Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни

Диана Алексеева, 2016

Вы, наверное, не раз встречали принцесс, которые годами тоскуют в ожидании своего принца? Или видели Бабу-Ягу, идущую под руку с Добрым Молодцем? Желание любви и счастья живет в каждом человеке. Но тогда почему одним достается все, а другим ничего? Неужели над первыми висит «венец безбрачия», а вторые родились под «счастливой звездой»? Нет и еще раз нет – утверждает автор этой книги. Просто заложенные в нас жизненные сценарии – программы, работающие на уровне подсознания, – ведут нас или к любви и счастью, или к тоске и одиночеству. Можно ли изменить сценарий, если он вам не нравится? Конечно! И книга Дианы Алексеевой поможет вам в этом. Автор познакомит вас с богинями, управляющими нашими жизненными сценариями. С их помощью вы сможете прожить все грани вашей женственности: обретете энергичность Амазонки, разум Императрицы, привлекательность Любовницы, милосердие Матери, мудрость Ведуньи. Вы станете женщиной-вселенной, несущей в этот мир красоту и величие, обретете гармонию и личное счастье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Амазонка

«Сражаться даме не пристало.

Кровопролитный блеск металла

Не для прекрасных женских рук.

Хороший нужен ей супруг».

Кретьен де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом», XII век

Корневая чакра, или муладхара, находится в основании позвоночника. Она символизирует страсть, внутренний импульс, целеустремленность, гнев, инстинкт выживания, все физические ощущения и силу воли. Она отвечает за нашу связь с миром и с внутренними телесными ощущениями.

Важно иметь здоровую гармоничную корневую чакру, так как она может предоставить нам неисчерпаемый источник энергии, оптимизма и стремления к совершенствованию.

Женщины, у которых этот центр развит лучше всего, проявляют себя в мире как Амазонки — они отлично знают способности и потребности своего тела и умеют их удовлетворять. Они любознательны, открыты навстречу новому, осознают свои внутренние границы и умеют за них сражаться.

Амазонки прекрасно реализуются в бизнесе, спорте и в любом другом деле, где есть конкурентная борьба. У этих женщин прекрасно развит инстинкт охотницы и завоевательницы. Они видят цель и не чувствуют ни усталости, ни боли на пути к ней. Вступая в игру, эти женщины согласны лишь на победу.

Давайте посмотрим, какие игры, а главное, какие «трофеи» ждут этих манящих и скорых на расправу дам. Для этого обратимся к мифам и сказаниям.

Согласно концепции коллективного бессознательного Карла Юнга, миф — это спонтанное проявление духовной истины, скрытой в подсознании. Миф содержит важные знания об устройстве общества и человечества в целом. Постигая внутренний его смысл, мы понимаем, какие сценарии уготованы нам в социуме и как мы, обладая своими особенностями и дарами, можем быть в нем проявлены.

Размышляя об архетипе Амазонки, мы прежде всего обратим свой взор к богине Артемиде. Миф гласит, что она родилась на острове Делос, где отец, громовержец Зевс, спрятал ее беременную мать Лето, опасаясь гнева своей супруги Геры. Только появившись на свет, Артемида была вынуждена стать взрослой — необходимо было помочь матери родить брата Аполлона, а на острове не было ни души. По сути, она поменялась с Лето местами и с тех пор считается покровительницей рожениц.

Девственная богиня, она проводила время в играх с нимфами и занималась охотой. Артемида покровительствовала тем, кто слабее, и бросала вызов тем, кто был равен по силе. В разгаре спора с братом Аполлоном (сможет ли она попасть в качающуюся на волнах точку) она застрелила своего возлюбленного — охотника Ориона. Всегда точно бьющая в цель богиня убила свою любовь — характерная черта Амазонки, которой проще убить свое чувство, чем перестать контролировать ситуацию.

Архетип женщины-воительницы мы можем встретить и в индийской мифологии. Женское божество Деви, супруга бога Шивы, является персонификацией его божественной энергии Шакти.

