Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, Техническая.

Алексей Георгиевич Абрамов

Книга является популярным учебным пособием по большинству видов работ с деревом. В ней изложены основы столярного дела, резьбы и отделки. Я делюсь секретами реставрационного искусства, резной иконы и деревянной скульптуры. Есть главы о позолоте и об электрическом инструменте. Книга содержит большое количество технических иллюстраций, видео и моих авторских работ (на обложке «Царица Савская»).Также попутно припоминаю жизненные рабочие ситуации своего тридцатилетнего стажа.

Оглавление

  • Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, техническая

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, Техническая. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Иллюстратор Ольга Аннушкина

Корректор Наталья Александровна Ростовская

© Алексей Георгиевич Абрамов, 2018

© Ольга Аннушкина, иллюстрации, 2018

ISBN 978-5-4474-8866-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, техническая

Ольга Аннушкина: иллюстрации, 2016. Черно-белые рисунки помечены, как (О.А.)

Корректор: Наталья Александровна Ростовская

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Одна из самых первых работ автора

Ссылка на наш Канал в Youtube, содержащий более 100 технических видео из книги:

https://www.youtube.com/user/Abramovag/videos?view_as=subscriber

Также эти интерактивные ссылки приведены в конце книги.

Абрамовы — семейная мастерская.

Реставрация, икона, живопись, скульптура.

https://ab-ram.jimdo.com/

Здесь следует оставлять вопросы и комментарии, в том числе отрицательные. Если вы заметили ошибки, пишите, мы обязательно скоординируемся.

Оглавление технической части

1) Дерево — материал будущего

1.влияние влаги на древесину

2.сушка древесины

3.вымачивание в масле

4.укладывание в штабель

5.влияние перемен климата

6.пороки древесины

7.разница между твердыми и мягкими породами

8.особенности основных пород

9.эстетические свойства

10.ускоренная сушка

Практическая работа

2) Изготовление резчицкого инструмента

1.качество инструмента

2.виды радиусов стамесок

3.изготовление обратных стамесок

4.изготовление полукруглых стамесок

5.клюкарзы

6.насаживание ручек

Практическая работа

3) Правила заточки

1.обдирка на электроточиле

2.заточка на бруске

3. правка на оселке

4.заточка обратных стамесок, уголков и клюкарз

5.полирование на войлоке

Практическая работа

4) Фигурная выпиловка

1.нанесение рисунка

2.основной процесс

3.сколы

4.зачистка

5) Мозаика

1.инкрустация

2.интарсия

3.маркетри

4.лобзиковый станок

5.фанерование

6.паркетри

6) Трехгранно-выемчатая резьба

1.мотивы

2.приемы резьбы

3.статистический метод оценки качества

Практическая работа

7) Древнерусский рельеф

1.принципы плоского рельефа. Резчик Амвросий

2.технология

3.сопряжение дуг

4.характер мелких элементов

5.Абрамцево-Кудринская резьба

Практическая работа

8) Глубокая резьба

1.заготовки

2.«оболванивание»

3.вырезание волны

4.зачистка

5.орнаменты

Практическая работа

9) Объем

1. пластилин и рисунок

2. опиливание

3. оболванивание

4. Эрьзя и Коненков

5. Скульптурные головы

10) Столярные конструкции

1. разработка схемы

2. рамочно-филеночная вязка

3. крепление индонезийской соломки

4. важный столярно-плотницкий

секрет

5. пилы

6. простейшие соединения

7. Ремонт дверок

8. сверление

9. штангенциркуль

11) Электроинструмент

1. какой инструмент покупать

2. дисковые ручные пилы

3. торцовая пила

4. электорубанки

5. рейсмусный станок

6. фрезеры

7. ленточная пила

8. шлифовальные работы

9. точение

10. соосное сверление длинных заготовок

12) Заготовки под резьбу

1. понятие точности

2. накапливание погрешностей

3. доведение до ума бытового станка

4. склеивание делянок

5. ручной рейсмус-отволок

6. настройка рубанков

7. шпонки

8. расклинивание стволов

9. распиливание отщепов на дощечки

13) Склеивание, шпаклевание, тонировка

1. изготовление вставок

2. шпаклевание

3. разбавление клея

4. восковые палочки

5. герметики и клеи

6. тонирование

7. заделка сучков

8. «античный дуб»

Практическая работа

14) Лакирование, окраска, вощение

1. столярная подготовка

2. морилки

3. лаковые морилки

4. вощение

5. масла

6. масляная краска

7. быстросохнущие лаки

8. масляные лаки

9. полирование акрилово-полиуретановыми

водными лаками.

