HomeBudget_интерактив#Антикризис2020

Сергей Владимирович Кутузов, 2020

Главные герои – среднестатистическая городская семья, лишённые в кризис большей части своих доходов, которых консультирует от первого лица, автор и фин. консультант. «HomeBudget…» – краткая инструкция для рестарта семьи в новую финансовую реальность. Сюжетная линия присутствует, но прослеживается слабо. Супружеская пара получает регулярные консультации. В качестве консультанта выступает автор книги от первого лица, с информацией, выходящей за рамки конкретной ситуации. В последствии, круг героев расширяется. В него входят друзья, родственники, одноклассники, члены их семей. Однако, просто иметь полезную информацию, быть в курсе событий, сегодня недостаточно. Необходимо стремиться монетизировать свои знания на постоянной основе. Идея заключается в том, что основные «финансовые фишки» которые мы используем, мы узнаем в общении, из реального опыта людей, которым доверяем. Практика и система отбора полезных знаний оставляют в работе действительно лучшие из лучших.

Оглавление

  • Глава I. Финансовая Конституция Основы Семейного Бюджетирования

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги HomeBudget_интерактив#Антикризис2020 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I. Финансовая Конституция Основы Семейного Бюджетирования

Почему, кем и о чём написана данная книга

Уважаемые читатели, разрешите представиться — Сергей Кутузов. В свободное от основной работы время, я являюсь независимым финансам консультантом. Одно из моих хобби — обучать людей искусству управления собственными деньгами. Помогать им осваивать на практике то, чему когда-то методом проб и ошибок учился сам. Хочется верить в то, что написал честную и востребованную книгу о личных финансах.

Мы живём в очень быстро меняющемся мире. Каждый новый день ставит перед нами новые задачи и то, что ещё вчера казалось незыблемым сегодня безнадёжно устаревает. Деньги не любят спешки, но многочисленные кризисы, локдауны, пандемии бросая вызов, не оставляют нам права даже подумать. Надо действовать! Нуждаемся ли мы в актуальной, реально полезной финансовой информации? — Как никогда, да! Однако, где теперь можно найти правильные ответы на финансовые вопросы? Куда подевались все эти разномастные финансовые гуру с их семинарами и тренингами, книгами, телепередачами, интервью? Сегодня не каждый прежний букинистический магазин открыт, что уж говорить об управляющих компаниях, брокерах, банках, которые десятками уходили и продолжают покидать финансовые и фондовые рынки. Уверяю вас, мы встретимся с ними снова, как только у населения появиться излишки денег для оплаты их услуг.

Почему моя книга о личных финансах должна быть обязательно честной? Каждый учитель должен учить своих учеников, прежде всего тому, что умеет сам. Я не могу научить вас правильно брать кредиты и расплачиваться по ним, раз в них никогда не нуждался. Ни разу в жизни не брал в долг, в рассрочку, в лизинг, в ипотеку, как не принимал участия в сомнительных схемах, ведущих в карманы других людей. Не залезал в чужие, и не позволял шарить по своим. У меня нет богатых родителей и родственников, но я смог получить два высших образования, не потратив ни копейки чьих-то денег. С каждым днём становился богаче себя вчерашнего, хотя иногда приходилось начинать «с ноля». Ни разу не брал ни взяток, ни откатов, даже когда предлагали без всяких обязательств, потому что «здесь так принято». Не стал «миллионером из трущоб», развивающим кучу успешных бизнес-идей-однодневок, как не построил головокружительной карьеры на чужих головах. Я тот, кто есть, и, наверное, как и большинство из моих читателей имею средний доход, за одним исключением. Я стал тем, кем хотел быть. Мне удалось создать такую финансовую систему, которая избавила от необходимости, крутясь как белка в колесе, считать дни и рубли до следующей зарплаты. В моей системе все эти взятки, откаты, долги, ипотеки, оказались просто не нужны. Поверьте, очень легко бросить курить, когда ни разу в жизни не затянулся ни одной сигаретой. Всего и сразу не опишешь в одной книге, но в итоге сегодня я могу себе позволить заниматься любимыми делами. Не смотреть на ценники, покупая продукты или одежду. Спать столько сколько хочу сам, а не столько часов в сутки, сколько отмерил мой работодатель. Постоянно бываю в новых местах и знакомлюсь с массой интересных людей. Путешествую на всех видах транспорта, без оглядки на стоимость проезда. Много пишу. Чем занимаюсь в своё основное время? — Я проект менеджер во всём, всеобъемлющем понятии данной профессии. Прокладываю свой профессиональный путь от проекта к проекту, как от главы к главе собственной биографии.

Личный финансовый советник, как собирательный образ в наших головах, — некий самовлюблённый нарцисс. Без пяти минут миллионер, снизошедший до нас — сирых и убогих, чтобы учить «получать кайф, драйв, впадать в нирвану, выстраивая своё личное пространство». Говорит такой товарищ эмоционально, обтекаемыми формулировками, умело применяя примеры визуализации. С помощью своей харизмы такие финансовые павлины продают свои инфо-продукты, предварительно разогревая потенциальных клиентов через тренинги, семинары, книги и презентации. В основном используют общие фразы, туманные выводы, типа: «вам нужна программа, чтобы сделать в голове перепрошивку, сдвинуть мозг в ту сторону, где есть рост…». Раньше такая методика с элементами НЛП действовала безотказно. У людей были свободные деньги или доступ к ним, а прогнозирование личных планов с лавинообразным ростом потенциальных доходов просто завораживало. Всё-таки, много ли учеников таких преподавателей из нулевых и — надцатых, раскрепостив своё сознание стали миллионерами, хотя бы в наших нац. валютах? Их просто нет, значит изначально настройки были не правильные. Работа по созданию крепкой финансовой основы семьи очень долгий и сложный процесс. Побеждает только тот, кто делает наименьшее количество ошибок, выполняя и бесконечно переделывая свои домашние задания. Приобретает полезные навыки и правильные привычки. На первоначальных этапах, почти всегда залог победы — проявление воли и упорства.

Очень большое количество из окружения каждого из нас годы напролёт сидят в своих тесных квартирках. Терять им нечего, а радужных перспектив с возрастом становиться всё меньше, если вообще они есть. Почему тогда градус доверия к моей персоне должен быть выше чем к остальным финансовым консультантам? Потому что мне от вас ничего не нужно! За мной не стоят финансовые холдинги. Я не инфо-бизнесмен, имеющий линейку своих продуктов, и не намерен что-то впаривать через эмоции, бесконечно кочуя по разным странам и городам. Я хочу помочь всем нуждающимся в грамотных советах в пределах объёма и стоимости книги. Указать правильный вектор движения, выбраться из неблагоприятных ситуаций, в которых оказалось 9/10 моих соотечественников. Под соотечественниками я подразумеваю всех жителей бывшего СССР. Общие экономические и ментальные модели многовекового существования заставляют нас двигаться похожими путями развития. Особенно в условиях глобальной мировой интеграции. Давайте учиться друг у друга всему полезному, отделяя зёрна от плевел.

