Работы с полами. Паркет, плитка, ламинат, линолеум (Г. А. Серикова, 2011)

С тем, что к полам во все времена предъявлялись повышенные требования, не поспоришь. Наши дни не являются исключением. Но если в прошлом больше волновал вопрос, как настелить пол, то сейчас добавился и другой – какие брать материалы, поскольку рынок предлагает такой ассортимент, что можно растеряться. Наша книга призвана сориентировать вас в этом плане, так как цена ошибки в выборе напольного покрытия и технологии его укладки может быть достаточно высокой.

Оглавление

Из серии: Своими руками

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Работы с полами. Паркет, плитка, ламинат, линолеум (Г. А. Серикова, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.

Паркет

Если представить, с каким пиететом мы сейчас относимся к паркету, тем более к художественному, то вряд ли кто-то может предположить, что первоначально во Франции паркетом именовали огороженный загон или маленький парк (от фр. parquet). В XIV веке так называли застеленную ковром часть зала, в которой происходили аудиенции. Постепенно вместо него стали выкладывать «ковер» из брусков, сохранив прежнее название «паркет». Наиболее любимым был узор «елочка», Фридрих Великий считал его королевским.

Своего совершенства паркет достиг в XVII веке. При этом искусство паркета развивалось в русле тенденций, господствовавших в то время в искусстве и архитектуре.

На Руси полы издревле настилали из широких досок, но в XVI веке и здесь появились полы из «дубовых кирпичей» – тех самых планок (клепок, плашек), которые укладывали в «елочку». В отличие от благородного паркета такой пол называли «косящатым».

Для этого периода характерно интенсивное развитие такого исконно народного ремесла, как резьба по дереву, которое вместе с мастерством художественной обработки древесины, известным нам по древнерусскому деревянному зодчеству, дало толчок для развития художественного паркета в России.

Первоначально паркет, имеющий форму кирпича, укладывали на известковую основу, зазоры между которыми заполняли смесью извести и смолы. По периметру стен делали бордюр из дуба.

Русский паркет в XVIII веке испытал значительное влияние со стороны высокохудожественной резьбы по дереву, которой занимались мастера при Оружейной палате. В 1711 году Пётр I перевел их в Санкт-Петербург. Именно ими был выполнен паркет во многих дворцах столицы.

В XVII-XIX веках паркет изготавливали и настилали только вручную. С конца XIX века паркетные щиты стали производить в условиях фабрик, а к началу XX столетия было налажен массовый выпуск паркетной клепки из различных пород древесины. Способы укладки паркета также не отличались оригинальностью, художественный же паркет становился редкостью, полюбоваться им можно было только в Зимнем дворце и других подобных местах. Положение изменилось только к 1960-м годам. Художественный паркет сохранился благодаря усилиям реставраторов. Хотя и сегодня эта работа по-прежнему требует особой тщательности и ювелирной точности, но многое выполняется с применением современной сложной техники – вплоть до лазера и компьютеров.

Материалы и инструменты

Паркет (так же называется и сам пол) представляет собой напольное покрытие, настилаемое по заранее разработанному рисунку из отдельных строганых дощечек, которые называют планками, плашками или клепками. Его выкладывают как в общественных местах, так и в жилых домах. Отличительными чертами паркетного покрытия являются его особая декоративность, экологичность, практичность и долговечность, которые сопровождаются также высокими функциональными качествами, поскольку для паркета характерна малая тепло– и звукопроводимость.

Данным напольным покрытием можно расширить узкую комнату, а маленькую – увеличить в объеме. Для этого достаточно в первом случае укладывать паркет по челночному типу вдоль узкой стороны комнаты, а во втором следует использовать паркет светлых тонов.

Материалом для паркета служат различные породы древесины – дуба, бука, вяза, клена, лиственницы или березы. Для художественного паркета используют ценные породы – орех, черное или красное дерево.

В бытовом отношении наиболее практичным является дубовый паркет, который имеет выраженную текстуру, не подвержен температурно-влажностным колебаниям и обладает высоким показателем жесткости (от этого зависит его износоустойчивость).

Обычно штучный паркет изготавливают из древесины лиственных пород, поскольку своей твердостью и устойчивостью к истиранию она выгодно отличается от хвойной древесины.

По вертикальной структуре паркет разделяют на 2 типа – из массива и многослойный. Если первый представляет собой монолит, то у второго различают лицевую часть, выполненную из древесины ценных пород и, как правило, более тонкую, и нижнюю часть, изготовленную из 2 слоев хвойной древесины, волокна которой направлены в противоположные стороны.

Рисунок на клепках зависит от текстуры древесины, которая бывает радиальной и тангенциальной (рис. 10).

Поперечный распил древесины для изготовления клепок встречается крайне редко, поскольку концентрический рисунок годовых колец не столь декоративен.


Рис. 10. Разновидности разрезов древесины: а – торцевой: 1 – кора; 2 – луб; 3 – камбий; 4 – заболонь; 5 – ядро; 6 – сердцевина; б – тангенциальный; в – радиальный


При радиальном распиле на клепках рисунок годовых колец образуется параллельными линиями. Этот вид паркета самый красивый и дорогой. При тангенциальном распиле рисунок на клепках отличается особой живостью, поскольку кольца располагаются хаотично, но такой паркет ценится меньше.

