Флористика

Ю. А. Матюхина, 2018

Излагаются основы мировой и отечественной флористики. Раскрываются особенности современных флористических стилей и направлений, важнейшие вопросы флористических технологий. Особое внимание уделяется деятельности профессиональной организации флористического бизнеса. В приложениях приводятся практические и справочные данные о декоративных садовых и комнатных растениях и рекомендации по их выбору. Соответствует ФГОС СПО последнего поколения. Для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по специальностям «Флористика», «Дизайн (по отраслям)», «Садово-парковое и ландшафтное строительство».

Оглавление

Из серии: Среднее профессиональное образование (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Флористика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. История флористики

1.1. Японская флористика

Составление цветочных композиций — один из наиболее древних видов искусства Востока. Буддийские книги 735 г. содержат эскизы и описание цветов для украшения храмов.

В Японии с давних времен царил культ цветов, цветущие растения всегда у японцев связывались с чем-то прекрасным и возвышенным, со стремлением к лучшей жизни. В японском языке есть даже слово «ханами», обозначающее «получать наслаждение при взгляде на цветы». Мягкий климат Японии позволяет почти круглый год выращивать самые разные цветы и растения. В каждом японском доме непременно есть садик — «о-нива». Даже если площадь этого садика не более журнального столика, хозяева создают на нем настоящие произведения искусства из цветов, главным из которых является хризантема.

Японская флористическая традиция неразрывно связана с национальным искусством икебаны. «Икебана» переводится с японского как «искусство ставить цветы и ветви в сосуды для цветов» или «второе рождение цветов». Икебана как искусство аранжировки развилась много веков назад. По мнению японцев, мастера икебаны обладают хорошим вкусом, «абсолютным зрением», умением видеть красоту во всем окружающем, слышать музыку цветов. В настоящее время многие японские мастера икебаны так же, как и столетия назад, получают титулы «великого мастера» и имеют собственных учеников.

Первоначальная форма икебаны под названием «подношение цветов Будде» зародилась в VI в. вместе с распространением буддизма. Первые роскошные композиции приносили в храмы Будды в больших драгоценных вазах. Главное условие любой японской икебаны — асимметричность композиции. Основой ранних икебан стали две ветки — символы света и тьмы, означающие противостояние Земли и Неба. Позже был добавлен и третий элемент, символизирующий человека.

В XIII в. икебана проникла в дома японской знати и стала светским искусством. На протяжении веков в Японии развивалось несколько школ икебаны, каждая из которых отражала влияние разных направлений буддизма.

До XV в. в икебане преобладал классический стиль рикка («стоящие цветы»). Этот стиль был выработан школой Икенобо, существующей до сих пор. Композиции, выполненные в этом стиле, состояли из большого числа вертикально стоящих растений, не касающихся стенок сосуда (см. рисунок). В рикке использовались ветки хвойных деревьев, побеги бамбука, которые требовали значительных физических усилий при составлении композиций. По этой причине первыми мастерами икебаны были мужчины. Стиль рикка популярен и сегодня, но его крупные композиции теперь используются исключительно в храмах или больших залах для торжественных приемов.

В XVI в. зародился другой японский стиль — тябана («икебана одного цветка»), трансформировавшийся из народного стиля нагеирэ («цветы, брошенные в воду»). В этом простом стиле композиции составляются только из одного или двух цветков и одного листа, поставленных в высокую вазу. Букеты, созданные в стиле тябана (например, собранные из одного бутона и веточек зелени), стали неотъемлемой частью традиционной японской чайной церемонии.

В начале XVIII в. на основе стилей тябана и нагеирэ появились композиции в стиле сейка (см. рисунок), сочетающем аристократизм первого и простоту второго. Композиции в стиле сейка отличаются легкостью, а три основные линии образуют асимметричный треугольник.

В конце XIX в., когда Япония прекратила изоляционистскую политику, икебане стали обучаться женщины. В 1897 г. на свет появился новый стиль морибана — композиции из растений в низких плоских сосудах, укрепленные с помощью специальных наколок. Для стиля морибана характерно такое расположение растений, при котором они поднимаются над водой и не касаются краев плоского сосуда благодаря закреплению веток. Морибана стала ведущим стилем школы Охара, филиалы которой сегодня существуют во многих странах мира. В рамках школы до сих пор развиваются два основных направления: морибана и хейка — композиции в высоких вазах с узким горлом.

В это время композиции разных японских стилей стали дополняться цветами, завезенными из Европы, — гвоздиками, тюльпанами, розами.

В 1926 г. под влиянием авангардистской живописи возникла новая школа икебаны — Согецу. Приверженцы этой школы использовали в своих композициях не только живые и сушеные цветы, но и искусственные растения, кору, коряги, а также камни, раковины, перья, бумагу и самые неожиданные предметы-аксессуары. Сегодня композиции, созданные в новом стиле, очень популярны в России, где уже на протяжении многих лет действуют филиалы школы Согецу. Основатель этой школы Софу Тесигахара в 1960-х гг. устроил в СССР выставку своих работ, используя для композиций цветы, сухие растения, ветки берез и подсолнухи.

