Свадьба в традициях гостеприимства. Для невест и женихов

Семён Сергеевич Хмелевской

Книга адресована будущим молодоженам и посвящена планированию и проведению свадьбы: выездной церемонии бракосочетания, фуршета и торжественного приема. Взгляд на свадебный день глазами приглашенных гостей дает шанс невестам и женихам отличить важное от второстепенного, разделить поровну ношу предсвадебных хлопот и организовать лучший день в своей жизни на высочайшем уровне гостеприимства!

Оглавление

  • Часть первая. Подготовка к свадьбе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свадьба в традициях гостеприимства. Для невест и женихов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Дизайнер обложки Вадим Примович Спиренков

Иллюстратор Вадим Примович Спиренков

© Семён Сергеевич Хмелевской, 2021

© Вадим Примович Спиренков, дизайн обложки, 2021

© Вадим Примович Спиренков, иллюстрации, 2021

ISBN 978-5-4493-6616-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Часть первая. Подготовка к свадьбе

Глава I. «В гостях, что в неволе: гость у хозяина в руках». Вступление

На сегодняшний день написано немало книг по организации и планированию свадеб. В них можно найти все, что необходимо для менеджмента и координации, для работы с подрядчиками и артистами. Узнать о фасонах свадебных платьев, стилях свадебного декора, типах огранки бриллиантов. Одним словом, эти книги, брошюры и пособия содержат огромное количество якобы равноценной по своей значимости информации.

Насколько эта информация ценна — вот в чем вопрос! Ее много, катастрофически много, чересчур много. С чего начинается свадьба? Какие предметы или эпизоды играют ключевую роль? Уже при первом знакомстве с такой красивой и пухлой книгой у невесты начинает болеть голова, а жених, махнув рукой, отдает своей любимой бразды правления: дескать, для тебя же свадьба, так ведь вроде бы принято — ты и занимайся ей.

Но на самом деле невеста и жених должны готовиться к своей свадьбе вместе, вдвоем, рука об руку. И если этого не происходит, значит, уже с самого начала что-то пошло неверным галсом, в ложном направлении.

Итак, с чего начинается свадьба? Как организовать ее вдвоем, совместными усилиями? Что нужно поставить во главу угла для того, чтобы жених и невеста работали в тандеме и каждый чувствовал важность этой совместной работы? И — волнительный момент! — где находится отправная точка свадьбы, та секунда, когда можно с уверенностью сказать, что свадьба началась? Или — другой волнительный момент! — когда можно облегченно вздохнуть о том, что свадьба закончилась и все удалось?

Открою вам секрет. Свадьба начинается не с пробуждения невесты утром свадебного дня, отнюдь нет. Она начинается тогда, когда приезжает первый приглашенный гость. А заканчивается тогда, когда последний приглашенный гость уезжает восвояси.

Да, неординарность моего подхода к организации свадьбы заключается в том, что я смотрю на это событие, прежде всего, глазами гостей — и при подготовке, и при проведении. Потому и отзывы тех людей, кто был на наших торжествах, выражаются в трех-четырех словах: все было тактично, ненавязчиво, всем нам было комфортно и уютно.

Теперь же, дорогие невесты и женихи, я задам вам вопрос, на который попрошу ответить честно, без тени лукавства и хорошенько подумав:

вы приглашаете гостей для того, чтобы порадовать их или чтобы потешить себя?

Только последнее? Отложите эту книгу до поры, ей с вами пока еще не по пути.

Я рискую потерять читателя, но… зачем нам терять время зря, верно?

Книга еще у вас в руках?

Вы любите людей, любите встречать гостей, и мне есть чем поделиться с вами!

Обряд встречи молодоженов хлебом-солью

Иностранные путешественники, посещавшие Россию в разное время, всегда отмечали присущее русским людям гостеприимство. Да, хлебосольство — природное качество простого русского народа, а простой народ играет незатейливые, но очень гостеприимные свадьбы. Конечно, современная российская свадьба и свадьба по русской традиции — это ягоды не одного поля. Уже нет сватовства, нет рукобитья. Приданое уже не шьется своими руками, а коса у невесты не расплетается под печальные песни подружек. Но старинный русский обычай встречать хлебом-солью на пороге остался, и кануть в Лету не собирается. Это не может не радовать!

Попрошу вас запечатлеть в своей памяти еще одну фразу, которая поможет вам при создании душевной свадьбы в традициях гостеприимства:

если гости не почувствуют вашу заботу о них, они позаботятся о себе сами.

Это — аксиома, проверенная десятью годами организации свадеб. Когда гость ощутит себя одиноким, все пойдет совсем не так, как было вами запланировано или как вам грезилось. Никогда не экономьте на своих гостях ни времени, ни средств, ни душевных сил. Нельзя урезать расходы или знаки внимания таким образом, чтобы гости остались голодными, стояли уставшими, сидели замерзшими. Нельзя допустить, чтобы гости ушли с банкета, так и не услышав вашего ласкового слова.

Сначала — гости, после — мы.

Помните это, и вы будете вспоминать вашу свадьбу долгие годы, потому что все ваши друзья и родственники будут с благодарностью напоминать вам об этом дне.

Ну что же, начало положено!

Мы согласны в главном?

Можно поговорить и обо всем остальном!

Глава II. «Не поглядел в святцы, да бух в колокол». О выборе даты свадьбы

Эта глава будет самой короткой, но и одной из самых важных.

Открывая календарь и определяя дату будущей свадьбы, нужно помнить о следующем. Первое:

выбор «красивой» даты гарантирует вам дополнительные хлопоты.

Красиво ведь хотите не только вы, верно? Именно поэтому лучший ресторан и подрядчики в субботу двадцатого июня две тысячи двадцатого года (то есть «двадцатого двадцатого») будут нарасхват, чего не скажешь, к примеру, о пятнице девятнадцатого июня.

