Общая психология. Учебное пособие (Т. В. Ножкина, 2009)

Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология. Учебное пособие (Т. В. Ножкина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 5. Понятие личности в психологии

1. Многозначность понятия «личность» в современной психологии

Издавна людей интересовала тонкая грань между пониманием человека как представителя рода Homo sapiens и существа социального. Человек – существо, которое представляет собой высшую степень развития жизни, детерминированное общественно-трудовыми процессами. В человеке сплетаются природное начало и социальная надстройка, составляя его сущность – личность. В то же время каждый человек является и индивидом, и индивидуальностью. Под индивидом понимается совокупность свойств и качеств, характерных для всех людей, независимо от наличия у конкретного человека данных свойств и качеств, что подразумевает не только социальные, биологические, моральные, психические функции, но и общие личностные характеристики, детерминированные наличной общественно-исторической ситуацией. Под индивидом понимается любое существо, которое принадлежит человеческому роду. Личность строится на основе индивида и включает в себя социальные характеристики. Индивидуальность, в отличие от индивида, представляет собой уникальный набор личностных качеств и свойств человека, которые отличают его от всех других людей.

Вопрос личности исследовался многими учеными. Так, уже в Древней Греции изучались особенности, условия и предпосылки развития личности, большое внимание уделялось ее гармоничному и полноценному развитию. Таким образом, личность занимает одну из ведущих позиций в системе наук, ее изучающих, в системе человекознания.

Под личностью понимается социальная надстройка и сознательная деятельность человека как субъекта человеческих взаимоотношений. Личность может рассматриваться как особая духовная сущность. По мнению З. Фрейда, личность является суммой бессознательных влечений.

Личность рассматривается в науке в трех аспектах:

1) биологический аспект развития личности, в котором формирование личности связывается с биологическими, физиологическими свойствами, функциями, особенностями организма человека;

2) социальный аспект, который предполагает связь с общественными взаимодействиями;

3) духовный аспект – вопрос о духовной сущности человека, подразумевает внутреннюю позицию личности.

Дифференциальная психология в изучении личности делает акцент на ее составной структуре, выделении ее единиц и элементов, рассмотрении результатов развития личности, а не его причин. Общая психология при изучении и определении личности использует функциональный подход, который особое внимание уделяет изучению причин возникновения психических свойств, явлений и состояний человека. Кроме того, общая психология изучает условия развития личности: природные предпосылки, социальные условия существования и становления личности, культурные принципы решения личностных проблем. С точки зрения общей психологии, ядро личности составляют структура мотивов и их осознание.

Человека можно рассматривать как личность только в контексте его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые находят отражение в общественных связях и отношениях, детерминируют нравственные поступки человека и имеют существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности входят такие элементы, как способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки и т. д. В процессе социализации и формирования личности важную роль играют процессы личностной идентификации, т. е. причисление себя к определенной группе, принятие норм и ценностей данной группы как собственных, и персонализация, т. е. осознание каждым человеком необходимости самоактуализации и личностной самореализации в обществе. Общение с другими людьми построено на основе «я-концепции», которая является уникальным образованием каждого человека, совокупностью представлений о себе, своих возможностях, значимости себя как члена общества и как неповторимой личности. Формирование «я-концепции» происходит всю жизнь, но основная структура складывается уже к юношескому возрасту. Первоначально ребенок начинает осознавать собственную реакцию на внешние и внутренние раздражители. У него формируется осознание самого себя, что проявляется в речи, – ребенок начинает употреблять местоимение «я». К школьному возрасту у ребенка складывается система оценки собственных поступков, психических свойств, черт характера. И затем ребенок накапливает личностный опыт, достраивает структуру «я» до подростково-юношеского возраста, когда можно уже говорить о сложившейся личности.

Таким образом, «я-концепция» зависит от личностного жизненного опыта, который проецируется человеком на окружающую действительность, других людей, собственное поведение и оценку поведения других людей. Кроме того, она может неадекватно отражать реальность, являться вымышленной (искаженной), идеальной, делинквентной (девиантной). Элементы, не вписывающиеся в рамки «я-концепции» личности, зачастую вытесняются из сознания человека, даже если являются истинным отражением реальных событий, фактов, явлений.

