Правила поведения в храме (Илья Мельников, 2012)

Веками религия объединяла людей. Нужна она или не нужна – это вопрос, которого нет. Одним нужна, а другим не особенно. Но Вера нужна всем. И каждый верующий приходит в храм со своими целями, но очевидно что каждый для успокоения души и разума. И, поэтому, приходя в церковь, необходимо себя вести подобающим образом. О всех правилах поведения расскажет эта книга. Она будет интересна и полезна всем людям, которые собираются посетить храм.

Оглавление

  • Впервые в храме
Из серии: Православие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила поведения в храме (Илья Мельников, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Впервые в храме

Цель христианской этики и морали – формирование привычки совершать добро, или выражаясь богословским языком, стяжание добродетелей. Святые Отцы различали несколько видов добродетелей, и, восходя от одного совершенства к другому, христианин поднимался, как по ступеням к Богу. Верующий, посредством Церковных Таинств, собирал в своей душе благодать Параклита. Таинства это своеобразные пути к Господу. При их совершении и в них самих, особым образом присутствует в мире Божество, подобно тому, как вода находится за Полярным кругом в виде снега, в средней полосе – в виде дождя, а в пустынях – в виде испарений. Святой Дух находится в нетленных телах святых, которые есть живые храмы Господа.

Христиане древности совершали Таинства на гробницах святых, пророков и мучеников за веру в Иисуса. Находящиеся в могилах святые, сообщали Церковным Таинствам силу любви Параклита, в результате действия которой, Таинства и совершались. У христиан не было мертвых и живущих, все были живы перед Богом и, поэтому, верующие собирались для совершения Таинств и произнесения молитв на кладбищах. Они приходили к местам захоронения своих близких и родственников, членов религиозной общины, которые, в большинстве случаев, были казнены по враждебному отношению к ним Римской империи. Общественные кладбища были для римских граждан неприкосновенным местом, там не могли арестовать человека, пришедшего к могилам предков. На кладбищах беспрепятственно разрешалось совершение любых обрядов и церемоний.

В Риме первого века, так же существовала христианская община, основанная учеником Иисуса Христа, апостолом Петром. В силу того, что слово «христианин» в Риме было синонимом выражения «осужденный на смерть». Там верующие собирались на катакомбах, где находились общественные кладбища. Знаменитые древнеримские катакомбы составляли под городом целый мегаполис, увеличиваясь вглубь и вширь. Самые древние захоронения находились близко к поверхности, а более поздние находились достаточно глубоко. Римские катакомбы были до недавнего времени забыты и заброшены, и только в XIX веке был обнаружен вход в одну из галерей. Катакомбы оказались наполнены христианскими фресками, гробницами мучеников, там были подземные храмы и места сбора первых христиан.

Археологические исследования римских катакомб, подтвердили древность обычая совершать христианские Таинства на гробницах мучеников и святых. В каждом современном православном храме, имеются частицы тел святых, на которых совершаются Церковные Таинства. Без мощей святых, храм не более, чем простое помещение. Таинства приобретают действительность, лишь при условии совершения их священнослужителем, имеющим право совершать их, которое происходит от апостольской преемственности рукоположения. Иными словами, свершение Таинств возможно только священнослужителем. Он должен быть рукоположен апостолами или их приемниками. Только при этом условии Таинства совершаются, во всех иных случаях они не имеют силы и не являются таковыми.

Итак, обычай совершать христианские Таинства на гробницах мучеников и святых – очень древний, существующий со времен основания первых религиозных общин. Указание на установление данной традиции имеются в последней книге Библии – Апокалипсисе, или откровении Иоанна Богослова, где утверждается, что Царство Бога основано на подвигах мучеников и святых, где под символическим престолом Бога находятся души убитых во имя Христа.

Первые христианские храмы, были очень скромными и внешне простыми. Это были простые помещения, неприспособленные для вмещения большого количества людей. В древнеримских катакомбах, это были просто большие подземные комнаты, где находились гробницы христиан. Они были украшены символическими изображениями Иисуса Христа – в виде ягненка или рыбы. Христиане тех лет должны были распознавать друг друга по особым знакам. Таким символическим действием стало крестное знамение. Крестясь, то есть изображая на себе знак креста рукой, последователи Иисуса узнавали таким образом своих. Крещение несло в себе еще и символическое значение – верующий, тем самым публично выражал свою веру в Иисуса, демонстрируя присутствующим веру в факт крестной смерти и воскресения Господа. Христос умер, нося на себе грехи всех людей и дав, тем самым, человечеству возможность прощения и исцеления духовных недугов. Крестясь, верующий выражал этим еще и сущность вероучения христианства. Помимо того, крестное знамение обладает, как и произнесение имени Иисуса Христа, свойством изгонять бесов и укреплять дух человека.

