Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире

Элизабет Килби, 2017

В жизни наших детей появилась бомба замедленного действия. Круглые сутки ее часовой механизм тикает в домах и школах, становясь причиной истерик, стрессов и семейных ссор. Эта бомба – интернет-зависимость. Почему надолго зависая на YouTube и в социальных сетях, можно стать изгоем? Как избавиться от одержимости онлайн-играми? Чем опасна чрезмерная привязанность к планшетам и смартфонам? Известный британский детский психолог, телеведущая и блогер Элизабет Килби на примере реальных историй из своей клинической практики покажет, как сделать виртуальный мир верным помощником в воспитании, выработать у ребенка здоровые привычки пользования цифровыми устройствами и вернуть его интерес к активной жизни.

Оглавление

Из серии: Родителям о детях

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© 2017 Elizabeth Kilbey

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2019

© Издание на русском языке, оформление

© Серия «Родителям о детях», 2019

* * *

Рите и Рою

В книге описаны ситуации из жизни семей, с которыми я работала. Я изменила имена и некоторые личные подробности, чтобы сохранить конфиденциальность пациентов.

Введение

Зачем нам отключаться от Сети?

В жизни наших детей появилась бомба замедленного действия — это привычка надолго утыкаться в экраны планшетов и смартфонов.

В жизни наших детей появилась бомба замедленного действия. Круглые сутки ее часовой механизм тикает в школах и детских садах, в спальнях и гостиных наших домов. Она становится причиной семейных ссор, мощно влияя на поведение, развитие и здоровье детей. Она воздействует на то, как они играют и общаются. Эта бомба — привычка надолго утыкаться в экраны цифровых устройств. Увы, многие родители просто закрывают на это глаза, думая, что они не в силах что-либо изменить и остановить цифровое нашествие. Я долгое время работаю клиническим детским психологом и не понаслышке знаю, что интернет-зависимость — настоящая головная боль всех мам и пап, которые приходят ко мне на прием, и самая обсуждаемая тема в области современного воспитания.

Многие родители всерьез озабочены тем, что их дети проводят слишком много времени в Сети, но они до конца не понимают, почему это вредно и что с этим делать. В конце 2016 года британское Управление по делам радио, телевидения и предприятий связи (Ofcom) опубликовало любопытный доклад о влиянии СМИ на детей и родителей. В нем особо отмечалось, что Интернет впервые в истории обошел телевидение в рейтинге самых популярных детских занятий[1]. Согласно недавно проведенному исследованию, почти половина британских родителей опасается, что у их сыновей и дочерей может возникнуть зависимость от девайсов, и целых 47 % обеспокоены тем, что их дети тратят слишком много времени, уткнувшись в светящийся экран[2]. При этом не существует ни одной государственной рекомендации о том, как долго дети могут пользоваться цифровыми устройствами. Неудивительно, что папы и мамы теряются, действуют нелогично и очень боятся последствий.

Каковы эти последствия, пока неясно, но имеющиеся факты однозначно вызывают беспокойство. Мне часто приходится наблюдать подростков, которые проводят так много времени в Сети, что не могут нормально спать и учиться. Я работала с четырнадцатилетним мальчиком, который сидел в Интернете по 19 часов в день, отказываясь ходить в школу и даже выходить из комнаты. Это кажется выдумкой, но, увы, это правда. Все чаще и чаще я сталкиваюсь с детьми, которые настолько поглощены жизнью в Сети, что готовы намочить штаны, лишь бы не отрываться от экрана. Один мальчик, с которым я занималась, сидел в своей комнате и испражнялся в одноразовые контейнеры для еды, чтобы ни на минуту не отвлекаться от онлайн-игры, — настолько велико было его пристрастие к приставке. В начале карьеры я ни разу не сталкивалась с подобными случаями — даже представить такое было невозможно. Но 20 лет назад Интернет не был доступен постоянно и повсеместно. Я и представить не могла, насколько это повлияет на мою клиническую практику и на жизни детей, с которыми я работаю.

В чем же проблема?

Слишком долгое нахождение перед экраном компьютера может вызвать долговременное нарушение функций мозга у детей[3].

