Психология (В. П. Ступницкий, 2011)

В учебнике для высшей школы рассматривается становление и развитие психологических представлений – от Сократа, античных мыслителей и отцов церкви до современных направлений и школ в психологии. Отличительная черта данной работы – структурирование и графическое моделирование излагаемых материалов, что, как показывает практика, является весьма эффективным средством, способствующим более полному усвоению учебной дисциплины “Психология”. Контрольные вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы, помогают закрепить полученные знания, а предлагаемые авторами разнообразные тесты – лучше понять и осознать самих себя. Для студентов высших учебных заведений, а также преподавателей данной дисциплины.

Оглавление

Глава 6

Русская психологическая мысль

§ 1. Становление психологии в России

Влияние социокультурной ситуации в России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ее методологии и ведущей проблематики проявились в том, что главными уже в то время стали вопросы не познания, как в европейской науке, а нравственного, духовного развития человека, его ментальности.

Отдельные психологические концепции были достаточно популярны еще в XVIII в. Научная же психология в нашей стране стала формироваться с середины XIX в.

Значительная роль в формировании психологических взглядов принадлежит И. Д. Якушкину, Н. А. Крюкову, В. Ф. Одоевскому и др. С культурно-исторической психологии и начинается этап развития психологического знания. И. Д. Якушкин выделял следующие основные проблемы.

1. Рассматривал человека не как обычное животное, а как существо, достигшее высшего уровня развития в силу своего социального бытия.

2. Понимал мышление как непрерывно меняющиеся состояния сознания, отражающие явления окружающего мира (теория отражения).

3. Рассматривал сознание как систему, интегрирующую всю ту информацию, которую человек получает изнутри (системный подход).

4. Выделял избирательный и активный характер деятельности нашего самосознания.

5. Определяющим фактором живого существа, человека считал наследственность.

Н. А. Крюков рассматривает природу человеческой психики, выделяет особенности функционирования нервной системы и деятельности мозга человека. Останавливается и на следующих проблемах:

• ставит в прямую зависимость степень развития личности от общественно-политического устройства страны. Тирания власти и служителей церкви повергли человека в рабство, лишили естественных прав и обязанностей;

• выдвигает задачу воспитания личности, осознавшей себя, свое место в мире, свою самоценность;

• разграничивает человеческую деятельность на активную и пассивную;

• развивает теорию потребностей. Основные из них: потребность в еде, питье, существе противоположного пола, в отдыхе; потребности в развлечениях, забавах и др. Основными моментами познания считал:

• анализ;

• определение свойств и признаков;

• заключение.

В. Ф. Одоевский в своих “Психологических заметках” (М., 1981) выделяет основные психологические принципы, которые задолго до становления научной психологии опередили время. Им были высказаны следующие идеи.

1. Мысль материализуется в речи и развивается в языковой форме.

2. Мышление – продукт общественного развития, язык служит орудием интеллектуальной деятельности и имеет коммуникативное значение.

3. Процесс мышления развивается не только в сфере сознания, но и в подсознательной деятельности.

4. Уровни сознательного и бессознательного (инстинктивного) и разумного имеют место во всех психических сферах: в мышлении, воле, чувствах.

5. Один из первых обратил внимание на связь психологии с обучением и воспитанием.

6. Сделал интересную попытку выделить типы деятельности детей по характеру развития их психики, взяв за основу деления степень психической активности ребенка.

7. В структуре личности выделил такие компоненты, как мышление и речь, речевое общение, инстинктивную деятельность и самодеятельность, сознание, самосознание, самопознание, волю, чувства потребности.

8. Изучает психические состояния человека: сон и сновидения.

9. Совесть – нравственный инстинкт.

10. Идея опережающего сознания.

11. Выделил функции речи: коммуникативную, как форму выражения мысли, орудие интеллектуальной деятельности.

Важный вклад в становление психологического знания внес Д. И. Писарев, выделив следующие вопросы.

1. Психическая деятельность человека обусловлена социальной средой.

2. Развивает идею активности личности. В основе активности лежат две основные потребности человека:

– потребность в деятельности, обеспечивающей самосохранение;

– потребность в общении с другими людьми. (От их удовлетворения “зависит счастье и совершенствование отдельных личностей и целых народов”.)

3. Развитие личности определяется во многом наследственностью. Среда и воспитание выступают на первый план.