В разное время, у различных христианских общин, крестное знамение символизировало разнообразные религиозные истины. Некогда крестились одним пальцем, в Риме – ладонью, на Востоке – тремя пальцами, на Руси – двумя. Крестились правой рукой, справа – налево, иногда слева – направо. Крестясь, дотрагивались лба, плеч, живота. Крещение одним пальцем означало единство Бога, двумя пальцами – два естества, или две природы Иисусу Христу.

В настоящее время, православные христиане крестятся правой рукой, сложив большой, указательный и средний пальцы вместе щепотью, а два оставшихся пальца – безымянный и мизинец, пригибают к руке. Три пальца символизируют веру в троичность Божества, сложение пальцев при этом, обозначает единство Бога. Два согнутых пальца символизируют две природы единой личности Богочеловека. Крестясь, верующие прикасаются тремя сложенными пальцами правой руки поочередно лба, живота, правого и левого плеча. Прикосновение ко лбу означает очищение Богом ума, прикосновение к животу – очищение внутренних сил, правого и левого плеча – освящение дел человеческих рук. При крещении, во время прикосновения ко лбу, произносится: «Во имя Отца», при прикосновении к животу: «И Сына», к плечам: «И Святого Духа. Аминь».

Традиционно крестятся при входе в православный храм и при выходе из него, осеняют себя крестным знамением при целовании иконы, а также в различных моментах богослужения. Крестятся при окончании молитвы, во время прошений священнослужителя во время молитвенного призывания последним Бога. Обычно, присутствуя во время православного богослужения, крестятся вместе со всеми молящимися. Впрочем, обычай часто креститься при богослужении, присущ только славянам, особенно русским. Греки крестятся во время богослужения значительно реже.

Каждый православный храм обычно украшается крестами и иконами. Обычай изображения крестов столь же древен, как и само христианство. В послании к Галатам апостола Павла есть такие слова: «О, презренные Галаты! Как вы можете совершать грехи, имея у себя такое изображение Христа, словно бы у вас распятого!», относятся к почитанию изображений креста. Масса археологических памятников периода раннего христианства подтверждают древнее поклонение кресту, как орудию смерти и победу над грехом Иисуса. Первые христианские иконы, были написаны самими апостолами и их учениками. Один из апостолов, Лука, автор, автор одного из четырех Евангелий, был живописцем и врачом. Он написал первые иконы, которые до сих пор сохранились и свято почитаются верующими.

Слово «икона», греческого происхождения, по-русски это понятие обозначают словом «образ», или изображение. Первыми образами Бога были Адам и Ева, сотворенные «по образу и подобию Божию». Каждый человек есть икона Бога, поэтому, во время богослужения, христиан окуривают дымом из кадильницы наравне с иконами Иисуса Христа, Богородицы и святых. Не противоречит ли почитание икон второй Заповеди Моисея? Ведь она запрещает создавать изображения Бога и воздавать им поклонение, как об этом говорят сектанты. Однако, в Пятикнижии Моисея, говориться о создании древнееврейского храма, в котором центральное место занимал ковчег, переносной ящик, на крышке которого находились золотые статуи херувимов, высших ангелов. Кроме того, ковчег, находясь в святое святый древнееврейского храма, был отделен от молящихся завесой, на которой были вышиты ангелы и растения. Оба факта позволяют, таким образом, сделать вывод о подлинном смысле второй Заповеди Моисея. Очевидно, запрет изображения бога и ангелов не распространялся на священные изображения.

К священным изображениям относятся иконы, о почитании которых имеется целый ряд постановлений Вселенских Соборов, в которых звучи голос всей христианской Церкви. Суть почитания икон заключается не в поклонении доскам, на которых они написаны, или краскам, которыми они изображались, а в почитании святых, Богородицы, ангелов и Иисуса Христа, на них написанным. На иконах изображалась внешность Богородицы, ангелов, святых, пророков и Господа нашего Иисуса Христа, каким Он был во время первого пришествия, рождения на Земле. Иконы призваны сохранять в памяти людей внешний вид древних пророков, мучеников и святых. Фотография была изобретена лишь в XIX веке, до этого, черты близких людей запечатлевались на портретах. Икона – есть портрет членов Церкви, ангелов, в том виде, каком они являлись людям, Иисуса Христа, каким Его помнят ученики и последователи.