Из действительно работающих советов, я собрал самый актуальный пул знаний, который и изложил в жанре нон-фикшн. Книга о личных финансах может показаться кому-то местами затянутой или вне сюжетной, но она — универсальный учебный справочник, к которому можно обратиться в любой момент. Перечитать пару глав и «сверить часы», когда получается не всё и не сразу. Очень надеюсь, что мои знания и опыт, изложенные на этих страницах, принесут вам безусловную пользу, так как они уже прошли многочисленнее проверки нашим не простым временем.

Определения и выгоды семейного бюджетирования

Муж обращается к жене, которая увлечённо смотрит телевизор:

Что там сегодня показывают, дорогая?

Ах, любимый, снова этот вечный треугольник: муж, жена и… семейный бюджет.

Из повседневных семейных диалогов

Самостоятельная жизнь начинается не с отселения от родителей, и даже не с создания собственной семьи, а с достижения финансовой независимости, когда приходиться зарабатывать и распределять личные, а затем и семейные деньги. Грамотное управление деньгами ведёт к успеху, а неумелое к банкротству, как в бизнесе, так и в судьбе каждого из нас.

Взрослея, понимаешь — от того, как ты распоряжаешься деньгами может зависеть и качество, и даже количество прожитых лет. Самообучение проходит быстро, но большинство останавливается, когда достигает своего невидимого потолка — комфортной бедности. «Главное, чтобы денег хватало», самоуспокаиваемся мы, обычно не вдаваясь в подробности — а на что именно хватало? Залог финансового успеха — постоянно учиться распределять доходы и тратить разумно в ситуациях где нет особой нужды раскидываться деньгами. Именно то, как мы распоряжаемся подконтрольными средствами и определяет, работаем мы за деньги, или заставляем деньги работать на себя.

Бюджет происходит от французского слова budget — совокупность планируемых доходов и расходов. Может быть составлен для государства (гос. бюджет), предприятия (бюджет предприятия), семьи (семейный бюджет) или отдельного человека (личный бюджет).

В книге будут чередоваться определения — личный, домашний, либо семейный бюджеты.

Личный бюджет — определение, которое применяется при описании финансов отдельно взятого человека, например, пенсионера, студента, незамужней женщины. Они, чаще всего, тоже являются членами семей, но проживая дистанционно, распоряжаются своими деньгами преимущественно единолично.

Домашний бюджет как термин, применяется при характеристиках семейных доходов и расходов. Фигурирует в статданных, в качестве усреднённых показателей жизнедеятельности домохозяйств. Минимальная оценочная единица — домохозяйство.

Таблица № 1. Основные функции семейного бюджета

Доходы домохозяйства могут состоять не только из различных линейных доходов, проживающих под одной крышей домочадцев. В частных домах, например, встречаются дополнительные источники дохода, такие как приусадебное хозяйство, сдача части дома в наём. В сельской местности, привязка к величине коммунальных расходов не всегда корректна. Некоторые из них минимальны или отсутствуют полностью. С другой стороны, строительство и перепланировка в коттеджах и многокомнатных квартирах происходит на протяжении многих лет. Домохозяйство может быть тем местом, где проживают представители трёх поколений одной семьи. Помимо зарплаты они могут иметь пособия, пенсии, сбережения, либо, наоборот, несоразмерные их текущим доходам кредитные обязательства. Ключевая особенность домашнего бюджета состоит в его ориентации на текущие процессы в ходе хозяйственно-бытовой деятельности.

Стоит или нет считать продукты натурального хозяйства доходами семьи? Ответ прост. Реализуете ли вы регулярно излишки своей продукции? Стали бы покупать овощи, яйца, молоко, мясо у других, если бы сами их не производили? Доходы, как и расходы отличаются всегда тем, что их можно посчитать.

Семейный бюджет в качестве термина чаще фигурирует, когда речь заходит об управлении семейными денежными потоками. Когда мы рассчитываем долгосрочные планы, инвестиции, расходы на образование. Домашний и семейный бюджеты выступают своеобразным отражением финансовой зрелости семьи. Попробуйте представить свои финансы в виде бюджета предприятия с той только разницей, что у предприятия имеется другая приходно-расходная структура и в фин. отчётах намного больше нулей. Но разве в компаниях существуют приблизительные статьи расходов или планы, прикинутые на глазок? Сможет ли менеджер, не способный разобраться в собственных расходах привести к процветанию чужой бизнес? Напротив, человек, держащий в порядке рабочие финансовые документы, не допустит небрежности в личных счетах.

Семейный бюджет финансовый план домохозяйства, представляющий собой список статей доходов и расходов, с установленными значениями на равные временные отрезки — неделя, месяц, год. Основная задача при составлении бюджета семьи — оптимально распределить доходы за текущий и будущий периоды по различным расходным статьям: продукты, одежда, транспорт, развлечения, и т. п.

Семейный бюджет идёт дальше своих «младших братьев» — личного и домашнего бюджетов. Он регулирует взаимоотношения между каждым из своих участников на протяжении всего жизненного цикла существования вашей ячейки общества. В стратегической (многолетней) перспективе семейный бюджет — один из компонентов ЛФП (Личного Финансового Плана) который рассчитывается на три, пять, десять, и более лет. Преимущества ведения семейного бюджета делятся на два вида, экономические и личностные.

Экономические:

• грамотное планирование увеличивает достаток семьи — появляются новые и постоянно увеличиваются текущие источники доходов;

• бюджет обеспечивает привычный прожиточный уровень, при меньшем количестве потраченных средств;

• бюджет направляет сохранённую часть денег для регулярного инвестирования в будущее;

• помогает скорейшему достижению основных финансовых целей.

Личностные:

• ведение бюджета развивает финансовую самодисциплину и кругозор;

• составление бюджета усиливает волю, целеустремлённость, трудолюбие;

• совместное ведение домашнего бюджета затрагивает главные сферы семейной жизни: взаимоотношения, мировоззренческие позиции и потребности всех её членов;

• объединяет членов семьи, так как достижение финансовых целей возможно только при открытости, доверии, взаимовыручке.

В независимости от финансового аудита, расчётов планов, рекомендаций по ним, все мои клиенты получают информацию о стандартном своде единых правил по ведению бюджета. Я называю их ФКС — Финансовая Конституция Семьи.

ФКС — единый свод денежных правил и законов. Основной финансовый закон семьи, исходя из того, что любая семья — маленькое государство. Конституция для финансовой сферы семейной жизни способствует пониманию и сплочению домочадцев, прозрачности и открытости отношений. Имеет воспитательную составляющую. Как и в любом основном законе государства, в ней присутствуют свои статьи. В нашем случае — список правил, регулирующий управление статьями расходов и доходов семейного бюджета.

Каждый совершеннолетний работающий член семьи может и должен вносить свои поправки и дополнения. Поправки не должны противоречить общей букве основного закона и ущемлять права других, близких вам людей. Давать клятву на такой финансовой конституции нет необходимости. При спорных вопросах лучше иногда обновлять в памяти её ёмкое, но очень важное содержание. Целью создания ФКС является создание единых подходов и стандартов в управлении совместным бюджетом. Финансовая конституция, как и всякий основной закон, фактически, а не формально, одобрена и принята к исполнению в моей семье.

Финансовая конституция семьи или основные законы ведения бюджета

Профессиональное ведение семейного бюджета состоит из шести основных законов. Исполняются поэтапно, по мере полного освоения предыдущих.

1. Знайте, на что расходуются ваши деньги.

2. Знайте, на что вы хотите, чтобы тратились ваши деньги.