10. полиэфирный лак

11. свойства лаков

12. копируйте патину

Практическая работа

15) Золочение

1. левкас

2. лишевание

3. приклеивание на мордан

4. золочение рельефа

5. золочение плоскости

16) Реставрация

1. консервация и реставрационная реконструкция.

2. разборка

3. укрепление шипов

4. способы смывки

5. реставрация шпона

6. старые покрытия

7. дорезка

8. полировка шеллаком

9. цикли

10. наклеивание зеленого сукна, искусственной и натуральной кожи.

11. янтарный лак

12. окунание

13. обтяжка

17) Этапы творчества

18) Сказки про дерево и деревянщиков

19) Как себя поберечь

На обложке фото работы А. Абрамова «Царица Савская», за которую получено звание лауреата на конкурсе дизайнеров. Когда она была выставлена на художественных сайтах в 2002 году, мастера отказывались верить, что это не фотошоп. Завкафедрой мебели в Строгановке, Мария Терентьевна Маастровская, также не поверила, что это не плагиат. Но несколько лет спустя сама подтвердила наше авторство.

В книге приводятся работы автора.

Процветший крест.

Предисловие

Фрилансер (англ.) — свободный копьеносец, вольный художник.

Не помучишься, не научишься.

Из «Пословиц и поговорок русского народа» В.И.Даля

Несмотря на эту поговорку, такого правила, что чем хуже мучаешься, тем лучше результат — не существует. Освоив книгу, можно научиться быть независимым человеком, или фрилансером, выражаясь термином, впервые введенным Вальтером Скоттом. Успех дается Богом. Но благословение и спасение не одно и то же. Дары Божии можно получить настойчивостью, как бедная вдова в притче о неправедном судье (Лука. 18 гл; стих 2). Почему дается благословение, нам знать не дано. Знаем только, что Господь «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тимоф. гл.2 стих 4). Примером того, как можно выклянчить желаемое, служит история повешенного декабриста Рылеева. В детстве он болел и должен был умереть, но мать молилась слишком усердно. В видении ей было сказано, что если он не умрет сейчас, то кончит плохо. Можно по-разному относиться к деятельности тайного общества, на если мать была христианкой, события на Сенатской площади были для нее однозначно уголовным преступлением. Бог относится к нам по-человечески, потому что, будучи Бесконечным, одновременно является Личностью.

Положительные изменения в России наблюдаются по улучшению товаров в иконных лавках. Продолжается беспрецедентное восстановление и строительство храмов, вырос спрос на реставрацию старинной мебели, вместе с тем, усилилась конкуренция, и постоянно повышаются требования к качеству. Не мы эту гонку придумали, поэтому будем уважать конкурентов — они помогают нам расти. Только с надеждой на Всевышнего можно выжить, оставаясь честным человеком. Качество российских товаров в последние годы растет и порядочные российские производители, как и люди искусства, ждут, чтобы в стране занялись ликвидацией недобросовестной рекламы. Клеймо «профессиональное» ставится на чем попало, процветает плагиат. От того, что промышленная продукция представляется как ручная и эксклюзивная, фрилансеры терпят ущерб. Нелишне подчеркнуть, что рекламируя нечто объективно ценное, мы рекламируем самих себя. Можно даже сказать грубее: примазываемся к чужой славе. Не скажу, что и я к этому не причастен, но стояние под музыку медных труб обязывает и самого человека тянуться, стараться и соответствовать. Только результаты такого поступка могут сказаться не сразу. Поставить на российского дизайнера или художника — риск, на который должны быть способны настоящие мужчины. Между прочим, бывшая победа Запада в холодной войне — это в значительной степени победа дизайнеров. Но резьба по дереву — одна из немногих областей, которую в СССР делали хорошо. Проучившись когда-то в Академии Информатики (МЭСИ), берусь пророчествовать, что проблемы эти решатся развитием программирования, но не без государственной воли. А чтобы предвозвестить возникновение новых проблем, пророком можно не быть. В то время, когда страну хотят разъединить и лишить независимости, вопросы ремесла не самые главные. Когда воссоединятся три братских народа, работы художникам будет, хоть отбавляй, вот тогда-то и «нарежемся».