Впрочем, икона не совсем портрет, поскольку она написана по определенным правилам (по-церковнославянски, канонам). В иконе присутствует обратная перспектива изображения, иные пропорции и соотношения деталей, объекты лишены ощущения пространства, трехмерности. Иконы исполняются в определенном стиле, используя при этом особые цвета для написания различных фрагментов. Иными словами, в иконах заключена в письме особая логика видения мира. Для того чтобы созерцать Вселенную подобным образом, зритель должен сам стать на позиции художника. Таким способом достигается духовное единство между автором и зрителем. Образа содержат в себе христианские ценности и идеалы, запечатленные на плоскости. О них говорят, что иконы – это богословие в красках. Образа насыщены христианскими символами. В них запечатлен духовный мир художников, которые, не будем забывать, были учениками и последователями Иисуса.

Иконы – это запечатленные мысли, в них отражен не только духовный смысл, они несут информацию о происшедшем событии. Иконы писались для людей неграмотных, чтобы и они могли в красках прочесть смысл крестных страданий Христа, высоту подвигов мучеников и духовную чистоту Девы Марии. Это целый мир священных изображений, который призывает человека заглянуть в себя. Это продукт человеческой культуры, особое искусство изображения. И, наконец, иконы – просто достаточно высокие произведения искусства. Это еще и окна в иной мир, как их называли святые. На них можно увидеть изображения Христа, Его учеников, древних пророков, Девы Марии, которые относятся к оригиналу как тень, относится к дереву, а свет – солнцу.

Посредством икон, или через них, действуют почитаемые людьми святые. Нередко иконы источают священное благоухающее миро, особое жидкое растительное масло. Это не трюк и не фокус для привлечения паломников. Мироточение икон, есть проявление особой благодати, или любви Бога к людям, Который посредством образов посылает им исцеления. Известно бесчисленное множество случаев излечивания тяжелейших болезней через православные иконы. Подобные факты происходили в присутствии многочисленных свидетелей и очевидцев, нередко записывались в специальные документы. Исцеление посредством священных изображений или предметов, которые святые носили на себе в качестве одежды или употребляли в повседневной жизни. Это явление очень древнее и было известно еще первым христианам. В книге Деяний святых апостолов, описаны случаи исцеления не только посредством прикосновения рук апостолов к больным, но и при налагании на недужных одежд апостола Петра и даже падении его тени. В данном случае, речь не идет об экстрасенсорных способностях апостола Петра, а о силе любви Святого Духа, действующего через апостола. Божество присутствует на иконах через письмо и действует в мире особым образом.

Итак, в христианском храме всегда много икон. Они изображаются на стенах, на досках, полотне и бумагах. Иконы символизируют собой невидимое присутствие святых в храме. Образа означают единство всей христианской Церкви, некогда основанной Христом и Его учениками и последователями. С икон глядят святые, мученики, пророки и ангелы, они, вместе с людьми, наполняют храм. Молясь, верующие стоят в окружении икон святых, на них изображенный. Каждение, воскурение дыма из специальной кадильницы, символически обозначают молитвы святых. Молитвы, подобно дыму, поднимаются вверх, к Богу. Рассеивание ароматного дыма ладана, обозначает достижение молитв слуха Сущего. Все это, конечно, атропоморфизмы, то есть образы, приспособленные к пониманию и восприятию людьми. Однако, символы действуют на человека прямо и подсознательно. Так, или иначе, но приближение к человеческим чертам божественных свойств, облегчает понимание последних.

Храм, иначе, называется в Священном Писании Домом Божиим, поскольку в храме, в мощах святых, Таинствах и иконах, особым образом пребывает благодать Параклита. В древности, на Востоке, существовал обычай, согласно которому, любой человек, войдя в чужой дом, приветствовал хозяина или хозяйку, всех членов семьи дружеским поцелуем. В этом не было ничего предосудительного, на Востоке данный жест расценивался точно так же, как у нас рукопожатие. Христианин, войдя в храм – Дом Божий, как и в обычном доме, приветствовал хозяина поцелуем, целуя при этом иконы как изображения Христа и святых. Так он приветствовал членов Небесной Церкви. Сейчас, чтобы избежать излишней толчеи и давки, христиане приветствуют поцелуем икону, находящуюся на специальном столике, называемом аналоем, посредине храма. Крестясь при этом, православный христианин, демонстрирует присутствующим свою веру во Христа.

Согласно древней традиции, мужчины становятся в храме по правую сторону храма, обратившись лицом к алтарю, а женщины, соответственно, по левую. Но, это только традиция, вреда от неправильного расположения в храме нет. Вторая традиция предписывает приходить в храм: мужчинам – с непокрытой головой, женщинам – в платке. И, если первое – общераспространенно, то второе – славянский обычай.