Выбирая паркет, необходимо руководствоваться правилами, которые гласят, что его текстура и цвет должны гармонично сочетаться с интерьером, а окна, подоконники, двери и пол должны быть одинакового цвета.

Главное, о чем обязательно следует помнить: общая композиция рисунка будет нарушена, если использовать паркет из древесины разных пород.

Качество паркета определяется по нескольким параметрам:

1) по внешнему виду, в чем немалая роль принадлежит цвету и текстуре древесины, то есть тому, что задает тон общему цветовому решению, реализующемуся в помещении, тому, что создает в нем определенную атмосферу. Светлый паркет увеличивает пространство и привносит больше света, но паркет темных тонов придает помещению уют и особую теплоту;

2) по физико-механическим характеристикам. Здесь важна твердость древесины, которая зависит от породы дерева и условий произрастания. По этому признаку различаются несколько классов:

а) мерабу, железное дерево, самшит – I класс (очень твердые);

б) ясень, граб – II класс (твердые);

в) дуб, бук, клен, вяз – III класс (умеренно твердые);

г) береза, осина – IV класс (умеренно мягкие);

д) сосна, кедр, липа – V класс (мягкие).

Важны и такие признаки, как коэффициент на разрыв, показатели по сжатию, изгибу, скалыванию и торцовой твердости.

Породы деревьев, которые идут на изготовление паркета, условно делятся на светлые и темные (некоторые можно отнести к промежуточным). В настоящее время производители предлагают следующие его разновидности:

1. Дубовый паркет. Относится к самым распространенным, поскольку имеет богатую текстуру, прочен, достаточно тверд и устойчив к влажности. По цвету его относят к промежуточным типам.

2. Буковый паркет. Он, в отличие от дубового, имеет менее ярко выраженную текстуру, очень прочный, гладкий, входит в группу светлых пород, но гигроскопичный.

3. Паркет из клена. Обладает изящным рисунком и ровной текстурой, благодаря чему его используют для имитации ценных пород древесины. Отличается твердостью, прочностью, мягкой красотой и относится к светлым породам.

4. Граб имеет древесину светлого цвета (от серовато-белого до бело-желтого) с великолепными оттенками. Среди его положительных качеств можно отметить твердость, прочность, легкость обработки и устойчивость к истиранию. При соответствующей обработке граб имитирует черное дерево. Однако его древесина тяжелая, часто свилеватая.

5. Паркет из ясеня отличают высокая плотность, выраженная текстура и твердость, что делает древесину тяжелой в обработке, но этот материал хорошо гнется (так как является вязким), устойчив к короблению и загниванию. Относится к светлым породам.

6. Береза – светлая порода (белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком), однородная по плотности, хорошо имитирует ценные породы древесины.

7. Орех характеризуется как тяжелая, твердая, прочная и красивая по текстуре древесина. Принадлежит к темным породам (цвет красно-бурый, встречаются контрастные прожилки), легко обрабатывается.

Необходимо сказать, что основы технологии укладки паркета практически не изменилась, но процесс изготовления разных его видов значительно механизирован благодаря применению современных инструментов. Кроме того, использование новых вспомогательных материалов позволило существенно облегчить сам процесс укладки паркета.

Профессиональный мастер-паркетчик использует разнообразные инструменты (рис. 11):

Кроме того, при работе понадобятся обычный молоток и зубчатый шпатель.

Горизонтальность подготовленной поверхности проверяется строительным уровнем, который бывает деревянным или металлическим. Составление плана укладки паркета невозможно без рулетки и складного метра. Шнур предназначен для фиксации направления маячной елки. Паркетный молоток и добойник необходимы при больших объемах работ. Отличительной особенностью паркетного молотка является скошенный носок, которым удобно наносить удары по кромкам элементов паркета без применения прокладки, при этом кромки, гребни и пазы не деформируются. Масса молотка составляет 910 г, длина корпуса – 100 мм, сечение – 35 х 35 мм, длина ручки – 305 мм.


Рис. 11. Инструменты и приспособления для паркетных работ: а – строительный уровень; б – рулетка; в – шнур; г – ножовка; д – угольник; е – ерунок; ж – паркетный молоток; з – добойник; и – жестяной бачок; к – лейка; л – гребенка; м – электротермос; н – электрованна; о – мерный черпак; п – цикли


Добойник – это инструмент в виде стального стержня диаметром 18 мм и длиной 100 мм. Его рабочая часть, составляющая треть длины, имеет конусообразную форму.

Поскольку паркет часто укладывают на мастики, для их хранения и переноски предназначены специальные емкости. Холодные мастики держат в бачках, а разливают из жестяных леек, после чего разравнивают гребенкой, имеющей следующие размеры: длина ручки – 100 и 95 см, ширина полотна – 40 и 12 см (для большой и малой гребенок соответственно). Зубцы на ее кромке разравнивают мастику, оставляя на нее волнообразный след, благодаря чему состав быстрее твердеет.

При использовании горячей мастики ее нужно длительное время поддерживать нагретой до определенной температуры. Для этой цели как нельзя лучше подходит электротермос, представляющий собой бачок, между двойными стенками которого проложена спираль. Можно воспользоваться и электрованной объемом 15 л. Она представляет собой жестяную емкость для мастики, которая ставится на печь, оборудованную 2 нагревательными элементами.

