Миф о неуверенных. или НЕУВЕРЕННЫЙ с улицы УВЕРЕННОЙ
Полина Сухова

Эта книга для тех, кто постоянно чувствует, что он хуже других, и чувствует, что «со мной что-то не так». Книга – это практическое пособие с очень простыми, но действенными методиками. Они пригодятся вам и вашим детям, которым не хватает уверенности в своих силах, присутствует нерешительность, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, пессимизм, есть склонность к депрессиям. Любой, кто прикоснется к этим знаниям, сможет достичь состояния «сам себе психологический спонсор».

Оглавление

  • Глава 1. Осознанность. Особенности моего пера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миф о неуверенных. или НЕУВЕРЕННЫЙ с улицы УВЕРЕННОЙ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Полина Сухова, 2020

ISBN 978-5-4483-1644-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Глава 1. Осознанность. Особенности моего пера

По своей природе я не писатель, я системный аналитик информации. Собираю, сортирую, анализирую ее на предмет истинности (соответствие реальности, т. е. самой жизни). Сжимаю материал, выстраиваю все это в логические схемы и приправляю опытом людей, своим в том числе, и работающими методиками. И в таком виде предоставляю ее людям на обозрение. Своего рода я делаю выжимку (сухой остаток) информации — «Умные стремятся владеть информацией, мудрые — результатом ее обработки». Для чего? Ведь можно почитать оригинал этих авторов. Соглашусь, точно можно, и даже нужно, и я сама в первую очередь рекомендую это сделать! В то же время сегодня люди перегружены информацией: некогда лишнее читать, анализировать, выбирать, сортировать и т. д. Жить-то даже порой некогда, что уж говорить о большой аналитической работе с материалом. Именно о тех людях, кому некогда или не хочется много читать, я и позаботилась: все самое важное, нужное и полезное собрано здесь, как говорят, «в одном флаконе». А уж вам решать, дорогой читатель, применять эти уникальные материалы в своей жизни или жить, как раньше.

История рождения книги

На написание этой мини-книги меня натолкнул один очень интересный молодой человек. Знакомство с ним произошло в инете. Я часто сижу в ВК в «Психологической группе» и отвечаю на разные интересные вопросы, чтобы помочь людям более масштабно. Заодно мозги потренировать, потому что запросы бывают самые неожиданные. Так вот… мальчик молодой, очень милый, воспитанный, любознательный, но, как он утверждает о себе, ОН: неуверенный, нерешительный, слабак, тряпка и прочее. Я, как обычно, в своей практике начала его переубеждать, внушать ресурсные утверждения, позитивные внушения, пыталась быть ему психологическим спонсором… поддерживать и успокаивать. Параллельно ему объясняла теорию, что нужно делать, чтобы нарабатывать новые качества, но вышло всё наоборот. Чем больше я это делала, тем больше он меня, и себя в том числе, убеждал, что он именно такой, каким он себя видит.

Коллеги по цеху — психологи — могут возразить: значит, мой подход был неверный, или у человека полно выгод для такого поведения, или он еще не созрел. Согласна с вами, мои друзья, но привожу этот пример не для того, чтобы решить данную задачку с мальчиком, хотя… прочитав эту мини-книгу, может, он что-то осознает и процесс сдвинется с мертвой точки. А для того, чтобы неуверенные поняли одну важную вещь на примере этого парнишки — его сила и уверенность в своей неуверенности была настолько мощна, что она меня просто поразила своей решительностью, твердостью. И вся эта силища уходила вовнутрь себя, чтобы растоптать, унизить, подавить любые позитивные намерения. Я-то понимала, откуда такая неуверенность взялась и поселилась в нем и что с ней делать, но как смотивировать его на решение этого вопроса — вот это самая творческая задачка для специалиста.

Я решила, что сделаю, что смогу, хотя бы напишу мини-книгу, в которой опишу процесс рождения этого качества — откуда берется, как закрепляется обществом, как наш мозг помогает в этом грязном деле. Ведь «Знание причин есть великое знание» (Галилей). А там уж сам человек решит, что ему делать с собой. Сразу приступить к решению этой творческой задачки или нужно время для созревания, потому что у каждого это время свое. Но знание законов Природы рано или поздно запустит процесс осознания, а за ним неизбежен процесс изменений, соответственно, не за горами и первый успех в направлении — УВЕРЕННОСТЬ. Вот, собственно, и вся история написания этой мини-книги, я бы даже сказала, брошюрки.

Чем книга уникальна?

Она просто другая, в отличие от подобных книг по уверенности, потому что в большинстве из них описывается, КАК нужно работать с уверенностью, и это правильно, но моя задача состоит в другом — показать причину, корни проблемы и перевести ее в задачу. И тем самым дать мощный мотивирующий толчок. Хотя и простые схемы КАК… тоже будут озвучены в конце книги. Но дело в том, что мой конек совсем в другом — помочь человеку начать справляться со своими затычками с уровня повыше — это уровень убеждений, верований и ценностей. После проработки этого уровня к человеку приходит главное — ОСОЗНАНИЕ проблемы, а это первый тектонический сдвиг приросшей горы неуверенности в достижении цели.