Второе: обязательно сверьтесь со светским и религиозным календарем. В том случае, если дата вашей свадьбы совпадет с большим церковным или государственным праздником, кто-то из желанных гостей может и вовсе отказаться от приглашения, имея собственные планы на этот день!

Глава III. «Хоть небогат, а гостям рад». О бюджете

Здесь, казалось бы, тоже все просто: сколько есть денег, столько их и потратим. Но! Сразу же отложите 10% на дополнительные расходы и до поры до времени не прикасайтесь к этой сумме.

Второй момент: попробуем заново расставить приоритеты. Как мы уже предварительно договорились с вами в первой главе, в превосходную степень мы возводим не себя любимых, а своих любимых гостей. Это означает в первую очередь что

на оплату фуршета и банкета по случаю вашего бракосочетания нужно сразу же зарезервировать не менее 40% от общего бюджета.

Сорок процентов, и это только на еду и алкогольные напитки, которые будут съедены и выпиты на коктейльном часе после церемонии бракосочетания и на последующем за ним приеме любого формата!

Шаг в сторону: о правильном планировании свадебного дня

Стоп. Похоже, вы только что испытали первое «обрушение» своих стереотипов, я угадал? Где будет организован этот самый фуршет, в ЗАГСе? Куда пропала прогулка на лимузине после ЗАГСа, это ведь тоже статья расходов? Почему автор еще до сих пор ни слова не сказал о белом платье, о его примерке и о том, как невеста впервые видит себя в нем, отражаясь в огромном зеркале свадебного бутика?

Буду искренен с вами: в книге нет отдельной главы, посвященной свадебным платьям. Нет в ней и главы о том, какой вместимости должен быть лимузин и его багажник, исполненный разнообразного алкоголя и закусок в виде хлебных и сырно-колбасных нарезок (о так называемой «прогулке на лимузине»). Нет главы об утреннем восхождении жениха по расписанной под хохлому подъездной лестнице, которая сама по себе испытание, не говоря уже о выдумках подружек невесты, препятствующих безопасному достижению женихом заветной квартиры (о так называемом «выкупе невесты»).

Нет здесь всего этого по причине того, о чем условились прежде:

мы будем говорить с вами только о гостях и о том, как сделать так, чтобы им было хорошо.

Свое платье вы, дорогая невеста, без сомнения выберете и приобретете, и лучшая подружка вам в этом поспособствует и поддержит советом. Однако по поводу ЗАГСа, лимузина и выкупа хочется поговорить сугубо. Простите меня заранее, но это будет отнюдь не лирическое отступление!

Расскажу историю из жизни. Когда мы с супругой крестили нашего первенца, близкие друзья были приглашены нами на крестины в храм. Как оказалось, это был необдуманный поступок: в теплую крестильную комнату никого не допустили, кроме крестных родителей — всем остальным пришлось коротать время в церковном дворике. Более того, таинство завершилось к полудню, а отдельный кабинет в ресторане китайской кухни был забронирован с пяти вечера, да и расстояние до него было не менее ста километров. И любимые нами люди, вздохнув, разъехались до вечера кто куда!

Ничего это вам не напоминает? Представьте: сначала друзья молодых приезжают утром на выкуп. После штурма квартиры они на перекладных добираются до ЗАГСа, где до двух часов пополудни отлаженно работает свадебный конвейер, сочетающий браком одну пару за другой. Затем три часа катаются на лимузине, открывая на остановках его чудный багажник — чем же еще заняться, пока молодожены фотографируются? И только к вечеру вся эта измотанная летней жарой или моросящим дождем компания с пикантным опозданием прибывает в ресторан, где их уже заждались совершенно трезвые гости, волнующиеся родители с хлебом-солью и тамада с дефибриллятором микрофоном в руках, от кого теперь уже полностью зависит успешное завершение свадебного дня.

Да, мы с нашими крестинами поступили ровно тем же самым образом, каким обращаются со своей свадьбой среднестатистические российские молодожены: разорвали цепь событий, нарушив драматургию праздничного дня. По-хорошему нужно было сделать так: крестили, поздравили друг друга, поговорили и сразу же поехали отмечать. Событие, обмен впечатлениями, банкет по случаю.

Вернемся к свадьбе. Какой ее эпизод самый важный, самый яркий? Выкуп? ЗАГС? Допустим даже, что это ЗАГС, а не выездная церемония, и вы по старинке соберете большую часть гостей именно в его стенах. Но и в таком случае прогулка на лимузине грубо прерывает течение свадебного дня: после кульминационного события нужна лишь небольшая пауза для фуршета, объятий со всеми и каждым, обмена любезностями, фотосессии — и сразу же банкет.

Вот такое получилось «отступление». Подытожу:

выкуп невесты и прогулка на лимузине — две совершенно негостеприимные вещи, обесценивающие праздник.

Одно дело, когда вы собираетесь сыграть свадьбу и провести выкуп невесты по русской традиции или хотя бы в русском стиле, приглашаете фольклорный коллектив, одеваетесь в национальные костюмы и так далее — в таком случае гости будут приятно удивлены, им будет интересно. Другое дело то, что я описал выше: выкуп, ЗАГС, прогулка, дефибриллятор.

Я еще не один раз буду обращаться к теме сценария и правильного планирования, а пока вернемся к бюджету — к тем самым 50% оставшихся свободных средств (10% у нас резерв, плюс 40% еда и алкоголь).

Следующими статьями расходов должны стать те, что обеспечат максимальный комфорт гостей на свадьбе, а именно: музыкальное сопровождение и трансфер.

Музыка и трансфер

Еще одно обрушение? Разве не свадебный ведущий обеспечивает комфорт гостей на банкете? Разве не он развлекает их? Парадокс, но

приглашение ведущего обойдется вам в разы дешевле, чем достойный прием гостей.

Да, сегодня львиная доля свадеб экономического класса «вытягивается» не написанием индивидуального сценария или грамотным планированием, а тамадой, практически в одиночку. Тамада-центрированные российские свадьбы эконом-класса — это феномен мировой культуры, аналог которому можно еще поискать. Дерзко это прозвучит или нет, судить вам, но я подпишусь под следующей фразой: чем дешевле свадьба, тем дороже тамада.