После Второй мировой войны в Японии появился авангардистский стиль, тесно связанный с искусством западноевропейских абстракционистов. Автором этого стиля стал также Софу Тесигахара. Композиции больше напоминают скульптуры; авторы используют железо, стекло, камни, цепи, стволы деревьев, но вазы отсутствуют.

Традиционно в японском доме икебана ставится в специальной нише — токономе. Важное значение имеют подсветка и фон композиции. Выставки японских флористических шедевров чаще всего проходят в затемненных помещениях при искусственном освещении.

В настоящее время в Японии насчитывается около 3 тыс. школ икебаны, главные из которых — Охара, Согецу и Икенобо, которая придерживается античных стилей, особенно стиля сейко, и развивает три формы композиции — строгую, мягкую и свободную.

Бонсай (от японских слов «поднос» и «выращивать») — одно из направлений флористики в Японии, японский способ выращивания карликовых деревьев. Термин «бонсай» появился только в 1869 г., а само искусство насчитывает более 1,5 тыс. лет. Существуют пять традиционных способов получения таких деревьев: семенное размножение, прививка, размножение черенками, отводками, дичками. Придя из Китая много веков назад (впервые в конце XII в.), искусство выращивания садов на подносах было развито усилиями монахов годзан и быстро стало популярно сначала у знати, а позднее и среди военного сословия — самураев. На одной из иллюстраций в книге, относящейся к XIII в., представлен классический бонсай. На полке изображена каминная подставка в виде низкой вазы, покрытой черным лаком. На дне вазы — крупный песок и несколько камней, на которых растут сосна и японская слива умэ. Вокруг расположен низкий аир, подчеркивающий величие сосны, а на заднем плане стоит небольшая керамическая плошка с травой на камнях. В XVI в. в Японии появились заповеди бонсай: чувствительное сердце, чистая душа, недремлющее око, умение узнать возраст растений, умение видеть пейзаж вблизи, умение, не перемещаясь с места, «вступить» в грот, «без поисков и труда» увидеть берег моря, умение ценить вечернюю прохладу летом, сохраняться неиспорченным до старости. С этого времени бонсай окончательно закрепился в повседневной жизни японцев. В конце XIX в. политики превратили бонсай в предмет соперничества, собирая уникальные коллекции миниатюрных растений. В первые годы XX в. при императоре Мэйдзи бонсай стал цениться как национальное искусство. Из-за сильнейшего землетрясения в Токио в 1926 г. большинство растений бонсай были перевезены в город Омия, где японцы создали Деревню бонсай, существующую и сегодня. Согласно правилам жителей деревни, следовало: держать не менее 10 экземпляров бонсай, держать двери открытыми, не строить двухэтажные дома, огораживать дом только живой изгородью. Осенью 1927 г. прошла первая выставка бонсай, а затем композиции в этом стиле стали использоваться на самых разных праздничных церемониях. В 1934 г. Национальная выставка бонсай состоялась в Токийском музее изящных искусств, после чего бонсай стал быстро распространяться по всему миру. В бонсай предпочитают кедр, сосну, кипарис, вишню, клен, а вообще известно 15 типов карликовых деревьев. Многовековые крошечные деревца передаются в Японии и Китае по наследству в качестве семейной реликвии. Кроме классического бонсай в Японии существует также малоизвестный бонсай трав, появившийся в стране в XIII в. Травы должны подчеркивать могущество карликовых деревьев, даже если они посажены в отдельный контейнер. В бонсай трав существует правило: не сочетать родственные травянистые растения и деревья. Травы, составляющие вспомогательный бонсай, обычно ставят на плоской плетеной или деревянной подставке рядом с основным бонсай.

Долгое время в Японии бонсай занимались только мужчины после 40 лет. В настоящее время это искусство широко распространено среди всех слоев населения, как среди молодых, так среди старшего поколения.

1.2. Китайская флористика

Флористика была развита в Китае уже в раннее Средневековье. Китайцы относились к цветам с особым почтением. Множество произведений средневековой поэзии и литературы Нового времени посвящено цветам. В XVI в. китайский писатель Юань Чжунлан создал одно из самых известных произведений, посвященных цветам, — «Книгу цветов», где подробно описал флористические представления китайцев того времени, дал советы по размещению цветов в доме и в саду, рассказал о сочетании различных видов.

Китайцы выработали особые взгляды на составление букетов и самых разных цветочных композиций. Так, считалось, что букет должен быть не слишком пышным, не слишком скудным; оптимальный букет, по их мнению, состоял из трех цветков. Китайцы, как и японцы, старались избежать симметрии в композициях, а также излишней пестроты и в то же время однообразия. Гармоничным сочетанием считалось соблюдение порядка, единства стиля и легкости композиции. Слишком строго составленный букет, говорили китайские флористы, напоминает «цветник на кладбище».

