Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви)

Книга «Рассказы из Корана» является, возможно, самым подробным трудом в своей области. Написанная в 40-е годы XX века, она не теряет своей актуальности. Основываясь на Коране, книга рассказывает о том, что происходило с народами прошлого, их взаимоотношениях с Богом. В первом томе охвачен период от Адама до Моисея. Перевод аятов Корана большей частью основан на переводе Эльмира Кулиева. При цитировании отрывков из Библии использовался, как правило, синодальный перевод.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 6: Ибрахим

6.1. Тора об имени отца Ибрахима

В Торе родословная пророка Ибрахима186 (мир ему) представлена следующим образом: Ибрахим (Авраам) – Фарра (Терах) – Нахор – Серух – Реу (Рагав) – Фалек – Евер – Шелах – Арфаксад – Сам (Сим) – Нух (Ной).

Таковы данные Торы и исторических книг.187 Но в священном Коране отцом Ибрахима (мир ему) назван Азар.

Вот Ибрахим сказал своему отцу Азару:

– Неужели ты считаешь идолов богами?188

6.2. Азар

В Торе отец пророка Ибрахима (мир ему) обозначен именем Фарра (Терах), хотя в Коране он назван Азаром. При расхождении имен у теологов имеются две версии:

Первая версия

Устанавливается одно верное имя.

Сторонники данной версии считают, что оба имени относятся к одному и тому же человеку. Они считают, что правильным именем является Терах, а Азар – это его описание:

а) Некоторые из них утверждают, что слово «Азар» на древнееврейском языке означает «любящий идолов». Так прозвали Тераха, поскольку он изготавливал идолов и поклонялся им.

б) Другие полагают, что значение слова «Азар» – «имеющий искаженное понимание», «непонимающий» или «дряхлый старик».189 Соответственно, полагают, что, поскольку Терах обладал данными качествами, священный Коран использует по отношению к нему этот эпитет. В своей книге190 Сухейли соглашается с данным мнением.

Вторая версия

Некоторые теологи считают, что оба имени являются верными, но одно из них принадлежит одному человеку или предмету, а другое – другому.

а) Сторонники данной версии полагают, что идола звали Азар, а Терах ему поклонялся, выступал в качестве его монаха, попечителя. Поэтому Муджахид (Божья ему милость) говорил, что приведенный выше аят можно интерпретировать так:

– Азара ты принимаешь за бога, то есть идолов за богов?

б) Сагани придерживался того же мнения. Его подход отличался только с грамматической точки зрения. То есть оба теолога считали, что в данном аяте слово «Азар» не относится к слову «отец», и что под ним подразумевается имя идола. Это означает, что священный Коран не называет имени отца Ибрахима (мир ему).

в) Есть также еще одно известное мнение, согласно которому отцом пророка Ибрахима (мир ему) был Терах, а Азар приходился ему дядей (то есть был братом отца). Поскольку Азар был его опекуном и заботился о нем как отец, он был назван отцом Ибрахима (мир ему), ведь и пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) говорил:

Брат отца – словно отец.

По мнению шейха Абдуль-Ваххаба Наджара, точка зрения Муджахида (Божья ему милость) заслуживает доверия. Мы можем принять ее, поскольку встречаем у египтян «божество» по имени Осирис191, что означает «могущественный и помогающий бог». У идолопоклонников был обычай называть новых идолов по имени древних истуканов. Поэтому идол и был назван Азаром в честь древнеегипетского «божества», а отца пророка Ибрахима (мир ему) звали Терахом.

Наше мнение

На наш взгляд, в приведенном выше обсуждении нет никакой необходимости. Коран четко и ясно сообщил, что Азар был отцом пророка Ибрахима (мир ему). Что же тогда заставляет нас называть эти слова метафорой и пытаться найти некое особое грамматическое объяснение, которое бы удовлетворило наше воображение, лишь ради следования версии родословов и Библии?

Даже если Азар и означает «любящий идолов», что с того? Или даже если это и есть имя идола, почему Азар не мог быть назван в честь этого идола? У идолопоклонников был и такой обычай! Они называли своих детей по имени идолов. Тем самым они показывали, что они – слуги идолов, или что они используют лишь их имена.

Если говорить о происхождении данного имени, то под словом «Адар» подразумевался «почитатель идола». Впоследствии, в арабском языке оно превратилось в «Азар». Отец Ибрахима (мир ему) получил это прозвание, поскольку не только изготавливал идолов, но и фанатично поклонялся им. Это было не именем, а прозванием, но оно заменило ему имя, поэтому в священном Коране он назван именно так.

