Отпусти добро. Как избавиться от комплекса «хорошего человека» и обрести свое истинное «Я»

Андреа Мэтьюз, 2017

Практически каждого человека с детства учат быть хорошим и поступать правильно, не в ущерб окружающим. Благодаря этому общество становится комфортной средой. Однако, если посмотреть вокруг, мы увидим достаточно людей, которые, отождествляя себя с добродетелью, попадают в ловушку болезненного чувства вины, вынуждающего их принимать решения в ущерб своим интересам и благополучию. Главная проблема в том, что когда мысли и поведение человека связаны исключительно с заботой о других, это приводит к исчезновению у него способности распознавать истинные намерения, чувства и мотивы поведения – свои и окружающих. Такого человека легче обмануть, использовать, манипулировать им и злоупотреблять его доверием. Попытка стать воплощением добродетели сильно мешает очнуться и увидеть, что происходит на самом деле. Хорошие люди часто торгуются со своим чувством покоя, полагая, что, ЕСЛИ они просто сделают что-то во внешнем мире, под руководством вины, ТОГДА они впоследствии обретут покой. Но вина хочет лишь, чтобы мы делали то, что она говорит, она хочет присвоить нас, сделать своими пленниками и управлять нашим выбором. Покой можно обрести, только если дать себе время прислушаться к тому, что происходит внутри нас. Цель книги – поддержать вас на этом пути.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отпусти добро. Как избавиться от комплекса «хорошего человека» и обрести свое истинное «Я» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

«Я должен это сделать, я изведусь от чувства вины, если не сделаю!», «Я просто не понимаю, как правильно поступить», «Я сорвался, но потом чувствовал себя таким виноватым, что взял все свои слова обратно», «Я так устал, но я нужен им, я просто вынужден быть там», «Я все время ощущаю вину!».

Со стороны такие высказывания, возможно, не кажутся признаками каких-то проблем, но так говорят многие мои клиенты, которые настолько отождествили себя с добродетельностью, что не заметили, как оказались в ловушке этой ложной самоидентификации. Они не представляют, как можно жить иначе, в гармонии со своим истинным «Я», что существенно отличается от их нынешней жажды быть достаточно хорошими — жажды, которая как будто определяет их личность. Они не знают, чего хотят, в чем нуждаются. Они не могут отличить обязанность от искреннего сострадания. Строго говоря, они даже не знают, кто они такие: они буквально потеряли себя в отождествлении с добродетелью.

Но есть другой путь — исцеляющий, жизнеутверждающий и вдохновляющий — это жизнь с позиции истинного «Я», в согласии с собственным центром, с душой. Истинное «Я» подобно древнему дубу, который прочно держится корнями в земле: ему не нужно определять себя через жажду быть признанным достойным человеком, под влиянием социальных — семейных, религиозных и культурных — конструктов. Оно действует органично, изнутри, от собственных корней, а не наоборот, и когда оно проявляет щедрость, это естественно и согласно его внутренней природе. Мы все можем научиться жить согласно своей внутренней природе, определив и интегрировав составляющие ее процессы, — так благодаря согласию со своей глубинной сущностью, истинным «Я» мы обретем гармонию со всем живым миром. Эта книга имеет целью поддержать вас на пути к пробуждению и обретению силы вашего «Я».

Моя история

Как практикующий психотерапевт с более чем тридцатилетним опытом работы в психиатрии я сталкивалась со множеством людей, которые всю свою жизнь стремились быть хорошими, чтобы чувствовать себя достойно. Все эти люди были воспитаны в такой семейной, религиозной и иной социокультурной среде, в которой подобное стремление поощрялось, и это усвоенное обязательство быть хорошими в итоге приняло нездоровую форму — потребность быть таковыми любой ценой, зачастую очень высокой.

Еще в самом начале своей карьеры я начала выделять этот особый тип клиентов, и само внушительное их количество побудило меня изучать психологические и духовные аспекты их динамических взаимоотношений с добродетелью. Первое, что я выяснила, — все эти люди происходили как из неблагополучных, так и из вполне приличных и даже здоровых, по крайней мере с виду, семей. Поэтому поначалу я никак не могла понять, почему они так прочно связывают свою личность с добродетелью, что постоянное ее проявление видится им необходимым условием выживания. Но со временем, по мере того как все больше клиентов раскрывали передо мной глубины своих внутренних переживаний, мое представление о самоидентификации хорошего человека становилось все более отчетливым. В процессе терапии и я, и мои клиенты начали понимать, что для проработки этой самоидентификации необходимо восстановить связь с истинным «Я». Но со временем, по мере того как все больше клиентов раскрывали передо мной глубины своих внутренних переживаний, мое представление о самоидентификации хорошего человека становилось все более отчетливым. В процессе терапии и я, и мои клиенты начали понимать, что для проработки этой самоидентификации необходимо восстановить связь с истинным «Я».

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА ФОРМИРУЕТСЯ В РАННИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ, КОГДА РЕБЕНОК УСВАИВАЕТ, ЧТО БЫТЬ ХОРОШИМ — ЭТО СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ.