В доме цветы следовало разместить так, чтобы сохранялись природная простота и естественность. Керамическую вазу (не расписную) с цветочной композицией полагалось ставить на столик из дерева, рядом с цветами не должно быть пышной мебели и инкрустированных столов. «Ставя цветы в вазу, думай о том, как им стоять: целеустремленными вверх или склоненными вниз; косо или прямо, редко или густо — тут во всем есть и глубокий смысл», — так говорил один из древнекитайских литераторов. Китайцы не курили рядом с цветами благовоний, считая это проявлением дурного вкуса, как добавление фруктов в чай.

Каждый цветок характеризовался с учетом формы, цвета, аромата. Цветок нарцисса считался самым воздушным, цветы камелии — грациозными и свежими, цветы волчьей ягоды — ароматными, цветы гибискуса — пышными, а цветы яблони сравнивались с игривой девушкой. Цветы волчьей ягоды присутствовали во многих композициях, символизируя своим фиолетовым цветом и густым ароматом мысли о чистоте и уединении.

Подлинная гармония достигалась в сочетании цветов сливы только с цветами магнолии и камелии, соседями для розовых пионов могли стать исключительно роза или ветка боярышника, а для белых — цветы мака или алтея. К цветкам граната подбирали пурпурный мирт и ноготки, к лотосу — туберозу и ветки с цветками горной волчьей ягоды. Спутником резеды считался гибискус, а хризантемы — бегония. В новогодней композиции к белому пиону добавляли нарциссы. Вообще самыми красивыми сочетаниями цветов считались красный с зеленым или красный с белым — символы чувственности и любовного влечения.

Китайцы полагали, что любование цветами должно происходить в подходящем месте и в подходящее время. Зимними цветами следовало любоваться после первого снега при ясном небе, в новолуние, в отдельном домике. Весенние цветы надлежало созерцать в прохладный солнечный день на террасе красивого дома или дворца. Летние цветы лучше всего выглядят после дождя, при свежем ветре, в тени большого дерева, в бамбуковой роще или на берегу бурной реки. Цветы осени следовало рассматривать в лучах закатного солнца в сгущающихся сумерках, близ ступеней крыльца или под сводом сплетенных лиан.

Особое внимание в Китае уделялось созданию садов. Вокруг дворцов закладывались огромные сады, вокруг небольших домиков — маленькие, но устроенные по всем правилам садоводства. Китайский сад, по выражению одного из древних поэтов, «собирает в себе дом и космос, порядок и волю, труд и досуг». Сады Китая отличались и до сих пор отличаются необыкновенным разнообразием, уникальностью. Устройство сада не подчинялось четким правилам, и каждый хозяин создавал настоящее произведение искусства. Главной целью создания сада в Китае было воссоздание мира в миниатюре, поэтому в саду должны были присутствовать все элементы природного мира — земля, вода, камни, цветы, деревья. Главное достоинство сада — естественность; китайцы, высаживая в саду деревья и цветы, оставляли заросшие травой дорожки, раскладывали камни. Даже ограда китайского сада должна была вписываться в окружающий ландшафт, служа и символическим, и эстетическим целям. Например, ограда белого цвета как бы создавала фон для цветочной композиции. В каждом китайском саду сажали сосну и бамбук; часто можно было встретить сливу и персик, ивы, тополя, магнолии. Сад дополняли декоративные цветы, в первую очередь пионы — «цари цветов». Сотни сортов пиона украшали сады и жилища китайцев. Лучшим сортом считался «танцующий львенок» с лепестками пастельных тонов. Второе место по распространенности занимали хризантемы, а среди них особенно ценились такие, у которых «цветы были подобны разноцветным перьям цапли». В садах Китая росли гортензии, розы, гиацинты, нарциссы, гранаты, орхидеи; пруды украшались лотосами.

Цветы в садах высаживали и на клумбах, и у воды, и в отдельных горшках, но не культивировались газоны: считалось, что пустое пространство не эстетично для взора.

В китайских садах устраивались уголки, предназначенные для посещения в разное время года. «Зимние» пейзажи составлялись из сосен и морозоустойчивых цветов; «весенние» пейзажи — из цветущей вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, нарциссов и фиалок; в «летних» уголках росли всевозможные летние цветы, а также дубы, платаны, буки; «осенний» уголок привлекал красотой мандариновыхдеревьев. Художественный язык сада по восприятию был сравним с поэзией, с живописью, с музыкой.

Китайские сады дополнялись камнями, каменными горками, прудиками и озерцами. Все архитектурные строения вписывались в планировку сада, а беленые стены становились таким же фоном для цветов и деревьев, как ограды. Сад и дом были неразрывны: в саду устраивались удобные беседки для чаепития, а в доме вдоль стен помещались высокие вазы с цветами. Этикет требовал, чтобы букет, поставленный в вазу, выглядел так, словно он изображен на картине. На фоне ширм с пейзажными картинами размещались карликовые деревья, декоративные деревянные фигурки.