Пророк Ибрахим (мир ему) был очень праведным человеком. Когда он критиковал идолопоклонство и обсуждал этот вопрос с отцом, Азар раздраженно отвечал:

– Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим? Если не перестанешь, я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!192

Даже в ответ на столь жесткие слова, которые могли кого угодно привести в уныние, пророк Ибрахим (мир ему) не забывал об уважении к отцу. В ответ он говорил:

– Мир тебе! Скоро я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне.193

Неужели можно подумать, что такой великий человек называл Азара «непонимающим», «дряхлым стариком» и т. п.?

Поэтому мы видим, что Азар – это его настоящее имя, а не эпитет. А Терах – это либо ошибочное имя, либо значение имени «Азар», которое вошло в Тору, как уже бывало с другими переведенными частями Торы.

Мнение Мараччи

В XVII веке христианский священник Людовико Мараччи сделал перевод священного Корана. Он жестко и весьма предвзято критиковал Божью Книгу. Не обошел он своим вниманием и тот вопрос, который мы рассматриваем в данном разделе. Он выдвинул абсурдное предположение, будто пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) использовал слово «Азар» в Коране, неверно транслитерировав его из отрывка «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. При этом Мараччи не привел ни самого отрывка, ни изначального слова, ни причины, по которой это должно было понадобиться пророку Мухаммаду (мир ему и Божье благословение). Поэтому такое обвинение совершенно безосновательно и вызвано лишь завистью и некомпетентностью. Мы же привели лишь правдивые факты в отношении данного имени.

6.3. Родословная Ибрахима

В данном разделе мы представим родословную Ибрахима (мир ему) до Нуха (мир ему), как она указывается в Торе и исторических сводках. Но в этой связи следует отметить слова пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение), когда речь зашла о его родословной далее Аднана:

Родословы солгали.

При этом известно, что родословная пророка Мухаммада (мир ему) своими корнями восходит к пророку Ибрахиму (мир ему).



Если верить этим данным, получается, что Ибрахим (мир ему) родился, когда Нуху (мир ему) было 890 лет. При этом Нух (мир ему) прожил 950 лет. Получается, что Ибрахим (мир ему) родился за 60 лет до смерти Нуха (мир ему) и в течение всего этого срока они были современниками. Понятно, что в это сложно поверить. Это просто невозможно. Поэтому ясно, что цифры, указанные в Торе, не соответствуют реальности. Кроме того, известно, что в древности иудеи полагались на рассказы и устные повествования, не сверяя факты и не предполагая возможности существования различных мнений.

6.4. Абсурдные идеи востоковедов

Некоторые востоковеды столь враждебно относятся к исламу, что готовы отрицать факты и реальные события. В своей абсурдной критике они касаются и пророка Ибрахима (мир ему).

В «Энциклопедии ислама» Арент Ян Венсинк сообщал, что первым, кто заявил, будто Коран долгое время не признавал Ибрахима (мир ему) в качестве строителя Каабы и пророка истинной религии, был Алоис Шпренгер:

Лишь очень много времени спустя Авраам был признан в качестве такового и получил значительное признание.

Впоследствии Христиан Снук Гюрхронье подробно изложил версию Шпренгера, попутно добавив немало красочных подробностей от себя:

Во многих мекканских аятах мы не находим упоминания того, что Измаил (Исмаил) приходился родственником Аврааму (Ибрахиму). Не находим там и сообщений, что Авраам был первым мусульманином. О нем говорится лишь как о пророке и посланнике. Не находим ни одного аята о том, что он является основателем Каабы, отцом Измаила, арабским посланником и проповедником чистой веры. Наше предположение находит подтверждение в главах «Рассеивающие», «Стоящие в ряд», «Скот», «Худ», «Марьям», «Пророки», «Паук», каждая из которых является мекканской. Отсюда ясно, что не было пророков в Аравии до Мухаммада, и он был первым, кто заявил о себе в качестве такового. Но когда начался мединский период его жизни, тогда мы и находим в мединских главах упоминание Авраама со всеми указанными характеристиками. Почему же так произошло? Откуда это противоречие? Причина – в том, что, когда Мухаммад был в Мекке, он полагался на иудеев и использовал их подход. Поэтому он смотрел на Авраама их глазами. Но, прибыв в Медину, он обнаружил нежелание иудеев принять ислам. Они стали его врагами. Это обеспокоило Мухаммада, он хорошо все обдумал, и ум привел его к нужным выводам. Он заложил для арабов религию, которая отличалась от иудаизма иудеев, и которую можно назвать «иудаизмом Авраама». В рамках этого плана Авраам был представлен в мединских главах Корана в качестве проповедника чистой веры, арабского посланника, отца Измаила и основателя Каабы.194