Так, сторонники бихевиоризма практически не учитывают личность и опираются на схему стимул – реакция. К. Левин, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс акцентировали свое внимание на изучении личности с помощью законов механики. В теории К. Маркса личность рассматривается как система обусловленных общественных отношений, в которые она включена. Личность, по сути, выступает в единстве с ее носителем, природные свойства и особенности носителя встраиваются в личность как ее элемент. Так, например, биологическая патология обусловливает особенности развития личности и ее свойств.

2. Структура личности

Личность обладает следующими свойствами:

1) активность, т. е. стремление осваивать все новые виды деятельности и находить новые сферы применения собственных способностей;

2) направленность, т. е. ориентированность на удовлетворение потребностей человека, что отражается в интересах, убеждениях, идеалах, вкусах, пристрастиях человека;

3) глубинные смысловые структуры, которые детерминируют сознание и поведение личности в процессе взаимоотношений;

4) цельность, проявляющаяся во множественности и полярности ролей, которые играет человек в процессе социального взаимодействия;

5) относительное постоянство, т. е. устойчивое единство психического склада личности. Несмотря на постоянную смену психических состояний, психический склад личности остается стабильным и его изменение происходит постепенно. Кардинальное изменение личности под влиянием серьезных ситуаций является сильным стрессом для человека и может полностью изменить жизненный смысл, цели и установки личности. Активность личности проявляется в процессе формирования и удовлетворения ее потребностей. Для сравнения, у животного потребность является прямым стимулом его активности.

Активность личности детерминирована как общественными, так и личностными потребностями. Потребности делятся на:

1) естественные. Личность человека контролирует его естественные потребности и определяет их направленность. Например, даже сильно голодный человек удовлетворяет потребность в пище с помощью столовых приборов, в отличие от первобытного человека, который ими не пользовался. Таким образом, можно говорить о социально обусловленных естественных потребностях;

2) культурные потребности, обуславливающие активность человека как деятельность, направленную на создание, изучение, использование культурных ценностей общества.

П. Д. Успенский в свою очередь рассматривал человека как совокупность двух подструктур:

1) сущности, к которой он относил врожденные духовные и природные качества человека, которые не могут быть утрачены (например, инстинкты);

2) личности, которая, по его мнению, обладает приобретенными свойствами, помогающими выразить отношения человека с другими людьми и окружающей действительностью.

На развитие сущности человека влияют, с одной стороны, условия окружающей действительности, а другой стороны – сформировавшиеся личностные свойства.

При изучении личности и особенностей развития ее психики большое внимание в научной среде уделяется органическим предпосылкам ее развития, которые рассматриваются в неразрывной связи с окружающей средой человека. По мнению А. Н. Леонтьева, психика человека находится в постоянном контакте с определенной средой, которую он разделял на два типа:

1) однородная, или гомогенная, среда, в которой все необходимые для жизнедеятельности человека явления, свойства и признаки не представлены предметно. При этом человек находится в постоянном контакте с некоторым объемом таких необходимых для него явлений, свойств и признаков. Таким образом, человеку необходимо реагировать на эти свойства, но не нужно представлять себе окружающий мир;

2) разнородная, гетерогенная, предметная, или вещественно оформленная среда, в рамках которой непосредственного контакта с необходимыми явлениями, свойствами и признаками может не быть. В результате у человека возникает потребность не только в реагировании, но и в отыскании подобных явлений, признаков и свойств.

Таким образом, А. Н. Леонтьев считал, что основной функцией психики является регуляция жизнедеятельности человека в зависимости от имеющихся в каждый конкретный момент времени условий окружающей среды. Необходимым и существенным условием для возникновения психики человека является наличие разнородной среды. Так, например, в мозг человека от интерорецептивных анализаторов поступает информация о недостаточном количестве энергии в организме. На основе этой информации человек делает вывод о необходимости восполнения энергетических затрат путем поиска пищи. Для этого человеку необходимо проявить активность и совершить ряд действий, т. е. снова потратить часть энергии. Таким образом, чтобы человеку восполнить энергию, ему ее сначала необходимо потратить, что порождает противоречие в сознании человека, которое создает необходимость в появлении механизма психического отражения собственного состояния. Другими словами, отражение чувства голода в психических процессах человека активизирует его поведение, заставляет его начать поиск пищи, актуализирует потребности человека. Однако для продуктивной жизнедеятельности человека, адекватного поведения и эффективного удовлетворения собственных потребностей ему необходимо отражение признаков жизненно важных предметов и явлений. Таким образом, психика может возникнуть только в разнородной среде, т. к. именно она предполагает активное поисковое и другие виды поведения человека, в результате которых у него возникает необходимость в отражении своего состояния и биологически нейтральных признаков предметов, явлений и свойств окружающей среды.

