Понятия со словом «епарх»

Связанные понятия

Болгарская апокрифическая летопись или Сказании Исайи, или Сказании Исайи пророка как он был вознесён ангелом до седьмого неба (болг. Български апокрифен летопис) — оригинальный памятник древнеболгарской литературы, написанный во второй половине XI века.
Моки́й Амфипо́льский (греч. Μώκιος ὁ Ἀμφίπολις; лат. Mocio Amphipolitanae; ум. 288 или 295) — христианский священномученик. Почитаемый в Православной церкви, его память 11 (24) мая; и Католической церкви, его память 11 мая и 24 мая.
Горди́й (др.-греч. Γορδίας; конец III века — начало IV века) — христианский мученик. Почитаемый в Православной церкви, пострадал во время правления Ликиния, его память совершается 3 (16) января.
Церковное предание связывает основание первых церквей с именами конкретных апостолов.

Подробнее: Список основателей христианских церквей
Новат (лат. Novatus; III век) — пресвитер Карфагенской церкви, осуждённый в 251 году.
Крестоцеловальная запись — документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста.
До́лгие бра́тья или Дли́нные бра́тья (др.-греч. Μακροἱ οἱ ἀδελφοί; IV век — начало V века) — четыре родных брата: Диоско́р, Евсе́вий, Евфи́мий и Аммо́ний (др.-греч. Διόσκορος, Ευσέβιος, Εὐθύμιος καί Ἀμμώνιος), родиной которых был Египет. Прозвище «Долгие (Длинные) братья» получили благодаря тому, что были очень высокого роста. Все четверо стали вначале монахами в Нитрийской пустыни, а затем стали настоятелями здешних скитов. Пользовались необыкновенным уважением как среди монахов, так и среди епископов...
Стригольники объединялись в особые группы, во главе которых стояли наставники, и создавали собственные общины. Основными идеологами стригольников считались Карп и Никита.
Книга I Палатинской (Греческой) Антологии (лат. Liber I Anthologiae Graecae, Liber I Anthologiae Palatinae, от греч. άνθος — цветок, цвет, лучшая часть; обозначается AG I, AP I) — первая из 15 книг сборника греческих эпиграмм, составленного в X веке. Константином Кефалой в Византии. Содержит христианские эпиграммы византийского периода.
Синайские и раифские преподобные пострадали от кочевых арабских племён. Первое избиение произошло около 312 года (пострадали 40 синайских подвижников и 39 раифских). Второе избиение произошло через сто лет и описано преподобным Нилом Постником...
Иконобо́рческий собо́р (Иерийский собор) — собрание высшего духовенства христианской церкви, состоявшееся в 754 году во дворце Иерии, на азиатском берегу Босфора, между Халкидоном и Хрисополем (Скутари) по инициативе императора Византии Константина V. На соборе были приняты решения, осуждавшие почитание икон.
Аристон Пелльский (др.-греч. Ἀρίστων, лат. Aristo Pellaeus) — христианский апологет и историк II века. Вероятный автор «Диспута Иасона с Паписком».
Препозит священной опочивальни (praepositus sacri cubiculi), в русской литературе иногда также «препозит священной спальни», «начальник священной спальни», «обер-камергер» — в Поздней Римской империи и ранней Византии чиновник, заведовавший личными покоями императора, как правило, евнух. Ему подчинялся примикерий священной опочивальни (primicerius sacri cubiculi), непосредственно руководивший евнухами (cubicularii — постельничие) и другими слугами, обслуживающими императора, castrensis (эконом дворца...
Трактат о должностях (Псевдо-Кодина) — византийский источник XIV века, ошибочно приписанный куропалату Георгию Кодину (Псевдо-Кодин). Написан либо во время правления Иоанна VI Кантакузина, либо вскоре после его правления. Этот трактат имеет такое же значение как и «О церемониях» Константина VII Багрянородного и «Клиторологий» Филофея. Первый перевод этого источника вышел во Франции в 1966 году, перевод выполнял Жан Верпо (Jean Verpeaux), он же дал условное название источнику, так как он дошел до...
Платон Студийский, или Плато́н Студи́т (735, Константинополь — 5 апреля 813, Константинополь) — православный монах, игумен, родной дядя Феодора Студита. Почитается как преподобный и исповедник. Память в Православной церкви — 5 (18) апреля, в католической — 4 апреля.
Га́нгрский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Γάγγρᾳ τῶν Παφλαγόνων) — поместный собор христианской церкви, состоявшийся в середине IV века в городе Гангры (Пафлагония). В отношении даты проведения собора высказываются различные мнения: около 340 года — епископ Никодим (Милаш), 343 год — архиепископ Петр (Л’Юилье) или между 362—370 годами — профессор А. С. Павлов. Участие в работе собора приняло 13 епископов, председательствовал Евсевий Никомидийский. В соборе приняли участие следующие епископы: Евсевий, Элиан...