Что такое неуверенность?

Неуверенность в себе — это состояние человека, при котором он считает нечто неистинным: сведения, характеристики, ощущения и вообще любую информацию о себе и окружающем мире.

Как формируется неуверенность? Об этом ниже. А пока кратко, из чего состоит неуверенность? Набор сверхинтересный: стыд, страх, чувство вины, комплексы, сложности в принятии решения, многочисленные внутренние конфликты и самое главное — пессимистический настрой.

Как же со всем этим работать, если у человека все запущенно? Выход есть. Просто для начала прочитайте эту мини-книгу.

Пессимизм и неуверенность — что общего?

Пессимизм — это настроение,

оптимизм — воля.

Ален (Эмиль-Огюст Шартье)

Большинство психологов всю жизнь имеют дело с традиционными проблемами: депрессия, неуверенность, страх, паника, нездоровье, семейные конфликты, неудачи и тому подобное. И, в основном, решая у человека одну какую-то задачку, психолог как бы латает дыры на старой трубе или помогает заменить краник на гнилой системе водопровода. Думаю, что каждый представляет последствия — такой успех недолговечен. Из специалистов, в основном, никто не берется с человеком работать комплексно и фундаментально, с основ, с мышления, с умения самоконтроля мыслей. А ведь всем понятно, что, как правило, мысли лежат в основе эмоций, реакций и поведения. Какие мысли, таково и поведение. Как утверждают психологи, уверенность начинается с оптимистического мышления, и наоборот: пессимизм — это корни неуверенного поведения. Поэтому эта книга посвящена смене всей системы водопровода, что приводит к тому, что вся вода, т. е. энергия человека, расходуется по своему назначению, без утечек.

Как влияет пессимизм на иммунитет тела?

Оптимист в мечтах побеждает противника и, удовлетворённый, крепко спит. Пессимист же, сражаясь в мечтах с противником, терпит поражение и мучается потом от бессонницы.

Валерий Афонченко

«Некоторые материалисты считают иммунную систему изолированной от психического состояния человека. По их мнению, психологические параметры вроде оптимизма или надежды так же неуловимы, как душа; они выступают в роли Фомы неверующего.

Важно помнить, что иммунная система связана с мозгом. И, например, душевные состояния типа надежды или безнадежности соответствуют определенным состояниям мозга, отражающим психологию человека. Эти состояния мозга в свою очередь влияют на остальное физическое тело. Поэтому в процессе влияния эмоций и мыслей на болезнь нет никакой тайны или спиритуализма.

Мозг и иммунная система связаны не нервами, а гормонами. Эти химические посланцы циркулируют с кровью и могут переносить эмоциональное состояние из одной части тела в другую. Было достоверно показано, что мозг изменяется, когда человек впадает в депрессию.

Около десяти лет назад пионерская группа австралийских исследователей отыскала двадцать шесть мужчин, чьи жены недавно погибли от смертельных травм и болезней. Они убедили каждого мужчину дважды сдать кровь на анализ: первый раз через неделю, а второй раз — через шесть недель после смерти их жен. Таким образом, исследователи получили возможность взглянуть на иммунную систему, когда люди находились в горе. Они установили, что при этом иммунная система сильно ослабела. Т-клетки не размножались так быстро, как обычно. Через некоторое время иммунная система начала оправляться. Впоследствии американское исследование подтвердило и развило эти результаты, достаточно фундаментальные.

Другой эксперимент. На группе из тридцати семи женщин исследовалось их состояние под воздействием тяжелых жизненных событий и депрессии, параллельно изучалась правдоподобная гипотеза.

Выяснилось, что нейрогормоны, которые передают «послание» от одного нерва к другому, могут истощаться. Один из видов этих гормонов, так называемый катехоламин1, истощается при депрессии.

Оказывается, что при истощении катехоламинов возрастает активность других химических веществ — эндорфинов, вырабатываемых вашим телом аналогов морфия. У клеток иммунной системы имеются рецепторы, которые ощущают уровень эндорфинов. Когда содержание катехоламинов низкое, как бывает при депрессии, содержание эндорфинов повышается; иммунная система ощущает это и «свертывается». Т. е., простым языком говоря, пессимизм действительно способен отключать иммунную систему.

Если уровень пессимизма может привести к истощению иммунной системы, то очевидно, что пессимизм может вредить вашему здоровью в течение всей жизни.

Каждое звено в цепочке «потеря — > пессимизм — > депрессия — > истощение катехоламина — > выделение эндорфина — > подавление иммунной системы — > болезнь» поддается проверке, есть свидетельство существования каждого.

Собралась группа ученых, которые решили сделать эксперимент, изменить запущенную иммунную систему методами психологии. В течение следующих двух лет они работали с сорока пациентами, страдавшими раком прямой кишки, другими достаточно тяжелыми онкологическими заболеваниями. Пациенты продолжали подвергаться обычной химиотерапии и облучению. Но кроме этого раз в неделю в течение двенадцати недель они подвергались особому виду когнитивной терапии»2.

