Я должна тебе сказать… (Н. А. Коршунова, 2015)

О чем? В первую очередь, меня интересовали законы развития. В психологии, физике… даже в политике (что вполне естественно, нельзя же быть политиком, и быть свободным от психологии). Общие, универсальные законы. Полагаю, я знаю, о чем вы сейчас подумали: «Эк, хватила. Амбиции зашкаливают. Очередная претензия на открытия…» Все так. Исключая небольшую вероятность, отличную от нуля, что в моей книге вы найдете то, что искали. Это серьезный и откровенный разговор с юмором (правда, окружающие считают его своеобразным) и с поэзией.

Оглавление

  • Часть 1. Мир проявленный

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я должна тебе сказать… (Н. А. Коршунова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

– Все тщетно?

– Все тщательно скрыто,

глубокими рвами изрыто…

Слепому, как видно, не место на этом пространстве.

Здесь тесно от скал, что уходят отвесно

В бездонное прошлое наше.

Есть бездны моложе, есть старше…

– А зрячий?

– Ну, разве что… Прямо ходячий,

способен все это пройти,

ничто не забыв на пути…

– Уйти?

– Ничего не меняя? Чтоб завтра вновь встретить у края такого же свежего

рва? А может засыпать сперва?

Мой собеседник ироничный, ты вытолкал меня за дверь, оставив с горсткою

семян: полынь, пшеница и тимьян.

Скучно. Уныло. Безнадежно. На улице мороз и солнце, но ни то не другое меня уже не занимает. Поговорить бы… Да, вот хотя бы с тобой, Воображаемый Читатель.


– Погоди, погоди, ты куда?

– По делам. Гречку покупать. Вчерась выбросили…

– Забудь про гречку. Подумаешь, мешком больше, мешком меньше гречки в твоих закормах. На всю жизнь не напасешься. Я может с тобой поделиться хотела…

– А ты кто? Свидетельница Иеговы? Кришнаитка?

– Да нет, я не по этой части…

– Аааа… Как перестать жрать и почувствовать ежедневный драйв? Как затянуть ремешок и не сдохнуть? Как правильно улыбнуться, чтобы заработать кучу денег?…

– Уффф. Кто ж это тебя так. Начитался, болезный, антикризисной литературы. Телевизор еще небось смотришь?

– Не без этого.

– Да, собственно я просто хотела обсудить, как мы докатились до жизни такой. Дела-то у тебя как?

– Как сажа бела. Сама не знаешь? Ладно, валяй…

– Для начала, мне волей-неволей предстоит рассказать о себе. Я умерла в Китае, в сентябре 2014 года. Да не пугайся ты так, я вполне себе безобидный дух, пока еще во плоти. Так случается, шансов выжить у меня было немного… Незадолго до смерти я пообещала рассказать о жизни и ее перипетиях. Как есть. С тех пор и маюсь… Есть истины, друг Читатель, которые человеку приходится открывать снова и снова. Слова разнятся, формулировки перетекают из одной в другую, но суть остается неизменной. В том нет никакой сокровенной тайны, ведь чувства человека, его эмоции индивидуальны с одной стороны (сколько людей, столько и мнений) и ограничены некоторым диапазоном с другой стороны. Правда их сочетание, сила дает такую гремучую смесь, что результат порой превосходит все ожидания. Как знать, быть может, в споре с тобой мы сумеем «постичь истинную суть вещей и повергнуть страх и рок к ногам своим». Обратимся к сухой теории.

Часть 1. Мир проявленный

Принципы Герметизма

«Принципов Истины семь: – тот, кто знает их (с пониманием), тот обладает Магическим ключом, при прикосновении которого распахиваются все двери

Храма» (КИБАЛИОН).

1. Принцип Ментализма. Все есть Дух, а Вселенная – образ Духа. Дух, который сам по себе непознаваем и не определяем, но который можно считать или понимать как Всемирный, Бесконечный, Живущий Разум.

2. Принцип Подобия (аналогии). «Вещи, раз соприкоснувшиеся, связаны». «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху» – овладение этим принципом дает средство решения многих темных парадоксов и скрытых секретов Природы.

3. Принцип Вибрации. «Ничто не покоится – все движется, все вибрирует». Вибрация Духа происходит с такой интенсивностью и скоростью, что практически находится в покое – так же, как быстро вращающееся колесо кажется нам неподвижным. А на другом конце шкалы (диапазона) существует грандиозная форма материи, вибрация которой настолько низка, что она также кажется неподвижной. Между этими полюсами существуют миллионы миллионов различных степеней вибрации. От элементарных частиц до Миров и Галактик – все находится в состоянии движения. Химики давно об этом уже знают, даже в состоянии термодинамического равновесия частицы ни на мгновенье не прекращают своего движения.

4. Принцип Полярности. «Все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся. Все истины не что иное, как полу истины. Все парадоксы можно примирить» В философии этот закон имеет свое отражение и известен как закон единства и борьбы противоположностей.

5. Принцип Ритма. «Все втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает, качания маятника проявляются во всем, мера движения вправо является мерой движения влево, ритм уравнивает»

6. Принцип Причин и Следствий. «Каждый принцип имеет свое следствие‚ каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть не что иное, как имя закона‚ который не распознан. Существует много планов причинности‚ но ничто не ускользает от Закона».

7. Принцип Пола. (Основа творчества) «Пол во всем – все имеет свой Мужской и Женский принцип. Пол проявляется во всех плоскостях» Это справедливо не только в физической плоскости‚ но и в душевной‚ а также в Духовной. Принцип пола всегда действует в направлении воссоздания и творчества. Все вещи и все люди содержат оба начала или этот великий принцип внутри себя. Любой мужской предмет обладает женским началом; также и наоборот. Старинная интерпретация принципа единства и борьбы противоположностей.


