Экономика и финансирование системы образования

Р. Р. Байтасов

В учебном пособии изложены сущность, основные категории и принципы экономики образования. Рассмотрены вопросы менеджмента и маркетинга, формирования материально-технической базы, финансирования и налогообложения и др. Предназначено для студентов экономических специальностей, слушателей системы повышения квалификации, преподавателей и учителей экономики и бизнеса.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика и финансирование системы образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Р. Р. Байтасов, 2017

ISBN 978-5-4485-8917-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1. Образование в системе национальной экономики

1.1. Образование, как составная часть народнохозяйственного комплекса страны

Национальное хозяйство любой страны представляет собой комплекс взаимосвязанных отраслей, сформировавшихся в результате экономического и социального развития общества на основе специализации и кооперации труда, международного сотрудничества с другими странами.

С точки зрения участия в создании внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода (НД) народнохозяйственный комплекс подразделяется на две крупные сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу (рис. 1.1) [9].

Рис.1.1. Совокупность отраслей народного хозяйства

Национальный доход (National income) — обобщающий показатель экономического развития страны; вновь созданная в материальном производстве стоимость [5]. Национальный доход складывается из:

— заработной платы рабочих и жалования служащих;

— дополнительных выплат;

— рентных доходов владельцев собственности;

— чистого процента по потребительским кредитам;

— прибылей корпораций;

— доходов собственников.

Национальный доход отличается от ВНП на сумму амортизационных отчислений и косвенных налогов на предпринимателей.

Национальный доход — в экономических моделях — денежный поток, направленный от фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.

Отрасль — совокупность организаций или подразделений, занятых одним видом хозяйственной деятельности или тех, в которых доля этого вида деятельности составляет большую часть.

Организации, занимающиеся одновременно несколькими видами хозяйственной деятельности, разделяются на подразделения для отнесения к соответствующим отраслям. На практике такое разделение осуществляется в тех случаях, когда имеется возможность получения информации об основных показателях деятельности подразделения: об объёме производства и затрат, численности занятых и т. п.

Отрасль объединяет организации и их подразделения, занимающиеся одним и тем же видом хозяйственной деятельности независимо от того, являются ли они рыночными или нерыночными производителями. Например, отрасль «Образование» может включать организации, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг.

Образование — крупнейшая отрасль непроизводственной сферы народнохозяйственного комплекса, представляющая собой систему организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Образование, в отличие от других отраслей экономики, является наиболее специфичной отраслью. Главная особенность образования в том, что основной целью работы учебных заведений является выполнение социального заказа (подготовка квалифицированных кадров), а получение доходов от внебюджетной деятельности выступает вспомогательной функцией, позволяющей им в рыночных условиях обеспечить нормальное осуществление своих первоочередных, образовательных задач.

Основным типом организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является учреждение. Оно считается образовательным при условии осуществления им образовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких образовательных программ и (или) обеспечения содержания и воспитания обучающихся, воспитанников. Учреждение образования является юридическим лицом.

Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (клубы по изучению иностранных языков, кружки, станции юных натуралистов и техников и др.).

К основным характерным чертам образовательного учреждения могут быть отнесены следующие:

— некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— наличие в оперативном управлении образовательного учреждения имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса (и иной деятельности, в том числе приносящей доходы);

— право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретённые на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами;

— право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса, и использовать для этого переданное имущество;

— определённые государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

К учреждениям образования, согласно Кодекса РБ об образовании, относятся:

1. учреждения дошкольного образования;

2. учреждения общего среднего образования;

3. учреждения профессионально-технического образования;

4. учреждения среднего специального образования;

5. учреждения высшего образования;

6. учреждения специального образования;

7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

8. учреждения дополнительного образования взрослых;

9. воспитательно-оздоровительные учреждения образования;

10. социально-педагогические учреждения;

11. специальные учебно-воспитательные учреждения;

12. специальные лечебно-воспитательные учреждения.

Образовательная деятельность учреждений образования лицензируется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.

