Философия (Н. П. Пугачева, 2013)

Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «философия». В нем приводится краткий теоретический материал по основным разделам курса. Пособие снабжено заданиями для контрольных работ, тестами и вопросами для контроля знаний. Ввиду небольшого количества аудиторных часов на заочном отделении, пособие содержит материалы и задания для эффективной самостоятельной подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия (Н. П. Пугачева, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2 Краткий теоретический курс

2.1 Введение в философию

2.1.1 Зарождение философии. Предпосылки ее появления

Термин «философия» происходит от двух греческих слов «филео» – любить и «софия» – мудрость. Таким образом, слово «философия» означает «любовь к мудрости». Данный термин, по одним источникам, впервые употребил древнегреческий математик Пифагор, по другим – Сократ.

Философия как форма рационального – разумного – осмысления мира возникла в VII-VI вв. до н.э. (более двух с половиной тысяч лет назад) в трех географических «точках»: в Древней Греции, в Древней Индии, в Древнем Китае. Именно там сложились предпосылки для появления философии и появились первые направления и школы. Развитие философских идей от древности до современности изучает история философии. Под генезисом понимают происхождение и становление философии. Отечественный исследователь А.Н. Чанышев «предфилософией» называл совокупность всех форм человеческого знания, предшествовавших философии (зачатки наук, мифологические и религиозные представления).

На смену мифологии и религии с их целостным и образным взглядом на мир пришли философия и наука, стремящиеся к детальному и в то же время обобщающему, систематическому осмыслению мира. Философия в древности включала всю сумму знаний человека об окружающем мире. Аристотель в IV в. до н.э. выделил из философии отдельные науки.

Принято различать следующие предпосылки зарождения философии:

1) социально-экономические (возникновение государства, торговых отношений и денежного обращения; социальное неравенство, способствовавшее появлению особой группы людей, занимающихся умственным трудом);

2) духовные (кризис мифологии и религии, накопление духовного опыта и традиций);

3) культурные (развитие искусства, письменности, культурных взаимоотношений народов).

2.1.2 Предмет, метод и функции философии

Предмет философии, т.е. то, что она изучает, абстрактен и включает природу, человека, общество, мир в целом. Великий немецкий ученый 2-й пол. XVIII в. И. Кант сформулировал 4 философских вопроса: Что я могу знать? (на этот вопрос отвечает наука); Что я должен делать? (мораль); На что я могу надеяться? (религия); Что есть человек? (философия).

Философия – это особый тип знания как понимания, т.е. осмысленного, углубленного, знания, это постижение сути, сущности явлений и процессов. Она пользуется различными методами. Метод – это способ, «инструмент» достижения цели. В философии применяются общенаучные методы (анализ, синтез, описание, сравнение, наблюдение, обобщение и т.д.) и особенные – специфические (рационалистический, критический, диалектический, метафизический).

Диалектика и метафизика совершенно противоположно рассматривают мир: диалектика – как развивающееся, изменяющееся целое, а метафизика – как совокупность неизменных сущностей. Диалектика считает противоречия источником развития. Согласно метафизике, источник изменений находится вне объекта, сами же изменения сводятся к количественным.

Философия – это особый тип мировоззрения, особое искусство понимания окружающего мира. Главные черты языка философии – категориальность и абстрактность. Категории – это предельно широкие понятия. Самой широкой категорией является бытие. Понятия – это все слова, используемые в языке для обозначения вещей и процессов. И понятия, и категории – результат абстракции, т.е. отвлечения от каких-то несущественных признаков предмета и выделения главных.

Основные функции философии: мировоззренческая (формирование особого взгляда на мир и создание философской картины мира); познавательная (знание об окружающем мире и человеке); методологическая (выработка общих и специфических способов познания); критическая (анализ различных процессов и теорий); аксиологическая (ценностная); моральная (этика – практическая философия – наука о добре и зле); гуманистическая (укрепление человечности в человеке); социальная (социализация человека, т.е. приобретение определенных социальных качеств); прогностическая (прогнозирование будущего человека и общества); общекультурная (философия – неотъемлемая часть культуры).