Горячую мастику разливают черпаком, длинная ручка которого предохраняет от ожогов.

Паркетный пол циклюют, для чего в недоступных для машин местах или при малом объеме работ используют особый инструмент – цикли. Это пластины, стальное лезвие которых загнуто и имеет острую кромку. Для удобства цикля имеет ручку-оправу. Инструмент с длинной ручки применяют при черновой циклевке.

Мы перечислили традиционные инструменты, но их арсенал гораздо шире, поскольку в настоящее время постоянно используется разнообразный электроинструмент – стационарные и портативные циркулярные пилы, электролобзик, электрофрезер, шлифовальные и ленточно-шлифовальные машинки, электрорубанки и др. Некоторые представлены на рис. 12.


Рис. 12. Электроинструмент для паркета: а – электрорубанок; б – электролобзик; в – паркетно-шлифовальная машина; г – электродисковая пила


Помимо этого, довольно часто сейчас применяются машины для натирки паркета и покрывания его лаком.

Кроме основного материала (штучного паркета, паркетной доски и др.), для укладки паркета требуются клеи, мастики и гвозди. Чаще всего используют мастики, поскольку благодаря им покрытие получается воздухо– и влагонепроницаемым. Однако этот материал не лишен недостатков. Например, следует указать на его токсичность и достаточно короткий срок службы.

Срок службы клеевого покрытия зависит не только от того, не нарушалась ли технология его изготовления, но и от того, как оно наносится. Для каждого вида паркета предусмотрено использование определенного состава. Качественный клей отличается хорошей адгезией, определенным временем, необходимым для набора прочности, и сроком годности.

Современная строительная индустрия производит большое количество разновидностей клеев. Перечислим наиболее популярные из них:

1. Дисперсионный клей АДМ-К представляет собой густую массу, которая обладает рядом положительных характеристик, поскольку она пожаробезопасная, нетоксичная и влагоустойчивая. Цвет смеси серый. Материал является экологически чистым, так как производится на водной основе. Характеризуется высокой адгезией к основанию (6-8 Н/мм2). Не рекомендуется применять для укладки паркета из чувствительной к воде древесины (например, из бука). Паркет, уложенный на дисперсионный клей, шлифуют не ранее чем через 1-2 недели, в течение которых он должен окончательно высохнуть. В эту группу входят М2А-720 (клей на основе искусственных смол, в составе практически нет растворителей, совмещается с грунтовкой «Штауфф 170») и UZIN МК-80 S (растворитель в составе отсутствует, предназначается для штучного, мозаичного паркета и паркетной доски).

2. Этилацетатный клей ПМП-10 – масса серого цвета, по консистенции напоминающая сметану, нетоксичная, водостойкая.

3. Поливинилацетатный клей (ПВА) – сметанообразная масса белого цвета. Из положительный качеств можно назвать нетоксичность и пожаробезопасность. К отрицательным качествам относится низкая влагостойкость.

4. Поливинилацетатная гомополимерная дисперсия внешне напоминает ПВА, то есть представляет собой белую сметанообразную смесь. Подразделяется на пластифицированный и непластифицированный виды.

5. Клей «Лателин», белая вязкая масса, для которой характерны пожаробезопасность и нетоксичность.

6. Кумаронобутилфенолформальдегидный клей 88-Н – вязкая масса серого цвета с желтоватым оттенком, имеющая однородную консистенцию.

7. Клей «Бустилат» – наиболее часто используемое средство, поскольку является довольно дешевым. Это сметанообразная масса белого цвета, нетоксичная, но пожароопасная, что является весьма существенным недостатком.

Нередко для укладки паркета применяют мастики, которые представляют собой пластичные смеси органического вяжущего, наполнителей и различный добавок. В качестве наполнителей используют пылевидные, волокнистые и комбинированные материалы, например хризолитовый асбест. По характеру вяжущего мастики классифицируются на битумные, резинобитумные (вязкая масса черного цвета, пожаробезопасная, нетоксичная), полимерные и др. Кроме того, они бывают холодными и горячими. Первые производятся на основе полимеров либо смеси с нефтяным битумом, а вторые – на основе дегтя или нефтяного битума.

Битумно-скипидарная мастика по своим характеристикам напоминает резинобитумную и может быть приготовлена самостоятельно. Для этого необходимо смешать битум БН-IV (65%), скипидар (8%), уайт-спирит (17%), олифу (5%) и латекс (5%), который можно заменить резиновым клеем.

Мастики КН-2 и КН-3 требуют осторожного использования, поскольку являются взрывоопасными и горючими.

Помимо уже названных, можно упомянуть мастики «Гумилакс» (гомогенная пастообразная белая масса, нетоксичная, но пожароопасная) и «Перминид» (масса сметанообразный консистенции, бежевого или серого цвета, остальные свойства аналогичны «Гумилаксу»).

Среди клеев, использующихся для паркетных работ, можно назвать одно– или двухкомпонентный полиуретановый клей, не содержащий влаги и индифферентный к смолам, имеющимся в составе древесины. Застывание возможно после того, как в смолу введен отвердитель. Двухкомпонентный клей предназначен для склеивания паркета независимо от того, из какой древесины тот выполнен. Перед использованием следует приготавливать его в соответствии с инструкцией и учитывать, что чем выше температура в помещении, тем быстрее проходит реакция полимеризации. Немаловажным преимуществом такого клея является то, что он позволяет шлифовать паркет не позже чем через 2 суток. В качестве примера представим УЦИН-МК 92С, двухкомпонентный полиуретановый клей, в составе которого отсутствуют вода и растворители. После отвердения эластичность покрытия составляет 25%. Клей является универсальным, так как предназначен для паркета (подходит и для лакированного паркета) из массивной доски или экзотических пород древесины, а также для склеивания боковых поверхностей ламината.

