Инструкции по внутреннему освобождению: легкость жизни без болезней и проблем

Рудигер Дальке, 2011

Доктор Рудигер Дальке, после изучения медицины в Мюнхене, прошел дальнейшую специализацию как гомеопат, врач нетрадиционных методов лечения, психотерапевт и целитель голоданием. Вместе с женой Маргит он основал и возглавил Центр нетрадиционной медицины в Йоганнискирхе (Германия), областью исследований которого стало развитие целостной психосоматики с включением духовной тематики, а областью практического применения – обучение психосоматической медицине, голоданию, дыхательной терапии, проведение медитаций и семинаров по этим темам. Вопреки "легковесному" названию, в книге Рудигера Дальке поднимаются достаточно серьезные вопросы. Читателям открываются широчайшие возможности в понимании того факта, что духовность ни в коей мере не противоречит получению искреннего удовольствия от жизни и во многом связана с достижением такой цели, как воздушная легкость повседневного бытия. Накопленные за двадцать пять лет работы автора в психотерапии простые и продуктивные методики – упражнения на расслабление в воде, практическая медитация, дыхательные техники и др. – помогут осознать и преодолеть те препятствия, которые стоят на пути к внутреннему освобождению. Книга для желающих начать или воскресить поиски смысла жизни и рассчитана на самостоятельную внутреннюю работу. Также будет полезна не только ищущим, но и тем, кто им помогает: педагогам, медикам, психологам, тренерам и др.

Оглавление

Из серии: Библиотека здоровья (Весь)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инструкции по внутреннему освобождению: легкость жизни без болезней и проблем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ОАО «Издательская группа „Весь“»

* * *

Введение

Вопреки «легковесному» названию, в книге поднимаются достаточно серьезные вопросы. Она не просто затрагивает некоторые устоявшиеся табу, но имеет целью их разрушить. Из христианской культуры в сферу нашей духовности перешло гораздо больше, чем можно себе представить. И, прежде всего — убежденность в том, что истинному христианину гораздо больше подходят жертвенность и аскетизм, чем жизнелюбие. Нечто похожее мы найдем и в буддизме с его представлением о том, что земное бытие есть страдание. Однако подобные утверждения весьма сомнительны. Из них следует, что страдание первично и мы должны цепляться за него изо всех сил, поскольку оно служит едва ли не главным условием освобождения. Пожалуй, только жителям Тибета присуще счастливое и легкое восприятие жизни, возникшее из подобных убеждений.

Что касается индуизма, то он оказался способен дать жизнь светлым и радостным системам духовного развития. Например, предложенная Махариши Махеш Йоги[1] трансцендентальная медитация видит в жизни общее великое движение к лучшему, охватывающее весь мир. Махариши снова и снова подчеркивает, что можно идти по пути радости, а страдание — не более чем окольная дорога, которой можно избежать, если познать естественные законы мироздания и следовать им.

В нашей культуре до сих пор господствуют ветхозаветные постулаты, которые могли бы измениться с приходом Благой Вести — Евангелия. Но суровый бог иудеев Яхве попросту подменил Благую Весть своего Сына Иисуса прежними мрачными догмами. Церковь, действуя в собственных интересах, полностью отдала Отцу все права, взваливая на плечи своих чад бремя греха и вины, от которого их так хотел освободить Сын.

И в Евангелии достаточно тому примеров. Так, Иисус помешал расправе с уличенной в прелюбодеянии женщиной, предложив вершить суд над ней лишь тем, кто сам безгрешен. В результате ни один камень не был брошен. В Нагорной проповеди Он отпускает нам все грехи. Сын Божий предупреждает и о том, что свое покаяние не следует выставлять напоказ. Более того, Спаситель призывает своих учеников не отрекаться от земных благ и радоваться жизни, пока Он с ними. Благую Весть свою Он провозгласил именно для того, чтобы подарить людям надежду. Человек, в сердце которого живет радость, сам идет навстречу Богу и единству. Иисус говорит, что Царство Небесное находится внутри нас, и мы должны возлюбить ближних, как самих себя. Он пытается отвратить людей от жестокости, научить отдавать сердца любви, искренности и всепрощению. Возмездие — не наша задача; люди должны быть настолько открыты, чтобы относиться с любовью даже к своим врагам.