2.1.3 Понятие и структура мировоззрения. Материализм и идеализм

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир. В его структуре выделяют такие элементы, как мироощущение, миропереживание, миропредставление и миропонимание. От мировоззрения нужно отличать картину мира – целостный образ мира (обыденная, научная, религиозная, философская), независящий от конкретного человека. Мировоззрение бывает обыденное, научное, религиозное, художественное и т.д. Исторически сложилась следующая последовательность: от мифологии и религии к философии и науке.

Мифология – образно-художественное восприятие мира, перенесение человеческих качеств на окружающий мир (антропоморфизм). Религия основана на чувстве священного страха перед высшей силой. Когда мифология и религия перестали удовлетворять потребности человека в знании и само знание о мире усложнилось, появляются теоретические формы осмысления мира: философия и наука.

В свою очередь философское мировоззрение представлено материализмом и идеализмом. В основе данного разделения – основной вопрос философии: что первично – материя или сознание? Материализм за основу бытия принимает материальное (физическое, телесное) начало. Идеализм в качестве первоосновы полагает духовное, не материальное начало (Бога, душу, разум, дух и т.д.). Промежуточное положение занимает дуализм, признающий равноправие двух начал – материального и духовного (например, материя и форма у Аристотеля).

2.1.4 Основные разделы теоретической и практической философии

Основы разделения на теорию и практику заложил Аристотель, выделивший этику как практическую философию. Разделы практической философии, как правило, возникают на стыке различных отраслей знания – философия техники, философия науки, экономическая философия и т.д. Помимо этики, сюда включается эстетика – наука о прекрасном. Главными разделами теоретической философии являются следующие: онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, аксиология – наука о ценностях, логика – наука о правильном мышлении.


Структура философского знания


Ценности – вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Они обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечают его интересам, соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.

2.2 История философии

2.2.1 Древняя философия

Традиционно говорят о трех центрах происхождения философии: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции (Древний Рим унаследовал идеи греческой философии). Условно древнюю философию ограничивают VII-VI вв. до н.э. и V-VI вв. н.э.



Общими чертами двух типов древней философии являются:

1. Учение о первоэлементах (стихиях): в ранней греческой философии: земля, вода, огонь, воздух, эфир; в древнекитайской философии: металл, земля, вода, дерево, огонь; в древнеиндийской – вода, огонь, ветер, земля.

2. Поиски первоначала: в индийской, как правило – одно (брахман); в китайской – два (инь и ян), в античной – одно (Милетская школа), два (Аристотель) или несколько.

Главным отличием является понимание человека и его места в бытии:

1. Античная философия, начиная с Сократа, поставила человека в центр (антропоцентризм). Этика стала практической философией.

2. В древневосточной философии человек вписан в общую структуру Вселенной и подчинен ее законам: карма (индийская философия), дао (китайская), жизнь человека строго определяется социальным положением.

Как правило, философия, равно как и религия, соответствовали духу времени и отражали существующий социальный порядок. Так, в Древней Индии существовало 4 варны (касты): жрецы, воины, земледельцы и слуги. И философия поддерживала этот строй, а сама была уделом высших каст.

Первым источником, содержащим идеи о происхождении мира и человека, были Веды – сборники священных текстов. Авторитет их был очень высок, поэтому философские школы делили на: 1) ортодоксальные (традиционные, основанные на Ведах) – брахманизм, веданта, йога и др.; 2) неортодоксальные (отвергающие Веды) – буддизм, джайнизм, локаята.

Следствием идеи реинкарнации (перерождения бессмертной души) является понятие ахимсы – неповреждения жизни.

Основные понятия индийской философии:

Брахман – вечная и невыразимая божественная основа (субстанция), душа мира. Карма – «закон воздаяния» в ряду бесконечных перерождений души. Сансара – повторные рождения в новой телесной оболочке после распада предыдущей, в соответствии с качествами (грехами) предшествующего существования. Нирвана – вечное блаженство, освобождение от колеса Сансары.