Учреждения образования могут иметь опытные участки и станции, учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские и комбинаты, полигоны, другие учебно-производственные объекты, клинические базы, научные и другие подразделения, обеспечивающие реализацию задач учреждения образования, положения о которых утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

Деятельность учреждений образования регулируется положениями о соответствующих учреждениях образования, утверждаемыми Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом, иными актами законодательства Республики Беларусь и уставами этих учреждений.

Учреждения образования могут создавать филиалы и представительства, которые действуют на основании положений, утверждаемых создавшими их юридическими лицами, и должны быть указаны в уставе учреждения образования. Типовое положение о филиале, представительстве утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

В стране созданы три группы звеньев образования с горизонтальными и вертикальными функциональными связями.

К первой группе относятся общеобразовательные учреждения — школы, гимназии, лицеи. Школы имеют право осуществлять специализацию и создавать определённые направления (общественно-гуманитарное, физико-биологическое, химико-биологическое, технико-конструкторское, эстетическое) с углублённым изучением основных предметов за счёт дополнительных уроков или тем сверх общей программы.

Определённая специализация характерна для гимназий, лицеев. Гимназия, как правило ориентируется на общественно-гуманитарную или физико-математическую специализацию. Лицеи организовываются при ВУЗах и специализируются по их профилю.

Вторая группа звеньев образования — профессиональные учебные заведения: училища, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии, магистратуры, аспирантуры и докторантуры.

Главная задача профессионально-технических училищ — обучение профессиональным знаниям, навыкам и опыту работы по определённым специальностям и отраслям.

Учащиеся специальных учебных заведений, техникумов и колледжей, получают среднее специальное профессиональное образование, приобретают достаточный объём знаний для ведения малого предпринимательства и начальной менеджерской работы.

Высшие учебные заведения — высшие колледжи, институты, университеты, академии являются комплексными профессиональными и научными заведениями. Они дают первоначальные навыки исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности, позволяют продолжить образование в магистратуре. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре, учёба в которой требует продолжения обучения по гуманитарным и специальным дисциплинам, сдачи кандидатских экзаменов и написания научной диссертации, а также её защиты перед учёным советом.

Высшим звеном профессионального обучения является докторантура, предоставляющая докторанту возможности для ведения исследований по одной из новых проблем или отраслей знаний.

Третья группа звеньев системы образования — районные, городские и областные отделы образования и министерство образования. Они имеют свою специфику и функции. Так, районные и городские отделы занимаются текущим методическим и финансовым обеспечением, областные — повышением квалификации учителей и руководителей школ, а также развитием материальной базы. Министерство образования осуществляет развитие науки, подготовку учебной литературы, кадров специалистов для себя и других отраслей экономики, формирование программ для всех учебных заведений и их совершенствование. Им организуется соединение линейных и функциональных звеньев системы образования, например, общеобразовательных школ, лицеев и ВУЗов.

Высшим органом системы образования является президент страны и подчинённые ему совет министров и общехозяйственные министерства (финансов, экономики, труда и социальной защиты населения). Ими определяется концепция образования, нормы финансирования, направления развития образования и науки.

Политику в сфере образования определяет государство.

В Стратегии и Программе устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года говорится, что «Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг».

Основные направления государственной политики в сфере образования нашли закрепление в актах законодательства. В 20011 г. принят Кодекс об образовании от 13 января 2011 г. №243-З.

Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.

Уделяется внимание обновлению материально-технической базы системы образования: в республике реализуются мероприятия Государственной инвестиционной программы, Программы капитального ремонта зданий и сооружений учреждений образования, подчинённых государственным органам управления образованием.

В Беларуси реализованы Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 №669, Программа совершенствования научной сферы Республики Беларусь, утвержденная постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 24.12.2013 №5/25, Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2000 №527, Программа реализации Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.10.2000 №47, Программа развития общего среднего образования на 2007—2016 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007 №725, Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012—2016 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2012 №210, Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2014 №27.

Приказом министра образования РБ утверждена Концепция развития педагогического образования на 2015—2020 годы.

