Концептуальные основы и институциональные аспекты развития внешнего государственного аудита в современной экономике

М. П. Владимирова, 2015

Монография является обобщающим исследованием теоретических и методических основ внешнего государственного аудита в современных экономических условиях развития мировой экономики, представлены результаты влияния внешнего государственного аудита на фактический уровень достижения целей экономического развития Российской Федерации, даются рекомендации по использованию новых технологий внешнего государственного аудита российскими контрольно-счетными органами на основе современной методологии и лучшей мировой практики. Издание рассчитано на научных и практических работников, государственных служащих, лиц, обучающихся по программам повышения квалификации управленческих кадров и экспертов-аналитиков, преподавателей, магистрантов, аспирантов и студентов экономических специальностей вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концептуальные основы и институциональные аспекты развития внешнего государственного аудита в современной экономике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Под редакцией доктора экономических наук, профессора М.Г. Полозкова

Рецензенты:

П.Н. Шуляк, д-р экон. наук, проф.,

И.И. Лютова, д-р экон. наук, проф., академик РАЕН,

И.Н. Рыкова, д-р экон. наук, проф.

Введение

Современное развитие Российской Федерации в условиях поиска новых форм и методов повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов невозможно без внешнего государственного аудита, являющегося одним из основных институциональных факторов экономического роста. В связи с этим актуальна тема развития методологии, теории и практики реализации финансового контроля и государственного аудита.

Значение роста результативности освоения государственных средств, сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, развития системы распоряжения государственными ресурсами и имуществом не раз отмечалось Президентом Российской Федерации в его традиционных обращениях к Федеральному Собранию. Успешное претворение в жизнь указанных задач невозможно без наличия действенной системы государственного финансового контроля.

Модернизация института внешнего государственного аудита обусловлена необходимостью содействия эффективному государственному управлению, содействия осуществлению реформ общественного сектора экономики, в том числе бюджетного процесса в целом. Принимая во внимание данные обстоятельства, значение института внешнего государственного финансового контроля сводится не только к соблюдению законного и целевого освоения бюджетных средств, но и определении возможных резервов повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств, определении вектора стратегии управления, ориентированной на успех. Совершенствование института внешнего государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере должно позитивно отразиться на масштабном росте потенциала бюджетирования, ориентированного на результат, стать дополнительным фильтром в процессе уточнения и совершенствования его инструментария, обеспечивать рост качества управления бюджетными средствами. Но это также повышает требования к внешнему государственному финансовому контролю, к его механизмам, инструментарию, методологической, методической и информационной базе, взаимодействию субъектов контроля и т. д. Все вышеперечисленное определяет актуальность данной темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.

Основной целью научно-исследовательской работы является формирование теоретико-методологических основ и практических рекомендаций реализации внешнего государственного аудита на основе лучшего зарубежного опыта для институционального обеспечения экономического развития Российской Федерации.

В Российской Федерации получила распространение, повсеместно применяемая в числе ведущих зарубежных стран форма государственного аудита, акцентирующая особое внимание, прежде всего, на результативность, экономичность и продуктивность освоения бюджетных средств, а не на соответствие бюджетной отчетности законодательным и нормативным правовым актам.

Практика осуществления аудита эффективности контрольно-счетными органами зарубежных стран неоспоримо демонстрирует достоинства подобной формы контроля. Не в последнюю очередь это обусловлено сформировавшимся сильным гражданским обществом, на потребность получения информации которого органы государственной власти не могут не реагировать. Поэтому формы и методы осуществления внешнего государственного контроля претерпевают постоянное развитие и перманентно совершенствуются. Возрастающий уровень ответственности органов государственной власти перед населением выражается не только в качественном повышении дисциплины процесса освоения государственных средств, но и в поисках возможности увеличить тем или иным способом эффективность и экономическую «отдачу» использования финансовых ресурсов государства.

Значительным подспорьем в этом процессе для органов государственной власти развитых стран являются институты внешнего государственного финансового контроля, использующие в практике своей деятельности риск-ориентированный подход осуществления контроля, дающий возможность определять нерезультативное, неэкономное или непродуктивное освоение государственных ресурсов в рамках реализации мероприятий распорядителями, а также разрабатывать предписания по повышению эффективности освоения публичных ресурсов, руководствуясь системным анализом положения дел в соответствующей сфере. Подобный подход позволяет при неизменном (а порой даже меньшем) объеме выделяемых бюджетных средств получать больший социально-экономический эффект от освоения публичных ресурсов.

Представляется, что внедрение в практику деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации подобного подхода способно в значительной степени повысить эффективность их деятельности и сократить риски неэффективного освоения бюджетных ресурсов. В этой связи содействие внедрению риск-ориентированного подхода осуществления внешнего государственного финансового контроля также является целью настоящего исследования.

Основными фундаментальными и прикладными задачами, решаемыми в рамках исследования, являются:

• систематизация концептуальных подходов к формированию системы внешнего государственного аудита эффективности и результативности достижения целей экономического развития;

• определение институциональных аспектов осуществления внешнего государственного аудита в системе факторов экономического развития;

• определение преимуществ и недостатков современного процесса формирования, управления и распоряжения федеральными ресурсами и организации деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации;

• исследование влияния внешнего государственного аудита на фактический уровень достижения целей экономического развития Российской Федерации;

• осуществление сравнительного анализа зарубежного опыта риск-ориентированного регулирования внешнего государственного аудита в финансово-бюджетной сфере;

• определение институциональных условий использования зарубежного опыта регулирования внешнего государственного аудита в Российской Федерации и разработка рекомендаций по использованию технологий внешнего государственного аудита российскими контрольно-счетными органами на основе современной методологии и мировой практики.

Выполнение научно-исследовательской работы по теме «Внешний государственный аудит как институциональный фактор экономического развития» обосновано требованиями принятых в настоящее время нормативных правовых документов: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012"О бюджетной политике в 2013 — 2015 годах"; Бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013"О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах"; Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 596"О долгосрочной государственной экономической политике"; Государственная программа Российской Федерации"Управление государственными финансами"(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 293-р); Государственная программа Российской Федерации."Создание условий эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов субъектов"(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 376-р); Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460); а также законодательством, регламентирующим деятельность контрольно-счетных органов в Российской Федерации.

Результаты данной научно-исследовательской работы могут представлять интерес для органов исполнительной и законодательной власти всех уровней управления, а также системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, для которых высока практическая значимость разработки научно-методологического и методического обеспечения контрольно-ревизионной деятельности, анализа фундаментальных факторов развития экономики на основе новых технологий государственного аудита, а также тенденций формирования государственной экономической политики с учетом данных мониторинга эффективности использования бюджетных средств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Концептуальные основы и институциональные аспекты развития внешнего государственного аудита в современной экономике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я