Наиболее знакомой ортодоксальной школой является йога благодаря технике своеобразных духовно-телесных упражнений. В буддизме, ставшем мировой религией (основатель – Будда), главным мотивом является «благородная истина» о страдании и пути освобождения от страдания («восьмеричный путь»). В основе джайнизма – строгий аскетизм (отказ от всех удовольствий, жесткое вегетарианство). Полностью отрицала религию материалистическая локаята (чарвака), считающая душу смертной, распадающейся на элементы, а удовольствие – главным принципом жизни.

Для китайской философии характерна ориентация на социально-этические проблемы и жесткая привязка к идеалам государства – Поднебесной (Китайской империи). Император считался сыном Неба, его авторитет был непререкаем. Главным источником философских идей была «Книга перемен».

В основе большинства философских направлений лежат следующие понятия. Инь и ян – два противоположных начала: темное и светлое, женское и мужское. Дао – «путь неба», единое, вечное, совершенное начало, первопричина мира. Путь человека должен был строго соответствовать пути Неба. Сын императора должен быть императором, сын ремесленника – ремесленником и т. д. Ритуал – средство достижения гармонии человека и природы. Почитание старших, следование долгу – основы социальной жизни индивида. Добродетель – свойство, отличающее нравственную личность, благородного мужа (в конфуцианстве); «жэнь» – человечность.

Основными направлениями были: даосизм (основатель – Лао-Цзы); конфуцианство (Конфуций). Даосизм ориентировался на естественное (космическое), конфуцианство – на социальное, государственное.

Античность называют «колыбелью западноевропейской цивилизации». Многие современные философские направления и науки зарождались в античности. Например, материализм и идеализм известны как «линия Демокрита» и «линия Платона».

Главными чертами античной философии являются:

– космоцентризм (космос – центр бытия и познания), понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого;

– поиск первоосновы бытия (архэ);

– стремление к универсализму и совершенству.

Выделяют следующие периоды в развитии античной философии.

1. Философия досократиков (космоцентризм, поиски первоначала), формирование греческой мысли (VII-V вв. до н.э.).


«Из чего все произошло?»


2. Период высокой классики (Сократ; Платон, Аристотель), расцвет античной философии (V-IV вв. до н.э.).

Сократ осуществил первый поворот философии к человеку; известен своим искусством вести диалог. Знаменитые тезисы Сократа: «Познай себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Согласно Сократу, добродетель есть знание; т.е. человек совершает зло, поскольку не знает, что есть добро. Его смерть (к которой Сократа приговорил афинский суд) стала символом героической гибели философа за свои взгляды.

Платон – основатель объективного идеализма (учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших. Познание, по Платону, – воспоминания бессмертной души.

Аристотель – великий ученый-энциклопедист, систематизатор науки, автор этики и логики. Создал учение о двух равноправных первоначалах бытия – материи (пассивном) и форме (активном). Известно его выражение: «Человек – политическое животное». По Аристотелю, высшая цель человеческих стремлений – Счастье, а добродетель – золотая середина между избытком и недостатком (пороком).

3. Эллинистическая (греко-римская) философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи, закат античной философии (IV в до н.э. – VI в. н.э.).

Центральным понятием стала атараксия – невозмутимость духа. Повышается интерес к этике и проблеме смысла человеческой жизни. Человек – центральная философская проблема. В качестве главных направлений выделяют:

кинизм утверждал принцип близости к природе (Диоген, «что естественно – то не безобразно»);

скептицизм предписывал воздерживаться от суждений (Пиррон) и сомневаться в истинности знания;

эпикуреизм представил основной принцип этики – удовольствие: нельзя жить приятно, не живя разумно (Эпикур);

стоицизм утверждал идеал внутренней свободы, свободы от страстей; (Сенека, Марк Аврелий);

неоплатонизм систематизировал идеи Платона, в центре учения – триада «единое – ум – душа» (Плотин).

