Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви)

Книга «Рассказы из Корана» является, возможно, самым подробным трудом в своей области. Написанная в 40-е годы XX века, она не теряет своей актуальности. Основываясь на Коране, книга рассказывает о том, что происходило с народами прошлого, их взаимоотношениях с Богом. В первом томе охвачен период от Адама до Моисея. Перевод аятов Корана большей частью основан на переводе Эльмира Кулиева. При цитировании отрывков из Библии использовался, как правило, синодальный перевод.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1: Адам

1.1. Первый человек

Прежде всего рассмотрим историю появления человека. Распространенная ныне теория эволюции утверждает, что человек своему появлению обязан постепенным изменениям, происходившим в течение миллионов лет: от минералов к растениям, от растительной жизни к животным, далее к млекопитающим и в конечном счете – через ряд многолетних стадий – к современному человеку.

Но религия говорит нам, что человек был создан Творцом вселенной сразу в виде Адама (мир ему). Далее Бог сотворил Хаву (мир ей), а затем и остальных людей в качестве потомков Адама и Хавы. Создатель возвысил человека над всеми иными творениями и многое вверил ему, подчинив ему этот мир и сделав наместником на земле. В Коране говорится:

а) Мы сотворили человека в прекраснейшем облике.4

б) Мы почтили потомков Адама…5

в) Я собираюсь установить на земле наместника.6

г) Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее.7

Важно понять, противоречит ли религия теории эволюции в вопросе появления человека, или же их позиции можно согласовать. Известно, что между наукой и религией нет никаких противоречий. И если по каким-то вопросам были кажущиеся разногласия, они были следствием того, что некоторые научные факты не были известны людям. Уже не раз бывало так, что по мере открытия наукой новых фактов выяснялась очевидность истинности религиозных взглядов. И так происходило всегда: наука по мере своего развития снимала кажущиеся разногласия и признавала правдивость слов Бога.

Как же обстоит дело в отношении рассматриваемого нами вопроса? Ответом будет служить то, что и здесь между наукой и религией нет никаких противоречий. Но этот вопрос поднимает некоторые тонкие моменты, которые уместнее будет рассмотреть чуть позже, поэтому мы на время отложим данное обсуждение.

Здесь же отметим, что наука и религия дают одинаковое описание человеку, говоря о нем как о лучшем творении, наделенном разумом и ответственностью за свое поведение. То есть в этом отношении никаких разногласий нет, несмотря на различие во мнениях о том, как именно появился человек: посредством эволюционных изменений или сразу.

Иными словами, воззрения на характер, знания, поступки, моральное поведение человека не зависят от того, каким образом он был сотворен, и каким образом происходило его развитие. Но действительно важными являются иные вопросы:

– явился ли человек в этот мир без всякого смысла и цели?

– бессмысленны ли в конечном счете все его слова и поступки?

– ничтожны ли материальные и духовные ценности, к которым человек столь бережно относится?

– заканчивается ли его жизнь, полная ярких надежд и мрачных опасений, тупиком без всякого будущего?

Если мы не можем на эти вопросы ответить утвердительно, то необходимо признать, что для нас имеет значение отнюдь не то, как появился человек на этот свет, а важна цель нашего существования. И нам необходимо будет согласиться, что, будучи благороднейшим созданием, человек должен обладать великой миссией, а значит, существует некая высокая планка моральных ценностей, к которой он должен стремиться, и имеется определенная цель его существования.

Коран поведал нам о положительных и отрицательных сторонах человека, продемонстрировал его величие. И Коран сообщил, что, будучи творением Создателя вселенной, человек обладает прекраснейшим обликом8. Поэтому среди всех творений он занимает достойную и уважаемую позицию. Вследствие этого ему оказано Богом доверие, и он является Его наместником на земле. А раз так, то невозможно представить, чтобы это ни к чему не вело, и у человека не было бы никаких задач и целей. В Коране говорится:

Неужели человек полагает, что будет оставлен на бесцельные скитания?9

А раз человек наделен разумом и сознанием и обладает особым статусом во вселенной, в нем должна иметься способность различать добро и зло, стремиться к первому и отвергать второе. В Коране говорится:

а) …что дал всему обличие, а затем наставление.10

б) Разве Мы не указали ему два пути?11

Иными словами, человек, наделенный всеми перечисленными качествами, является адресатом наставления Корана, его рекомендаций и предупреждений, велений и запретов. Из всех творений именно человек – главное действующее лицо в этом и следующем мирах.

Поэтому Коран рассказал, каким образом был создан первый человек, и поведал о правилах земной жизни и того света.

1.2. Коран об Адаме

Имя пророка Адама (мир ему) упоминается в Коране 25 раз:



Из всех пророков Адам (мир ему), отец человечества, упоминается в Коране первым. О нем говорится в следующих главах Корана:

– «Корова», «Преграды», «Ночной перенос», «Пещера», «То-ха» (имя и описание),

– «Хиджр» и «Сод» (только описание),

– «Семейство Имрана», «Трапеза», «Марьям» и «Я-син» (лишь имя).

В разных аятах12 рассказ об Адаме (мир ему) может казаться различным по используемому стилю и излагаемым подробностям, но везде с одной и той же целью речь идет об одном и том же событии.

Коран приводит рассказы не в качестве исторических происшествий: единственная цель – показать, каковы последствия того или иного события в свете наставления человечества на истинный путь. Человеческие чувства и разум воспринимают уроки из последствий событий. И повествования Корана ведут человека к вере в то, что Бог – неоспоримая истина, что Он всемогущ, и что успех, спасение и развитие связаны со следованием единственной естественной религии, именуемой исламом.

Несмотря на различное освещение одного и того же события в разных аятах, основные его факты остаются на виду у читателя. И это – настоящее чудо Корана. Мы видим, что в одном случае событие может излагаться подробно, а в другом – лишь вкратце. В некоторых случаях одна из сторон события может вообще не освещаться, но это компенсируется большим вниманием к ней в других аятах. Одно и то же событие может служить радостной весточкой в одном аяте Корана и быть суровым предупреждением в другом. Бывает и так, что обе эти стороны представлены сразу вместе. Но при всем при этом нигде мы не видим противоречий – ни одно слово Корана не противоречит другому, даже если они находятся в разных аятах и главах.

Все это – выражение ценности слов Бога и чуда Корана. Красноречие и элегантность Корана совершенно не сравнимы с человеческой речью, несмотря на превосходные качества людей, которыми их наделил Бог. Как говорится в Коране:

Неужели они не задумываются над Кораном? Если б он был не от Бога, они бы обнаружили в нем много несоответствий.13

1.3. Рождение Адама, приказ поклониться ему и отказ Иблиса

Бог создал Адама (мир ему) из сухой глины. Перед тем как изготовить его форму, Бог сообщил ангелам, что собирается создать творение, которое будут называть смертным, и которое станет Его наместником на земле.

Форма была заготовлена из глины, поддающейся всякому изменению. Когда глина стала трещать и издавать звук, словно вспученное гончарное изделие, в эту форму Богом была введена душа, и она превратилась в человека с костями, мясом и мышцами, который на вид уже обладал волей, сознанием, разумом и интуицией.

