Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви)

Книга «Рассказы из Корана» является, возможно, самым подробным трудом в своей области. Написанная в 40-е годы XX века, она не теряет своей актуальности. Основываясь на Коране, книга рассказывает о том, что происходило с народами прошлого, их взаимоотношениях с Богом. В первом томе охвачен период от Адама до Моисея. Перевод аятов Корана большей частью основан на переводе Эльмира Кулиева. При цитировании отрывков из Библии использовался, как правило, синодальный перевод.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2: Нух

Обычно после рассказа об Адаме (мир ему) историки приводят биографию Идриса (мир ему) и лишь потом говорят о Нухе (мир ему). Но из-за некоторых разногласий, имеющихся в отношении деталей биографии Идриса (мир ему) и к которым мы обратимся чуть позже, мы решили сначала рассказать о Нухе (мир ему). Если вы не согласны с такой последовательностью, вы можете сначала прочесть главу об Идрисе (мир ему), а затем вернуться к данной главе.

2.1. Нух – первый Божий посланник

После Адама (мир ему) Нух (мир ему) стал первым пророком, получившим статус Божьего посланника72. Об этом говорится в хадисе, приводимом в сборнике «Сахих» Муслима со слов Абу Хурейры (Божье ему довольство):

«Нух, ты – первый посланник на земле».

2.2. Родословная Нуха

Специалисты по генеалогии следующим образом описывают происхождение пророка Нуха (мир ему): Нух – Лямак (отец) – Маттушалех (дед) – Ахнух (или Ханух) – Яруд – Махляиль – Кайнан – Яниш (Ануш) – Шис – Адам73.

Хотя данная генеалогическая цепочка признается историками и Торой74 достоверной, мы сомневаемся в ее правильности и можем сказать, что она является неполной: между Адамом (мир ему) и Нухом (мир ему) имеются дополнительные родословные звенья, не указанные выше.

Далее мы приведем содержащуюся в Торе информацию по временным отрезкам, касающимся сотворения и смерти пророка Адама (мир ему), а также рождения пророка Нуха (мир ему). При этом следует помнить, что разные (еврейские, сирийские и греческие) издания Торы во многом противоречат друг другу. Подробнее об этом можно узнать из книги «Представление истины» шейха Рахматуллы Хинди (на арабском и урду). Тем не менее далее приводятся таблицы, составленные на основе данных из Торы.

Возрасты отцов при рождении сыновей



Временные интервалы между событиями



Данные из таблиц просто невозможно согласовать между собой. То есть видно, что цифры названы приблизительно или наугад. Поэтому имеются существенные расхождения между различными изданиями Торы.

2.3. Коран о Нухе

Когда Коран рассказывает о том или ином историческом событии, он говорит лишь о тех его аспектах, которые помогают наставить читателей на истинный путь и привести подходящий пример. Так же происходит и при повторном обращении к событию: приводятся лишь уместные его части. Пророк Нух (мир ему) упоминается в Коране 43 раза:



Но подробно о нем говорится лишь в главах «Преграды», «Худ», «Верующие», «Поэты», «Луна» и «Нух».

2.4. Религиозная пропаганда Нуха и непослушание его народа

До пришествия пророка Нуха (мир ему) его народ не верил в единственность Бога и не имел представления об истинной вере. Рукотворные идолы стали для них заменой Бога. Они поклонялись лжебогам и идолам.

В результате Бог назначил Нуха (мир ему), их соплеменника, для наставления их на истинный путь и раскрытия им религиозных основ. Такое назначение соответствует Божьим принципам.

Нух (мир ему) призвал свой народ к праведности и истинной религии. Но люди не слушали его. Они смотрели на него сверху вниз, презирали и открыто отвергали его. Богатые и властные люди использовали любую возможность для оскорблений в его адрес, а их приспешники подражали им в этом. Они выражали удивление: как человек, который не богаче и не выше их по положению, может претендовать на руководство и рассчитывать на послушание с их стороны?

Когда они видели, что бедняки и люди низкого положения следуют за пророком Нухом (мир ему), они говорили ему:

– Мы не такие, как они, чтобы подчиняться тебе и считать тебя своим руководителем!