Долгое нахождение в Сети вызывает у детей психические расстройства[4].

Каждый день перед глазами родителей мелькают такие заголовки. Посыл их ясен и красноречив: детям опасно проводить много времени перед экранами цифровых устройств. Что с этим делать, пока неизвестно. Гораздо проще убедить себя, что все это касается кого-то другого. Проблема в том, что поведение родителей чаще всего формируется из их собственного детского опыта. Мы запоминаем, как вели себя наши мамы и папы, как они нас воспитывали. В психологии это называется «внутренняя работающая модель» — доставшийся по наследству «семейный кодекс», в котором черным по белому написано, чем нужно кормить детей и когда их укладывать спать. Воспитывая сына или дочь, вы будете принимать решения, основываясь на том, что происходило, когда вы сами были маленькими. Вы обедали всей семьей или сначала ели дети, а потом родители? Когда вас укладывали спать? Вы спали вместе со своими родителями или это было не принято в вашей семье?

Наши дети — первое «цифровое» поколение. Они познают мир, находясь под сильнейшим воздействием сетевых технологий. Это сильно отличается от того, как росли мы. Дети окружены мобильными устройствами с самого рождения. Несколько лет назад о рождении ребенка объявляли в газетах, родители посылали открытки друзьям и родственникам, теперь же об этом радостном событии сообщают по электронной почте или выкладывают пост на Facebook или в Instagram. Будущие мамы и папы берут в больницу планшет или смартфон, чтобы запечатлеть первые моменты жизни новорожденного. Треть современных детей мастерски пользуется планшетом, еще не научившись ходить или говорить[5].

Мы росли совсем в другое время. У нас нет детского опыта общения с помощью смартфонов и компьютеров, на который можно опереться, — и оттого нам так тревожно. Наши мамы и папы не вытаскивали нас из-за компьютера, несмотря на бурные протесты, и это не входит в нашу внутреннюю родительскую модель. У нас нет знаний о том, что нужно делать в подобной ситуации. Впервые перед нами стоит задача, с которой не поможет справиться опыт прошлых поколений. Вместе с тем мы получаем огромное количество информации о последствиях привязанности к светящимся экранам, но зачастую это лишь псевдонаучные выводы или просто страшилки из СМИ. Нас беспокоит то, как виртуальный мир влияет на наших детей. Может быть, они слишком рано повзрослеют из-за переизбытка доступной информации? Или девайсы повлияют на способность концентрировать внимание и станут причиной гиперактивности и чрезмерной жестокости? Вдруг они вызывают зависимость? А что, если мы просто сдерживаем онлайн-активность наших сыновей и дочерей, до конца не понимая мир Интернета, и потому ограничиваем их образование и социальное развитие?

Давайте попробуем сравнить цифровые технологии с сахаром — еще одним фактором, угрожающим здоровью наших детей. Большинство родителей вряд ли станут каждый день кормить ребенка тортами, конфетами и печеньем. При этом многие мамы и папы, не задумываясь, вручают своим чадам смартфон или планшет. Неужели долгие часы, проводимые перед светящимся экраном, менее вредны, чем кулек карамелек на ужин?

Я решила написать эту книгу, потому что стала замечать растущее влияние цифровых технологий на наших детей. Я наблюдаю тревожные перемены: из активного творческого занятия, развивающего воображение, игра превращается в одинокое многочасовое сидение перед светящимся экраном. Дети перестают слушаться родителей, отказываются делать домашнюю работу, оторвать их от любимого гаджета практически невозможно. «Мама, можно я возьму планшет?» — первое, что вы слышите по утрам.

Но не стоит преувеличивать масштабы катастрофы. Я вижу множество достоинств в цифровых технологиях: проводя терапию, я стала показывать детям ролики на YouTube и советовать родителям информационные сайты. Я начала интересоваться популярными играми, чтобы найти подход к маленьким пациентам и разговорить их. Как мать троих детей я на собственном опыте ощущаю мощное влияние виртуальной реальности, ежедневно сталкиваясь с разнообразными проблемами современного воспитания. Я вижу разницу между моим старшим ребенком, который получил телефон в одиннадцать лет, а планшет — в четырнадцать, и младшим, который пользуется планшетом с четырехлетнего возраста и освоил YouTube еще до того, как научился писать. Я долго ломала голову над тем, как впустить технологии в семейную жизнь, и теперь хочу поделиться этим знанием с другими родителями. Вы должны иметь представление об опасностях, которые несет Интернет, и уверенно контролировать время погружения детей в виртуальную реальность.