Подлинным созданием китайского гения были миниатюрные сады, «сады на подносе». Лучшими считались те, которые можно поставить на небольшом столике. Сады попроще размещались во дворе. Сады создавались из карликовых деревьев, например специально выращенных сосен или слив со скрюченными стволами и пышной кроной. Иногда на подносе выращивали несколько побегов бамбука, помещая их в сосуд с водой. Вокруг растений раскладывали камни, достигая гармонии во всех элементах миниатюрного сада. Эта культура перешла в Японию, где получила наименование «бонсай».

1.3. Европейская флористика

Люди с древнейших времен украшали цветами и свое жилище, и одежду. Римляне, отличавшиеся любовью к празднествам в честь богов и богинь, создавали из свежесрезанных цветов гирлянды и во время праздничных шествий надевали их на себя и на домашних животных. Позднее эта традиция стала характерна для карнавалов. У многих народов мира красивые гирлянды и венки из цветов приносились в дар божествам еще в эпоху распространения язычества.

Венки были неотъемлемой частью многих славянских языческих ритуалов. В июльский праздник Ивана Купалы, символом которого был мифический цветок папоротника, девушки плели венки из 12 трав и спускали их на воду. Считалось, что если венок утонет — быть несчастью, если потечет по течению — девушка удачно выйдет замуж, а если сразу пристанет к берегу, то с замужеством придется подождать.

В середине XIII в. швед Альберт Магнус впервые в истории Европы создал в своем доме зимний сад, используя для содержания растений обычные цветочные горшки. Так впервые была доказана возможность культивирования растений и их использования для украшения дома.

В Средние века цветы стали наделяться магическими свойствами; например, считалось, что они способны отгонять от дома болезни и всякую нечисть. Многие горожане и сельские жители Европы стали выращивать самые разные цветы в собственных садиках. Королевские сады создавались по эскизам, которые составляли садовники с учетом лекарственных и символических значений растений. Средневековая церковь запрещала использовать цветы в повседневной жизни, и цветами украшались исключительно храмовые помещения. В эпоху Возрождения цветы вошли и в светскую жизнь. В 1633 г. в Риме появилась первая книга по цветоводству и искусству аранжировки — «Флора — садовая культура цветов». В это же время в дополнение к гирляндам стали использовать букеты.

Слово «букет» звучит аналогично и на французском, и на немецком языке и означает собранные вместе свежесрезанные цветы. Художественные произведения донесли до нас изображения букетов с античного времени, но в современном смысле этого слова букет стал известен в Европе в XIV–XV вв. Искусство составления букетов было особенно развито во Франции, известной законодательнице мод. Первые цветочные букеты собирались для аромата, поэтому они состояли из не очень ярких, но душистых растений — жасмина, мяты, базилика, гвоздики. Небольшие по размеру букеты (бутоньерки) прикрепляли к женским платьям, мужским сюртукам и головным уборам. Со второй половины XVII в. большие букеты из ярких цветов украшали жилые комнаты и залы дворцов. Из цветов составляли букеты и композиции, дополняемые строгими вазами классических форм. На основе цветочного разнообразия во время правления английского короля Карла II (1660–1685) возникло направление во флористике — флориография. В ее рамках развивалась традиция символики цветов, характерная для многих стран мира.

В XVI в. во Франции появились первые оранжереи (от франц. orange — апельсин), где выращивались теплолюбивые плодовые растения, привезенные с Востока. Первая застекленная круглогодичная оранжерея для выращивания экзотических цветов была устроена в 1599 г. в ботаническом саду г. Лейдена (Нидерланды). За счет печного отопления в оранжерее были вполне приемлемые условия для роста теплолюбивых растений. В английских оранжереях использовался подземный обогрев грунта. В 1845 г. в Лондоне построили оранжерею с металлическими конструкциями.

С созданием оранжерей в Европу пришла мода на экзотические растения. Одним из таких растений стали кактусы. Первым эти удивительные для Европы растения стал коллекционировать и разводить в 1570 г. лондонский аптекарь Морган. Особый интерес у любителей-цветоводов вызывали центральноамериканские и мексиканские кактусы — эхиноцереусы, маммиллярии и опунция. В XVIII–XIX вв. для пополнения коллекций, как частных, так и государственных, в Южную Америку снаряжали специальные экспедиции. В то же время в разных странах Европы стали издаваться несколько журналов, посвященных кактусам. В 1930-х гг. в европейские коллекции стали поступать боливийские, аргентинские, перуанские и чилийские кактусы — виды лобивии, ребуции, пародии.

