История государства и права России. Учебное пособие (Е. С. Щербакова, 2013)

Настоящее учебное пособие включает в себя базовые темы истории государства и права России. В нем изложена история формирования и развития государства и права России с древнейших времен до начала XXI столетия с учетом новейших открытий отечественных и зарубежных историков, археологов и лингвистов. Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция». Предназначено для студентов и преподавателей юридических высших и средних учебных заведений, а также для всех интересующихся историей нашей страны. 5-е издание, переработанное и дополненное.

Оглавление

Из серии: Социальное образование ХХI века

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Учебное пособие (Е. С. Щербакова, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Государства у восточных славян и русов с древнейших времен до IX века нашей эры

После изучения главы 1 бакалавр должен:

– знать: этническую природу славян и русов, особенности расселения славян по Восточно-Европейской равнине;

– уметь: вырабатывать собственную точку зрения по спорным вопросам в науке о происхождении русов;

– владеть: навыками анализа исторических источников о праславянской цивилизации.

Тема главы 1 предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

• наука и источники о древних славянах; прародина славян;

• древние славяне и русы;

• государственное и общественное устройство у восточных славян и русов с древнейших времен и до IX века н. э.

1.1. Древние славяне и русы

История происхождения русского народа неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тысяч лет назад). Первые общины стали возникать 100 тысяч лет назад. Объединения племен, составивших основу будущих этносов, начинали складываться 6–5 тысяч лет назад.

Однако в отечественной исторической литературе принято считать, что история Русского государства начинается с 862 года. Получается, что Русь возникла вдруг, внезапно, хотя совершенно очевидно, что для становления государственности требуется длительное время.

В историографии этого вопроса имеется ряд взаимоисключающих теорий. Население Северной и Восточной Европы римские и греческие историки I–II веков именовали славянами, варягами, литовцами, финнами, русами, роксоланами, т. е. разноплеменной социальной группой. Споры о происхождении Руси объясняются, с одной стороны, обилием домыслов у древних авторов, а с другой – отсутствием надежных славянских письменных источников.

В научной литературе выделяются три исторических периода древнейшей славянской истории: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V–III тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец III – начало II тысячелетия до н. э.); 3) праславяне (XV в. до н. э. – VII в. н. э.).

Конец праславянского периода (V–VII вв.) именуют периодом Великого переселения народов, в результате которого произошло формирование южных, восточных и западных славян. В VIII веке существовали три больших политических объединения восточных славян: Куявия (Куяба, Средний Днепр), Славия (в районе озера Ильмень), Артания (Арсания, Арта) (Таманский полуостров).

Современный историк и этнолог Ю. Д. Петухов в своей монографии «История Русов» делает выводы, что русы были первонародом (суперэтносом) [8].

В. Н. Дёмин в своей книге «Гиперборея. Исторические корни русского народа», опираясь на данные древних источников об Арктиде – Гиперборее, утверждает, что «Россия была всегда». Историки Г. В. Вернадский, Д. И. Иловайский, В. В. Мавродин считают, что история русского народа начинается с каменного века и проходит через последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский. А. И. Асов считает, что историю любого народа надо изучать со времен былинных [1]. Историки В. Н. Даниленко, Б. А. Рыбаков, О. Н. Трубачев, Н. М. Шмагин считают, что корни праславянской истории и культуры надо искать в единой ведической цивилизации.

Параллельно с исторической наукой всегда существовала и наука, основанная на изучении Священного Писания. Древние славянские легенды, мифы, былины, сказки и священные тексты содержат бесценные сведения об истории Руси. В них сохранились сведения о временах Атлантиды и Всемирного потопа.

Во второй половине ХХ века в связи с публикацией Велесовой книги – древнейшей славянской летописи, написанной новгородскими волхвами, – стала развиваться новая историческая школа. Современные историки считают, что история славян и русов начинается с великого расселения народов с Северной прародины – Гипербореи.

