Диета долгожителя. Питаемся правильно. Специальные меню на каждый день. Советы и секреты для долгой и здоровой жизни (В. П. Шевченко, 2014)

Эта книга – практическое пособие для всех, кто желает с помощью рационального подхода к питанию и без лишней нагрузки на кошелек излечиться от хронических недугов и прожить длинную, здоровую и полноценную жизнь. Вы получите подробную информацию по всем аспектам правильного питания и выбору продуктов, простые и доступные рекомендации для тех, кто хочет похудеть или, наоборот, набрать вес. Узнаете, как нужно питаться беременным женщинам и пожилым людям. Отдельно поговорим о лечебном голодании и традиционных христианских постах. Приведены специальные диеты при различных патологических состояниях и заболеваниях органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, почек, сахарном диабете, проблемах с кожей… Все диеты дополнены ежедневными меню из самых доступных продуктов, и даже даны рецепты блюд, с которыми можно «вкусно» нарушить диету! Книга адресована врачам-гастроэнтерологам, терапевтам, диетологам и диетсестрам, курортологам и конечно же всем, кому дорого свое здоровье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диета долгожителя. Питаемся правильно. Специальные меню на каждый день. Советы и секреты для долгой и здоровой жизни (В. П. Шевченко, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Питание во время постов, на Пасху, Рождество Христово и другие православные праздники

Иисус воскликнул: «О, развращенный род, в котором нет ни капли веры… Нет ничего невозможного, а демонов можно изгнать только постом и молитвой» (Мф., 17: 17–21).

Многие религии в своих пищевых предписаниях разделяют продукты на «чистые» и «нечистые», одни продукты разрешают для употребления в пищу, а другие запрещают. В православии нет абсолютных запретов. Только в период постов имеются указания на воздержание от определенных продуктов и блюд из них вплоть до голодания. Об этом, в частности, сказано в церковных уставах, в древних исторических источниках, в Новом Завете Библии.

Иисус Христос настаивал на отказе от некоторых принятых в иудейской религии правил Ветхого Завета. В основном это касалось ритуальных ограничений в питании. Так, деление пищи на «чистую» и «нечистую», которое исходило из Ветхого Завета, Иисус Христос объявил устаревшим. В Евангелии от Матфея приведены сказанные народу Иисусом Христом слова: «Слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст… Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит, сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния человека». То есть Иисус Христос говорил, что нечистыми могут быть только мысли и поступки людей.

В Библии зависть, похоть, нечистые помыслы, пьянство, излишества в пище (чревоугодие) поставлены в одном ряду и рассматриваются как телесный и духовный грех. То есть в ней речь идет о рациональном питании и здоровом образе жизни.

В Евангелии от апостола Марка сказано об отношении Иисуса Христа к посту. Цель поста – близость к Богу. Пост включает всестороннее воздержание от житейских развлечений, удовольствий, сексуальных отношений, опьянения, сквернословия, злобы и т. д., но одна из главных сторон воздержания – это ограничения в питании. Православная церковь, говоря о постах, обращает внимание на духовное воздержание, а не просто на воздержание от какой-либо пищи.

Православные посты по пищевым предписаниям традиционно можно разделить на пять видов.

1. Строжайший пост – запрещена любая пища, разрешается только употребление воды.

2. Пост с «сухоядением» – разрешаются невареная растительная пища и хлеб.

3. Пост с «ядением сварения» – разрешаются вареная растительная пища, хлеб, но запрещается растительное (постное) масло.

4. Пост с «ядением сварения с елеем» – то же самое, что и в предыдущем виде поста, только с растительным маслом (елей – это оливковое масло).

5. Пост с «ядением рыбы» – вареная растительная пища, заправленная растительным маслом, и отварная или приготовленная на пару рыба.

В церковном уставе указывается в разделе о постах, что пища делится на постную и скоромную.

Постная пища – это зерновые, крупы из них, хлеб, бобовые (горох, фасоль, соя), овощи, фрукты, ягоды, грибы, орехи, съедобные дикорастущие растения, мед, постные (растительные) масла, рыба и рыбные продукты.

Скоромная пища – это мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты (творог, сметана, сыр и др.), жиры животного происхождения (сало, смалец и др.), яйца, а также содержащие их продукты (кондитерские изделия). Отсюда пошло в народе: «оскоромиться».

Понятия «заговение» и «разговение» употребляются для обозначения последнего перед многодневным постом дня (заговение) и переходе от постной пищи к скоромной (разговение).

В православии около 200 дней в году занято постами, поэтому в меню преобладают зерновые, различные каши, бобовые, овощи (капуста, репа, редька, огурцы), ягоды, дикорастущие травы (лебеда, крапива, сныть и др.).