– Теперь, Дорогой Читатель, самое время испытать эти принципы на практике.

– Не вопрос.

– Поехали. (махая рукой).

– Уже готов.

– Долгое время женщины были накрепко прикованы к мужчинам цепями традиций. Развитие мужчин подошло к стадии именуемой стагнацией (застой), проще говоря, начало замедляться. А зачем развиваться? Кого-то завоевывать, вот еще, Традиции и так обеспечивают им привилегированные права. Они свято уверовали в свое превосходство. Беда в том, что количество мужчин, способных взять на себя бремя ответственности за женщин резко пошло на убыль. Маятник качнулся влево. Мужчины, а вместе с тем и их хватка ослабли. По миру гордо зашагал Феминизм. Женщины повсеместно боролись за свои права, отстаивая право работать, получать образование наравне с мужчинами…

– Маятник качнулся вправо. Сейчас все больше и больше женщин мечтают о сокращенном рабочем дне, о «крепком плече», о том, чтобы спокойно воспитывать детей, не думая, где бы найти вторую или третью работу, чтобы прокормить себя, ребенка и мужа.

– По-моему, у нас неплохо получается. Проявление принципа Ритма стало проясняться.

– А где же выход?

– Не надо насильно (искусственно) раскачивать маятник. Для начала, внимательно послушать друг друга:

Претензии мужчины: «Да, они только в кошелек и смотрят… А моей души даже не замечают»

Претензии женщины: «Красоту им неземную подавай, 90-60-90…А на мою душу им наплевать»

Велика разница? Знаете, у египтян не было понятия «противоположность», любые противоречия можно примирить, потому как они и представляют собой взгляд с двух сторон на единое целое, а поскольку мы не всегда можем взглянуть на вещи с высоты беспристрастности (эмоции мешают), то и видим лишь разрозненные части.


Маленькая девочка пяти лет от роду, приходит в гости. Непосредственный ребенок просто не может не поделиться гордостью за своего папу: «Наш папа полочку прибил. А ваш козел, что сделал?»

Теории мироздания

– Не буду долго рассуждать о том, с чего лучше начать. С начала. Итак, земля стоит на трех китах. Ой, прости – это устаревший источник. Лучше с рождения Человека.

– Это мне известно. Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы… И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями…

– Вопрос?

– Странно. Получается, что Бог создал землю два раза?

– Предлагаю проанализировать все вышесказанное. Итак, вначале были созданы два противоположных начала, именуемые в Библии, небо и земля.

– Для подтверждения или опровержения этой идеи, а также дабы уяснить себе природу двух противолежащих основополагающих начал, предлагаю тебе взглянуть на теорию зарождения мира с точки зрения знаний, хранимых в других религиях. Например, буддизма:

«В те времена, когда существовало абсолютное время или чистая длительность, текущая равномерно и независимо от каких бы то ни было совершенствующихся процессов, был великий дух, вместилищем его была Шунья (ничто с возможностью нечто). Он узрел необходимость совершенного проявления и выделил несовершенную часть из своего тела (состояния); совершенный дух, познавший свою сущность, «ушел» от несовершенного (непознавшего свою сущность). Здесь образовалась точка расхождения Сансары и Нирваны, по причине того, что Нирвана не могла сосуществовать с Сансарой ввиду необходимости созидания последней. Необходимое соединение последнего с первым должно осуществляться только посредством полного совершенствования, просветления последнего. Итак, совершенный дух, отделяясь и уходя от непросветленного вследствие необходимого творчества, создал движение, которое является одним из основных моментов созидания. Одновременно с возникновением движения возникает начало времени и пространства, которые являются координатами, условиями существования движения. На следующем этапе произошло самовозникновение праматерии». (Читта-Ваджр. Бидия Дандарович Дандарон. Мысли буддиста). А как бы выглядела эта теория с научной точки зрения?

– Получается, что искомые противоположные начала – совершенство и несовершенство? Хаос и порядок? Но почему же они названы земля и небо?

– Потому что об этом сказал Моисей. Если ты помнишь, Дорогой Читатель, Моисей был воспитан при дворе фараона, предположительно в период правления XIX династии в Египте, ранее 1230 г до н. э. Согласно Исходу, фараон приказал топить всех еврейских новорожденных. Мать Моисея, чтобы спасти сына, кладет его в корзинку и оставляет ее в зарослях тростника на берегу Нила. Дочь фараона, придя на реку мыться, находит корзинку, и велит отдать ребенка кормилице, а впоследствии принимает Моисея и воспитывает его как сына. Для человека естественно придавать привычную форму своим знаниям. Знания детей страны Кхем были для него привычны. Именно в соответствии с верованиями древних египтян, бог воздуха Шу породил небо и землю. В свою очередь многие знания были получены египтянами от легендарного Тота. До нас дошли лишь отголоски этих знаний, содержащиеся в герметизме, оккультизме, в различных теософских учениях. Если мы уделим внимание космогоническим мифам, то откроем четыре стихии мироздания: воздух – земля, вода – огонь. Герметическое учение имеет свой, тождественный взгляд на теорию сотворения. Свет Истины, Словом воздействуя на хаос «нечто влажной природы», породило Огонь. («чистый огонь восстал из влажной природы ввысь»). Воздух последовал за Огнем. Земля и вода разделились, непрерывно получая воздействие Словом. В основе мироздания лежат Законы, созданные поистине великим Разумом и Душой.