Обучали специальными подходами к размышлению о потерях:

— рефлексия. Распознавание автоматических негативных мыслей: нахождение первопричины через вопрос себе: «Из-за чего я ушел в депрессию?»;

— отвлечение другой мыслительной деятельностью;

— спор с пессимистическими объяснениями;

— аутотренинги и медитации для расслабления тела.

И только эти пункты резко усилили иммунную активность, что привело к приостановлению болезни.

Друзья, если вам нужны научные доказательства, как влияет позитивное мышление на все живое, в том числе на ваш организм, то посмотрите для начала вот этот вебинарчик. Оно того стоит http://www.youtube.com/watch?v=d97pmBOyUcw. Там же есть полезная техника «Переигровка», которая убирает мыслительную жвачку. Очень ценное упражнение, работающее на все 99%, потому что основано на научных данных. А потом вернитесь к этому материалу.

Как зарождается пессимизм?

Мышление человека выливается в стиль объяснения — это способ, которым вы привыкли объяснять себе, почему события происходят именно так, а не иначе. Стиль объяснения может играть роль сильного модулятора/стимулятора, включая или активируя самовнушенную программу беспомощности, а беспомощность рождает пессимизм, а пессимизм, как мы уже знаем, выключает иммунную систему, плюс к этому появляется чувство безысходности. В основе явления пессимизма всегда лежит другое явление — чувство беспомощности.

Откуда берется беспомощность?

Пессимизм — это когда знания перевешивают веру, а оптимизм — это когда вера перевешивает знания.

Бауржан Тойшибеков

«Беспомощность — это такое состояние, когда все, что бы вы ни делали, не способно повлиять на происходящее с вами. Так, например, если я пообещаю вам тысячу долларов за то, что вы откроете книгу на странице 104, вы, думаю, не только согласитесь, но и успешно выполните это задание. Если же я пообещаю вам тысячу за то, чтобы вы силой воли сузили свой зрачок, то вы, может быть, и согласитесь, но на результате это не скажется. Тут вы бессильны. Итак, откуда берется?

Как обычно, привет из прошлого. Эволюция выработала пессимизм в наших предках из Плейстоцена. Объяснение предков таково — успех проходящ, опасность подстерегает за каждым углом, нас ожидает трагедия… Главная задача — лишь бы выжить. Однако, мозг, который привык фиксировать мрачные реалии ледниковых периодов, теперь заметно отстает от реалий современной жизни. Важно помнить, что это древние инстинкты. Сейчас перед человеком не стоит задача выжить, как в каменном веке, сейчас все гораздо легче, в большей степени человек борется за комфортное существование: побольше, покрасивее, попрестижнее жилье/машина/еда/спутник жизни…

К генетической памяти присоединяется беспомощность, выработанная с самого первого дня человека. Жизнь человека начинается с полной беспомощности. Новорожденный младенец не в состоянии помочь себе, так как он по сути дела представляет собой совокупность рефлексов. Если мать приходит на его крик, это еще не значит, что он управляет приходом матери. Его крик — просто рефлекторная реакция на боль и неудобство. У него, в сущности, нет выбора: кричать или не кричать. По сути, в организме новорожденного есть только один набор мышц, поддающийся некоторому сознательному контролю — сосание груди. Последние годы жизни человека зачастую сопряжены с беспомощностью, можно утратить способность ходить, управлять своим кишечником и мочевым пузырем, чему мы научились на втором году жизни. Также можно потерять способность управлять своими мыслями. Как ни прискорбно, в преклонном возрасте происходит регрессия всего организма и мозговой деятельности, уход в детство. Это естественный процесс.

Длительный период между младенчеством и последними годами жизни человека заполнен процессом расставания с беспомощностью и обретения контроля над собой. Контроль над собой означает способность производить изменения путем волевых, сознательных действий личности; это — противоположность беспомощности. Через три-четыре месяца у младенца непроизвольные махания конечностями попадают постепенно под сознательный контроль, трансформируются в дотягивание, доставание. Затем, к ужасу родителей, становится сознательным крик и плач: ребенок обретает способность реветь, чтобы добиться прихода матери. Этой своей способностью он злоупотребляет до тех пор, пока прием не перестает срабатывать.

Конец первого года жизни ребенка знаменуется двумя крупнейшими достижениями контроля над собой: первыми шагами и первыми словами. Если все идет нормально и растущие духовные и физические потребности ребенка получают хотя бы минимальное удовлетворение, то в течение последующих лет беспомощность уменьшается, а самоконтроль растет»3.

Пример выученной беспомощности у животных

Пример 1

Почему в вольере для слонов старые слоны ростом под шесть метров и совсем маленькие слонята привязаны одинаковыми цепями к небольшому вкопанному в землю столбику?