Сын Человеческий разделяет с людьми их праздничное ликование и заботится (даже при помощи чудес) о том, чтобы на столах у собравшихся не заканчивалось вино. И можно не сомневаться — «произведенное» таким способом вино было отменным! На этот счет Библия не оставляет сомнений. Благую Весть Иисус провозглашает не для одного только спасения души. Он заботится и о пище для тела, когда пятью хлебами насыщает пять тысяч человек. Разве это не настоящий пир? Спаситель говорит нам, что не хлебом единым жив человек, но не требует при этом нужды и страданий сверх меры. Примечательно, что ни единым словом Он не упоминает капитализм и его правила. В притче о винограднике все работники получают одинаковую плату, без разницы, сколько каждому пришлось трудиться[2].

Но самое главное — в словах Иисуса нет и тени того ханжеского отношения к жизни, которого придерживаются служители его культа и так или иначе навязывают всем остальным. В раннем христианстве при святом причастии, свершаемом в Его память, было принято разливать по чашам самое лучшее вино и наслаждаться пиршеством. Подобные слова могут звучать кощунственно, но в них куда больше истинного христианства, чем в заунывных песнопениях, по сей день раздающихся в наших церквях. Лишь изредка забрезжит кое-где свет Евангелия, разве что на католических поминальных трапезах, где провозглашается, что человек рождается для счастья. И радоваться надо даже за ушедших, ведь они приблизились к цели — Небесному Царству и единству.

Надеюсь, эта книга покажет, что радость с успехом может вести по пути развития сознания и делать нашу жизнь более насыщенной и светлой. Тогда и общее настроение станет гораздо более легким. Пусть мои слова иногда звучат критически по отношению к внутренней атмосфере христианской церкви, но они целиком и полностью соответствуют тому, что говорится в Евангелии.

Не существует сколько-нибудь убедительных причин для того, чтобы непрестанно каяться и посыпать главу пеплом. Духовные искания и путь к освобождению тем более не повод отказывать себе буквально во всем, лишая жизнь богатства палитры ее красок. Кому как не занятым духовным поиском людям следовало бы исходить из того, что форма требует содержания. Им, право, стоит задуматься о способах по-настоящему освободить себя здесь и сейчас, припав к источнику живительной энергии, которой пронизана вся нашей Вселенная.

Форма соответствует содержанию. Будь это не так, многие упражнения для тела (к примеру, асаны в Хатха-йоге) не имели бы никакого смысла. Практически все духовные учения стремятся поставить тело под контроль души. И все они показывают также, насколько значим внешний мир для человека, который ищет решение вопросов внутри себя. Связь тела с духом подобна отношениям формы и ее содержания. Идеальное положение тела в прямом смысле передается душе, так как одно проистекает из другого и тем самым может способствовать ее развитию. Подтверждением этому служат, например, известные позы для медитации или медитативные движения практики тайцзы.

У ранних христиан, напротив, внимание уделялось именно душе. К телу они относились пренебрежительно и пытались всевозможными ограничениями (длительными постами, очищением и воздержанием) сделать его храмом для души, жаждущей совершенства. С тех пор взгляды изменились, и сегодня многие люди заботятся о собственном теле, чем оказывают значительное влияние и на душу. Таким образом, можно без всяких противоречий успешно заниматься развитием тела и вместе с тем осознанно находить путь к своей душе.

Ни в коем случае я не хотел бы назвать аскетический образ жизни бесполезным или не имеющим смысла. Например, уже более двадцати лет я устраиваю семинары, посвященные голоданию, где доказываю, что голод ни в коем случае не должен приводить к подавленному состоянию. Напротив, для человека это должно быть праздником. Впрочем, существует много других способов через физиологию организма влиять на душу и при этом наслаждаться и радоваться жизни. Настало время понять: через тело мы совершенствуем душу, и наоборот. А если соразмерно уделять внимание и тому, и другому, наши шансы на успех возрастут многократно.

Все это подводит нас вплотную к очередному табу, вся безосновательность которого, я надеюсь, будет доказана на последующих страницах. Нередко утверждается, будто человек, вступивший на путь духовного развития, всегда и во всем должен использовать только естественные, природные средства. Любые устройства и механизмы — под строжайшим запретом, о продукции высоких технологий вообще молчок! Факты говорят о том, что все известные попытки достичь просветления либо приблизиться к нему с помощью технических средств действительно были пока неудачны. Более всего ожиданий возлагалось на так называемые «майнд-машины»[3], но и они не оправдали себя.

Однако воздействие технического прогресса на современный мир имеет не только отрицательные стороны. Так, разработаны несложные приспособления, способные помочь в реализации самых смелых мечтаний тем, кто занят активным духовным поиском. Речь идет, в частности, о колыбели Кундалини и «кровати-качалке», не только убаюкивающей, но и исцеляющей человека во время сна. Обе являются подспорьями в укачивающей терапии, за внешней простотой которой скрываются широчайшие возможности. Данные конструкции, собственно говоря, не представляют собой чего-либо принципиально нового и в то же время оригинальны. Они берут за образец колыбель, первой из которых по сути является для нас утроба матери. Используемые при изготовлении современные технологии и материалы позволяют не просто добиваться сходного эффекта, но и существенно расширить его спектр и повысить интенсивность.