Далее ангелам было приказано поклониться Адаму (мир ему). И они тут же исполнили это веление. Но Иблис14 из-за гордыни и надменности отказался выполнить его.

Частично об этом событии рассказывают следующие аяты:

а) Вот Мы сказали ангелам:

– Падите ниц перед Адамом.

Они пали ниц, и только Иблис отказался, проявил гордыню и стал одним из неверующих.

– Адам! – сказали Мы. – Поселись в Саду вместе с супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то войдете в число преступников.15

Мы сотворили вас, затем придали вам форму и далее сказали ангелам:

– Падите ниц перед Адамом!

Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся.16

б) Мы сотворили человека из звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А до этого Мы создали джиннов из бездымного огня. Вот твой Господь сказал ангелам:

– Воистину, я сотворю смертного из звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. Когда же Я придам ему форму и вдохну в него от Моего духа, падите перед ним ниц.

Все ангелы до единого пали ниц, но не Иблис. Он отказался быть в числе поклонившихся.17

в) Вот Мы сказали ангелам:

– Падите ниц перед Адамом!

Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался приказа своего Господа. Неужели вы возьмете его и его потомков в друзья вместо Меня, тогда как они – ваши враги? Плохая это замена для преступников!18

г) Вот твой Господь сказал ангелам:

– Воистину, я сотворю смертного из глины. Когда же Я придам ему форму и вдохну в него от Моего духа, падите перед ним ниц.

Все ангелы без исключения пали ниц, но не Иблис. Он проявил гордыню и стал одним из неверующих.19

Далее Бог спросил Иблиса, почему тот не поклонился. Хотя Бог знает прошлое, настоящее и будущее, все тайны и секреты, тем не менее Он спросил Иблиса, чтобы испытать его:

– Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?20

Иблис ответил:

– Я лучше него. Ты создал меня из огня, а его – из глины.21

Иблис был создан из огня, а Адам (мир ему) – из глины. Считая, что статус у огня существенно выше, чем у глины, Иблис словно бы говорил:

– Боже, разве Твое веление справедливо? Как я, творение из огня, могу кланяться ему, созданному из глины? Это он должен кланяться мне, а не я ему.

В своей надменности Иблис позабыл, что он сам, как и Адам (мир ему), был сотворен Богом, и Бог знает лучше любого из творений, кто кого превосходит. Иблис не учел, что дело не в том, кто из какого материала был создан, а в том, какими качествами Создатель вселенной наделяет творения.

Ответ Иблиса был следствием глупой гордыни и завышенного самомнения. Поэтому Бог дал понять ему, что его гордыня и высокомерие – следствие его невежества, из-за которого он позабыл о правах Творца и должном уважении к Нему. Иблис не смог понять, что его невежество помешало ему признать истину. В результате своего поступка он был обречен на вечный позор.

1.4. Иблис просит об отсрочке

Увидев, что его ослушание, надменность и обвинение Бога в несправедливости навсегда лишили его Божьей милости, Иблис вместо раскаяния стал просить о продлении своей жизни до Судного дня.

Бог желал того же и удовлетворил его просьбу. И Иблис снова продемонстрировал свой дьявольский характер. Он сказал:

– Ты прогнал меня, и причина тому – Адам. Я введу его потомство в заблуждение, окружая их со всех сторон. Впрочем, искренние Твои рабы окажутся незатронутыми мною и будут в безопасности.

Бог ответил ему, что это не волнует Его, закон «воздаяние за поступки» – всегда в силе, и каждый расплатится за свои действия: кто последует за Дьяволом, тот вместе с ним испытает суровое наказание. Бог прогнал Иблиса униженным, потерявшим надежду и ожидающим вечного проклятия для себя и своих приспешников.

Об этом событии говорится в следующих аятах:

а) – Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?

– Я лучше него. Ты создал меня из огня, а его – из глины.

– Тогда низвергнись отсюда! Негоже тебе здесь превозноситься. Иди! Ты – из числа униженных.

– Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены.

– Воистину, ты – из числа получивших отсрочку.

– За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. Затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева – и Ты не найдешь большинство из них благодарными.

– Уходи отсюда презренным и отверженным! Что касается тех из них, кто последует за тобой, то всеми вами Я заполню ад.22

б) – Иблис! Почему ты не в числе поклонившихся?

– Негоже мне кланяться смертному, которого Ты создал из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи.

– Тогда уйди отсюда, ведь ты отвержен! И проклятие над тобой до Дня воздаяния!

– Господи! Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены.

– Что ж, ты – из тех, кому дана отсрочка до дня назначенного времени.

– Господи! Раз Ты ввел меня в заблуждение, то клянусь, я приукрашу для них земные пороки и совращу их всех, кроме Твоих избранных рабов.

– Это Мой истинный путь. Мои рабы таковы, что нет у Тебя над ними власти, за исключением заблудших, что последуют за тобой. Воистину, ад – обещанное им всем место.23

в) Вот Мы сказали ангелам:

– Падите ниц перед Адамом!

Они пали ниц, но не Иблис. Он сказал:

– Мне кланяться тому, кого Ты создал из глины? Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мной. Если ты дашь мне отсрочку до Дня воскрешения, я покорю его потомство, за исключением немногих.

– Ступай! А кто последует за тобой, ад будет воздаянием для всех вас, полным воздаянием. Одурачивай своим голосом, кого сможешь из них, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатство, детей и давай им обещания (а обещания Сатаны – лишь обман). Что касается Моих рабов, ты не властен над ними.

Твой Господь достаточен в качестве Попечителя всего и вся.24

г) – Иблис, что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я создал Своими руками? Возгордился ли, или же ты – из числа возвышенных?

– Я лучше него. Ты создал меня из огня, а его – из глины.

– Уходи отсюда! Воистину, ты проклят. И проклятие Мое над тобой до Дня воздаяния!

– Господи! Дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены.

– Да, ты – из получивших отсрочку до дня назначенного времени.

– Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме тех, что являются Твоими искренними рабами.

– Я говорю только истину, и истинно то, что Я непременно заполню ад тобой и всеми, кто последует за тобой.25

1.5. Адам – наместник

Когда Бог решил создать пророка Адама (мир ему), он проинформировал ангелов о том, что назначит наместника на земле, которому будет дана свобода выбора: он сможет делать, что и как пожелает на Божьей земле, используя ее для удовлетворения своих потребностей. Иными словами, речь шла о наместнике, выражающем власть, мощь и ресурсы Бога.

Эти слова поразили ангелов. Они сказали, что, если мудрость этого решения – в том, чтобы существовал тот, кто день и ночь прославлял бы и восхвалял Бога, подтверждая Его единственность и величие, то они будут делать это, как и раньше:

– Мы восхваляем и прославляем Тебя и без колебаний исполняем Твои веления. А в этом земном творении мы чувствуем возможность нечестия и греха. Мы опасаемся, что оно может распространить нечестие, пролить кровь на Твоей земле. Боже! Какая же мудрость кроется за этим Твоим велением?