– Из хаоса порядок? Как?

– Сейчас будем разбираться, я предлагаю тебе соорудить виртуальную лабораторию, и поставить опыт. Но для начала необходимо познакомиться с великим и ужасным Хаосом.


Согласно второму закону термодинамики, каждая изолированная система стремится к хаосу, а ее энтропия («мера хаоса») возрастает. В системе тел, находящихся в термодинамическом равновесии, без внешнего вмешательства невозможны никакие реальные процессы. Замкнутая система не в состоянии развиваться и что-либо порождать. Таким образом, хаос для химика – разнообразное количество молекул, которые потенциально могут взаимодействовать друг с другом, образуя новые вещества. Хаос – это потенциальное разнообразие мира, это то, где все бесконечно заканчивается и все бесконечно начинается. Природа рождается из хаоса и, согласно второму закону термодинамики стремится к хаосу. При этом хаос содержит в себе порядок, а порядок, соответственно, элементы беспорядка.

Эти две системы тесно взаимосвязаны и содержат элементы друг друга. Все это подобно даосским символам Инь и Ян. Какие последствия для нас имеет все вышеописанное? Теперь мы можем понять, почему именно Римская Империя породила Право, которое, за незначительными изменениями используется нами и поныне. Римская Империя представляла собой пестрый и разнообразный мир и делилась на номы, а также граждан и не граждан. Самый рациональный способ сосуществования разнообразного мира – учесть интересы каждой группы людей.

Лабораторная работа

Представим себе, что наш хаос состоит из αω лучей (такое название способно в какой-то мере, отразить суть хаоса – там, где все бесконечно заканчивается – все бесконечно начинается) и вращается по S-образной орбите (сферообразной). А теперь изменим траекторию движения αω лучей так, чтобы она напоминала знак бесконечности. Вообще-то согласно космогоническим представлениям (и не только) этот знак называется космической лемнискатой и обозначает первое движение сотворения.

Таким образом, два потока с огромной кинетической энергией пересекутся в некоторой точке А, вероятность взаимодействия αω лучей именно в этой точке будет максимальной, следствием этого взаимодействия станет образование волновых пакетов, «вихрей», подобно тому, как это происходит на Земле, когда образуется торнадо. «Вихри» «забудут» (слово «забудут» я употребляю только в этом контексте, т. к. совершенно очевидно, что каждая частичка мира «помнит» о своем прошлом и знает о мире все) о своей волновой природе и будут себя вести подобно частицам.

– И под воздействием каких сил αω лучей способны двигаться по траектории лемнискаты?

– А у Вас разве есть сомнения? Конечно под воздействием Слова.;) То есть целенаправленного воздействия на движущийся Хаос в Законе, повышая и понижая вероятность существования устойчивых во времени образований. (оцени формулировочку) Кстати сказать, в природе такая траектория встречается, достаточно вспомнить спин электрона.

– Докажи!

– Ну, уж нет. Сам доказывай. Меня «ненаучная» теория вполне устраивает.

– Итак, Дорогой Читатель, мы предположили, что началом материального мира служит хаос. Каждая частичка мироздания рождается и умирает. Рождение Вселенной отнюдь не случайное явление. Рождение Природы, а также ее развитие подчиняются Законам Мироздания. Законы Мироздания охватывают собой все сферы Природы, начиная от ядерных реакций, заканчивая существованием человека, включая еще неизведанные человеком области знаний и еще не открытые законы. Законы мироздания общие, они с одинаковой настойчивостью проявляются в физике, химии, психологии, социологии, и не уважать их все равно, что сказать: «Я не уважаю законы Ньютона» И вовсе не важно, как вы будете именовать Закон Мироздания или Воля Бога, суть – одна.

Еще одна хорошая новость заключается в том, что в силу универсальности этих законов познавать мы будем вечно. Я, например, часами могу медитировать на формулу X=Y, какое разнообразие открывается в обе стороны от знака равенства, целые миры, а местами – Галактики. Есть правда одно всенепременное условие бесконечной длительности процесса. Как минимум, мы не должны поубивать друг друга в процессе познания. (Тяжко вздыхаю, чувствуя, что за Иммануила Канта я еще получу) Порой все, что от нас требуется – уважать волю другого человека, оставляя ее свободной. Ибо там, где заканчивается свободная воля, иссякает хаос. Там, где иссякает хаос – исчезает сама жизнь.

– А если она (воля другого человека) ошибочна?

– Убеждай.

– А если дубинкой?

– Ответ будет таким же.

– Убеждать?

– Нет. Дубинкой же и получишь. Сила действия равна силе противодействия.

День пятый. Явление Человека

– «И был вечер, и было утро: день пятый… И сотворил Бог человека по образу Своему и подобию…»

– Почему нас создал Творец?

– Может быть потому, что ему остро захотелось разделить свои чувства, поделиться Истиной, просто поговорить.

– Как знать…

– В древнем Египте считали, что Бог создал человека из глины, на гончарном круге. Интересная деталь, не правда ли? Гончарный круг – суть эволюция, которую прошел человек от глины до Homo Sapiens.

– Неужели Дарвин был прав? И мы произошли от обезьяны? Какой позор. Но современная генетика отрицает сей факт, опираясь на то, что представители разных видов не могут скрещиваться.

– Вопрос от кого же произошел человек, оставим для рассмотрения серьезной научной братии, однако, путь физической составляющей человека (от глины) шел благодаря законам эволюции, это несомненно. Но разве «царь» природы способен признаться в том, что когда-то он был диким? А впрочем, почему был…

– Хм. С физической составляющей более-менее понятно, а как же другие составляющие?