Кажется, что одинаково обращаться с такими разными животными совершенно нелогично. Конечно же, взрослого, крупного и сильного слона нужно привязывать более прочной и толстой цепью, чем маленького слоненка. Ведь при желании взрослому слону ничего не стоит выдернуть из земли столбик с цепью — для него это все равно, что для нас с вами сорвать цветок. Но здесь и кроется секрет. Взрослый слон давно забыл, что значит бороться за свободу. Давным-давно, когда он был маленьким, он понял, что, несмотря на все свои усилия, навсегда останется привязанным. И поэтому сейчас, превратившись в мощного и взрослого слона, который сильнее десяти человек, он верит, что всего лишь пленник, — и даже не пытается бороться. А слоненок, который все время брыкается и пытается разорвать цепь, еще не потерял воли к свободе и веры в то, что он добьется успеха! Он еще не выучил беспомощность.

Пример 2

В большой аквариум поместили щуку. Сначала она плавала по всему аквариуму. Но потом одну его часть отгородили прозрачным толстым стеклом, и теперь щука не могла туда попасть. Она не видела преграду, просто каждый раз, когда она пыталась плыть в другую часть аквариума, натыкалась на препятствие. Долгое время щука билась в тщетных попытках пробить невидимую преграду. И вот, когда силы почти покинули ее, она отступила. Ученые убрали стекло.

Но щука больше НИКОГДА не возобновляла попыток попасть в другую часть аквариума. Она плавала в маленьком пространстве, в то время как могла бы пользоваться всем просторным аквариумом, и при этом ни разу даже не попробовала попасть в другую часть своего водного жилища. Поучительный эксперимент, правда? Заставляет задуматься, возможно, в нашей жизни тоже давно уже нет преград, но прошлый опыт, засевший крепко в нашей голове, не дает нам двигаться вперед и развиваться. Например, человек ищет работу, ему уже 3—6 раз отказали, тут же появляется ощущение, что «Все бесполезно! Нет смысла дергаться». Но можно ли оставлять все, как есть? Следующий пример вам покажет, что это отражается на ваших потомках.

Пример 3

Научный эксперимент — одноминутный видеоролик «Выйти из круга».

Где наш контроль начинается и кончается?

Когда пытаешься контролировать то,

что тебе не по зубам,

мир окончательно разлетается

в клочья в неумелых руках…

«Много вещей в жизни не поддается нашему контролю: цвет наших глаз, наша раса, наследственность, засуха в Африке. Но существует обширная «ничейная» территория, над которой мы в состоянии установить свой контроль, — или уступить его кому-либо другому, или вообще судьбе. То есть речь идет о тех аспектах нашего образа жизни, где обычно мы располагаем некоторой свободой выбора.

И вот тут, как мы думаем об этой части нашей жизни, можно существенно усилить или ослабить наше влияние на нее. Наши мысли не просто реакция на события, они могут влиять на результат. Например, если мы думаем, что не в силах влиять на то, какими станут наши дети, это может парализовать нашу активность в данной области.

Сама мысль «Что бы я ни сделал, это ничего не изменит» способна помешать нам действовать. И мы уступаем своих детей их ровесникам, учителям и обстоятельствам. Если мы переоцениваем свою беспомощность, вмешиваются другие силы и формируют будущее наших детей и себя соответственно»4.

Несомненно, что оптимизм нам полезен. А что же такое настоящий оптимизм, вот мы как раз и разберемся. А пока исследуем обратную сторону медали.

Как вы представляете себе неадекватный оптимизм?

Оптимист — человек, который женится на своей секретарше, полагая, что и дальше сможет ей диктовать.

Р. Платов

Слепой оптимизм: «Со мной ничего не случится, и поэтому я пойду в 3 часа ночи погулять по неосвещенному парку», «Со мной ничего не случится, поэтому я буду курить и есть всякую вкусность столько, сколько моей душе угодно», «Со мной ничего не случится, поэтому я не буду лечить свой больной зуб, организм самовосстанавливается».

Такой вариант вроде бы успокаивает, но происходит вранье самому себе, что все сложится само собой. Кстати, некоторым людям такой вариант мышления помогает уходить от ответственности за свои поступки, и уход от действительности — эдакий пофигизм. То есть это крайность, и как всегда, она очень чревата, и ниже будут рассмотрены варианты, где оптимизм уместен, а где лучше быть начеку.

Одновременно умеренный пессимизм может принести ограниченную пользу. Однако, двадцатипятилетний опыт исследований в области пессимизма и оптимизма М. Зелигмана убедил этого ученого, что если мы привычно верим, как верят пессимисты, что невезение — наша собственная вина, что оно носит длительный характер и способно воспрепятствовать всему, что мы пытаемся сделать, то нас ждут гораздо большие неприятности, чем если бы мы верили в противоположное. Вывод: быть неадекватным оптимистом по-любому лучше махрового пессимиста. Но все же что оптимальней, что будет являться золотой серединой? В этой книге вы это обязательно узнаете.

Оптимист вы или пессимист?