Бог сначала сообщил ангелам, что творениям не подобает торопиться с выводами в отношении решений Творца. Не следует выражать сомнения и скепсис до того, как все факты станут известными, особенно если при этом выпячивается собственное превосходство. Всезнающ лишь Создатель вселенной. Он знает то, что нам неведомо.

Вот твой Господь сказал ангелам:

– Я установлю на земле наместника.

– Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы восхваляем и возвеличиваем Тебя?

– Я несомненно знаю то, чего не знаете вы, – сказал Бог.26

1.6. Обучение Адама и признание его превосходства ангелами

Не стоит думать, будто ангелы своим вопросом желали оспорить Бога или подвергнуть Его критике. Нет, они лишь хотели понять, какова цель сотворения Адама (мир ему), и в чем состоит мудрость назначения его Божьим наместником. Поэтому, упрекнув их манеру выражения своих желаний, Бог предоставил ангелам возможность на конкретном примере понять, что Адам (мир ему) превосходит их, ведь своим вопросом они как бы принизили его статус. В результате они не только признали его превосходство, но и обнаружили собственную беспомощность.

Бог одарил Адама (мир ему) высочайшим из Своих качеств – Знанием, поведав ему о различных вещах. Бог спросил ангелов об этих вещах, но те ничего не знали о них и просто не могли дать ответ. Будучи близкими к Богу, они поняли, что этот вопрос не является для них обязательным к прохождению экзаменом, ведь им не были даны эти знания. Вопрос Бога к ангелам был указанием на то, что статус наместника Бога основан не на прославлении и восхвалении Бога, а на знании. Контроль над землей невозможен без знаний, ведь они необходимы для правильного выбора и использования вещей. Поскольку Бог сделал пророка Адама (мир ему) совершенным воплощением Своего качества Знания, то не ангелы, а именно Адам стал достоин статуса Божьего наместника на земле.

К тому же ангелам чужды мирские желания и нужды, они заняты лишь своими обязанностями, а потому не знакомы со знаниями такого рода. А пророку Адаму (мир ему), которому суждено было встретиться с этими вещами, знания о них были необходимы. Поэтому он получил их по милости Господа миров и узнал все, что ему необходимо было знать.

Он научил Адама наименованиям всех вещей, а затем показал их ангелам и сказал:

– Назовите мне их названия, если вы говорите правду.

– Слава Тебе! – ответили они. – Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Знающий, Мудрый.

– Адам! Поведай им названия этих вещей.

Когда Адам сообщил им их названия, Он сказал:

– Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле и знаю, что вы раскрываете и что утаиваете?27

Есть две версии в отношении того, что именно включало особое знание, дарованное пророку Адаму (мир ему):

– согласно первой из них, оно включало названия и суть всех вещей, что существуют все время: и в прошлом, и в будущем;

– согласно второй версии, он получил информацию обо всем, что существовало на тот момент.

Слова «наименования всех вещей» могут подразумевать как все, что было в прошлом и есть в настоящем, так и то, что имеется на данный момент времени. Слова «поведай им названия этих вещей» обычно подразумевают ныне существующие вещи. Не будет также ошибкой, если мы скажем, что под знанием здесь подразумеваются лишь общие основы без детальных подробностей и тонкостей.

Как бы то ни было, пророк Адам (мир ему) был наделен таким знанием, которое не оставило ангелам иного выбора, кроме как признать, что он превосходит их и достоин быть Божьим наместником. Ангелы также признали, что, будь они избраны наместниками, они бы не смогли проникнуть в тайны этого мира, поскольку им не требуется еда, а значит нет надобности в поиске пропитания и добывании природных сокровищ, кроющихся в земле. Ангелы не боятся утонуть, то есть у них нет того страха, который побуждает строить корабли. Им не ведомы болезни, из-за которых стремятся изобрести лекарства. Им не нужна ни химия, ни астрономия, ни психология, ни наука. Понятно, что именно человеку подобало стать Божьим наместником на земле, проникнуть в тайны этого мира, развить науку и оправдать оказанное Богом доверие.

1.7. Пребывание в раю и женитьба

Немало времени пророк Адам (мир ему) жил один-одинешенек. Ему было одиноко, он чувствовал какую-то пустоту в своей жизни. Ему нужен был спутник и друг, и тогда Бог сотворил госпожу Хаву (мир ей). Найдя себе спутницу и подругу, Адам (мир ему) обрел счастье и душевное спокойствие. Адаму и Хаве было разрешено жить в раю и наслаждаться всеми его благами, кроме одного дерева, плоды которого они не должны были есть. Они не должны были даже приближаться к нему.

1.8. Уход Адама из рая

Это дало возможность Иблису осуществить свой замысел. Он сообщил Адаму и Хаве, что запретное дерево – это древо бессмертия. Кто съест его плод, тот станет вечно пребывать в раю и добудет близость к Богу. Иблис клятвенно заверил их, что желает им добра и не является врагом. Когда Адам услышал об этом, первое человеческое качество, которое в нем проявилось, – это забывчивость. Он забыл, что Божье веление было ограничением, а не добрым советом. В результате, стремясь сохранить близость к Богу и навечно остаться в раю, Адам (мир ему) съел нежелательный плод.

Когда он и Хава отведали этот плод, у них появились человеческие желания. Они поняли, что на них ничего нет, и им нужна одежда. Они стали быстро укрывать себя листьями. Таково было зарождение человеческой цивилизации: в начале человек выбрал листья в качестве одежды.

В эти мгновения на них начало нисходить недовольство Бога, который спросил Адама (мир ему) о причине ослушания. Ответчиком здесь был уже не Иблис, а Адам (мир ему), изначально получивший близость к Богу. Он не стал искать себе оправдания и не проявил неблагодарности. Ему было стыдно, он каялся и признавал, что ошибся. Он говорил, что это не было проявлением высокомерия и бунтом. Эта была человеческая ошибка, его упущение, и он просил прощения.

Бог принял извинения и простил его. Но для Адама (мир ему) настало время приступить к возложенной на него земной миссии. Поэтому Бог объявил, что Адаму (мир ему) вместе с его потомками нужно будет прожить некоторое время на земле, и при этом его враг Иблис со всем своим коварством тоже будет там. Бог дал знать пророку Адаму (мир ему), что тот будет жить в борьбе между двумя противоположностями – праведным, ангельским путем и порочной, дьявольской тропой. Если он и его потомки будут истинными наместниками и искренними слугами Бога, то в конечном счете они навсегда попадут в рай. А пока ему и Хаве нужно выйти из рая и жить на земле столько, сколько им суждено прожить в поклонении Богу.

Так отец человечества, Божий наместник Адам (мир ему) оказался на земле вместе со своей спутницей жизни Хавой (мир ей).

а) – Адам! – сказали Мы. – Поселись в Саду вместе с супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то войдете в число преступников.

Но Сатана побудил их оступиться и вывел их из того состояния блаженства, в котором они пребывали. И Мы сказали:

– Сойдите, и одни из вас будут врагами другим! На земле будет для вас обитель и обеспечение до определенного срока.

Адам получил определенные слова молитвы от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный. Мы сказали:

– Сойдите отсюда все! Затем к вам явится руководство от Меня. Кто последует за ним, тот не познает страха и не будет опечален.28

б) – И, Адам, поселись в Саду вместе с супругой. Ешьте, где хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а не то войдете в число преступников.