Изменение во вкусах на деревянные изделия в нашей стране отражает движение в сторону национальных и религиозных начал. Глобалистский девиз одинаковости прельщает все меньшее число людей. На смену фабричной безжизненной правильности приходит живая линия, фактура, патина, потертость. Вместо цветовой монотонности — живописность. Позолота на резьбе не должна быть похожа на новый полтинник. Переход современного архитектурного стиля от модернизма и постмодернизма к деконструктивизму — это тоже шаг в сторону нерегулярности и нестандартности, в иное направление от идеалов мирового правительства. Только этот стиль не будет столь же массовым, как его предшественники — слишком дорогое удовольствие. Хозяева современного искусства боятся независимых и незаменимых специалистов. Лепить одинаковые коробки для них лучше во всех отношениях. Но когда ширпотреб делается путем создания программы и нажатия кнопок, надо наконец понять, что такое ручной труд!

Книга, не претендуя на полноту, и избегая наукообразия, написана простым разговорным языком в помощь кустарным мастерам, имеющим некоторый опыт работы. Древоделы народ интеллектом не изуродованный, поэтому допускаются даже жаргонные выражения, как более доходчивые. В некоторых случаях, и в определенном смысле «забей и не парься», тоже христианский девиз. Мы филфаков не кончали и выражаемся, как можем.))) Однажды захотелось разобраться, чем разбавление отличается от растворения. В профессионально-техническом издании «Технология отделки столярных изделий» Н.И.Прозоровского, в начале №8 — й главы этому было посвящено 23 строки. Многократное прочтение приводило к абсурдному выводу, что растворитель — это то, что растворяет, а разбавитель — то, что разбавляет. Ответ же прост, как стакан воды: растворитель разводит твердое, а разбавитель — жидкое. Где просто, там ангелов со сто, говаривал Амвросий Оптинский. Как технические издания, так и торговые инструкции, часто придумывают лишние сложности, чтобы произвести впечатление научности. Иллюзия повышенной наукоемкости служит обоснованием завышенной цены. Издатель гарантирует, что настоящая книга этим не страдает. У работающих авторов, однако, есть другой недостаток: мы можем что-то упустить, как «ежу понятное», на наш взгляд. Но дело в том, что между ежами нет единомыслия. Понятное одному ежу, другому ежу может быть не понятно. Так что заранее прошу меня извинить. Кустарный не значит неумелый. Многие технические открытия были сделаны в гаражах и домашних мастерских, только вот лавры часто приходили не по адресу. Тем не менее, глупо стремиться дойти до всего самому. Узнавая от других, мы смиряемся, и за это нам дается что-то понять и своей головой. В средние века рецепты соблюдались в тайне, но вступившему в цех они открывались, а сейчас в интернете пишут обо всем, но найти живого учителя сложно. Полезно быть участником интернет-сайтов «Мастеровой» (woodtools.ru), «Клуб резчиков» (rezbaderevo.ru), и реставрационного (art-con.ru), где постоянно обсуждается профессиональная информация, и выставляются работы.

Книга эта о трех специальностях: резьбе, столярном деле, и отделке. Вместе они составляют реставрацию. Может так же быть полезной при ремонте квартир. Столярное дело и реставрация — это голова, а резьба — это руки и глаз. Непосредственно о приемах резьбы говорится не много, они в основном являются ощущением рук и меткостью глаза, но не информацией, и постигаются во многом методом «тыка». На сайте rezbaderevo.ru посторонний человек поймет любую тему, а у столяров на «Мастеровом» значительная часть будет недоступна. Учит больше всего сама работа. Взявшись за дело, хоть и напортачив, все равно поймешь больше, чем при любом теоретическом обучении. Всякий учитель учит до тех пор, пока вы не начинаете становиться ему конкурентом.