3. Контролируйте все свои финансовые потоки.

4. Увеличивайте активы по их количеству и качеству, прокачивая их доходную часть.

5. Планируйте будущие финансовые потоки.

6. Разрабатывайте эффективную финансовую систему.

Секрет успеха как раз и кроется в поэтапном исполнении данных законов. Не освоив предыдущего, невозможно переходить к следующему. На старте, исполнение требует мобилизации всех возможных волевых и интеллектуальных ресурсов. Многие психологически не выдерживают, «сходят с дистанции». Можно остановиться дойдя до третьего, или стоя у порога освоения шестого закона. Только будет не важно, на каком шаге ты споткнёшься если не дойдёшь до конечной цели. Перестав придерживаться хотя бы одного пункта, постепенно перестаёшь выполнять остальные. Условно, я присвоил им образное название — «законы». В правилах люди стараются найти исключения. Законы подразумевают неукоснительное исполнение. Грамотное ведение семейного бюджета позволяет, следуя всем шести узаконенным правилам, стать профессиональным управляющим собственными активами.

Закон 1. Знайте, на что расходуются ваши деньги

Прежде чем начинать заносить расходы на любой цифровой носитель необходимо чётко поделить все свои траты на соответствующие статьи по их видам. Все расходы в домохозяйствах, по частоте использования, делятся на три вида:

постоянные (выражаются в чётко фиксированных, периодически повторяющихся суммах, например, плата за квартиру, комплексные обеды на работе, выплаты по кредитам);

переменные (выражаются в цифрах, через процентное распределение статей расходов от общей суммы бюджета);

непредвиденные (внеплановые и нестандартные расходы).

Используя все три вида расходов, мы создаём гибкий бюджет, который посредством разграничения постоянных и переменных затрат, меняется в ответ на изменения в нашей финансовой ситуации. Экономический кризис в стране или отрасли — яркий пример неблагоприятного изменения. Может такой кризис распространятся и на отдельно взятую семью. На подобный вызов, отлаженная система учёта должна реагировать максимально оперативно, грамотно перераспределяя финансовые потоки. Планировать ежемесячные расходы, исходя из своей многолетней практики, я предлагаю в следующих пропорциях: 50–30–20.

50 % — тратятся на постоянные расходы (напр. продукты, аренда, транспорт, дети, коммунальные расходы).

30 % — тратятся на переменные расходы (напр. одежду, обувь, тур. поездки, хобби, развлечения).

20 % — направляются на сбережения, ипотеку, инвестиции.

Первоначально необходимо определить свои постоянные статьи расходов. Их формулировки должны быть коротки и понятны, объединяя под названием как можно больше близких по виду расходов. Будет тяжело контролировать домашний бюджет, в котором расходы заносятся не по назначению, дублируются или излишне детализированы. Рекомендую, прежде чем начинать разносить расходы по статьям бюджета изобразить подобную древовидную иерархию, перечислив все возможные категории на распечатанном листе формата А4. Затем, лишнее можете вычеркнуть, непонятное переформулировать, недостающее добавить. После чего, не откладывая, заносите в свои цифровые инструменты учёта.

Таблица 2. Трёх уровневая иерархия статей расходов

Общепринята трёхуровневая иерархия расходов: статья — категория — подкатегория.

Статья — то, на что постоянно тратятся деньги в семье.

Категория — то, куда конкретно направлены текущие расходы.

Подкатегория — детализация покупок.

Пример. Статья — «питание»; категория — «молочка»; подкатегория — «кефир». Можно углубляться дальше, по принципу товарной группы, подгруппы, отдельной номенклатурной позиции. Жирность — 3 %, ёмкость — 0,5 л., тм «Простоквашино», вид упаковки — «Tetra Pak»… и т. д. и т. п.

Общее количество основных статей расходов для удобства ведения учёта должно быть в пределах двадцати. Чётких критериев по структуре не существует, только рекомендации. Основное количество статей и включённых в них категорий и подкатегорий окончательно отшлифовывается ближе к третьему году непрерывного ведения совместного бюджета. Связана такая ситуация со стабилизацией жизненного цикла семьи. Чем больше срок совместного проживания, тем больше традиционных расходов и по суммам, и по направлениям. Дети, продукты, личный транспорт, вещи — генераторы основных расходов.

На заре создания финансового софта существовала возможность занесения расходов только до трёх уровней в глубину. На сегодня, четырёх уровневая древовидная структура — стандарт большинства программ по учёту домашних финансов. Количество категорий и статей определяется покупательной способностью, широтой и глубиной контроля, стилем потребления, уровнем жизни, финансовой образованностью. Некоторые спросят: зачем так сильно заморачиваться? Допустим, по окончанию месяца, ваша программа покажет, 50 % всех доходов вы потратили только на статью «вещи», что мало информативно. Формируя отчёт по категориям и подкатегориям, разложив купленные вещи на обувь, одежду, бытовую технику, косметику, станет понятно, на что конкретно были израсходованы деньги. Такой анализ облегчит понимание характера текущих расходов, а значит сможет улучшить контроль над ними.

С другой стороны, не стоит впадать в крайности, «выращивая» слишком разветвлённое дерево расходов. С годами некоторые статьи как старые ветки отмирают полностью, а избавиться от них нельзя. Программа не уберёт их из своей памяти пока в ней занесены хоть-какие суммы. Либо удаляем историю за все периоды, либо объединяем с другой статьёй, что тоже не всегда бывает корректно при анализе многолетней статистики.

Естественное развитие финансового опыта и знаний выглядит следующим образом. Изначально семья вносит как можно большее количество своих расходов в разные статьи не всегда взаимно согласованные по видам и категориям. Постепенно отшлифовывается система учёта, её инструменты, потребительские привычки. Через два-три года оформляется общая структура. После чего происходит постепенная оптимизация иерархического дерева расходов. Всех мелких и нестандартных ситуаций за ранее предвидеть невозможно и когда они возникают, не обязательно заводить одноразовую статью. Для подобных случаев предусмотрена статья «прочее».

Неоднозначно трактуемые расходы

Необходимо обязательно договориться со своей второй половинкой куда заносить неоднозначно трактуемые расходы. Существуют статьи, назначение которых можно толковать всегда по-разному, в зависимости от ситуации. Посещение кафе и ресторанов с целью приятного время препровождения я отношу к статье «развлечения». Если компанию мне составили коллеги по работе или партнёры по бизнесу, логичнее отнести затраченные суммы в «рабочие расходы». Комплексные обеды в таком кафе могут проходить по статье «еда», но их ошибочно относят к «рабочим расходам» что не совсем верно. Работаете вы или нет, питаться приходиться ежедневно.

Обычно в семьях, за частью подкатегорий и даже категорий закреплено персональное шефство одного из супругов. Жена может делать закупки бытовой химии по статье «хозяйственные расходы», муж контролирует всё связанное со статьёй «автомобиль». Каждый отвечает за расходы в своей подконтрольной сфере. Речь идёт, прежде всего, о целесообразности и фактически израсходованных суммах, в рамках утверждённых лимитов.