Нужно отметить, что допускается смягчение поста, когда человек болен, занят тяжелым физическим трудом или когда человек находится в дороге, вне дома, если нет условий соблюдать предписания поста. Особенно это относится к строгим постам (без пищи или только с невареной пищей). Пост не распространяется на беременных женщин и грудных детей, а также на немощных, духовный же пост распространяется и на больных.

По продолжительности посты разделяются на однодневные и многодневные.

Еженедельные постные дни – среда и пятница. В эти дни православная церковь не разрешает мясной, молочной пищи и яиц. Посты по средам соблюдаются фактически весь год, за исключением Пасхальной недели, Святок – от Рождества Христова до Крещения Господня, Троицкой недели – от Святой Троицы до Петрова поста, недели перед Великим постом (Масленица), когда мясная пища уже запрещена, а молочные продукты и яйца едят.

В православной церкви установлено четыре однодневных поста, кроме указанных выше.

24 декабря (6 января по новому стилю) – в сочельник перед Рождеством Христовым – строгий пост, можно есть только вечером.

6 (19) января – в сочельник перед Крещением Господним.

29 августа (11 сентября) – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

14 (27) сентября – в день Воздвижения Креста Господня. В последние два однодневных поста разрешается растительная пища с постным маслом, рыба запрещается.

Также в православном календаре указано четыре многодневных поста: Великий, Успенский, Святых апостолов (Петров пост), Рождественский.

Великий пост – это приготовление к главному православному празднику Пасхе. Этот пост самый строгий по пищевым предписаниям. Его продолжительность – семь недель, предшествующих Пасхе. Название первых шести недель поста – Святая Четырехдесятница, так как сорок дней проходит с его начала до пятницы шестой недели. Седьмая, последняя перед Пасхой – Страстная неделя. Первая часть Великого поста – Святая Четырехдесятница – установлена в память событий, о которых рассказывается в Ветхом и Новом Завете. Вторая часть – Страстная неделя – установлена в память о страданиях Иисуса Христа (называется еще Страстями Господними).

Даты Великого поста непостоянны и зависят от даты Пасхи, которая каждый год меняется. Великий пост должен подготовлять верующих для участия в торжественном, радостном празднике Воскресения Христова. Великопостный устав предписывает употреблять растительные масла по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти наиболее почитаемых святых. Рыбу можно употреблять только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Фактически полное воздержание от пищи (строжайший пост) требуется для трех дней Великого поста: в понедельник и вторник первой недели и в Великую пятницу на Страстной неделе. По субботам и воскресеньям разрешается вареная растительная пища с постным маслом и вино. Вино разрешается и в дни торжественных воспоминаний.

Не каждый человек может выдержать семинедельный пост, поэтому здесь подход индивидуальный, а по разрешению священнослужителя при отказе от скоромной пищи возможны отступления от строгого церковного устава Великого поста.

Петров пост (пост Святых апостолов) начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до праздника Святых апостолов Петра и Павла – 29 июня (12 июля). Церковный устав о питании в этот пост такой же, как и в Рождественский пост. Дата и продолжительность Петрова поста в разные годы различны (от восьми дней до шести недель). Эти различия связаны с переходной датой Пасхи, а отсюда – с непостоянными датами дня Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи, то есть идущего через неделю после Троицы поста Святых апостолов.

С 1 (14) по 14 (27) августа – две недели длится Успенский пост. Православная церковь почитает этим постом кончину (Успение) Божьей Матери – 15 (28) августа. В Успенский пост предписывается питаться так же, как и в Великий пост. По церковному уставу употребление рыбы разрешено только в праздник Преображения Господня – 6 (19) августа.

С 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) следует Рождественский пост в честь дня памяти апостола Филиппа перед Рождеством Христовым. В этот пост в понедельник, среду, пятницу нельзя употреблять рыбу и постное масло.

По церковному уставу строгий пост обязателен накануне Рождества, и только вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается сочиво (пшеница, смоченная водой, или зерна злаков с медом). От слова «сочиво» день перед праздником Рождества именуется сочельником.

Рождественский пост не считается строгим, разрешается принимать в пишу все как и в обычные дни, за исключением последних дней с 20 декабря (2 января) – перед Рождеством. В эти дни едят один раз в день, вечером, простую пищу из растительных продуктов.

25 марта (7 апреля) – один из наиболее значительных православных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Строгие предписания Великого поста прерываются, можно есть рыбу, пироги с рыбой (кулебяки), пироги с икрой судака, с печенью налима или другой рыбы, а также пироги с грибами.