Деви имеет несколько ипостасей: мирная Парвати, кровожадная Дурга, грозная Кали… В «Девимахатмья» рассказывается о том, что Кали была создана специально для военных целей. Демоны асуры напали на богов и свергли их с небес. Низринутые боги отправились к Брахме, Вишну и Шиве, моля о возмездии. И тогда верховные правители извергли пламя гнева, из которого явилась богиня, названная Кали.

«Да победишь ты!» — вскричали небожители. И Кали издала клич, потрясший миры, оседлала льва и отправилась в бой. И добыла победу в войне, о которой боги-воины могли лишь мечтать. Она обещала вернуться, если понадобится ее помощь в восстановлении равновесия в мире.

Богиня Кали выполняет великую миссию Матери-заступницы. Ее любовь открывается и проявляется там, где нужна защита и где есть потребность в гармонии. Ипостась Дикой матери, с ее грубой оберегающей любовью, смотрит на нас через миф. Женщина-Амазонка подобна Кали: если она заводит детей, то оберегает их от опасности любой ценой.

Какие отношения у Амазонок с мужчинами?

Обратим взор к истории. Существует две точки зрения: согласно одной — амазонки вступали в связь с мужчинами из соседних племен, согласно другой — имели мужей в собственном племени. Трактат Гиппократа «О переломах и о членах» гласит: «Некоторые рассказывают, что амазонки калечат детей мужского пола тотчас по рождении: одним переламывают голени, другим бедра для того, чтобы они были хромыми и мужской пол не восстал против женского. Они пользуются мужчинами как ремесленниками, для работ, требующих сидячего образа жизни».

Плутарх в своих афоризмах и анекдотах рассказывает, что скифы, желая заключить мир с амазонками, предложили скрепить политический союз брачными узами. Скифы подчеркивали, что они, наконец, смогут жить с мужьями «не увечными и не обезображенными», на что предводительница амазонок Антианира ответила: «И хромой отлично действует».

В сказках, на которых мы воспитывались, мы часто встречаем героинь, проявляющих черты архетипа Амазонки. Это Герда в «Снежной королеве», Катерина в «Хозяйке медной горы» и Русалочка в сказке Ганса Христиана Андерсена. Все они до последнего борются за свое счастье и за любовь, доказывая, что «терпенье и труд все перетрут». Только давайте посмотрим, чем заканчиваются эти сказки?

В «Снежной королеве» все возвращается на круги своя. Кай становится прежним. Всего лишь прежним, вчерашним. Изменилась жизнь Герды — ведь это она получила новый опыт, пройдя столько испытаний. Преобразился мир вокруг нее — и она стала сильной, уверенной в своих чувствах и в умении достигать цели.

Как часто я вижу таких Герд в своем кабинете. Путь, который следовало пройти вместе с супругом, они смело преодолевали сами (влияние внутренней Амазонки). Поэтому сегодня, кроме пустоты и понимания того, что они с мужем безвозвратно отдалились, в их жизни не осталось ничего.

Что говорить о Катерине, отвоевавшей у Хозяйки медной горы своего Данилу, который вовсе на нее смотреть перестал — все по камню тоскует? О «награде» Русалочки, что принесла себя принцу в жертву, вспоминать еще более грустно: соперница вышла замуж, а она стала морской пеной.

Но как ни грустна сказка, реальность гораздо жестче. Я знаю нескольких женщин «спортсменок, комсомолок, да и просто красавиц», после общения с которыми мужчины расправляли плечи и женились на них. Но есть и другие, менее выдающиеся женщины и менее оптимистичные финалы.

Что делает с нами Амазонка и куда ее архетип нас ведет? Вот основной вопрос, на который я хочу постараться ответить, чтобы прекрасные дамы, заигравшиеся в войну, задумались: «А не стоит ли остановиться?»

Как мы становимся Амазонками?

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Нас сейчас больше интересует «КАК».

Давайте вспомним, как стимулируется наш интерес к знаниям и вообще к образованию. Вот именно, посредством оценок. Вакцину оценивания прививают нам с детства. В школе нас не учат быть индивидуальностями, нас учат быть ЛУЧШИМИ. Лучшими среди всех остальных. В результате мы приучаемся конкурировать — отличная почва для взращивания настоящих Амазонок, которые коня на скаку остановят и в горящую избу войдут.