Они насмехались, говоря, что следовать за ним могут лишь слабые и беспомощные люди, которым не хватает мозгов на то, чтобы жить своим умом. Если богачи и готовы были уделить Нуху (мир ему) хоть какое-то внимание, то только с условием, чтобы бедняки отошли от него, поскольку они считали ниже своего достоинства сидеть с ними и чувствовали к ним отвращение. На это у пророка Нуха (мир ему) был один ответ:

– Это искренние Божьи рабы, и я не сделаю того, о чем вы говорите. Если я поступлю с ними так, как вы хотите, то не будет мне спасения от Божьей кары. А я боюсь страшного Божьего наказания. Бог ценит искренность, и Ему все равно, богат человек или беден.

Нух (мир ему) также говорил:

– Я принес вам послание и наставление от Бога. Я не утверждаю, что знаю скрытое. Не говорю, что являюсь ангелом. Я – Божий посланник и лишь призываю к Божьему наставлению и истине. Разве эта миссия требует, чтобы ее исполнитель был богат, знатен, умел предсказывать события или был ангелом? Эти бедные и нуждающиеся люди по-настоящему верят в Бога. А вы их считаете недостойными из-за того, что они не так богаты, как вы. Поэтому и отказываете им в благости и достоинстве, ведь эти два понятия у вас прочно связаны с богатством.

Пророк Нух (мир ему) продолжал:

– Не одни лишь богачи могут получать Божьи блага. Они даются тому, у кого покой в душе и изобилие в сердце, кто искренен в своих помыслах и поступках и стремится к тому, чтобы Бог был доволен им.

Пророк Нух (мир ему) снова и снова давал понять, что не нужно ему чужого богатства и высокого положения. Он лишь распространяет Божье послание и приводит людей к истинному пути. Он не требует никакого вознаграждения за свои старания. Нух (мир ему) сообщил людям, что истинная награда за его службу последует от Бога, а не от них. Лишь Бог может оценить все наилучшим образом.

В главе «Худ» приводится спор между пророком Нухом (мир ему) и его народом:

Неуверовавшие вожди его народа сказали:

– Мы видим, что ты – такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, да и то не подумавши. Мы не видим, чтобы вы в чем-то превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами.

– Народ мой! – сказал он. – А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Стали бы мы принуждать вас к этому при том, что вам это ненавистно? Народ мой! Я не прошу у вас за это богатства – вознаградит меня один лишь Бог. Я не стану прогонять уверовавших. Они встретятся со своим Господом, а в вас я вижу невежество. Народ мой! Кто защитит меня от Бога, если я прогоню их? Неужели вы все еще не прислушиваетесь? Я не говорю вам, что владею Божьими сокровищницами. Я не ведаю сокровенного, не утверждаю, будто являюсь ангелом, и не говорю тем, кого презирают ваши глаза, что Бог не дарует им никакого добра – Богу лучше знать о том, что в их душах; – в противном случае я непременно был бы одним из преступников.75

То есть пророк Нух (мир ему) делал все, чтобы его несчастный народ понял истину и стал достоин Божьей милости. Но переубедить людей не удалось. Чем больше он старался, тем сильнее была их ненависть к нему. Они делали все, чтобы навредить ему. Руководители призывали людей не оставлять служения идолам (в том числе Вадду, Суве, Ягусу, Яуку и Насру).

а) Мы отправили Нуха к его народу:

– Предостереги свой народ до прихода к ним мучительного наказания.

– Народ мой! – сказал он. – Воистину, я для вас – явный предупредитель в том, чтобы вы поклонялись Богу, боялись Его и повиновались мне. Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока. Воистину, при наступлении Божьего срока его не отложить. Если б вы только знали!