Сатана стал наущать их, чтобы раскрыть им то, что было скрыто из их срама. Он сказал:

– Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными. – Он поклялся им: – Воистину, я для вас – искренний доброжелатель.

Он низвел их обманом. Когда они вкусили от этого дерева, их срам раскрылся им, и они стали укрываться листьями Сада. Их Господь воззвал к ним:

– Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что Сатана для вас – явный враг?

– Господь наш! – сказали они. – Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы непременно окажемся в числе проигравших.

– Сойдите, и одни из вас будут врагами другим! На земле будет для вас обитель и обеспечение на некоторое время. Там вы будете жить, там будете умирать и оттуда будете выведены.29

в) Ранее Мы дали указание Адаму, но он запамятовал, и Мы не нашли в нем твердой воли. Вот сказали Мы ангелам:

– Падите ниц перед Адамом!

Они пали ниц, и только Иблис отказался. Мы сказали:

– Адам! Это враг тебе и твоей жене. Не дай же ему вывести вас из Сада, а не то попадешь в беду. В Саду ты не будешь голодным и раздетым, не будешь страдать от жажды и зноя.

Но Сатана стал нашептывать ему и сказал:

– Адам, привести ли тебя к дереву вечности и непреходящей власти?

Тогда они поели с него, и им раскрылись их срамные места. Они стали прилеплять на себя райские листья. Адам не последовал велению своего Господа и был сбит с верного курса. Потом его Господь избрал его, принял покаяние и наставил на прямой путь. Он сказал:

– Сойдите отсюда вместе, и одни из вас будут врагами другим. Затем к вам явится от Меня руководство. Кто последует за ним, тот не окажется заблудшим и несчастным.30

Теперь разъясним некоторые моменты из данного рассказа.

1.9. О сотворении Адама

Вопрос 1

Когда был создан пророк Адам (мир ему):

– одновременно с сотворением вселенной, небес и земли?

– или же через некоторое время после этого?

Иудейские, христианские и некоторые исламские теологи полагают, что сообщение Бога о создании мира за шесть дней включает в себя и сотворение Адама (мир ему) в один из этих дней, а именно в пятницу.

Воистину, ваш Господь – Бог, сотворивший небеса и землю за шесть дней (временных циклов), а затем взошедший на Трон (Могущества и Славы).31

Но данное мнение ошибочно. Этот подход неверен с исследовательской, исторической и религиозной точек зрения. Мы не можем сказать, каким образом к нему пришли иудеи и христиане, но удивительно то, что шейх Субки (Божья ему милость) согласился с этим безосновательным утверждением.32

Возможно, он не так понял хадис33 из сборника «Сахих» Муслима, где говорится о достоинствах пятничного дня и приводятся слова пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) о том, что Адам (мир ему) родился в пятницу. В хадисе к этому не добавляется ничего, но шейх Субки (Божья ему милость) по собственному разумению решил, что данная пятница была одним из тех шести дней. Отсюда и его ошибочное мнение.

Во многих местах Корана говорится о сотворении вселенной, но каждый раз это событие никоим образом не связывается с появлением пророка Адама (мир ему), хотя, казалось бы, его упоминание было бы более чем уместным, если б речь шла об их одновременном сотворении. Коран называет его «лучшим из творений», «наместником Бога на земле». Если столь важная личность была создана в эти шесть дней, почему об этом нигде не говорится? Аяты, в которых сообщается о шести днях, рассказывают лишь о сотворении земли и небес и восхождении на Трон. О создании Адама (мир ему) там не говорится. Кроме того, во всем Коране не называется день его рождения.

Отсюда становится понятно, что пророк Адам (мир ему) был сотворен в некоторую пятницу уже после создания вселенной, и сколько времени прошло между этими событиями – известно одному лишь Богу. А в ту пятницу, что входит в указанные шесть дней, никто создан не был, но произошло восхождение на Трон, почему пятница и является праздничным днем.34

Вопрос 2

Являются ли имена Адам и Хава арабскими? Означают ли они что-нибудь?

На первую часть вопроса известный хадисовед Ибн Хаджар Хайтами (Божья ему милость) отвечал, что данные имена – из сирийского языка. Но шейхи Джаухари и Джавалики полагали, что это арабские имена.

Если говорить о второй части вопроса, то Сагляби говорил, что в древнееврейском языке слово «Адам» обозначает сухую глину. Именно из данного вещества он был создан, и потому его называли А́дам или Ада́м. Некоторые исследователи полагали, что это имя происходит от слова «удмах», поскольку «адим-уль-ард» означает земную поверхность. Другие теологи говорят, что имя основано на слове «адмат» (смесь), ведь для формирования Адама глина была смешана с водой.

Имя Хава происходит от слова «хайй» (живой), поскольку она – прародительница каждого живущего человека.

Все эти мнения являются лишь предположениями, поэтому мы просто перечислили их, не называя некоего единственно верного варианта.35

Как бы то ни было, вопрос имени и соответствующего ему значения является непростым: быть может, все приведенные здесь мнения одновременно верны, или же, наоборот, лишь одно из них является более убедительным.

Вопрос 3

Веление поклониться Адаму (мир ему) было адресовано ангелам. Но Иблис к ним не относится. Почему же Бог был недоволен им? Почему он считался виновным в непослушании?

Конечно, Иблис был джинном, а не ангелом. Коран гласит:

Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа.36

Но когда Бог велел поклониться, Иблис присутствовал там и был с ангелами. Этой чести он удостоился за то, что в течение очень большого срока прославлял Бога и провозглашал Его единственность. Поэтому он был включен в адресаты данного веления и сам понимал, что оно относится и к нему. И мы видим, что, когда Бог спросил его, почему тот не поклонился Адаму (мир ему), Иблис не оправдывался тем, что не является ангелом, а значит, веление было обращено не к нему. Нет, он надменно заявил, что считает себя лучше Адама (мир ему) и потому не стал ему кланяться.

Представленный выше ответ на третий вопрос является верным. Но есть и еще одно мнение – весьма неубедительное – о том, что среди ангелов была группа, которую называли джиннами, и Иблис был из их числа. Подтверждений такой точке зрения мы не находим ни в Коране, ни в хадисах.

Вопрос 4

Если Иблис был изгнан из рая и стал проклятым, как он мог обращаться к пророку Адаму (мир ему) и госпоже Хаве (мир ей), находившимся в раю?

На данный вопрос имеются два разных ответа, причем оба из них вполне логичны:

1) Хотя Иблис был изгнан из рая, это не означает, что проклятое и грешное существо не может войти в рай. То есть и с его крайне низким статусом он смог пройти внутрь, завести разговор с Адамом (мир ему) и Хавой (мир ей) и ввести их в заблуждение. Аят гласит:

– Сойдите отсюда все!37

Слова данного аята поддерживают аргумент о том, что ему не было запрещено входить в рай, несмотря на его грех.