Но есть одна проблема. С такой женщиной рядом может быть только слабый мужчина, а наши современницы замуж за слабых не хотят. Они хотят за сильных. Точнее, хотят найти сильного, а потом в браке доказать ему, что он слабый. Много я подобных историй видела. И считаю, что лучший выход для мужчины в подобном браке — сбежать, потому что, если не успеет, — сопьется.

Каков же выход для женщины-Амазонки? Жить в одиночестве, доказывая всему миру, что она — самая лучшая.

Другой отличный вариант — бабник, который найдет, чем занять любимую, предлагая ей новых пассий для сравнения и борьбы за титул лучшей.

Третий выход — остановиться и задуматься о цене за звание «ЛУЧШАЯ». Стоит ли овчинка выделки? Готовы ли вы расплачиваться за дипломы и блистательную карьеру одиночеством? Собираетесь ли вы всю жизнь кому-то и что-то доказывать, чтобы в старости задать вопрос «Зачем?» и не найти на него ответа? Или, может быть, обнаружив в себе черты Амазонки, все-таки начать что-то в себе менять?

Как еще мы попадаем в капканы архетипа? Вспомним, миф повествует о том, что дочь Артемида поменялась с матерью ролями. Когда девочке приходится рано взрослеть или расти без отца, она принимает вышеупомянутый сценарий и начинает по нему жить. Она просто привыкает быть «хорошим парнем» и нести весь груз ответственности на своих плечах.

Вначале мы делаем это в семье, где росли, а потом находим себе слабого партнера. И все бы ничего, но жизнь не стоит на месте. Мы меняемся, с годами становясь более чувственными, мудрыми, духовными, а следом трансформируется и наш архетип — дикой силы становится меньше. Однако слабый партнер оказывается уже неготовым переложить часть ответственности на свои плечи, и на горизонте маячит перспектива развода.

И тогда мы снова должны меняться, принимая себя и позволяя себе делать ошибки. Понимая, что раннее взросление, которое помогло «выжить» в родительском доме, в браке сыграло с нами злую шутку. Так и учимся, на ошибках.

Для Амазонки самое страшное — это пустить более сильного партнера в свою жизнь и сдаться. Но ведь не зря один из великих сказал: «Тот, кто применяет свою силу, доказывает свою слабость»[1]. Может быть, время, когда мы можем позволить другому быть собой, даже если он сильнее нас, пришло?

Сильные стороны женщины-Амазонки:

● целеустремленность;

● знание своих границ и умение их оберегать;

● понимание потребностей своего тела;

● природная сила;

● честность;

● верность (делу, идее, человеку);

● доброта и благородство — они действительно помогут, если вы в беде.

Слабые стороны женщины-Амазонки:

● отсутствие равных партнеров (или она покровительствует вам, или вы — ее враг);

● боится чувственных проявлений — ее любовь выражается в ограничениях и подколках;

● в отсутствие контроля легко впадает в гнев и ярость;

● охраняя свои границы, часто рушит границы других людей;

● если вы заболеете или устанете, в качестве поддержки и/или помощи получите дружеский пендель;

● из-за избытка энергии часто борются с ветряными мельницами;

● правдоискательство.

Истории из жизни

Татьяна

В моем окружении есть удивительная женщина-Амазонка, назовем ее Татьяной (все имена вымышленные, а истории — подлинные). Меня искренне восхищают ее честность, порядочность и исполнительность. Именно поэтому я приглашаю ее, когда мне нужно помочь в работе по дому или когда мы с семьей уезжаем и мне нужно кормить кошку. Я с легким сердцем могу ей оставить ключи, поскольку знаю, что ничего не пропадет и к моему приезду квартира будет в идеальном состоянии. Она — лучшая среди всех, кого я когда-либо знала из покровительствующих мне помощниц.