Методика соединения элементов паркета не представляет трудностей. Клей наносят кистью или валиком максимально равномерным слоем на сухую и чистую поверхность, после чего прижимают и оставляют до высыхания, время которого варьируется от 40 минут до 1 недели и определяется температурно-влажностными условиями в помещении.

Среди вспомогательных материалов, использующихся при паркетных работах, можно назвать лаки, выбор которых не менее важен. При покупке обязательно учитывают степень нагрузки и назначение помещения. Например, в общественных зданиях паркет не лакируют, а обрабатывают водоотталкивающими мастиками (масляными или восковыми).

Лаки, применяемые в жилых помещениях, классифицируются по следующим признакам:

1) химический состав. По этому признаку выделяются лаки:

а) водорастворимые;

б) алкидные и уретаналкидные;

в) полиуретановые на безводной основе, например DD, PUR;

г) кислотно-отверждаемые;

д) на основе формальдегидных смол (SH);

е) грунтовочные;

2) технологические характеристики, то есть вязкость, текучесть, способ нанесения и др.;

3) степень устойчивости к нагрузкам;

4) свойства внешнего вида материала, например прозрачность, возможность изменять цвет древесины и др.;

5) характер блеска. Здесь возможны разновидности – матовый, полуматовый, шелковисто-матовый, глянцевый, полуглянцевый лак;

6) экологичность.

В процессе нанесения лака необходимо соблюдать правила техники безопасности. Предпочтительная температура в помещении составляет 15-22° С.

Назовем некоторые лаки, применяющиеся при паркетных работах:

1. ГФ-257 (прозрачный, тягучий, светло-желтый). Реализуется в 2 емкостях, в одной из них содержится лак, а в другой – кислотный отвердитель. Перед использованием их смешиваются в пропорции 8 : 1. При этом не следует подготавливать большое количество рабочей массы, поскольку лак быстро отвердевает. Поэтому достаточно будет взять такое количество смеси, которое может быть израсходовано в течение 1 суток. При соответствующих условиях лак застывает за 24 часа. Затем поверхность шлифуют и пылесосят, после чего наносят еще 2 слоя лака с промежутком в 24 часа. Напольное покрытие считается готовым к эксплуатации через 48 часов.

2. ПФ-231 (прозрачный, светло-желтый). Лак реализуется в готовом к использованию виде. Методика его нанесения не отличается от представленной выше. Промежуток между выполнением 2-го и 3-го слоев составляет 10 часов. В случае загустения лак разбавляют уайт-спиритом или скипидаром.

3. УР-19. Уретановый лак, который, будучи нанесенным стандартным способом, дает высококачественную пленку. Перед применением смешивают основной компонент (преполимер КТ) с катализатором в соотношении 100 : 20. Полученную массу наносят в 2 слоя.

Помимо лаков отечественного производства, современный строительный рынок предлагает большой выбор импортных лаков, например KIRI (образует прочную глянцевую пленку, слегка затемняет поверхность, придает покрытию благородный вид и глубину, полы покрывают двумя слоями, при необходимости разбавляют уайт-спиритом), Celko terra (придает характерный полуматовый, полуглянцевый или глянцевый вид). Для нанесения на паркетные и необработанные пробковые полы, скамейки, лестницы и т. д. используют покровные лаки, например Sadolin, Casko (перед применением смешивают отвердитель № 1631 с лаком в пропорции 1 : 10), Synteko super/suppreme (образует устойчивую к истиранию и агрессивным средам пленку), Do-malux (слой лака высыхает за 3-8 часов, готовность к эксплуатации – по достижении полной прочности, то есть через 3 суток). Заслуживает внимания и Extra lak, в состав которого входит вещество, защищающее напольное покрытие от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Для финишной отделки паркета применяются шелковисто-матовый (в состав входят акрилаты, отвердевающие под воздействием УФ, растворители и формальдегид отсутствуют, усиливает природную красоту древесины) и глубокий (экологический, покрытие по цвету и текстуре напоминает масло) лаки.

Кроме того, пользуются спросом лаки зарубежного производства «Миранол» (прозрачная тягучая жидкость со слабым запахом, время отвердевания – 48 часов, наносится в 3 слоя), «Яхтовый лак» (прозрачный, тягучий, светло-коричневый, высыхает за 48 часов, наносится в 3 слоя), «Бейтц-лак» (разнообразных оттенков, предназначен для дуба, бука и пр., высыхает за 48 часов, предполагается многократное нанесение для получения насыщенного цвета).

Таким образом, получив представление о материалах, из которых изготавливают паркет и инструментах, с помощью которых это делают, можно перейти к рассмотрению его видов.

В продаже представлены такие разновидности, как штучный паркет, мозаичный паркет, паркетная доска и щитовой паркет. Рассмотрим каждую из них.

Штучный паркет

Штучный паркет – это однородные планки, изготовленные из древесины ценных пород и лесоматериалов высшего сорта.