2) Для передачи звука необязательно, чтобы говорящий находился непосредственно перед вами: звук может передаваться на огромные расстояния по телефонным проводам и радиоволнам. Аналогичным образом наущения Дьявола могут доходить до человеческой души, даже если она находится вдалеке от него. Если это так, то Дьявол мог произвести внушение в сердца пророка Адама (мир ему) и госпожи Хавы (мир ей), даже находясь за пределами рая.

Сатана стал наущать их.38

Вопрос 5

Как госпожа Хава (мир ей) появилась на свет?

Все, что говорит об этом Коран, сводится к следующим словам:

…и из этой души сотворил ей пару…39

Данный аят не раскрывает подробности того, каким именно образом была сотворена госпожа Хава (мир ей). Поэтому на этот счет имеются две догадки:

1) Она была создана из ребра Адама (мир ему). Именно это воззрение наиболее распространено и указано в Библии.

2) Бог создал человечество таким образом, что наряду с мужчиной Он сотворил другое создание того же рода, названное женщиной. Для мужчины она – спутница жизни.

В своих разъяснениях вышеприведенного аята теологи склоняются ко второму мнению. То есть они утверждают, что Коран не говорит об отдельном сотворении госпожи Хавы (мир ей), а просто сообщает о том, что женщина принадлежит к тому же роду, что и мужчина, и сотворена аналогичным образом.

Но при этом в хадисах из сборника Бухари и Муслима мы обнаруживаем сообщения о том, что женщина создана из ребра:

Обращайтесь с женщинами мягко, желая им добра, ведь женщина сотворена из ребра.

Ибн Исхак (Божья ему милость) говорил, что это указывает на сотворение госпожи Хавы (мир ей) из правого ребра пророка Адама (мир ему). Но шейх Куртуби (Божья ему милость) давал иное разъяснение:

На самом деле, женщина сравнивается с ребром. Сообщается, что ее сотворение началось с ее ребра. И она подобна ребру. Если кто попытается распрямить изгиб ребра, оно сломается. Так же и с женщиной: нужно мягкое обращение. Если этого не будет, и мужчина будет строг с женщиной, их отношения дадут трещину.40

Вопрос 6

В каком саду из садов рая находился пророк Адам (мир ему) до его нисхождения на землю? Был ли это Сад Обитания, в котором будут жить верующие после Дня воскрешения? Или же это был Земной Сад, некогда холмистая местность на земле с прекрасным климатом?

1) Большинство исламских теологов придерживаются первой версии: это был Сад Обитания, который обещан мусульманам на том свете. Теологи говорят, что на это указывают аяты и хадисы. Например:

– Адам! – сказали Мы. – Поселись в Саду вместе с супругой.41

В данном аяте слово «Сад» имеет определенный артикль и потому указывает на тот же самый, хорошо известный рай, о котором часто говорится в Коране как о конечном месте обитания верующих. Если б имелось в виду какое-то иное место, то сначала было бы дано его описание, а уже затем о нем бы говорили как об известном месте.

– Сойдите отсюда все!42

Слово «сойдите» используется в арабском языке для обозначения спуска с высокого места на более низкий уровень. Поэтому речь могла идти о Саде Обитания, а не о Земном Саде.

Кроме того, есть хадис в сборнике «Сахих» Муслима, в котором, в частности, говорится:

Бог соберет людей. И верующие будут стоять там, и рай будет близок к ним. Они подойдут к Адаму и скажут:

– Отец, открой для нас рай!

– Разве не ошибка вашего отца вывела вас из рая? – ответит он.

2) Есть также теологи, имеющие иное мнение на данный счет. Они полагают, что рай, о котором говорится, находился на земле, то есть это был не Сад Обитания. В обоснование своей версии они ссылаются на аяты, где говорится о том, что:

– Адаму (мир ему) и Хаве (мир ей) было сказано не есть с одного из деревьев;

– Адам (мир ему) спал в Саду, и Иблис мог посещать это место и даже искушать Адама;

– пророк Адам (мир ему), госпожа Хава (мир ей) и Иблис – все трое были выведены оттуда.

Все перечисленное свойственно этому миру, а не Саду Обитания, где нет никаких ограничений, и откуда никого не выведут.

Среди сторонников данного мнения тоже есть выдающиеся теологи.

Кроме указанных двух мнений, есть еще два. То есть суммарно получается четыре точки зрения:

1) Это был Сад Обитания.

2) Речь шла о Земном Саде.

3) Это был совершенно другой Сад, специально приготовленный только для этой цели.

4) Не следует торопиться с ответом, нужно просто довериться Богу.

Детальное рассмотрение данного вопроса может занять немало времени. Шейх Ибн Кясир в своем выдающемся историческом труде «Начало и конец» подробно осветил доводы каждой точки зрения. Поэтому, если вам эта тема интересна, можете обратиться к его книге.

Конечно, лишь Богу известны все факты, но, основываясь на имеющихся данных, мы считаем, что Адам (мир ему) и Хава (мир ей) жили в Саду Обитания. Если же говорить об ограничениях, сне, еде, дьявольских искушениях, которые там происходили, то все это было, когда человечество еще не появилось на свет. То есть все, что тогда там происходило, соответствовало Божьей воле. Это было частью Божьего замысла по приведению человека на землю в качестве Божьего наместника.

Если мы согласимся с данной точкой зрения, сразу же возникнет вопрос: куда приземлились Адам (мир ему) и Хава (мир ей) после высылки из Сада Обитания? Некоторые малодостоверные повествования говорят, что пророк Адам (мир ему) появился в Индии, а госпожа Хава (мир ей) – в Джидде43. Затем они встретились в долине Арафат44. Название этой долины означает «признание», «распознание», поскольку именно там они увидели и признали друг друга.

Но Коран ничего не говорит об этом, поскольку данный вопрос не имеет отношения к наставлению человека на истинный путь. Мы же склонны верить, что Адам (мир ему) и Хава (мир ей) приземлились в одном и том же месте. Это дало возможность быстрого появления человеческого рода, заселения Божьей земли ее наследниками и исполнения ими функций наместников.

Ироничные вопросы

Сад Обитания называют также Садом Бессмертия. Те, кто считает, что Адам (мир ему) там не жил, иронично спрашивают:

– Если все происходило в мире бессмертия, зачем же тогда Иблис искушал Адама (мир ему) Деревом Бессмертия?

Если принять такую игру слов за аргумент, то аналогичный вопрос можно задать и им:

– Если все происходило в Земном Саду – а жизнь на земле, как известно, зовется мимолетной, – то как же тогда они вообще смогли найти это Дерево, если все «мгновенно улетает»?

Местонахождение Земного Сада

Сторонники мнения о Земном Саде говорят, что он располагался на континенте Кора, который впоследствии исчез в Индийском океане под влиянием землетрясений и напастей. На нем проживало около шестидесяти миллионов человек.

Согласно библейской версии, Земной Сад находился у истока рек Тигр и Евфрат.

Вопрос 7

Был ли Адам (мир ему) Божьим пророком и посланником?

Пророк – это тот, кто избран Богом для наставления Божьих рабов. Бог напрямую общается с пророком.

А посланник – это тот пророк, который получил от Бога религиозный кодекс и Книгу (священное писание).