В XVIII в. особыми правилами предписывалось использовать не целые растения, а исключительно цветочные венчики. Соцветия отделялись от стебля, украшались разноцветной тесьмой, лентами, кружевами, обрызгивались духами и с помощью проволоки составлялись в букеты. При этом в центральную часть букета помещались самые яркие и крупные цветы. Бутоны и мелкие цветы, тщательно подбираемые согласно символике цвета, располагались вокруг центра. Композицию упаковывали в накрахмаленное кружево или в специальный фарфоровый футляр. Особой популярностью пользовались маленькие букетики, называемые «тусси-мусси». Они составлялись из небольших по размеру цветов и украшались кружевным чехольчиком, перевязанным цветной атласной лентой. Букеты на проволоке были популярны на всем протяжении викторианской эпохи — времени правления английской королевы Виктории (1837–1901). Начиная с 1901 г. в моду вошли настоящие букеты из цельных цветов.

В XIX в. стало модно преподносить цветы в качестве подарка. Цветы выращивали в садах, рассаживали в цветниках, ими украшали одежду, шляпы, прически дам; вазы с цветами расставлялись по всем комнатам дома, изображения цветов присутствовали на фарфоре, мебели, гобеленах. Дамы викторианской эпохи уделяли много времени занятиям с цветочными композициями, каждая желала похвастаться перед знакомыми своими познаниями во флористике. Букеты составлялись из разных цветов и дополнялись засушенными насекомыми. Модным явлением было особым образом обустраивать на подоконниках и в зимних садах комнатные цветы, создавая из них пейзажные природные группы. Это направление позже стало называться пот-э-флер (в переводе с французского «цветущий горшок»). Композиции из комнатных цветов составляли многие флористы на всем протяжении первой половины XX в., а в 1960-е гг. это направление стало особенно модным.

В начале XX в. с развитием в искусстве стиля модерн в моду вошел небольшой асимметричный букет с изящными листьями и стеблями и тонко подобранными цветками. В это время начинают создавать цветочные композиции, используя легкие стеклянные, керамические и фарфоровые вазы. В моду также вошли макартовские букеты (по имени венского декоратора Ганса Макарта), состоявшие из сухих натуральных и окрашенных трав, листьев пальмы, сухих плодов, павлиньих перьев, шелковых шаров, искусственных тканевых и бумажных цветов. Макартовские букеты из большого числа компонентов использовали в основном для украшения помещений, траурных торжественных церемоний.

В 1930-х гг. в Европу пришла мода на реализм и цветочные букеты стали составлять из тепличных и садовых растений в произвольном порядке. Популярными были небольшие композиции из полевых неярких цветов с добавлением колосьев. В это же время Европа познакомилась с японским искусством бонсай, впервые представленным на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. и завоевавшим там золотой приз.

В середине XX в. специалисты, занимающиеся составлением цветочных композиций, использовали в основном крупные яркие соцветия, создавали композиции, ранее считавшиеся невозможными из-за контрастной окраски и разного размера составляющих их цветов.

В 1970-е гг. в моду вошли классические букеты из цветов одного или двух близких видов. Тогда же флористы при составлении букетов стали применять новые техники и технологии, основанные на использовании синтетических блоков для накалывания цветов, металлических держателей, химических препаратов.

В 1980-х гг. установился международный ассортимент цветов. Из срезанных растений в него входили: гвоздика ремонтантная и кустистая, гербера, гладиолусы, ирисы голландские, розы, каллы, хризантемы, фрезия, орхидеи, антуриум, стрелиция. В Австрии, Италии, Финляндии и Нидерландах флористы стали в большом количестве выращивать однолетние цветы — астры, душистый горошек, львиный зев, лилии, георгины, туберозы, нарциссы, тюльпаны.

Вошли в моду букеты из сухоцветов; для их составления во многих цветочных салонах Западной Европы продавали наборы сухоцветов, упакованные в коробки и пакеты, миниатюрные корзинки или уже поставленные в вазы. В конце 1980-х гг. самым модным видом букета стали композиции в стиле бидермейер из сухоцветов. К сухим растениям добавляли искусственные из бархата, шелка, нейлона, украшенные бусами, дополненные шишками, семенами тыквы на проволоке, зелеными декоративными листьями. С помощью аэрозолей букеты окрашивали в серебристые или золотистые цвета. В это же время на выставках цветов во многих европейских странах экспонировались панно из сухоцветов, положившие начало этому популярному сегодня направлению во флористике.

В Италии, Франции, ГДР и ФРГ наладили выпуск готовых композиций из сухоцветов, фантастических цветов в корзинах и керамических вазах. Повсеместно продавались искусственные цветы, в том числе нейлоновые, имитирующие срезанные цветы, декоративную зелень и горшечные растения. Италия экспортировала нейлоновые цветы (аспидистру, монстеру, фикус) во многие страны мира. Их «сажали» в декоративные керамические горшки и засыпали сверху керамзитом или мраморной крошкой и использовали в оформлении как помещений, так улиц и площадей. В Испании были популярны отдельные фантастические цветы в наборах и римские венки для украшения помещений. В ГДР флористы начали создавать эксклюзивные букеты из живых цветов для невест с учетом фасона и цвета платья, особенностей фигуры и прически невесты.