С целью оснащения всех учреждений образования современными коммуникационными средствами в Беларуси реализована Государственная программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007 — 2010 годы».

Основные принципы государственной политики в сфере образования Республики Беларусь сформулированы в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» от 13 января 2011 г. №243-З.

1. Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

1.1. приоритета образования;

1.2. приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

1.3. гарантии конституционного права каждого на образование;

1.4. обеспечения равного доступа к получению образования;

1.5. обязательности общего базового образования;

1.6. интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

1.7. экологической направленности образования;

1.8. поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

1.9. государственно-общественного характера управления образованием;

1.10. светского характера образования.

На практике некоторые из провозглашенных принципов, не соблюдаются. В частности, бывший министр образования А. Радьков заявил журналистам: в стране рабочих не хватает, но имеется «перепроизводство специалистов с высшим образованием» (Для успеха в жизни необязательно иметь высшее образование 2008-01-11 // News.open.By: http://news.open.by/333/2008-01-11/44837/). В стране фактически начался переход к кастовой системе получения высшего образования: помимо экзаменов на ряд специальностей введено «собеседование» в местных органах власти. Т.е. с 2008 г. чиновник решает, достоин ли ребенок быть юристом, журналистом, дипломатом, госуправленцем.

Министерство образования «ориентирует руководство школ на то, что главная задача образовательного процесса не поступление выпускников в высшие учебные заведения, а устроенность детей после школы». Одновременно, полное среднее образование станет доступным не всем: бывший министр образования (как и люди его сменившие) склоны к применению «административного ресурса с целью ограничения количества учащихся, которые после базовых 10 классов продолжат обучение в 11-х и 12-х классах» [Для успеха в жизни необязательно иметь высшее образование 2008-01-11 // News.open.By: http://news.open.by/333/2008-01-11/44837/]. Т.е. устроенность «незолотой» молодёжи — это ПТУ.

1.2. Значение профессионального образования в экономике страны

Профессиональное образование оказывает непосредственное влияние на темпы экономического роста.

Экономисты различают три основные формы использования капитала: природную, физическую и человеческую. Природный капитал — это земля, недра и леса. Под физическим капиталом понимают стоимость, воплощенную в материальных активах — зданиях, сооружениях, машинах, оборудовании и всём том, что используется в процессе производства товаров и услуг. Под человеческим капиталом подразумевают имеющийся у человека запас приобретённых знаний, навыков, мотиваций, энергии, которые могут использоваться в течение определённого времени в целях производства товаров и услуг.

В Беларуси оценка национального богатства производится без учёта природного и человеческого капитала. В большинстве стран человеческий капитал является определяющим не только в национальном богатстве страны (в США он составляет 77%, в Японии — 68%, в Германии — 75%), но и в экономическом росте.

Национальное богатство — совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлечённых в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество [Экономический словарь http://abc.informbureau.com/html/iaoeiiaeuiia_aiaaonoai.html]. Определяет мощь и потенциальные возможности государства. В широком смысле включает также стоимость разведанных природных богатств, имеющихся лесных и водных ресурсов и сельскохозяйственных угодий, нематериальные ценности, квалификационный уровень трудоспособного населения, достижения науки и техники, ноу-хау, культурные ценности и прошлый опыт. Стоимостную оценку этих факторов рассчитать трудно. Оценённое условно в валюте данной страны, как правило, пересчитывается в какую-либо твёрдую валюту, например доллары США. Исчисляется как общий объём, так и в расчёте на одного жителя страны. В расчёте на душу населения ресурсный потенциал России в 2—2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз — Германии, в 18—21 раза — Японии. Рациональное использование ресурсного потенциала — одна из актуальных задач российской экономики [Экономический словарь http://abc.informbureau.com/html/iaoeiiaeuiia_aiaaonoai.html].

Согласно системе национальных счетов в состав входят две группы экономических активов: нефинансовые и финансовые.

Нефинансовые активы — объекты во владении хозяйствующих субъектов и приносящие им реальные либо потенциальные выгоды. Нефинансовые активы подразделяются на произведённые и непроизведённые. Нефинансовые произведённые активы включают основные фонды (основной капитал), запасы материальных оборотных средств и ценности.