– Как известно, человек обладает двойственной природой. Дух и душа – бессмертны и созданы по подобию божественного начала, тело – порождение Природы («Это круговращение, послушное воле Ума, сотворило из низших стихий тварей бессловесных» Кибалион).

Дано мне тело – что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,

В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло

Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,

Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть

Узора милого не зачеркнуть.

Осип Мандельштам

Природа и Человек

– Как объяснить, что есть человек? Всю сложность сосуществования взаимодействующих начал – духа, души и природного естества… Возможно ли? Посему я лучше прибегну к образу, метафоре. Человек смотрит на мир сквозь облако своей души, там, где душа соприкасается с его природным естеством, душа покрывается льдом, искажающим Истинную картину мира. Однако, человек способен увидеть Истину, растопив лед своего звериного естества, это вполне в нашей власти. И этот шаг можно сделать, с замиранием сердца обнаруживая, как начнет преображаться ставшая уже привычной искаженная картина мира.


– Разве это возможно? Преодолеть «звериное» естество?

– Знакомы ли тебе, Дорогой Читатель, случаи, когда бешеная собака, безмерно любя своих хозяев, убегала от них, дабы не причинить им вред? Больная собака, оказывается способна преодолеть желание рвать, кусать, способна преодолеть свою агрессию, вызванную неизлечимой болезнью. А «царь» природы?


Природа сделала человеку бесценный подарок – инстинкты, мы же довели этот дар до абсурда, до жадности, жажды власти, зависти, лживости… – это далеко не полный перечень тех пороков, которые создали мы. Мы, и только мы, превратили этот подарок в свое проклятье. Знай человек, как он велик, он бы ужаснулся, глядя на нынешнее свое состояние.

Страх

Даосские притчи.

Ле, Защита Разбойников, стрелял на глазах у Темнеющего Ока. Пустил одну стрелу, за ней другую и третью, пока первая была еще в полете. И все время оставался неподвижным, подобным статуе.


– Это мастерство при стрельбе, но не мастерство без стрельбы, – сказал Темнеющее Око. – А смог бы ты стрелять, если бы взошел со мной на высокую гору и встал на камень, висящий над пропастью глубиной в сотню жэней?


И тут Темнеющее Око взошел на высокую гору, встал на камень, висящий над пропастью глубиной в сотню жэней, и знаком подозвал к себе Ле. Но тот лег лицом на землю, обливаясь холодным потом.


– У настоящего человека, – сказал Темнеющее Око, – душевное состояние не меняется, глядит ли он вверх в синее небо, проникает ли вниз к Желтым источникам, странствует ли ко всем восьми полюсам. Тебе же ныне хочется зажмуриться от страха. Опасность в тебе самом!


– Самым древним и коварным врагом человека можно считать страх. Для того, чтобы исследовать его корни, предлагаю тебе, Дорогой Читатель, мысленно перенестись в далекое прошлое, когда человек только-только начал осваивать законы земледелия. Если тебе, как и мне в юности довелось читать произведения Карла Маркса, то ты помнишь, что именно на этом этапе развития началось «расслоение» общества на богатых и бедных, благодаря появлению «излишков продуктов». И именно на этом этапе развития в душе человека укоренилась ненасытная жадность. Как ты полагаешь, что послужило отправной точкой для этой эмоции?

– Страх. Страх перед голодом, страх умереть.

– Как видишь, Дорогой Читатель, в основе этого чувства – трансформированный инстинкт самосохранения, помноженный на страх. Одна из модификаций жадности – зависть, жадность человека, который не в состоянии иметь вожделенные богатства, будь то чужая жена, вол или осел, или благосклонность бога, которых он, самый достойный, по его мнению, так несправедливо лишен.

– Появился еще один множитель – гордыня?

– Логично, и, как следствие – сила страха многократно увеличилась.


Иногда страх приобретает пугающие очертания. Когда ребенок, после голодного существования со своими родителями, попадая в детский дом, где еды достаточно сегодня и будет достаточно завтра, все равно делает запасы на черный день, старается спрятать хлеб, конфеты, яблоки в тумбочку, под матрас… Голодное существование способно определять сознание ребенка еще долгие годы…


В зависимости от соотношения ингредиентов, мы можем получить разный результат. Если воля преобладает – спасение, если возьмет верх жадность – вероятность выживания будет стремиться к нулю. Все есть яд, и все есть лекарство, страх помогает человеку выжить, он удерживает его от безумных поступков, помогает сохранить свою жизнь. Страх – враг единства, он приводит нас к разобщенности, к желанию заковать себя в броню душевной косности. Он, подобно уважающей себя и своего хозяина собаке, должен знать свое место. И в нашей власти приучить и приручить его, сделать его послушным нашей Воле и Разуму. Наш страх боится нашей воли, а еще он боится нашего чувства юмора. «Улыбайтесь, господа…»

Наше эго, имидж и гордыня

Человек – царь природы. Человек придумал эту фразу и возвел ее в догму, а затем свято уверовал в собственные силы, забыл о чувстве меры и об ответственности перед Природой. Осушить болото? Повернуть реки вспять? Легко. Какие только идеи не приходят в голову Человеку ради своего комфорта, ради себя, любимого.

Представь себе такую сценку, Дорогой читатель.


Притча.

– (Человек) Я – «Царь» Природы, я – вершина творения. Я велик! Я могущественен!

– (Бог) Ох, ну наконец-то, у меня как раз есть работа и заботы, которые я должен разделить с тобой.

