Практика духовного освобождения. Основные принципы трансформации личности

Селим Айссель, 2010

Школа Психоантропологии, расположенная во Франции, предлагает Учение, отличительной чертой которого является передача от живого учителя, Селима Айсселя. Тем, кто изолирован в своем духовном поиске, кто ищет людей, разделяющих его внутреннюю цель, но желает избежать духовного фольклора и экзотики, людям, знающим, что «один человек не может ничего» (Г. И. Гурджиев), Школа Психоантропологии предлагает серьезное и систематизированное Учение. Это Учение обращено к Искателям Истины, современным людям, чья цель – реализовать себя. Айссель учит не только теории духовного пути, но и многим практическим методам: физическим, психологическим и интеллектуальным. Как только мы приобретаем уверенное знание базовых принципов, Учение зовет к немедленному практическому применению их в нашей жизни. Эта книга позволит вам становиться не жертвой, а мудрецом или просто достойным человеком. Селим Айссель – автор многих книг по практической духовности, опубликованных на разных языках.

Оглавление

Из серии: Школа психоантропологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика духовного освобождения. Основные принципы трансформации личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Поставить цель, или выразить намерение

С.: Один мой знакомый утверждает, что он поддерживает связь с духовным миром, другой — мусульманин с очень деятельной верой, а сам я чувствую отделенность от Абсолюта. Каким образом можно каждый день устанавливать связь с Абсолютом, ведь у меня нет никакого опыта такой связи?

Первый, о ком вы говорили, — просто фантазер, наименее развитые люди могут писать наиболее прекрасные романы. Второй — религиозный человек. Третий — это вы, и то, что вы говорите, показывает, что вы не используете все предложения Четвертого Пути в своей повседневной жизни. Четвертый Путь — это не путь выдумщика, не путь просто религиозного человека в обычном понимании этого слова. Это путь человека религиозного в наивысшем значении этого слова, человека, который прежде всего ищет способ связать себя[1] со своим истинным Я; затем, возможно, он сможет найти связь с тем, что является началом его самого, его источником, чем-то большим, чем часть Целого, которую он из себя представляет.

С моей точки зрения, для реализации связи обязательны ежедневные упражнения в постоянном ритме. У тех, кто не практикует их, нет шансов достигнуть хоть чего-то настоящего. Ежедневная практика с минимальным ритмом необходима. На Четвертом Пути, в отличие от религиозного мира, ничего не навязывается, здесь нет ничего экстравагантного в отличие от мира романистов. Упражнения построены так, что каждый человек может абсолютно свободно выбрать то, чему сможет следовать. Предлагаемые упражнения не принадлежат ни к какой конкретной религии или течению, и они столь разнообразны, что любой человек может найти в них то, что больше подходит его собственной индивидуальности. Но, выбрав однажды и начав применять их, необходимо строго их придерживаться. Длительное время.

С.: Чем эти упражнения отличаются, например, от практики присутствия на улице, осознавания своего дыхания и подобных?

Это практики дополнительные, упражнения, которые вы можете выполнять где угодно и в любое время. Они — отличительная черта ускоренного пути, и они дополняют постоянные занятия. Ускоренный путь стремится быстрее привести вас к сущности самого себя и за пределы сущности самого себя — к источнику сущности или сущности Источника. Для достижения этой цели прежде всего обязателен необходимый минимум духовных упражнений в определенном ритме, который могут практиковать все обычные люди. Во время практик возможна связь с чем-то высшим; и неважно, восприняли практикующие уже это высшее или еще нет. Поскольку вы не можете правильно воспринять то, что гораздо возвышеннее вас, то воспринимаете в основном иллюзии. Вы не воспринимаете высшее ни через слова, ни через практики; неожиданно оно может проявиться, но вы не можете этого выразить.

Выполнение упражнений через ритмичные промежутки времени, во время которых мы контактируем с самими собой, абсолютно незаменимо. Ускоренный путь говорит вам, что нет необходимости в каком-либо определенном времени, поскольку подходящей является любая минута. У обычного человека, который старается связаться с чем-то высшим, обычно есть и другие практики; он старается, например, быть благородным в своей жизни, старается быть добрым, справедливым и правдивым. Это, конечно же, также часть Пути.