Он сказал:

– Господи! Я призывал свой народ ночью и днем, но мой призыв лишь ускорил их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами, упорствовали и надменно превозносились. Затем я призывал их открыто. Потом обращался к ним при всех и разговаривал с ними наедине. Я говорил: «Молите вашего Господа о прощении, ведь Он – Прощающий».76

б) И они сказали:

– Ни за что не отрекайтесь от ваших богов. Никогда не отрекайтесь от Вадда, Сувы, Ягуса, Яука и Насра.77

В конце концов они почувствовали нехватку аргументов и сказали:

– Нух, хватит спорить! Давай, если можешь, низводи на нас кару твоего Господа за отрицание нами твоей миссии.

– Нух! – сказали они. – Ты пререкался с нами и пререкался много. Так приведи же нам то, чем угрожаешь нам, если ты – один из правдивых.78

На это пророк Нух (мир ему) ответил, что не он низводит Божье наказание:

– Оно во власти Того, кто направил меня в качестве посланника. Если Он пожелает, это случится.

– Лишь Бог низведет вам его, если пожелает, – сказал он. – И вам Ему не помешать.79

Пророк Нух (мир ему) отчаялся привести свой народ к истине и понял, что люди непреклонны в своем идолопоклонстве. 950 лет он исполнял свою миссию, но так и не смог сдвинуть свой народ с ложных позиций. Он был очень опечален этим, и Бог утешил его следующими словами:

Нуху было ниспослано:

– В твоем народе верующими будут лишь те, что уже уверовали. Поэтому не огорчайся их поступкам.80

Тем самым пророк Нух (мир ему) узнал, что проблема – не в его призыве, а в самих людях: они просто не хотят слушать его. И тогда он обратился к Богу с мольбой:

– Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих.81

2.5. Постройка корабля

Бог удовлетворил просьбу пророка Нуха (мир ему), и в силу вступил Божий закон возмездия. Нух (мир ему) узнал, что надменные бунтари заплатят за свой мятеж, а гордецы – за свою гордыню. Для защиты от кары Бог велел Нуху (мир ему) построить корабль. Неверующие стали смеяться над пророком Нухом (мир ему), когда увидели, что он делает:

– Давай! Когда мы будем тонуть, грузись со своими сторонниками на корабль и спасайся. Что за глупость!

Видя, как небрежно и грубо они относятся к Богу, пророк Нух (мир ему) дал им достойный ответ и принялся исполнять Божье поручение. Бог уже известил его о том, что произойдет:

– Построй корабль у Нас на глазах и по Нашему откровению. И не говори со Мной о злодеях. Они будут непременно потоплены.82

И вот корабль готов. Время для обещанной кары наступило, и пророк Нух (мир ему) увидел первые признаки надвигающегося наказания. На поверхности земли забил родник. Именно тогда Бог велел Нуху (мир ему) попросить свою семью взойти на корабль и погрузить на него по паре каждого живого существа, а также небольшую группу поверивших в него людей (их было около сорока человек).

Когда пророк Нух (мир ему) исполнил Божьи указания, небесам было велено обрушить вниз дожди, а родникам – со всей силой излить свою воду.

Когда все это произошло, корабль в течение некоторого времени плыл по Божьему велению и под Божьей защитой. Все люди, отвергнувшие Божье наставление, утонули. Божий закон воздаяния за поступки осуществился.

2.6. Сын Нуха

Здесь нужно уделить особое внимание тому моменту, когда пророк Нух (мир ему) молил о спасении своего сына от наводнения, а Бог отвечал ему, чтобы тот не обращался с такой просьбой. Об этом говорится в следующих аятах:

Нух воззвал к своему Господу:

– Господи! Мой сын – часть моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты – Наилучший из судей.

– Нух, он – не из твоей семьи, и неправедного он поведения. Не проси Меня о том, чего не знаешь. Я призываю тебя не быть из числа невежд.

– Господи! Прошу Тебя уберечь меня от просьб о том, чего не знаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь в числе проигравших.

– Нух, сойди на землю с миром от Нас и благословением над тобой и теми народами, что с тобой!83

Эти аяты указывают на то, что Бог обещал пророку Нуху (мир ему) спасти его семью. Поэтому Нух (мир ему) молил о защите своего сына Кинана, но Бог упрекнул его за это, сказав, что не следует просить о том, чего тот не знает. Осознав свою ошибку, пророк Нух (мир ему) попросил Бога о прощении и милости и получил желаемый ответ.