4. Разводит понятия “личность” и “человек”, отмечая, что ребенок рождается человеком, но личностью он становится лишь в процессе своего социального развития.

5. Выводит задачу коллективного детского производительного труда в школе, создающего для общества материальные ценности.

6. Выделяет огромную роль семейного воспитания.

7. Формирование нравственного содержания личности. (“Жизнь за счет других ведет человека к нравственной деградации, лишена смысла и счастья”.)

§ 2. Формирование отечественной психологии

Особое место в становлении и развитии психологии в России сыграло Московское психологическое общество (1885– 1922)7.

Московское психологическое общество было основано при Московском университете 24 января 1885 г.8 Именно с этого дня, когда общество провело свое первое заседание, начинается его история, хотя устав психологического общества был утвержден министром народного просвещения 15 июля 1884 г. Созданное в период становления психологии в России, общество своей деятельностью способствовало процессу оформления русской психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Инициатива создания психологического общества принадлежала профессору Московского университета Матвею Михайловичу Троицкому (1835–1899).

М. М. Троицкий окончил Киевскую духовную академию. В начале 60-х гг. ХIХ в. был послан за границу для приготовления к профессорскому званию по философии. По возвращении был недолгое время профессором философии в Казани, после этого в Варшаве. С 1875 г. – профессор Московского университета, где занял кафедру философии после смерти П. Д. Юркевича, заведовавшего этой кафедрой с 1863 г. до своей смерти (1874).

В. Н. Ивановский называет его “восстановителем” преподавания светской философии в русских университетах после разгрома философии в 1850 г., когда в университетах были закрыты кафедры философии. 2 декабря 1899 г. на заседании Санкт-Петербургского философского общества Вл. Соловьев выступил с речью “Характеристика М. М. Троицкого, Н. Я. Грота и П. Д. Юркевича”, произнесенной в память людей, которые отдают свои силы важному делу философского образования. По мнению В. С. Соловьева, М.М.Троицкий “открыл для русской науки английскую эмпирическую психологию и, уверовав в нее как в абсолютную истину, совершенно и навсегда удовлетворился, опочил от всякого умственного движения”. Одним из первых в русской психологии он отметил огромное значение успехов экспериментального метода; с симпатией относился к естествознанию. Докторская диссертация М. М. Троицкого “Немецкая психология в текущем столетии” (опубликована в 1867 г., 2-е издание в 1883 г. в 2 т.) была направлена против метафизики немецких философов XVIII – XIX вв. – Хр. Вольфа, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. Он критиковал также направления немецкой антропологии и психологии Я. Фриза, И. Гербарта, Ф. Бенеке, которые, по мнению М. М. Троицкого, хотя и развивались под влиянием английского эмпиризма, но в силу того, что почва в Германии была неблагоприятной для эмпирического мировоззрения, представляли “простой и поздний отзвук школы Локка”. М. М. Троицкий подробно изложил взгляды Фр.Бэкона, Дж. Локка, Д. Юма, Д. Гартли, а также крупнейших представителей эмпирической ассоцианистической психологии XIX в. Т. Брауна, Дж. Милля, Дж. Ст. Милля, А. Бэна, И. Тэна, Г. Спенсера. Эту систему он считал единственно научной теорией психологии. В духе эмпиризма выполнена главная работа Троицкого “Наука о духе: общие свойства и законы человеческого духа” (в 2 т., 1882). Этот труд содержит изложение системы собственных взглядов и основные понятия психологии. Здесь он дает оригинальную трактовку “общих свойств и законов человеческого духа”. В “Учебнике логики” (1886–1888) представлены взгляды М. М. Троицкого по вопросам методологии и логики научного познания, в том числе психологического исследования. В частности, здесь он выступил в качестве сторонника ассоциативной психологии; проследил динамическое развитие личности как индивида и как члена общества; в основу анализа психического развития личности положил психическую соотносительность, или коррелятивность психических факторов, стремясь соотнести чувства и действия, мышление и психическую действительность в произвольной деятельности человека; ввел понятие “разрешение личности”, т. е. раздвоение, растроение личности. Кроме того, ученый стоял у истоков отечественной социальной психологии, изучал влияние общественных отношений на психический строй личности и ее социализацию. Основу составляет триада: сердце, ум и воля.