– (Ч.) Работа? Заботы? А… много ли той работы? А велика ли их тяжесть?

– (Б.) Работы? Непочатый край. А тяжесть – бесконечно велика.

– (Ч.) Да? (почесав затылок) А может не стоит… Может, ну его, мое могущество. Да и не похож я на царя, если честно, и по поводу вершины творения я погорячился… Вообще звание верховного главнокомандующего меня вполне бы устроило.


В годы учебы в институте мы сдавали неважно какой экзамен. Экзамен свалился на нас как снег на голову, проще говоря, никто не был к нему готов, ни двоечницы, ни отличницы. Красочно обсудив с подругой все прелести подобных экзаменов, мы пришли к вполне закономерному выводу – не сдадим. Подведя неутешительный итог, подруга сообщила:

– Знаешь, даже если я не сдам вышку, я все равно не расстроюсь. Подумаешь, не сдала.

– А я расстроюсь. Но все-таки не так сильно как М.

– Почему?

– Ты знаешь у нее ярко выраженный синдром «отличницы». Неудачи в учебе для нее вообще немыслимы. Имидж – прежде всего – ее великолепные знания и интеллект, для нее это своего рода якорь. Она обожает себя за это, считает, что и окружающие тоже любят и уважают ее именно за это качество. Ее «Я» для нее – ум. И тут – неуд. Представь, какую бурю эмоций она испытает. Разочарование в себе.

– А если она сегодня сдаст?

– Большого значения это не имеет. Рано или поздно ей все равно придется испытать разочарование. Это неизбежно. Dura lex, sed lex.

– А сама говорила, что ничего неизбежного не существует.

– И то правда. Но для этого ход ее мыслей должен измениться.

– И как она должна думать?

– Например, так: «мой интеллект – всего лишь часть меня – это мой инструмент, он предназначен для осознания окружающего мира. А те, кто меня действительно любит, будет любить меня такой, какая я есть». Суть в том, чтобы она смогла обрести независимость, хотя бы от инструментов ad hoc.


Если ты, дорогой читатель, думаешь, что «синдром отличницы» прерогатива исключительно студентов и школьников – ты ошибаешься. Если приглядеться внимательнее, то станет ясно, что взрослая жизнь просто кишмя кишит людьми, с этим недугом. «Мои друзья (подруги) уже давно сделали себе карьеру, а я такой умный и порядочный – не смог» – разве люди с подобными рассуждениями редкость? А ведь это явления одного порядка. Правда, большинству из них легче объяснить себе свои неудачи примерно таким образом – «это потому, что я такой порядочный». И на этом не останавливаются – «вокруг одни интриганы и сволочи» – эту мысль без труда подкрепляется реальными фактами, благо наша жизнь не испытывает в них недостатка. Так, или примерно так, на свет появляется еще один маргинал. Впрочем, от этого определения меня отталкивает его ярко выраженный презрительный оттенок, который приобрело слово, спустившись из сферы психологии в сферу обыденной жизни. Это люди, такие же неоднозначные, индивидуальные, как и те, которые сумели добиться успеха, просто на их долю, несомненно, выпало гораздо больше разочарований и неудач, порожденных ими же и аберрациями социального мира. Вполне возможно, что если вы им поможете, они смогут выбраться из пропасти.

Много ли найдется в вашем окружении людей, которые воспринимают вас такими, какие вы есть? Много ли людей, приходя к которым в гости, вы можете позволить себе выглядеть такими, какие вы есть, вести себя естественно, зная, что вас любят и принимают любыми. Не надо поддерживать свой имидж, играть какую-то роль, можно расслабиться и побыть собой.


Подруга уговаривает своего мужа пойти ко мне в гости. Он с некоторым ворчанием.

– Мне что придется брииииться?:((

– Можешь не бриться, она же (я то есть) не будет завиваться.

Власть

Царь природы по определению не может быть свободен от некоторых свойств, присущих животному миру. Например, стремление доминировать. Но, оцени, Читатель, какую эволюцию проделало это стремление, вплоть до мании величия. Неутолимая жажда власти обрела место и форму. Палку, именуемую жезлом, цепи, именуемые бармами, а также седалище, именуемое троном. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» – , втайне думают иные, спеша поскорее добраться до вожделенных жезла и шапки Мономаха, а то и до пастырского посоха. Одни убеждая себя и окружающих (этим просто нужна власть ради власти), иные твердо уверенные (непримиримые харизматичные идеалисты и фанатики), что именно их наделили способностью видеть абсолютную Истину, наделили правом беспощадно карать Зло. В некоторых случаях, им даже удается подвести базис под собственные заблуждения, навязать эту догму, вбить и «вдолбить» остальным «непонятливым» эти прописные истины. Полагаю, Дорогой Читатель, тебе очень часто приходилось встречаться с людьми, которые были обременены этим пороком?

А как же. Очень памятны для меня встречи с вахтершами, готовыми «не пущать» человека, на основании того, что его пропуск перестал отвечать требованиям инструкции № 107-А, приобрел несколько потрепанный вид.

Власть – это «средство эксплуатации одного человека – другим».

Любая власть действует приблизительно одинаковыми способами. 1. Нарисовать идеальный образ человека, к которому каждый должен всенепременно стремиться, кто не может – научат, кто не хочет – заставят. 2. Нарисовать образ светлого будущего, которое необходимо построить, обязательно всем вместе, при необходимости используя любые методы и средства. 3. Убедить в том, что теперь все в надежных руках и не надо больше думать, размышлять, тем паче высказывать свое мнение, необходимо только делать то, что «батька» скажет и тогда наступит счастье, после того как пункт второй будет воплощен в жизнь.