На какое же обещание полагался пророк Нух (мир ему)? Было ли оно исполнено? Что он недопонял в отношении него? И как он пришел к верному пониманию?

Дать ответы на эти вопросы помогает следующий аят:

А когда пришло Наше веление и разразилась потоком печь, Мы сказали:

– Погрузи на корабль по паре от каждого вида и свою семью – за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, – а также уверовавших.

Но уверовали с ним лишь немногие.84

Этот аят приводит воззвание Бога, обращенное к пророку Нуху (мир ему), чтобы тот погрузил на корабль свою семью. При этом имелись в виду лишь те ее члены, которые были удостоены спасения. Некоторые члены его семьи были обречены на наказание. О них в аяте говорится так: «…за исключением тех, о которых уже было сказано Слово…»

Пророк Нух (мир ему) отчаялся изменить поведение своей жены и направить ее к вере в Бога, поэтому полагал, что она и имеется в виду в данном обещании. А в отношении сына отеческие чувства привели к надежде на то, что сын обратится к вере, когда окажется в кругу верующих, и влияние неверующих испарится. Полагаясь на слова «…свою семью…» из обещания Бога, он обратился с мольбой о сыне. Но Бог не одобрил такое предположение и упрекнул Нуха (мир ему) в том, что отцовская любовь помешала ему подождать Божьего решения на этот счет и привела к действиям по собственному разумению. Спасение назначено только верующим, а Кинану суждено было оказаться в числе неверующих. Поэтому мольба за него не соответствовала высокому статусу пророка.

Слова Бога в адрес Нуха (мир ему) являлись изложением фактов, которые пророк внимательно слушал. Нух (мир ему) признавал, что он – лишь смертный Божий раб, и просил о прощении. После этого он получил Божью защиту и благословение. То есть здесь нет непослушания с его стороны, это не противоречит непорочности пророка. Бог говорил об этом упущении как о «незнании», а не как о грехе или непослушании.

Тем не менее пророк Нух (мир ему) понял, что обещание о спасении имеет отношение не к семейным узам, а к вере в Бога. Поэтому он изменил свое обращение к сыну Кинану и в исполнение своей миссии просил его стать верующим и тем самым удостоиться Божьей защиты. Но Кинан ответил так:

– Я укроюсь на горе, и она спасет меня от воды, – сказал он.85

Услышав это, пророк Нух (мир ему) сказал:

– Сегодня никто не спасет от Божьего веления, кроме того, кому Он окажет милость.

Волна разлучила их, и он оказался в числе потопленных.86

2.7. Гора Джуди

Когда по Божьему велению наводнение подошло к концу, корабль пророка Нуха (мир ему) причалил к горе Джуди.

И веление свершилось. Корабль пристал к Джуди, и было сказано:

– Проклятие злодеям!87

В Торе утверждается, что Джуди была одной из гор под названием Арарат. Это был остров, находившийся между реками Тигр и Евфрат.

Вода постепенно спадала, и люди во второй раз за свою историю сошли на землю. Поэтому Нуха (мир ему) называют «вторым Адамом», «вторым отцом смертных». И вероятно поэтому его называют «первым из посланников».

На этом история о пророке Нухе (мир ему) заканчивается, но здесь возникают (или намеренно вводятся) определенные теологические и исторические вопросы, о которых мы расскажем далее.

2.8. Потоп: всемирный или локальный?

По этому вопросу всегда было два мнения. Некоторые исламские, иудейские и христианские теологи, а также часть историков и исследователей считают, что потоп был локальным и ограничивался регионом площадью около 140 тыс. кв. км, который заселял народ Нуха (мир ему).

Сторонники данной версии говорят, что, если б потоп был всемирным, его следы можно было бы обнаружить по всему миру, а это противоречит имеющимся научным данным. К тому же в те времена людей было немного, и все они находились в том регионе, где проживал Нух (мир ему) и его народ. Поэтому только эти люди были достойны наказания и подверглись ему. Других регионов это не касалось.