Некоторые люди устанавливают минимальный ритм: они медитируют каждое утро. Я знаю, что кто-то из вас старается вспоминать членов своей группы в определенное время в течение дня. Некоторые вечером выполняют просмотр[2] или другие упражнения. Это минимум минимума самого минимума. Некоторые работают в группах раз в неделю, что также формирует часть ритма. Есть люди, приезжающие сюда регулярно, каждые две недели на семинары. Существуют более обширные ритмы, такие как длительные курсы четыре раза в год. Все это формирует ритм. Но наш каждодневный ритм чрезвычайно важен, так же как и позиции, которые мы принимаем во взаимоотношениях с другими людьми, — благородные качества. Не следует забывать и наших позиций по отношению к нам самим, такие как самовоспоминание, наблюдение…

С.: В моих нынешних практиках не возникает чувства связи, которое раньше я иногда испытывал…

Да, и по одной очень простой причине: вы не устанавливаете намерение в том, что вы делаете, а без намерения у вас нет цели. Религиозные люди хорошо знают об этом: они предваряют все, что делают, намерением — намерением достичь связи, единения. Если вы не устанавливаете намерения, не появляется цель, вы действуете бесцельно. Вы можете использовать хорошую технику, но если нет цели, просто механическое использование техники не связывает вас с высшим.

Мы можем установить связь с высшим только при постановке намерения войти в этот контакт. Если вы не устанавливаете намерения, вы просто делаете нечто личное для самих себя. Очень сложно войти в контакт с высшими силами, а этим силам прийти, если вы их не призываете. Тем, у кого есть некоторый опыт системных расстановок[3], очень хорошо известно, что в момент постановки цели сила уже присутствует. Незамедлительно. Самый сокровенный секрет истинной религии — «соединения»[4] — это намерение, цель. Единственный вопрос: намереваемся мы войти в контакт с чем-то иллюзорным или с чем-то реальным? Иллюзия — это образ, через который мы должны однажды пройти. Мы можем использовать образ, люди ведь говорят о Господе… но образ — это не реальность, он просто позволяет нам развиваться по направлению к реальности. Что бы вы ни делали, всегда устанавливайте намерение, всегда говорите себе, в чем цель. Всегда. Намерение — вот что ведет вас к цели.

Когда вы устанавливаете намерение, или цель, — половина пути уже позади. Вот в чем секрет ускоренных путей. Другие развиваются, они выполняют свою Работу… они путешествуют по внутреннему пути. На ускоренных путях человек старается быть умнее; вы устанавливаете себе цель и знаете, что эта цель уже покрывает половину лежащего перед вами пути, поэтому вам остается пройти только половину дороги к себе. Вот так, с Божьей помощью, все работает, разве вы этого не знали? Если Бог существует, вы говорите себе, что собираетесь достичь Его; а когда вы говорите это, он смотрит в вашем направлении и говорит себе: «Что ж, хорошо, поделим этот путь пополам…» — и он движется вам навстречу. Но потом вы понимаете, что способны пройти только 5 или 10 %. Поэтому вы со смирением смотрите на Господа: «Я сам совсем не бог! И половина пути — я не смогу столько одолеть!» Мусульмане говорят, что Бог милостив и в это мгновение Он говорит: «Да, верно, половина — слишком много для тебя», — поэтому Он покрывает даже большую часть пути.

Есть еще много других небольших вспомогательных средств, похожих на это, и их необходимо использовать, поскольку человек не способен одолеть и половину пути. Он не способен одолеть даже 10 % пути. По моему мнению, даже 5 % для него слишком много. Но в человеке есть нечто божественное, поэтому он способен на большую и глубокую мудрость. Иногда всего на одно мгновение, но этого мгновения оказывается достаточно. Это мгновение полного освобождения, и приблизившийся Господь видит, что есть человек, который все отпустил. Все, чему нужно научиться, — это отпускать. Все техники, все медитации, все молитвы в мире — не что иное, как способ отпустить. Отпустить — значит прекратить быть пленником того, за что мы держимся. Человек, отпустивший то, за что держится, для того чтобы обладать всем, может получить это все.

