Как правильно воспитать сына без отца (Владимир Леонов, 2013)

Как правильно воспитать сына без отца? Это несложно. Ведь в вас и в вашем ребенке уже заложено все, что необходимо для подлинного счастья. Важно только не опустить рук, поверить в свои силы и пройти тот увлекательный путь воспитания мальчика, который предлагает автор этой книги – психолог Владимир Леонов. Путь, на котором вы радостно будете наблюдать, как из вашего малыша рождается полноценный мужчина, талантливый, внимательный и успешный человек. Прочитав книгу, вы познакомитесь с выдающимися историческими личностями, которых матери воспитывали в одиночку, узнаете секреты становления мужского характера и механизмы раскрытия способностей сына. А еще вы обучитесь мастерству избегания конфликтов, искусству взаимоуважения, понимания и взаимной любви.

Оглавление

Из серии: Как правильно…

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как правильно воспитать сына без отца (Владимир Леонов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Принципы воспитания сына

Утверждения, собранные в этом разделе, никоим образом не претендуют на исключительную полноту и незыблемость. Ценность данного перечня заключается в том, что приведенные принципы позволяют маме выполнить свои воспитательные функции и достичь поставленных целей. Если при ознакомлении с ними у кого-то появится вдохновение их модернизировать или дополнить, будьте смелее: уточняйте, правьте и формируйте свои собственные правила по воспитанию сына. Главное, чтобы при этом не был нарушен первый и самый важный принцип – НЕ НАВРЕДИ.

3.1. Не навреди

Все, что мы делаем в отношении ребенка, всегда и везде должно подчиняться одному – его безопасности. Это не обсуждается. Это неукоснительно и обязательно соблюдается.

Если во время воспитательного процесса что-то покажется вам опасным для физического и психического здоровья вашего сына или окружающих его людей, вы должны сразу отказаться от этого способа воспитания. Никакой педагогический метод не оправдывает необдуманного риска.

Один мой знакомый, желая обучить своего пятилетнего сына держаться на воде, неожиданно кинул его в озеро и стал наблюдать, как мальчик поплывет. Руководствовался это папаша мыслью «хочешь научить ребенка плавать – кинь его в воду там, где поглубже». А малыш стал тонуть. Хорошо, что до горе-воспитателя дошло, что нужно спасать сына. С того момента прошло пятнадцать лет. Мальчик вырос, стал молодым и красивым юношей, успешным студентом университета. Вот только плавать он так и не научился, более того – очень боится воды и избегает любых водоемов.

Поэтому перед тем, как вы захотите применить какой-то воспитательный метод к вашему ребенку, хорошо подумайте – не навредит ли это ему. Если у вас возникло хоть малейшее сомнение в безопасности данного способа воспитания, отказывайтесь от него сразу и не раздумывая. Не соглашайтесь, если вас будут упрашивать и уверять, что ничего плохого не произойдет, что все это делали и ничего с ними не случилось. Знайте, что лучшее решение проблемы – это заранее предотвратить ее появление. Как говорил герой бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится».

3.2. Здесь и теперь

Это философское правило активно используется как в психологии, так и в педагогике. Сила его в том, что мы воспринимаем ребенка и его действия непосредственно в данном конкретном месте и в настоящем текущем времени. А значит и воспитательный процесс должен осуществляться «здесь и теперь». Иначе воспитательного процесса не будет. Приведу для подкрепления этого принципа удивительно точное замечание известного российского психолога Юрия Михайловича Орлова: «Некоторые высшим достоинством родителей считают их уравновешенное, неэмоциональное поведение. Мол, ребенок совершил проступок – не наказывайте его сразу, успокойтесь, взвесьте все «за» и «против» и лишь потом правильно отреагируйте. Но согласитесь: если ваше воздействие будет отсрочено, то воздействия и не получится!».

Ничего не откладываем на потом. За поступки поощряем «здесь и теперь». За проступки наказываем «здесь и теперь». Любим, хвалим, ругаем «здесь и теперь».

Делаем, что следует сделать здесь и сейчас. Не живем прошлым. Его уже нет. Идем в будущее, но живем настоящим. Другого времени и другого места нет. Общаемся с сыном «здесь и теперь». Играем с ним «здесь и теперь». Учим его «здесь и теперь». Стараемся понять его «здесь и теперь». Просим его помочь «здесь и теперь». Помогаем ему «здесь и теперь». Не ждем лучших времен, не ищем лучшего места. Ценим то, что здесь и теперь. Превращаем его в мгновения счастья. Помним, что строя планы на жизнь, мы осуществляем их «здесь и теперь».