Двадцать тысяч лет назад с наступлением холодов славяне под предводительством отца Яра ушли с Севера. В древнейших легендах Евразии, вошедших в «Звездную книгу Коляды», сохранилась память об эпохах Великих оледенений.

Легендарные прародители славян и русов заняли обширные земли от Финского залива до устья Оби. По Уралу расселились арии и иные предки ведической веры. Память о древней уральской прародине хранят легенды и предания многих народов, а также священные книги Египта, Индии, Ирана и Руси (Веды).

У истоков Оби когда-то располагалась священная страна – Беловодье. Здесь согласно повествованию Вед Индии правил сын Брахмы Ману – древнейший правитель и законодатель, создавший кодекс «Законы Ману» (II в. до н. э. – I в. н. э.).

На Южном Урале находилась вторая прародина ариев. Здесь появились на свет Богумир и его жена Слава. От них якобы пошли многие славянские роды. Согласно авестинским преданиям Богумир научил людей искусству и ремеслам, разделил народ на сословия жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Он владел секретами врачевания, знал тайну бессмертия. Согласно Велесовой книге древляне, поляне, кривичи, русы и северяне ведут свой род от дочерей Богумира Древы, Поляны и Скревы и от сыновей Севы и Руса. Богумир послал своих дочерей устанавливать власть над Евразией. Их потомки стали амазонками. Благодаря женщинам-амазонкам славяне выделились из арийских народов.

Славяне славили Сварога и Даждьбога. Этим они отличались от ариев, оставшихся в Индостане и почитавших Индру и Дыя. Славяне жили по единому для всей Вселенной Закону Прави, который повелевал отречься от злых деяний, призывал к добру и подъему духовности. Путь Прави – это путь к Богу.

Миграция по просторам Евразии растянулась на многие века. Постепенно преодолев гигантские расстояния и освоив новые территории от Ледовитого океана до Индийского и Атлантического, древние арии оставили следы своего пребывания в виде названия мест, рек и озер, а также многочисленных материальных артефактов.

В 80-е годы ХХ столетия в Челябинской области были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружения, похожие на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь позволили связать находки с продвижением на Юг во II тысячелетии до н. э. еще не полностью расчлененных индоевропейских племен. По названию расположенной поблизости горы археологическое чудо было названо Аркаим.

Уникальный спиралевидный город в Южно-Уральской степи стал своеобразным символом мощи и красоты древней эпохи. Это был город-крепость, город-храм.

Арии шли с Севера через Сибирь, Урал и Восточную Европу вдоль Волги, через русское Междуречье и Кавказ начиная с IX тысячелетия до н. э. и достигли земель Приднепровья и Подунавья.

Русы, переселившиеся с Приазовья, Северного Кавказа и Южнорусских степей, продвинулись до Ярославской и Московской земель. Там они слились с местными народами: чудь, меря, весь, финны и мурома.

Это широкое расселение народов подготовило почву для появления тех самых уже исторических русов нордического и восточнославянского типов, которых мы идентифицируем с будущими русскими – великороссами.

1.2. Праславянская цивилизация

Украинский археолог Ю. А. Шилов – участник и организатор раскопок древних курганов Украины, в своей монографии «Предыстория Руси» пишет, что «задолго до Рождества Христова и примерно за 14 тысячелетий до библейского сотворения мира культура аборигенов Европы расцвела, как никакая иная на тогдашней Земле». В этой цивилизации уже были жрецы и святилища: «святилища соблюдали жрецы, между которыми сложились далекие связи в интересах познаний природы, приемов охоты, технологий и календарей, семейно-родовых отношений» [10].

В те времена была изобретена первая письменность, о чем свидетельствуют надписи на стенах в Каменной могиле близ Мелитополя.

В XIII тысячелетии до н. э. между Дунаем, Волгой, Карпатами и Северным Кавказом находилась святая земля, которую назвали «Аратта – Подсолнечная страна». К V тысячелетию до н. э. там образовалось «содружество довольно единообразных государственных образований полисного типа: городов с сельской округой. Города достигали площади 500 гектаров и населения тысяч до 40» [10].