При распределении фин. резервов может возникнуть конфликт потребительских интересов. Представим себе типичную ситуацию. У семьи появились значительные для неё внеплановые доходы в 1000 $. Профицит солидный, а острой необходимости в крупных приобретениях на данный период нет. Супруга хочет обновить гардероб шубой, муж модернизировать рыболовецкое снаряжение. Следовательно, по таким крупным расходам как вещи, надо договариваться на берегу. Одновременные желания каждого супруга обычно не вписываются в ежемесячные бюджетные рамки. Тогда устанавливается очерёдность покупок по правилу «в этот раз — мне, в следующий — тебе». Для предотвращения конфликтных ситуаций существует ведение бюджета по целевому планированию. Основательно «рулит» и правило приоритетов, подробнее о котором я расскажу позднее. По небольшим статьям достаточно единоличного решения, не дожидаясь согласия другой стороны. Необходимость согласования расходов обязательно возникает, как только суммы покупок начинают выходить за рамки традиционных месячных лимитов. Используемая в качестве одной из стандартных статей расходов, похожая статья может появиться и в качестве подкатегории. Например, «ребёнок: развлечения» когда развлечения носят исключительно детский характер.

Большинство спорных конфликтных ситуаций возникает в статьях расходов «вещи» и «развлечения», которые являются самыми крупными и притягательными с потребительской точки зрения. Поэтому они относятся к переменным статьям расходов, распределяемых по остаточному принципу, после того как мы запланируем постоянные.

Закон 2. Знайте, на что вы хотите, чтобы тратились ваши деньги

Напомню, необходимо распределять все наши расходы на три вида — постоянные, переменные, непредвиденные, и найти приемлемые для нас пропорции между ними. Такой подход предоставляет системность и одновременную гибкость при распределении имеющихся у вас в распоряжении ежемесячных доходов. Рассмотрим какие именно статьи относятся к тому или иному виду расходов, и чем они отличаются друг от друга.

Постоянные статьи расходов

Постоянные статьи — статьи, по которым вы регулярно расходуете примерно одинаковые среднемесячные суммы. Именно по этим статьям мы несём больше всего расходов и на следующий месяц планируем их первыми. Такие расходы обеспечивают наше ежедневное существование, ту потребительскую планку, которую необходимо поддерживать всегда.

Еда (питание). Постоянная и первоочередная статья. Если при стабильно-высоком доходе питание забирает на себя значительную часть ваших средств, советую разложить её по подкатегориям: деликатесы, алкоголь, мясо, фрукты/овощи, или по местам покупки-потребления: кафе, рынки, супермаркеты, магазины у дома.

Питаемся мы всегда стабильно одинаково. Предпочитаем постоянную продуктовую корзину, приобретаемую в удобных и привычных местах покупок. Неоднозначной мне представляется только одна продуктовая группа — алкоголь. Куда стоит относить эти разно-градусные напитки в еду или развлечения, каждый решает сам. Если вы выпеваете пол бокала сухого вина на завтрак в качестве аперитива, то для вас такой алкогольный напиток часть ежедневного рациона. Предпочитаете отрываться каждую пятницу в компании друзей несколькими литрами пива, — это развлечение. В последнем случае к затратам на алкоголь я бы паровозиком прицепил сопутствующие товары — закуску, в данном случае — снеки.

Ребёнок (дети). Статья, учитывающая все затраты на ваших детей. Внутренняя структура расходов здесь разительно меняется с годами. Если первоначально большую её часть занимает детское питание, подгузники, одежда то, по мере взросления, доминируют расходы, предназначенные на детский сад (няню), игрушки, развлечения. По истечению ещё нескольких лет, расходы плавно переходят в затраты на школу, репетиторов, карманные деньги, приобретение достаточно дорогих личных вещей и подарков для подростков, затем уже юношей и девушек. Статистика «детских» расходов очень помогает при планировании семьи. Когда пара знает в какие деньги обходится ей каждый ребёнок, планировать появление новых детей становится значительно легче.

Рабочие расходы. Любые расходы, тесно связанные с вашей профессиональной деятельностью за исключением расходов на транспорт, питание, одежду. К ним можно отнести затраты на подарки к дню рождения сослуживцам. Коллективные или индивидуальные покупки, повышающие комфорт пребывания на рабочем месте. Финансирование вскладчину ежедневных чаепитий отдела.

Пожертвования. Статья может быть, как переменной, (вспомним из истории «церковную десятину») так и постоянной, то есть выраженной определённой суммой. Лучше — второй вариант. Пожертвования смогут принести пользу вашей душе лишь в том случае если будут регулярными и будут расти соразмерно вашим доходам. Не стоит ждать какого-то персонального расположения небес к себе, жертвуя на благотворительные цели или подавая милостыню на улице. Помните-помогая другим нуждающимся вы, в первую очередь, помогаете себе — исполняете свой общечеловеческий и религиозный долг, спасаете душу. В условиях финансового кризиса, статья становится особенно остросоциальной.

Подарки. Объединяет всё что вы дарите другим людям за исключением подарков своим коллегам в их памятные даты, которые правильнее будет отнести к статье «рабочие расходы». Принципиальная разница — подарки родным и близким вы дарите по зову души. Коллегам, только пока работаете с ними в одном коллективе. Закладывать в планы такие расходы удобнее всего имея перед глазами календарь дней рождения и памятных дат всех «одариваемых» людей. Лучше при ежемесячном планировании всегда держать перед глазами отдельный универсальный шаблон календаря за любой год в сводном файле Excel, совмещённый с планировщиком-датером событий, связанных со всеми вашими родными и близкими. Впрочем, домашний бюджет такая штука, которая может пойти по швам даже от подарка самому себе.

Помощь родственникам. Статья расходов, основанная на любви и чувстве долга. Очень важно сразу для себя уяснить: Кому вы помогаете? Как долго? Почему? Отличается от пожертвований адресным характером, а от подарков — более регулярным по датам и фиксированным по суммам отчислениям. Что вы получите в конечном итоге от вашей кровнородственной благотворительности — неприспособленного к самостоятельной жизни брата-иждивенца, который и в 32 года нигде не работает и не может создать семью или благодарных родителей, гордящихся тем, что воспитали помощь и опору в старости в вашем лице?

Интернет-коммуникации. За 17 лет нашего семейного учёта, видоизменилась почти полностью. Раньше имела обозначение — «информационные носители». Внутри себя могла содержать расходы на спутниковое телевидение, периодику, книги, кассеты, диски и т. п., что потенциально можно отнести к покупке информации или её цифровых носителей. В статье уместными окажутся расходы на интернет и все цифровые продукты. Сами инфо-носители очень трудно отнести к какому-то одному виду. Flash-накопитель, а попросту «флешку» или «флэху» в зависимости от предназначения, можно отнести к подарочному сувениру, к рабочему носителю файловой информации, к электронному ключу паролей. Основной расходной составляющей в статье сегодня служат ежемесячно приобретаемые пакеты интернет трафика.

Жилье/Дом/Коммуналка. Статья объединяющая коммунальные платежи. За электричество, газ, воду, вывоз мусора, выплату налогов за владение землёй и недвижимостью, и прочие сопутствующие услуги.

Связь. По мере отказа от использования стационарных телефонов и объединения услуг мобильных операторов связи в различные 3–4–5G пакетные предложения ещё сохраняется как статья расходов, но постепенно входит в статью «интернет-коммуникации».