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

Уинстон Черчилль

«Находясь в плену такой веры: «Что бы я ни делал, я не могу повлиять на ситуацию…» человек легко впадаем в депрессию, теряет свой созидательный потенциал и однозначно становится менее здоровым физически. Пессимистические прогнозы, таким образом, работают сами на себя!

Ваш привычный способ объяснять неприятности, ваш стиль объяснения — это нечто большее, чем просто слова, которые вы произносите при неудаче. Это — привычка мыслить, приобретенная в детстве и юности. Хороший пример из жизни — выученный пессимизм у животных, помните?

Ваш стиль объяснения коренится непосредственно в вашем взгляде на ваше место в мире — считаете ли вы себя ценным и заслуженным либо бесполезным и безнадежным. Это как раз и является критерием для определения того, оптимист вы или пессимист.

Интересно, а что вы лично думаете о причинах собственных неудач, малых и больших, которые выпадают на вашу долю? Напишите прямо сейчас пару фраз о последней вашей неудаче. Приведенный ниже тест даст вам точный ответ на этот вопрос.

Тест

Тест сконструирован так, чтобы оценить ваш стиль объяснения. Критерии определения стиля оптимистичного мышления и пессимистичного. Существуют три основных параметра вашего стиля объяснения:

1. постоянство;

2. широта;

3. персонализация.

Постоянство (плохие события)

Отметьте те утверждения, которые вам близки. Посмотрите, сколько у вас А и В:

А

1. «Я конченый/никудышный/жалкий… человек».

2. «От диеты никакого толку».

3. «Ты вечно ворчишь».

4. «Босс совершенный урод».

5. «Ты никогда со мной не разговариваешь».

В

1. «Я выдохся. Нет сил».

2. «От диеты никакого толку, если переедать».

3. «Ты ворчишь, если я не уберу свою комнату».

4. «Босс сегодня в плохом настроении».

5. «Последнее время ты со мной не разговариваешь».

«Люди, которые легко падают духом, верят, что причины неприятностей, которые им выпадают, носят постоянный характер: неприятности сохраняются, они всегда будут отравлять им жизнь. Те же, кто сопротивляется беспомощности, верят, что причины неприятностей — временные.

Если вы думаете о неприятностях в категориях «всегда» и «никогда», рассматривая их как постоянно действующий фактор, то ваш стиль — постоянный, пессимистический. Если вы думаете категориями «иногда» и «последнее время», если вы пользуетесь ограничительной терминологией и считаете, что неприятности носят временный характер, то ваш стиль — оптимистический.

Неудача делает каждого как минимум кратковременно беспомощным. Это вроде удара в живот. Больно, но боль уходит — у некоторых почти сразу. Это те люди, у которых сумма 5 В.

А у кого 5 А, они остаются беспомощными в течение дней или месяцев даже после незначительных неудач. А уж после крупных поражений они могут никогда не прийти в себя.

У кого сумма пополам, болит дольше — жжет, тянет… но проходит, что-то среднее между двумя вариантами.

Постоянство (хорошее событие)

Отметьте те утверждения, которые вам близки. Посмотрите, сколько у вас А и сколько В:

Временный (пессимистичный)

А

1. «Иногда и ко мне приходит счастливый день».

2. «Порой и у меня получается успешно сделать отчет».

3. «Иной раз и я выигрываю».

Постоянный (оптимистичный)

В

1. «Я всегда счастлив, но сегодня что-то взгрустнулось».

2. «Я талантлив, но сегодня на отчет не хватило времени».

3. «Я мозг, но в этой игре за соперничество мой мозг отправился отдыхать на Гаити».

Оптимистический стиль объяснения хороших событий прямо противоположен объяснению плохих.

Люди, которые верят, что хорошие события коренятся в постоянных причинах, более оптимистичны, чем те, которые объясняют их причинами временными.

Оптимистичные люди объясняют себе хорошие события постоянными причинами: используют слово «всегда», когда происходит успех. Пессимисты называют причины временные: настроения, попытки, «иногда».

Люди, которые верят, что хорошие события коренятся в постоянных причинах, вслед за успехом стараются еще усерднее. Люди, которые видят лишь временные причины хороших событий, могут сдаться даже после собственного успеха, считая его случайным.

Широта

Следующий стиль объяснений — это широта. Отметьте те утверждения, которые вам близки. Посмотрите, сколько у вас А и сколько В:

Универсальное (пессимистичное)

А

1. «Все преподаватели нечестные».

2. «Я отвратительна и некрасива».

3. «Книги бесполезны. Читать бесполезно».

4. «Все мужики козлы!»

5. «Все бабы — дуры!»

Конкретное (оптимистичное)

В

1. «Профессор Иванов нечестный».

2. «Я отвратительна для него».

3. «Эта книга бесполезна. Эту статью читать бесполезно».

4. «Этот парень явно подлец».

5. «Девушка самоочевидно не в себе».

В чем разница между Постоянством и Широтой? Постоянство — характеристика временная. Обозначает время. Широта — пространственная величина.