Паркетная планка представляет собой прямоугольную дощечку, лицевая поверхность которой гладкая, а нижняя может быть как гладкой, так и с насечками. С 2 реберных сторон имеется гребень, а с 2 других – паз. Планки производятся парными – с левым и правым гребнем длиной 150-500 ±0,3 мм (градация составляет 50 мм) и шириной 30-90 ±0,3 мм (градация – 5 мм). Толщина в зависимости от материала может быть различной: из твердых лиственных пород она равна 15 ± 0,2 мм, из хвойных – 18 ± 0,2 мм.

Толщина гребня составляет 4,9 мм, а он сам выступает за кромку лицевой части планки на 6 мм. Предназначенный для него паз имеет ширину 5,2 мм и заглублен в планку на 6 мм. При соблюдении всех размеров получают покрытие, прочность которого в середине планок и на стыках одинаково высокая.

Выше паза и гребня находится слой износа (это расстояние от лицевой стороны планки до верхней части гребня или паза), от толщины которого зависит срок службы покрытия, поскольку именно эта часть подвергается истиранию. Толщина слоя износа для твердых лиственных пород равна 7 мм, а для хвойных – 8,5-9 мм. Влажность паркета составляет 9 ±3%.

От формы, размера профилей и способа крепления штучный паркет представлен следующими разновидностями (рис. 13):

1) с косой кромкой, укладывается на бетонное основание на мастику;

2) с фальцем, настилается на бетонное основание на горячий асфальт;

3) с пазом и вкладными шипами, прибивается гвоздями к дощатому основанию и фиксируется между собой шипами сечением 30 x 14 x 4 мм;

4) с пазом и гребнем, способ крепления совпадает с предыдущими.

Штучный паркет представлен такими подвидами, как:

1) селект (однородным однотонный, в основном радиального распила, самый дорогой);

2) рустик (характерны сучковатость и пестрота);

3) натур (промежуточный подвид между 2 предыдущими).


Рис. 13. Штучный паркет: а – с пазом и гребнем; б – с пазом и вкладными шипами; в – с косой кромкой; г – с фальцем


Технология укладки штучного паркета на железобетонное основание представлена на рис. 14 и состоит из следующих последовательных операций:

1) выполнение цементной стяжки для выравнивания основания;

2) грунтование поверхности;

3) укладка пароизоляционного слоя;

4) настилка фанеры на клеевую мастику и дополнительная ее фиксация;

5) укладка паркета;

6) шпатлевание щелей;

7) шлифовка напольного покрытия;

8) лакирование паркета (пункты 7 и 8 повторяют от 3 до 7 раз).


Рис. 14. Паркетный пол в разрезе: 1 – плинтус; 2 – лак; 3 – тонировка; 4 – герметик; 5 – стена; 6 – паркет; 7 – дюбель; 8 – гвоздь; 9 – клей; 10 – фанера; 11 – слой гидроизоляции; 12 – слой пароизоляции; 13 – стяжка; 14 – плита перекрытия


Штучный паркет укладывается на мастику после того, как основание соответствующим образом подготовлено. Это значит, что стяжка должна быть очищена от грязи, шпатлевки, раствора и пр. Для этого соскребают брызги раствора и выметают вместе с остальным мусором в направлении от окна к двери. После этого поверхность пылесосят. Затем стяжку осматривают, при необходимости выравнивают, устраняют повреждения и дефекты, подмазывают места примыкания со стенами, высушивают раствор и проверяют горизонтальность основания.

Если стяжка бетонная или цементно-песчаная, ее грунтуют раствором битума в растворителе (например, в бензине) в пропорции 1 : 2 или 1 : 3, который наносят краскопультом через 1-2 дня после ее выполнения.

Температура в помещении должна составлять 8° С, а влажность – 60%. Предупреждать, что все строительные, санитарно-технические, электротехнические и штукатурные работы к этому моменту должны быть завершены, кажется излишним.

При использовании холодной мастики на очищенном и загрунтованном основании осуществляют разбивку пола и разметку осей, наливают мастику, равномерно распределяют ее, разравнивая до толщины 1 мм. После этого настилают паркет, подгоняют и при необходимости обрезают ряды у стен. Затем помещение убирают, а после высыхания мастики паркет шлифуют и циклюют. В заключение устанавливают плинтусы и натирают соответствующим средством по уходу за паркетным полом. Работа считается качественной, если площадь приклейки штучного паркета составляет, как минимум, 80%.

Из этого материала можно выкладывать различные узоры. Рисунок определяется порядком набора клепок, их размером, цветом и текстурой. Но независимо от этого в пределах одного помещения должен быть паркет из одной и той же древесины, планки – одного и того же размера и с таким же рисунком. Эти признаки могут быть разными только в том случае, если выкладывается особый узор и если это диктуется его композицией.

Наиболее распространенными являются рисунки в виде «елки» (с фризом и без него) и прямой. Рисунок с фризом может иметь такие варианты: без окантовки, с линейкой, с жилкой, с жилкой и линейкой (рис. 15).

Если линейка подбирается из одинакового по текстуре с клепками материала, то жилка должна отграничивать фриз и паркет.


