Сознательный бизнес
Фред Кофман, 2006

Фред Кофман – вице-президент деловой социальной сети Linkedin, соучредитель крупной консалтинговой фирмы Axialent, сотрудничающей с такими известными компаниям, как Microsoft, Shell, Sony, Nestle и многие другие, современный мыслитель и философ. Его книга «Сознательный бизнес» предлагает уникальный подход к деловым отношениям и рецепт подлинного успеха не только на корпоративном, но и на личностном уровне. Это необычное и уникальное в своем роде произведение научит вас подлинному общению, конструктивным переговорам, необходимой целостности и другим техникам, совокупность которых позволит успешно реализоваться в жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сознательный бизнес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Copyright © 2006 Fred Kofman. This Translation published by exclusive license from Sounds True, Inc.

© Миронов П.В., перевод на русский язык, 2017

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2017

Вступительное слово Кена Уилбера

Словарь определяет бизнес сухо и прозаично: «занятие, работа, сделка, коммерция или серьезное, законное и надлежащее усилие». Сознательный означает «осведомленный о внутреннем и внешнем мире; познавательный, целенаправленный, волевой». Таким образом, «сознательный бизнес» может означать целенаправленную, волеизъявительную деятельность. Предполагается, что многие люди этим не занимаются. Как показывает мой опыт, это действительно так. Поэтому я выступаю сторонником сознательного бизнеса или в данном случае сознательного чего угодно.

И вот тут начинается самое интересное. Я пытаюсь понять, что именно может значить «сознательный» или «целенаправленный», особенно если после этого слова мы видим провокационную фразу: «осведомленный о внутреннем и внешнем мире». В скольких же мирах я живу и должен ли я обладать сознанием в каждом из них, чтобы быть по-настоящему сознательным? Именно здесь, как мне представляется, вся идея сознательного бизнеса становится по-настоящему интригующей. Миры, пейзажи, среда — это по-настоящему огромный мир, и чем лучше мы понимаем мир (как внутренний, так и внешний), тем лучше сможем в нем ориентироваться.

В этом процессе нам могли бы помочь карты внешнего и внутреннего мира. Взятые вместе, они могут представлять собой инструмент, способный значительно улучшить нашу навигацию в любой среде и любом мире, в том числе мире бизнеса. Карта, совмещающая самые свежие знания о внутреннем и внешнем мире, могла бы стать для нас отличным средством помощи при выполнении любых стоящих перед нами задач. Она могла бы стать для нас ключом к формированию сознательности как во внутреннем, так и во внешнем мире. Сознательный бизнес — и по сути, сознательная жизнь — мог бы стать для нас вполне реальной возможностью.

Большой мир, большая картина

Разумеется, карта — это еще не сама территория, и конечно же мы не хотим принимать карту (пусть и самую детальную) за территорию. В то же самое время мы не хотим, чтобы у нас была ошибочная, частичная или неполная карта. На практике же почти вся деятельность человека, включая занятия бизнесом, использует незавершенные и часто вводящие в заблуждение карты человеческого потенциала. Эти неполные и разрозненные карты внутреннего и внешнего мира последовательно приводят нас к неудачам и в личной, и в профессиональной деятельности.

В последние несколько десятилетий впервые в истории были предприняты шаги по совмещению всех известных карт внутреннего и внешнего человеческого потенциала в форме более сложной, всеобъемлющей и точной карты реальности. Эта Большая Карта — иногда называемая Интегральной Картой — на данный момент представляет собой наиболее полный и сбалансированный обзор и в этом смысле способна оказать нам беспрецедентную помощь в навигации, формулировании и выполнении практически любых целей, личных или профессиональных.

Насколько полна эта Большая Карта? Работа над ней началась с исчерпывающего кросс-культурного сравнения карт внутреннего мира, известных в человеческой культуре, включая психологические карты (от Фрейда до Юнга и Пиаже), восточные карты (включая карты, предлагаемые йогой, буддизмом и даосизмом); обширные результаты исследований в области когнитивных наук, нейробиологии и эволюционной психологии; типологии (от эннеаграмм до тестов Майерс-Бриггс); а также различные трансформационные инструменты древних шаманов и современных постмодернистских мудрецов. Идея была проста: какая психологическая карта, или модель, может учитывать и включать в себя имеющиеся возможности? Поскольку школы и системы есть плоды деятельности человека, должна быть модель, достаточно полно включающая все. Мы можем предполагать, что эта задача решается Интегральной Моделью.