В Главе XVIII я продолжу разговор о свадебном ведущем и свадебном сценарии, а пока вернемся к цифрам.

Ваши ориентировочные траты на обеспечение перемещения гостей от места проведения выездной церемонии до ресторана должны составить не менее 5% от бюджета, а гонорар ди-джея или музыкальной группы, работающей в связке с ведущим или эмси́1, — не менее 15%.

Оставшиеся 30% денег — это свадебное платье и костюм жениха, кольца, фотограф, приглашения, торт, комплементы2 и так далее. Но в том случае, когда платье вашей мечты готово откусить треть общего бюджета свадьбы, а гонорар фотографа половину всех оставшихся средств, я советую вам совершить так называемый «побег» и пожениться где-нибудь на берегу тропического острова: только вы, регистратор и фотограф. Ибо лучше вовсе не приглашать гостей, нежели встретить их из рук вон плохо.

Не буду оригинален, однако позволю себе дать несколько рекомендаций по оптимизации бюджета и подскажу, на чем возможно сэкономить без ущерба комфорту гостей и их хорошему настроению:

— проведите свадьбу в интерьере, не требующем дополнительного декора;

— проведите и церемонию, и прием в одном месте, на одной площадке, исключив расходы на трансфер гостей;

— назначьте дату свадьбы на воскресенье или даже на четверг;

— перенесите прием по случаю свадьбы на утреннее или обеденное время и организуйте его в формате фуршета;

— сократите список гостей;

— возьмите платье в аренду.

Последний пункт режет невест как ножом по сердцу, но я не устану повторять: что бы вы ни делали, экономьте на себе, а не на своих гостях, и вам воздастся сторицей!

У вас есть возможность потратить на комфорт ваших гостей излишек средств? Наймите дополнительный персонал и обеспечьте наилучшее музыкальное сопровождение! Пусть музыка звучит непрерывно, без пауз — и во время церемонии, и во время коктейльного часа, и во время приема. Пусть официантов будет больше, чем тот возможный минимум, который предложил вам ресторан. Нет ничего приятнее полного обслуживания, когда гости не касаются бутылок с алкоголем или прохладительными напитками, а закуски им раскладывает официант!

Свадебный сайт

Российские свадебные интернет-порталы давно «обкатали» услугу персонального свадебного сайта, рекомендую ее и вам. Суть: невеста с женихом приобретают отдельный поддомен и самостоятельно создают сайт, посвященный предстоящей свадьбе. Ничего не скажешь — это очень удобно на самом раннем этапе планирования, как для молодоженов, так и для их гостей. Особенно полезен сайт будет в том случае, когда предполагается свадьба-путешествие.

Возможное содержание разделов свадебного сайта:

— как добираться из аэропорта до отеля;

— маршрут от места церемонии до банкета;

— названия авиакомпаний, перевозящих пассажиров до места свадьбы;

— списки отелей разного уровня обслуживания, контакты;

— маршруты экскурсий, прогулок, достопримечательностей;

— прогноз погоды и дресс-код для каждого события, этапа, мероприятия; можно подробно описать условия, чтобы люди сами определились с одеждой и обувью;

— история знакомства невесты и жениха;

— новости;

— представление родителей, близких друзей, свидетелей, áшеров*3;

— легкий намек на возможные подарки: «мы только что закончили ремонт в нашем новом доме»;

— выбор блюд, если предполагается возможность заказа из меню.

Сайт создается где-то за полгода до свадьбы. Доменное имя указывается дополнительно в открытке «сохраните дату»*. Когда вы начнете составлять список гостей и собирать почтовые адреса, не забудьте уточнить и адрес электронной почты или номер в WhatsApp’е, чтобы уведомить сообщением о запуске свадебного сайта.

Необходимое условие:

все тексты, публикуемые на свадебном сайте, должны быть проверены редактором или любым другим грамотным человеком на предмет ошибок, правил расстановки знаков препинания, пробелов, абзацев и так далее.

Ваше внимание к деталям будет красноречивее любых слов, а гости почувствуют, что они вам дороги.

Глава IV. «Хоть веселы хоромы, да не больно здоровы». О выборе площадки

Следующий шаг после определения даты и верстки бюджета — выбор места проведения церемонии регистрации, коктейльного часа и приема по случаю свадьбы. Конечно, выбор площадки будет напрямую зависеть от заложенных на расходы денежных средств. Но где бы ни была организована свадьба, в загородном доме или ресторане, в шатре или в отеле, при первом же знакомстве с локацией вы должны посмотреть на нее… да, верно, глазами своих гостей!

Для того чтобы составить верное представление о той атмосфере, в которую окунетесь вы и ваши гости,

посетите площадку в то же самое время дня, на которое запланировано прибытие гостей и начало церемонии. В том случае, когда свадьба планируется вами заранее, нужно побывать на площадке не только в то же самое время суток, но и в то же самое время года!

Многое станет на свои места сразу же, просто задайте себе несколько контрольных вопросов. Не будет ли бить солнце в глаза сидящим гостям? Нужно ли подсветить дорожки, проходы к уборным, поставить дополнительные указатели? Слышны ли будут гостям слова ваших свадебных клятв? Будут ли беспокоить насекомые? Где расположить зону отдыха? Когда гостям будет удобнее прибыть на место выездной регистрации?

Вопросов много, а ответ один: думайте. Никто, кроме вас, не будет думать об этом больше, чем вы.

Вопросы к площадке

Вот беглый список вопросов к администратору площадки, проводящему для вас обзорную экскурсию.

— Сколько человек может комфортно чувствовать себя на площадке? Удостоверьтесь, что вам называют количество банкетных посадочных мест, а не имеют в виду фуршетный вариант «на ногах».