С Великого четверга Страстной недели готовятся к празднику Пасхи – в четверг красят яйца, в пятницу пекут куличи и изготовляют пасхи.

В царской России соблюдение постов было обязанностью православных. Сейчас, в нынешние времена, мы хорошо понимаем и видим, насколько полезны в своей основе для здоровья человека эти посты. Организм очищается от шлаков, страдающие избыточным весом избавляются от лишних килограммов, как бы молодеют. Соблюдение поста есть дело личного благочестия, и если ранее духовенство при Петре I и Екатерине II вело учет лиц, соблюдающих посты и бывающих на исповедях, то сейчас, в начале XXI в., отрадно видеть (этого не заметить невозможно!), как многие-многие люди потянулись к церкви, к святому, к чистому. Все мы сегодня становимся свидетелями возрождения религии, тяги к обрядам, среди которых важнейшее место занимают посты.

Важнейшим праздником в православии является Воскресение Христово – Святая Пасха. Другие двенадцать праздников, считая от начала года: Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне (Богоявление), Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы, Воздвижение Креста Господня, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой

Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы.

Пасха выпадает на разные числа с 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая). Пасхальная трапеза может включать разнообразные кушанья. Характерны изделия из мяса, так как разговение происходит после семинедельного питания постной пищей, сюда включаются кулич, творожная пасха, крашеные яйца. Перед Пасхой в Великую субботу Страстной недели происходит церковное освещение (благословение и кропление святой водой) куличей, пасх и других изделий для праздничного стола.

К празднику Пасхи красят куриные яйца, а также их расписывают разнообразными рисунками и орнаментами. Такие яйца называют соответственно крашенки или писанки. Должен преобладать красный цвет или его оттенки; темных, мрачных цветов при окрашивании яиц принято избегать.

Люди поздравляют друг друга со Светлым воскресением Христовым, христосуются, обмениваются крашеными яйцами и дарят их как символ Пасхи. Обычай дарить пасхальные яйца, окрашенные в красный цвет, ведет начало от Марии Магдалины, которая после вознесения Христа пришла в Рим для проповедования Евангелия. Представ перед императором Тиберием, она поднесла ему в дар красное яйцо со словами «Христос воскресе!». Яйцо – символ жизни, а окрашенное в красный цвет, оно знаменует возрождение людей кровью Иисуса Христа.

Яйцо фигурирует почти в каждом весеннем обряде древних русских православных, а также и в наши дни. У славянских народов, принявших христианство, Пасха связывалась также и с весенним возрождением природы.

Крашеные яйца – символ праздника – придают особое своеобразие пасхальному столу. Покрасить яйца можно разными способами. Самый доступный способ окраски яиц – варить их в отваре луковой шелухи разной насыщенности. При этом яйца получаются от желтого до красно-коричневого. Можно использовать отвары из сушеных ягод бузины, листьев березы, синих подснежников, можно использовать свекольный сок и т. д. После покраски яиц и обсыхания их нужно смазать растительным маслом.

Отдельной строкой в этой главе нужно сказать о пасхе и куличах как о ритуальных блюдах, об особенностях их приготовления.

В некоторых семьях считают понятия «пасха» и «кулич» как одно и то же. На самом деле это не так. Готовятся они по-разному, и продукты используются принципиально разные. Основным продуктом для пасхи является творог, а для куличей – тесто.

Рецептов для приготовления пасхи имеется много, но различают два типа пасх – сырые и заварные.

Для приготовления сырой пасхи берут творог (1 кг), тщательно его растирают миксером или в мясорубке (если готовится маленькая пасха, то творог растирают ложкой). Затем в емкость к растертому творогу добавляют 2 стакана сахарного песка, а лучше сахарной пудры и перемешивают. К этому добавляют 400 г (две пачки по 200 г) растертого сливочного масла, слегка его подогревают и смешивают с 5 желтками яиц (можно также цельные яйца с белковой частью).

Все вместе растирают, размешивают, дают отстояться 5—10 мин., добавляют 200 г сливок, снова размешивают; когда переносят в формочку (пасочницу), добавляют 2 стакана изюма, при этом перемешивают не быстро, а медленно, слегка. В пасочницу (формочку) укладывают изнутри полотняную салфетку или марлю, через которую на протяжении 1–2 дней вытекает сыворотка; лучше это сделать под небольшим гнетом (прессом весом около 200 г). Если в доме нет формочки (пасочницы), можно пасху положить между двумя гладкими деревянными дощечками, устланными салфеткой, сыворотка самопроизвольно вытечет под небольшим прессом. Когда положите гнет сверху, нужно массу поставить на холод, как уже говорилось, на 1–2 дня, периодически проверяя ее затвердение до готовности.