Следы пребывания славян и русов на территории нынешней России и Украины найдены в скалах Днестровского побережья. Там сохранился жертвенник с надписью «Молот Перунов». В знаменитой Каменной могиле несколько гротов исписаны письменами шумерского типа. Под городом Владимиром обнаружена верхнепалеолитическая стоянка, возраст которой достигает 25 500 лет.

Всемирный съезд археологов по неолиту установил, что все люди происходят от одной семьи. Матерью всех славянских и русских племен Восточной Европы является Трипольская культура.

Славяне жили по берегам рек и опушкам лесов Центральной и Восточной Европы. Эту землю принято называть единой славянской прародиной. Подобную идею высказал М. В. Ломоносов, который писал, «что словенский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно» [4]. В конце бронзового века славяне расселились на огромной территории Восточной Европы и образовали отдельные группы племен: венедов и антов на Западе, сарматов-роксолан на Востоке, киммерийцев на юге. Нашествие скифов, которые заняли центральную область Южно-Русской степи, разорвало общность этих племен и оттеснило сарматов-роксолан к Северскому Донцу, а венедов и антов на Днепр. И лишь после изгнания скифов Гаталом Великим в 179 году у этих племен начали формироваться государства. Гатал создал Великую Сарматию между Волгой и Днепром, Кишек – на Приднепровье, Вендал – в бассейне реки Волхов (будущее Новгородское княжество).

На территориях Сибири и Алтая немало доказательств существования ранних цивилизаций. Древнейшие поселения человека обнаружены в Западной Сибири, на Барсовой горе, близ города Сургута.

На юге Западной Сибири, от реки Урала до реки Ишим около 35 веков назад существовали государства так называемой петровской культуры с городами из сырцового кирпича, крестовой системой улиц, системой водоснабжения, водоотстойниками и дренажными стоками.

По последним археологическим данным, на территории Алтая существовала одна из древнейших сибирских цивилизаций. Алтай – наиболее пригодная территория для мигрирующих народов, ушедших с Севера. Через него шли дороги в Западную Сибирь, Хакасию, Малую Азию и Двуречье. К сожалению, алтайская цивилизация является наименее исследованной.

В Южной Сибири зародилась первая письменность в виде петроглифов. Последние научные данные полностью опровергли версию о первичности греческого и латинского языков по отношению к русскому. Язык, объединяющий славян, по словам М. В. Ломоносова, «ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит. Следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные славянские народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова» [4]. Существует множество памятников славянской письменности. Тэртерийские (V тысячелетие до н. э.), протоиндийские (XXV—XVIII вв. до н. э.), критские (ХХ—XIII вв. до н. э.), этрусские (VII–II вв. до н. э.) надписи выполнены на праславянском языке.

В русских летописях есть упоминание о древнерусском сочинении «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске». Здесь рассказывается о праотцах и вождях русского и всего славянского народа, которые после долгих скитаний по всему миру появились на берегах реки Волхов и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н. э., основали там города Словенск и Старую Руссу и начали военные походы «на египетские и другие варварские страны», где наводили «великий страх».

1.3. Государственное устройство

Славяне еще до Рождества Христова были образованным народом, владеющим различными ремеслами и искусством. Их союзы были высокоорганизованными сообществами, во главе которых стояли князья, избираемые на вече. Князь и старейшины рода судили родичей под Перуновым древом. Князья избирали старшего князя, и тот был вождем в сражениях. Отдельные славянские народы создавали военные союзы, призванные при необходимости защищать свои земли от нападения захватчиков. Таким образом, устанавливалась этническая общность. Происходило языковое и культурное взаимопроникновение, ассимиляция. Существовал путь «из варяг в греки», которым славяне пользовались и охраняли совместно. Историк Саксон Грамматик писал, что Русь еще до Рождества Христова «обиливала золотом», а обилие золота в стране, где не было золотой руды, могло появиться только вследствие торгового обмена. Все эти факты свидетельствуют о том, что у славян еще до новой эры уже имелись предпосылки формирования государственного устройства.