— Есть ли помещение, в котором смогут переодеться подружки невесты, друзья жениха, невеста и жених? Есть ли гримерка для музыкальной группы, артистов и ведущего? Включены ли эти помещения в общую стоимость пребывания на площадке?

— Можно ли взглянуть на столовые приборы, которыми будет сервирована свадьба? Посмотреть скатерти?

— Где расположена парковка? Каково расстояние от парковки до площадки? Есть ли необходимость заказать автобус? Асфальтирована ли парковка?

— Достаточно ли уборных или нужно дополнительно взять в аренду биотуалеты?

— Достаточно ли мощности электропитания? Есть ли резервное электропитание, генератор? Есть ли обогреватели, кондиционеры?

— Смогут ли гости легко ориентироваться в помещении или на улице? Нужно ли поставить указатели или маркировать проходы и двери, декорировать их?

— Какое покрытие дорожек на улице между зданиями? Какой тип обуви будет наиболее удобен? Не будут ли каблуки застревать в щелях между досками или камнями?

— Есть ли временные ограничения доступа подрядчиков на площадку, на сборку / разборку, установку / демонтаж?

— Где будет располагаться квартет или DJ? Нужна ли будет подзвучка, микрофоны?

— Куда гости пойдут сразу после церемонии? Есть ли необходимость сделать дополнительный проход или подсветить дорожку к месту для фуршета?

— Как будет организован коктейль? Где будут располагаться музыканты, бар, стол для рассадочных карточек?

— Будет ли приветствие*? Кто будет стоять от принимающей стороны? Где это будет происходить?

— Где будет организован прием? Это будет фуршет или банкет?

— Где будет танцпол, как будут поставлены столы? Бар? Где будет стоять торт или сладости?

— Понадобятся ли дополнительные тенты для официантов, кухни?

— Будет ли «афтерпати»? Там же или в другом месте?

— Возможно ли провести предварительную обработку территории от насекомых? Установить специальные средства?

— Будут ли в воздухе в это время года распылены какие-либо аллергены, пыльца или летать тополиный пух?

Администратор отеля или ресторана с удовольствием покажет вам, где и что находится. Но в том случае, если локация не предназначена для организации праздников, при осмотре будет важна каждая мелочь! При вас непременно должен быть список вопросов, подобный тому, который я привел выше. Сначала вы пробегаете по нему и только потом приступаете к работе с подрядчиками, вырабатываете подробный план площадки.

Обязательно

уточните, обязаны ли вы будете работать с предложенными площадкой подрядчиками или вы можете привести своих.

Учтите и тот факт, что почти все места на земном шаре (или, как это сейчас модно говорить, «локации»), попадающие в категорию «не-дома-а-с-выездом», нуждаются в установке одного или двух шатров: для банкета и для обслуживающего персонала. В зависимости от количества оборудования выездной кухни может понадобиться отдельный тент и для нее.

Что же касается площади шатра для свадебного приема, расчет идет от полутора до двух квадратных метров на каждого гостя. То есть для банкета на сто человек площадь сто пятьдесят квадратных метров это возможный минимум, а двести — в идеале.

План площадки

Что нужно отобразить на плане площадки?

— место для проведения церемонии;

— расположение главного стола;

— расположение столов для гостей с их нумерацией;

— танцпол;

— DJ;

— расположение акустических систем;

— место для подарков;

— место для цветов;

— сладкий стол, торт;

— стол для рассадочных карточек или конвертов;

— технические входы и выходы;

— бар;

— зона отдыха;

— зоны для развлечений (например фотозона или стол для гостевой книги*);

— комната жениха и невесты;

— гримерка для артистов;

— кухня;

— место для приветствия* гостей.

А также любые другие возможные зоны и предметы, расположенные на них.

Танцпол

О месте для танцев хочется сказать отдельно, потому что о нем задумываются в последнюю очередь. А ведь

ограниченное пространство для выступлений артистов, активных игр и танцев поставит сценарий вашей свадьбы и работу ведущего в жесткие рамки!

Танцпол подразумевается в непосредственной близости от ди-джея или сцены. С любого места в зале должно быть хорошо видно то, что происходит на нем и на сцене. Площадь рассчитывается следующим образом: 0,2‒0,25 кв. м на каждого гостя. То есть на сто гостей зона для танцев должна быть не менее чем пять на пять метров, или двадцать пять квадратных метров. Заранее знаете, что ваши гости веселого нрава и будут активно танцевать? Площадь танцпола можно увеличить. Музыкальная группа располагается непосредственно на танцполе? Необходимо учесть это при расчете его площади.

Если танцпол представляет собой отдельную конструкцию и приподнят над уровнем пола, по его углам устанавливаются «метки» в виде деревьев, фигур или колонн — они напоминают гостям о том, что есть ступенька.

Глава V. «Куда иного конь везет, туда бедняжку бог несет». О трансфере гостей

После того как вы определились с одной или несколькими локациями, на которых пройдут церемония, коктейль и прием, настает время подумать о гостях еще раз. Им будет комфортно в день свадьбы только в том случае, когда они не будут задумываться о трансфере, о переезде с места на место.

Проявите заботу о гостях, чтобы они не беспокоились, как добираться «туда» или «оттуда» и сколько бокалов шампанского они могут себе позволить на банкете.

Особенное внимание уделите, если

— свадьба с выездом;

— большой процент иногородних гостей;

— церемония и прием в центре города, где всегда есть проблемы с парковкой;

— церемония и прием организуются на разных локациях.

От аэропорта или от железнодорожного вокзала гости, как правило, добираются самостоятельно. Дальнейшие же их перемещения обязаны организовать вы! Этот пункт вашего бюджета вычеркивать нельзя, лучше пожертвовать чем-нибудь другим. Комфорт гостей должен быть у вас в приоритете.