Возникает вопрос: был ли отец человечества Адам (мир ему) наставником своих потомков, ведущим их к успеху в этом мире и на том свете? Ответ тут может быть только один: да, конечно он был Божьим пророком и посланником. Теологи всегда были единогласны в этом вопросе.

Но свое сомнение высказал один человек из египетской деревни Вамнахур. Он сказал, что Адам (мир ему) не являлся пророком, поскольку нигде в Коране об этом не говорится, несмотря на имеющиеся указания на других пророков.45

Хотя Коран действительно не употребляет по отношению к Адаму (мир ему) эпитет «пророк», но зато во многих аятах говорится о качествах, которые явно указывают на наличие у него пророческой миссии. Так, мы видим, что не раз говорится о прямом обращении Бога к Адаму (мир ему), причем каждый раз речь шла о дозволенном и запретном, одобряемом и порицаемом. Бог не направлял ни пророков, ни посланников для обучения Адама (мир ему) Своим велениям. Бог говорил с ним напрямую. Все это – отличительная черта пророческой миссии, поэтому Адам (мир ему) – пророк.

Вопрос о том, являлся ли он посланником, тоже имеет очевидный ответ. Он был первым человеком, поэтому передаваемые им указания Бога были новым религиозным кодексом. А значит, он был Божьим посланником.

Возникает новый вопрос: как же Адам (мир ему), будучи пророком, мог ослушаться Божьего веления? Ведь пророки непорочны. Грехи и ослушание не свойственны им.

Перед тем как дать ответ, разъясним, что именно подразумевается под «непорочностью пророков».

Непорочность пророков

Творец наделил человека свободой выбора: люди могут быть праведными и злыми, добродетельными и грешными, совершать добрые поступки и замышлять коварные планы. Это уникальное свойство человека.

Для наставления людей на верный путь Бог время от времени выбирает человека, которого назначает Своим пророком и посланником. Последним из них был господин Мухаммад (мир ему и Божье благословение).

Когда выбор сделан, избранный должен воздерживаться от всех грехов даже в мыслях. Это обеспечивает должное выполнение миссии. Он – по-прежнему смертный человек; ест, спит, заводит семью. У него по-прежнему есть свобода выбора между добром и злом. Но он не совершает никаких грехов, поскольку является представителем Бога и ведет людей к добру. Во всех его помыслах, словах, делах и даже бездействии – прекрасный пример для людей. Но возможность ошибки у него сохраняется: он может что-нибудь забыть, упустить, не так сделать, но тут же понимает свою оплошность и признает ее.

Что же является тем упущением, на которое способен пророк? Это непреднамеренная ошибка, которая не является мятежом и неповиновением Богу. Но эта ошибка приводит к нарушению, пусть оно и не считается порочным. Пророк обладает столь высоким статусом, что ему не подобает совершать даже такое дозволенное нарушение. Он совершает его, не понимая, что оно не соответствует желанию Бога. Но Бог всегда оберегает пророка, заботится о нем, поэтому сразу предупреждает его, как только тот совершает поступок, недостойный его статуса. На этот счет есть арабская поговорка:

Что обычному человеку хорошо, то праведнику смерть.

Когда Бог предостерегает пророков, Он поначалу называет их проступок серьезным и грешным, но впоследствии раскрывает его суть и Сам оправдывает их упущение, не оставляя возможности атеистам и язычникам обвинить пророка в грехе.

В этом и состоит непорочность пророков. Это один из базовых принципов ислама. Мы рассмотрели его лишь вкратце, но на данный момент и этого достаточно.

Непорочность пророка Адама

Поняв, в чем заключается непорочность пророков, нам теперь легко увидеть из второй главы Корана, что упущение Адама (мир ему) не было грехом и неповиновением Богу. Это была лишь незначительная оплошность.

Но Сатана побудил их оступиться…46

В двух других аятах об этом говорится как о наущении Сатаны:

а) Сатана стал наущать их.47

б) Но Сатана стал нашептывать ему…48

Еще в одном месте Корана Бог сам разъяснил причину упущения, тем самым объявив о полной безгрешности Адама и не оставив возможности для сомнений в его непорочности:

Ранее Мы дали указание Адаму, но он запамятовал, и Мы не нашли в нем твердой воли.49

Из данного аята видно, что пророк Адам (мир ему) не совершил греха. Все произошло без умысла с его стороны. Из-за забывчивости его сбило наущение Сатаны.

Это объясняет смысл следующего аята:

Адам не последовал велению своего Господа и был сбит с верного курса.50

Мы перевели арабские слова «асо» и «гова» без использования их общеизвестных значений. Это было сделано отнюдь не для того, чтобы подкрепить нашу точку зрения, а в строгом соответствии с принципами грамматики и интерпретации, согласно общепризнанным словарям Ибн Манзура и Шартуни:

– первое иногда обозначает упущение, оплошность, небольшой недостаток;

– второе означает ошибаться, быть сбитым, страдать.

Следует понимать, что нужно рассматривать не каждый аят по отдельности, а учитывать сразу все аяты о данном событии, избранности пророка Адама (мир ему), его статусе Божьего наместника. Обычно критики выбирают только один или несколько аятов и на их основе искажают смысл Корана. Если же рассмотреть все аяты, то станет очевидной бесспорная безгрешность пророка Адама (мир ему), и высветятся его достоинства.

Даже если переводить слова «асо» и «гова» буквально, то все равно предложение следует интерпретировать в соответствии с разъясненной концепцией непорочности. С учетом аятов, говорящих о пророческой миссии, статусе Божьего наместника и достоинствах Адама (мир ему), мы видим, что суровые слова о его неумышленной оплошности использованы потому, что это упущение не соответствует его высокому положению. Если б то же самое совершил обычный праведник, не являющийся пророком, речь бы шла об обычной простительной ошибке.

Вопрос 9

Был ли Адам (мир ему) самым первым человеком во вселенной, или же до нас существовали иные человеческие миры, у которых был свой Адам?

Исследователи пытаются доказать, что у нашей цивилизации был предшественник в виде мира неандертальцев, живших около 30 тысяч лет тому назад и впоследствии вымерших. По мнению исследователей, неандертальцы не были похожи на нынешних людей, это был отдельный человеческий вид. Такие выводы основаны на изучении человеческого скелета и костей и носят лишь предположительный характер. Точной, стопроцентной уверенности в этом нет.

Коран не говорит нам об этом ровно ничего, даже намека на это в нем нет. Пророк Мухаммад (мир ему и Божье благословение) тоже ничего не говорил в данном отношении.

Ислам учит нас принимать любые знания, если они получены на основе явного наблюдения и имеют явное подтверждение. Коран нисколько не противоречит таким знаниям. И отвергать их – просто глупо. Если же, как в случае с неандертальцами, стопроцентной уверенности в информации нет, то не стоит выискивать эту научную теорию в Коране и пытаться привести значение аятов в соответствие с ней. Если информация в конечном счете подтвердится, то отрицать ее будет нельзя, ведь научные факты и доводы весомы. И они опровергают только прежние научные теории, но никак не выводы Корана. Установленный научный факт всегда сообразуется с Кораном.