Все славянские племена говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и объединялись в борьбе с многочисленными ордами кочевников. Их объединяло не столько родство, сколько общественные связи и отношения, вид деятельности, необходимость выживания в окружающей среде, единая власть князя и общая территория. Преобладающими видами их занятий были земледелие, скотоводство, рыболовство, зарождавшиеся ремесла и необходимый обмен товарами (торговля).

Первобытные порядки перестали обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения имущественного равенства внутри племен и между племенами и усиления вследствие этого внутренней борьбы возникла необходимость в силе, которая стояла бы над обществом и упорядочивала отношения в нем. Такой силой являлось государство, призванное управлять обществом, регулировать отношения между его членами, а также организовывать защиту от внешних врагов.

Огромную роль в объединении славян сыграли скифы. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. в черноморских степях произошло выделение кочевых скотоводческих племен. Они нам известны как скифы, или сколоты. Подвижные и воинственные кочевники постоянно организовывали нападения на оседлые земледельческие племена; грабили население, уводили скот и людей, превращая их в рабов. Земледельцы строили укрепленные городища и «змеиные валы», тянущиеся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только сильному государству. Это был первый этап формирования государства.

В середине I тысячелетия до н. э. начались походы славян на Византию. Несмотря на то что славяне изолированно расселялись на побережье Адриатики, в верховьях Волги, на берегу Финского залива и на Балканах, они объединялись в военные союзы.

Около середины I тысячелетия н. э. произошло обособление восточнославянских племен, известных под названием антов. Готский историк Иордан писал, что земли антов простираются от Черноморского побережья у Лукоморья и от Днестра до Днепра. Он считал антов храбрейшими из всех славянских племен. На Востоке анты соседствовали с кочевыми и полукочевыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Основным районом расселения антов было Среднее Поднепровье. Впрочем, отдельные антские поселения были в Воронеже, Харькове, Херсоне. В VI веке на антов напали авары – жестокий полукочевой народ, пришедший с Востока. В борьбе с аварами на Волыни, в Прикарпатье, было создано мощное политическое объединение восточных славян-антов под руководством дулебов-волынян. Это политическое объединение дулебов-волынян историки считают начальным этапом русской государственности, прямым предшественником Киевской Руси.

1.4. Роксолане, русы, русичи

Не одно поколение историков вело споры о том, откуда началась Русь. Современные исследователи, археологи и историки считают, что русы были в Русколании (Сарматии), на Карпатах, на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. О русах-роксоланах, как их называли греки, известно с 179 года, когда они во главе с Гаталом Великим свергли скифское иго и положили начало Великой Сарматии. О договоре сарматского царя Гатала со скифами в 179 году известно из берестяных грамот. В них говорится, что посредником в этом договоре был Рим, что свидетельствовало о признании Римом и Понтом роли Сарматии в международных делах. Эта дата и договор зафиксированы историками того времени Полибием, Страбоном и Тацитом. Полибий отзывался о Гатале как о великом полководце и выдающемся государственном муже, заключившем военные союзы с Арменией, Боспорским царством и другими соседними государствами. Страбон отмечал, что роксолане, которые называли себя «русы», «русколане», «русичи», были чрезвычайно храбры и воинственны. Пилий Младший, историк I века, писал, что роксолане являются гегемонами на всем пространстве от Дона до Днепра. Тацит описывал девятитысячное войско тяжеловооруженной конницы роксолан, которая сражалась с римскими легионами у Троянова вала в 68 году.

Если сопоставить сведения историков-современников Великой Сарматии и новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики, на которые опиралась Е. С. Галкина в своей работе «Тайны Русского каганата» (М.: Вече, 2002), то можно сделать вывод, что Русский каганат в верховьях Дона и Северского Донца – это часть Великой Сарматии. В Велесовой книге речь идет именно о русах верховья Донца, которые дали сильнейший отпор гуннам в 370 году, а затем пришли на помощь полянам Приднепровья, которых осталось очень мало после гуннского нашествия. Русы поселились вместе с поляками, взяли их под свою военную защиту, дали своих князей и свое имя – Русь. Об этом написал летописец Нестор в «Повести временных лет»: «Поляне, ныне зовомая Русь». Он никак не объяснил эту фразу, просто фиксируя как факт. Русский каганат – самое раннее государственное образование, имеющее отношение к имени «Русь».