Анализируя внутренний мир, можно сделать вывод о наличии определенного спектра сознательности, доступного людям. Этот спектр включает в себя вопросы, связанные с телом, духом и мыслями. Он содержит элементы прерационального, рационального и транснационального и простирается от подсознания к самосознанию и сверхсознанию, от эмоционального к этическому и духовному. Следует отметить, что физический, умственный и духовный потенциал важен для комплексного подхода к любой ситуации, личной или деятельностной, поскольку связанные различные реальности участвуют в любом нашем деле. Либо вы принимаете это во внимание, либо они всякий раз будут подсознательно саботировать ваши усилия. Это относится к любой человеческой деятельности, будь то частная жизнь или бизнес, обучение или отдых.

В дополнение к внутренним (психологическим) реальностям Интегральная Модель включает и новейшие карты внешнего мира, предлагаемые эмпирическими науками — от теории динамических систем до теорий сложности и хаоса. Так складывается истинная Интегральная Карта внутреннего и внешнего мира — карта, которая четко показывает нам, что значит быть по-настоящему сознательным.

Несмотря на всю сложность описания, эту непростую Интегральную Карту можно разложить на несколько сравнительно простых факторов, которыми можно легко управлять. Самое простое описание Интегральной Карты, позволяющее покрыть весь спектр сознательной деятельности во внутреннем и внешнем мире, таково: это тело, разум и дух, действующие в личности, культуре и природе.

Мы уже вкратце изучили первую часть этого уравнения, а именно «тело, ум и дух» как спектр сознательности, формирующей внутренние реальности, или миры. Вторая половина интегрального уравнения — «в личности, культуре и природе» — представляет собой три наиболее важных мира самих по себе, три фундаментальных типа среды, реальности или ландшафтов, в которых оперирует спектр сознательности.

«Личность» относится к моему собственному внутреннему миру или субъективным реальностям, доступ к которым я могу получить с помощью интроспекции, медитации или саморефлексии. «Культура» относится к миру общих ценностей, взаимопонимания и общих смыслов, которыми мы с вами можем обмениваться: общий язык, деловые интересы, любовь к классической музыке или любая другая общая ценность или общий смысл. Это не субъективный, а интерсубъективный мир, наполненный интерпретациями и взаимопониманием. «Природа» относится к внешнему миру объективных фактов, среды и событий и включает в себя внешнюю человеческую природу со всеми ее продуктами и артефактами. Поскольку человеческий организм представляет собой часть природы, продукты человеческой деятельности, такие как автомобили, представляют собой продукты природы, соответственно их можно изучать с помощью естественных наук, таких как теория систем и теория сложности.

Эти три основных ландшафта: личность, культура и мир — часто называют Прекрасным, Хорошим и Истинным, Искусством. Моралью и Наукой или просто Я, Мы, и Оно. Также их иногда называют Большой Тройкой, признавая тем самым фундаментальную важность этих трех миров, в которых постоянно находятся человеческие существа. Сознательная жизнь — и конечно же сознательный бизнес — должна обязательно принимать во внимание эти три мира при планировании любой деятельности, поскольку (подчеркну это еще раз) они присутствуют при каждом событии, и вы либо сознательно принимаете их во внимание, либо они сами будут подсознательно саботировать каждый ваш шаг.

Интегральный бизнес

Сознательный бизнес, то есть бизнес, сознательно относящийся к наличию внутреннего и внешнего мира, будет представлять собой бизнес, принимающий во внимание тело, ум и дух в личности, культуре и природе. Иными словами, сознательный бизнес будет внимательнее относиться к тому, как работает спектр сознательности в трех Больших Мирах личности, культуры и природы. В частности, это означает, что лидерство в интегральном бизнесе будет использовать инструменты, разработанные навигации и управления самим собой, культурой и миром в целом.