Другие теологи и исследователи считают, что потоп был всемирным. Они полагают, что мир неоднократно был свидетелем таких наводнений, и данный потоп был одним из них. В пользу данного мнения они приводят аргумент о том, что нередко скелеты и кости животных находят на горных вершинах, и это происходит по всему миру. При этом специалисты говорят, что эти кости могут принадлежать лишь морским животным, способным жить только в воде. А это означает, что время от времени над миром проходил ужасающий морской шторм, доходивший даже до горных вершин.

Тем не менее большинство склоняется к первому мнению и считает, что потоп был локальным.

Важно также отметить, что все живущие ныне люди являются потомками пророка Нуха (мир ему). Похоже, что на это указывают и слова из аята:

– Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов.88

Но в этом случае, как обычно, Коран освещает лишь базовые аспекты, необходимые для наставления людей. Подробности, не имеющие к этому отношение, не указываются. Коран лишь говорит, что разумным людям не стоит забывать об этом событии. Они должны помнить, что тысячелетия тому назад народ был наказан за неповиновение Богу и отрицание Его посланника Нуха (мир ему). При этом сам пророк и его последователи были спасены.

Так остерегитесь же, если способны видеть!89

2.9. Вопрос о сыне Нуха

Некоторые теологи полагают, что сын пророка Нуха (мир ему) не был его родным сыном. Они высказывают два предположения:

– одни считают, что это был сын его жены от ее первого мужа, а пророк Нух (мир ему) был его отчимом и опекуном;

– другие обвиняют неверующую жену Нуха (мир ему) в прелюбодеянии.

Сторонники данных версий приводят такие надуманные варианты, поскольку не могут понять, как сын пророка может быть неверующим. Но они забывают, что Азар, отец пророка Ибрахима (мир ему), был идолопоклонником и изготовителем идолов. Если неверие отца не бросает тень на пророка, то как тогда неверие сына может бросить на него тень?

На самом деле, таково творение Господа миров: Он показывает нам, что может взрастить розы на бесплодной земле, а затем вывести шипы даже из прекрасных цветов!

Благословен же Бог, Наилучший из творцов!90

2.10. Обвинение в прелюбодеянии

Шейх Абдуль-Ваххаб Наджар, комментируя аяты Корана, говорит: если жена пророка Нуха (мир ему) могла быть неверующей, то почему же нам нельзя обвинить ее в супружеской неверности?

Мы никак не можем согласиться с таким мнением и совершенно не понимаем, почему некоторые теологи не уважают пророков и посланников, когда говорят об их жизни, которая имеет большое влияние на мораль и культуру общества.

Обратимся к аргументам, приводимым Наджаром по данному вопросу. Он и некоторые другие теологи говорили, что если жена пророка Нуха (мир ему) могла быть неверующей, то ей можно приписать и супружескую неверность, ведь этот грех меньше неверия. Мы согласны, что да, отсутствие веры в Бога – более серьезный и мерзкий грех, чем прелюбодеяние, но жена Божьего посланника, живущая с ним, не может изменить ему так, чтобы тот об этом не узнал.

Если говорить об обычном праведнике, то может случиться так, что жена его аморальна, а он об этом не знает. Пока ему неизвестен данный факт, это не сказывается на его праведности. Но когда речь идет о Божьем пророке и посланнике, здесь все совершенно иначе, ведь он является получателем Божьего откровения и напрямую говорит с Богом. Разве может случиться так, что аморальная прелюбодейка будет спутницей его жизни, а он не узнает об измене через Божье откровение?

Когда Бог назначает того или иного человека Своим посланником для наставления людей, Он защищает его от всех недостатков, чтобы никто не мог придраться к его происхождению и благопристойности. Как можно поверить в то, что человек получал Божье откровение, говорил с Богом, но при этом не знал о грехе, который совершали в его собственном доме?

Мы знаем о том, что произошло с госпожой Аишей (Божье ей довольство). Лжецы и сплетники сделали все, что могли, против нее. И слух дошел до пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение). Несколько дней люди были взбудоражены, пока Божье откровение не успокоило всех, раскрыв правду.