Медицина. Объединяет все расходы, связанные с лечением и профилактикой заболеваний. Приёмы у врача, покупка лекарств, приобретение сопутствующих услуг и продуктов, оплата анализов, расходы на операции, нахождение в больницах санаториях, родильных домах, терапевтических палатах. В свете мировых эпидемий и их последствий приобретает жизненно важное значение.

Забота о себе. Данная статья особенно любима женщинами, хотя и мужчины иногда с превеликим удовольствием расходуют по ней не малые суммы. В эту статью мы с супругой вносим суммы, потраченные на посещение салонов красоты со всем набором смежных услуг, бань, саун, массажных кабинетов, покупку косметики и т. п.

Хозяйственные расходы. Связанны с приобретением необходимых атрибутов для нашего быта. В основном бытовая химия и чистяще-моющие принадлежности. Приобретение любых инструментов и инвентаря. Солидную долю на постоянной основе занимают «энергоносители» и «энергопотребители» — лампочки, батарейки, аккумуляторы. Оплата большинства сервисных услуг, — расходы на любой ремонт, починку, профилактику, чистку.

Транспорт. Отвечает за передвижение с помощью личного или общественного транспорта, такси, ж/д. или авиаперелётов.

Личные расходы. Средняя сумма, предназначенная для повседневных расходов каждого супруга. Может возникать по разным поводам. Если личные расходы обеих членов семьи не превышают 10–15 % от бюджета, то данная сумма — карманные расходы мужа и жены, которые не хотят отчитываться за каждую мелочь. Когда их совокупная доля занимает 30 % и более, можно говорить об отношениях, построенных на взаимной независимости. Каждый из партнёров по браку не хочет «светиться» полностью. Обозначается сумма, но не показывается её предназначение. Такая статья очень широко применяется в гражданских браках, в молодых семьях при отсутствии детей, в семьях с очень высоким уровнем доходов. При полностью прозрачном бюджете и многолетнем браке, потребность в сокрытии источников личных расходов значительно ослабевает. В нашем семейном бюджете такая статья изначально отсутствовала.

Образование, домашние животные, хобби, авто… — список может быть расширен или видоизменён довольно сильно в соответствии с вашими интересами. Однако, редко кто может позволить финансировать все статьи расходов в течении длительного времени одновременно. В этом просто нет необходимости.

Переменные статьи расходов

Уже в самом определении «переменные» кроется их главное предназначение. Переменные статьи расходов, подразумевают гибкое изменение сумм в ответ на постоянно меняющуюся финансовую ситуацию. Остаток после распределения сумм по постоянным статьям расходов распределяют между тремя переменными статьями: «вещи», «отдых и развлечения», «страховой фонд».

Переменные статьи расходов при сбалансированном бюджете составляют, в среднем, 30 % от общей суммы. В зажиточных семьях, суммы в трате которых нет острой необходимости могут составлять и 50 %, и 70 %, от среднемесячных доходов. При планировании мы просто распределяем определённый процент от фактически свободной суммы в таблице учёта месячных расходов Excel. Сама сумма рассчитывается автоматически, в рамках указанного остатка, согласно формуле. Логика здесь проста — вещей, как и развлечений, много не бывает. Если ежемесячно закладывать на эти статьи десятки или сотни тысяч, будьте уверены — все они могут быть потрачены с большим удовольствием. Каждой из крупных покупок может быть найдено «рациональное» объяснение. Распределяя будущие затраты на эти статьи по остаточному принципу, мы страхуем себя от неприятных сюрпризов, связанных с превышением обозначенных лимитов. Мы никогда не сможем иметь достаточно средств просто дробя остаток в абсолютных деньгах по потребностям, игнорируя возможности. Тогда пропадает сам смысл управления через регулирование. С другой стороны, относительная доля укажет чёткую границу ваших трат и будет мотивировать к увеличению общей суммы регулярного дохода. Выше доход — больше разнообразных, стильных и дорогих вещей в вашем пользовании.

Вещи. Статья, которая, как говорят маркетологи, объединяет «товары предварительного и импульсного выбора и товары особого спроса». Средний класс, та часть социально активного населения, регулярные расходы на вещи и развлечения в бюджете которых на порядок выше расходов на питание и другие траты. Когда питание является главной статьёй расходов, семью смело можно отнести к малообеспеченным слоям населения.

Отдых и развлечения статья, включающая в себя все формы проведения платного досуга. Небольшое уточнение я бы внёс в подкатегорию «отпуск». При планировании, мы заносим его в целевые сбережения, а по факту оформляем как «отдых и развлечения». Логично при условии откладывания суммы несколькими частями, например, для тур поездок в зарубежные страны.

Страховой фонд предоставляет возможность автоматически покрывать суммы небольших перерасходов в рамках месяца. Статья равная ~10–20 % от суммы всех переменных. Своеобразная ежемесячная страховка от возможных перерасходов по всем статьям бюджета. Её часто путают с «подушкой безопасности», но такая трактовка ошибочна. Подразумевается, что страховка сгладит большую часть перерасходов по статьям «вещи» и «развлечения». Именно их сложнее всего запланировать, раз они переменные, и по сути, формируются по остаточному принципу. Статистика прошлых периодов не является для них опорным показателем для расчёта на каждый новый месяц. В постоянных статьях значительных отклонений от сумм прошлых месяцев быть не должно, чего не скажешь о переменных. Традиционно слабо задействованный страховой фонд при правильном планировании является гарантом остатка, переходящего на следующий месяц. Фактически, остаток на начало нового месяца — ваш внеплановый доход!

Непредвиденные и неизвестные статьи расходов

Я привыкла всегда фиксировать свои расходы:

«Транспорт» — 1000 рублей

«Связь» — 600 рублей

«Не помню на что» — 25430 рублей…

Из беседы домохозяйки с подругами

Даже при детально составленном плане и предельно аккуратной по статейной разноске всех данных, в конце месяца появятся внеплановые расходы, для которых необходимо выделить одну отдельную статью.

Прочие (разное). В последнем числе каждого месяца вы сверяете свои финансовые итоги, составляя баланс: Приход — Сбережения — Расход = Остаток. Остаток по программе должен равняться фактическому остатку (сумма во всех «кошельках» + сумма всех «заначек» — расходы по факту, взятые из программы).

Общий принцип равенства в бухгалтерском балансе:

Остаток на начало текущего месяца + Доходы — (Расходы + Сбережения) = Остаток на конец текущего месяца

Остаток на начало периода = Остаток на конец периода

Чтобы получить эти данные мы должны сверить полученные цифры с фактическим остатком. Появившейся излишек приходуется в статью «доход: прочие» на следующий месяц. Гораздо чаще выходит недостача, которая и относится на статью «расход: прочие». Чем меньше будут суммы в обоих случаях, тем точнее получается семейный учёт. Излишек может возникнуть если не заносится доход или какая-то его часть, либо ошибочно заносится расход, которого не было, либо который был, но намного меньше. Неизвестные расходы выявляются тогда, когда из семейной кассы бесконтрольно тратятся деньги. Искать непонятно откуда взявшиеся доходы, а тем более расходы, особого желания не возникает. В программах на первое число каждого месяца мы просто корректируем остатки на всех счетах. Необходимо понять на начало нового планируемого периода какими реальными средствами семья располагает. Такой подход более оправдан для контроля над крупными суммами на отдельных счетах. Суммы по ежемесячному бюджету лучше списывать и приходовать, используя две статьи с похожими названиями — «доходы: прочие», «расходы: прочие». Если статья «прочие» регулярно по факту сверки занимает долю в 30 % и более от ваших общих расходов, скорее всего, такая ситуация является лишь иллюзией контроля над семейным бюджетом.