В конце 90-х был заключен договор о публикации начального варианта этой книги в издательстве «Просвещение», которое специализируется на учебниках. Договор был подписан генеральным директором, начальниками отделов, получено одобрение технического рецензента. Художники и редакторы относились приветственно, предполагалось подарочное издание. То, что проект не прошел, трудно объяснить иначе, чем политикой фонда Сороса. Но их время прошло. Можно предполагать, что традиция кустарного промысла была прервана в нашей стране, мы, как и иконописцы, создаем ее почти заново, однако с использованием современных возможностей. Величайшее значение в деле возрождения храмов могут играть двенадцать альбомов «Народные русские деревянные изделия», собранные в результате поездок по северу графом А.А.Бобринским (1861—19З8), выдающимся этнографом и общественным деятелем. Они открывают широкий мир древнерусского творчества, заграждая уста знатокам, во всем видящим иноземное влияние. Количество приемов в деревообработке меньше, чем в наукоемких отраслях, но их последовательность каждый раз новая и разрабатывается индивидуально. В ремесле также как и в умственном труде, есть задачи типовые и нестандартные; 1/3 или 1/4 приемов древодела используются 1-2-3 раза.

Книга не включает начальных разделов Математики, Геометрии и Черчения, которые надо знать столяру. Без сведений из теоретической химии можно обойтись, хотя список химикатов у реставратора внушителен (не забываем пить молочко, невзирая на посты). В книге приводятся те материалы, которые легкодоступны и широко распространены на современном рынке.

Я избрал этот путь в 1981-ом году, следуя призыву Солженицина: выйти из системы. Одни называют его националистом, другие либералом, однако на эту тему пойдет разговор во II Части книги.

Древоделием занимался сам Спаситель перед тем, как выйти на проповедь, в годы своей земной жизни. Он избрал своим жребием работу с деревом, потому что пришел перенести тяготы простого народа, и научить нас смирению. За тем же самым он возжелал родиться не в столице, не в знатной семье, а в захолустье, у родителей, которые не имели возможности в Рождественскую ночь снять жилище. Поэтому Сын Божий появился на свет в кормушке для скота. На сегодняшний день наша профессия постепенно перетекает из Москвы в регионы. Училище, которое я кончал, закрыто. Не барское это дело, по мнению москвичей, которые предпочитают сидеть в офисе за компьютером. В глубинке же больше выносливости, больше смирения, больше любви к Родине, которая является такой же заповедью, как не убий и не укради. И если из столиц идут революции и предательства, то спасение Отечества идет из малых городов, как это было при Минине и Пожарском.

Дарохранительница Николы в Пыжах на Ордынке.

1. Дерево — материал будущего

Такое дерево не родилось, чтоб в дело не годилось: не годится на пол — пригодится на кол (Даль)

Древесина — материал проблемный. На строительных рынках конфликты чаще всего случаются при продаже пиломатериала. Покупатели роются в штабелях, отбирая, что получше — это приводит продавцов в напряжение. Всегда есть к чему придраться: трещина, сучок или другой какой естественный порок древесины. Идеально правильной геометрической формы также не бывает. В нестандартных арифметических подсчетах часто бывают ошибки, сознательные или случайные. А если еще начать интересоваться, сколько и как сушилось, на неприятный тон нарваться можно очень легко, несмотря на то, что грубить при капитализме положено покупателю, а не продавцу, как при социализме. Покупая готовые щиты, бруски или рейки, опасно рассчитывать потом докупить остаток. Одинаковые по виду детали могут оказаться некалиброванными. Для столярных соединений это важно.

Реставрация неоготического шкафа. Конец ХIХ в. За рекордный срок правления королевы Виктории в Англии (1837—1901г.г.) сменилось много стилей. Но Викторианский стиль — это неоготика.