Как сторонник позитивизма, он отстаивает положение о научных, или положительных, методах психологии. Особое внимание он обращает на отличие психологии от других наук по методу, поскольку по своему предмету – им является дух как сумма всех психических фактов сознания, “страдательного и деятельного или явления чувства, ума и воли, обладающие на высшей ступени органической природы той особенной связью или тем особенным единством, которое называется личностью” – психология очевидно отличается как от наук физических, так и от метафизики духа. Признавая исключительную важность психологии, данные которой “служат отправной точкой для остальных исследований духа”, М. М. Троицкий обращал внимание на ее заметное отставание от других наук. Сочувственно относясь к мнениям о причинах этого отставания как коренящихся в сложности самого предмета психологии – духа, – кроме этого объяснения он указал еще на одно неблагоприятное обстоятельство: оно заключается в самой “форме психологического труда”. Разработка психологических проблем, поясняет далее свою мысль М. М. Троицкий, требует включения данных многих наук – истории, психиатрии, зоологии, антропологии, физиологии и др. Формой объединения этих наук в целях психологического познания он предложил создание психологического общества. Идея получила поддержку у профессоров университета, пятнадцать из которых вместе с М.М.Троицким и стали учредителями общества.

Первое организационное заседание Психологического общества состоялось 24 января 1885 г. Председатель собрания М. М. Троицкий зачитал устав, утвержденный Министерством народного просвещения. Было избрано бюро общества в составепредседателя М. М. Троицкого, товарища председателя В.А. Легонина, секретаря Н. А. Зверева и товарища секретаря Д. Н. Анучина. Членами-учредителями было предложено 59 ученых к избранию их в действительные члены общества: Н. Н. Баженов, М. И. Владиславлев, Н. Я. Грот, А.Н. Гиляров, Е. В. Де-Роберти, К. Д. Кавелин, В. А. Дриль, Ф. А. Зеленогорский, А. П. Казанский, С. С. Корсаков, Л. М. Лопатин, В. О. Ключевский, Н.Н. Страхов, И. В. Цветаев, другие выдающиеся деятели русской науки.

Цели, задачи и организационная структура общества определялись его уставом. Согласно уставу, “психологическое общество, состоящее при Императорском Московском университете имеет целью разработку психологии в ее составе, приложениях и истории и распространении психологических знаний в России”. Общество состояло из членов: почетных (лица, отличившиеся в науке или “принесшие существенную пользу успехам общества”), действительных (составляли большую часть общества), соревнователей (ими могли быть лица, “желающие споспешествовать цели общества своими материальными средствами”), корреспондентов (всех, кто заявил “желание сообщать различные сведения психологического интереса”). В разные годы почетными членами были: М. М. Троицкий, Вл. Соловьев, И. М. Сеченов, Б. Н. Чичерин, Л. Н. Толстой и др., а также иностранные ученые: А. Бэн, В. Вундт, Э. фон Гартман, Э. Дюбуа-Реймон, Т. Рибо, Г. Гельмгольц. В соответствии с уставом почетные и действительные члены имели право на получение бесплатно всех изданий общества.

В соответствии с уставом различались годичные обыкновенные и чрезвычайные, закрытые и публичные заседания. Их периодичность “по мере надобности, но не реже одного в месяц, исключая время с 1 мая по 1 сентября”. Общество было единым, не имело отделений, хотя неоднократно возникал и обсуждался вопрос о создании психофизиологической секции (это выделение не осуществилось).

Общество действовало с 1885 до 1922 г. В его истории выделяются три периода.

I. Период становления (1885–1887). Председателем был М. М. Троицкий. В этот период определялась программа деятельности общества, складывался состав его членов, создавались рабочие органы и т. п. Формой работы общества в эти годы были научные заседания по разнообразным вопросам философии и психологии. По оценке Н. Д. Виноградова, бывшего его секретарем, “обсуждение затрагиваемых здесь вопросов вскоре приняло более широкий характер, чем предполагалось названием общества, ибо предметами обсуждения стали проблемы не только психологические, но и философские в широком смысле слова”.

II. Основной период (1888–1918), председателями были Н. Я. Грот (реально с октября 1887, официально – с января 1888 до 1899 г.) и Л. М. Лопатин (1899–1918). Время деятельности общества под председательством Н. Я. Грота оценивалось как “самый блестящий период в жизни общества” и даже “героический”.

Конец ознакомительного фрагмента.

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я