В отличие от самого пророка, его супруга не наделена непорочностью. Поэтому она может совершить прелюбодеяние. Но невозможно, чтобы после этого она оставалась его женой, оставив в неведении и его, и Бога.

Конечно, неверие – это серьезное преступление и грех. Однако в обществе при социальных контактах его не считают непристойным. Вопрос веры и неверия касается идеологии, которая и может быть плохой или хорошей.

Поэтому в прежних религиозных кодексах брак с неверующей был в некоторых случаях дозволен. Так обстояло дело даже на ранней стадии ислама до переселения пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) в Медину. Лишь потом Коран запретил вступать мусульманам в брак с многобожницами. Если же говорить о прелюбодеянии, оно никогда не было дозволенным.

Поэтому нельзя сравнивать неверие с внебрачной связью. В рассматриваемом нами случае важно отсутствие социальной аморальности. В связи с этим мы считаем, что в добродетельной и праведной жизни пророка Нуха (мир ему) не было места для такой спутницы жизни, которая бы изменяла ему.

Если б измена произошла даже однократно, Бог дал бы знать об этом пророку и разъединил бы супругов, или, как минимум, произошло бы покаяние со стороны жены и смена недостойного поведения. Более того, мы осмелимся сказать, что, даже если б, Боже упаси, в хадисах было указание на такой грех, мы были бы обязаны рассказать о такой истине. Но ни в Коране, ни в хадисах – как достоверных, так и слабых – нет никаких указаний на это. А если так, то какое мы имеем право сбивать с толку обычных людей и внушать им ложные представления?

Кинан был сыном пророка Нуха (мир ему), но попал под влияние общества и своей неверующей матери.

Миссия Божьих пророков и посланников заключается лишь в увещевании и обучении. Бог не велит им заставлять детей, жен, родственников и других людей следовать по их стопам. Они не несут ответственности за изменение сердец.

Не страж ты над ними.91

…и не тебе их принуждать.92

По мнению историков, этого сына пророка Нуха (мир ему) звали Кинан. И это соответствует Торе93. Однако Коран ничего не говорит по этому поводу. В любом случае это не имеет большого значения.

2.11. Дополнительная информация

1. Потоп действительно был

Каким бы ни был потоп – локальным или всемирным, – главное, что он был. Это доказывается его описанием в различных религиозных учениях, а также научными исследованиями. Потоп является бесспорным историческим фактом.

Помимо Торы потоп упоминается еще и в древних индуистских книгах. Хотя приводимая там информация несколько отличается от того, что говорит нам Коран, факт потопа ими не отрицается.

Шейх Абу Наср Хусейн Бхопали подробно изложил индуистскую версию потопа в своей книге94. Пророк Нух (мир ему) там назван именем Ману, что означает «сын бога» или «прародитель человечества».

2. Девятьсот пятьдесят лет пророка Нуха

Коран говорит нам, что пророк Нух (мир ему) исполнял свою миссию в течение 950 лет:

Мы послали Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов.95

Наша жизнь куда короче, поэтому такая ее продолжительность кажется нам невообразимой. Но ничего невозможного в этом нет. На начальном этапе у человечества не было столько бед и печалей, как сейчас, да и болезней было не так много. Все это появилось лишь впоследствии с развитием производства и искусственных товаров. История древних времен свидетельствует, что тысячи лет назад люди жили намного дольше, чем сейчас. Кроме того, продолжительность жизни Нуха (мир ему) – это один из исключительных случаев, связанных с пророческим статусом. И мудрость, скрывающаяся за наличием таких случаев, известна лишь Богу.

Нух (мир ему) – единственный пророк, продолжительность миссии которого указана в Коране. Поэтому, если мы видим в исторических сводках упоминание о большой продолжительности жизни людей, живших около семи тысячелетий тому назад, то, зная о долгой жизни Нуха (мир ему), мы вполне можем это понять. Но даже если мы не считаем такие сводки верными, то мы все равно должны понимать, что Коран говорит о пророке Нухе (мир ему) правду, и его необычайная длительность жизни является Божьим даром, связанным с его миссией пророка и посланника. Такова верная позиция в данном отношении, и не нужно придумывать отговорки, чтобы считать, будто его жизнь была короче.