Сверка проходит в несколько этапов. Первоначально в программу заносятся все расходы на планируемый период. Вспоминаются все нестандартные расходы статьи «прочее». Подсчитывается реальный остаток денег в сейфе, в кошельках, на карточках каждым супругом. Раньше из кошельков мы доставали кипу чеков и считали суммы вручную на калькуляторах. Сейчас смотрим сформированный отчёт по расходам дебитных карт из мобильных банковских приложений. Суммы остатков сверяются с сумами в финансовой программе, после чего происходит «выравнивание» бюджета за счёт сведения сальдо.

Са́льдо (итал. saldo — расчёт, остаток) — разность между поступлениями и расходами. Сальдо в бухгалтерском учёте — остаток по бухгалтерскому счёту, разность между суммой записей по дебету и кредиту счетов.

(Википедия)

Прочие — статья которая является своеобразным антиподом страховому фонду. Страховой фонд всегда необходимо планировать, но никогда нельзя вывести по нему общий итог, так как средства, выделенные в фонде, призваны потенциально покрывать возможные перерасходы по другим статьям. Статью «прочие» нельзя запланировать, но почти всегда в ней следует учитывать невыясненные суммы, которые неправильно относить на что-нибудь другое. Если большие суммы появляются регулярно, необходимо разобраться откуда они берутся. Чаще всего, изначально просто не хватает статей и категорий куда корректно их следовало занести, или не понятны их формулировки и предназначения другому супругу.

Прочие не запланированные расходы = неизвестные + редкие + разовые.

Итак, статья «прочие» состоит из трёх однотипных статей по частоте использования:

Неизвестные расходы. При подведении итогового сальдо почти всегда остаются неучтённые суммы, которые покрываются из страхового фонда.

Редкие. Составляющим компонентом для такой подкатегории служат не частые расходы. Например, затраты на юридические услуги сложно отнести к какой-либо постоянной группе расходов представленных выше и заранее запланировать. Однако они, время от времени, появляются в наших бюджетах.

Разовые, эпизодические расходы. Суммы, заводить отдельную подкатегорию на которых отсутствует необходимость. (напр. похороны, свадьбы)

Печально если фактический объём денег по сумме прочих неизвестных и разных расходов, регулярно превышает лимит страхового фонда. Тогда приходиться ущемлять себя в текущих тратах, забирая запланированные средства на покрытие образующихся финансовых дыр. В «прочих» расходы определены строго по факту потраченных сумм. Операционно в любой программе по ведению учёта, напротив статьи «прочие» всегда ставится единичка, чтобы потом заносить на неё все фактические, незапланированные расходы. Детализировать или нет внутри «прочих» данные три типа расходов — решать вам.

Отдельные целевые статьи

Отдельные целевые статьи суммы которые окончательно формируются после получения всех доходов, но резервируются до начала планирования расходов. Мы не знаем сколько мы заработаем в течении месяца, но именно от фактических доходов зависит то, сколько сможем отложить. Запланировать расходы необходимо первым числом. Чтобы ежемесячный семейный бюджет был реально выполнимым, мы первоначально вычитаем необходимую нам сумму. Главное отличие целевых статей — их суммы не направлены на текущее потребление, т. е. не находится среди двух десятков ежемесячных расходных статей постоянно.

Резерв или «подушка безопасности» — неприкосновенный запас в любой ситуации, кроме… — дальше следует перечисление сценариев и ситуаций при которых ваша денежная «кубышка» может быть распечатана. В чистом виде не является ежемесячной статьёй. На практике просто предназначение отдельного, целевого депозита на который регулярно переводятся ежемесячные доходы до достижения необходимой суммы. Пока сумма не накопилась, лучше оставить её обрастать процентами на сберегательном депозите. Чаще всего сумма резерва равна полугодовому среднемесячному доходу одного из супругов и является страховкой на случай временной потери работы. Подразумевается, что в течении шести месяцев потерявший работу сможет найти себе новую, используя резерв для поддержания своего прежнего уровня жизни.

Сбережения. Статья, которую желательно отнести к регулярно пополняемым. Каждый месяц откладывается фиксированная сумма, которая меняется в зависимости от доходов. В книгах пишется о её 10 % доле от общих полученных доходов. Однако, не попав под второй закон Паркинсона, по которому «все расходы стремятся сравняться с доходами», вы легко сможете позволить себе откладывать гораздо большие доли. Наиболее оптимальное значение, в интервале от 20 до 30 % от совокупного среднемесячного дохода семьи. Деньги, сбережённые в таком количестве, даже без особой капитализации, позволяют уже в первый год чувствовать себя сравнительно уверенно перед лицом любого финансового форс-мажора. Но даже те из моих клиентов, кто ещё в докризисные времена откладывал только 10 %, сейчас в полной мере сумели оценить пользу и своевременность такого совета.

Целевой фонд. Создаётся и изменяется через статью сбережения для достижения всевозможных крупных и средних финансовых целей. В неё входят похожие объекты приобретения что и в статью вещи. Разница в том, что в целевом фонде аккумулируются суммы на товары или услуги на покупку которых необходимы сбережения за несколько месяцев или лет. Приобретение автомобиля, хирургическая операция, покупка недвижимости — значительные цели, достижение которых выводит нашу жизнь на качественно новый уровень. Откладываются отдельно от основных сбережений на депозит, с целью получения дополнительного вознаграждения до той поры, пока не приобретёте желаемое.

К вопросу о невнимательности и нерегулярности, при занесении постатейно фактических данных

Невнимательность и нерегулярность имеют общую природу — человеческий фактор. Далеко не все люди по своей натуре способны годы напролёт скрупулёзно фиксировать изменения в собственных, а тем более в совместных кошельках. Даже те, кто превратил учёт в привычку, иногда за повседневной рутиной могут что-то упустить или ошибиться. Выявлять подобные недочёты необходимо с помощью персонификации как доходов, так и расходов через индивидуальную отметку «тэг» каждой статьи. Я все свои трансакции помечаю как «муж», супруга как «жена». Хороший инструмент чтобы потом за годы совместной жизни подсчитать кто больше заработал, а кто потратил. Массовый переход на безнал привёл к отсутствию необходимости шуршать наличными по воскресениям в своих карманах. Основой балансовой операцией стала корректировка в программах сумм на начало месяца в сторону фактического остатка.

По предсказуемым, стабильным статьям, например, «доходы от сбережений» или «остатки в кошельках» заносится остаток на текущую дату занесения, т. е. 1-е число месяца. Происходит автоматическая корректировка суммы за их счёт разницы. В современных финансовых программах учёта существует опция «включить автоматическую корректировку сумм». Программы могут сводить сальдо за любой период в автоматическом и ручном режиме.

Автоматическое списание с банковских счетов и карт — ещё одна настройка, помогающая систематизировать ваши расходы. Может списываться в качестве абонентской платы ежемесячно, например, «Яндекс-музыка», или по факту оказания услуг — «Яндекс-такси». Автоматические настройки перемещения фиксированных сумм с карты на карту или на депозит, решат почти все проблемы с забывчивостью, с которыми приходилось сталкиваться ранее.