Настало время привыкнуть к мысли о том, что использование технических средств при медитациях способно не только облегчить задачу, но и сэкономить время. Разумеется, на этот счет до сих пор существует масса предрассудков, но первые шаги в данном направлении уже сделаны. Так, долгие годы утверждалось, что музыка, записанная в цифровом формате, совершенно не подходит для духовных целей, поскольку в буквальном смысле «разбита» на составляющие. Между тем сегодня мало кто заботится о подобной чепухе, и миллиарды людей в полной мере используют возможности, предоставляемые современной техникой, а предшественники компакт-дисков — аудиокассеты — практически вышли из употребления.

Существует также мнение, что только естественные, природные тембры звуков могут способствовать чему-либо в духовной сфере. Приведем только один пример: грегорианские хоралы Вангелиса[4] служат замечательным музыкальным сопровождением при дыхательной медитации или водной терапии. Они были написаны при помощи компьютерных программ и гениально исполнены на электронном синтезаторе, однако необыкновенно приятны для слуха. Едва ли стоит отвергать прекрасную музыку лишь потому, что вас не устраивает способ, которым она создавалась.

Обществу в свое время было непросто принять то, что механизм способен передвигаться быстрее живой лошади, а паровая машина намного производительнее человеческих мускулов. Долгое время казалось, что компьютер никогда не сможет на равных играть с человеком. Увы, ныне даже гроссмейстеры проигрывают электронному мозгу. Прогресс подарил нам уже немало замечательных возможностей, и теперь шагнуть ему навстречу предстоит при занятиях в области духовных поисков. На самом деле мы видим здесь всего лишь еще один стереотип, подлежащий разрушению. Почему бы не обратить это в дополнительный источник радости и вдохновения? Облегчить себе задачу, к тому же получая удовольствие? Например, мягкую покачивающуюся кровать без сомнения стоит включить в обстановку вашего жилища, поскольку на ложе мы проводим как минимум треть жизни. Разве плохо, если оно вдобавок станет еще и средством «ласковой» терапии?

Для нас здесь открываются широчайшие возможности связать духовность с получением искреннего удовольствия от жизни и достигнуть такой цели, как воздушная легкость повседневного бытия. Более того, ощутить ее можно уже на самом пути. Как учит Восток, путь сам по себе уже является целью. Стоит ли тогда изнурять себя ради того, чтобы в каком-то отдаленном будущем достичь, если повезет, безграничной свободы и света? Несомненно, гораздо продуктивнее окунуться в источник животворящей энергии, ежеминутно наслаждаясь свободой и феерической легкостью бытия.

Однажды кто-то из учеников спросил Бхагавана Ошо, каким он представляет себе космическое сознание. Учитель ответил, что речь идет об оргазме в момент созидания. Что ж, в таком случае ничто не мешает нам смело пускаться в путь. Он может оказаться долгим, но какое это имеет значение, если мы будем им наслаждаться?

Оглавление

Из серии: Библиотека здоровья (Весь)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инструкции по внутреннему освобождению: легкость жизни без болезней и проблем предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Махариши Махеш Йоги (Махеш Сривастава; род. 1917) — создатель трансцендентальной медитации, упрощенной для западного человека формы Мантра-йоги. Ее целью является радикальное изменение существования к лучшему без отказа от привычного образа жизни, требуемого большинством традиционных систем духовного развития. — Здесь и далее примеч. ред.

2

Хозяин виноградника в разное время дня нанимал работников, а вечером заплатил всем поровну (Мф. 20). Притча в традиционном толковании понимается следующим образом: Бог щедро вознаграждает за служение по собственной благости, а не справедливости в человеческом понимании. Вместе с тем Он призывает и принимает всех, желающих трудиться на духовной ниве усилий, независимо от времени прихода к Нему.

3

Mind machines (англ., дословно — машины для ума) — микропроцессорные устройства для звукосветовой стимуляции мозга. Согласно утверждениям разработчиков, позволяют влиять на настроение человека, уровень его энергетики и состояние сознания.

4

Вангелис (Евангелос Одиссей Папатанассио; род. 1943) — известный греческий композитор, аранжировщик, мультиинструменталист и продюсер. В прошлом лидер группы «Aphrodita’s Child», вокалистом которой был певец Демис Руссос.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я