В своих стихах известный поэт Абу Аля Маарри писал, что, когда люди в древние времена говорили о годах, они имели в виду месяцы. На основе этих слов некоторые историки стали думать, что пророк Нух (мир ему) исполнял свою миссию лишь в течение 80 лет, а прожил не более 150 лет.

Но такой подход неверен. Даже если мы поверим словам Маарри, то и тогда он мог ссылаться лишь на какие-то неизвестные арабские записи, поскольку на момент ниспослания Корана мы не знаем ни одного арабского племени, которое бы использовало слово «год» в значении «месяц». Поэтому утверждение поэта неприменимо к словам Корана.

Особое внимание следует уделить тому, каким образом Коран говорит об этом сроке. Не в правилах Божьей Книги приводить малозначимые и неуместные подробности, поэтому мы понимаем, что Коран тем самым подчеркивал необычайную длительность пророческой миссии Нуха (мир ему).

3. Потоп смёл всех на своем пути

Некоторые корановеды цитировали еврейские предания96 о том, что за сорок лет до потопа Бог сделал женщин времен Нуха (мир ему) бесплодными. В результате они не могли породить новое поколение. Но всё это пустопорожние разговоры. Вероятно, эту идею выдумали, чтобы отвести возможное возражение о наказании невинных детей.

Сторонники этой «предосторожной» выдумки, вероятно, забыли, что Божий замысел учитывает абсолютно все. Если б они помнили об этом, они бы не стали приводить такие «объяснения», придуманные иудеями.

Согласно Божьему закону, эпидемии, ураганы, землетрясения и стихийные бедствия сметают все на своем пути, когда бы и как бы они ни происходили. Бедствия могут носить природный характер или же быть Божьим наказанием. На их пути могут оказаться как виновные, так и невиновные, как праведники, так и злодеи, как искренние верующие, так и отъявленные грешники. Поэтому да, в этом мире жертвами таких бедствий становятся все без разбора, но зато конечным результатом этого является наказание для грешников и повышение статуса на том свете для праведников.

Разве мы не видим, что землетрясения затрагивают как хороших, так и плохих людей? Разве эпидемии не уносят жизни и праведников, и злодеев?

Но нужно помнить, что при нисхождении Божьей кары на народ, который постоянно ослушивается своего пророка, Божий посланник заранее узнает о надвигающемся наказании. Через Божье откровение он получает веление покинуть этот регион со своими последователями и открыто объявить об этом, чтобы люди могли одуматься или же готовились к Божьей каре. Поэтому верующие оказываются в безопасности. И мы видим, что никакого смысла в обращении к еврейским преданиям нет.

Во время потопа погибли все: старые и молодые, мужчины и женщины, мальчики и девочки. Неверующий мир был уничтожен. А на том свете всё во власти Бога: Он может наказать тех взрослых, которые грешили, и защитить детей и душевнобольных, неспособных отвечать за свои поступки.

4. Место остановки корабля

Еще один вопрос касается того, куда именно причалил корабль Нуха (мир ему). В Торе говорится об Арарате. Пророк Нух (мир ему) проповедовал в регионе между реками Тигр и Евфрат, истоки которых находятся в районе Армянского нагорья. На территории Ирака эти реки соединяются и впадают в Персидский залив. Горный массив Арарат – заметная часть Армянского нагорья, поэтому Тора называет его горами Арарата.

Но Коран не говорит об этом, а лишь сообщает, что корабль причалил к Джуди. Сторонники версии Торы считают, что Джуди – это горная цепь, соединяющая массивы Арарата и Грузии. В поддержку данной версии они приводят соответствующие цитаты из греческих трактатов времен Александра Македонского. К тому же мы не можем отрицать исторические свидетельства о том, что до VIII века до н. э. на этом месте находился храм, именовавшийся Храмом Корабля (Ковчега).