Осознаем и принимаем слова одной чудесной песни:

Призрачно все в этом мире бушующем.

Есть только миг – за него и держись.

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь.

3.3. Мама всегда права

Однажды моя супруга наказала нашу младшую дочь. Как бывает в таких случаях, дочь не согласилась с наказанием и попыталась его оспорить. Но жена не изменила своего решения, и обиженная дочь ушла в свою комнату, демонстративно хлопнув дверью. Невольно став свидетелем этой семейной сцены, я пошел за дочерью. Та, насупившись, сидела на своей кровати.

– Аня, почему ты себя так ведешь? – спросил я дочку.

– Понимаешь, пап, – стала объяснять мне двенадцатилетняя девочка, – что бы я ни сделала, – мама всегда права. Ну почему мама всегда права?!

– Потому, что она мама, – нашелся я, – будешь ты мамой – и ты будешь всегда права!

Услышав мои слова, дочь рассмеялась и уже спокойно отнеслась к маминому наказанию. Сейчас у нее двое мальчишек, и по отношению к ним она как мама всегда права.

Принцип «Мама всегда права» направлен на установление и поддержание в семье родительского авторитета. Это особенно важно, когда мама одна растит сына. Без значимости и уважения в глазах ребенка нельзя рассчитывать на успех воспитания. Особенно это важно для мальчика. В силу наших культурных традиций считается, что к мальчикам нужно относиться жестко и строго, иначе они станут неуправляемыми, избалованными и изнеженными. Я не согласен с этим. И мальчиков и девочек необходимо воспитывать в любви, справедливости и требовательности. И помогает в этом авторитет мамы.

У этого родительского качества есть одно замечательное свойство. Если ребенок вас уважает – он вас слышит, слушает и слушается.

Почти для всякого малыша мама авторитет, как, впрочем, и почти каждый взрослый. Такое положение дел продолжается лет до десяти. Потом у ребенка появляются критические нотки по отношению к родителям, да и ко всем дядям и тетям. Их действия ставятся под сомнение. Такое критическое отношение во многом оправдано, но уважение и значимость мамы не должны снижаться. Ее слова и поступки должны восприниматься сыном как правильные. Это достигается в том случае, когда ребенок мамину требовательность воспринимает как справедливую. Она наказывает и ругает, но всегда за дело. Так что, принимая какое-либо решение в отношении к сыну, да и к себе, подумайте, как оно укрепит принцип «мама всегда права», не будет ли оно разрушительно для вашего родительского авторитета. Здесь важно понять, что маме нельзя менять свои решения, но нельзя также и принимать решения несправедливо, будучи разгневанной и толком не разобравшись в ситуации.

3.4. Уважаем друг друга

В нашем обиходе тезис «уважать друг друга» – один из самых употребляемых. Человеку свойственно стремится к собственной значимости. Без этого он не может состояться как личность. Нам нужно, чтобы нас уважали на работе и в быту. Ведь если ты уважаем, значит ты ценишься другими людьми, к тебе прислушиваются, с тобой считаются, а следовательно и твой социальный статус имеет определенный вес, ты стал личностью и это признают окружающие.

Формирование личности ребенка начинается в собственной семье. И первые кирпичики в это становление закладывает его мама. А скрепляет их она уважительным отношением к своему малышу.

Можно спросить: а за что уважать сына? Он ведь ничего еще такого не сделал. Ведь это любят просто так, а уважают обязательно за что-то. Но приглядитесь повнимательнее к своему мальчику. Смотрите, как он прилежно учится чистить зубы, как старательно с дедом поливает деревья, как по слогам пробует читать. Разве это не достойно уважения? Вы скажете, что он это и должен делать, и в этом нет ничего необычного. Если следовать этой логике, то и вас не за что уважать. Почти все мамы ухаживают за детьми, почти все готовят кушать, почти все работают. Да и все остальные люди тоже заняты обычной, повседневной работой, но то, как они ее выполняют, и делает их уважаемыми членами нашего общества. Поэтому и трехлетний ребенок достоин уважения, когда он правильно произносит слово.