В древности девушки приходили в храм с непокрытой головой. У славян, платок на голове женщины обозначал то, что она замужем. В храм полагается приходить одетым скромно, чисто и опрятно. Впрочем, если кто-то пожелает прийти одетым нарядно, со вкусом и красиво – беды в этом не будет. В храме необходимо держать себя вежливо со всеми, помня, что вы в гостях у Господа, а не в собственной квартире. Все разговоры следует оставлять за дверью, помня, что вы находитесь в этом месте для беседы с Богом, при помощи молитв и обращения ко Христу внутренних чувств и духовных сил. В древности у христиан не было постоянно действующих храмов, для этой цели приспосабливали большие комнаты, обычно трапезные господских домов, где собирались верующие из всего имения. Иногда, исповедующие веру в Иисуса, собирались в частных домах, на кладбищах, в условленных местах. Культовые здания появились у христиан в V веке, после опубликования Миланского эдикта императора, дававшего православным свободу вероисповедания и уравнивавших их с другими духовными конфессиями.

Поначалу, под христианские храмы отводились большие здания, где проходили некогда собрания граждан, на которых решались торговые, организационные и политические вопросы. Подобные собрания по различным спорным моментам, назывались у древних греков экклессией. Термин «экклессия», ассоциируется также с самим зданием, где проходили общественные совещания. Христиане, используя экклессии для собственных собраний, восприняли данное понятие для обозначения своего религиозного общества. Христианская община стала называться Экклессией, или по-русски, Церковью. Слово «церковь», происходит от греческого обозначения храма «кириаке».

Итак, храмами стали здания для общественных собраний. Они были приспособлены для вмещения большого количество людей. Экклессия имела форму вытянутого четырехугольника, нередко к основному, пристраивались дополнительные, боковые здания, которые соединялись с основным. Боковые пристройки назывались нефами. Это позволяло, в случае необходимости, параллельно со священнодействием в основном храме, совершать Таинства и обряды для желающих в боковых помещениях.

Основную часть храма составлял алтарь, от слов «алта аре» – возвышенное место, к которому молящиеся обращены лицом. Алтарь располагался напротив главного входа в храм. Безусловно, для удобства, в храме делали боковые входы, однако главный вход, был всегда обязателен. Через него входили верующие, государственные чиновники, иногда император, епископы и патриархи – это был парадный вход.

Традиционно, христианские храмы строились алтарем на восток, но нередко эта традиция не соблюдалась. У древних Восток означал очень многое: на Востоке находилось, по мнению богословов, место жизни первых людей – рай, Самого Христа называли Востоком, на востоке всходило солнце, с первыми лучами которого, христиане молились Богу. Для этой цели, в восточной стене алтаря устраивалось небольшое окно, расположенное таким образом, чтобы лучи восходящего солнца освящали молящемуся фигуру священнослужителя в особенно торжественный момент богослужения, которое совершалось в одно и то же время. Солнце было символом Христа, поскольку солнце, как и Богочеловек, дарует лучи тепла всем без исключения людям, и грешным, и праведникам.

Со временем, к главному входу стало достраиваться особое помещение, называемое притвором. Это было место, где находились оглашенные – люди, наставляемые в началах христианской веры, оглашаемые, по-славянски. Оглашенные готовились принять основное Таинство, которое делало их полноправными членами христианской общины – Крещение. В связи с большим притоком в христианскую Церковь недавних язычников, Таинство Крещения не совершалось сразу. Для его принятия была необходима соответствующая подготовка. Она заключалась в постижении христианских истин, норм христианской этики и морали. Поскольку, оглашенные еще не были полноправными христианами, они не допускались на главное богослужение, за которым совершалось Таинство Причащения – Литургия. Это Таинство принимали, в первые века официально существующей Православной Церкви, все крещеные последователи учения Христа. Оглашенные, не приняв Крещения, не могли и участвовать в остальных христианских Таинствах. Поэтому, они находились в притворе. Там же были и христиане, совершившие тяжелые грехи, которые на время отстранялись от Таинства Причащения. В притворе совершались некоторые виды богослужений, определенные обряды. Из притвора вводились в храм новокрещенные христиане. В притворе могли находиться и нехристиане, люди, исповедующие иную религию. Там воины оставляли оружие. В притвор, верующие приносили съестные припасы для участия в совместных трапезах. Притвор и ныне сохранен в православных христианских храмах. Но, только это уже небольшое помещение, где могут совершаться некоторые обряды, откуда новорожденного ребенка священник вносит в храм.

Из притвора, верующий попадал в основную часть храма, где находились молящиеся христиане. Средняя часть храма, между алтарем и притвором, была самой большой, чтобы вместить возможно большее количество народа. Это был, собственно сам храм, где находились многочисленные иконы святых, откуда верующие наблюдали за происходящим в алтаре. Сам алтарь строился на некоторые возвышении. Это делалось для удобства верующих, чтобы они, находясь в низкой, средней части храма, могли хорошо видеть все, что совершал священнослужитель.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Впервые в храме
Из серии: Православие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила поведения в храме (Илья Мельников, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я