Личность представляет собой социальный конструкт, и ее развитие определяется воздействием общества, его влиянием. Таким образом, можно сказать, что личность есть социальная надстройка над биологическим существом человек. Э. Дюркгейм, рассматривая социальную сущность человека, уделял внимание в первую очередь взаимодействию между индивидами. Таким образом, по его мнению, именно в процессе взаимодействия формируется личность.

Кроме того, общество как организованная совокупность индивидов также построено на взаимодействии – межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и пр. Таким образом, общество – совокупность взаимодействий индивидов. Э. Дюркгейм говорил о развитии общества с точки зрения социальных фактов, которые конструируются самим человеком и обществом в целом.

Под социальными фактами Э. Дюркгейм понимал любые социальные образования: язык, письменность, юридические и моральные нормы, традиции и обычаи. Социальным фактом Э. Дюркгейм признавал всякий образ действия, способный оказывать на индивида давление и имеющий свое собственное существование, не зависимое от его проявлений. Э. Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида[10].

Э. Дюркгейм выделял следующие особенности социального факта:

1) тотальность социального факта, которая выражается в стирании границ между общественным и индивидуальным;

2) глобальность, которая предполагает единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер;

3) сопричастность – понимание человеком любого события, произошедшего с ним, как части общей социальной истории.

Социальное принуждение является механизмом совместной регуляции поведения людей в обществе, что является первоначальной формой социального поведения. Координируя свое поведение в рамках норм и правил общества, человек рассчитывает, что другие люди будут поступать также и т. о. в ответ на свое поведение он получит адекватную реакцию.

Таким образом, человек, чтобы быть принятым обществом, чтобы чувствовать себя причастным к социальному «мы», ограничивает свою индивидуальность. Тем самым человек становится социальным индивидом.

Л. С. Выготский, рассматривая развитие личности, ввел понятие «социальная ситуация развития», которая включает три аспекта:

1) содержание социальной ситуации является необходимым условием для развития личности и предполагает зависимость от возраста. Человек формирует определенные представления о себе именно в процессе взаимодействия между людьми. Для того чтобы адекватно понимать себя самого, необходимо понимать окружающих людей, и именно через призму мнения других людей можно сформировать реальное самосознание, самопонимание;

2) социальная среда может выступать в функциональном плане как фактор психического и личного развития личности. Кроме социального, Л. С. Выготский рассматривает биологический фактор формирования человека, отмечая, что социальная среда не является чем-то внешнеданным, но она также подразумевает и самого человека как часть социума. Важное значение имеет не столько влияние среды на человека, сколько взаимодействие человека со средой. Социальная среда не просто обеспечивает развитие человека, но и контролирует, чтобы это развитие протекало согласно определенным законам, нормам и правилам, существующим в данном обществе;

3) социальная среда формирует определенные возможности и способности у человека, благодаря которым человек переформировывает социальную среду, и тем самым конструирует новую социальную среду.

Л. С. Выготский говорит о том, что психические функции осуществляются непроизвольно и являются врожденными свойствами психики человека, но в то же время эти врожденные особенности формируются и изменяются в течение жизни. Л. С. Выготский рассматривает формирование и преобразование психики человека и его личности в целом как некое общечеловеческое образование, где управление психической сферой производится не самим человеком, а всем обществом в целом. Общество контролирует и управляет поведением каждого своего члена начиная с пеленок: «Наша первая пеленка– это саван нашей природной индивидуальности».

Через некие социальные факты взрослые научают ребенка быть человеком, социальным существом. Ограничивая ребенка в проявлении эмоций, не соответствующих данному человеческому обществу, взрослые трансформируют его личность в социально адаптивную и социально приемлемую.