Что бы вы ни делали, убедитесь в том, что гости будут иметь ясное представление о транспорте и маршрутах. Дайте им знать заранее, предоставляете ли вы трансфер или нет, снабдите их контактами и телефонными номерами водителей, интернет-адресами и телефонами службы такси, расписанием автобусов до аэропорта. Вложите подробную информацию либо в комплект приглашения, либо поместите ее на своем свадебном сайте, либо отправьте дополнительным письмом или электронным письмом.

Парковка

Начните с подсчета всех машин, которые прибудут на площадку в день свадьбы. Ежели это отель, то вопросов с парковкой возникнуть не должно. Не забудьте о машинах, на которых приедут подрядчики и поставщики. В том случае когда на площадке действует пропускной режим, совершенно необходимо заказать пропуска, а также оговорить возможность подъезда для погрузки и выгрузки.

Второй момент: в случае платной парковки гости не должны доставать свои бумажники. Неписаное правило этикета:

за парковку машин гостей платит приглашающая сторона.

Предполагается одновременный приезд большого количества машин? Наймите людей, которые будут показывать направление проезда к свободным местам на парковке. На эту роль можно временно определить одного из свадебных ашеров* или координаторов, работающих на площадке.

Глава VI. «Дождь на молодых — счастье». О плане «Б»

Еще одна коротенькая, но важная глава!

Мысленно пробегая свой свадебный день с самого раннего утра и до позднего вечера, представляйте себе любые сюрпризы, которые может подбросить вам погода: непривычную для этих мест жару, непредвиденный холод, нашествие комаров, порывистый ветер, ледяной дождь, метель, шторм.

Состоится ли фотосессия на открытом воздухе в непогожий день? Успешно ли пройдет церемония у кромки воды или на живописной лужайке в ветреный день? Сможете ли вы приплыть к месту церемонии на катере, когда волны будут слишком высоки? Сядет ли у отеля вертолет в грозу? Дневная духота в шатре обязует вас позаботиться о кондиционерах и вентиляторах, а вечерняя прохлада — об обогревателях и пледах. Свадьба на открытом воздухе предполагает приобретение репеллентов или подразумевает аренду дополнительного освещения.

Разработайте план действий на каждый каприз матери-природы, и у вас не будет поводов для расстройств.

А когда у вас будет хорошее настроение и улыбки на лицах, тогда и гости будут радоваться вашему дню вместе с вами.

Это — проверено.

Глава VII. «И всяк тебе друг, да не вдруг». Выбор свидетелей и свиты

Вот мы и приблизились вплотную к одной из возможных дилемм, которые поставит перед вами свадьба: к выбору свидетелей и эскорта невесты и жениха.

В чем здесь сложность? Дело все в том, что

эти люди будут присутствовать на свадьбе не в одной, а сразу в двух ролях — и ваших помощников, и ваших гостей, а это весьма непросто.

Именно поэтому свидетельнице, свидетелю и всем остальным друзьям вами должны быть оказаны особенные знаки внимания и сказаны особенные слова благодарности. Равно как и всем тем, говоря к слову, кто поможет вам в организации и проведении вашей свадьбы!

Казалось бы, первое, что приходит в голову: кто будет свидетельницей, сколько человек будет стоять у алтаря? Однако не начинайте думать об этом прежде, чем определитесь с площадкой. Это важно: от условий, диктуемых конкретным местом проведения церемонии, может напрямую зависеть число лиц в ваших партиях! Помните: расширить состав можно всегда, а вот отзывать просьбу стать одной из подружек невесты или одним из друзей жениха — это моветон.

Когда вы начнете перебирать в уме кандидатуры, взгляните на них вот под каким углом: действительно ли это те люди, которые должны быть рядом, а не в числе зрителей церемонии? Насколько велика их роль в вашей жизни? И немаловажный вопрос: знают ли их родители, знакомы ли они лично? Если так, то ваша дружба прошла испытание временем!

Помните, что ваш эскорт — это расходы денежных средств и душевных сил. Они будут потрачены на обсуждение деталей свадьбы с подружками, моментально почувствовавшими значимость их мнения для вас, на трансфер, на пошив или аренду платьев и смокингов, на бутоньерки, букеты, подарки. Согласитесь, траты на двух человек будут в разы отличаться от расходов на двенадцать персон!

Также важно понимать, смогут ли избранные вами люди оказать вам поддержку и помощь? Доставить в номера подарки для гостей4? Вовремя прибыть на церемонию, в конце концов? Или, напротив, вам придется опекать их весь день, как малых детей? Представьте себе, что у вас через час начинается церемония, а у лучшего друга тяжелое похмелье, так как он, по своему обыкновению, чрезмерно порадовался накануне?

Знаете не понаслышке привычки ваших друзей, их темперамент и образ употребления спиртного? Уделите им чуть менее важную роль на свадьбе.

Лучшая подруга невесты (свидетельница)

Подружка невесты — это особенная должность, равно как и друг жениха. На свидетельницу традиционно ложится ответственность за организацию девичника, она ставит свою подпись в книге регистрации брака, держит букет невесты и кольцо жениха во время церемонии и говорит обязательный тост на приеме по случаю свадьбы. Она помогает невесте одеться утром в день свадьбы, а также переменить наряд ближе к окончанию торжества, и так далее.

В прежние времена под «помощью» подразумевался совместный пошив приданого; нынче же это может быть шопинг, содействие в подготовке посадочных карточек, доставка гостевых корзинок в номера отеля. Также в компетенцию лучшей подруги невесты входит контроль над всеми остальными подружками, телефонная связь с ними, координация их прибытия, их наряды и выполнение возложенных на них обязанностей.

Подружки невесты

Подружки-спутницы помогают невесте справиться с ее свадебными хлопотами. Они могут быть как замужние, так и незамужние. Им также назначаются определенные роли на приеме и церемонии.