Но легка ли ее судьба как женщины? Мы говорили с ней за чашечкой кофе о ее личной жизни. У нее трое детей, все — от первого супруга. Когда отношения накалились и муж поднял на нее руку, Таня ушла с тремя детьми и одним чемоданом, оставив квартиру и все нажитое имущество (видимо, наказав благоверного таким образом). Сил ей хватило — выстояла и детей подняла.

Сейчас живет с новым мужем и младшим сыном — оба ее мужчины пьют. Мы с ней часто коротаем вечера за разговорами, потому что домой ей возвращаться не хочется.

Женщине-Амазонке очень важно развивать в себе черты других архетипов — Любовницы, Царевны, Матери. Развивать свою чувственность, чтобы мир перестал быть только черным или белым, а заиграл всеми красками.

Расскажу другую — трансформирующую историю.

Лора

Назовем ее героиню Ларисой. Успешная женщина сорока пяти лет пришла ко мне на семинар и очень порадовала. У нее была своя «империя» (сеть заводов в разных городах), которой она руководила вместе с мужем. Казалось бы, о чем еще можно мечтать? Законный супруг, с которым они прошли вместе путь от малоимущей семьи до «небожителей». Несколько домов и квартир в разных странах, двое детей — взрослые сын и дочь.

Однако она пришла на тренинг. Разве у нее в жизни было что-то не так? Что ее заставило это сделать? Желание меняться, стремление расти и двигаться дальше. Она познала вкус победы, теперь пришло время познать что-то новое.

Лариса своим примером развеяла миф о том, что на тренинги ходят слабые и «проблемные» люди. Как показывает моя практика, работать над собой способны только по-настоящему сильные люди, ведь отсиживаться и осуждать других, сидя в своем болоте, намного проще.

Мы принялись с Ларисой за работу. Самое слабое место у Амазонки — сфера чувств. Когда энергии в избытке, есть риск неправильного переведения ее в верхние центры. И тогда энергия, перейдя на уровень эмоций, захлестнет всех и вся, как это свойственно неуправляемой стихии.

После прохождения тренинга мы встречались с Ларисой раз в неделю, чтобы исполнять «Адити-дэнс» (разработанная мной женская практика, позволяющая распределить и сонастроить энергию в трех основных центрах — сексуальном, эмоциональном и ментальном), а после разговаривали. В ходе бесед Лариса постепенно осознавала, как много в ней от Амазонки. Она вспомнила, как «женила» на себе Виктора, мужчину, который вообще не представлял себя в браке (для Амазонки чем труднее задача, тем она интереснее). Поняла, что инфантильность детей — во многом ее заслуга (Амазонка часто лишает ребенка свободы выбора).

Лариса захотела себя изменить, «пригласив» в свою жизнь архетип Любовницы. Мы продолжали работать, и вскоре в ее жизнь пришла любовь. Мужчина (назовем его Игорь) был на три года ее моложе, работал коммерческим директором на одном из заводов.

Лариса изменилась до неузнаваемости: глаза светились, на смену деловым костюмам пришли облегающие платья, «шаги командора» сменились легкой поступью влюбленной девочки. Мы стали заниматься чаще, и Лора освоила вумбилдинг, йогу, тантрические практики. Страсть Игоря росла день ото дня, но Лариса вдруг засомневалась в нем, решив, что его интересуют ее деньги. Я чувствовала, что это не так: настоящая любовь сильно отличается от всех подделок и увидеть ее легко. Но Лора не верила мне. И я понимала, почему: главным архетипом Ларисы была Амазонка, которая больше всего боится любви.

Когда мы любим, наши личные границы рушатся и рождаются границы пары. Одному это контролировать невозможно, и внутренняя Амазонка, боясь отдать власть Любовнице, начала бороться с угрозой потери тотального контроля, нашептывая о корысти Игоря. Я не могла спокойно сидеть и смотреть на это и предложила выход.

Лариса сказала Игорю, что выйдет за него замуж, но в случае развода все ее имущество заберет законный супруг. А они будут жить в двухкомнатной квартире Игоря и на его зарплату. К удивлению Ларисы, любимый мужчина очень обрадовался этому известию. Как оказалось, его самого коробило то, что они вынуждены встречаться тайком. Он давно уже хотел представить Лору родителям как свою невесту (прошлым браком родители были очень недовольны).