Влияние влаги на древесину. Влага составляет около половины веса свежего дерева. Дерево, предназначенное для резьбы, не должно быть рыхлым. Когда стволы хранятся в коре, влага не имеет выхода и древесина преет. Особенно быстро это происходит с мягкими породами. Липа может сопреть за полгода, особенно ее сердцевина, поэтому с нее снимают кору полностью, применяя топор (дерут лыко). С березы дерут не целиком, а полосами. С прочих пород снять кору трудно, на них делают зарубки цепной пилой со всех сторон. Кроме того, под корой заводятся вредители. В коре можно сушить дуб, кипарис и тую, просто они будут дольше сохнуть. Рыхлым бывает также слишком молодое дерево. Бывает, что один кусок местами рыхлый. Полукруглая стамеска, острая как бритва, при резании поперек волокон и по торцу должна давать гладкий, блестящий срез. Надо учитывать, что срез по мокрому дереву рыхлости не покажет. Для сравнения хорошо иметь эталонный кусочек качественного дерева, чтобы плохую заточку стамески не принять за качество древесины. Большинство соснового и елового погонажа, имеющегося в продаже и другими путями попадающего к нам в руки, пролежав несколько лет в реке или на земле, для резьбы не подходит, он годится на плотницкие работы и на не очень ответственную столярку. ХвоЯ — дрянной материал: чередование плотных и мягких слоев не позволяет ни отпилить, ни просверлить, ни отрезать точно. Инструмент уходит в сторону мягкого слоя. И занозы тоже бывают чаще всего от этого материала. Цикля их рвет и мнет. Структура ДСП также неравномерна, МДФ лучше.

Колоть дрова лучше сырыми. Древесина, выросшая на сырых, заболоченных почвах, называется жирной или мяндовой, ее признаки — широкие годовые кольца, мягкость и маленький вес. Такой материал очень долго и намного будет усыхать. Коробится мяндовое дерево меньше, а также отличается меньшей прочностью. Хорошая древесина называется кондовой. При покупке досок признаком высушенности являются трещины на торце, если они только не сушились в камере. Вода, как известно, при замерзании расширяется (бутылки с водой лопаются при замерзании). Если после сильных дождей осенью резко наступают морозы, то заледенение разрывает дерево, вызывая трещины. Радиальные трещины называются метик, кольцевые — отлуп. У хвойных пород образовавшиеся пустоты заполняются смолой. То засмолк, который надо удалять.

Интересно, что столб, зарытый в землю, гниет не в глубине, а на стыке с поверхностью. Есть породы, которые, будучи полностью погруженными в воду, вообще не гниют. Так ольха на воздухе разлагается в рекордные сроки, а в воде не гниет вообще. Из нее делают срубы в колодцах. Она еще и придает приятный вкус. Только класть ее надо после сушки. Колодезный сруб из сырой ольхи, наоборот, испортит воду. Проверено.

Есть прекрасный дедовский способ оценки дерева. Выпиливается ламель, иначе пиленый шпон:

https://www.youtube.com/watch?v=zB6iOqFGB5E&t=16s

Его выгибание практически на следующий же день показывает степень высушенности и наличие внутреннего напряжения. Только на практике часто в одной партии материала доски ведут себя по-разному. Поэтому, пользуясь статистическим методом, проверять надо несколько досок, в зависимости от величины партии. В паркетном магазине никто не позволит ничего выпиливать. Можно купить одну упаковку, протестировать ее, а другие окажутся бракованными. Не все так просто, господа.))) Солнце портит дерево сильнее, чем влага. У деревянных домов худшая сторона — солнечная. И доски хранят в тени.

Калибровка досок по ширине производится следующим образом:

https://www.youtube.com/watch?v=DQKcMumlnOI

Сушка древесины. Идеальный способ заготовки материала — это осенью снять кору с растущего дерева, а в начале весны спилить его. Под корой находится лыко (луб), дальше идет камбий, который формирует новые клетки древесины. За камбием начинается заболонь, по которой движется сок. И дальше более плотное ядро. Весенние слои дерева светлее, летние темнее. Радиальные сердцевинные лучи проводят питание.

При сушке в стволах хорошо оставлять сучки длиной с вершок, так лучше избежать трещин ствола. Особенно хорошо режется свежая древесина, однако тут надо учитывать все вытекающие последствия — усушка, коробление и растрескивание. Больше всего это происходит с сердцевиной. К сырому дереву плохо прилипает клей и лак. В случае необходимости все-таки нанести их, поверхности прогревают техническим феном.

Годовые кольца как бы стремятся распрямиться:

Рисунок из советского учебника.