«Не жизнь, не власть и не богатство делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, власти и богатству»

Будда

Желание любого начальника знать, что происходит во вверенном ему коллективе вполне естественное и закономерное. Поражают методы, к которым за неимением фантазии и воображения решил прибегнуть N. Его отец, желая подобрать для сыночка тепленькое местечко, перевел его из мест не столь отдаленных, он занимал там место охранника, на жаргоне зеков его должность называлась «дубак». В данном конкретном случае, вполне оправданное наименование. Первое его распоряжение, оглашенное им лично на рапорте было, мягко говоря, шокирующим даже для нас. «Я хочу, чтобы каждый из вас ежедневно писал мне доносы. Я хочу каждый день узнавать о вас что-то новое». Я просто не могла пройти мимо такого замечательного повода поиронизировать:

«Довожу до Вашего сведения, что по причине исключительно оптимистичного восприятия мира, несколько идеалистического – людей, а также большого количества времени потраченного на мою непосредственную работу (какая жалость), за рабочий день 12 апреля сего года, мною не были замечены какие-либо недостатки работающих со мной сотрудников Вашего ведомства».


Тотальный контроль и догляд начальства, желание зарегламентировать сверху до низу все и вся часто принимает комичные обороты, видные невооруженным глазом в инструкциях и формулярах пачками рассылаемых на места.


Во время активной борьбы с птичьим гриппом на районные администрации спустили бумагу, где работников администрации, призывали «разработать план, по выявлению, силами администрации, мест гнездования перелетных птиц»… Надо сказать, что силы администрации – это глава администрации, его замы, работники ЗАГСа, опеки, юридической службы… орнитологов среди них не было. Честное слово, хоть бы какие курсы по орнитологии им устроили…


Надо ли говорить, что птичий грипп остался абсолютно резистентным к этому формуляру, он изначально не был задуман как объект этого коварного плана. Зато мистер Фикс обрел дополнительную власть, похвальную грамоту и благоволение вышестоящего начальства. Особенное удовольствие власть больная тотальным контролем находит в статистике. Это ее фетиш. В руках неразумной власти статистика существует не как инструмент для исследования ввереной области жизнедеятельности человека, а как инструмент продвижения самое себя вверх к неизведанным вершинам власти. Мда. Довелось и мне трудиться в информ. отделе. Как известно, статистика – царица полей, на ниве распределения бюджетных средств. Жатва начиналась в нашем отделе под конец месяца. Страда могла длиться неделями и зависела исключительно от воли начальства. По мальчикам и девочкам, годам рождения, повторно или вторично, с или без… необъятыми широким взглядом статистики остались только длина и ширина.

Впрочем, самую роль аналитики мои ядовитые замечания нисколько не умаляют, при условии, что этот инструмент находится в умелых руках, и служит человеку, а не статотделу.

Боль

«Несмотря на непостоянство людей, каждого человека связывает с его судьбой некая сила инерции; люди только тогда стремятся изменить свой удел, когда их принуждает к этому чувство тревоги и отсутствие благополучия»

Гольбах

Человеческая любовь – это не только безумная радость и счастье, зачастую это такая же безумная боль. Однако, если в нашей жизни существует боль, то на нее возложена очень важная миссия – именно благодаря ей мы испытываем потребность размышлять, познавать и открывать мир заново.

Человек всячески старается избежать боли и страданий. Это вполне естественно. Что может быть хуже для каждого человека, чем ЕГО боль? Самые большие страдания способна причинить боль предательства, особенно тогда, когда предает человек, которого ты безмерно любишь. Я обычный человек, не герой и не ханжа. В моей жизни было чувство, которое принято именовать «безумная» любовь. Две недели ни с чем несравнимого счастья и…два года невыносимой боли, у меня было такое ощущение, что с меня просто содрали кожу, малейшее движение души причиняло боль. Это действительно страшно, когда глаза, еще вчера сиявшие любовью, вдруг затягивает лед холодности и презрения. А в твою душу меленькими шагами прокрадывается Ненависть, предлагая целиком положиться на нее. «Пойдем рядом – увещевает она – вместе нам будет не так одиноко и больно. Ты права, ты не виновата, это та, другая сторона, поступила бессовестно и несправедливо…». Каких же трудов стоит собрать себя по кусочкам, чтобы заорать: «Пошла вон. Вон отсюда», просто потому, что каждый человек имеет право выбора, это его право, не я его давала, не мне его отнимать, прав он или нет, не мне решать. А мне, мне надо выжить.

Ненависть уходит, а за ней уже скребется Тоска, черная и беспросветная, она отнимает у меня силы, силы думать, размышлять, силы общаться с кем бы то ни было, а потом и силы жить, есть, пить, ходить… Каждое утро начинается с мучительных воспоминаний, за которыми следует осознание Никогда, от этого мои мысли беспрестанно наталкиваются только на один выход – уйти. Как можно скорее уйти от боли, распрощаться с тоской, почувствовать ничто, нежизнь, точнее убежать от любых ощущений, хороших и плохих.

А что же там, за этой чертой? Там, прекратятся ли эти терзающие душу страдания? Действительно ли можно «убежать» таким образом? Разве?.. Моя душа останется со мной, а значит и эта боль, и Тоска, которую я уже поселила в своей душе, по-прежнему будет досаждать мне. Не будет только тела, но разве это оно причиняет мне боль?