Так сомнения ушли, и любовь, о которой многие мечтают в юности, вошла в жизнь моей подопечной на пятом десятке. Лариса и Игорь никогда не расставались (их дети уже выросли, и они могли себе это позволить): вместе гуляли, ходили на выставки, учились, читали и обсуждали книги. Я очень люблю бывать у них дома. Под моим чутким руководством ребята (они выглядят моложе моих ровесников) осваивают йогу и тантру.

Конечно, на начальном этапе их отношений не обошлось без сложностей. Когда Лора попросила развода у прежнего мужа, Виктор сказал, что лишит ее всего, что она имела. И тогда мы «приглашали» архетип мудрой Императрицы и разрабатывали стратегию отношений с бывшим супругом. Благодаря этой работе Лариса и Виктор остались друзьями (я знаю, что сейчас экс-муж часто консультирует Игоря, пожелавшего открыть свой бизнес).

Когда я вижу, как светятся глаза влюбленных Ларисы и Игоря, я понимаю, что их счастье стоит усилий, потраченных на преодоление препятствий. Не так давно они поженились, и я верю, что впереди их ждут счастливые годы совместного бытия, ведь любая работа, а особенно работа над собой — вознаграждается. Проверено.

Нам служит архетип Амазонки:

● когда мы работаем над достижением цели;

● когда нужно сказать «нет»;

● когда мы участвуем в конкурентной борьбе;

● при строительстве собственного бизнеса;

● когда нам надо защитить ребенка или подругу.

Мы служим архетипу Амазонки:

● когда живем в одиночестве;

● когда мужчина уходит к менее яркой сопернице;

● когда нас переполняет ярость, а потом мы жалеем о своих поступках и словах;

● когда существует только одно правильное мнение — наше;

● когда, доказывая свою правоту, мы теряем близких и друзей;

● когда вокруг «столько ярких, умных, красивых, никому не нужных женщин» (это мы, наконец, с другими Амазонками образовали лагерь военных действий);

● когда вокруг «только слабые мужики».

Пути трансформации

Вам не хватает черт Амазонки. Как можно их развить?

● Играть в активные командные игры.

● Пойти в бутик, перемерить кучу вещей и ничего не купить.

● Устроить день, посвященный слову «нет» — всем отвечать отказом.

● Принять участие в конкурсе, где выбирают лучших из лучших.

● Прислушаться к себе и прописать свои границы: как с вами можно обращаться, а как нельзя. Выписать эти правила, повесить на стенку и никому не позволять их нарушать.

И дерзайте, ибо дорогу осилит идущий!

Черт Амазонки в вас больше, чем хотелось бы. Что предпринять?

Осознать, что все люди — разные. Один — лучший в одном, второй — в чем-то другом. Мы все уникальны, и когда мы сравниваем всех с собою, мы упускаем удивительную возможность познакомиться с другим человеком. Мы все настолько уникальные и разные, что у нас нет шанса до конца понять друг друга, но шанс начать познавать друг друга есть.

Встретив человека, начните задавать себе вопросы: «Почему он так оделся?», «Почему он так ходит, смотрит, разговаривает, садится?». Задавайте вопросы вместо того, чтобы давать оценки. И наслаждайтесь тем, как прямо на ваших глазах начнет меняться мир.

Начните развивать свою чувственность (более подробные рекомендации — во второй главе).

Когда вы абсолютно уверены в своей правоте, найдите хотя бы три аспекта, по которым вы не правы.

Хотите стать профессионалом в игре — пригласите на площадку того, кто играет лучше вас. Не боритесь с тем, кто сильнее, дайте, наконец, себе шанс чему-то научиться.

Развивайте в себе другие архетипы — Любовницы, Девочки, Матери, Императрицы. Помните, вы можете научиться влиять на свою судьбу, корректировать свой жизненный сценарий.