Эта самоидентификация не зависит от пола и мешает людям обоих полов осознать свое истинное «Я». Хороший человек определяет себя через потребность быть еще лучше, и это становится основной задачей его жизни, по сравнению с которой остальные задачи второстепенны: он должен стать воплощением добродетели и считаться хорошим. Эта самоидентификация похожа на костюм с маской, который многие носят, совершенно не осознавая этого, как и того, что это уже стало смыслом их жизни. Вопросы формирования и проявления этой самоидентификации — сопутствующие мысли, эмоции и поведение — будут подробно описаны и объяснены на страницах данной книги.

В течение многих лет я много раз участвовала в процессе пробуждения истинного «Я» моих клиентов, когда каждый из них осознавал, какая огромная разница существует между его реальным и хорошим «Я». Мне повезло наблюдать за тем, как истинное «Я» клиента наконец подает голос и начинает присутствовать в нашем взаимодействии, и я видела, какие потрясающие изменения происходят в жизни человека, когда он полностью пробуждается и начинает думать, чувствовать и вести себя с позиции своего «Я».

У меня есть и собственные ассоциации с понятием добродетели, что, конечно, тоже побудило меня лучше разобраться в этой теме. Когда-то я считала, что религия поможет мне почувствовать себя достойным человеком и что ощущение собственной ничтожности, которое преследовало меня в ранние годы, будет побеждено, когда я наконец стану достаточно хорошей, чтобы чувствовать себя достойно. Однако выяснилось, что то волшебное средство, которое я всегда искала, — это быть настоящей, жить в согласии с истинным «Я».

С годами, по мере личного и профессионального развития, после многих бесед с близкими о добродетели, я начала понимать, что все мы так или иначе имеем психологические ассоциации с добродетелью: все мы рождены в мире, где с детства нас учат быть хорошими и поступать правильно. Однако, если посмотреть вокруг, в этом мире достаточно людей, которые отождествляют себя с добродетелью и попадают в ловушку болезненного чувства вины, вынуждающего их принимать решения в ущерб своим интересам и благополучию. За годы частной практики я видела так много этих людей, что стало очевидно, что нужно написать для них книгу, которая поможет выявить проблему отождествления с добродетелью, а также предложит способы решить ее, — и вот книга перед вами.

Чем будет полезна эта книга

Довольно трудно говорить об отождествлении с добродетелью как о проблеме, потому что быть добрым и хорошим вообще-то хорошо и при мысли о бедах этого мира добродетель не придет на ум в первую очередь. Именно поэтому говорить в таком ключе необходимо — чтобы осветить природу этой проблемы, ее распространенные последствия и способы решения. В последующих главах мы подробно рассмотрим особенности самоидентификации хорошего человека, но для начала следует сказать, что идентификация вообще — это способ стать чем-то. Это «что-то» может казаться необходимым для выживания в мире, который как будто сам побуждает нас к тому, чтобы надеть некую маску, — чтобы обеспечить себе психологическую или даже физическую безопасность. В случае с «хорошим человеком» это значит стать воплощением добродетели.

Однако, если задуматься о том, что же такое добродетель, придется признать, что не существует четкого объективного определения, общего для всех народов, культур, религий и семей: что хорошо для одной группы людей, может считаться плохим в другой — поэтому человек, отождествляющий себя с добродетелью, может отождествиться лишь с версией добродетели, актуальной для среды, в которой он вырос. Таким образом, отождествлять себя с добродетелью довольно проблематично ввиду множества моделей хорошего поведения, которые ребенок может видеть перед глазами, особенно если речь о хорошем с точки зрения членов неблагополучной семьи. В условиях такого количества разночтений в определении добродетели оказывается, что для большинства людей, отождествляющих себя с добродетелью, она заключается в служении другим и самопожертвовании — в этом контексте они мыслят, чувствуют и совершают поступки. Для тех, кто идентифицирует себя как хорошего человека, такое поведение кажется убедительным доказательством их человеческой ценности.

Главная проблема в том, что когда мысли, чувства и поведение человека связаны исключительно с заботой о других, это приводит к исчезновению у него способности распознавать истинные намерения, чувства и мотивы поведения — свои и других людей: такого человека легче обмануть, использовать, манипулировать им и злоупотреблять его доверием. Как вы увидите дальше, попытка стать воплощением добродетели сильно мешает очнуться и увидеть, что происходит на самом деле.

ИМЕННО ЭТА СПОСОБНОСТЬ РАСПОЗНАВАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ СТАНОВИТСЯ СРЕДСТВОМ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ХОРОШЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Однако, чтобы вернуть себе эту способность, сначала нужно научиться отличать истинные мысли, эмоции и мотивы от тех, что связаны с ложной самоидентификацией через добродетель. Благодаря этой книге вы сможете четко проводить грань между ложным и истинным по мере избавления от искусственной самоидентификации посредством пробуждения своего реального «Я».