Мы уже обсуждали, что воспитательный процесс может быть плодотворным, когда ребенок ценит мамино мнение и прислушивается к ней. Но нельзя добиться настоящего уважения к себе, не уважая сына. Разве вы цените человека, который не ценит вас? Так почему же ребенок должен уважать мать, если она его не уважает?

К нам с женой на выходные приезжают дети с внуками. Иногда внуков оставляют на неделю-другую. Мы не против. Рядом лес, речка, чистый воздух. Чтобы малышам было интересно у нас, я стал собирать новую детскую библиотеку. Когда шестилетний Илья в очередной раз приехал с родителями и увидел у меня новые сказки, то, спросив разрешения, тут же начал их смотреть и читать. Выходные прошли, дети с внуками стали собираться к себе домой. Ко мне подошел Илья и попросил:

– Дедушка, можно вот эти две книжечки я возьму домой и там их дочитаю?

Мне было очень приятно, что у него есть желание читать. Но эти книги я приобрел для всех внуков. и мне было важно, чтобы они не покидали мой дом. Я знал, что если разрешить их читать вне дома, то никакой детской библиотеки у меня не будет. Кинуть в ответ короткое и категоричное «Нет!», на мой взгляд, было бы неуважительно по отношению к ребенку. И я постарался дать такой же ответ, какой сам бы хотел услышать в свой адрес.

– Илюша, все эти книги для тебя, для Вари, для Андрюши и Гаврюши. Если я тебе их дам, то другие останутся без этих сказок. Поэтому я принял решение, что эти книги будут всегда здесь, для того, чтобы вам всегда было интересно быть в гостях у меня и бабушки. А если тебе очень нравятся эти книги, то мы с тобой на следующих выходных пойдем в книжный магазин и я куплю тебе их в подарок.

Внук понял меня и согласился.

Наше неуважение к ребенку проявляется, когда мы говорим ему: «Иди, делай и не спрашивай почему», «Мал еще», «Не твое дело», «Меня не интересует твое мнение». Как бы вы не были заняты, как бы вы не устали, какое бы у вас не было настроение, ответьте сыну по-другому, с уважением. Поверьте, это воздастся сторицей.

3.5. Воспитывает все и всегда

Знаменитый советский педагог Антон Семенович Макаренко как-то заметил, что иногда правильно вбитый гвоздь значит для воспитания больше, чем тысяча нотаций. Это высказывание очень точно и ярко характеризует принцип «воспитывает все и всегда». Ошибочно и пагубно мнение, что для хорошего воспитания нужны специальные педагогические формы и методы, требующие специального отведенного места и времени. Нет и нет! Воспитание – это непрерывный процесс, прямо связанный с окружающей средой. Десять лекций о пользе чистоты не сделают ребенка чистоплотным и аккуратным, если в его комнате грязь и беспорядок, а мама и сам он неопрятны. Когда же в его комнате нет лишних вещей, в доме царит уют и порядок, когда сын и его мама ухожены и опрятны, тогда полезны и наставления о чистоте.

Правилу «воспитывает все и всегда» не нужны дополнительные средства и время, оно рассчитано на ваш повседневный быт: на жизнь мамы, которая работает, занимается собой, ведет домашнее хозяйство и при этом правильно воспитывает сына.

Вы убираете в комнате, а трехлетний малыш, наблюдая за мамой, пытается повторить ваши движения. Не прогоняйте его. Не говорите, чтобы он не крутился под ногами. Позвольте ему присоединяться к вашей работе. Пусть он сразу не сделает это так же хорошо, как вы. Повторите вместе с ним так, чтобы он почувствовал, что у него получилось как у мамы. Если это доставило ему удовольствие, если его за это похвалила мама, то в следующий раз он сам попытается тщательно убрать. Закрепите его старания позитивными эмоциями, и он надолго, если не навсегда, станет приверженцем чистоты и порядка.

Вы лепите пельмени, а сынишка протягивает руки к тесту. Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, чтобы он не мешал вам. Дайте ему возможность полепить рядом. Пусть его творения сначала будут неуклюжими. Покажите малышу, как правильно делают пельмени, пусть он повторит. Все это должно проходить на радостной ноте. Вы оба должны получить от работы хороший заряд удовольствия. Настоящим мужчинам нравится готовить вкусную еду.

Вы делаете маникюр, а ваш ребенок заворожено наблюдает за этим. Предложите ему сделать ухоженные пальчики. Вы увидите, как спокойно он позволит срезать его подросшие ногти. Если мальчик получил от этого процесса положительное чувство, то большая вероятность, что через три дня он сам обратится с просьбой подстричь ему ногти.