Таково заявление востоковедов, вызванное их ненавистью к исламу. Такие люди, как Шпренгер, Венсинк, Гюрхронье, готовы были использовать даже столь абсурдные и лживые аргументы, чтобы показать превосходство христианства над исламом. Они хотели доказать, что пророк Ибрахим (мир ему) не имеет никакого отношения к арабам ни родословной, ни религией.

Если ученый-историк рассмотрит искаженные версии востоковедов, он увидит их предвзятость и умышленную попытку скрыть факты. Он также увидит, что все это вызвано лишь ненавистью.

Мекканские главы об Ибрахиме

Главный их аргумент заключается в том, что качества пророка Ибрахима (мир ему), о которых рассказывается в мединских главах, не находят свое отражение в мекканских главах. Но это ложь, явный обман. Они не указывают на то, что в Коране есть мекканская глава «Ибрахим» (названная по имени пророка), подчеркивающая значимость данного пророка. Эти люди скрыли данный факт, чтобы одурачить людей, которые не станут обращаться к Корану или не имеют доступа к нему.

Глава «Ибрахим» относится к мекканскому периоду. Ее аяты были ниспосланы в Мекке до переселения пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) в Медину. Далее мы вкратце расскажем то, о чем в ней говорится:

1) Пророк Ибрахим (мир ему) жил в Аравии (Хиджазе) и, будучи Божьим посланником, молил Бога, чтобы Тот защитил Ибрахима (мир ему) и его потомства от идолопоклонства и сделал данное место центром мира и безопасности:

– Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам.195

– Господи! Они действительно ввели в заблуждение многих людей. Кто последует за мной, тот относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный.196

2) Пророк Ибрахим (мир ему) построил главный храм Мекки, и он подтверждает, что именно его потомство населяет Хиджаз, именно он заложил основу для этого:

– Господь наш! Я поселил часть своего потомства в невозделанной долине у Твоего Заповедного дома, чтобы, Господь наш, они совершали молитву (намаз). Наполни сердца ряда людей любовью к ним и надели их плодами, чтобы они были благодарными.197

3) Ибрахим (мир ему) приходится отцом Исмаилу (мир ему) и Исхаку (мир ему). Именно пророк Исмаил (мир ему) является родоначальником арабов. Его отец просил Бога, чтобы он и его дети совершали намаз, который является одним из отличительных признаков ислама:

– Хвала Богу, даровавшему мне, несмотря на мою старость, Исмаила и Исхака. Воистину, мой Господь внимает мольбе. Господи! Сделай меня и долю моего потомства стойкими в отношении намаза. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда настанет расчет.198

Разве найдется разумный человек, который, прочтя эти аяты, согласился бы с заявлениями востоковедов, которые то ли специально, то ли вследствие некомпетентности называют свои обвинения «литературной критикой»? Разве эти аяты не относятся к мекканскому периоду? Разве они говорят не о том же, что и мединские аяты?

4) Помимо главы «Ибрахим», мекканскими также являются главы «Скот» и «Пчелы». И в этих главах очень ясно говорится о том, что пророк Ибрахим (мир ему) призывал людей к чистой вере и отвращал их от идолопоклонства:

а) – Я обратил свой лик, как человек чистой веры, к Тому, кто сотворил небеса и землю. И я – не из числа многобожников!199

б) Скажи:

– Мой Господь действительно наставил меня на прямой путь, на правильную религию, веру Ибрахима, праведного человека чистой веры. Он не был из числа многобожников.200

в) Ибрахим действительно был образцом, покорным Богу, и праведным человеком чистой веры. Он не был из числа многобожников.201

г) Затем Мы открыли тебе:

– Исповедуй убеждения Ибрахима, праведного человека чистой веры.

