Жестокая судьба государства есть в конце концов судьба человека, его борьба с
хаотическими стихиями в себе и вокруг себя, с изначальным природным злом, восхождение человека к высшему и уже сверхгосударственному бытию.
А это значит, что русский народ в отношении к своей русской земле должен быть мужествен и светоносен, должен владеть землей и оформлять ее
хаотические стихии, а не растворяться в ней, не пассивно ей отдаваться.
На пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до самых оснований собственными варварскими
хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положение иная, чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам цивилизацией.
Русская страсть к равенству во что бы то ни стало есть также отрицание личного начала, это — страсть к безличности, утопление личности в
хаотической стихии, в хаотическом коллективизме, во всеобщем бескачественном смешении.
Разрушение всякого иерархизма в государстве, в обществе, в культуре, в жизни религиозной есть возвращение к первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть низших
хаотических стихий, которые претендуют на равенство с человеком.
Неточные совпадения
Мужественное, светоносное сознание народа — всегда критическое, всегда освобождающее от собственной тьмы и порабощенности, всегда есть овладение
хаотическими в себе
стихиями.
И бунт Бакунина есть погружение в
хаотическую русскую
стихию.
Русский народ в своих низах погружен в
хаотическую, языческую еще земляную
стихию, а на вершинах своих живет в апокалиптических чаяниях, жаждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным.
Матриархат всегда соответствует господству женственно-хаотической
стихии в мире, когда Муж-Логос не овладевает
стихией и не оформляет ее.
Человек ввергся в
стихию звериного хаоса и мучительной историей, трудовым развитием, длительным процессом творчества должен выйти из этого зверино-хаотического состояния, очеловечиться, стать во весь свой рост, освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога.
Свобода бытия повела к отпадению от Абсолютного Разума и к образованию
стихии иррациональной и
хаотической.
Третий великий русский поэт, Тютчев, имел скорее консервативное миросозерцание, чем революционное. Но он все время чувствовал, что на мир надвигается страшная революция. В странном контрасте со своим консервативно-славянофильским миросозерцанием Тютчев остро чувствовал в мире
хаотическую, иррациональную, темную, ночную
стихию. Наброшенный на мир покров гармонии и порядка в аполлонических формах представлялся ему непрочным и тонким.
Не только в природе, но и в истории есть эта
хаотическая, буйная
стихия. И Тютчев предчувствует исторические катастрофы, торжество сил
хаотических, которые опрокинут космос. Тютчев консерватор, который не верит в прочность консервативных начал и устоев. Он строит реакционную утопию для спасения мира от
хаотической революции. Он воображал, что христианством можно пользоваться как консервативной силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его космические стихотворения.
Но он не выражает той мужественной зрелости духа, когда дух овладевает
хаотической душевной
стихией, дисциплинирует ее и подчиняет высшей цели.
Но эта законническая мораль знает лишь ветхую дионисическую
стихию,
стихию хаотическую, она не знает экстазов дионисизма преображенного, творческого.