В эти годы популярной становится флористическая губка «оазис» из синтетических материалов, выпускаемая в форме блоков. Легкий материал светло-зеленого цвета быстро завоевал сердца флористов всех стран мира и в настоящее время широко применяется при составлении композиций.

В последнее десятилетие XX в. во флористику вошла мода на аранжировки в китайских декоративных плоских вазах в форме рыб или раковин. Тогда же многие флористы обратились к искусству икебаны, а некоторые стали делать ретрокомпозиции в стиле бидермейер или букеты Макарта. Особенностью аранжировок стало широкое использование декоративных эластичных лент и подарочных целлофановых цилиндров с ручкой. В цилиндры помещали пробирки с водой, а в них устанавливали цветок (или три цветка) на длинной ножке и сверху переплетали упаковку яркой лентой. Подобным образом стали упаковывать и подарочные горшечные растения.

1.4. Американская флористика

История Соединенных Штатов Америки уникальна и непохожа на историю какого-либо другого государства Европы или Азии. Подавляющая часть населения США — выходцы из Старого Света и потомки африканцев, вывезенных с родного континента в качестве рабов. Европейцев-колонистов приводили в восторг сады индейцев майя, однако они не переняли этих традиций.

Флористическая американская традиция сформировалась на основе двух других направлений, намного более ранних, — европейского и восточноазиатского. Американский стиль сочетает классические европейские черты и основные элементы икебаны. В американской флористике преобладает английский традиционный стиль, но в отличие от него более свободен выбор цветовой гаммы. Американцы отдают предпочтение треугольной форме цветочной композиции, выдержанной в трех ярких цветах — красном, желтом и синем. В подобном стиле выдержано подавляющее большинство повседневных американских букетов и композиций.

Американские флористы, следуя довольно продолжительной моде, составляют небольшие букетики для украшения шляп, платьев, костюмов, причесок, браслетов и бархоток. Этот стиль специалисты называют «природная бижутерия». Американки не нуждаются в особом поводе, чтобы украсить свой наряд миниатюрными цветочными композициями. Букетики типа бутоньерок составляются как из живых и засушенных цветов, так и из синтетических и часто декорируются перьями, бусинками, лентами. Чтобы букетики дольше сохраняли декоративный вид, их хранят в холодильнике.

На протяжении многих десятилетий американцы составляли композиции не в цветочных вазах, а преимущественно в столовой посуде — кувшинах, кружках, пластиковых контейнерах и хозяйственных стеклянных емкостях. Одним из самых распространенных украшений американского дома были цветы герани в стеклянной пивной кружке, имеющейся в каждой семье.

В начале XXI в. в Америке существуют различные флористические стили, из которых самым распространенным является подражание английской классической композиции, построенной по треугольному контуру с более свободным, контрастным выбором цветов. Девиз такого направления звучит так: «Много — это прекрасно». В рамках этого направления составляются роскошные аранжировки из множества разных цветов. Типично американский стиль аранжировки цветов основан на свободном, авторском отношении к растениям, их формам и цветовым оттенкам.

Американские флористы демонстрируют свои работы в клубах любителей-аранжировщиков, в частных цветочных школах и салонах. Большое место среди таких работ занимают икебаны. В цветочных бутиках предлагаются самые разные композиции, но преобладают букеты и аранжировки, укрепленные на синтетическом мхе в богато украшенных пластиковых контейнерах в форме бокала, кубка, чаши; иногда им придается причудливая изогнутая форма в стиле барокко или рококо. Характерной особенностью американских композиций является сочетание живых и синтетических цветов в одном букете.

Американские флористы ранее других — в начале XX в. — начали использовать различные химические соединения для продления жизни и сохранения качества срезанных цветов. Положительные результаты ученые получили, применяя для сохранения срезанных гвоздики, хризантемы, мака, астры, флокса растворы борной и азотной кислот, перманганата калия, сахарозы и аспирина.

Во второй половине XX в. во многих городах США стали устраиваться цветочные фестивали. Празднества посвящаются временам года, героям фильмов и мультфильмов, проходят в рамках дней города. Особенно много фестивалей устраивается в начале весны. В настоящее время ежегодно в каждом штате в определенные дни года проходят красочные фестивали, посвященные какому-либо цветку.

1.5. Отечественная флористика

История российской флористики неразрывно связана с созданием в стране первых оранжерей.

В конце XVII в. в Набережных садах Кремля были созданы первые «ранжерейные сады», где выращивались экзотические растения. Почти одновременно в имении князя М. Черкасского под Москвой появились оранжереи для плодовых и других теплолюбивых растений.

В начале XVIII в. по велению Петра I оранжереи были заложены в Летнем саду Петербурга. В 1812 г. был основан Никитский ботанический сад в Крыму, а через 10 лет при нем была создана оранжерея, в которой содержалось более 1,5 тыс. тропических растений, столько же, сколько в прославленных ботанических садах Берлина и Лондона.

