Неточные совпадения
Активность человеческого
духа оказывается ослабленной.
Он презирает всякие «идеи», всякий логос, всякую
активность и сопротивляемость
духа в отношении к душевному и жизненному процессу.
Миросозерцание, под символикой которого протекала революция, не только не признавало существование
духа и духовной
активности, но и рассматривало
дух как препятствие для осуществления коммунистического строя, как контрреволюцию.
И та, и другая стихия
духа, — и гениальность, и талантливость, — потенциально присущи каждому человеку, образуют духовный его состав, однако с разной степенью явности и
активности (ведь и для того, чтобы понимать гениальные творения, надо находить в себе для них отзвук и как бы сопутствовать гению в его восхождении).
Личность сознает себя вкорененной в царство свободы, т. е. в царство
духа, и оттуда черпает свои силы для борьбы и
активности.
Если эстет живет в мире своих ощущений и эмоций, то это совсем не означает, что он живет в экзистенциальном мире субъектности, в мире
духа, свободы и творческой
активности.
На материю переносятся свойства
духа — свобода,
активность, разум, т. е. происходит спиритуализация материи.
Дух выше жизни, как свобода выше детерминации, как личность выше безликой стихии, как
активность выше пассивности, как целостный смысл выше бессмыслицы и бессвязности.
Объективация
духа ведет к обуржуазиванию (в духовном смысле) и потому ведет к иссяканию творческой жизненной энергии и
активности.
Этот актуализм, порожденный технической цивилизацией, в сущности, означает не
активность, а пассивность человеческого
духа.
Но заслугой Фихте было понимание
духа как творческой
активности.
Материалист выходит из затруднения тем, что приписывает материи все свойства
духа — разум, свободу,
активность.
Можно сказать, что такими признаками
духа являются — свобода, смысл, творческая
активность, целостность, любовь, ценность, обращение к высшему божественному миру и единение с ним.
Но, в сущности, духовность всегда есть творчество, ибо признаком
духа является свобода и
активность.
Возврат же
духа внутрь подлинного существования может означать революционную
активность в отношении к объективированному состоянию мира, может быть восстанием свободы против детерминации, т. е. может означать внедрение
духа в мир для его одухотворения и преображения.
Хозяйство есть результат борьбы человека с природой, т. е.
активности человеческого
духа.
В активном
духе есть моменты созерцания, как выхода из нашего времени, но и самое созерцание должно быть понято в своей
активности.
Нельзя, как то делает М. Шелер, отнять от
духа активность и сообщить
активность лишь жизни.
Дух есть творческая
активность.
Именно
дух есть
активность, жизнь же в биологическом смысле слова пассивна.
Я бы сказал, что самая объективация
духа есть
активность субъективного
духа и вызывается отношением личного
духа к разорванному состоянию мира, необходимостью установить сообщения с другим, ему чуждым.
Но он почему-то вообразил, что это есть материалистическое понимание исторического процесса, в то время как борьба эта, как и всякая человеческая
активность, есть борьба
духа, и результаты ее зависят от состояния
духа.
Дух есть сила, и только
дух есть
активность.
Фихте считал творческую
активность человека главным признаком
духа, Гегель же считает главным признаком свободу.
Человек принимает за объективные духовные реальности мира то, что есть продукт творческой
активности субъективного
духа.
Их
активность кажущаяся, они, в сущности, пассивны,
дух их во власти бесов, которых они допустили внутрь себя.
Это обычное, с ложным пафосом благородства провозглашаемое мнение обостряет вопрос о том, есть ли познание истины пассивность, послушность интеллекта или
активность, творчество
духа?
Принижение Истины до тех научных понятий, которые явились результатом приспособления к необходимости, есть падение
духа, отречение его от творческой
активности.
Философия хранит познание истины как мужскую солнечную
активность в отношении к познаваемому [Р. Штейнер в одной из первых своих работ, «Истина и наука», написанной без всякой теософической терминологии, удачно выражает творческую природу познания истины: «Истина не представляет, как это обыкновенно принимают, идеального отражения чего-то реального, но есть свободное порождение человеческого
духа, порождение, которого вообще не существовало бы нигде, если бы мы его сами не производили.
Если христианские народы не сделают величайшего напряжения
духа для осуществления христианского пути, если не проявят величайшей
активности, то в мире будет торжествовать атеистический коммунизм.
В народе религиозно воспитывался
дух смирения по отношению к власти, но совершенно не воспитывался
дух активности и самодисциплины.