Запрет — это выход?

Будем реалистами — полностью запрещать гаджеты бессмысленно. Невозможно отказать ребенку в «общении» со светящимся экраном в современном мире, живущем онлайн. Некоторые школы уже выдают ученикам планшеты для работы в классе и дома, многие учебные задания также выполняются в электронном виде. Цифровые технологии прочно обосновались в нашей жизни. Родителям придется смириться, хотят они того или нет, и научиться работать с ними. Проблема в том, что официальные рекомендации по этому вопросу далеки от реальной жизни. Это как новомодные диеты: на бумаге все понятно и просто, но следовать им на практике оказывается куда сложнее.

Я часто посещаю клиентов на дому. Переступив порог, я тут же слышу команду взрослого: «Выключай планшет/телефон/компьютер/приставку!»

Что делать, если запрет не решает проблему? Я полагаю, что родители должны стараться привить детям хорошие привычки общения в Сети. Нужно разговаривать об онлайн-пространстве, чтобы у них выработалось здоровое восприятие своих девайсов. Мамы и папы должны понимать, что неограниченный доступ в Интернет вряд ли пойдет на пользу их детям. Уметь вовремя отложить планшет или приставку так же важно, как хорошо себя вести, выполнять домашние задания или ложиться спать до полуночи. Родителям нужно позаботиться об этом как можно раньше и привить ребенку хорошие привычки общения в Сети до того, как начнутся проблемы. Многие мамы и папы, с которыми я работала, подтвердили, что бесконечное зависание в Интернете создает проблемы в более взрослом возрасте. Плохая новость заключается в том, что ограничивать онлайн-активность подростка, у которого вовсю бушуют гормоны, уже слишком поздно. Невероятно сложно устанавливать правила, если он всюду ходит в обнимку с любимым гаджетом. Прививать хорошие привычки пользования девайсами, предотвращая развитие зависимости, лучше всего в так называемый латентный период, или возраст от четырех до одиннадцати лет.

Что такое латентный период и почему он так важен?

Латентный период, или возраст от четырех до одиннадцати лет, — это один из самых важных и недооцененных этапов развития детей. Недооценен он потому, что информации об особенностях развития детей в этот период в целом недостаточно. О новорожденных и малышах от года до трех лет написано куда больше книг.

Психологам хорошо известно, что такой период невероятно важен для формирования личности ребенка, но, к сожалению, именно в это время родители перестают внимательно следить за своими чадами.

В первые годы жизни дети проходят множество этапов развития. Они учатся переворачиваться, садиться, ползать, ходить, произносить звуки и слова. Это время требует особого внимания и усилий, и родители получают огромное количество советов от наблюдающих педиатров, читают тонны книг и статей о режиме сна, грудном вскармливании, истериках и приучении к горшку. Когда малыши вырастают и идут в школу, жизнь родителей становится проще, по крайней мере на первый взгляд: истерики закончились, а подростковые проблемы начнутся еще очень нескоро. Дети к этому моменту уже проходят все важнейшие этапы развития: они научились ходить, говорить и самостоятельно одеваться и постепенно становятся независимыми. Кажется, что приобретение новых навыков замедляется и жизнь становится стабильнее и спокойнее. Вы думаете, что все «устаканилось» и дремлет, но эта стадия детского развития — как сад зимой: на поверхности ничего не происходит, но под землей вовсю кипит жизнь.

В это время развивающийся мозг очень пластичен, он формируется под воздействием переживаемого опыта. Благодаря открытиям нейробиологов мы знаем, что детский мозг постоянно создает новые нейронные связи, основываясь на приобретаемом опыте, поэтому наша ответственность за то, каким будет этот опыт, гораздо больше, чем мы могли бы подумать. И именно в этот период девайсы становятся особенно притягательными. Если в возрасте 4–11 лет дети постоянно сидят в своих гаджетах, как это может повлиять на развитие их мозга? Если они постоянно находятся в виртуальной реальности, они гораздо медленнее развивают жизненно необходимые навыки живого общения и управления эмоциями.