На протяжении двух веков оранжереи, где выращивали виноград, персики, ананасы, цитрусовые, лавровые кустарники, экзотические цветы, были обязательным компонентом садово-парковых ансамблей. Во многих усадьбах оранжереи дополнялись скульптурами и картинами с изображением цветов. На базе оранжерейных садов П. Демидова в Москве и графа А. Разумовского в Горенках ботаники проводили научные исследования и селекцию растений. Выращивание цветов в теплицах сохранялось в нашей стране многие десятилетия. По словам специалистов, в России традиционно выращивали ландыши и сирень для рождественских подарков. В СССР эта традиция была продолжена: ландыши выращивали в теплицах в специальных ландышевых горшках (в виде кувшина с дырочками), сирень — в кадках. В 1970-х гг. эта традиция была утрачена, а сегодня возрождается.

В начале XIX в. в дворянскую среду пришла мода на собирание сухих листьев и цветов. В отличие от крестьян, использовавших травы в качестве лекарственных сборов и чаев, молодые дворянки в долгие зимние вечера составляли букеты из сухоцветов, делали из них панно, наклеенное на картон. Флористические произведения из сухих цветов получили дальнейшее развитие во второй половине XX в. Специалисты связывают массовое распространение флористики как особого вида творчества с именем З.А. Мамонтовой, московской художницы, научившейся высушивать растения с сохранением природных форм и красок.

На рубеже XIX–XX вв. в России были популярными следующие виды аранжировки: букеты для подношения, укрепленные на проволоке и оформленные в специальные манжеты; массивные букеты из цветов на собственных стеблях в вазах; бальные и свадебные букеты из нежных цветов; цветочные корзины на мхе и проволоке с мелкими цветами и букетами из роз; цветочные подушки с живыми и окрашенными цветами, декорированными лентами и кружевом; праздничные аранжировки из лилий, роз, ландышей с приложенными к ним фигурками зверей или птиц.

В начале XX в. издавались многочисленные практические пособия с советами специалистов по составлению аранжировок и композиций из живых и засушенных цветов. Самыми популярными считались букеты в больших раковинах, на веерах и пальмовых листьях. В моду вошел природный стиль, когда каждое растение отделялось от другого свободным пространством или веточкой зелени.

Со временем флористические композиции стали создаваться не только из цветков, но из другого природного материала — коры деревьев, тополиного пуха, соломки, листьев самых разных растений, чучел птиц и т. д. В тематике флористических картин наряду с изображениями самих растений появились пейзажи, портреты, архитектурные шедевры, животные.

В 1960 г. впервые в СССР была проведена выставка «Зимний букет», где ленинградские цветоводы представили новые по тем временам композиции из сухих цветов и другого природного материала. С того года выставки под таким названием стали проходить ежегодно во многих городах страны, а все события, связанные с флористикой, освещались в журнале «Цветоводство».

Развитию отечественной флористики способствовала деятельность павильона ВДНХ «Цветоводство и озеленение». В павильоне регулярно проводились выставки под определенными девизами (например, посвященные Великой Отечественной войне выставки «Эхо войны», «А зори здесь тихие», «Минута молчания» и др.), конкурсы, семинары, была организована «Школа аранжировки».

В 1970-х гг. во многих дворцах культуры, крупных учебных заведениях, кафе стали создаваться зимние сады или выставочные цветочные павильоны. Выставочный зал «Цветы» в Ленинграде разместился в реконструированной пальмовой оранжерее и занял площадь более 500 кв. м; здесь на протяжении многих лет постоянно действовала выставка цветов со сменными экспозициями. Посетители могли ознакомиться с вариантами оформления интерьеров, принять участие в учебных семинарах и в конкурсе на создание лучшей цветочной композиции. Выставочный зал в торгово-выставочном комплексе «Цветы Болгарии» на Кировском проспекте (Ленинград) представлял собой буквально ботанический сад с декоративными растениями; здесь можно было приобрести срезанные цветы и композиции из них. В 1970–1980-е гг. выставки-конкурсы цветочных аранжировок регулярно проводились в фойе крупных кинотеатров страны, в ботанических садах. Выставки были тематическими и проходили под определенными девизами, например «В заповедном лесу», «Природа в интерьере», «Праздник цветов-87» и т. д. Именно на таких выставках зарождалась современная российская флористика.

В 1980-х гг. в СССР впервые появились давно известные на Западе игольчатые держатели, флористическая губка, нейлоновое кружево для букетов и др.

В советское время цветочными композициями украшались даже массовые демонстрации. Например, во время первомайских демонстраций трибуны, на которых стояли советские государственные деятели, украшались букетами и корзинами с цветами. Интересный пример декорирования Красной площади в Москве перед весенним спортивным парадом дает работа советского дизайнера М. Ладура. Художнику предстояло украсить центр Москвы, прилегающий к Красной площади, что было делом очень ответственным и даже опасным, так как подобные работы находились под личным контролем И.В. Сталина. Мастер использовал театральный прием: он выкрасил ткань в несколько цветов и с помощью лоскутков имитировал свежую траву и цветы на ней (настоящая трава вырасти ко дню парада не успевала).