Если тот или иной исследователь решит дать свою трактовку Корана наперекор установленным фактам, его интерпретация не принимается, ведь все аяты нужно понимать верным образом. Этого требует от нас Коран, когда неоднократно призывает к размышлениям:

Неужели вы не разумеете?.. Неужели они не задумываются?.. Неужели вы не поразмыслите?

Приведенный выше подход касается вопросов исторического, географического и естественнонаучного характера. Коран затрагивает их лишь в той степени, которая необходима для разъяснения Божьих велений. Когда же речь идет о религиозных вопросах, здесь все определенно и неизменно. Такие вопросы не являются предметом исследований. В эту категорию входит вера в существование Бога, тот свет, ангелов, предопределение, пророков, посланников, а также столпы ислама. Мусульманин должен следовать данным принципам, и никаких дополнительных источников ему для этого не требуется. Те знания, что даны Богом, абсолютно точны и вечны.

Вопрос 10

Насколько правдива информация из современных экземпляров Торы, Евангелия и др.51 в отношении случая с пророком Адамом (мир ему)? Можно ли верить, например, историям о змее и павлине, о которых не сообщается ни в Коране, ни в хадисах?

Такие истории не имеют достоверных исторических и религиозных источников. Они безосновательны и являются выдуманными и ложными. Некоторые корановеды склонны к включению таких преданий в свои труды. И это приводит к проблемам: не только обычные, но даже образованные люди принимают их в итоге за чистую монету. Поэтому при комментировании Корана использовать их можно только в том случае, если автор стремится показать их вымышленность. Нельзя также цитировать их в сборниках хадисов и биографиях пророков.

Вопрос 11

В рассказе о пророке Адаме (мир ему) фигурируют ангелы и джинны. Это отдельные существа или же просто обозначение двух различных сил: ангельских и дьявольских?

Ангелы

Несмотря на частое упоминание ангелов в Коране и хадисах, мы не знаем их сущности и даже не можем увидеть их. Но, будучи мусульманами, мы должны верить в то, что они существуют и являются отдельным видом творений. Некоторые из них названы в Коране и хадисах поименно. Присущие ангелам качества указывают на то, что ангелы обладают личностью и являются отдельным видом Божьих созданий. Об их качествах говорится в следующих аятах:

а) Скажи (пророк): «Кто враг Джибрилю, – а ведь Джибриль низвел Коран в твое сердце с Божьего соизволения…»52

б) «…кто враждует с Богом, Его ангелами, посланниками, Джибрилем, Микаилом, так ведь Бог – враг неверующих».53

в) Он ниспосылает ангелов с Духом по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает…54

г) Вся хвала Богу, Создателю небес и земли, назначающему в качестве посланнцев ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он приумножает в творении, что пожелает. Воистину, Бог властен надо всем.55

д) Ангелы и Дух восходят к Нему…56

е) Ангелы будут находиться по его краям, и восемь ангелов понесут над собой Трон твоего Господа.57

ж) – Я установлю на земле наместника. – Они сказали:

– Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие…?58

Из этих аятов видно, что отрицать существование ангелов в качестве отдельных творений просто невозможно. Это противоречит Корану.

Слова «ангел» и «ангелы» употребляются в Коране 88 раз в 86 аятах:




Кроме того, об ангелах сообщается во многих достоверных хадисах и прежних священных писаниях: Торе, Псалтыре, Евангелии и др. Там о них тоже говорится как об отдельном виде существ.

Джинны

Как об отдельном виде Божьих созданий говорится и о джиннах. У нас нет о них полной информации. Мы не видим их. Но мы должны верить в их существование так, как о том сообщает Коран. Мы также верим в то, что они, подобно нам, обязаны следовать Божьему религиозному кодексу. Они размножаются, среди них есть как хорошие, так и плохие джинны.

Следующие аяты Корана рассказывают о них:

а) Я сотворил джиннов и людей лишь для поклонения Мне.59

б) Скажи: «Мне было открыто, что группа джиннов слушала Коран, и они сказали:

– Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на верный путь, и мы уверовали в него и не будем приписывать напарников нашему Господу…»60

в) «…Среди нас есть мусульмане и отклонившиеся…»61

г) Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите.62

д) Он был из джиннов и ослушался приказа своего Господа.63

Эти аяты сообщают нам, что Дьявол – тоже джинн. Он говорил Богу, что создан из огня.

Слова «джинн» и «джинны» упоминаются в Коране 32 раза в 31 аяте:



Иными словами, Коран и Пророк (мир ему и Божье благословение) сообщили нам, что ангелы и джинны – это отдельные виды невидимых для нас существ. Мы можем неоднократно ошибаться в наших наблюдениях, но когда речь идет о Коране и словах Пророка (мир ему и Божье благословение), ошибка исключена. Поэтому мы верим тому, что узнаем из этих источников об ангелах и джиннах. Да и здравый смысл не отрицает их существования.

Если мы встречаемся с информацией, которая не отвергается здравым смыслом, и к тому же передается в Божьем откровении, то ее отрицание – глупость и упрямство.

Нельзя отрицать существование вещей только по той причине, что мы их не видим. Еще недавно многие небесные тела были невидимы для нас, и только с телескопом мы стали открывать их для себя. Что можно сказать о людях, напрочь отрицавших их существование? Насколько умным и верным было их отрицание? Да и сейчас мы отнюдь не так хорошо знакомы с электричеством, магнетизмом и светом, но мы знаем, что они существуют, видя их проявления и последствия.

Поэтому отрицание ангелов и джиннов материалистами и атеистами не базируется на знаниях и вере, а лишь основано на том, что они их не видят. Но это отнюдь не означает, что их нет. Есть два пути получения знаний:

– через научные исследования, в которых мы зависимы от имеющихся ресурсов и средств;

– через Божье благо, высшей формой которого является Божье откровение.

Если мы не можем добыть информацию, которая не отрицается здравым смыслом, через научные изыскания, и при этом Бог сообщает нам, что она верна, то каждый разумный человек должен принять ее. Если же он сомневается в том, что она содержится в Божьем откровении, то он должен изучить доводы и признаки, даваемые Кораном и доказывающие, что это – действительно Божье слово и Его откровение.

1.10. Важные выводы из рассказа о пророке Адаме

Из данной истории можно сделать немало полезных выводов. Мы не можем привести все такие выводы, поэтому ограничимся лишь некоторыми из них:

1) Тайн Божьей мудрости – бесчисленное множество. И приблизиться к Богу в их понимании просто невозможно. Мы узнаем, что даже ангелы, приближенные к Нему, не понимали мудрости назначения Богом Адама (мир ему) Своим наместником на земле. И они были удивлены, пока Бог не раскрыл им неизвестные до того факты.

2) Если Бог обращает Свое внимание даже на что-нибудь незначительное, Он может невероятно возвысить этот предмет. Так, мы видим, что творение из глины было возвышено до ранга Божьего наместника на земле и даже Божьего пророка и посланника. И в том есть Божья мудрость.

3) Хотя человек наделен благородством и превосходством, в его натуре присутствует слабость. Он остается смертным человеком, и его недостатки привели пророка Адама (мир ему), несмотря на его высокий статус, к забывчивости, из-за которой он попался на уловки Иблиса.