Одной из главных целей учёта является получение 100 % контроля над всеми имеющимися в нашем распоряжении финансовыми потоками. Ещё раз подчеркну — 100 %, а не 80, и даже 90, потому что таково свойство денег — «белые пятна» в домашнем бюджете очень быстро превращаются в финансовые «чёрные дыры», поглощающие без остатка любые доступные средства.

Закон 3. Контролируйте все свои финансовые потоки

Виды учёта семейного бюджета могут быть разнообразны, но главное, они должны быть понятны и приняты обеими супругами. Подход к составлению бюджета необходимо вести от планируемых поступлений. Дело не в том, что свои доходы (читай — "зарплату") всегда знаешь очень хорошо, а расходы (читай — "потребности") постоянно варьируются, а в том, что при составлении бюджета от доходов вы исходите из планирования достижений своих самых разнообразных целей.

Каким обычно бывает или может быть наш семейный бюджет?

Общим. Когда все деньги складываются в одну «тумбочку» и тратятся совместно.

Долевым. В «тумбочку» каждый кладёт заранее оговорённую сумму, а остальными своими доходами распоряжается по собственному усмотрению.

Раздельным. Общих денег в семье может и вовсе не быть. Тогда назвать семьёй такие союзы можно только с очень большой натяжкой, ведь бюджет, каким — бы он не был, обладает базовым объединяющим началом. Он один из краеугольных камней в фундаменте отношений. Разве может дом стоять без фундамента? В принципе, да, но это будет уже «карточный домик».

Целевым. Поскольку речь идёт о долгосрочных целях, в нём основной упор делается именно на долгосрочное планирование. Даже шаблоны учёта там принципиально иные. Такой бюджет дисциплинирует, но предельно ограничивает, так как заставляет фокусироваться лишь на главных выбранных целях — квартире, машине, образовании. Без должного финансирования остаётся большинство текущих потребностей. Все процессы подчинены экономии и сбережениям, а об удовольствиях и развлечениях даже не заикайтесь.

Расходным. Бюджет застоя, бюджет регресса, ориентированный только на текущие потребности. К сожалению большинство бюджетов у нас составлены именно по такому принципу — сколько получил, столько и потратил.

Реалистичным. Реалистичность — одна из главных черт бюджета, к которой необходимо постоянно стремиться. При составлении бюджета необходимо принимать во внимание как внешнюю экономическую обстановку, так и внутренние финансовые возможности семьи.

Развивающимся постепенно, комбинированным. Не старайтесь достичь всего и сразу. Растите в финансовом плане постепенно. Покорив одни финансовые вершины переходите к следующим. Опыт в финансовом альпинизме приходит, как и в горном виде спорта, минимум через несколько лет.

Установите правила учёта

Они могут быть самыми разнообразными, но обязательно должны присутствовать шесть пунктов без которых само ведение бюджета будет малоэффективным и бессмысленным.

1. Все без исключения доходы и расходы заносятся обоими супругами.

2. Периодичность занесения расходов составляет не реже 1 раза в неделю, иначе мелкие и нерегулярные расходы просто забываются.

3. Все расходы разносятся по ранее оговорённым и согласованным статьям.

4. Не следует перекрывать одни статьи расходов другими.

5. Оставшиеся по окончанию месяца деньги рассматриваются как переходящий остаток на следующий месяц, т. е. являются внеплановым доходом.

6. Статья «сбережения» неприкасаемая и строго целевая.

Развитие финансовых навыков происходит следующим образом. Первоначально семья может стремиться контролировать только основную часть денежных потоков за месячный срок по главным статьям расходов. Постепенно приходит понимание в необходимости фиксировать все движения денег за любой период, чтобы не только разобраться в своих приоритетах, но и увидеть полную картину. Затем возникает логичная потребность в профессиональном планировании на как можно более длительный период — месяц, полгода, год.

Деньги даже в небольшом количестве должны храниться в одном месте. Раньше в нашей семье таким местом был металлический сейф. При безналичной системе платежей «виртуальный общаг» тоже возможен через общий доступ к одной или нескольким дебетовым картам. Право на определённую независимость предоставляют индивидуальные статьи расходов, таких как «забота о себе» или «личное». Информация по ним может и не быть подробной, по предварительной договорённости.

Полностью прозрачный бюджет для супругов не означает полный контроль и распоряжение одной из сторон над всеми имеющимися там суммами. От некоторых жён, воспитанных в наших «новых-старых» традициях, мужьям не редко приходиться слышать: «всё моё-моё, а всё твоё-наше». Не упивайтесь безграничной властью, даже если на первых порах вы действительно её будете иметь. Такая позиция — мина замедленного действия, подложенная под долгосрочную прочность ваших отношений. Когда эта мина рванёт и какими будут последствия взрыва никто не знает. К числу таких последствий точно не будет относиться более тесное сплочение на основе взаимопонимания. Зато развод, как финал неравных отношений, рискуете получить запросто. Всегда существуют случаи, которые следует оговаривать отдельно. В их число входят ниже следующие:

• Личные сбережения одной из сторон имеющиеся до брака.

• Источники дохода, созданные до брака (рента, алименты от предыдущего брака).

• Индивидуальные подарки (деньги «в конверте» на свой день рождения).

• Бонусы, премии, доходы с ценных бумаг, в особо крупных размерах, как продукт профессиональной или инвестиционной деятельности.

• Наследство от ближайших родственников (квартира, дача).

• Доход с продажи личных крупных пассивов (автомобиль).

Всеми этими средствами должна единолично распоряжаться только та сторона, которая имеет на них фактическое и юридическое право. Светить или не светить информацию по таким случаям, а тем более предоставлять в совместное пользование — решать только непосредственному владельцу и распорядителю.

Гораздо гибче можно поступить с регулярными совместными сбережениями. Допустим, муж и жена получают примерно одинаковую зарплату. Муж — 300 тыс., жена — 200 тыс. тенге. После того как они стали вести общее домохозяйство их совокупный доход составил 500 тыс., а 20 % откладываемых ежемесячно сбережений от общей суммы — 100 тыс. Один месяц эта сумма может быть перечислена на депозит жены, следующий — на депозит мужа, по принципу очерёдности. Сбережения за полгода на счетах каждого из супругов будут составлять 600 тыс. (100 тыс. × 6 месяцев). Совокупный сберегательный фонд за год будет составлять уже 1,2 млн. тенге.

Финансовые инструменты — «рабочие лошадки» любой системы учёта

Изначально необходимо решить с помощью каких инструментов придётся управлять своими финансовыми потоками. Ведут учёт домашних финансов тремя способами: в электронных таблицах Microsoft Excel, в финансовых утилитах на стационарном ПК, в мобильных приложениях в смартфонах.

Microsoft Excel. Создаётся очень простая или навороченная таблица, в которую заносятся текущие расходы. Ещё один вариант — скачиваются готовые шаблоны из интернета. Электронные таблицы необходимы для ежемесячного планирования и анализа на долгосрочной основе. Дополнительно Excel — формат файлов, в котором надёжно сохраняются многолетние базы данных ваших финансовых программ. Программное обеспечение менее надёжно, так как версии постоянно обновляются. Меняется ваш выбор программ, их версии и разработчики. Базы данных с годами имеют свойство не сохраняться. Для снижения риска утраты в программах почти всегда существует отдельная функция — «скачать файл базы данных в формате Excel» для архивации и возможного последующего восстановления.