Финансовые активы включают монетарное золото, специальные права заимствования, наличные деньги (валюту), депозиты, ценные бумаги (кроме акций), ссуды, акции, страховые технические резервы и другие счета дебиторов и кредиторов.

Измерение национального богатства

Система показателей статистики национального богатства состоит из следующих показателей:

— наличия (объёма) и структуры богатства;

— воспроизводства важнейших его частей;

— динамики всего богатства и его составных элементов;

— размещения богатства на территории страны;

— охраны природных ресурсов и их восполнения.

В настоящее время исследователи считают, что технологические изменения не приносятся извне, а возникают преимущественно внутри самой экономической системы в результате накопления человеческого капитала. Человек является не только носителем новых знаний, но и их создателем.

Всемирный банк в результате обследования 192 стран пришёл к выводу, что только 16% их роста обусловлены имеющимся физическим капиталом, 20% — природным, а остальные 64% связаны с человеческим.

Доминирующую роль в развитии человеческого капитала занимает образование.

В настоящее время доказано, что отдача от инвестиций в образование намного выше, чем от вложений в основной капитал. Образование рассматривается как главный инструмент преодоления экономической отсталости.

Механизмы влияния образования на экономический рост.

1. Обеспечение профессионально-кадровой структуры работников для развивающейся экономики страны.

Исследования показали, что изменение профессионально-кадровой структуры трудоспособного населения подготавливает процесс экономического развития страны и таким образом инициирует структурные сдвиги в экономике в целом.

В настоящее время требования к профессиональной подготовке работника дополняются общими для всех сфер экономики качествами, такими как коммуникативные навыки, умение работать в «команде», способность к самоуправлению, компьютерная грамотность, стремление к непрерывному самообразованию и т. д. В процессе профессиональной деятельности именно они обеспечивают работнику мобильность и повышение конкурентоспособности на рынке труда.

2. Активная политика государства в сфере занятости.

Для того чтобы политика государства в содействия полной занятости населения выступала основным направлением достижения непрерывного экономического роста необходимо, чтобы она базировалась на основе формирования у человека потребности в обучении, переобучении, повышении квалификации, развитии навыков эффективного поведения на рынке труда и т. д.

3. Подготовка кадров для малого и среднего бизнеса.

Социальный эффект от развития предпринимательства заключается в формировании среднего класса собственников, который традиционно обеспечивает социальную стабильность в обществе.

4. Формирование инновационного потенциала нации, который обеспечивает социальную стабильность в обществе.

1.3. Особенности экономики профессионально-технического образования и показатели экономической эффективности его деятельности. Пути повышения экономической эффективности профессионально-технического образования

Особенности экономики профессионально-технического образования обусловлены следующими факторами:

— общедоступность и бесплатность профессионально-технического образования, гарантированные Конституцией Республики Беларусь;

— самая высокая фондоёмкость среди других видов образования, обеспечивающей основной вид обучения учащихся — практическое обучение. (Фё=ОПФсг: ВП);

— введение нормативного финансирования (нормативов социальных стандартов). Например, норматив бюджетной обеспеченности одного учащегося профессионально-технического учебного заведения составляет 1,2109 млн. руб. (2005г.). Данный показатель в стране не выдерживается;

— приближение бюджетного финансирования ПТО к финансированию по ожидаемым конечным результатам («контрольные цифры приёма»);

— возрастающая роль внебюджетных источников финансирования.

В СССР экономика профессионально-технического образования была в определяющей мере интегрирована в экономику отраслей народного хозяйства, материально-финансовое обеспечение практически покрывало потребности, микроэкономика учебных заведений сводилась к элементарной распределенческой модели.

В рыночных условиях роль и формы экономической деятельности профессионально-технического образования резко изменились:

1. Государственная политика патернализма в настоящее время ограничена лишь сферой социальной защиты учащихся и преподавателей.