Как работать с этой книгой

Эта книга будет полезна вам, если вы позволите получаемой информации запустить внутри вас процесс трансформации. Первый этап этого процесса будет подробно описан в первой части этой книги, из которой вы узнаете, что значит стать искренним с собой и начать осознавать, откуда берется потребность отождествлять себя с добродетелью. Затем мы рассмотрим то, как подобное отождествление происходит посредством психологической проекции (неосознанное присвоение своих собственных вытесненных мыслей, эмоций, убеждений и отношений к другим как защитный механизм или способ преодолеть стресс) и интроекции (неосознанное перенятие мыслей, эмоций, убеждений и отношений других). Вы узнаете о том, как семейный уклад иногда может (сознательно или бессознательно) побудить ребенка к отождествлению с добродетелью, а также о том, какие чувства, эмоции и поведение подкрепляют это отождествление. Вы также узнаете, какую роль в поддержке такой самоидентификации играют эмпатия и тонкое, но убедительное эмоциональное воздействие диалогов с самим собой. И, наконец, в главе 4 первой части мы начнем говорить о процессе самоактуализации, когда человек начинает жить в контакте со своим истинным «Я» и под его руководством, и рассмотрим условия для запуска этого процесса, который в конечном итоге устранит все причины, вызывавшие изначальную потребность в отождествлении с добродетелью.

Во второй части мы разберем различные ложные убеждения, которые передавались из поколения в поколение и считались незыблемыми истинами, хотя на самом деле являлись ошибочными. За множество веков люди настолько привыкли мыслить в рамках сложившихся представлений о том, что хорошо, а что плохо, что перестали сомневаться в истинности этих представлений. Таким образом, из-за отсутствия сомнений ложные убеждения превращаются в мантру для самоидентификации хорошего человека, вынуждая ее обладателя считать, что он в своей добродетельности следует вековым истинам. Осознание этого возвращает способность мыслить критически и открывает путь к обретению истины через пробуждение истинного «Я». Путь от ложной самоидентификации к истинному «Я» — это глубокое переживание, это пробуждение личности в поисках единственной правды — своего «Я», и помощь в поиске этой правды является целью моей книги.

Узнав, в чем мы заблуждались, мы начинаем лучше понимать, как обрести настоящего себя.

ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ К ИСТИННОМУ «Я» — ЧЕРЕЗ ЭМОЦИИ, ОДНАКО НЕКОТОРЫЕ ЭМОЦИИ СЧИТАЮТСЯ «ПЛОХИМИ», АССОЦИИРУЮТСЯ СО СЛАБОСТЬЮ И БЕСПОМОЩНОСТЬЮ.

Необходимо понять, что эти трудные для признания эмоции на самом деле служат внутренними проводниками, ускоряющими путь к исцелению. Из третьей части книги вы узнаете о том, как приблизить пробуждение истинного «Я», следуя за этими проводниками и получая опыт познания себя, который дают трудные эмоции.

Разобравшись с тем, как трудные эмоции способствуют пробуждению истинного «Я», мы уже с новой позиции рассмотрим проявления личных сил. Каждая из трех глав четвертой части рассказывает об одной из личных сил: интуиции, проницательности и желании. Все эти силы имеют внутренний, психологический характер, ввиду чего им исторически уделяется мало внимания: веками людям внушается, что знания о мире и о жизни должны приходить из внешнего мира, где передачей знаний занимаются учителя, родители, религиозные лидеры и другие авторитетные фигуры. Однако силы, направляющие нас изнутри, способны оказать мощную поддержку в движении в правильном направлении, к истинному «Я». Контакт с этими силами и решение начать жить под их руководством в огромной мере способствует избавлению от ложной самоидентификации хорошего человека.

Пятая часть книги поможет вам приобрести реалистичный взгляд на то, чего можно ожидать от процесса исцеления. Нет никаких гарантий безоблачного счастья, но из глав этой части вы узнаете о процессах, которые являются естественной частью пробуждения истинного «Я» и обретения цельности. Научившись отличать ложь от истины, можно сделать эту истину неотъемлемой частью своей натуры, тем самым открыв себе путь к обретению сил, присущих подлинному «Я». Вы узнаете, как каждая из этих сил участвует в процессе пробуждения и настоящего бытия.

В книге используются специальные понятия, которые будут более подробно объяснены в главе 30 «Практика, которая становится процессом». Каждое понятие связано с практикой, которую можно включить в свою повседневную жизнь и которая в конечном итоге должна стать частью непрерывных процессов проявления истинного «Я». И, наконец, из последней главы вы узнаете о том, как умиротворение поможет вам еще глубже ощутить свое истинное «Я». Умиротворение не означает просто беззаботность и отсутствие беспокойства — это мощный инструмент изменения жизни, который будет доступен, когда мы начнем постигать глубокую внутреннюю истину, и, как вы сможете убедиться, он становится лучшим проводником по жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отпусти добро. Как избавиться от комплекса «хорошего человека» и обрести свое истинное «Я» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я