Рассмотрим пример. В большой фирме, занимающейся розничной торговлей, увольняют половину сотрудников бухгалтерии. Двое уволенных бухгалтеров Маша и Петя впадают в депрессию. Им невыносима перспектива несколько месяцев заниматься поисками новой работы; оба стараются избегать всего, что напоминает им о бухгалтерском деле, например оформления налоговой декларации. Однако Маша осталась любящей и верной женой. Ее общественная жизнь продолжается нормально, дети ухожены, обласканы, здоровье в порядке… Петя же, наоборот, растерялся. Он не обращает внимания на жену и сынишку, все вечера проводит в мрачном раздумье. Он отказывается ходить в гости, объясняя, что ему невыносимо видеть людей. Никогда не смеется над шутками. Простуда у него затянулась на всю зиму, и он бросил свой бег трусцой. И пребывает в вечной печали…

К какой вы относитесь категории?

Подлинный оптимизм покоится не на убеждении, что все будет хорошо, а на убеждении, что не все будет плохо.

Жан Дютур

Есть люди, которые могут аккуратно сложить горести в коробочку и продолжать жить, даже если в одном важном направлении жизни есть серьезные проблемы. Другие же страдают, добровольно истекая кровью, по любому поводу. Жизнь превращается в катастрофу; порвалась одна нить в их жизни, и вся ткань распустилась.

Дело сводится к следующему. Люди, которые дают универсальное объяснение своим неудачам, склонны капитулировать по всем направлениям, хотя неудача их постигает в одной конкретной области. Люди, которые придерживаются конкретного объяснения, могут оказаться беспомощными в одной области своей жизни, но твердо стоят на ногах в других. Они отделяют одно от другого.

У Маши с Петей могут быть одинаковые показатели по первому критерию — постоянству — они оба могут быть постоянными пессимистами. Когда их уволили, то оба могут долго пребывать в состоянии депрессии. Но что касается параметра широты, то их отношения прямо противоположные. Петя пришел к выводу, что его увольнение означает, что он вообще никуда не годится. Маша же считала, что плохие события имеют вполне конкретные причины, например, что она не годится в бухгалтеры, ей нужно поискать другое направление»5.

Кто капитулирует, а кто нет?

Пессимизм — форма душевного алкоголизма, он отвергает здоровые напитки и увлекается хмельным вином обличения; оно повергает его в болезненное уныние, от которого он ищет спасения в еще более сильном дурмане.

Рабиндранат Тагор

Многое зависит от типа нервной системы, из 10 человек всегда найдутся 1—2 человека, которые не сдадутся при любых обстоятельствах, — это гипертимы (природные оптимисты), пароноялы… Хуже всем — тревожным, шизоидам эмотивам. Смотри типологию личности 7 радикалов В. В. Пономаренко.

От окружения тоже большой привет. Внушения социума подливают масла в огонь. Притча:

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу.

Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками. Соревнования начались.

Никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:

«Это слишком сложно. Они НИКОГДА не заберутся на вершину!» или «Нет шансов! Башня слишком высокая!»

Маленькие лягушата начали падать. Один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они продолжали, прыгали всё выше и выше.

Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!» Ещё больше лягушат устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддавался крикам толпы!

В конце концов все поддались, за исключением того одного лягушонка, который всё-таки смог забраться на вершину! Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось. Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Несмотря на крики неверия всей толпы окружающих. Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!

В этой притче очень ясно показано, что влияние социума на человека огромно, но к этому фактору прибавляется особенность нашего мозга, которая максимально фиксирует эти негативные внушения.

Важно помнить, что путем волевых изменений — сознательных действий личности — реально производить контроль над собой, над своими мыслями и соответственно действиями. Все в ваших руках! Вернее, в вашем желании.

Как связаны страх личности, особенности его мозга и влияние социума

Не все так страшно, как кажется,

и не все кажется, как видится.

Znarim

Изначально в любом живом существе зарождался страх, который подталкивал к персональному выживанию. Животное пугалось: грома, огня, воды, хищников, стихийных бедствий, смерти и т. д. Все это относится к биологическим страхам. Персональное выживание — это как первый слой инстинктов. С зарождением социальных групп, как животных, так и человеческих, к первому страху добавился социальный. Это тоже древний инстинкт и ОЧЕНЬ важный для человека.

Например, с первобытных времен каменного века человек мог выжить только сообща в группе соплеменников. Если человек делал что-то против законов племени или иное действие, которое было направлено на подрыв безопасности группы, то такой индивид наказывался, в лучшем случае применяли физические наказания, в худшем — изгнание (в самом худшем — смерть) из племени, что было равносильно смерти. При любом случае всегда присутствовало порицание от сородичей, т. е. давалась отрицательная оценка: «Ты плохой! Потому что плохо поступил».