Нет, идти по этому пути не имеет смысла, надо выбираться. И как можно скорее. Постепенно, стараясь не замечать боль, я встаю на ноги, делаю первый шаг, оглядываю мир, как человек, только что приехавший в свой родной город, в котором не был вот уже два года.

Надо же, оказывается, он живет! Мой коллега обладает неплохим чувством юмора. Ребенок научился неплохо готовить. Нам выдали премию и теперь можно устроить себе небольшие развлечения, в виде похода в кино или кафе вдвоем с ребенком, и сегодня был дождь, а я уже и забыла какой он, и капли дождя застывали на балконных перилах, переливаясь разноцветными искрам. Вечером Природа продемонстрировала потрясающий закат, явив, из-за серых туч, лучи предзакатного солнца, словно напоминая о том, что наша жизнь способна преподавать нам суровые уроки и одаривать нас всплесками счастья… Жизнь снова наполняется, постепенно, лениво и нехотя, приходит в движение этот механизм, именуемый жизнь. Боль еще не отпустила, но я уже знаю – «и это пройдет»… стараюсь уважать волю другого человека, даже если она причиняет боль. Удержаться и не сломать ни себя, ни другого.

Знаю: гадая и мне обрывать

Нежный цветок маргаритку.

Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку.

Анна Ахматова

Стремясь убежать от боли и страха человек выдумывает все новые и новые способы, один из них – желание контролировать свои чувства, что может быть проще – не привязываться к другому, периодически «охлаждать» свои чувства, напоминая себе о недостатках другого человека, о том, что печальный опыт настойчиво советует не доверять людям. Проще всего вообще забыть о чувствах. Пользоваться только физиологическими проявлениями инстинкта размножения – сексом, чем больше связей, тем меньше «ненужных» чувств. Они еще и взлететь-то не успели, а построить пару-тройку запасных аэродромов, с запасными лайнерами, реальный мир настойчиво требует. Не об этом ли ежедневно свидетельствует статистика аварий и крушений? Что я могу сказать? Психологи, вероятно, посоветуют закопать некогда живой и необходимый источник, а сверху присыпать горсткой пепла. Не будем ханжами, попытаемся понять один из таких случаев. Вполне объяснимые причины. Женщина, которая не может родить, испытывает собственную неполноценность. В действие вступает механизм, именуемый отрицание. Ей трудно принять в себе женщину. Что остается? Ненасытные инстинкты, которые она доводит до безумия. Я понимаю, вся тяжесть ее боли может выпасть тебе, Дорогой Читатель. Тебе и решать. Ты один знаешь, жив твой источник или иссяк навсегда. Надо быть очень мужественным человеком, чтобы сметь любить в этом мире.


Утро. Двое просыпаются в одной постели.

– Он: Скажи, как тебя зовут?

– Она: Ну, знаешь, то, что мы переспали, отнюдь не является поводом для знакомства.


Что для нее было понятие любовь? Прежде всего – в ее воображении явно рисовался эдакий подиум. Она идет по освещенному софитами подиуму, вся такая красивая (кстати, это факт), на высоких каблуках (минимум 25 см). Неизменно накрашенная и с красивой прической. Томно смотрит на окружающих, а те, в свою очередь просто падают под впечатлением от ее неземной красоты и сами собой в штабеля складываются. Вот такая мечта. Прости ей эту слабость, дорогой читатель. Тем паче, что я также знакома и с человеком, чьи мечты она «позаимствовала».

Это была ее Свекровь. Дама достойная того, чтобы о ней рассказать отдельно. Когда я с ней познакомилась, ей было что-то около 65. Она следила за собой, всегда с накрашенными глазами и губами, и подведенными бровями, а зачастую еще и в парике. Причем, каждый новый парик она прибегала продемонстрировать. Чем надо сказать, изрядно ей досаждала, полагалось неизменно выражать свое искреннее восхищение такой неземной красотой. «Ах, сегодня вы особенно красивы – говорила она – вот, грымза старая, опять приперлась» – думала про себя П. Надо отдать ей должное ее грим не был вульгарным, и одевалась она всегда со вкусом, искусно задрапированный шарфик, изящные туфельки и прочие атрибуты Дамы.

А еще у нее было одно достоинство, которое так восхищало П. (ей очень хотелось обладать таким же достоинством) – у нее была большая грудь, примерно пятого размера. Один раз Свекровь пришла к врачу – лору. Напоминаю, что в его обязанности входило осматривать ухо, горло и нос. С жалобами на боли в ухе. Врач, мужчина гораздо младше ее, обалдев от таких прелестей, выдал: «Раздевайтесь». После самого тщательного осмотра, видимо еще не вполне придя в себя, сел за свой рабочий стол, схватил бумажку и дрожащими руками начал выписывать рецепт. Свекровь, видя такое лестное внимание и глядя мужику прямо в глаза обнадеживающим взглядом, изящно взяла рецепт двумя пальчиками, красиво развернулась и вышла, бросив напоследок еще один взгляд, который наши юмористы окрестили «возьми меня». Придя с этим рецептом в аптеку, она, ничего не подозревая, подает его продавцу, тот в изумлении начинает читать: «сода – две чайных ложки, сахар – один стакан …», как выяснилось, врач по ошибке подал ей рецепт торта, который должен был стать изюминкой на праздничном столе медсестры (Не судьба видимо). До рецепта ли им обоим тогда было? Они были просто поглощены друг другом.