Если хотите, чтобы ваш сын был образцом для подражания, то сами станьте примером для него. Это значит, что вы всегда подтянуты, бодры, одеты, причесаны и ухожены так, что вас хоть сейчас можно снимать для обложки модного журнала. Попробуйте, вам и ему понравится.

Важно понять, что принцип «воспитывает все и всегда» работает независимо от вашего желания. Любое ваше слово, любое ваше действие, поведение соседей, воспитателей, учителей, дворовых и школьных товарищей, все, что окружает вашего сына, влияет на него. И только вы можете это воздействие направить в позитивное русло. Это не сложно. Было бы только ваше желание.

3.6. Жалеть и баловать вредно

Многие, увидев этот принцип, недоуменно пожмут плечами: «Ну, баловать-то, понятно, не надо, а вот как же не жалеть? Это же ребенок»! Некоторые достаточно маститые авторы специальной литературы рекомендуют не стесняться жалеть детей, не достигших, как минимум, трех лет. Возможно, у нас расхождение в понимании этого слова. Попробуем разобраться.

В толковом словаре русского языка можно прочитать: «Жалеть – чувствовать жалость, сострадание к кому-то». «И чего здесь плохого? – заявит скептически настроенный читатель. – Вот упал ребенок, больно ударился, заплакал. Как же его не пожалеть?»

Посмотрим на это с другой стороны. Со стороны человека, состояние которого требует жалости. Зачем ему наша жалость? Зачем он показывает нам, что страдает и требует нашего сочувствия? Правильно, чтобы мы его пожалели, а вместе с жалостью начали решать его проблемы. И опять скажите, какие могут быть проблемы у маленького ребенка, который упал, – ему же просто больно?

Все так. Но бывают случаи, когда малыш капризничает и беспричинно требует чтобы его взяли на руки, а его принципиально не берут. И вот он, делая первые шаги, запнулся, упал, ударился и заплакал. Его сразу подхватили на руки, прижали, пожалели. А ребенок понял, что мамой можно манипулировать, нужно только создать ситуацию, в которой бы тебя жалели. И достаточно быстро становится несчастным и жалким…

Отчего ребенок капризничал? Чтобы быть в центре внимания, чтобы наслаждаться маминой любовью и ее ласками (ведь для любого человека очень важно быть в центре внимания и получать позитивный эмоциональный контакт, а для маленького ребенка особенно ценна мамина любовь).

Младшего сына одной моей знакомой до десятилетнего возраста постоянно преследовали несчастья. Скорая помощь почти прописалась у них в квартире. Он несколько раз ломал руки, ноги, ключицы и ребра, выворачивал на себя кипяток, неоднократно разбивал голову так, что на нее накладывали швы и скобы. Мальчугана сильно кусали собаки, жестоко царапали кошки, ему чуть было не выбил глаз домашний попугай. А секрет всех этих злоключений заключался в маминой жалости. Как-то мама этого несчастного малыша рассказала мне, что после каждого несчастья сын говорил ей: «Когда ты, мамочка, жалеешь меня, мне становится легче и лучше». Услышав эти слова, я посоветовал перестать его жалеть, иначе вся его жизнь пройдет под знаком происшествий и неприятностей.

Как же быть, если ребенок упал, сильно ударился и плачет? Не обращать внимания. Обращать, но не жалеть, а успокоить. Малыш должен понять и усвоить, что вы любите его не за то, что он упал и ударился, а потому, что он – ваш сын. Поэтому берите на руки своего мальчика, когда он спокоен и весел, а не только когда ему больно и он плачет.

Мне встречались на военной службе здоровые восемнадцатилетние парни, которые без притворства постоянно жаловались, как им плохо, как они настрадались, через какую боль они прошли. Среди сослуживцев сразу же находились желающие их пожалеть. Через некоторое время пожалевших нужно было самих жалеть. Они из сострадания выполняли всю работу за этих «страдальцев», а те сидели рядом и продолжали рассказывать как им нехорошо. Если был здоровый коллектив и толковый командир, такой психологический паразитизм устраняли очень быстро. Через три дня боец переставал чувствовать себя несчастным и искренне радовался жизни. Иногда радикальные меры очень полезны.