Сколько их будет и как никого не обидеть своим выбором? Попробуйте представить, что прошло лет двадцать, вы открываете свой свадебный альбом. Все ли остались рядом спустя годы? Возможно, что кто-то из них чувствует себя более близкими вам, чем вы чувствуете себя по отношению к ним. Поэтому для начала попробуйте попросить помочь вам в организации каким-либо иным образом, например, оказать вам любезность и забрать у флориста букет и бутоньерку. Подруга выразила нескрываемое неудовольствие? Вряд ли она останется в вашем близком кругу через двадцать лет! Ваша фраза: «Мне нужна та, кого я могла бы включить в свою предсвадебную суету целиком и полностью» — приблизит близких и отдалит далеких, никого при этом не обидев.

Будьте тактичны и терпеливы. В случае если ваша подружка злоупотребляет кремом для загара и ожидаемо будет выделяться среди остальных, оставьте свое недовольство при себе. Дружба дороже. Внимательно прислушивайтесь, что подружки говорят о своих платьях, что им в них не нравится: все они должны чувствовать себя комфортно, являясь одновременно и вашим эскортом, и самими собою, то есть — гостями на вашей свадьбе!

Постарайтесь не перегружать их разного рода обязанностями, чтобы они не почувствовали себя так, словно они находятся на работе! Согласитесь, они пришли отдохнуть, а вы как гостеприимные хозяева должны им в этом послужить.

Лучший друг жениха (свидетель)

Правая рука жениха, ответственности немало. Свидетель — хранитель обручальных колец. Если в церемонии будет принимать участие такой милый персонаж, как мальчик-кольценосец, то и в этом случае свидетель бережет настоящие кольца, а у кольценосца на подушечке будут привязаны бутафорские — так безопаснее.

Также свидетель следит за тем, чтобы эскорт жениха и áшеры* прибыли вовремя и в надлежащем виде, как внешнем, так и «внутреннем»: то есть с приятной улыбкой на лице. Свидетель помогает жениху одеться, следит за сохранностью денег и подарков, расплачивается с подрядчиками и раздает им чаевые.

В традиционной англо-американской свадьбе свидетель принимает самое активное участие в организации мальчишника. Он же подготавливает и украшает автомобиль или другое транспортное средство, на котором молодожены унесутся в свой медовый месяц.

Друзья жениха

Здесь все понятно — друзья остаются друзьями всегда. Они помогают организовать мальчишник, стоят крепкой шеренгой у алтаря и всячески поддерживают и опекают молодоженов в день их свадьбы. Эта помощь может заключаться в сборе родственников для проведения фотосессии, переносе подарков в машину родителей и так далее.

Áшеры*

Вы уже наверняка слышали старинное свадебное суеверие, пришедшее к нам из туманной Англии: на невесте в день свадьбы должно быть «что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы, что-то голубое и шестипенсовая монетка в туфельке». Что же, эта книга о свадьбах, и в ней тоже должно быть нечто новенькое для читателя! Расскажу-ка я о персонажах, которые на наших свадьбах пока еще совершенно в диковинку, о так называемых «свадебных áшерах», или сопроводителях.

Встреча гостей у входа в церковь свадебными ашерами

Роль их на свадьбе проста: встретить гостей у дверей, вручить им программку и сопроводить их до нужного места перед началом церемонии бракосочетания. Ну и, разумеется, они же обязаны воспрепятствовать входу на церемонию тех, кто на нее не приглашен, — именно в этой функции áшеров можно мельком увидеть в голливудских фильмах.

Однако это лишь поверхностный взгляд на роль ашера. Желаете копнуть глубже? Полистайте «Этикет» Эмили Пост, раздел про ашеров. Удивитесь, скажу я вам! Э. Пост, гуру американского делового и свадебного этикета, благодаря своему происхождению и воспитанию знала множество тонкостей, присущих светскому мероприятию. И ашеры в ее видении —

это люди, выступающие от лица хозяев, полноправные представители хозяев, говорящие от их имени и ведущие себя подобно хозяевам, гостеприимно и радушно.

К примеру, на торжественном приеме в доме с обилием помещений ашер мог уверенно подойти к незнакомому ему человеку и завязать с ним непринужденную беседу с целью развлечь его — и никто не посмел бы упрекнуть ашера в нарушении правил этикета!

Но как определить по внешним признакам, кто ашер, а кто дурно воспитан и пытается переступить черту и заговорить с вами первым, не будучи хозяином на приеме? Элементарно: по бутоньерке на лацкане пиджака, перчаткам и шляпе. Да-да, веет экзотикой, и в наши дни увидеть подобное — большая редкость! Поэтому, если вы решите устроить праздник по всем правилам хорошего тона, можно ограничиться только бутоньеркой, да и костюмы ашеров совершенно не обязательно должны быть похожи один на другой.

После того как ашеры помогут гостям рассесться перед началом церемонии, они также занимают места в «зрительном зале». В том случае, когда роль ашеров исполняют друзья жениха, после рассадки гостей они удаляются для торжественного входа или сразу же становятся у алтаря в ожидании жениха и невесты. Чем больше будет ашеров, тем быстрее рассядутся гости, но количество их не должно быть менее чем один ашер на двадцать пять гостей.

К началу церемонии ашеры прибывают заблаговременно, а после ее окончания немедленно перемещаются туда, где накрыт фуршет (или «коктейль»), после которого будет организовано так называемое приветствие* гостей с последующим ему торжественным банкетом, но — обо всем по порядку!

Дети

Да, детки — это сплошное очарование. Они совершенно непредсказуемы, в этом их особенный шарм, но их присутствие на взрослом празднике может стать подводным камнем в реке свадебных событий. Как они будут вести себя, умеют ли, хорошо ли они воспитаны? Да что там говорить! До определенного возраста только характер и ежеминутные потребности управляют маленьким человеком — о воспитании не может идти и речи.

Поэтому, коли уж у вас уже есть дети и вы знаете, что кто-то из ваших друзей или родственников не может принять приглашения, разве только не возьмет с собой малыша,

обязательно позаботьтесь о том, как развлечь детей после церемонии, в отдельном помещении, где будет работать аниматор!