Для приготовления заварной пасхи следуют указаниям того же рецепта, по которому готовится сырая, только перемешанная масса варится в кастрюле на медленном огне около 1 ч (все это время массу следует непрерывно перемешивать деревянной ложкой) до появления первых пузырьков (не кипятить!), затем отставить с огня и перенести в пасочницу. В форме держать на холоде под гнетом 1–2 дня.

Для аромата и вкуса в обоих случаях приготовления в пасху добавляют ванилин. Для придания определенного цвета добавляют 1 стакан варенья (вишневое, малиновое или другое) в размешиваемую массу, но с вареньем пасха быстро скисает, поэтому такук пасху съедают в один раз, не оставляя на завтра.

Главное ритуальное блюдо, без которого не обходится ни один пасхальный праздник, – это кулич.

Для приготовления красивых и вкусных куличей требуются кропотливый труд, умение, желание, опыт, выдepжкa и терпение, неторопливость, но и мешкать при этом нельзя. В народе говорят – «делать с душой». Все продукты должны быть свежими – молоко, сливки, сливочное масло, яйца, дрожжи; мука должна быть только высшего сорта, сухая, только пшеничная. Для вкуса и аромата нужны изюм, сухая засахаренная кожица лимона или апельсина измельченная, толченый грецкий орех (а лучше – мускатный орех, он издает очень приятный аромат), можно ванилин, но обычно используют один какой-либо ароматизатор, чтобы не перебивать аромат самого теста. Рецептов приготовления имеется немало, но принципы самого приготовления одни и те же.

Берут 1 кг пшеничной муки, просеянной через мелкое сито, 1–1,5 стакана молока, 200 г масла сливочного, 250–300 г сахара, желтки яиц – 10 шт., белки яиц – 3 шт., 100 г дрожжей, 3 ч. л. лимонной цедры, 1 ч. л. соли, 1 пакет ванилина (или 0,5 ч. л. мускатного ореха), 100 г изюма. Приготовить опару: в полстакане кипящего молока заварить 100 г муки, при этом миксером или деревянной ложкой быстро размешать до получения однородной эластичной массы, чтобы не было комков. Не мешкая дрожжи развести в полстакане теплого (не горячего!) молока, смешать со 100 г муки, дать постоять 10 мин. Приготовить опару, для чего соединить указанные выше две смеси, накрыть и поставить на 1 ч, а бывает, и дольше для подъема опары. Этим временем готовят заливку: желтки, сахар, соль растирают в однородную массу и взбивают добела. Половину заливки влить в дрожжевую смесь, добавить 250 г муки, вымесить и дать подойти в течение 1 ч, затем долить другую половину заливки, добавить 500 г муки и замесить тесто.

В готовое тесто влить постепенно небольшими порциями теплое жидкое сливочное масло, вымесить, добавить пряности. Дать тесту подойти вторично. Далее осадить тесто до первоначального объема, добавить в него ванилин, лимонную цедру, изюм, предварительно обваляв его в муке, и дать тесту подойти в третий раз.

Разделив тесто на две части (на два кулича), выложить его в формы до половины высоты и дать подняться на 2/3 формы. Затем обмазать яичным желтком и поставить в не слишком жаркую духовку на 45 мин. Чтобы узнать, готов ли кулич, вставляют в него посредине лучину. Если кулич готов, к лучине перестает прилипать сырое тесто. После выпечки кулич кладут на сито, чтобы дно остыло.

Готовый кулич можно покрыть сверху глазурью, посыпать толчеными орехами, изюмом.

Для приготовления глазури для куличей нужно полстакана сахарного песка, четверть стакана воды, 1–2 ст. л. лимонного сока (или 0,5 г лимонной кислоты, растворенной в 2 ст. л. воды). Сахарный песок положить в небольшую миску, залить водой, нагреть, перемешивая, чтобы растворился весь сахар. Варить сироп 5 мин., охладить до комнатной температуры и растереть в миске, добавляя понемногу лимонный сок или раствор лимонной кислоты до тех пор, пока сироп не побелеет и не станет густым. Готовой белой глазурью покрыть кулич, сверху посыпать толчеными орехами. Если при охлаждении после варки сахарная масса начнет застывать, значит, сироп переварен. Тогда быстро добавляют 2–3 ст. л. воды и быстро размешивают их с сиропом. Из белой глазури можно сделать розовую, добавив 1 ст. л. сиропа из вишневого или другого варенья красного цвета или красного вина.