Сушка древесины:

https://www.youtube.com/watch?v=0u9yDUcLT-A

Но если просушенная доска попадает в более влажную среду, выгиб пойдет в другую сторону. Менее всего деформируется доска, распиленная по радиусу. В дереве содержится два вида влаги: сок самого дерева, который естественным образом выходит в течение нескольких лет, и внешняя, дождевая (свободная), которая испаряется за несколько недель. Еще они называются внутриклеточная и межклеточная. Быстро сушат доски в специальных сушильных камерах, однако не везде правильно выдерживается режим этой процедуры, и потом могут произойти изменения. Для каждой породы свой режим камерной сушки, нельзя вместе сушить разные породы, что часто случается. Кроме того, в одном и том же лесу где-то низина (влажно), где-то пригорок, соответственно и сушить надо по-разному. Но никто, конечно, в такие тонкости не вникает. Прибором можно промерить только количество влаги в древесине, но это не гарантирует от последующего коробления и растрескивания. В дерево втыкаются электроды в нескольких местах, и по пропущенному току определяется количество влаги. А существует еще внутренне напряжение, которое создается из-за разницы в плотности весенних и летних слоев, оно проверяется только путем выпиливания ламели. Из-за него и происходит деформация. В моей квартире больше 10 лет простоял деревенский сундук возрастом более 100 лет. И на 110 десятке образовалась большая трещина. (((

Сушка — это отдельная специальность, которая приобретается в Лесотехническом институте. Чтобы внутреннее напряжение прошло естественным образом, материал несколько раз должен увлажниться и высохнуть, пережить перепады климата. Заготовки, много лет хранящиеся при комнатной температуре, так и не избавляются от этих напряжений. В некоторых книгах используется термин «дерево умерло» — это ошибка. Оно будет продолжать набухать от влаги и сжиматься от сухости, пока окончательно не сгниет и не рассыплется. Особенно губительна усушка и коробление для столярных конструкций и для резьбы, являющейся конструктивной частью столярных соединений. Чтобы визуально оценить время испарения дождевой влаги, можно указать, что вздувшийся после затопления паркет ложится на место через 3—4 месяца.

Недавно изобретено термодерево, оно получается путем вакуумной сушки с прогревом и получает свойство не трескаться и не усыхать. Из него можно делать умывальники и ванны. Есть еще импрегнированная древесина — пропитанная консервантом. А также декинг — как ДСП, только лучше и с безвредным связующим. Существует следующая градация влажности древесины: комнатная — столярная (6—10%); лежавшая на воздухе — плотницкая (15—20%); и сырая (100—50%). Степень усушки зависит также от породы: береза, акация, клен, граб и бук — сильноусыхающие. Дуб, ясень, вяз, сосна, груша, орех, липа, ольха, осина — среднеусыхающие. Ель, можжевельник, пихта, кедр, тис, ива, черешня — малоусыхающие. Влажность уменьшает прочность древесины. Строганое дерево сохнет быстрее пиленного. Не рекомендуется резать из очень старого, пересушенного материала, такого например, как старый паркет, это потребует излишних усилий и отрицательно скажется на результате. Определить твердость заготовки, как и в случае проверки на рыхлость, надо путем сравнения ее с эталоном, происхождение которого известно. Большие проблемы в работе могут создать как сами сучки, так и закручивающиеся рядом с ними волокна. Нормально режется прямослойное дерево, оно называется теклявым. Все породы дерева легко скалываются поперек волокон, но очень прочны на изгиб вдоль волокон. Это свойство необходимо учитывать, когда элемент ажурного пропильного орнамента ориентируется в заготовке. Для высушивания большого пня или кряжа под скульптуру на коре делаются насечки, закрашиваются спилы и все это закапывается в сухой песок или торф под навесом на 2—3 мес, а затем вывешивается под навесом же.

Одним из ценных качеств которыми обладает сухое дерево в отличии от свежего — это способность циклеваться:

https://www.youtube.com/watch?v=JKHt9U09kqw

Вымачивание в масле. При изготовлении маленьких иконок можно вымачивать целиковые заготовочки в льняном масле. Нельзя это проделывать с заготовками под распятие, склеенными из двух поперечин. Если даже склеить их до вымачивания, все равно не будет держаться. Лучше вымачивать не очень светлые породы, чтобы не получалось цвета, подобного моче. Желто-охристый тон — это эстетика времен, когда при помощи икон ставили груз на кислую капусту, а старинную мебель выбрасывали на помойку. Промасленные куски легко режутся, хорошо хранятся, не боятся воды.