5. Почему Кинан оказался в числе наказанных?

Один из корановедов так объяснял причину, по которой Кинан не спасся во время потопа: хотя Нух (мир ему) был Божьим посланником, чьи просьбы удовлетворялись и принимались Всевышним, он забыл исключить сына из своих мольб о наказании и включить его в мольбу о спасении. В результате непослушание и неверие сына повлекло за собой Божью кару.

Когда пророк Нух (мир ему) потерял надежду на обретение соплеменниками веры, первая его мольба к Богу имела следующий вид:

– Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих.97

Но он забыл исключить Кинана из этой мольбы и попросить Бога о наставлении его на истинный путь. Вероятно, пророк Нух (мир ему) не знал, что его сын был неверующим.

Во второй раз он обратился со следующей мольбой:

– Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто входит в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин.98

И здесь он не исключил Кинана из числа наказываемых и не попросил Бога о том, чтобы сын вошел в его дом верующим.

Третья мольба была такой:

– А злодеям приумножай лишь погибель!99

Кинан был неверующим и входил в число тех, о ком была эта мольба. Пророк Нух (мир ему) мог исключить его из нее, если б знал о неверии сына. Но его мольба поставила окончательную печать погибели на Кинане.

Когда настало время исполнения мольб, Кинан проявил свою непокорность. Отцовские чувства взыграли в пророке Нухе (мир ему), но уже ничего нельзя было поделать. Поэтому, взмолив Бога о сыне, он был вынужден признаться в незнании и попросить у Бога прощения за самого себя. Он сделал выбор в пользу покорности Богу и тем самым показал, что является истинным Божьим рабом. В результате он получил от Бога прощение и близость к Нему.

2.12. Важные выводы

1. Каждый отвечает за свои собственные поступки. Праведность и высокое положение отца не исправят грехи сына. Верно и обратное: благородный характер сына не искупит непокорность отца перед Богом. Даже будучи пророком и посланником, Нух (мир ему) не смог отвести Божью кару от Кинана. Не смог и пророк Ибрахим (мир ему), несмотря на свой статус, спасти Азара.

– Каждый поступает по-своему.100

2. Плохое окружение хуже смертельного яда. Оно приводит к позору и гибели. Нужно не только самому быть хорошим человеком, но еще важно окружить себя хорошими людьми. И нужно не только сторониться зла и пороков, но в еще большей степени необходимо остерегаться плохого окружения.

Хорошие люди делают вас хорошим, плохие – плохим.

3. Если человек полагается на Бога и верит в Него, это не означает, что он не должен использовать земные средства для достижения своих целей. Наоборот, их использование – это часть правильного полагания на Бога. Поэтому для защиты верующих от потопа нужен был корабль пророка Нуха (мир ему).

4. Хотя пророки занимают высокое положение и непорочны, тем не менее они могут совершить некоторое упущение. Ведь они тоже смертные люди. Но пророки никогда не будут упорствовать в своей ошибке. В тот же миг Бог сообщит пророку об упущении, и тот откажется от нежелательного действия. Примеры тому мы видели в рассказах об Адаме (мир ему) и Нухе (мир ему). Кроме того, пророкам не ведомы сокровенные знания, известные Богу. Об этом свидетельствуют слова Бога, обращенные к пророку Нуху (мир ему):

– Не проси Меня о том, чего не знаешь.101

5. Наличие Божьей кары за плохие поступки на земле отнюдь не означает, что все преступления и все благие дела получат должное воздаяние уже в этом мире. Нет, это не так. Земной мир – это место совершения поступков, а место награды и наказания находится на том свете.

Но притеснение и высокомерие – это два проступка, которые тем или иным образом наказываются уже в этом мире. Имам Абу Ханифа (Божья ему милость) говорил, что тираны и надменные люди уже в этом мире получат часть наказания за свою жестокость и высокомерие; такие люди испытывают бесчестие и уныние. Пример тому – гибель тех, кто спорил с Божьим посланником, а также тиранов и высокомерных людей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я