Можно сделать кулич без дрожжей, если нет времени на приготовление дрожжевого теста или если нет самих дрожжей. Для этого нужно взять: мука пшеничная – 400 г, сливочное масло – 60 г, молоко – 1,5 стакана, яйца – 2 шт., сахарный песок – 1 стакан, миндаль – 0,5 стакана, цукаты – 0,5 стакана, лимонный сок – 4 ст. л., ванилин – четверть пакета, сода – 0,5 ч. л., цедра половины лимона.

Масло растереть, желтки растереть с сахаром, соединить с маслом, хорошо растереть все вместе, постепенно добавляя сок лимона. Добавить муку и молоко, ванилин, цедру, мелко нарезанные миндаль и цукаты, соду. Белки взбить, замешать в тесто, выложить тесто в форму, смазанную маслом и обсыпанную сухарями или манной крупой. Сразу ставить в хорошо нагретую духовку на средний огонь. Форму лучше брать небольшую. Выпекать 40 мин., проверяя готовность лучинкой. Готовый кулич покрыть глазурью, посыпать орехами и цукатами. Из приведенного здесь количества продуктов получается один кулич средних размеров.

Нужно добавить, что куличное тесто капризно, и, чтобы оно хорошо поднялось и куличи удались, тесто ставят в теплое место при температуре помещения около 25 °C без сквозняков, тепло не должно исходить снизу, а тесто не должно быть жидким, иначе при выпечке куличи расплывутся и будут плоскими. Хорошее тесто легко режется ножом и при этом не крошится.

С современных гигиенических позиций обильное разговение за пасхальным столом после длительного ограниченного питания в период Великого поста нельзя считать рациональной, благоразумной формой приема пищи. Речь идет об избыточной, а не умеренной еде. Но и в последнем случае необходима разумная осторожность во время пасхальной трапезы для лиц с хроническими заболеваниями органов пищеварения, особенно поджелудочной железы, печени и желчного пузыря (панкреатит, холецистит, желчнокаменная болезнь и др.), атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом и некоторыми другими заболеваниями. Куличи и пасхи – это весьма высококалорийные изделия, богатые животными жирами, холестерином. Тем более что к ним добавляют яйца (в желтке много холестерина), а на столе мясная пища, алкогольные напитки. Так что нужно быть осторожным.

25 декабря (7 января) – Рождество Христово. Вечер перед Рождеством называют сочельником, при этом стол может быть самым разнообразным – из холодных и горячих постных блюд, но обязательна кутья.

Кутью сначала варили из пшеницы или ячменя, позднее, ближе к нашему времени, ее стали делать из риса, в который добавляют маковое «молоко» (запаренный и растертый мак), изюм, измельченные орехи, сахарный сироп. Кроме этого, в рождественскую еду входит взвар, который готовят из сухофруктов, сваренных в воде и подслащенных медом или сахаром. Иногда добавляют во взвар вино. Готовить кутью и взвар принято вместе с детьми, чтобы передать традиции, которые сохранялись в народе веками. На следующий день, то есть в само Рождество, готовят коржи со сладким творогом, вареньем, картофелем, капустой и др. В этот день снимаются ограничения на скоромную пищу, подаются к столу мясо, молоко, молочные продукты, яйца, сало, кондитерские изделия.

6 (19) января – Крещение Господне (Богоявление). В канун праздника – крещенский сочельник – заканчивались рождественские святки. Канун Крещения является постным днем, вечером подаются различные постные блюда, среди которых выделяются рыбные, но так же, как и в рождественский сочельник, на ужин подаются кутья и взвар.

2 (15) февраля – отмечается Сретение Господне. Сретение (встреча) – это граница между зимой и весной. В праздничное меню входят разнообразные коржи.

25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы – относится к великим (двунадесятым) праздникам в память вести о предстоящем рождении Сына Божьего Иисуса Христа. Строгие запреты Великого поста в это время прерываются, можно есть рыбу, пироги с рыбой, выпечку с изюмом, сахаром, разрещается использовать растительное масло.

В мае – июне – великий (двунадесятый) праздник Вознесение Господне, отмечается на сороковой день после Пасхи. В этот праздник разрешается разнообразная пища, но обязательно пекутся пироги с разной начинкой (рыба, ягоды, варенье и т. д.). На пирогах или печенье делаются поперечные перекладины из теста в количестве семи штук в виде лесенки; по этой лесенке (народное поверье) Иисусу Христу легче подняться, вознестись в небо.

В августе три праздника – Спасы, посвященные почитанию Иисуса Христа и проводам лета.

1 (14) августа – первый Спас, он носит название «медовый Спас». В этот праздник пекут коржики, пирожки с маком и другие блюда, но основная еда – мед (макают хлеб в мед, разводят мед водой и запивают другие блюда).