Признаюсь, что один тип детей все-таки вызывает у меня жалость. Это избалованные дети. Когда родители, потворствуют всем прихотям и желаниям ребенка, преувеличивают его способности и с утра до вечера поют ему дифирамбы, они превращают своего малыша в законченного эгоиста с завышенной самооценкой, не умеющего переносить трудности и не замечающего других людей (даже своих родителей). Таким ребятам будет трудно достичь успеха в жизни, их ждут разочарования и серьезные переживания. Общество не любит подобных индивидуумов и старается от них дистанцироваться.

3.7. Полезно понимать и помогать

Понимает ли меня мой ребенок? Понимаю ли я своего сына? Эти вопросы должны постоянно стоять в центре нашего внимания. Причина большинства семейных конфликтов, неурядиц и проблем кроется в банальном непонимании родителями своих детей и наоборот.


Представьте себе такой разговор в детском саду:


Воспитательница: Ваш сын сегодня избил другого мальчика.

Мама (шлепая мальчика по затылку): Негодник, как ты посмел?!

Сын: Мама…

Мама (резко прерывая его): Молчи мне… Светлана Петровна, дома он будет наказан.

Воспитательница: Да мы его уже наказали, он у нас весь день в углу простоял.

Мама: Ничего постоит и дома.


Как видим, мама, не до конца разобравшись, сразу сделала своего сына виновным. Думаю, что еще несколько таких случаев, и мальчик начнет сторониться своей мамы, станет скрытным, и понимания между ними уже не будет. А этот разговор мог бы укрепить доверие между ребенком и матерью, если бы она повела его по-другому:


Воспитательница: Ваш сын сегодня избил другого мальчика.

Мама (наклоняясь к сыну): Сергей, за что ты избил мальчика?

Сын: Он бил девочку. А ты мне говорила, что я должен защищать маленьких и девочек.

Мама (обращаясь к воспитательнице): Это правда, Светлана Петровна?

Воспитательница: Не знаю, я только видела, как ваш сын лупил другого мальчика.

Мама (обращаясь к сыну): Если то, что ты мне сказал, – правда, то я тобой горжусь.


Американский психолог Эрик Берн заметил, что у каждого человека есть три внутренних состояния его Я (Эго). Временами то или другое Эго-состояние управляет его личностью. Психолог назвал эти состояния – Ребенок, Родитель и Взрослый.

Эго-состояние Ребенка содержит все побуждения и реакции, присущие маленьким детям. Здесь господствуют эмоции. Ответ на любой раздражитель Ребенок дает моментально. Этот внутренний компьютер – самый быстрый и самый мощный. «Собранный» в первые восемнадцать месяцев человеческой жизни, он оперирует понятиями «хочу» и «приятно». Считается, что именно эта область нашего Я включает то, что можно определить как творчество, чувство собственного достоинства, юмор, любовь и т. д.

Эго-состояние Родителя представляет собой нашу систему жизненных стереотипов, сформировавшихся под внешним воздействием, в первую очередь, под влиянием родителей. Нормы, заложенные в наше сознание в процессе воспитания, диктуют нам, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Соответственно, Родитель с позиции «так надо», «так принято» и «так правильно» оценивает и окружающих людей.

Эго-состояние Взрослого включает в себя сферу знаний, опыта, рационализма. Данное начало нашего поведения прагматично оценивает имеющиеся возможности и тем самым стремится найти оптимальное решение в той или иной ситуации. Для Взрослого более всего привычны категории «полезно», «разумно» и «возможно».

Когда мы с кем-то общаемся, в том числе и со своими детьми, в нашем восприятии принимают участие все три наших Я: Ребенок, Родитель и Взрослый. Проиллюстрируем это следующим примером.

Третьеклассник пришел после школы домой. Весь измятый, перепачканный пылью и мелом. Ручка рюкзака держится на честном слове. На пороге его встречает мама. Ее Эго-состояние Ребенка быстро выдало информацию: «Фу, какой грязный». Тут же включилось в работу Эго-состояние Родителя: «Где этот паршивец лазил?». Затем пришло время Эго-состояния Взрослого: «Что-то случилось? Нужно узнать…».