Не сделаете этого — детки «сделают» ваших гостей, переключая внимание на себя. И это тоже проверено.

Теперь расскажу о том, как подключить всю эту «милоту» к участию в церемонии. При желании возможно задействовать всех детей, кто будет на свадьбе. Не стоит беспокоиться о балансе полов: мальчиков будет больше, или девочек, или даже будут только лишь мальчики — не важно. Важен шарм, а он будет вам обеспечен!

Традиционный персонаж: мальчик-кольценосец. Его возраст примерно от трех до семи лет. Чаще всего он несет бутафорские кольца, в редких случаях особенного доверия к нему — настоящие кольца. Некоторые пары допускают к этой должности детей младше трех лет, но я бы не порекомендовал этого делать за единственным лишь исключением: у вас уже есть малыш. Он направится к папе, стоящему у алтаря, с гораздо большей долей вероятности!

Еще один традиционный свадебный персонаж: девочка-цветочница в возрасте от трех до семи лет. Она разбрасывает из корзинки лепестки роз, и ее появление между рядами стульев или скамеек говорит только об одном: следом за ней будет входить невеста.

Мальчики и девочки от семи до четырнадцати могут взять на себя роль эскорта, свиты. Они проходят прежде кольценосца. Если у платья невесты длинный шлейф, его несут маленькие «пажи». Кого-то из детей можно назначить звонить в колокольчик или сделать так, чтобы все дети звонили в колокольчики перед входом невесты, или выкрикивали «вот идет невеста», или несли таблички с подобными надписями — здесь нет предела фантазии, а удовольствие гостям будет гарантированно!

И в заключение еще один совет, касающийся облачения этих «мимимишных» персонажей: чем позже их одеть, тем в лучшем виде они предстанут перед гостями!

Кто оплачивает расходы на эскорт?

Постарайтесь облегчить финансовое бремя друзей настолько, насколько это возможно. Если ваш бюджет весьма ужат и эскорт все оплачивает за свой счет, необходимо сказать об этом друзьям и подружкам прямо, оговорив стоимость тех или иных вещей: аренды смокингов, покупки платьев одной цветовой гаммы и так далее.

Приглашая друзей стоять с вами рядом у алтаря, обсудите с ними все детали загодя. Их финансовое положение может быть таким, что, вне зависимости от близости дружбы с вами, они при всем желании не смогут быть в эскорте. Вам отказали? Будьте тактичны, предложите оплатить их расходы или побыть в другой роли!

Два слова о «брайдзиллах»

При подготовке к одной из свадеб я стал невольным свидетелем разговора мамы жениха и ее подружки. Невеста, отличавшаяся завидным темпераментом, настаивала на приобретении платьев бирюзового оттенка для своей мамы и для мамы жениха. И то, что бирюзовый цвет кому-то не идет или не нравится, совершенно не бралось ею во внимание. В конце концов, мама жениха пришла на свадьбу в том платье, которое приобрела сама и в котором она чувствовала себя комфортно.

Вывод из всего этого может быть только один: будьте благоразумны!

Помните, что есть вероятность того, что вам не отказывают в чем-то только лишь из вежливости, соглашаясь надеть тот наряд, что вы предложили или попросили приобрести.

И это касается не только платьев для мам, но и вообще всего того, что ваши родственники и друзья не хотели бы делать, видеть, слышать или переживать на вашей свадьбе!

После выхода в прокат фильма «Годзилла» тех невест, кто ведет себя по отношению к родственникам и друзьям неподобающе требовательно и жестко, американцы метко окрестили «брайдзиллами» (от слова bride — невеста). Однако не переживайте. Вы дочитали книгу до этой страницы? К вам это точно не имеет никакого отношения!

Но есть еще одна категория людей, с которыми вам придется взаимодействовать при подготовке и проведении свадьбы. Они для вас не друзья и не родственники. И если близких мы любим, не задумываясь об этом, и друзей мы выбрали когда-то и идем с ними по жизни, то этикет работы с подрядчиками заслуживает отдельной главы!

Глава VIII. «Лучше за стадом ходить, чем стадо водить». О подрядчиках

Этикет общения с подрядчиками очень прост: попробуйте для начала отнестись к ним как к своим… гостям. Непривычно, да? Но, согласитесь, «пригласить» флориста или «нанять» флориста — это два разных подхода и к людям, и к событию!

Второй момент: обретение и поддержание командного духа — это ключ в установлении отношений в любом коллективе. Поэтому относитесь ко всем приглашенным подрядчикам как к профессионалам, равным себе, а не как к своей прислуге. И, самое главное, внемлите бессмертной фразе Терминатора и доверьтесь тем, кого пригласили. Стив Джобс рассказывал, что он берет людей на работу не для того, чтобы говорить, что им делать, а для того, чтобы они говорили, что делать ему.

Делегирование полномочий и доверие — залог успеха всего предприятия!

И, конечно же, общайтесь со своими подрядчиками тактично и вежливо. Нет ничего хуже, чем на первый эскиз декора или образец композиции из живых цветов сказать фразу типа «это из рук вон плохо».

Итак:

— говорите «волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо» и так далее;

— выражайте свои чувства, никого не оскорбляя; когда что-то не получается изменить так, как вам хочется, повторяйте следующую фразу: «этого никто не заметит, кроме меня, этого никто не заметит, кроме меня»;

— сначала похвалите и лишь затем отметьте, что конкретно вам не подходит или что вас не устраивает;

— своевременно вносите предоплату;

— в день свадьбы подойдите к музыкантам и сделайте им комплимент;

— после свадьбы не забудьте написать благодарный отзыв в социальной сети и указать в своем посте ссылку на аккаунт подрядчика или артиста.

Помните о том, что музыканты в благодушном настроении вкладывают в свою работу вдвое больше души и сердца, а музыканты, которым вы обеспечили еду и напитки, — втрое больше.

Без них как без рук

И только лишь теперь, когда мы поговорили о том, кем для вас являются ваши подрядчики и как нужно к ним относиться, давайте подумаем, какие работники для вас, что называется, на вес золота.