6 (19) августа – второй Спас, его называют еще яблочным Спасом. Основное в пище – плоды: груши, яблоки, сливы. До этого праздника по церковному уставу не разрешалось употреблять плоды и овощи нового урожая, кроме огурцов. Разрешаются растительная пища, крупы, хлебобулочные изделия.

Между вторым и третьим Спасом – 15 (28) августа – отмечается великий (двунадесятый) праздник – Успение Пресвятой Богородицы. Успению (кончине) Богородицы предшествует двухнедельный пост. На праздник Успения варят и употребляют пиво, пироги, изделия из зерна.

16 (29) августа – третий Спас (или Спас на полотне). В его основе лежит образ Иисуса Христа, запечатленный на полотне. В этот Спас как бы продолжается хлебная тема – пекутся пироги, в пищу употребляется все, что связано с зерновыми, также добавляются в еду орехи.

Масленица – старинная традиция провожать зиму и встречать весну. Отмечают этот праздник обычно в феврале, реже в марте. Запрещается употреблять мясо, но стол изобилует молочными продуктами (сыр, масло, творог, молочные кащи), яйцами, рыбными продуктами, варениками с творогом, с рыбой, капустой, картофелем. Но главное в пищевом предписании – это блины. Праздник проходит весело, карнавально. Провожают Масленицу в Прощеное воскресенье, когда просят друг у друга прощения за какие-либо обиды, после чего целуются в знак примирения. На следующий день – Чистый понедельник, это первый день Великого поста.

Пост имеет важное медицинское значение. Так, при атеросклерозе (он лежит в основе ишемической болезни сердца, которая приводит к инфаркту миокарда) необходима диета с исключением или ограничением жиров животного происхождения, то есть та, которая употребляется во время постов. Такая же диета полезна и при других опасных для жизни человека заболеваниях, например склерозе сосудов головного мозга.

Так что посты можно рассматривать как лечебный фактор, как диету. Воздействуя на центры головного мозга, постная диета активизирует иммунную систему, мобилизует защитные силы организма. Посты также помогают содержать тело человека в необходимых рамках массы тела, способствуют снижению веса при ожирении; способствуют удалению из организма продуктов окислительно-восстановительных процессов (шлаков). Таким образом, посты имеют оздоровительный эффект, как телесный (физический), так и духовный, они создают условия для душевного равновесия.

Духовные средства, рекомендуемые в православии, не отменяют медицинских мероприятий при различных недугах. Православная церковь, ее традиции совместно с медициной борются за человеческую жизнь и здоровье человека.

Сотрудничество Русской православной церкви с медициной направлено на благо человечества. В соглашении, подписанном Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром здравоохранения в феврале 1996 г., ставится цель возродить и углубить духовные традиции русской медицины. Это направление совместных усилий на церковную поддержку лечебных учреждений, создание больниц и амбулаторий при монастырях и приходах, подготовка священнослужителей для больничных храмов, разработка специального курса и методик преподавания в медицинских вузах России для духовного образования врачей. Церковь оказывает социальную, духовную помощь всем слоям населения России, помогает бедным, больным, увечным, сиротам и вдовам, престарелым, инвалидам. Душепопечительство, сопровождающее лечение, проявляется в молитве за больного, укреплении его веры и надежды. Более того, само Слово Божие – Иисус Христос, – данное в таинстве Причащения, входит в лечебный процесс.

Не напрасно Иисус Христос, по древнехристианской традиции, называется Bpaчoм душ и телес, а само врачевание – Его благодатным даром.

Отдельной строкой нужно сказать о поминальных днях. За Пасхальной неделей следует Фомина неделя. Поминанию умерших на этой неделе выделяется второй день – вторник, – который в церковном календаре называется Радоницей – «праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа». Название «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло Воскресение Христово. Живые делятся своей радостью с умершими в надежде на всеобщее воскресение. Люди идут на кладбища, приводят в порядок могилы родственников и близких, затем устраивают там же, возле могил, поминальный обед. Можно кушать все, что принесли на кладбище, в еде нет ограничений, а ритуальное кушанье – кутья. Поминая умерших, пьют вино, водку, при этом не чокаются рюмками. Поминки могут продолжаться и дома, вечером, при этом трапеза несколько умаляется и по времени проходит недолго.

День Святой Троицы (Пятидесятница) – один из двенадцати великих праздников православной церкви, он отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Среди ритуалов праздника – поминовение умерших; это происходит накануне дня Троицы – в так называемую в народе родительскую субботу. Так же как и на Радоницу, идут на кладбища и рядом с могилками совершают поминальную трапезу. Ограничений в продуктах и блюдах нет. В Святую Троицу украшают дома и могилки родственников ветками березы и других деревьев, цветами и травами.

