Граждановедение. Ответы на экзаменационные билеты

С. В. Андреева, 2009

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по граждановедению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Граждановедение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении граждановедения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов всех форм обучения высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

Оглавление

3. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Форма права — внешнее выражение нормативно-правовых предписаний, связанное с их закреплением в определенных, официально признанных актах.

Форма права рассматривается с внутренней и внешней сторон.

Источник права является внешней формой выражения права и указывает на то, чем руководствуются в решении юридических дел.

Источниками права являются официальные государственные документы, закрепляющие юридические нормы. Различают следующие виды источников права:

1) нормативно-правовой акт — изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством;

3) юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при решении аналогичных дел;

4) нормативно-правовой договор — соглашение между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права, предназначенное для определенного круга лиц в рамках одного или нескольких государств.

Внутреннюю форму права составляет система права, его сложная система строения.

Внутренняя форма права обусловлена общественными отношениями, которыми право регулирует либо призвано регулировать эти отношения. Критерием разделения общественных отношений служит схожесть признаков, что формулирует определенную совокупность частей права.

Сложившаяся системность права имеет несколько уровней.

Первым уровнем признается юридическая норма, также имеющая свои внутренние связи.

Правило поведения регулирует определенные правовые отношения, хотя одно и то же правоотношение может регулироваться и охраняться несколькими нормами права, что служит основанием объединения таких норм в единый комплекс, создавая правовой институт.

Именно правовой институт является вторым уровнем системы права. Он представляет собой группу норм, регулирующих определенные виды общественных отношений.

Третьим уровнем системы является отрасль права. Отрасли права — группы норм, регулирующие определенные комплексы и сферы общественных отношений. Выделяют следующие отрасли права: конституционное, гражданское, гражданско-процессуальное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, земельное, аграрное, экологическое, трудовое, семейное, финансовое, налоговое, предпринимательское, муниципальное.

Система права — внутренняя структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права.

Критериями деления права на отрасли служат предмет и метод правового регулирования.

Предметами правового регулирования являются волевые общественные отношения, регулируемые правом.

Метод является дополнительным критерием деления права на отрасли.

Метод правового регулирования — система взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов и способов юридического воздействия на общественные отношения.

Выделяют два метода правового регулирования:

1) авторитарный метод;

2) метод автономии.

Авторитарный метод правового регулирования предполагает регулирование, основанное на использовании властных предписаний.

Метод автономии основан на предоставлении возможности самостоятельно определять поведение в отношении сторон.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я