И он не был из числа многобожников.202

Эти ясные аяты полностью опровергают аргументы Гюрхронье и его сторонников. В мекканских и мединских главах в равной степени подчеркивается значимость пророка Ибрахима (мир ему). И там, и там он описывается как человек, призывающий к общине чистой веры, отец пророка Исмаила (мир ему), прародитель и наставник арабов и строитель Каабы. Поэтому утверждения востоковедов о различиях в данном отношении между мекканскими и мединскими аятами – постыдная ложь и обман. Кроме того, нельзя говорить, будто в Аравии не было пророка до Мухаммада (мир ему и Божье благословение), ведь пророками были Ибрахим (мир ему), Исмаил (мир ему) и Худ (мир ему).

Тора и Ибрахим

Люди, попытавшиеся очернить ислам и выставить в выгодном свете христианство, настолько увлеклись критикой Корана и пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение), что невольно дошли до опровержения Торы (Ветхого Завета Библии). Они забыли, что Тора тоже говорит об Исмаиле (мир ему) как сыне Ибрахима (мир ему). И Тора подтверждает, что пророк Исмаил (мир ему) был родоначальником арабов, и этими потомками пророка Ибрахима (мир ему) был населен Хиджаз, а отец и сын были выдающимися личностями Аравии.

Ислам и иудеи

Другое безосновательное обвинение, процитированное нами, заключалось в том, что пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение), находясь в Мекке, якобы следовал иудейской линии, но отказался от нее в Медине, когда иудеи откололись от него, и тогда основал новый «иудаизм Авраама». Абсурдность данной идеи – в том, что у пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) просто не было возможности общаться с иудеями, когда он жил в Мекке, поэтому и речи быть не могло ни о соглашении между ними, ни о вражде. А в Медине он стал уделять им больше внимания, чем идолопоклонникам, поскольку они были последователями учения пророка Мусы (мир ему), хотя их религия и была искажена. В отличие от многобожников, они верили в Единого Бога, и даже в их религиозных книгах, которые уже были на тот момент искажены, немало говорилось о пришествии пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение). Кроме того, в их книгах сохранились многие предписания, которые были частью Божьего откровения, ниспосланного пророку Мусе (мир ему), а значит были и частью его учения. Поэтому пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) надеялся, что они вскоре внимут его призыву. Когда же он увидел, что они отвергают его, завидуют его миссии, тогда для него они стали вровень с многобожниками:

Неверующие – одна община.

Шпренгер, Гюрхронье и их сторонники не смогли или не захотели понять, что Ибрахим (мир ему) – дедушка Исраила (Израиля, Якуба) (мир ему). Иудеи ведут свою религию от пророка Исраила (мир ему) и гордятся тем, что являются сынами Исраила («коленами Израилевыми»). Удивительно, что востоковеды говорят, будто пророк Ибрахим (мир ему) был иудеем: как покойный дед мог следовать религии внука?

Коран говорит об этом так:

Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был праведным человеком чистой веры, мусульманином, и не был он из числа многобожников.203

Но востоковеды интерпретировали все так, будто пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) следовал религии иудеев, затем отказался от нее и изобрел «иудаизм Авраама».

– Слава Тебе, то – великая клевета.204

Пророки Аравии

Гюрхронье и его сторонники в поддержку своей версии об отсутствии пророков в Аравии до пришествия Мухаммада (мир ему и Божье благословение) приводили следующий аят:

…чтобы ты предостерег народ, к которому до тебя не приходил увещеватель…205

Востоковеды утверждали, что если бы Ибрахим (мир ему) и Исмаил (мир ему) были аравийскими Божьими посланниками, то священный Коран не говорил бы пророку Мухаммаду (мир ему и Божье благословение) так об арабах.

Это тоже ошибка, связанная с непониманием коранического стиля обращения, а также идолопоклонства. Или же, как и другие их высказывания, это просто ложь.

Правда же состоит в том, что Аравия была во многом погружена в идолопоклонство, причем люди изобрели определенные ритуалы, претендующие на наличие обоснования в религии. Так, проводились жертвоприношения идолам, для чего были придуманы такие обряды, как саиба, бахира и василя206, введены ритуалы почитания различных идолов. Когда пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) призвал людей к поклонению только лишь Богу и отказу от идолопоклонства, многобожники ответили, что они считают себя религиозными людьми, и что их религия была ниспослана их предкам:

…они говорят:

– Мы видели, что наши отцы поступали так. И Бог велел нам это.207

Чтобы дать им осознать ложность их верований, Коран показал, что истинность религии может быть обоснована лишь двумя аргументами:

– разумным осознанием, что это и есть Божья религия;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я