В символике поминок сочетаются религиозные и народные традиции, проявляется единение мирского и церковного. Эти традиции переходят из поколения в поколение, из века в век. Родня вспоминает свою родословную, умерших родителей, бабушек, дедушек и их родителей – насколько сохранилось у живущих в памяти. Также после похорон устраивают поминальный стол без ограничений в блюдах и продуктах; поминают также без ограничений в трапезе на девятый и сороковой дни, а также через год. В дальнейшем поминают умерших, как уже было сказано, в Радоницу, накануне Троицы, а по возможности и в некоторые другие праздники.

Следует обратить внимание на названия дней недели, на которые выпадают некоторые праздники. Евангелие от Матфея (12: 1–8) повествует: «В те дни, в субботу, Иисус проходил через засеянные поля. Ученики Его были голодны и начали срывать колосья и есть зерна. Когда фарисеи это увидели, они сказали Иисусу: «Смотри! Твои ученики делают то, что запрещается делать в субботу». Иисус ответил им: «Не читали вы, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались? Они вошли в дом Божий и ели освященный хлеб, который разрешалось есть только священникам. Не читали ли вы в законе, что в субботу священники трудятся в храме, нарушая святость этого дня, и при этом на них нет вины? Говорю вам, что здесь присутствует Тот, Кто больше храма. Если бы вы знали, что значит «милости хочу, а не жертвы», то не обвиняли невиновных. Сын Человеческий является властелином и над субботой!»

Много православных праздников имеют свою окраску, свою индивидуальность. Вот что говорится в Евангелии от Матфея (6: 16–18) о посте: «Когда вы поститесь, то не ходите с мрачными лицами, как лицемеры, они специально хотят показать своим видом, что постятся. Говорю вам истину: они уже получили свою награду сполна. Вы же, когда поститесь, умойтесь и приведите волосы в порядок, чтобы люди и не видели, что вы поститесь. Пусть только ваш невидимый Отец знает об этом, и тогда Он вознаградит вас, ведь Он видит все, что делается втайне».

Постная диета

Как уже упоминалось, православная церковь подразделяет пищу на два вида – постную и скоромную, в зависимости от постов и праздников. При использовании постной пищи предписываются ограничения в выборе продуктов, так, например, запрещаются мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, жиры животного происхождения, а также яйца. Разрешается в основном растительная пища – хлеб, крупы зерновых, овощи, фрукты, бобовые, орехи, семечки подсолнечника, съедобные дикорастущие растения и морская капуста, растительные масла (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, оливковое), рыба и рыбные продукты. Рыба и рыбные продукты используются не во все посты, а только в пост с «ядением рыбы». Всего по пищевым предписаниям посты разделяются на пять видов: строжайший пост, пост с «сухоядением», пост с «ядением сварения», пост с «ядением сварения с елеем», пост с «ядением рыбы».

Примерно 200 дней в году занято постами, наиболее часто используется пост с «ядением рыбы». Использование поста с «ядением рыбы» оправдано также с медицинской точки зрения, так как в рыбе и рыбных продуктах содержатся полноценные белки с хорошим соотношением необходимых для человека аминокислот. По сравнению с мясом в рыбе почти в пять раз меньше соединительной (грубой, хрящевидной) ткани, что обеспечивает быстрое разваривание и нежную консистенцию рыбы после тепловой обработки, а также легкое переваривание в желудке и всасывание переваренных белков в кишечнике.

Рыбу можно использовать практически любую, но лучше всего тощую, в которой содержится до 3 % жира (минтай, жерех, камбала, карась, макрурус, ледяная рыба, навага, треска, хек, окунь речной, судак, щука и др.). К умеренно жирной, содержащей от 3 до 8 % жира, относятся горбуша, зубатка, карп, кета, килька, сом, терпуг, тунец, лещ, муксун, нерка, окунь морской, рыба-сабля, салака, сельдь нежирная, ставрида, язь и др. К жирным рыбам (8—20 % жира) относятся лосось, осетр, сайра, палтус черный, сардина, сельдь жирная, иваси крупная, скумбрия и др. К очень жирным рыбам (до 30 % жира) относятся угорь, минога, белорыбица. Жиры рыб легко усваиваются, в них преобладают полиненасыщенные жирные кислоты, включая незаменимые кислоты (то есть те, которые не вырабатываются в организме). Эти полиненасыщенные кислоты обладают противоатеросклеротическим действием, они омолаживают организм, тонизируют его, улучшают работу сердца.

Нужно сказать, что сушеная, вяленая или соленая рыба трудно переваривается.

