мне-то все не съесть. Кстати, меня зовут Диркье.
— А я Катинка, — сказала я, макая кусочек картошки в майонез.
Она спросила, что я делала на Терсхеллинге. Оперлась на левый локоть, запустила пальцы в кудряшки. На ней был толстый черный вязаный свитер с высоким воротом, бахромой на запястьях и заплатками на локтях. Губы накрашены ярко-красной помадой. По-настоящему красной и наверняка дорогой, потому что она не оставляла следов на винном бокале.
— А девчачьими делами занимаешься? — спросила она. Я уже рассказала, что мы много катаемся на велосипеде и бегаем по дюнам и что папа с Калле гоняют по лесу на маунтинбайках.
— Девчачьими?
— Ну, примеряешь дорогую одежду и ничего не покупаешь или пробуешь в магазине дорогую косметику. Или сидишь на террасе и выставляешь людям оценки за их наряды и…
Пока она рассуждала, я заметила, что к нашему столику идут папа и Калле.
— Та-ак, а у вас тут весело, — сказал папа.
Диркье подняла голову, не сказала ни слова, а на лице у нее появилась широченная улыбка. Я подумала, что помада на губах треснет. Секунду-другую папа стоял, глядя на ее ярко-красный рот.
— Пап, это Диркье, — сказала я, ведь кто-то должен был что-нибудь сказать.
Папа снова зашевелился, подал Диркье руку:
— Хейн. Э-э, Хейн Каптейн. А это, э-э, Калле. И Катинка, моя дочка.
Ну, это она уже знала.
— В ясс играть умеешь? — спросил Калле у Диркье. Он уже достал из кармана карты.
И минут пятнадцать после отплытия мы вчетвером играли в ясс. Мальчики против девочек, как задумал Калле. Конечно, выиграли мы с Диркье, потому что папа больше смотрел на ее помаду, чем в свои карты.
Через полтора часа объявили, что мы подплываем к Харлингену.
— Ой, уже? — сказала Диркье, поднимая с полу пальто и завязывая шарф. — Пойду-ка стану у выхода, тогда успею на поезд в Утрехт. — Она подхватила рюкзак и за руку попрощалась с нами. А мне еще и подмигнула.
Когда она ушла, Калле сказал папе:
— Но ведь она может поехать с нами?
Папа, не шевелясь, провожал Диркье взглядом. И отозвался не сразу:
— О да, да, надо спросить у нее. — И он побежал за Диркье. Вернее, спотыкаясь пошел следом.
— Стоп! — воскликнула Лидвин. Мы сидели у нее в саду. Я вслух читала то, что написала («читай вслух, тогда услышишь, где и что тебя цепляет»), и уже открыла рот, чтобы прочесть следующее предложение. Лидвин забрала страницу у меня из рук. Прочитала последний кусочек и красным подчеркнула «спотыкаясь пошел следом».
— Здесь надо остановиться, дальше просто трескотня. — Она еще раз провела по красной черте.
Я смотрела на последние предложения, над которыми трудилась полчаса с лишним. Трескотня?
— Пойми, если остановишься здесь, читателям захочется узнать, что будет потом. Сумеет Катинкин папа найти Диркье в толчее на пароме или никогда больше ее не увидит? Налетит на стеклянную дверь и угодит в больницу? А если он ее найдет, захочет ли она поехать с вами? Что произойдет в машине? Ты хочешь, чтобы читатель перевернул страницу, а стало быть, надо приберечь кой-какие загадки. Погляди, как это делается в телесериалах. Каждый раз тебя держат в напряжении.
Мой спотыкающийся папа, который держит всех в напряжении, — знал бы он.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как я нечаянно написала книгу предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других