Эгоистические действия, приносящие вред ближним, всегда вызывали и по сей день вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывают одобрение. С течением времени, когда причинно-следственная связь между альтруизмом и одобрением индивидом твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, точно так же, как альтруизм одобряется. Это различие — что хорошо, а что плохо — и различную оценку поведения личности стараются внедрить детям с самого рождения, через чувства, эмоциональное запугивание и наказание. У людей благодаря повторению и наказанию устанавливается неразрывная ассоциация между порицанием их — и добром, и одобрением их. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала вечно и иной быть не может.

Сегодня общество уже не такое дикое, как в древние времена, но принцип наказания общества идентичен. Человек совершил плохой поступок, от людей идет наказание как по законам этого общества (уголовная, административная ответственность), так и неодобрение от близких, семьи, родителей, с негативной оценкой — «Ты плохой! Ты сделал плохо!» Именно поэтому самооценка очень зависит от чужого мнения, особенно близких и авторитетных людей.

Как наш мозг фиксирует страх и чувство вины?

Мозг: устройство, благодаря которому мы думаем, что мы думаем.

Амброз Бирс

Мозг человека имеет одну особенность помимо прочих — обобщать всю похожую информацию по одному чувству. Например: мама ругает своего маленького ребенка грубыми словами: «Так настоящие мужчины не делают!», «Ты плохой. Ты дрянь!», при этом сильно кричит, делая строгое выражение лица. У ребенка в таком стрессовом состоянии возникает негативная эмоция, связанная с определенными предметами обстановки, временем суток, звуком, запахом и тому подобное. Вся эта связь навеки остается в подсознании. И если одни и те же ситуации повторяются многократно, например мама ругает ребенка одними и теме же словами, с одной интонацией и с одними и теми же движениями и жестами, то у ребенка усиливаются нейронные связи между данной эмоцией и внешними картинками ситуации. Также возникает сильнейшая нейронная связь на одноразовую жизненную ситуацию, если при этом был сильнейший стресс и эмоция была мощная. Например, все мы помним теракт на Дубровке. Выжившие люди уже в спокойной обстановке просто впадали в панику страха, если кто-то рядом отрывал скотч, потому что террористы в здании постоянно заматывали скотчем бомбы.

Второй важный момент. Дальше больше, с образованием нейронных связей между этой эмоцией и внешней обстановкой. Когда мама тем же голосом говорит по телефону с другим человеком, у ребенка всплывает та же первоначальная негативная эмоция из первого случая. Малыш опять испытал стресс, по сути страх. В этот момент закрепляется уже вся данная обстановка этого случая. Он мог смотреть ТВ, и в этот момент там могла звучать какая-то фраза, музыка… и все это связывается с этим же чувством. В следующий раз, услышав музыку из второй ситуации, всплывают те же чувства, и мозг закрепляет уже следующую обстановку. И так далее.

Так фиксируются все детали до мельчайших подробностей на всей продолжительности жизни. Но важно понимать, что у каждого человека фиксация негативных случаев происходит индивидуально, у кого-то сильно запоминается, у кого-то слабо!

Есть и хорошая сторона этой особенности нашего мозга. Образование нейронных связей между картинками и эмоциями происходит как в негативную, так и в положительную стороны! Вспомните, что у каждого есть определенные моменты, например любимая музыка, услышав которую, мы испытываем позитивные чувства и эмоции. Например, при виде елки и гирлянды, запаха мандаринов и шоколадных конфет мы чувствуем радость, улыбка сама появляется на лице. И позитивные картинки Нового года мелькают перед глазами. По сути это особенность мозга, это не наказание, а нужная и полезная вещь. Так фиксируется и накапливается информация, для того чтобы человеку было легко и быстро вспоминать опыт.

Если учесть, что имеется миллионный опыт наших предков, который нам передан с помощью генов, то эта особенность мозга будет выглядеть, как на этой картинке. Представьте себе цветную капусту, в основе стебля лежит одно и то же чувство, а каждое соцветие капусты — это разнообразные картинки, запечатленные через слух, осязание, обоняние, зрение, тактильные ощущения… в разных ситуациях. И вот чужие страхи и опасения, неуверенность предков активируются через генетику в потомках. Помните ролик с научным экспериментом «Выйти из круга»?

Наиважнейшая потребность «Я значим для общества»

Но вернемся к нашему ребенку и увидим, как это происходит. Когда малыш вырастет, через 10—15—20—30 лет старый опыт, откуда заякорилось (закрепилось) определенное чувство, человек уже не помнит, но вот чувства никуда не уходят, они всегда остаются в системе мозга. И живут в параллельной реальности, и действуют на человека, как будто это было недавно. И вот уже сегодня его начальник сделал замечание с тем же выражением лица, как у мамы в детстве, — подчиненный автоматически вспоминает негативную эмоцию, вернее, эмоция сама выплывает из подсознания. И самое интересное — всплывают слова, которые произносила мама, НО не в исполнении мамы (потому что он этого может не помнить!), а уже в своей интерпретации, вроде как мое собственное мнение о себе. И вот готова низкая самооценка и чувство вины, человек не знает, за что испытывает мучительные ощущения собственной виноватости, даже если исправил ситуацию в реальности на все 100%. Головой понимает, что все хорошо, а внутри все плохо, и внутренний голос говорит: «Так настоящие мужчины не делают! Ты плохой. Ты дрянь!» А значит: «Я не значим, не ценим обществом, я изгой, ничто, я пузырь!», а это ведет к «Я буду одинок, и мне не выжить!», что подсознательно равносильно смерти.