4) Двери милости не закрываются даже после совершения греха, если человеку не по душе этот проступок, и он склонен к раскаянию. Не следует предаваться отчаянию: все, что нужно, – это искренность и честность. Как и в случае с пророком Адамом (мир ему), который добыл прощение у Милостивого Творца, его потомки тоже обнаружат большие возможности для того, чтобы получить Божье прощение и милость.

Скажи от Моего имени:

– Рабы Мои, опрометчиво поступавшие во вред себе, не отчаивайтесь в Божьей милости! Воистину, Бог прощает все грехи. Он – Прощающий, Милосердный.64

5) Вызывающее поведение перед Господом стирает добрые поступки и хорошие качества. Такое поведение приводит к вечному позору. Пример тому – случай с Иблисом. Его тысячелетние богослужения рассыпались прахом, когда он выбрал для себя непокорное, дерзкое поведение по отношению к Богу.

Так остерегитесь же, если способны видеть!65

1.11. Хабиль и Кабиль

История Хабиля и Кабиля (Авеля и Каина) произошла при жизни пророка Адама (мир ему), поэтому приводится в данной главе.

Коран не называет их имен, ограничиваясь словами «два сына Адама»66. Однако их имена указаны в Торе. Шейх Ибн Кясир со слов Судди приводил в своей книге сообщение, переданное Абдуллой ибн Масудом (Божье ему довольство) и другими сподвижниками:

У Адама (мир ему) с Хавой (мир ей) рождались двойняшки. Для продолжения человеческого рода пророк Адам установил следующий обычай: он женил близнеца-сына на своей дочери из следующей пары близнецов, а близняшку-дочь – на сыне из той следующей пары. Так же должны были поступить с Хабилем и Кабилем, который был старшим из них двоих. Сестра-близнец Кабиля была красивее сестры-близнеца Хабиля, поэтому Кабилю браки, которые должны были произойти по обычаю, очень не нравились. Для разрешения разногласий пророк Адам (мир ему) велел каждому из двух сыновей принести жертву в угоду Богу. Чья жертва будет принята, тот и получит желаемое.

В Торе говорится, что в те времена для получения Божьего одобрения жертву устанавливали на возвышенное место, и в знак ее принятия сверху сходил огонь, который поглощал жертву. Хабиль выбрал из стада жирного барашка и принес его в жертву Богу, а Кабиль взял со своих полей низкокачественное зерно, которое и принес в жертву. Такое поведение давало представление о том, хорошими или плохими были намерения каждого из братьев. Снизошел огонь и поглотил жертву Хабиля – его действие получило одобрение. Кабиль не мог перенести этого. Он разозлился и в ярости сказал Хабилю:

– Я не дам тебе жить. Я убью тебя, чтобы ты не получил, чего хочешь.

– В любом случае я не подниму против тебя руки, – ответил Хабиль. – Поступай, как хочешь! А что касается жертвы, Бог принимает лишь действие с праведным намерением. Угрозы и ненужный гнев не дадут преимущества перед Ним.

Совет Хабиля возымел противоположный эффект, и Кабиль в приступе ярости убил своего брата.67

В Коране ничего не говорится о браках братьев. Мы обнаруживаем только упоминание о жертве и захоронении тела Хабиля.

После убийства Кабиль не знал, что ему делать с телом брата. До того момента дети пророка Адама (мир ему) не знали смерти, поэтому их отец и не рассказывал им, как Бог велит поступать в этом случае. Неожиданно Кабиль увидел ворона, который скреб землю и рыл ямку. Кабиль понял, что для тела своего брата ему нужно вырыть яму.

В некоторых сообщениях говорится, что ворон тем самым хоронил тело другого ворона. Видя это, Кабиль испытал угрызения совести:

– Я хуже животного: даже свое преступление не могу скрыть.

Сожалея о произошедшем и стыдясь своего поступка, он склонил голову и предал тело брата земле.

И правдиво прочти им рассказ о двух сыновьях Адама. Они оба принесли жертву. От одного из них она была принята, а от другого – нет. Он сказал:

– Я непременно убью тебя.

– Воистину, Бог принимает только от богобоязненных, – ответил его брат. – Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я к тебе своей руки, чтобы убить тебя, не протяну. Воистину, я боюсь Бога, Господа миров. Лучше уж пожелаю, чтобы ты вернулся с грехом против меня и своим прежним грехом и оказался в числе обитателей Огня. Таково воздаяние злодеям.

Его эго подтолкнуло его на убийство брата. Он убил его и оказался в числе потерпевших поражение. Затем Бог послал ворона, который стал скрести землю, чтобы показать ему, как скрыть труп брата. Он сказал:

– Горе мне! Неужели я не могу быть, как этот ворон, и спрятать труп брата?

Он оказался в числе сожалеющих. По этой причине Мы предписали потомкам Исраила: кто убьет человека не за убийство и не за распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранил жизнь всем людям.68

Имам Ахмад (Божья ему милость) в сборнике «Муснад» приводил следующее сообщение от Абдуллы ибн Масуда (Божье ему довольство):

Пророк (мир ему и Божье благословение) сказал: «Когда кого-нибудь несправедливо умерщвляют, грех убийства ложится на плечи первого сына Адама, ведь это он положил начало несправедливым убийствам».69

На севере Дамаска70 расположена гора Касиюн. Туда водят туристов и показывают место, где, как утверждается, был убит Хабиль. Ибн Асакир рассказывал Ахмаду ибн Кясиру, что видел во сне пророка Мухаммада (мир ему и Божье благословение) и Хабиля. Во сне Хабиль поклялся, что был убит именно в этом месте, и Пророк (мир ему и Божье благословение) подтвердил его слова. Тем не менее сон есть сон. Даже если тот или иной сон правдив, он не влечет за собой ни правовой нормы, ни исторического свидетельства.

1.12. Урок из истории о Хабиле и Кабиле

Из приведенных аятов и хадиса видно, что очень опасно первым совершать грех. Если это происходит, злые и жестокие люди продолжат порочную практику. И человек, положивший ей начало, будет каждый раз получать грех, равный тому, что ложится на плечи непосредственного преступника. Поэтому тот, кто совершил грех первым, обречен на постоянный позор и унижение. Само по себе совершение греха – это очень плохо, но положить начало порочной практике – это еще хуже, и человек, который так поступит, обнаружит перед собой вечные мучения (упаси нас от этого Бог!).

Действия Хабиля получили Божье одобрение, а поступки Кабиля – нет. В связи с этим нужно было уберечь мертвое тело чистого человека от плохого обращения, сохранить благородство человеческого рода. Поэтому появилась новая практика – погребение тела. Кроме того, справедливость требовала наказания Кабиля за его недостойное поведение. Нужно было, чтобы он сам понял, сколь низок его поступок. В результате сам он не смог додуматься, как скрыть последствия своего греха. И его наставником в этом деле стало животное, известное своим коварством, хитростью и низостью. Это привело к высказыванию Кабиля:

«Горе мне! Неужели я не могу быть, как этот ворон…»71

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 (Хифзурахман Сеохарви) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я