Гаваонитяне (гибеонитяне; также евеи) — ханаанский народ, жители древнего палестинского города Гаваона (Гибеона); во время завоевания Ханаана евреями (1272—1244 годы до н. э.) хитростью добившиеся пощады от их предводителя Иисуса Навина (Иошуи, преемника Моисея); были обращены в рабов для исполнения религиозных обязанностей при Скинии.
Студийский монастырь (греч. Μονή Στουδίου) — самый значительный монастырь средневекового Константинополя.
Савватиа́не (др.-греч. σαββατιανοὶ; лат. sabbatiani) — община, отделившееся от новатиан, образовавшаяся при императоре Валенте и получившая имя от Савватия, Пасху праздновали в одно время с иудеями.
Собо́р Бу́товских новому́чеников — праздник Русской православной церкви, установленный в память о православных святых, принявших мученическую кончину за Христа на Бутовском полигоне. Празднование Собору совершается в 4-ю субботу по Пасхе. Внесено в месяцеслов по благословению патриарха Алексия II 3 сентября 2003 года. На май 2009 года включал имена 321 святого.
Насад, насада, носадъ (др.-русск. насадъ, насада) — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Имело одну мачту и парус. Известны с XI века, использовались для перевозки грузов и войск. В XV—XVI вв. использовались русским войском в войнах с Казанским ханством. До XVIII в. насады строились на Каме и Вятке, поэтому их называли камскими и вятскими, где их использовали для сплавки леса вплоть до Астрахани, откуда уже не возвращали...
Типос (греч. τύπος) — образец христианской веры, изданный императором Константом II в 648 году по совету константинопольского патриарха Павла II. Заставляя всех веровать согласно с бывшими пятью вселенскими соборами, император в типосе запрещал говорить как об одной, так и о двух волях.
Одризы (лат. Odrysae, др.-греч. Όδρύσαι) — фракийское племя, жившее на притоке Гебра Атриске, по другим свидетельствам — на равнине Гебра.
Зачатие Иоанна Предтечи — праздник Православной Церкви, установленный в честь зачатия пророка Иоанна Предтечи (именуемого также Крестителем).
Акакиа́нская схи́зма (греч. Ακακιανά σχίσματα) — в христианстве 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Римской и Константинопольской церквями, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона; назван по имени константинопольского патриарха Акакия.
«Торжество́ правосла́вия» (греч. το θρίαμβο της Ορθοδοξίας) — праздник в Православных церквях, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста.
Молча́льник (др.-греч. ἡσυχαστής; лат. silentiarius) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывное молчание, принявший обет молчания.
Ассирийские войны — завоевательные войны Ассирийского царства против соседних государств, в ходе которых она захватила почти всю Переднюю Азию (кроме Урарту и окраинных областей). В конце VII в. до н. э. ассирийская армия потерпела поражение от войск мидян и вавилонян.
Иродиа́не (греч. Ἡρῳδιανοί) — приверженцы Ирода и его династии; упоминаемая в евангелиях партия, враждебно относившаяся к Иисусу Христу (Мк. 3:6, Мк. 12:13, Мф. 22:16; возможно также Мк. 8:15).
Иоанн Богоугодный (XII век, Киев) — православный святой, младший брат Феофила. Монах Печерского монастыря. Преподобный.
Сардикийский собор — поместный собор христианский церкви, состоявшийся в Сардике (современная София). У Сократа Схоластика и Созомена этот Собор датируется 347 годом, но в XIX веке исследователи пришли к выводу, что Сардикийский собор состоялся в 343 или 344 году. Эта датировка была принята А. С. Павловым и Никодимом (Милашем).
Слово огласительное во святый и светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения — огласительное слово святителя Иоанна Златоуста. В Православной церкви читается на пасхальной заутрене после того как верующие целуют друг друга, делясь своей радостью в честь празднования Воскресения Иисуса Христа.
Разграбление Рима Рицимером — событие, произошедшее в 472 году и имевшее меньшее значение для современников по сравнению с захватом Рима Аларихом и Гейзерихом. Оно было следствием не внешнего вторжения а гражданской войны, между варваром-главнокомандующим и императором.
Сражение на Омо́вже, также — по немецкому названию реки — Сражение при Эмбахе (ныне река Эмайыги) — сражение между новгородско-владимирским войском во главе с князем Ярославом Всеволодовичем (отцом 14-ти летнего Александра Невского) и Орденом меченосцев в 1234 году, выигранное Ярославом.
Дюденева рать (также Дюденёва) — принятое в русской историографии название похода ордынского полководца Тудана (в русских летописях он именуется Дюдень), брата хана Токты, на Северо-Восточную Русь в 1293 году (лето-осень), в ходе которого было захвачено и разорено 14 русских городов.