Осознайте важность любви. Когда мы позволяем любви войти в свою жизнь, мы начинаем делать первые шаги к своей внутренней целостности. Мы становимся наполненными и начинаем делиться своим внутренним светом с близкими нам людьми.

Яркий пример истории Амазонки — Александра Коллонтай.

Валькирия революции

Ставшая при жизни легендой, мишень для многочисленных сплетен, объект ненависти и восхищения поэтов и писателей, коммунистов и аристократов, матросни и императорских офицеров, марксистский агитатор, публицист, теоретик «Свободных отношений свободных людей», революционерка-феминистка и первая женщина-дипломат в истории Александра Коллонтай являет собой яркий пример жизни женщины-Амазонки.

Александра Михайловна Домонтович родилась в Петербурге в обеспеченной дворянской семье. Получила разностороннее домашнее образование. Владела несколькими иностранными языками, интересовалась литературой, рисованием, танцами.

Великосветское общество с удовольствием принимало синеглазую красотку, кружившую головы мужчинам разных возрастов и разных положений в обществе (несколько отвергнутых поклонников застрелились, будучи не в силах вынести отказ). Казалось бы, судьба Шурочки Домонтович была предопределена и понятна — сиять на приемах и балах, принять роскошную и выгодную партию…

Но такая жизнь нисколько не прельщала юную Амазонку, выбирающую собственную охотничью тропу. Назло родителям, докучавшим ее устройством выгодного брака, она сбежала из дому и обвенчалась с дальним родственником — небогатым и неблестящим военным инженером Владимиром Коллонтаем, и родила ему сына.

Свои супружеские отношения Александра Коллонтай называла «воинской повинностью» и признавалась, что испытывала к супругу лишь «девичью влюбленность», что женщина в ней «еще не была разбужена». «Хозяйство меня совсем не интересовало, а за сыном могла очень хорошо присматривать няня», — писала она в своем дневнике.

Главная тема жизни и борьбы Александры была определена, когда, посетив с мужем ткацкую фабрику (в начале 1890-х годов судьбы рабочих волновали умы образованной публики), она была потрясена грязными бараками, серыми лицами работниц, зрелищем прикрытого тряпками мертвого младенца, лежавшего в углу.

«Освобождение женщин от всяческих ограничений!» — Коллонтай сделала это девизом своей жизни. И начала с себя. Дома образовался любовный треугольник — она, муж и влюбленный в нее сослуживец мужа. Читают Чернышевского, спорят о народе и пытаются строить семью на троих — свободные отношения свободных людей. Но этого оказалось мало.

«Я хотела быть свободной, — признавалась она в очередной дневниковой записи. — Маленькие хозяйственные и домашние заботы заполоняли весь день, и я не могла больше писать повести и романы… Как только маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».

Кипучая жажда деятельности вытолкнула Александру из семьи. Бросив в один момент и мужа, и любовника, и маленького сына, она уезжает в Швейцарию изучать экономику у европейской знаменитости — профессора-марксиста Геркнера. «Больше я к прежней жизни не вернусь. Пусть мое сердце не выдержит от горя из-за того, что я потеряю любовь Коллонтая, но у меня другие задачи…», — пишет она.

По совету профессора она отправляется в Англию изучать особенности английского рабочего движения. За границей Коллонтай знакомится со многими революционерами.

Все последующее 20-летие Александра, став известным публицистом и марксистским агитатором, посвятит попытке создать новый тип союза мужчины и женщины. Она занимается данным вопросом как теоретик: пишет огромное количество работ о назревшей необходимости изменить положение женщины в обществе и семье. И как практик: пытается строить собственные отношения по принципу «эротической дружбы», без цепей взаимных обязательств, унизительной ревности, тягостного быта.

Для нее не существовало ограничений в плане выбора партнеров. Количество, возраст, пол не имели значения. Большевик Александр Шляпников, правая рука Ленина в эмиграции, годами пользовался ее расположением, а, например, теоретик марксизма Карл Либкнехт получил только один «незабываемый день». Неизменным в связях оставалось одно — командовала в них всегда Александра. Ее любимая фраза тех лет: «Иду на разрыв». Она сама выбирала время, место и форму отношений.