В связи с этим не приходится удивляться тому, что теории бизнес-менеджмента можно разбить на три крупные категории, покрывающие ландшафты Большой Тройки: подходы, которые фокусируются на индивидуальной мотивации; подходы, уделяющие основное внимание корпоративной культуре и ценностям; и подходы, фокусирующие на внешних и объективных системах, потоках и контроле качества. Но самое главное состоит в том, что лидеры интегрального бизнеса могут использовать инструменты всех этих теорий координированным и интегрированным образом для достижения максимальных результатов.

К примеру, лидерство в интегральном бизнесе могло бы использовать теорию систем для понимания динамической картины внешнего мира. Системный подход к бизнесу был популяризован такими авторами, как Питер Сенге, Мэг Уитли и Майкл С. Джексон и сотнями других. Системный подход также часто используется для отслеживания бизнес-циклов, как, к примеру, описано в новаторской работе Клейтона Кристенсена о прорывных технологиях.

Однако для достижения лидерства в интегральном бизнесе требуются инструменты, связанные с внутренним спектром сознательности у отдельных личностей, такие как эмоциональный интеллект, описанный Дэниелом Гоулменом, метод Майерс-Бриггс, который уже широко используется в качестве вспомогательного инструмента в менеджменте; а также инструменты личной мотивации (предложенные, к примеру, Тимом Роббинсом или Стивеном Кови).

Однако лидерство в интегральном бизнесе не ограничивается личностью и миром. Оно также основано на хорошем знании корпоративной культуры, общих ценностях и мотивации. Культура есть у каждой компании, а циклы бизнеса напрямую связаны с различными типами корпоративных культур, как показано в масштабном исследовании Джеффри Мура или эмпирическом исследовании Джима Коллинза. Оба исследователя указывают на первостепенную важность корпоративных ценностей и интерсубъективных факторов для долгосрочного успеха. Любой интегральный лидер, желающий оставаться внимательным и осознающим себя в мире корпоративных ценностей и максимальной эффективности, должен принимать это во внимание.

Иными словами, все эти основные теории в области управления бизнесом и лидерства (от теории систем до эмоционального интеллекта и управления корпоративной культурой) описывают ландшафты Большой Тройки, с которыми сталкиваются все люди, и занимают важное место в истинной Интегральной Модели сознательного бизнеса. Хотя поначалу некоторые из них могут показаться слишком сложными, невозможно отрицать тот факт, что отказ от интегрального подхода приводит компании к почти гарантированной неудаче. В сегодняшнем мире никто не может позволить себе нечто меньшее, чем интегральное мышление, поскольку в противном случае гарантированные потери будут слишком высокими. Тело, ум и дух, а также личность, культура, природа включены в эту модель. Все они имеют важное влияние, активно придают форму тем или иным событиям, и вы либо сознательно принимаете их во внимание в любой своей человеческой деятельности, либо делаете шаг назад и наблюдаете за интересной игрой со стороны.

Большая карта, большое мышление

Я предпринял попытку сделать простое обобщение этому комплексному подходу к бизнесу в книге «Теория всего». Возможно, однако, что лучшее место для начала изучения интегрального подхода к бизнесу — это ваш собственный внутренний мир. В Большой Тройке — личность, культура и природа — интегральное мастерство начинается с личности. Каким образом взаимодействуют внутри меня тело, ум и дух? Как они будут влиять на мою роль в мире бизнеса? И каким образом я могут стать более сознательным в отношении реальности, уже существующей внутри меня самого и других людей?

В этом и состоит огромная ценность книги Фреда Кофмана «Сознательный бизнес: Как создавать ценность на базе ценностей». Интегральное мастерство начинается с управления собой на эмоциональном, ментально-этическом и духовном уровне. Все, что больше этого, не является необходимым, а все, что меньше этого, может привести к катастрофическим последствиям.

Фред Кофман — живой пример жизни по объявленным правилам. Этот человек обладает огромной чуткостью, безупречностью и сознательностью. Важно не только то, что это делает его более грамотным, эффективным и успешным бизнесменом, но и то, что делает его замечательным человеком, которого я с гордостью называю своим другом. Я искренне рекомендую вам пройти это путешествие вместе с Фредом и научиться трансформировать тело, ум и дух как первый шаг перед трансформацией личности, культуры и мира. И это объединяющее объятие приведет к тому, что ни вы сами, ни окружающий мир больше не будут прежними.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сознательный бизнес предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я