А. Г. Асмолов рассматривает процесс формирования личности в контексте двух тенденций: стабильной, т. е. заинтересованной в сохранении традиций, и поисковой, активно направленной на развитие личности. Он говорит о том, что личность человека – это образование двух компонентов: социального и индивидуального. Э. Фромм рассматривает личность как социальный характер человека и выделяет такие его основные характеристики:

1) всеобщность. Для определенной культуры, для определенной эпохи складывается некий общий характер, в котором отражен накопленный опыт человечества, специфика трудовой деятельности, определенные культуральные особенности. Каждый член общества обладает этим характером, несколько модифицируя его в соответствии со своими насущными потребностями и желаниями. Таким образом, можно говорить о том, что всеобщность характера перекликается с понятием менталитета;

2) отражение общественных нужд и обеспечение нормативного поведения подразумевает, что общество формирует черты личности и ее характер, которые контролируют поведение человека, не давая выходить за определенные рамки. Выход за рамки наказывается в первую очередь самим человеком и выражается в чувстве вины, неконформности с обществом. В отношении девиантных групп можно говорить о создании новых норм, определенной надстройки над всеобщим характером, направленной на достижение определенного статуса, известности;

3) сохранение структуры общественных нужд и способов поведения. Сформированный обществом характер настолько встраивается в структуру личности, что человек транслирует далее установки общества как свои собственные, продуцирует общественно положительное поведение и ожидает подобного поведения от других людей;

4) эти положения перекликаются с концепцией Джемса о том, что социальное «я» обеспечивает упорядоченность социальной жизни. Усваивая и воспроизводя культурный опыт, каждый человек поддерживает устойчивость общественных структур. Джемс определяет важность не только социума для становления личности человека, но и окружающей его природной среды. И для формирования личности необходимо присваивать как информацию об окружающей среде, так и человеческий опыт, хотя в этом обнаруживается и ряд противоречий:

   а) природные, биологические данные человека являются материалом, а социальные, культурные – законами, по которым производится перестройка личности, план реформации природного. Человек становится личностью именно в процессе деформации, преобразования его природного начала, встраивания в социальные рамки;

   б) при рождении человек уже обладает некими знаниями – природным опытом, который проявляется в инстинктах, задатках ребенка. Природный человек принимает окружающую действительность как данность, факт; культурный человек изучает и преобразует природу в соответствии со своими потребностями и сам создает новую данность, новые артефакты. Культурный опыт необходимо присвоить, что происходит в процессе взаимодействия с обществом. Кроме того, природа человека не ответственна за побуждения и желания, а его социальная надстройка контролирует и отвечает за его поступки, желания, нужды; в) обладая природным опытом, человек воспроизводит его по определенным механизмам, заложенным в нем, например, в соответствии с инстинктами. При воспроизведении культурного опыта личность не просто воспроизводит опыт, заложенный в нем, а преобразует в соответствии с определенной ситуацией, осмысливает его соответствие нормам и морали общества.

3. Понятие человеческой индивидуальности

В рамках изучения индивидуальных (личностных) черт личности человека большую роль играет их рассмотрение в контексте онтогенетического развития. Так, Жан Пиаже выделил качественно разные стадии развития личности человека.

Психология личности подходит к изучению индивидуальных (личностных) черт с позиций двух критериев: индивидуальных свойств человека (факт и артефакт) и позиции психолога, которую он занимает при изучении специфических свойств человека (исследователь или организатор). Так, исследователь фактов в контексте изучения индивидуальных свойств человека, по сути, занимается диагностикой способностей, темперамента, характера, социальных условий развития человека, т. е. изучением личности в широком понимании этого слова. Основными проблемами, характерными для этого подхода, являются проблема соотношения врожденного и приобретенного, проблема валидности исследовательских методик (тестов), используемых для изучения индивидуальных свойств, проблема типологии индивидуальных свойств.

Подход психолога как организатора фактов к исследованию индивидуальных свойств человека подразумевает изучение способов и механизмов управления человеком своим поведением. Таким образом, к кругу исследовательских вопросов в рамках этого подхода относится изучение внутренней регуляции поведения – непроизвольной (с помощью эмоций) и произвольной (с помощью волевых актов); описание феноменологии эмоций, их функций, классификации; выделение критериев воли, собственно произвольной и волевой регуляции поведения, ситуации возникновения воли. Таким образом, в рамках этого подхода особенно актуальными становятся различные психологические течения и направления, которые занимаются изучением поведения человека. Так, например, бихевиоризм рассматривает создание внешних условий для изучения поведения, в то время как З. Фрейд рассматривал волю человека в качестве основного механизма внутренней регуляции его поведения. Он считал, что воля в некоторых ситуациях может служить источником новых неврозов. Человек в процессе своей жизнедеятельности волевым усилием создает определенные артефакты, некоторые из них навязываются другим, а некоторые навязываются самому индивиду. В случае конфликта внешних и внутренних артефактов у человека может возникнуть невроз. По мнению З. Фрейда, для купирования неврозов необходимо использовать метод психоанализа, который позволяет выяснить, какие именно артефакты стали причиной возникновения внутриличностного конфликта.