2. Существенно уменьшилась роль отраслевых органов управления и организаций-заказчиков кадров, особенно так называемых «базовых предприятий», в поддержке экономики учебных заведений.

3. Обеспечение успешного функционирования и дальнейшего развития профессионально-технического образования стало обязанностью региональных органов управления и самих учебных заведений.

В связи с этим актуальной является оценка экономической эффективности деятельности профессионально-технического образования в сопоставлении с потребляемыми ресурсами и общественными потребностями.

Показатели результативности профессионально-технического образования: приём, контингент, выпуск, отсев, трудоустройство учащихся и др. Наиболее значимым из этих показателей можно считать показатель трудоустройства учащихся, позволяющий оценить эффективность профессионально-технического образования по общему экономическому принципу — по конечным результатам. Данный показатель характеризует два свойства системы профессионально-технического образования:

— способность удовлетворить запросы работодателей в кадрах определённой профессии и квалификации,

— способность обеспечить социальную защиту выпускников путём предоставления им востребованной профессии.

В качестве показателя объёма потребляемых ресурсов может быть использован показатель — величина затрат на обучение (с учётом характера образовательных программ). При этом эффективными затратами следует считать лишь ту часть общих затрат, которая пошла на обучение трудоустроившихся выпускников. Затраты на обучение выпускников, не получивших работу или трудоустроенных не по специальности, относятся к потерянным (за исключением затрат на получение частью выпускников общего среднего образования).

По данным статистического справочника ГИАЦ (Государственный информационно-аналитический центр) в 2002/2003 учебном году из общего выпуска 54,1 тыс. чел. доля направленных на работу (включая продолжавших учёбу на высших уровнях образования) составляла 66,57%, призванных на воинскую службу — 10,8% (по опыту, половина из них меняет профессию). К нетрудоустроенным выпускникам (включая вернувшихся с воинской службы) можно отнести 11,5 тыс. чел.

Потери из-за нетрудоустройства выпускников, рассчитанные с учётом сроков их обучения, составляют примерно 6,3 млрд. руб.

В качестве интегрального показателя эффективности экономики ПТО может быть использован показатель затрат (бюджетных и внебюджетных средств) на обучение одного учащегося в течение учебного года (среднедушевые расходы).

Сравнение среднедушевых расходов в Беларуси (около 600 долларов в год) с подобными расходами в европейских странах (от 1,5 тыс. долларов в Греции до 4,9 тыс. долларов в Швеции, 6 тыс. долларов в Германии, 7 тыс. долларов во Франции), а также с расходами в СССР (около 1,1 тыс. долларов) свидетельствует о низком уровне финансирования и, как следствие, возможном отставании уровня профессиональной подготовки учащихся.

Экономическая эффективность функционирования профессионально-технического образования (снижение затрат на обучение) определяется сроками обучения. Величина среднего срока обучения, рассчитывается как сумма произведений сроков обучения на доли учащихся. В последние годы сокращение срока обучения достигнуто, прежде всего, переводом основного контингента обучающихся на сроки обучения менее 2 лет.

Рациональному использованию бюджетных средств способствует изменение структуры приёма учащихся. Увеличение доли учащихся, принимаемых в учреждения ПТО после окончания средней общеобразовательной школы, позволяет снизить затраты на обучение.

Снижению бюджетных затрат на содержание учебных заведений способствуют сокращение объёмов подготовки мало востребованных кадров и оптимизация сети этих учреждений. Это позволяет направить бюджетные средства целевым способом в те учебные заведения, которые могут готовить востребованные кадры и открывать подготовку по новым профессиям, пользующимся спросом на рынке труда. В 2001—2005 гг. В Беларуси число учебных заведений было сокращено с 248 до 231 за счёт их объединения и закрытия, и это не привело к снижению объёмов подготовки кадров, но позволило сократить общий объём затрат.

Целевое финансирование развития учебных заведений может быть организовано и на основе конкуренции бизнес-планов.

1.4. Образовательное учреждение профессионально-технического образования как субъект хозяйствования

К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, согласно белорусскому законодательству, относятся профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально-технические колледжи.