Основная задача в латентный период — накопить запас энергии на будущее. Иными словами, ребенок готовится к быстрым переменам, которые его ждут в подростковом возрасте. Дети младшего школьного возраста открыты и впечатлительны. Они словно губки впитывают информацию, которая поможет им адаптироваться к внешнему миру и подготовит их к подростковым бурям. В это время у детей появляются увлечения, они развивают свою индивидуальность и начинают строить социальные отношения. Переступая порог школы, встречая новых людей и обогащая свой опыт за пределами семейного круга, они начинают формировать собственные представления и интересы.

Для родителей это тоже очень важное время: принимая все большую независимость своего ребенка, они могут установить с ним прочные взаимоотношения и тесную связь, которые поддержат его в период полового созревания. Стремительно меняющий цифровой мир вмешивается в спокойное развитие дошкольников и младших школьников. Девайсы создали новое поле для семейных баталий. В домах по всему миру ведутся жаркие споры о том, сколько времени можно проводить онлайн. В этот момент детям нужно прививать хорошие цифровые привычки, рассказать об онлайн-безопасности и правилах поведения в Сети, прежде чем они вырастут и станут гораздо независимее.

В латентный период очень важна социализация: дети заводят друзей и становятся все более независимыми, готовясь взрослеть. Если они будут постоянно сидеть за компьютером, мы рискуем вырастить поколение социально изолированных людей, которые совсем не умеют общаться. К тому времени как дети становятся подростками, чрезмерное увлечение (или даже одержимость) девайсами может лишить их друзей и плохо сказаться на успехах в учебе. Это подтверждает исследование Кембриджского университета, в ходе которого была изучена жизнь 800 четырнадцатилетних подростков и затем проанализированы результаты их выпускных экзаменов. Дети, сидевшие за компьютером всего лишь на час в день больше обычного, получали гораздо более низкий балл на экзаменах[6].

В этой книге я:

помогу родителям осознать, почему их детям так опасно слишком сильно увлекаться светящимися экранами;

расскажу, какие опасности подстерегают ребенка на разных этапах развития;

поделюсь секретами, как сделать так, чтобы время, проводимое перед экранами гаджетов, не причиняло вреда и ваши дети росли здоровыми и разносторонне развивались;

помогу вернуть контроль над привычками детей и создать спокойную семейную обстановку, чтобы девайсы приносили всем только пользу.

Оглавление

Из серии: Родителям о детях

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гаджетомания: как не потерять ребенка в виртуальном мире предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ofcom (2016) ‘Children and parents: Media use and attitudes report.’ Доступно по ссылке: https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/media-literacy-research/children/children-parents-nov16.

2

Channel 4 News (2015) Опрос родителей. Доступно по ссылке: http://www.comresglobal.com/wp-content/uploads/2015/09/Channel-4-News_Parents-Screen-use-Survey_September-2015.pdf.

3

Dr Aric Sigman, цитата из The Huffington Post, 22.05.2012. Доступно по ссылке: http://www.huffingtonpost.co.uk/2012/05/21/parenting-tv-time-bad-health-children_n_1533244.html.

4

Управление здравоохранения Англии, цитата из The Daily Telegraph, 16.05.2014. Доступно по ссылке: http://www.telegraph.co.uk/news/politics/10835157/Too-much-time-on-web-gives-children-mentalhealth-problems.html.

5

Согласно исследованию Kabali, H. K., Irigoyen, M. M., Nunez-Davis, R. et al. (2015) ‘Exposure and use of mobile media devices by young children.’ Pediatrics, 2015–51. Доступно по ссылке: http://pediatrics.aappublications.org/content/early/2015/10/28/peds.2015-2151.

6

Corder, K., Atkin, A., Bamber, D. et al. (2015) ‘Revising on the run or studying on the sofa: Prospective associations between physical activity, sedentary behaviour, and exam results in British adolescents.’ International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 12(106). doi:10.1186/s12966-015-0269-2.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я