Если у нее случался очередной писательский «запой», она сутки напролет проводила в своей комнате наедине с пером и бумагой, не обращая внимания на потребности партнера. Так было в Швейцарии, когда Александра писала по десять часов в сутки, разрешая заходить к себе только горничной. Та приносила излюбленную «рабочую» пищу — хлеб и сыр. И свежую клубнику — «для цвета лица».

Во время Первой русской революции в 1905 году Коллонтай инициировала создание «Общества взаимопомощи работницам». После поражения революции эмигрировала, так как против нее были выдвинуты обвинения в призыве к вооруженному восстанию. В эмиграции она активно участвовала в большевистском движении, наладила тесную связь с Лениным и выполняла его специальные поручения.

В 1917-м жизнь Коллонтай в очередной раз сменила русло. Судьба предоставила ей звездный час под знаменем революции и новый поворот в любовных отношениях.

Роман с героем революции, будущим командиром 51-й Перекопской стрелковой дивизии 33-летним Павлом Дыбенко — первая в истории советского государства мыльная опера, за которой следила вся страна. Для огромной России этот роман стал символом. Она — изысканная, образованная аристократка, порвавшая со своим прошлым образом жизни и ставшая «голосом революции». Он — крестьянский сын, бывший портовый грузчик, молодой матрос — отчаянный, искренний, темпераментный. По словам Коллонтай, «богатырь, бородач с ясными молодыми глазами». По более объективному описанию Зинаиды Гиппиус, «рослый, с цепью на груди, похожий на держателя бань, жгучий брюнет».

История их знакомства достаточно мелодраматична: Ленин послал Коллонтай убедить матросов Балтийского флота перейти на сторону большевиков. После того как Александра, вдохновленная пламенной верой в справедливость своих слов, убедила матросов, Дыбенко на руках перенес ее с корабля на катер, а затем с катера на причал.

Коллонтай никогда не позволяла любви стать выше дела ее жизни — будь то борьба за свободу рабочего класса или пропаганда всеобщего сексуального раскрепощения. В своем письме «Дорогу крылатому Эросу!» Александра Михайловна подчеркивала: «Первые ласкательные слова, какими обмениваются влюбленные, — это „я — твоя, ты — мой“. Пора этой привычке исчезнуть, это остаток буржуазного представления, что „собственность“ — это высшая ценность. Хорошему товарищу, созвучной подруге не скажешь же „мой“ или „моя“. Без этих ложных представлений исчезнут и муки ревности. Надо уметь любить тепло и не ради себя, а вместе с тем всегда помнить, что ты „ничья“, кроме своего дела. Тогда другой, любимый человек, не сможет ранить тебя. Ранить сердце может только „свой“, а не „чужой“».

Эти слова принадлежат не наивной девушке, а умудренной опытом 50-летней женщине. Ее послание было воспринято массовым сознанием как призыв к свободной любви. Между тем Коллонтай говорила в нем о «любви-товариществе». Под термином «крылатый эрос» подразумевались интимные отношения с любимым человеком, в противоположность «бескрылому эросу» — сексу с целью удовлетворения полового инстинкта.

По воспоминаниям очевидцев Коллонтай обладала магическим даром воздействия на толпу. «На трибуне она — вихрь, рубящие жесты, пафос греческой трагедии», — отмечали они. Один из корреспондентов французской газеты телеграфировал в Париж: «На узком возвышении витийствует женщина с острым, выразительным профилем и пронзительным голосом. Она мечется из стороны в сторону, безостановочно жестикулируя, яростно клеймит врагов революции, грозит неминуемой расплатой. Это свирепая Коллонтай, подруга Ленина. Истерическая атмосфера возникает везде, где бы она ни появилась». Ее уникальным талантом гипнотизировать массы заинтересовался даже Станиславский — он отправил своих актеров вместе с Коллонтай в агитационное турне по Волге, наказав им присутствовать на всех ее выступлениях и учиться овладевать вниманием зрителей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Рабиндранат Тагор. — Здесь и далее примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я