Под психоанализом понимается тщательное изучение эмоциональной сферы человека, поскольку эта сфера, по мнению З. Фрейда, является единственным материалом, по которому можно судить о потребностях и мотивах. В рамках психоанализа предметом исследования служит связь между потребностями и мотивацией, базовые потребности человека.

В. Франки выдвигает теорию о взаимозависимости духовной сущности человека и его внешних проявлений, например поведения, творчества, любви. Особый акцент В. Франкл ставит на смысле существования каждой личности. Он выделяет некоторые жизненные смыслы (ценности), которые могут помочь личности осознать смысл своего существования:

1) ценности творчества;

2) ценности переживаний;

3) ценности отношений.

На основе этих жизненных смыслов В. Франкл предлагает новое направление психотерапии – логотерапию, которая состоит в ориентации человека на поиск смысла собственной жизни, на осмысление ситуации в другом ракурсе.

Личность является сложным образованием, обладающим большим количеством черт и характеристик, которые могут быть обусловлены различными факторами. К. К. Платонов рассматривает структуру личности как образование, состоящее из двух уровней:

1) координационный, где рассматриваются взаимосвязи между подструктурами личности на одном уровне;

2) субординационный, в котором рассматриваются взаимосвязи между подструктурами личности на разных уровнях.

К. К. Платонов выделяет 4 подструктуры личности, каждая из которых содержит в себе специфические элементы:

Первая подструктура формируется с помощью воспитания и включает такие элементы, как:

1) убеждения;

2) мировоззрения;

3) идеалы;

4) склонности;

5) интересы;

6) желания;

7) влечения.

Вторая подструктура представляет собой опыт личности, который складывается в процессе воспитания, обучения, трудовой деятельности и включает такие элементы, как:

1) умения;

2) знания;

3) навыки;

4) привычки.

Третья подструктура представляет собой особенности психических процессов и включает в себя:

1) волю;

2) чувства;

3) восприятие;

4) мышление;

5) ощущения;

6) эмоции;

7) память.

Четвертая подструктура представляет собой биопсихические свойства личности, в которые входят:

1) темперамент;

2) половые свойства;

3) возрастные свойства;

4) патологические свойства.

Эффективное функционирование данной подструктуры детерминировано особенностями нервной системы человека[11].

Способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию вытекает из такого ее свойства, как активность. Познавая и трансформируя окружающую среду, личность в то же время саморазвивается. Если личность развивается вне взаимодействия со средой, то тогда речь идет о развитии личности. В основе активности личности лежат ее потребности и мотивы, которые могут выступать стимулами освоения окружающей действительности.

Личность формируется в процессе жизнедеятельности человека и зависит от условий его существования. Существует несколько направлений, рассматривающих движущие силы развития личности:

1) биогенетическая концепция личности, которая говорит о том, что развитие личности определяется наследственными факторами. Таким образом, развитие личности самопроизвольно, и человек от природы предрасположен к определенному типу поведения. Так, Ч. Ломброзо говорит о природной детерминированности преступности, а К. Марбе говорит о склонности к травматизму и аварийности как о заложенных от природы чертах личности. В этой концепции личность представлена как сумма биологических факторов, при этом личность не обладает такими характеристиками, как направленность и активность, и воздействовать на процесс формирования личности не представляется возможным;

2) социогенетическая концепция опирается на исключительно социальную детерминированность личности. Таким образом, в данной концепции личность рассматривается в контексте ее приспособления к окружающей действительности;

3) двухфакторная концепция, предложенная В. Штерном. Эта концепция в качестве факторов, обусловливающих развитие личности, рассматривает единство биологических, заложенных природой предпосылок развития личности, и социальных факторов. Концепция также носит некоторый механистический характер и не дает ответа на вопрос о движущих силах личности;

4) концепция марксистской психологии говорит о детерминированности развития личности человека характером ее деятельности, материальными средствами для удовлетворения потребностей, знаниями, умениями.