Фракийские мученики Память 20 августа. Тридцать семь (по иным сведениям - сорок) мучеников, пострадали за Христа во Фракии, что на севере современной Греции, при суб-префекте Аппелиане. Сначала были усечены их руки и ноги, затем сами они были заживо брошены в печь. Парижский кодекс 1587 г. приводит их имена - Зефир (Σευήρος), Орион (Ωρίωνας), Антилин (Αντιλίνος), Молия (Μολίας), Евдаимон (Ευδαίμονας), Силуан (Σιλουανός), Сабина (Σαβίνος), Евстафий (Ευστάθιος), Стратон (Στράτωνας) и Восва (Βόσβας...
Апокрисиа́рий или поклиса́рь (греч. ἀποκρισιάριος — приносящий ответ; лат. responsalis) — посол, посланник, адвокат по делам церковным, дипломатическая должность в Ромейской империи. В церковно-административном значении апокрисиарий — это полномочный представитель архиерея или настоятеля монастыря при дворе императора и высших гражданских или церковных учреждениях. Апокрисиарий являлся посредником между высшим духовенством и императором. Апокрисиарии сопровождали своих архиереев при посещении их...
Каллио́пий Помпеопо́льский (греч. Καλλιόπιος ὀ Πομπηιούπολις) — святой мученик, юноша-христианин, отказавшийся принять участие в языческих праздниках, за что был заключён в тюрьму, а потом распят вниз головой, в 304 году, в киликийском городе Помпеополе.
Суббо́та Ака́фиста; также Похвала́ Пресвято́й Богоро́дицы — название праздника и чинопоследования Православной церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста.
Иконобо́рчество (греч. εἰκονομαχία; также иконоклазм — от греч. εἰκόνα — «изображение» (икона) + греч. κλάω — «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали изображения святых «идолами», а почитание икон — «идолопоклонством», ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)).
Северное Израильское царство (ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎) — одно из двух еврейских государств древности. Возникло в X веке до н. э. после распада Израильского царства Саула, Давида и Соломона, столицей которого был Иерусалим. Распад Израильского царства произошел после смерти Соломона (предположительно, около 932 год до н. э.-928 год до н. э.).
Антиохийская школа (греч. Θεολογική σχολή της Αντιόχειας) — ветвь ранней патристики с центром в Антиохии. Основана в конце III века, наибольшего расцвета достигла в IV веке. Антиохийская школа, в противовес Александрийской школе, настаивала на буквальном (историческом и географическом) толковании Библии и буквализме, мало прибегая к аллегорическим и мистическим трактовкам Священного Писания.
Первосвяще́нник (ивр. ‏הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל‏‎, ха-коэн ха-гадол — досл. «великий священник»; иногда сокращённо ивр. ‏הַכֹּהֵן‏‎, ха-коэн — «священник») — в иудаизме священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором Иерусалимском храме. К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет «Машиах» (משיח, «помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем (Лев. 4:3,5,16 и др.).
Остго́ты (остроготы (лат. Ostrogothi) или грейтунги, гревтунги (лат. Greutungi)) — древнегерманское племя, составлявшее восточную ветвь готского племенного объединения, распавшегося к середине III века (либо к 268—270 годам) на две племенные группы: вестготов и остготов.
Готские войны (535—554 годов) (в русском языке принято именно множественное число) — военные действия между Восточной Римской империей и, в основном, Королевством остготов, а также в меньшей степени и Королевством вестготов.
Выгонцы — славяне, бежавшие от гнёта бояр из владений галицких и волынских князей. Жили около XII—XIII вв. вдоль Днестра, ближе к Галицким землям. Сведения о выгонцах крайне скудны. Последняя запись о них как о населении Галицкого княжества относится к 1223 году, когда многие русские князья объединились и пошли к реке Калке, чтобы отразить набег монголо-татар. Выступила и рать Галицкого княжества, часть её двинулась по суше, а выгонцы — по воде. В летописи сказано: «…а выгонцы галические приехаша...
Автокефалия Русской церкви — обретение Русской Церковью с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов. Фактическим началом автокефалии Русской Церкви принято считать избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси на поместном соборе 1448 года. Причиной, которая привела к самостоятельному избранию митрополита в Москве, стала уния, подписанная в 1439 году...
Вели́кий вто́рник (греч. Μεγάλη Τρίτη), Страстно́й вто́рник — вторник Страстной недели, в который вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесённые Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю (Мф. 22:15-22) и о воскресении мёртвых (Мф. 22:23-33), о Страшном суде (Мф. 25:31-46) и кончине мира (Мф. 24:3-42), о десяти девах и талантах.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я