Очень часто мы торопимся, и наш Взрослый не успевает отреагировать. Когда человек устал, подавлен или находится в состоянии стресса, его Я-Взрослый может заработать только за счет сильного волевого усилия. Зато Я-Ребенок и Я-Родитель свои оценки передают автоматически, поэтому мы периодически реагируем на поведение детей или слишком эмоционально, или слишком назидательно. А иногда объединяем все вместе: рассержено кричим и шлепаем мальчика, не делая при этом ни малейшей попытки понять его. В результате все сильнее увеличивается дистанция в отношениях между родителем и ребенком, вырастает крепкая стена недоверия и отчуждения. Чтобы этого не случилось, старайтесь при общении с сыном обязательно включать Эго-состояние Взрослого. А также научите своего сына в разговоре с вами и другими людьми пользоваться этим типом восприятия и принятия решений. Не стесняйтесь, говорите с ним на равных, как Взрослый с Взрослым.

Опытные специалисты в области детской психологии рекомендуют слушать ребенка на двух «этажах». Первый этаж – это то, что малыш говорит, а второй – о чем умалчивает. Нередко поведение мальчика, его состояние может сказать больше, чем его слова. Будьте наблюдательны. Не пропустите важного.

Когда вы разговариваете с сыном, вас ничто не должно отвлекать. Обязательно повернитесь в его сторону и установите зрительный контакт. В беседе ваше лицо должно излучать заботу и сочувствие. Активно слушайте мальчика, показывайте всем видом, что вам важно его выслушать. В конце разговора кратко скажите, что поняли из его слов. Это важно. Ребенок увидит и услышит, что его внимательно выслушали и правильно поняли. После этого доверие к вам с его стороны обеспечено.

Наш ребенок на разных этапах жизни требует разной помощи. И естественно, что эту поддержку он может получить только от мамы. Не относитесь к своей родительской помощи как к тотальной опеке. Не бойтесь, что ваш сын не справится. Научился же он есть, ползать и ходить. Научится и другому. Дайте мальчику возможность самостоятельно решать свои проблемы. Ведь ваша основная задача, не снабжать сына постоянно «рыбой», и даже не научить пользоваться «удочкой», а привить ему устойчивое желание «есть рыбу, пойманную своими руками». И желательно первые двадцать лет под удаленным и ненавязчивым контролем мамы.

3.8. Не ленись

Почти все проколы в воспитании детей образованы ленью их родителей. Как часто мы, взрослые, боимся оторваться от дивана, телевизора, интернета, мобильного устройства. Как часто мы увлечены праздными занятиями: просмотром телешоу, общением с подругой, зависанием в социальной сети. Мы с раздражением воспринимаем всех, кто пытается нарушить наш священный праздник лени. Ребенка, подошедшего к нам с просьбой поиграть, помочь, а то и просто побыть рядом, раздраженно гоним тонально отточенными фразами: «Не мешай!», «Я что, не могу отдохнуть!», «Что тебе надо?!», «Что ты хочешь?!», «Достал уже!».

Через некоторое время, увидев, что поведение сына желает лучшего, что у него появились качества, которые нас настораживают или откровенно пугают, мы быстро находим оправдание своей бездеятельности. В плохом воспитании ребенка обвиняются гены его никчемного папаши, созвездие под которым он родился, влияние улицы или плохие друзья, но никак не собственная лень.

Одним из распространенных способов воспитания детей становится указание с места. Родитель сидя-лежа говорит ребенку, что он должен сделать: принести, подать, убрать, найти, включить или выключить. Когда же мальчик сделает что-то не так, он подвергается критике, его обзывают, нередко унижают, а то и просто наказывают.

Вы другая, не такая мама? У вас дома всегда чисто, уютно и аккуратно? Ваш сын накормлен, ухожен и не обделен маминым вниманием? Он с удовольствием помогает вам по домашнему хозяйству, а вы, несмотря на усталость, играете с ним? Вы видите, что нужно сделать для воспитания вашего ребенка и не откладываете это на потом? Хорошо, если ответы на эти вопросы имеют утвердительный характер.

Не забывайте, что проблемы чаще возникают там, где люди от собственной лени не занимаются собой и своими детьми. Успех правильного воспитания – в труде. В этой работе много рутины, а результат можно увидеть лишь через несколько долгих лет. Но другого пути нет. Воспитывать сына нужно постоянно, не прерываясь ни на миг. Здесь без воли не обойтись. Только она в состоянии окончательно побороть лень. Но волевые усилия продуктивны, когда перед нами стоит цель, желание ее достичь или страх за последствия нашей лени.