Большую пищевую ценность имеет икра. Так, в икре осетровых и лососевых рыб содержится до 30 % высокоценных белков, она богата минеральными веществами и витаминами А, Е, D, которых содержится мало или в недостаточном количестве в других продуктах, особенно это касается витамина D, необходимого для укрепления костей.

Рыба готовится в отварном виде или на пару.

Полное воздержание от пищи (кроме воды) требуется для трех дней Великого поста – в понедельник и вторник первой недели и в Великую пятницу на Страстной неделе. По разным причинам не каждому человеку дано выдерживать семинедельный пост, например по болезни: тогда с разрешения священнослужителя пост «смягчается», допускаются отступления от правил.

Приведенное примерное меню с «ядением рыбы» (постная диета) применяется всеми по указанным в церковном уставе праздникам, а также соответствующими больными, которые не могут поститься и в такие дни, как среда и пятница (еженедельные посты).

В промежутках между основными приемами пищи употребляются соки, настои трав, минеральная вода или простая. Общий объем жидкости (включая суп, щи и другую жидкую пищу) – до 1,5–2 л. в день.

Примерное меню с «ядением рыбы»

Понедельник

Завтрак

рыба отварная куском, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.


Обед

суп из сборных овощей вегетарианский, каша рисовая на воде с растительным маслом, компот из сухофруктов (или свежих), хлеб.


Ужин

морковь тушеная с черносливом, чай, сахар, хлеб.

Вторник

Завтрак

рыба отварная куском, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.


Обед

суп из свежей капусты вегетарианский,

каша гречневая на воде с растительным маслом,

компот, хлеб.


Ужин

каша манная на воде, чай, сахар, хлеб.

Среда

Завтрак

рыбные котлеты паровые, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.

Обед

борщ вегетарианский,

каша овсяная на воде с растительным маслом, компот, хлеб.

Ужин

овощи сборные отварные, чай, сахар, хлеб.

Четверг

Завтрак

рыба отварная куском, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.

Обед

суп из сборных овощей вегетарианский, каша ячневая на воде с растительным маслом, компот, чай.

каша гречневая на воде, чай, сахар, хлеб.

Пятница

Завтрак

котлеты рыбные паровые, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.

Обед

суп картофельный с вермишелью, морковь отварная с растительным маслом, компот, хлеб.

Ужин

картофель отварной с растительным маслом, чай, сахар, хлеб.

Суббота

Завтрак

рыба отварная куском, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.

Обед

суп фруктовый с рисом,

горох отварной толченый с растительным маслом, компот, хлеб.

Ужин

каша овсяная на воде, чай, сахар, хлеб.

Воскресенье

Завтрак

котлеты рыбные паровые, салат из вареных овощей, чай, сахар, хлеб.

Обед

щи из свежей капусты вегетарианские, морковь тушеная, с растительным маслом, компот, хлеб.

Ужин

каша рисовая на воде, чай, сахар, хлеб.


Это меню для постной диеты называется «примерное» в том смысле, что оно является основой, «костяком» для различных вариантов блюд, в зависимости от наличествующих продуктов. Одни овощи можно заменить другими, крупы также можно заменить одни на другие, горох можно заменить на фасоль и т. д. То есть это меню – не догма, но основное в нем – «ядение рыбы». Излишнее разнообразие блюд для постной диеты не рекомендуется, при этом их вкусовые качества можно улучшить различными способами, добавляя в блюдо укроп, петрушку, лавровый лист, листочки салата и другую зелень. Нужно отказаться от острых приправ, которые сильно возбуждают аппетит, например горчицы, хрена, красного или черного переца, острого кетчупа и т. д. Нельзя увлекаться солью, лучше пусть будет пища недосолена, чем пересолена. Полезно включать в меню орехи грецкие и земляные, очищенные зерна подсолнуха, а также мед.

В строжайший пост можно только пить воду – до 1,5–2 л в день, через равномерные промежутки времени – 3–4 ч.

Для других видов постов легко самому придумать меню. В пост с «сухоядением» употребляются сырые овощи (огурцы, помидоры, капуста и т. д.) в виде салатов с хлебом, при этом овощи не запивают ни компотом, ни водой: овощные салаты содержат полезную жидкость, сок, с хорошими вкусовыми качествами.

В пост с «ядением сварения» едят вареные овощи (а не сырые), хлеб.

В пост с «ядением сварения с елеем» – вареные овощи, растения, хлеб, как и в предыдущем посте, но за 10–15 мин. до принятия пищи она заправляется подсолнечным или другим растительным маслом, лучше всего – оливковым.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Диета долгожителя. Питаемся правильно. Специальные меню на каждый день. Советы и секреты для долгой и здоровой жизни (В. П. Шевченко, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я