Таким образом, преодоление противоречий, овладение определенными средствами осуществления деятельности (приемами, способами, операциями, умениями, знаниями и пр.) ведет к развитию личности. При этом удовлетворение потребностей при помощи новых знаний и умений стимулирует порождение новых потребностей. Таким образом, личность перманентно развивается.

А. Н. Леонтьев также указывает на потребностно-мотивационную сферу как движущую силу развития личности. Более того, он считает, что иерархия мотивов составляет ядро личности, а разрешение противоречий, конфликтов между различными мотивами является источником развития личности. Личность человека включает в себя следующие компоненты:

1) мотивы, которые представляют собой причины, побуждающие человека к деятельности;

2) способности человека, которые являются средствами, обеспечивающими его готовность к действию и само осуществление деятельности;

3) темперамент, который является динамической характеристикой личности;

4) характер человека отвечает за стиль выполняемой деятельности. Индивидуальные особенности человека являются операциональной стороной его деятельности. Содержанием операциональной стороны деятельности становятся способности человека, а ее формой – темперамент. Взаимосвязь содержания (способностей человека) и формы (его темперамента) находят отражение в характере личности.

Психология личности изучает человека как обладателя индивидуальных особенностей и способностей и акцентирует свое внимание на проблематике развития способностей. Так, личностная психология ставит перед собой следующие научные проблемы:

1) изучение имеющихся способностей и возможностей их развития;

2) изучение отдельных способностей как частей целого;

3) изучение не только действий и операций, осуществляемых человеком, но и деятельности в целом.

А. Н. Леонтьев выделяет в структуре личности следующие ее характеристики:

1) широта взаимосвязей человека с общественным миром;

2) степень иерархизации мотивов;

3) индивидуальный профиль мотивационной сферы. Психика человека детерминирована не только особенностями физиологических функций и свойств, но и социальной активностью индивида. А. Н. Леонтьев, изучая проблему биологического и социального в психике человека, говорит о важности социальной истории человечества в формировании и развитии психических способностей человека.

Постепенное совершенствование психики человека происходило на протяжении многих тысячелетий, причем достижения в этой области не закреплялись генетически, а трансформировались от поколения к поколению в форме специфически человеческой деятельности – труда, что подробно рассматривает теория К. Маркса. В процессе труда человек не только совершенствуется, развивается и по мере развития навыков опредмечивает человеческие способности, но и усваивает опыт предыдущих поколений. Вся окружающая действительность – продукт социальной жизни человека с момента его появления, и каждое поколение совершенствует мир, добавляя в него новые элементы. Перенимая опыт поколений, человек сам становится носителем опыта и его транслятором, а затем и строителем новой, измененной реальности.

Но для того, чтобы в полной мере человек мог включиться в жизнь общества, он должен освоить все социальные конструкты, необходимые для его адекватного существования как общественного существа, – язык, трудовые и коммуникативные навыки и др.

Начиная с момента рождения ребенок включен в систему коммуникаций взрослых, которые учат его адекватному поведению, языку и т. д. Таким образом ребенок включается в мир человеческих отношений и осваивает окружающую действительность через призму социального опыта взрослых, которые наблюдают за ним и руководят его действиями, что в конечном счете является воспроизведением опыта взрослых.

Специфические человеческие особенности психики формируются у ребенка в течение жизни, по мере овладения ребенком миром человеческих предметов и явлений. Несмотря на этот факт, многие ученые связывают те или иные психические способности и функции человека с генетически наследуемыми мозговыми структурами. А. Н. Леонтьев придерживается такой точки зрения, что специфические человеческие способности и функции психики не могут закрепляться морфологически, но могут зависеть от функционирования различных органов организма человека. Основой для этих способностей и функций являются прижизненно формирующиеся рефлексы. А. Н. Леонтьев делает акцент на функциональных рефлекторных системах, и говорит о них как о функциональных органах мозга, которые сформировались в процессе исторического развития человека.