2.2.2 Философия Средних веков и Возрождения

Средние века в Европе (V – нач. XV вв.) – период господства Церкви и христианской идеологии. Социальноэкономическую основу жизни составляли город и ремесленные цеха. Развитие науки тормозилось религией, вследствие чего Средние века вошли в историю как «темные века». Вмешательство в природу считалось делом греховным. Философия называлась «служанкой богословия». Главными чертами средневековой философии были: теоцентризм («Бог в центре); креационизм – учение о сотворении Богом мира из ничего; провиденциализм – учение о господстве Божьего промысла в мире.

Выделяют основные этапы средневековой философии:

1. Апологетика (переходный период от античности к средневековью) – защита и утверждение христианской идеологии и первых христианских догматов.

2. Патристика (V-VIII вв.) – «учение Отцов церкви». Главным моментом было учение о сверхъестественном Боге и его абсолютной власти над созданным им миром. Утверждалось триединство Бога и бессмертие души. Крупнейшим представителем патристики был Августин Аврелий (Блаженный), внесший существенный вклад в разработку основных положений христианского вероучения.

3. Схоластика (VIII-XIV вв.) – «школьная философия» – религиозно-философские учения о постижении Бога в логике и рассуждении. Основные моменты: разработка проблемы универсалий (общих понятий), двух видов истин (разума и веры); повышение интереса к аристотелизму и формальной логике; господство христианских представлений; борьба с деизмом (учением, согласно которому Бог только сотворил мир, а в судьбе его не участвует) и пантеизмом (концепцией слияния Бога и природы). Наиболее крупным представителем считается Фома Аквинский, который восстановил и укрепил авторитет католической Церкви. Он создал учение о ярусах бытия (от минерального мира к Богу) и оправдал материю как слабейший вид бытия. Главная его заслуга для философии состоит в примирении богословия (истин веры) и философии (истин разума).

На Ближнем Востоке авторитет ислама укрепился значительно позже, чем христианства в Западной Европе, поэтому философия и наука там развивались более свободно. Арабская средневековая философия соединила учение Аристотеля с новыми достижениями математики, астрономии, медицины. Видными представителями были Авиценна и Аверроэс.

В XIII-XIV вв. в Европе появляется доказательная наука и зачатки опытного знания (Р. Бэкон, У. Оккам).

Эпоха господства Церкви постепенно изживала себя, и сознание человека освобождалось в эпоху Возрождения, или Ренессанса (XIV – нач.XVII вв.). Схоластическое мышление сменилось естественнонаучным познанием природы и человека. Главными мировоззренческими позициями стали гуманизм и антропоцентризм (человек – творец, имеющий право на земное счастье). Это был новый поворот к человеку. Зарождалось новое религиозное направление, противопоставившее себя католицизму – протестантизм (М. Лютер).

Символом Возрождения стало высокое искусство, основанное на принципе гуманизма (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рафаэль и т.д.), в философской жизни Европы появилось множество направлений, новые концепции (деизм, пантеизм). Наиболее яркие имена: Данте Алигьери – переходная фигура от средневековья к Возрождению; Николай Кузанский, создавший учение об абсолютном максимуме – Боге – и абсолютном минимуме – природе; Леонардо да Винчи, стоявший у истоков экспериментального метода; Н. Макиавелли – автор термина «государство», поставивший проблему соотношения политики и морали; Н. Коперник, осуществивший переворот в естествознании в виде гелиоцентрической системы мира (солнце в центре Вселенной, вокруг него вращаются планеты); Т. Мор – автор знаменитого романа «Утопия» о бесклассовом обществе; Дж. Бруно, выступивший против католической церкви с идеями пантеизма, бесконечности природы и множества миров во вселенной (сожжен инквизицией в 1600 г.); Галилео Галилей – знаменитый ученый и астроном, продолживший идеи Коперника и Бруно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия (Н. П. Пугачева, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я