В СССР многие южные союзные республики поставляли в Россию цветочный материал. Грузия благодаря развитию флористического искусства получила негласное название «земля цветов». С распадом СССР цветочные поставки резко сократились, и многие цветочные хозяйства Закавказья прекратили свое существование.

В первое десятилетие XXI в. отечественная флористика развилась быстрыми темпами. Российские флористы были удостоены чести организовывать выставки в разных странах Европы. Так, в начале октября 2010 г. в греческом городе Салоники состоялась первая зарубежная выставка российских мастеров «Флористические этюды», которую организовали Международная творческая ассоциация фитоколлажистов «Флориссима» при содействии мэрии Салоников. С первого дня выставка, на которой были представлены авторские коллажи флористов из Москвы, Ярославля, Челябинска и других городов России, собирала очень много посетителей. Из Греции выставка переехала в Германию, а затем в Чехию, где также с восторгом была принята хозяевами страны и туристами.

В настоящее время в России цветочные выставки и фестивали проводятся в большинстве крупных городов. Салоны цветов предлагают букеты и композиции на все случаи жизни; на высоком уровне находится служба доставки.

1.6. Современные тенденции развития

Креативная флористика. Современным направлениям во флористике обучают в государственных школах Швейцарии, Нидерландов, Германии и частных школах многих европейских стран. Обучение продолжается 5 лет, а затем еще 5 лет специалист считается стажером и набирает опыт для получения профессионального звания «флорист». Одно из самых модных и популярных направлений во флористике XXI в. — креативное, отличающееся изысканностью форм и оригинальностью идей.

Задачей креативной флористики можно назвать корпоративное обслуживание организаций. Салоны цветов, центры модной флористики, имеющиеся в больших городах и уже появившиеся в небольших населенных пунктах, предлагают широкий ассортимент услуг.

Корпоративная флористика включает в себя декорирование офисных помещений, обустройство зимних садов, комнат психологической разгрузки. Специалисты создают букеты для ресепшена, букеты в подарок партнерам, гостям организации, оформляют корпоративные праздники с учетом профессиональных особенностей заказчиков.

Зоофлористика — изготовление цветочных композиций в виде животных, птиц и рыб — одно из креативных направлений. Такие композиции чаще всего создаются в корзинах оригинальной формы, куда помещается созданное из цветов «животное» — медвежонок, заяц, собака и т. д. Создание зоокомпозиций стало возможным благодаря широкому распространению современных флористических материалов — «оазиса», проволоки, каркасов. Созданные из цветов (хризантем, гербер) звери и птицы стоят недешево, но своей оригинальностью доставляют немало удовольствия и взрослым, и детям.

«Сладкие» креативные букеты создаются из конфет, других сладостей и экзотических фруктов. Это направление стало одним из самых востребованных в последние годы. Из конфет в корзинах создаются миниатюрные и массивные композиции, способные поразить воображение любого человека. При аранжировках используются и срезанные цветы, и сухие растения, и фигурки животных, птиц, рыб, насекомых, дополняющие сладкие тематические композиции.

Автофлористика включает в себя множество стилей и применяется как для внутреннего, так и наружного убранства автомобилей. Внутреннее убранство — это создание крошечных зимних садов в салоне, цветочных композиций на стекле с эффектом иллюзии сквозного прорастания, флористических аранжировок на рулевой колонке. Наружное убранство — это автотюнинг флористического направления, а также эксклюзивный автопирсинг (например, цветочные «фенечки» на стекле). Самые модные стили в 2011 г. — импрессионизм, флористика спа, гламур, экспрессионизм, минимализм, автоприколы, ретро. Несколько лет назад новинкой сезона стало создание живого газона на капоте автомобиля, позволяющего развивать скорость до 70 км/ч без вреда для растений. На основе газонов создаются флористические композиции праздничного характера.

Большинство креативных композиций можно определить как работы авангардистского или абстрактного стиля, хотя есть и оригинальные классические аранжировки.

Модные направления. На рубеже XX–XXI вв. во флористике стали широко использовать новые компоненты (флористическая губка «оазис», флористическая проволока, тейплента, аквапакс), сухоцветы, натуральные и искусственные материалы. С появлением флористической губки флористы перестали ограничиваться 2–3 срезанными растениями в простой стеклянной или керамической вазе в массе листьев горшечных растений. Наличие губки позволило создавать композиции из свежесрезанных цветов с включением только одного или двух комнатных растений. В XXI в. снова стали модными композиции пот-э-флер в вертикально-параллельной постановке. Флористы используют прямоугольные вазы с невысокими краями, в которые ставят низкие горшки с комнатными растениями, четко зафиксированные флористической пеной. Для придания композиции нужной высоты под горшки подсыпают керамзит.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Среднее профессиональное образование (КноРус)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Флористика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я