Из всего вышеизложенного следует, что Русь возникла не на Днепре. Русы только объединились с приднепровскими славянами после гуннского нашествия, а сами они были таким же древним народом, как греки, римляне и другие ближайшие соседи. Их прародина – бассейн реки Дон, куда они пришли в конце бронзового века из трипольской культуры, откуда расселились все славяне. Трипольская культура получила название киммерийской (отсюда и название народа – киммерийцы).

Часть населения переселилась на север, на реку Волхов, в Новгородскую республику. Первый русский летописец Иоаким Корсунянин – епископ Новгородский, написавший свою летопись почти на 100 лет раньше Нестора, повествует о династии Новгородских князей от Вендала и Славена (Словена) до князя Гастомысла и Рюрика, в том числе и о Владимире Древнем, легендарном князе словен, который расширил территорию Новгородской республики до Урала. Киев был построен на 500 лет позже Новгорода.

В первые века нашей эры Русь была раздроблена на четыре самостоятельных центра. Русколань, занимавшая область бассейна реки Дон и нижней Волги, была наиболее многочисленная и самая сильная в военном отношении. Словения находилась на реке Волхов (Новгородская республика), а славяне Приднепровья составили Киевское княжество. Сурожская Русь – самое южное княжество на побережье Черного моря, где славяне жили с VIII века до н. э. Там были славянские языческие храмы, в которых развивалась астрология, хранилась «роуськая» письменность св. Иоанна Тавроскифского (Иванова письменность), упомянутая в договорах киевских князей Олега и Игоря с Византией 911 и 944 годов.

Объединение славянских земель шло постепенно. В конце IV века Русколань объединилась с славянами Приднепровья, в результате чего образовалась Киевская Русь. В 890 году князь Олег объединил Новгородскую республику с Киевским княжеством. Князь Святослав в 970-х годах предпринял попытку объединения всех русских земель в империю, в которую вошли остатки поселений Русколани, а затем Рязанское и Муромское княжества. Сурожская Русь и сарматы Кубани объединились в Тмутараханское (Тмутараканское) княжество.

Возникновение государств у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами: разложением первобытнообщинного строя, развитием производства материальных благ в обществе, разделением труда, выделением скотоводства, земледелия, ремесел и торговли. Большое значение имели и другие факторы: улаживание конфликтов, возникавших с соседними племенами, борьба против кочевых племен.

Соседями восточных славян были: карелы, мордва, мари, мурома, литы, литва, ятвяги, волжские болгары, хазары, печенеги, ляхи, чехи, угры и др. При расселении славяне ассимилировали или вытеснили эти народы. Закрепляясь на новых местах, восточные славяне создавали основы хозяйственной и общественной жизни.

1.5. Общественное устройство

Общественная организация восточных славян накануне образования Древнерусского государства была сложная и разнообразная. Живы были еще родовые и племенные связи, но уже образовались и чисто политические союзы племен, объединенных соседством и общностью интересов. Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

Задолго до образования Древнерусского государства на торговых путях, проходящих по его территории, уже было несколько больших городов: Киев, Муром, Новгород, Смоленск, Суздаль, Чернигов и др.

Во главе восточнославянских государственных образований стояли князья из племенной знати. Князей окружала родовая знать – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Все важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало общее ополчение, однако постепенно вокруг князя сложилась профессиональная организация воинов – дружина, которая делилась на старшую и младшую.