Ведение бюджета с помощью специально разработанных программ для учёта личных финансов, установленных на домашнем ПК. В плане выбора программы такой способ надёжен, но не всегда актуален. Позволяет использовать ряд продвинутых функций по бюджетированию, но отсутствует мобильность. Всё большее количество семей не имеет ПК. События последних нескольких лет несколько корректируют такую печальную статистику. Дистанционная работа и обучение заставили многие семьи приобретать почти забытые стационарные компы и использовать рабочие ноутбуки для домашних целей, в частности и для учёта личных финансов.

Управление бюджетом через мобильные приложения. Последние годы 80 % всего учёта происходит с их помощью. Естественно их функционал сильно ограничен по сравнению с любыми финансовыми утилитами, предназначенными для учёта на стационарных компьютерах.

Каждый из инструментов учёта имеет свои преимущества, недостатки, особенности и взаимоопыляемые функции. Наша семья в комбинированных вариантах с успехом использует все.

Закон 4. Увеличивайте активы по их количеству и качеству, прокачивая их доходную часть

Жаль, что наших детей не учат тому, как следовать именно этому закону прямо со школы. Его важность перевесила бы с десяток ненужных школьных предметов. В данном случае, вечный учитель и экзаменатор — сама жизнь. Успешный опыт по его выполнению даёт основные доходы в семье. «Не зачёт» заставляет заняться самообразованием, хотя и пересдать такой «предмет» не всем и не всегда предоставляется возможность.

Закон 5. Планируйте будущие финансовые потоки

Планирование — процесс, который помогает нам достигать своих целей. Может делиться на два этапа: планирование самих целей и планирование способов их достижения.

Мы уже обозначили в общих чертах — любая семья похожа на маленькое государство. Чем занимается любое государство в конце года? — планирует свой годовой бюджет, стараясь совместить свои предстоящие цели с текущими возможностями. Многие из нас родились в уникальной стране, которая планировала своё экономическое развитие с временным горизонтом в пять лет. Отсутствие непредсказуемой рыночной конъюнктуры и давало возможность в СССР предоставлять своим гражданам, из поколения в поколение, прочные социальные гарантии.

Подобным образом логично поступать и всем нам. В домашнем годовом бюджете ежемесячно должна планироваться его доходная часть, что делается семьями крайне редко. Большинство лишь очень приблизительно представляют, как изменятся их собственные доходы в течении года. В лучшем случае берётся история доходов за прошлый год, основываясь на среднемесячной составляющей. Прибавляются среднемесячные доходы обеих супругов друг к другу и умножаются на двенадцать. Но даже при таком усреднённом подходе в результате получается солидная сумма, которая потенциально может пройти через наши карманы и руки в течении следующего года.

Потребительские расходы планируются по суммам и весу традиционных статей расходов семьи. Начало нового года самый подходящий момент, чтобы внести новые или убрать не актуальные категории расходов, почистить и обновить древовидную структуру бюджета. Подогнать свои ожидания под свои возможности там, где это необходимо и утвердить годовые бюджеты. Отдельно распределить потоки между финансовыми целями (предстоящими крупными покупками) и инвестициями (сбережениями, кредитами).

Вы когда-нибудь прикидывали сколько денег вы можете заработать за год? А сколько фактически прошло через ваши руки по его окончанию? А за пять или десять лет? Впечатляющие суммы получаются при подведении годовых итогов, особенно если заниматься такими подсчётами регулярно, в течении многих лет.

Думай о будущем/ (Живи сейчас + Не забывай о прошлом) = Оптимальная формула качества жизни

Месячные планы удобны тем, что вы чётко представляете себе границы возможностей по каждой статье расходов. Такое планирование резко снижает конфликт интересов между сторонами так как позволяет видеть всё, на что и сколько придётся потратить в ближайшем будущем, помимо денег на жизнеобеспечение.

Семейный бюджеты могут делится и по своему предназначению — целевой, сберегающий, потребительский, инвестиционный. Чаще всего наши бюджеты формируются из нескольких линейных источников доходов двух главных членов семьи. При потребительском подходе, расходы равны доходам и тратится всё заработанное. Сберегающий бюджет стоит на порядок выше, а вот инвестиционный из них является самым прогрессивным. Причина довольно простая. Инвестиции как дополнительный источник дохода можно перенаправить куда угодно — на текущие расходы, на сбережения, на крупные покупки, или опять реинвестировать. В чистом виде потребительский бюджет сможет просуществовать весьма ограниченное время. Большинство из нас, расходуя заработанные деньги на текущее потребление, всё равно сберегают какую-то часть при первой возможности. Возможности появляются сразу, но как только мы захотим их увидеть. Комфортная бедность нацелена на минимальное потребление, когда тратишь «здесь и сейчас» все полученные деньги. Работающий от зарплаты до зарплаты человек добровольно отказывается от появления своего «финансового завтра». Помните: «Не жили богато, нечего и начинать!». Раз так, то с помощью тотальных сбережений можно наскрести на что-то важное и срочное, а через несколько месяцев снова потратив все сбережения и начинать копить с начала. Планирование в подобной ситуации как палочка-выручалочка, а вот инвестирование планированию поддаётся гораздо труднее особенно для неопытных новичков.

Таблица 3. Универсальная схема распределения финансовых потоков семейного бюджета

Деньги, предназначенные для инвестирования, по степени неприкасаемости, должны прочно занимать первое место, сбережения — второе. Залезая в карман своему будущему, мы гарантированно теряем гораздо большие суммы, так как недополучаем доход, который мог принести инвестируемый капитал. Деньгами, выделенными на крупные покупки всегда можно пожертвовать в случае острой необходимости. Ничего страшного не произойдёт для семьи, пропустившей ежегодный отпуск в Турцию, или не купившей новый гарнитур в гостиной. Целевые бюджеты создают как раз такие суммы, которые сберегаются за несколько лет, для достижения по настоящему крупной цели — купить автомобиль, дачу, квартиру. Станут данные покупки пассивами, вынимающими деньги из вашего кармана или источниками резидуальных доходов, решать только вам.

Более сложным шагом является годовое планирование. Становится более точным, при наличии истории доходов и расходов за несколько полных лет. Когда освоены инструменты планирования, а главное, уже существуют сбережения и уверенность в завтрашнем дне. Качественно новым уровнем финансовых целей является ЛФП (Личный Финансовый План) — руководство на всю социально активную жизнь, подразумевающую использование многочисленных инвестиционных инструментов. Инвестируя можно достичь любых поставленных целей, достижимых в принципе. Только вот без финансовой дисциплины путь на финансовый Олимп большинству наглухо закрыт.

Целеполагание — один из ключевых тематических разделов в управлении любыми финансами: личными, семейными, области, корпорации, страны. Достижение целей должно быть ключевым фактором при планировании и реализации бюджета. Бюджет — средство по достижению целей, его планирование и исполнение — непрерывный процесс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Глава I. Финансовая Конституция Основы Семейного Бюджетирования

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги HomeBudget_интерактив#Антикризис2020 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я