Смелее ставьте цели. Но помните, что большая, глобальная цель типа «правильно воспитать сына» обладает плохими мобилизационными способностями. При всей своей позитивности она неконкретна, плохо контролируема, и достижение ее требует большого количества времени. А это расхолаживает и делает нас уязвимыми в борьбе с ленью. Человек, считающий, что у него много времени для выполнения какой-то работы, склонен откладывать ее на последний момент. Но в воспитательном процессе желание отложить что-то на потом чревато негативными последствиями, поскольку к тому времени, когда вы наконец приступите к делу, у ребенка может сформироваться нежелательное и трудно устранимое качество.

В противоборстве с ленью эффективны те цели, которые достижимы в течение одного-двух дней и более-менее конкретны, то есть поддаются какому-то осязаемому результату. Поэтому четкая формулировка «сегодня, убирая игрушки вместе с ребенком, буду приучать его к аккуратности» всегда лучше, чем абстрактная – «приучаю сына к аккуратности».

Сформировать цель, вызывающую желание что-то сделать, не так просто. Как, например, заставить себя именно сейчас научить мальчика правильно вести себя на улице? Многие рассуждают по этому поводу так: «Ведь с нами же никто специально не проводил специальное занятие. Ну, может мама нам когда-то что-то говорила. Вот и я изложу своему ребенку правила поведения на улице тогда, когда подвернется удобный момент». Преодолеть такое отношение к воспитательному процессу поможет чувство страха. Опасение, что праздная бездеятельность может привести к чему-то негативному, заставляет многих людей быть достаточно активным. Если мама действительно боится, что ее семилетний ребенок излишне доверчив к незнакомым людям, то она постарается его немедля научить не верить взрослым дядям и тетям.

Перефразируя одно из мудрых изречений царя Соломона, можно уверенно сказать: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь – и вырастет ребенок твой недобрым, слабым и несчастным, а вместе с ним и ты горевать станешь». Выход один – не ленись.

3.9. Терпение и еще раз терпение

Воспитание – это труд, построенный на терпении. Не нужно в нашем случае понимать терпение как способность безропотно и стойко переносить страдания, боль и неудобства или соглашаться с чем-то неприятным и тяжелым. В терпение мы вкладываем другой смысл. Терпение мамы – это прежде всего настойчивость, упорство и выдержка.

Например, требуем от полуторагодовалого ребенка ходить по-маленькому и по-большому на горшок, а он не понимает, на горшок садится, но все свои естественные надобности делает в памперсы или в трусики. Преодолеть подобные проблемы может только родительская настойчивость и постоянство. Настойчивость мамы должна быть сильнее настойчивости сына. Навык вырабатывается повторением. Полезная привычка формируется благодаря неоднократным действиям, которые регулярно сопровождаются положительным подкреплением.

Когда мама регулярно усаживает малыша на горшок, когда находит способ ему показать, что требуется сделать, и хвалит за правильные действия, тогда приходит позитивный результат.

Нередко родители торопятся, не дают возможности детям самостоятельно что-то сделать. Сын начинает убирать в комнате, однако он еще не вполне ловко управляется с тряпкой и кое-где остается пыль. Мама не выдерживает, отстраняет мальчика со словами «Это не уборка» и сама начинает убирать. Через некоторое время она будет удивляться, что ребенок не хочет ей помогать.

Однако у сына сформируется совершенно другое отношение к труду, если мама проявит выдержку и даст ему возможность до конца убрать в комнате. Похвалит его и при этом тактично подправит его огрехи: «Какой ты молодец, сынок, как хорошо ты убрал, настоящий помощник! Только я попрошу тебя в следующий раз пыль в этом месте убрать вот так…».

Не спешите делать все сами, даже если ребенок трудится медленно, неуклюже и не так тщательно как вы. Если будете терпеливыми и корректными в замечаниях, то мальчик достаточно быстро научится делать домашнюю работу качественно, не хуже вас. А вместе с этим в нем зародится любовь к самостоятельному труду.

Ваш сын решил бросить учебу. Перестал ходить на занятия. Никакие объяснения не могут заставить его вернуться в институт. Но упрямство детей победит только упорство родителей. Последовательная и твердая в своих планах мама обязательно найдет доводы, способные убедить парня получить образование. Нужно лишь отыскать причину его нежелания учиться и не снижать градус своей настойчивости. Помните, что судьба кланяется терпению, а песчинка к песчинке гору насыпает.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как правильно воспитать сына без отца (Владимир Леонов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я