Государства восточных славян были по своей сути раннеклассовыми, но с тенденцией развития не рабовладельческих, а феодальных отношений. Классы только зарождались, и родовая знать, князь и дружинники стремились захватить главное богатство – землю. Захватывая общинные земли и земли покоренных народов, знать не сгоняла земледельцев с территории, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли. Так называемая военная демократия, существовавшая в условиях родоплеменной жизни, уступала место новым социально-экономическим и духовным отношениям, несмотря на то что внутриплеменная структура социальной власти (вече, избрание вождя, князей, сословие старейшин) сохранялась еще довольно длительное время. Возникала публичная власть, выросшая из родоплеменного общества, но уже возвышающаяся над ним и приобретшая полномочия принуждения не только в отношении «иноземцев», но и в отношении своих соплеменников.

Родоплеменная знать во главе с князем начала отделяться от простых общинников в социальном (сословном) и имущественном отношениях. Таким образом, образовалась изначальная элита, которая постепенно присваивала полномочия государственной власти.

1.6. Религия

Восточные славяне были язычниками. Важное место в религии древних славян занимал культ предков, а также волхвов и кудесников, которые считались служителями богов и толкователями их воли.

Древние славяне поклонялись Даждьбогу – богу солнца, Перуну – богу грома, Стрибогу – богу ветра и Велесу – покровителю скотоводства. Мать Сыра Земля почиталась как божество. Велениям богини земли и плодородия Макоши, которая олицетворяла женское начало, подчинялись боги и люди. Славяне верили в бессмертие души. Смерть была воплощена в образе богини Морены.

Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Восточные славяне с большим уважением и почтительностью относились к различным духам: лешим, домовым, водяным, берегиням, упырям, лесовикам и русалкам. Поклонялись силам природы, животным и деревьям.

Религиозные обряды совершали волхвы. Волхвами именовались и славянские гадатели, и прорицатели, и пророки. Нередко волхвы возглавляли разрозненные племена и роды, в случае необходимости становились военными предводителями, вершили суд и являлись главными хранителями тайного знания, культовых обрядов и тотемных традиций, передавая их из уст в уста как бесценное достояние от поколения к поколению. Волхвы пользовались непререкаемым авторитетом и безграничным доверием народа.

Темы для семинарских занятий

1. Восточные славяне до образования государства.

2. Территория восточных славян.

3. Славянские племенные союзы.

4. Государственное устройство восточных славян до образования государства.

5. Религия восточных славян.

Темы для написания докладов и рефератов

1. Ранние политические объединения восточных славян.

2. Сравнительная характеристика поселений предков восточных славян и трипольцев.

3. Характеристика роли готов и гуннов в истории славян.

4. Языковые предки славян и русов.

5. Обычаи и нравы славян.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда возникли города Киев и Новгород?

2. Какие народы были соседями восточных славян?

3. Как происходило расселение славян по Восточно-Европейской равнине?

4. Расселяясь, восточные славяне вытесняли коренные народы или ассимилировали их?

5. С кем вели торговлю восточные славяне и что являлось предметом торговли?

Список литературы

1. Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. – М.: Гранд-Фаир, 2011.

2. Вернадский Г. В. История России: в 5 кн. Кн. 1. Древняя Русь / пер. с англ.; предисл. Б. Л. Губмана; ред. Б. А. Николаева. – Тверь: ЛЕАН; М.: Аграф, 2000.

3. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учеб. пособие. 2-е изд. – М.: Право и закон, 2001.

4. Ломоносов М. В. Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского» // Полн. собр. соч.: в 11 т. Т. 6. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

5. Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. 4-е изд., доп. – СПб.: Лань, 2000.

6. Кожинов В. В. История Руси и русского слова. – М.: Эксмо, 2001.

7. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX–XII веков. – Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.

8. Петухов Ю. Д. История Русов: в 3 т. Т. 1. 40–5 тыс. до н. э. – М.: Метагалактика, 2000; Т. 2. IV–III тыс. до н. э. – М.: Метагалактика, 2000.

9. Русский народ: Терминология, исследования, анализ / сост. А. Р. Андреев, В. Д. Кривошеев, И. Э. Круговых. – М.: Кучково поле: Полиграфические ресурсы, 2001.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Учебное пособие (Е. С. Щербакова, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я