Рис. 15. Рисунки для штучного паркета: а – прямой; б – фриз без окантовки; в – фриз с линейкой; г – фриз с жилкой; д – фриз с жилкой и линейкой; 1 – фриз; 2 – линейка; 3 – жилка


Исторически сложилось, что в России чаще всего паркет настилают в «елку». Это означает, что клепки соединяют между собой под прямым углом, при этом торец одного элемента упирается в край долевой кромки соседней клепки. Но это самый простой рисунок. «Елку» можно и усложнить, как это показано на рис. 16.


Рис. 16. Укладка штучного паркета: а – в «елку»; б – в «елку» по диагонали; в – в двойную «елку» по диагонали


Клепки для укладки в «елку» набирают таким образом, чтобы с одной наружной ее стороны находился паз, а с другой – гребень. Рисунок выкладывают по длине помещения в направлении от двери к окну, поскольку при данном расположении источника света текстура древесины лучше просматривается, а все покрытие приобретает большую декоративность. Предварительно составляют план укладки паркета и разбивают ряды, чтобы выбрать самый рациональный способ размещения элементов и максимально сократить отходы (поскольку клепки придется обрезать у стен). Длина клепок определяется в соответствии с размером помещения, желательно, чтобы число рядов было целым. Работа осуществляется в следующем порядке. Посередине помещения по его продольной оси натягивают шнур и по оси вбивают в пол гвозди, по которым натягивают шнур, следя за тем, чтобы он размещался на высоте, равной толщине клепки. Если предполагается выкладывать «елку» с фризом, тогда, натянув шнур, ряды разбивают так, чтобы между фризами поместилось целое число клепок. Если это невозможно, их размещают так, чтобы те концы, которые придется обрезать с одной стороны, заполнили промежутки с другой. Благодаря этому отходы сократятся. Имеются и другие варианты: изменяют ширину фриза, уменьшив или увеличив его, или изменяют длину клепок. Схематично это представлено на рис. 17.


Рис. 17. Схема разметки пола под паркет с фризом и линейкой


На холодную мастику обычно кладут «елку» без фриза, а на горячую – как с фризом, так и без него.

Первые ряды «елки» имеют особое название – «маячные» (рис. 18).


Рис. 18. Укладка маячной «елки»: а – маячная «елка»; б – пазогребневое соединение клепок


При использовании холодной мастики маячные ряды обычно располагают у длинной стены напротив входа в помещение, что позволит легко подносить материалы, не боясь испортить уже уложенные ряды. Клепки маячной «елки» закрепляют, вставив между нею и стеной клинья. Первые 5-6 клепок сначала собирают насухо, а потом укладывают под шнур на горячей мастике. Это своеобразное звено не будет скользить, поэтому к нему будет удобно присоединять остальные элементы. Если маячная «елка» находится у стены, сначала заполняют промежуток между «елкой» и стеной, а потом приступают к основной укладке. Если «елка» выложена посередине, выполнив укладку клепок с одной стороны, переходят на другую.

Закончив подготовительную фазу, приступают непосредственно к приклеиванию планок (рис. 19).


Рис. 19. Укладка паркета в «елку» на мастике: 1 – мастика; 2 – клепки; 3 – плита перекрытия; 4 – стяжка


Холодную мастику тщательно перемешивают, разливают вдоль стены тонкой струйкой и разравнивают гребенкой, добиваясь, чтобы толщина слоя не превышала 1 мм и была немного шире клепок. После этого сразу же укладывают планки, причем важно постоянно обращать внимание на то, чтобы нижняя сторона элемента была полностью покрыта мастикой. Затем клепки сплачивают (рис. 20) паркетным молотком (если применяется обычный плотничный молоток, то по планкам можно ударять только через подкладку), не допуская зазоров между ними и удаляя излишек мастики ножом.

По мере укладки покрытия его ряды фиксируют деревянными клиньями, которые вставляют между покрытием и стеной, размещая их на расстоянии 50-60 см друг от друга. Они не позволят покрытию подняться при увлажнении пола. Чтобы ускорить укладку паркета, в этих зазорах клепки укладывают на горячую мастику. Нужно помнить, что вдоль стен следует оставить расширительный зазор в 8-10 мм. Паркет накрывают бумагой, которую прикрепляют полосками из ДВП, прибив их штукатурными гвоздями к полу. Для окончательно отвердения холодной мастике требуется 4 дня, в течение этого периода ходить по настилу нельзя.


Рис. 20. Сплачивание паркетных клепок: а – по продольной кромке; б – по торцевой кромке; в – через прокладку; г – вбивание гвоздей


Укладка паркета на горячую мастику практически не отличается от описанного выше способа. Ее приносят в термосе и разливают черпаком так, чтобы покрытия хватало на 2-3 клепки. Мастику выравнивают и тут же в соответствии с рисунком укладывают элементы паркета. При этом необходимо следить, чтобы она не загрязнила лицевую сторону клепок. Выступивший излишек мастики снимают и используют повторно.