И это совершенная правда. Когда я была на тренинге «Антивирус чувство вины» у Дениса Швецова, то все участники без исключения, задавая себе бесконечные вопросы к своему страху «Что в этом страшного?», приходили к одному и тому же заключению «Я буду одинок, и мне не выжить!» Причем изначальные страхи были совершенно разные и даже смешные. Меня это очень удивило, насколько наш мыслительный процесс схож.

Сегодня, конечно, человек не так уже зависит от изгнания из общества, выжить он сможет. Но у тех людей, у кого есть внутренний ценз — совесть, на плохую молву о нем возникает страх, стыд, внутренний голос может диктовать плохую самооценку. Это сидит так глубоко в подсознании, в лимбической системе мозга, закрепленной через гены человека за миллионы лет, начиная с каменного века, что внутри начинается внутренний конфликт. Рациональная часть — ум — говорит, что «Не так все страшно!» А подсознание через чувства диктует ту информацию, которая записана на «жесткий диск» мозга человека — «Ты можешь стать изгоем», а раз ты изгой, то это равносильно смерти. И это гнетущее состояние не дает спокойно жить. И хочет человек или нет, эти чувства: страх, ЧВ, низкая самооценка и наша неуверенность в том числе — напоминают о себе через огромный прошлый опыт, который заякорился в нашей системе мозга. Как разъякорить? Вот один из способов. Техника «Трансформация негативных внушений» поможет вам перепрошить негативные внушения из прошлого https://yadi.sk/d/7zqF74nLbkJw2 Чтобы скачать эту технику, вставьте ссылку в адресную строку браузера, если напрямую не получается. Или обратитесь к тем, кто сможет вам помочь.

По сути, быть востребованным, значимым, ценным для общества является одной из важнейших потребностей человека, и любой индивид очень зависим от оценки окружающих. И уверенность в себе во многом зависит от нашего окружения, что нам внушают, то мы и есть. Но не все так страшно, даже если вокруг одни негативщики и утописты. Можно самому себе стать психологическим спонсором, внушать себе полезные внушения и ресурсные убеждения. Я легко этому научилась буквально за год с небольшим, и если это получилось у меня и тысячи моих клиентов, то получится и у вас! Как стать себе психологическим спонсором, читайте ниже, а пока мы вернемся к стилю объяснения, ведь мы его не окончили. И подошли к очень интересной теме — самооценка, тем самым пришли к заключительной главе теста. Тест я разбавила несколькими подглавами, можно сказать, отвлеклись, но это даже лучше для вашего восприятия информации.

Персонализация внутренняя и внешняя

Страшно, если ваша самооценка завязана на мнении незнакомцев, на их комментариях, словах и на рецензиях.

«Наконец, последняя характерная особенность стиля объяснения — персонализация. Бывает Внутренний подход (низкая самооценка) «Я глуп, со мной что-то не так» и Внешний подход (высокая самооценка) «Ты глуп, с тобой что-то не так».

М. Зелигман в своей книге рассказывает: «Мне довелось некогда жить с женщиной, которая во всем обвиняла меня, будь то неважная еда в ресторане, кривые складки на брюках, которые она принесла из химчистки, не работает фен. Окончательно озверев от выговора, я ей сказал однажды: «Дорогая, — я не встречал человека, как ты, который был бы так настойчив в поисках козлов отпущения». «Да, — завопила она, — и в этом ты тоже виноват!»

Когда происходят неприятности, мы можем обвинять в них либо себя, обращаясь вовнутрь, либо других людей и обстоятельства, обращаясь вовне. Те, кто ПОСТОЯННО обвиняет в неудачах себя, не разделяя свою личность от опыта

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Глава 1. Осознанность. Особенности моего пера

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миф о неуверенных. или НЕУВЕРЕННЫЙ с улицы УВЕРЕННОЙ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Если у вас высокое содержание катехоламина (в эту группу входят норадреналин, дапамин и адреналин), то у вас полно энергии, вы жизнерадостны и активны. Эндорфины — отвечают за приятные чувства комфорта, удовольствия и эйфории.

2

Зелигман М. Как научиться оптимизму. Режим доступа: http://polinasukhova.ru/?p=2714

3

Зелигман М. Как научиться оптимизму. Режим доступа: http://polinasukhova.ru/?p=2714

4

Зелигман М. Как научиться оптимизму. Режим доступа: http://polinasukhova.ru/?p=2714

5

Зелигман М. Как научиться оптимизму. Режим доступа: http://polinasukhova.ru/?p=2714

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я