Укладывание в штабель. Для сушки досок где-нибудь на даче их укладывают под открытый навес не ближе 50 см от бетонной или асфальтовой поверхности в штабель, перекладывают каждый ряд брусочками, чтобы поступал воздух. На сколько возможно определить это на глаз, при взгляде-прицеле с торца, доски должны лежать ровно, не закручиваясь. Тяжесть верхних не дает коробиться нижним, а на верхние с концов и по середине можно положить кирпичи. Нельзя сушить материал в непроветриваемом помещении, а также на сквозняке и на солнце. Торцы досок и бревен закрашивают краской, лаком или клеем, чтоб не растрескивались от слишком быстрого испарения влаги. Когда жарко, дерево можно сушить в соломе, а на юге — в сухой земле или песке. Древесина незначительно усыхает в направлении вдоль волокон, а поперек волокон уменьшение ее ширины может быть больше 10%, у разных пород по-разному. Лиственные породы сохнут дольше, чем хвойные. Наиболее ценной частью является комель — нижняя часть ствола без сучков. Однако в редких случаях в прикорневой части попадаются вросшие песчинки, пользоваться такими экземплярами нельзя. Из сучковатых частей можно выбирать куски для мелких работ. Чтобы обработать сучковатые заготовки на столярку, нужны высокооборотистые рубанки (около 15—20 тыс. об./мин.) и ленточные шлифмашинки. Когда заготовка попадает в новое помещение происходит «вторая естественная сушка», в течение недели ее влажность уравновешивается с имеющейся в данном месте.

Полка для икон. Дуб, мореный под красное дерево.

Влияние перемен климата. Вредны для дерева резкие перемены температуры и влажности. Однажды в старом здании Третьяковской Галереи, находившимся в аварийном состоянии, прорвалась труба, и на несколько сантиметров от пола вода залила запасник икон, от чего катастрофически повысилась влажность в помещении, где обычно следили за ее колебаниями до долей процента. Реставраторы нашли способ несколько исправить положение: с деревообрабатывающего предприятия, через улицу, принесли мелкую стружку и рассыпали ее по полу, частично поглотив таким образом влагу. Для определения влажности существуют научные методы и приборы, но кустари определяют ее по качеству стружки. Сухая стружка ломается и крошится, влажная — гнется. Влажная стружка больше застревает в рубанках. Приблизительно определить степень высушенности можно, просто пощупав только что остроганную поверхность.

Мою работу «Скифская пленница» приходится время от времени реставрировать, такова судьба деревянных изделий:

https://www.youtube.com/watch?v=TJQVVVn8DXY

Пороки древесины. Сильно ослабляют прочность древесины сучки. Бывает, что брусок, пересеченный сплошным сучком, распадается даже без приложенного усилия. Полость мертвых сучков на хвойных породах заполняется смолой, окрашивая окружность — это табачные сучки. Сучки на щите заделывают вставками при помощи больших сверл. С имеющимися трещинами можно бороться. Их пропиливают и заклеивают, сжимая струбциной, шпаклюют. Все эти приемы используются и при реставрации:

https://youtu.be/22crTasg6n0

Различные пороки древесины иногда могут, наоборот, быть художественно интересными: изменения цвета, пятна, волны, крапинки, грибные поражения, закручивающиеся рядом с сучками волокна и др. Особо ценными пороками дерева являются наросты — капы, из которых делают скульптуру, сувениры и шпон. В качестве конструкционного материала они не годятся.

Различные изменения направления волокон создают задиры при строгании. Но при токарных работах это, как даже и сучки, совершенно не мешает. Поражение дерева древоточцами в настоящее время иногда специально имитируется бормашинкой или бурами от дантиста при помощи дрели. От синюшности можно избавиться перекисью водорода или различными отбеливателями для ткани. Последняя стадия разрушения дерева — гниль, создаваемая грибками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, техническая

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древоделие. Как стать фрилансером. Часть I, Техническая. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я