Об ангелах и бесах

протоиерей Константин Пархоменко, 2007

В книге рассказывается о помощниках и друзьях человека – ангелах и его лютых врагах – бесах, об участии тех и других в жизни человека. Приводится множество свидетельств как из древней истории, так и из современной жизни.

Оглавление

© Текст, свящ. К.Пархоменко, Е.Пархоменко, 2007

© Оригинал-макет, оформление, издательство «Сатисъ», 2007

От автора

Книга, которую вы держите в руках, состоит из двух частей: «Вестники света» и «Вестники тьмы». Первая часть посвящена рассказу о добрых Ангелах, вторая — об ангелах злых, или бесах. Бесы — тоже ангелы (обратите внимание, что этих ангелов мы пишем с маленькой буквы), но ангелы падшие, изменившие Богу, взбунтовавшиеся против Бога.

Ангелы и бесы занимаются совершенно противоположными делами. Если первые — помощники, друзья человека, то бесы — лютые враги. Роднит Ангелов и бесов их природа — ангельская.

Что нам говорит Священное Писание об Ангелах и о бесах? Можем ли мы почувствовать участие в нашей жизни этих бесплотных созданий? Насколько нам доступно общение с ними? — Об этом книга.

Один из ее разделов, под названием «Вселение и изгнание диавола», написан моей супругой, Елизаветой Пархоменко. В нем речь идет об опыте противостояния бесовским силам, суть которого отражена в эпиграфе к разделу: «Лучше иметь в дьяволе врага, чем господина» (св. Проспер Аквитанский, V век).

Чтобы изложение православного учения об Ангелах и бесах не показалось скучной теорией, мы привели массу подлинных[1] случаев, как из древней истории, так и из современной жизни (или недавних событий). Однако очень хочется, чтобы эта книга не просто развлекала вас, дорогой читатель… Как всякая религиозная, или, как раньше говорили, духовная, книга, она претендует на то, чтобы вы отнеслись к ней серьезно. В Ангелах увидели бы духовно опытных помощников, наставников и просили их о поддержке, помощи. В бесах — распознали злейших врагов и так исправили бы свою жизнь, чтобы не иметь с ними ничего общего.

Примечания

1

Подлинность одних историй несомненна. Они произошли в наше время и исходят от людей, которым можно совершенно доверять. Подлинность других — доказать сложнее, особенно если история имела место очень давно. Тем более что в древности не только не считалось зазорным, но приветствовалась тенденция и рассказы о реальных событиях разукрашивать вымышленными подробностями. Однако наша задача — не провести историческое расследование (что чаще всего невозможно), но раскрыть православное учение о данном вопросе. Свидетельства Предания мы принимаем постольку, поскольку они соответствуют учению Церкви и насколько адекватно иллюстрируют богословское учение об Ангелах и бесах.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я