Профессионально-техническое училище — учреждение образования, осуществляющее обучение и воспитание на уровне профессионально-технического образования по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям), а также другие виды образовательной деятельности в соответствии с уставом.

Профессиональный лицей — учреждение образования, осуществляющее обучение и воспитание на уровне профессионально-технического образования и на уровне общего среднего образования, в том числе по профилирующим предметам — на повышенном уровне, по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям), а также другие виды образовательной деятельности в соответствии с уставом.

Профессионально-технический колледж — учреждение образования, осуществляющее обучение и воспитание на уровне профессионально-технического образования по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям) и на уровне среднего специального образования по специальностям, интегрированным с учебными специальностями (профессиями) профессионально-технического образования, а также другие виды образовательной деятельности в соответствии с уставом.

Профессионально-техническое образование и профессиональная подготовка лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, осуществляется в профессионально-технических училищах, находящихся на территории этих учреждений, а несовершеннолетних, осужденных с применением принудительна мер воспитательного характера, — в специальных учебно-воспитательных учреждениях Министерства образования Республики Беларусь, специальных профессионально-технических училищах закрытого типа.

В учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования, по согласованию с органом управления по подчинённости могут создаваться:

— лицейские отделения (группы), обеспечивающие профессионально-техническое, общее среднее образование с изучением профилирующих общеобразовательных предметов и предметов профессионального компонента на повышенном уровне;

— отделения (группы) по одному или нескольким профилям и направлениям образования;

— отделения (группы) по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации;

— отделения (группы) по трудовому (профессиональному) обучению учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования;

— специальные отделения (группы), группы интегрированного (совместного) обучения и воспитания, центры профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов;

— филиалы;

— учебно-консультационные пункты;

— другие отделения (группы), необходимые для реализации задач учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, в зависимости от образовательных потребностей населения, территориальных особенностей и действующие на основе положений о них и устава учреждения образования.

Учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического образования, осуществляет свою деятельность на основании законодательства Республики Беларусь и устава, утверждаемого учредителем. Положение об учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования, утверждается Министерством образования Республики Беларусь. (Положение об учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования, утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 07.08.2003 N 57).

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, могут быть государственными и частными.

Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, как и все учреждения образования, не могут служить предпринимательским целям и рассматриваться как субъекты рыночных отношений. Любое превышение их доходов над расходами используется в целях развития образовательного учреждения.

Образовательный процесс в учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования, строится на основе принципов государственной политики в области профессионально-технического образования и на педагогически обоснованном выборе методов, средств и форм обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами учреждения с учётом интересов и способностей учащихся, их опыта. Обучение, воспитание и развитие учащихся обеспечивается педагогическим коллективом во взаимодействии с родителями, организациями — заказчиками кадров, иными организациями.

Учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического образования, создаётся с целью общего и профессионального становления и развития личности, подготовки лиц, с учётом состояния их здоровья, к профессиональной деятельности и обеспечения приобретения ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих (служащих) и специалистов, удовлетворения потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах.

Основные задачи учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования:

— удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, нравственно-эстетическом развитии;

— формирование у учащихся идейной убежденности, гражданской культуры, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, творческой активности, стремления к самосовершенствованию;

— создание условий для физического совершенствования, формирование у учащихся навыков здорового образа жизни;

— создание условий для получения профессионально-технического, общего среднего, интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования, других образовательных услуг;

— обеспечение отраслей экономики и социальной сферы республики квалифицированными рабочими (служащими) и специалистами;

— обеспечение социальной защиты учащихся и установленных законодательством социальных гарантий.

Профессионально-техническое образование молодёжи в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, осуществляется на основании контрольных цифр приёма, которые устанавливаются республиканским органом государственного управления или местным исполнительным и распорядительным органом, в подчинении которого находятся учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, с учётом потребности рынка труда, в том числе заключённых договоров о подготовке рабочих (служащих), баланса распределения школьной молодежи для дальнейшего обучения и трудоустройства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика и финансирование системы образования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я