Вы уже наверняка догадываетесь, исходя из третьей главы, к выбору чего нужно подойти с особенным вниманием? Верно: ресторана или кейтеринговой фирмы!

Представьте на минуту, что на вашей свадьбе нет ведущего, фоном играет приятная музыка, произносятся тосты, случаются танцевальные паузы. Будет ли гостям интересно за столом? С картофельным пюре и свиной поджаркой, скорее всего, не будет интересно. Именно такие застолья в наши дни принято отдавать на откуп тамаде, который и швец, и жнец, и на дуде игрец, семи пядей во лбу и с двумя сумками реквизита.

Да, по моему скромному мнению, феномен постсоветского тамады своим существованием обязан утрате или незнанию культуры гостеприимства, неумению встречать и привечать гостей за столом! Десятилетний опыт работы в сфере проведения праздников доказывает:

чем гостеприимнее и хлебосольнее свадьба, тем меньше нужно говорить и делать ведущему.

Это напрямую связано и с качеством, и с количеством подаваемых закусок, и с уровнем обслуживания в ресторане, и с наличием или отсутствием свадебной полиграфии, и с общей концепцией торжества — одним словом, со всем тем, что укладывается в формулу «сначала — гости, после — мы».

Человек устроен просто, в праздничный день ему нужно немного, всего-навсего хлеба и зрелищ. Но когда стол изначально скушен или скоропостижно скушан, все внимание гостей переключается на ведущего, это неизбежно. Возможно ли сделать шоу из самой трапезы? На самом деле шоу можно сделать из чего угодно, для этого и пишется сценарий!

Представьте себе картину. Гость открывает меню, а в названии горячего блюда заключена некая интрига: «Мясцо по-суздальски», хотя дело происходит в Екатеринбурге. Позже, во время подачи горячего невеста комментирует в микрофон, что это блюдо приготовлено шеф-поваром ресторана по бабушкиному рецепту. Растроганная бабушка берет в руки микрофон, поздравляет молодоженов. Гости сдвигают бокалы, приступают к горячему. Ди-джей просит гостей обратить внимание на экран, на котором демонстрируется пятиминутное слайд-шоу, составленное из фотографий поездки молодоженов к бабушке в Суздаль. Бабушка довольна и счастлива, гостям интересно и вкусно.

А теперь скажите: каков вес тамады в этом эпизоде? Нулевой. Поэтому

следующим пунктом в списке приоритетных подрядчиков я поставлю не тамаду, а музыкальное сопровождение свадьбы.

Именно музыка сопутствует нам повсюду и создает настроение, а не этот персонаж. В машине ли, в модном бутике или на пробежке в наушниках — она звучит каждый день, и у нас есть любимый стиль и жанр и «флешка» с теми композициями, которые особенно нравятся.

Так почему же первая мысль, проносящаяся в головах молодоженов, это «кто будет нашим тамадой», а не «куда мы пригласим наших гостей» или «кто лучший ди-джей в городе»?

Помимо свадебного банкета, музыка обязательно должна звучать:

— перед началом выездной церемонии;

— во время церемонии;

— во время коктейльного часа (фуршета между церемонией и приемом);

— во время приветствия*, если оно есть в сценарии;

— во время афтерпати.

Итак, наши приоритеты: вкусно накормить, на высоком уровне обслужить и сопроводить это хорошо подобранной музыкой, звучащей непрерывно с момента начала церемонии. Обо всем этом вы должны позаботиться в первую очередь: это настроение ваших гостей, это их комфорт и удовольствие.

Подробнее о форматах торжеств и свадебном меню я продолжу разговор в Главе XII, а о музыке договорю в Главе XXII. Пока же попробуем себе представить приезд первого иногороднего гостя и посмотреть его глазами на то, оправдывает ли ожидания приглашение на вашу свадьбу, которое он получил по почте или при личной встрече!

Глава IX. «На званого гостя угодить надо». О встрече и размещении

Исходя из опыта и статистики, большинство ваших гостей будут родственниками и друзьями, живущими в одном городе или в одном районе с вами. Для них, для местных, свадьба начнется с момента их приезда к началу церемонии бракосочетания. Но тем, кто приедет или прилетит издалека, предстоит один или два дня находиться в непривычной для себя обстановке незнакомого или малознакомого города, и поэтому о них нужно позаботиться особым образом!

Еще на этапе выбора площадки присматривайтесь к близлежащим отелям и гостиницам, изучите номерной фонд, поговорите с администраторами. Одно из самых главных условий:

иногородние гости должны быть размещены компактно и в непосредственной близости от места проведения свадьбы.

В обратном случае каждый из них будет, что называется, себе на уме и не ощутит себя частью праздника!

С другой стороны, если вы возмещаете своим гостям проживание и питание, предоставьте им возможность выбора номеров в разной ценовой категории. Подумайте о том, комфортно ли будет друзьям ваших родителей настолько же, насколько вашим однокашникам и сверстникам — у людей разного возраста и разного достатка неодинаковое представление о комфорте!

Заказывая номера, не постесняйтесь спросить администратора отеля о групповых скидках. Обыкновенно скидки начинают действовать при заказе от десяти и более номеров единовременно и могут действовать даже в разгар туристического сезона, однако про скидки администратор отеля может умолчать — это бизнес. Но ведь и «за вопрос денег не берут», верно?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть первая. Подготовка к свадьбе

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свадьба в традициях гостеприимства. Для невест и женихов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

MC — сокр. англ. master of ceremonies, мастер церемоний.

2

Комплемент — предмет, закуска или напиток, предлагающийся клиенту ресторана или отеля «вдобавок» к основной услуге.

3

Со словами, помеченными в тексте звездочкой* можно ознакомиться в разделе «Свадебный словарь», который расположен в конце книги.

4

Подробнее о так называемых «гостевых корзинках» см. главу XI.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я