Укладку паркета в «елку» с фризом и линейкой начинают с того, что вдоль торцовой стены настилают фриз и линейку. После того как уложен паркет в «елку», осуществляют разметку фриза и натягивают шнур. Чтобы разбить фриз, по углам кладут по одной фризовой клепке, а под углом в 90° к ней – линейки. Далее намечают линию, по которой будут обрезаться клепки «елки», и протягивают по ней шнур. Чтобы при пропиливании не отклониться от шнура, кладут направляющие и временно фиксируют их. После этого обрезают торцы клепок, уложенных в «елку», а направляющие убирают. Там, где будет выполнен фриз, настилают бумагу, по ширине равную ширине фриза, и приступают к укладке линейки. Для этого 2 клепки линейки срезают «в ус», чтобы обеспечить правильный стык в углу, и прибивают к продольному пазу. С одной из сторон рубанком срезают гребень и этой стороной укладывают клепки к паркету, который заполнил середину помещения и уложен в «елку». Такую же операцию повторяют по другим углам. Фриз настилают на себя, начиная с угла. При этом стена находится слева, а гребень входит в паз предыдущей клепки. При длине клепки до 300 мм крепеж осуществляют 2 гвоздями, а если она больше, вбивают 3 гвоздя. Их забивают в паз клепок и утапливают с помощью добойника. По мере работы контролируют горизонтальность укладки. Вся последовательность укладки паркета с фризом показана на рис. 21.


Рис. 21. Укладка паркета с фризом: 1 – разметка фриза; 2 – фиксация направляющей рейки; 3 – обрезка торцов паркета; 4 – раскатывание рулона бумаги; 5 – укладка линейки; 6 – укладка фриза


Помимо мастики, штучный паркет можно укладывать и на клей. Подготовительная работа не отличается от той, что проводится при укладке штучного паркета на холодную мастику. Однако можно выделить ряд особенностей:

1. Относительная влажность воздуха должна сохраняться в промежутке между 30 и 60%, а температура воздуха на всех этапах должна быть не менее 18° С.

2. Клей распределяют по поверхности равномерно (в зависимости от характера поверхности его расход колеблется в пределах 800-900 г/м2).

3. Если основание слишком сильно впитывает влагу, его необходимо обработать в соответствии с инструкцией производителя.

4. Укладывая клепки, не стоит смазывать клеем большую по площади поверхность. Если она не будет вовремя накрыта паркетом, клей подсохнет и его придется удалять, что повлечет непродуктивное использование материала.

Кроме того, вряд ли соединение основания с планкой будет качественным, если положить паркет на подсохший слой клея.

5. В том случае, если паркет кладут на основу, пазы не проклеивают.

6. Для сплачивания клепок необходимо иметь приспособления, предназначенные именно для такого метода укладки паркета.

7. В процессе работы нужно следить за тем, насколько плотно клепки соединяются с клеем. Возможно, на сомнительные места надо положить груз.

8. Паркет, уложенный на клей, оставляют до полного высыхания, то есть примерно на 1 сутки. При наличии сомнений по поводу того, всей ли плоскостью приклеились плашки, через 1 час после окончания укладки осторожно обследуют такой участок, постучав по нему. Если под клепкой имеется пустота, это будет ясно по звуку. Для исправления ситуации на такие места следует поставить груз.

Помимо этого способа, штучный паркет укладывают на деревянное основание с применением в качестве крепежа гвоздей. В целом укладка паркета в данном случае состоит из следующей последовательности операций:

1) подготовка основания (очистка, выравнивание и контроль горизонтальности);

2) укладка картона, благодаря чему паркет не будет скрипеть;

3) разбивка рядов и разметка помещения;

4) укладка маячной «елки»;

5) укладка клепок;

6) окончательная отделка (циклевание и шлифовка покрытия);

7) устройство вентиляции;

8) прикрепление плинтусов.

Дощатое основание необходимо проверить не только на горизонтальность, но и на наличие провесов, которые обязательно должны быть устранены. Гвозди, которыми прибит дощатый настил, утапливают. Если обнаруживаются неровности, их ликвидируют строганием. Влажность основания не должна превышать 12%.

Сначала, как при ранее описанном способе, размечают центральную линию и натягивают шнур, после чего настилают картон, выполняют разбивку и настилают маячный ряд. Далее укладывают клепки рядового паркета и прибивают их к основанию, что наглядно показано на рис. 22.


Рис. 22. Укладка штучного паркета на дощатое основание: а – раскладка паркетных клепок; б – разбивка рядов и укладка маячного ряда; в – укладка клепок; г – фиксация клепок к основанию


Чтобы стало более понятно, как непосредственно осуществляются работы, скажем, что сначала находят середину помещения (причем очень важно, чтобы линия середины прошла поперек досок деревянного основания) и, вбив по краям гвозди, натягивают на них шнур. Промежуток между шнуром и полом равен толщине клепок. После фиксации центральной осевой линии по обе стороны от нее раскладывают клепки и ящик с инструментами. Затем осуществляют разбивку помещения, чтобы установить количество рядов, при этом учитывают минимальную обрезку последнего ряда. После этого укладывают маячную «елку», ориентируя клепки под углом в 45° относительно шнура, причем оба ряда «елки» укладывают одновременно, а остальные – сначала с одной стороны, потом – с другой, двигаясь в противоположном направлении.

Паркет укладывают на себя, контролируя такой момент: гребень должен плотно и без перекосов входить в паз. Для обеспечения этого клепку с гребнем вгоняют в паз уложенного элемента, ударяя по ней молотком. Если не пользоваться деревянной подкладкой, можно повредить паз. При необходимости клепки подгоняют, пристругивая рубанком или подтесывая стамеской. Чтобы соединить их, сначала ударяют по продольной грани, а потом – по торцовой. Как только клепка вошла в паз, ее фиксируют гвоздями.

