Неточные совпадения
Из этого основного воззрения следуют дальнейшие
определения: прекрасное tcnm идея
в форме ограниченного проявления; прекрасное есть отдельный чувственный предмет, который представляется чистым выражением идеи, так что
в идее не остается ничего, что не проявлялось бы чувственно
в этом отдельном предмете, а
в отдельном чувственном предмете нет ничего, что не было бы чистым выражением идеи, Отдельный предмет
в этом отношении называется образом (das Bild).
В сущности эти два
определения совершенно различны, как существенно различными найдены были нами и два
определения прекрасного, представляемые господствующею системою;
в самом деле, перевес идеи над
формою производит не собственно понятие возвышенного, а понятие «туманного, неопределенного» и понятие «безобразного» (das Hässliche) [как это прекрасно развивается у одного из новейших эстетиков, Фишера,
в трактате о возвышенном и во введении к трактату о комическом]; между тем как формула «возвышенное есть то, что пробуждает
в нас (или, [выражаясь терминами гегелевской школы], — что проявляет
в себе) идею бесконечного» остается
определением собственно возвышенного.
Едва ли можно после этого разделять мысль, что «возвышенное есть перевес идеи над
формою», или что «сущность возвышенного состоит
в пробуждении идеи бесконечного».
В чем же состоит она? Очень простое
определение возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его области.
Наконец, ближайшим образом мысль о том, что прекрасное есть чистая
форма, вытекает из понятия, что прекрасное есть чистый призрак; а такое понятие — необходимое следствие
определения прекрасного как полноты осуществления идеи
в отдельном предмете и падает вместе с этим
определением.
Но если под прекрасным понимать то, что понимается
в этом
определении, — полное согласие идеи и
формы, то из стремления к прекрасному надобно выводить не искусство
в частности, а вообще всю деятельность человека, основное начало которой — полное осуществление известной мысли; стремление к единству идеи и образа — формальное начало всякой техники, стремление к созданию и усовершенствованию всякого произведения или изделия; выводя из стремления к прекрасному искусство, мы смешиваем два значения этого слова: 1) изящное искусство (поэзия, музыкант, д.) и 2) уменье или старанье хорошо сделать что-нибудь; только последнее выводится из стремления к единству идеи и
формы.
Неточные совпадения
На востоке идея является
в своей чистой бесконечности, как безусловная субстанция
в себе, an sich, безо всякой
формы, безо всякого
определения, поглощающая и подавляющая все конечное, человеческое; поэтому единственная
форма общества здесь есть теократия,
в которой человек безусловно подчинен божеству…
В Греции идея уже получает конечную
форму и
определение; человеческое начало выступает и выражает свободно идею
в определенных прекрасных образах и созданиях, то есть для себя бытие идеи, fur sich sein,
в области идеального созерцания и творчества.
Сущность всякого религиозного учения — не
в желании символического выражения сил природы, не
в страхе перед ними, не
в потребности к чудесному и не во внешних
формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии
в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество,
в ином, чем прежнее,
определении смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая деятельность человечества.
Насилие всегда,
в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает
в одной неподвижной
форме закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как общественное мнение отрицает и осуждает все поступки, противные нравственному закону, захватывая поэтому
в свое осуждение самые разнообразные положения, закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только известный, очень узкий ряд поступков, этим самым как бы оправдывая все поступки такого же порядка, не вошедшие
в его
определение.
— Нет, оно более чем одной только
формы утверждения законов касается, — возразила ему Елена, — а потому я все-таки буду держаться моего
определения, что законы суть договоры [Законы суть договоры — юридическое и социологическое учение, возникшее
в XVIII веке и разрабатывавшееся передовыми мыслителями своего времени — Беккариа, Руссо и другими.]; и вообразите, я родилась
в известном государстве, когда договоры эти уже были написаны и утверждены, но почему же я, вовсе не подписавшаяся к ним, должна исполнять их?