Итак, без цели и без регулярной, ритмичной практики произойти ничего не может, это абсолютно точно. Ваши умы и эмоции все время захвачены тем, что происходит, постоянно отождествляются с самыми незначительными событиями: с погодой, с кем-то, кто улыбается или не улыбается вам, с событиями, которые не произошли или произошли не так, как вы хотели бы, чтобы они произошли. Ваша жизнь постоянно от этого зависит, вы все время привязаны ко всему этому. Как же вы ожидаете, что нечто высшее может прийти к вам? Так не получится до тех пор, пока каждый день, очень регулярно, хотя бы на одно мгновение вы не отпустите все это и не свяжетесь с высшим. Это может быть время медитации; для тех, кто молится, это время молитвы; это время движений, если вы практикуете их, поскольку у них есть также и такое значение; это время песни, если вы поете; это время совместного приема пищи, если в этом ваше намерение; это время наших конференций, если ваше намерение таково. С этим намерением в любую секунду возможно нечто, выходящее за рамки всего, к чему я привязан. На время я освобождаюсь. Но только в том случае, если есть намерение.

Намерение по меньшей мере дает нам возможность знать, почему мы делаем то, что делаем: почему мы пришли сюда на завтрак, почему мы медитируем, почему мы выполняем движения, почему занимаем правильную позицию по отношению к кому-то, даже если нам этого не хочется, поскольку мы еще несовершенны. Даже если нам не нравится так поступать, мы делаем так, поскольку знаем, что это создает связь. Человек может нам не нравиться, но мы создаем по отношению к нему позитивную мысль, мы видим в нем что-то положительное и понимаем, что через это продвигаемся на пути к цели. Затем мы осознаем, что человек, который нам не нравится, — это этап нашего пути. Наш путь к настоящему себе, и даже к чему-то более великому, чем мы сами, пролегает через человека перед нами, нравится он нам или нет. Наш путь пролегает через него, поэтому он для нас священен. С его помощью мы движемся к цели, когда видим в нем нечто положительное, думаем о нем позитивно, даже если он нам не нравится. Каждая ситуация, каждое событие, каждый человек, каждый предмет становятся священными; это наш путь, путь к высшему.

С.: Здесь я научился всегда устанавливать намерение, и это буквально изменило мою жизнь. Например, когда сейчас я занимаюсь айкидо — после более или менее бесцельной практики в течение нескольких лет, — каждый раз, выходя на додзе, я говорю себе, что практикую исходя из высшего во мне, и это совершенно изменило мою практику, возвратило ей смысл.

Намерение незамедлительно придает смысл и изменяет все, что мы делаем, поскольку оно становится чем-то священным на нашем пути к высшему. Все становится священным, для нас больше невозможно делать банальные вещи. Этот метод всецело изменяет нашу жизнь. Все, что нам необходимо делать, — думать об этом и устанавливать намерение. Вначале оно интеллектуально, но так как мы его ценим, то потом неожиданно замечаем, что нечто еще сливается с интеллектуальной стороной, нечто из эмоциональной сферы, чувство. Если мы что-то ценим, это изменяет интеллектуальное в нечто более целостное, поскольку добавляется приходящий постепенно элемент чувства и со временем оно становится для нас значимым.

Людей обычно приучают верить, что существует нечто священное, в противоположность мирскому, или обыденному. Религиозные люди убеждают остальных верить в то, что существуют священные места: храмы, мечети, церкви и синагоги — и что остальные места не священны. Это хорошо, что у религиозных людей есть, по крайней мере, священные места. Но в действительности вы можете превратить в священное место или священный предмет что угодно. Абсолютно все, поскольку единственное, что важно, — это ваше намерение. Когда вы встречаетесь с чем-то, помещаете ли вы это между собой и чем-то высшим, наиболее священным? Если вы так делаете, вы смотрите на это именно с такой точки зрения и видите, что это находится на вашем пути к высшему — поэтому священно. Религиозные люди считают, что связь может быть создана только в священных местах. Это неверно. Но если им нужны священные места, для них все же лучше их иметь. Проблема в том, что потом они идут убивать других людей, не согласных с тем, что это место — священно… и даже когда все договариваются по поводу священных мест, они и тогда продолжают убивать других людей. Иерусалим — священное место для многих людей, но они не прекращают убивать друг друга из-за этого священного места!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Школа психоантропологии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика духовного освобождения. Основные принципы трансформации личности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Во французском языке слово «религия» (religion) схоже со словом relier («связывать, соединять»). [назад к тексту]

2

См. Глоссарий. [назад к тексту]

3

См. Глоссарий. [назад к тексту]

4

Во французском языке слово «религия» (religion) схоже со словом relier («связывать, соединять»). [назад к тексту]

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я