Клепки прибивают гвоздями длиной 40 мм и толщиной 1,6-1,8 мм к дощатому основанию, в зависимости от длины планки количество гвоздей может быть различным. Для клепки длиной 300 мм достаточно 2-3 гвоздей, для клепки длиной более 300 мм понадобятся 4 гвоздя. Кроме того, каждую клепку дополнительно фиксируют гвоздем, забитым в торец. Гвозди следует забивать в паз, держа их под некоторым углом (45°). Первым ударом клепку наживляют, а следующим ударом загоняют гвоздь до шляпки. Чтобы она не выступала, ее утапливают добойником. В первую очередь прибивают торцовую сторону клепок, уложенных ранее, а далее – продольную сторону клепок выполняемого ряда. Клепки очередного ряда сплачивают с уложенными 2 ударами молотка – по торцу и боковой кромке. Как только будет получено качественное соединение, вбивают гвоздь.

Выполнив последний ряд, натягивают шнур и отбивают линию, по которой необходимо будет обрезать клепки. Для этого используют дисковую электропилу, стараясь не повредить дощатое основание. Обрезки укладывают к последнему ряду на противоположной стороне помещения.

Если предполагается укладка паркета с фризом, то отбивают линию на расстоянии от стены, равном ширине фриза с линейкой и жилкой. Кроме того, надо учесть зазор в 10-15 мм, который будет прикрыт плинтусом.

Укладку фриза начинают с угла. Для удобства нужно расположиться так, чтобы стена находилась слева и можно было сохранить маневренность правой руки. Прежде всего укладывают клепки линейки, гребни которых должны быть направлены в сторону стены, а пазы при этом примыкают к последнему ряду паркета. Клепки линейки прибивают гвоздями: 2 – в продольную кромку, 1 – в торец.

Уложив линейку, переходят к укладке фриза, клепки которого своими пазами должны входить в гребни клепок линейки. После этого соединение фиксируют гвоздями. По углам выполняют соединение «в ус».

По завершении работ проверяют горизонтальность покрытия. В идеале зазор между ним и рейкой не должен превышать 1 мм.

Кроме «елки», штучный паркет можно укладывать квадратами из планок разного размера и получать различные и очень декоративные узоры (рис. 23).


Рис. 23. Рисунки для напольного покрытия в виде: а-г – развернутых квадратов; д, е – прямых квадратов


Квадраты могут быть развернутыми и прямыми, а их укладка достаточно трудоемкая. При оформлении прямого квадрата клепки направлены параллельно его сторонам, в отличие от развернутого квадрата, когда клепки укладываются под углом в 45°. В помещении должно укладываться целое число квадратов как по ширине, так и по длине, поэтому необходимо подобрать клепки соответствующей длины.

Порядок работы таков: вычерчивают план расположения квадратов, устанавливают место для маячного ряда и натягивают для него шнур.

Если помещение квадратное, маячный ряд размещают у стены, находящейся напротив двери. В прямоугольной комнате его располагают вдоль длинной стороны. Квадраты укладывают и на бетонную, и на цементно-песчаную стяжку, в качестве способа фиксации используя мастику. Можно делать это и на дощатом основании, прибивая их к нему гвоздями.

К такому способу кладки прибегают в том случае, если имеется большое количество клепок разного размера. Сначала их сортируют по размеру и породе древесины, подсчитывают количество и чертят план укладки. В таких случаях паркет настилают в «елку». Чтобы использовать все мелкие клепки, покрытие настилают в «елку» с фризом.

Для достижения большего декоративного эффекта нужно, чтобы примыкающие клепки как можно меньше отличались по размеру, поэтому в одном ряде рекомендуется размещать клепки одинаковой длины, а в поперечных – одинаковой ширины. Выполненное покрытие проверяют на горизонтальность. Допустимая погрешность составляет не более 2 мм.

Помимо представленных рисунков, штучный паркет укладывают и другими узорами, например «палубой», «ковром» и др. Палубный рисунок (рис. 24) настолько прост, что не требует разработки чертежа и разметки.

Для него больше всего подходят паркетные клепки длиной 350-400 мм и шириной 35-40 мм. Но первый размер строго не определяется, чего нельзя сказать о втором, поэтому лучше подбирать одинаковые клепки по ширине.


Рис. 24. Укладка штучного паркета «палубой»


Рисунок «ковер» (рис. 25) выполняют из коротких клепок, размещая их перпендикулярно направлению движения.

Ряды при этом разделяются линейкой, ею же обрамляется и весь паркет. Этот способ укладки штучного паркета обычно применяют для небольших помещений.


Рис. 25. Укладка штучного паркета «ковром»


На рис. 26 показано несколько рисунков для паркетного пола.

Штучный паркет идеально укладывается в помещениях правильной формы. Но возникает вопрос: как быть, если форма комнаты имеет нестандартную конфигурацию?


Рис. 26. Рисунки для пола из штучного паркета


Безусловно, в такой ситуации лучше выбрать другое напольное покрытие, хотя есть способы укладки штучного паркета и в помещениях такого типа. Начать необходимо с составления плана укладки паркета, после чего поперек комнаты выкладывают змейку, затем находят вершину центральной «елки», руководствуясь рис. 27.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Своими руками

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Работы с полами. Паркет, плитка, ламинат, линолеум (Г. А. Серикова, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я