А. Н. Леонтьев выделяет общие особенности функциональных органов:

1) после окончательного формирования органы функционируют как единый орган. Именно поэтому многие психические процессы кажутся врожденными, хотя на самом деле являются сформированными прижизненно;

2) устойчивость сформированных рефлексов и связей, т. е., рефлексы, сформированные в результате замыкания мозговых связей, остаются сохранными и без подкрепления;

3) способность функциональных органов объединять отдельные рефлексы, возникающие в ответ на внешние раздражители, в единый сложный рефлекторный акт, который принимает форму автоматизированного действия (навыка);

4) способность функциональных органов, имея различное строение, отвечать одной и той же задаче, которая находит отражение в компенсаторных возможностях человеческого организма. Так, например, при хирургическом удалении какого-либо органа его функции берут на себя другие органы.

По мнению А. Н. Леонтьева, биологически унаследованные свойства человека не определяют его психических способностей. Другими словами, биологически унаследованные свойства составляют у человека лишь одно из условий формирования его психических функций и способностей. Другое условие – это окружающая действительность, которая включает в себя все многообразие взаимосвязей предметов и явлений, созданных в процессе исторического развития человечества. Процесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в котором происходит формирование у индивида специфически человеческих способностей и функций. Этот процесс овладения осуществляется в ходе развития реальных отношений человека к миру. Отношения же эти зависят не от субъекта, не от его сознания, а определяются конкретно-историческими, социальными условиями, в которых он живет, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь.

4. Теория А. Маслоу

Наиболее известны работы А. Маслоу относительно самоактуализации личности человека. Основой его теории являются исследования деятельности наиболее успешных людей (их ценности, отношения с другими людьми), т. е. тех представителей общества, которые самоактуализировались в полной мере. Он объясняет выборку тем, что изучение наиболее успешных людей позволяет исследовать границы человеческих возможностей. Выборка строилась по двум критериям: в нее вошли, во-первых, люди, не подверженные неврозам и другим проблемам, и, во-вторых, люди, полностью раскрывшие свои личностные и творческие потенциалы. На основании этих исследований А. Маслоу сделал следующие выводы относительно общих для самоактуализировавшихся людей характеристик:

1) построение эффективного и комфортабельного взаимоотношения с реальностью;

2) принятие окружающего мира и людей такими, какие они есть;

3) наличие спонтанного и естественного поведения;

4) сфокусированность на задаче, а не на собственных психических состояниях, явлениях, свойствах;

5) потребность человека в индивидуальном личностном пространстве;

6) самостоятельность, независимость от социальных условий;

7) сохранение адекватности оценки;

8) интерес к трансцендентному;

9) наличие чувства сопричастности;

10) формирование устойчивых, глубоких межличностных отношений;

11) открытость, умение принимать мнение других;

12) формирование и интериоризация системы моральных норм;

13) позитивное чувство юмора;

14) выражение креативного потенциала для более полной самоактуализации;

15) сохранение собственной уникальности, индивидуальности в рамках любой культуры.

На основании этих исследований А. Маслоу предложил теорию, которая рассматривает восемь путей достижения самоактуализации:

1) рассматривать явления и события действительности наиболее полно и осознанно, концентрироваться на интересующем объекте изучения, что, по мнению Маслоу, положительно сказывается на самоактуализации. В обыденной жизни человек не осознает окружающие его явления и процессы, не акцентирует на них внимание, и это составляет рутину; лишь преступая рутинность, человек способен самоактуализироваться;

2) процесс жизнедеятельности человека можно представить как систему выборов, где выбор, результатом которого будет качественный рост человека, представляет собой фактор самоактуализации. В случае, если выбор стоит между личностным ростом и безопасностью, выбирать безопасность – значит оставаться в традиционных рамках, в привычном окружении, но в то же время не развиваться далее. Выбор роста означает совершенствование, но в то же время неизвестность;

3) актуализация предполагает фактическое, реальное существование человека, а не только его потенциал. По А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека настраиваться на свой собственный природный голос, т. е. умение сформировать систему самостоятельных взглядов, вкусов, предпочтений, ценностей в отношении того или иного явления действительности;

4) самоактуализация подразумевает честность и принятие ответственности за свои действия. Апелляция к своему внутреннему голосу, собственному мнению при принятии решений является важным аспектом самоактуализации. А. Маслоу говорит о том, что естественные ненаигранные реакции на высказывания и поведение других людей являются дополнительным фактором самоактуализации;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общая психология. Учебное пособие (Т. В. Ножкина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я