У нее было много любовников, это тоже было предметом некоей зависти. Причем последний любовник появился у нее лет в семьдесят. И все интимные подробности совместной жизни с каждым из них свекровь долгими вечерами «обсуждала» с П., не упуская при этом ни единой детали. «Обсуждением» это можно было назвать с большой натяжкой. Говорила в основном Свекровь, П. высочайше было соизволено только кивать головой и восклицать: «Да что Вы говорите, какая прелесть!!!».

Что же в этом плохого, у женщины и в семьдесят лет сохранилась потребность в любви? Ничего. Если бы не одно большое «но». Больше всего на свете она баловала, холила и лелеяла одного человека – себя. Мужчины в ее жизни были лишь инструментом, с помощью которого можно было добывать себе разнообразные удовольствия: одежду, деньги, а главное – секс. Все ее подруги были лишь «благодарными» слушателями. До которых она иногда «снисходила», дабы дать им возможность прикоснуться к «прекрасному», под «прекрасным» естественно она подразумевала себя. В целом подруги для нее были не более чем «свободные уши». Она мнила себя аристократкой (хотя никаких дворянских корней там и в помине не наблюдалось, обычный снобизм), а также умной, тонкой, интеллигентной женщиной. Она с гордостью «несла» себя по жизни, временами «одаривая» собой окружающих.

Мой дорогой читатель, предлагаю тебе заглянуть в будущее и посмотреть, что же все-таки «донесла» эта женщина, а также чем чревато подобное отношение к жизни. В 70 у нее случился инсульт. Единственной «подругой», которая вынуждена была ее слушать, поневоле стала П. Я не так часто видела ее после инсульта, однако последняя встреча оставила особенно тяжелый осадок. Криво накрашенные губы, съехавший на бок парик, почти бессвязная речь. Она постоянно жаловалась на то, что все ее покинули, ее подруги, которых, кстати сказать, она называла не иначе как «быдло», больше не хотят с ней общаться. Старая, несчастная женщина. Единственным человеком, который остался с ней до конца, оказалась ее собственная невестка, которую она считала не парой своему сыну, еще бы нашли в канавке, вытащили из грязи, умыли, причесали и выдали замуж за князя. Наверное, это покажется странным, но П. до последнего дня продолжала ухаживать за ней. Она бегала к ней в больницу, убирала и ремонтировала ее квартиру, выслушивала ее бесконечные стенания и сетования. Умерла в одиночестве.

Мораль? Возможно, именно тебе повезет обрести, сохранить и приумножить бесценный дар. Потерять любимого человека страшно, но разве постоянное ощущение пустоты, одиночества и страха лучше? Разве не страшно видеть мир без взаимоотношений, без чувств, без друзей?

Только тебе решать, кому и когда открываться. У меня нет ни рецепта, ни решения. Все же, если доведется тебе столкнуться с предательством… иди к Фрейду. У него весьма интересная метода, включающая провокации и стабилизацию (рационализацию).

Надоели пустые надежды,

Ты одет, но в прорехах одежды.

Пробирает порой до костей,

От ударов незваных гостей,

Откровений болтливых «друзей»…

Надеяться мне было не на кого и не на что. Опоры резко ушли вниз, связи лопались одна за другой. Будущее свернулось в клубок и издавало звуки, весьма похожие на плач.

Господин Фрейд поглядывал на все мои надежды с величайшим сомнением и усмехался грустно и сочувственно в свои усы и бороду.

– Фрау, вы и в самом деле надеетесь на них? Вас не настораживает то, что «опоры» по большей части вытягивают из вас все, ничего не отдавая? Можно ли такую связь назвать полноценной? Это более напоминает гм… пользование. Вытеснение в социуме. Друзья не смогли простить мне моей сути?

– Ээээ… может на это есть причины? Конспирируются, шифруются? Вот однажды…

– Предложили? И… Наивное дитя (он имеет на это право, ведь он старше). Какую помощь тебе предложили? Виртуальную? Красиво. Ты все поставила на доверие. Итог?

– Не мешайте, у нас идет обмен идеями – пытаюсь я задвинуть Фрейда подальше.

– Да??? (так усмехаться умеет лишь господин Фрейд) А тебе не приходило в голову, что преференции в процессе этого обмена распределяется эээ… (он сделал небольшую паузу, желая подготовить меня к пренеприятному известию) мягко говоря, неравномерно. Все, что им было от тебя нужно – идеи. Не забыла, как они забавлялись, заставляя проходить тебя через боль ради очередной оригинальной идеи? Занимательный Data Mining. Интересно им было, где у тебя предел. Нельзя отдавать больше, чем ты сможешь получить. Это самоубийственно. Выжали все соки… чтоб им подавиться (переживает)… не дав взамен ничего.

От состояния безнадежности я перестала реагировать на внешние раздражители. Даже работа стала для меня постылой обязанностью. Надеяться на то, что кто-то придет на помощь, было глупо и неосмотрительно. Писать не хотелось. Кому? Зачем? Апатия.

– Нууу, не пропадать же добру… чего-нибудь и донесут… в мир – продолжала я цепляться за необходимость моей глупости.

Теперь Фрейд раздражен уже на меня и мою апатию, но он прекрасно понимает, что все эти призывы-заклинания «встань, соберись», здесь не работают.

– Да-да, донесут… – иронизирует он.

– Покурим?

– А что еще остается?

– Остается ждать, когда организм затянет, заштопает предательство. Он может вытеснить его. А может рационализировать… Не надо наделять людей альтруистическими позывами там, где их нет и в помине. Это твое право, конечно. Но… тебе ведь известен итог? Старо как мир.

Я посмотрела на Фрейда, ожидая, что он плюнет в сердцах на свежевымытый пол… обошлось. Поймав мой взгляд, он сначала усмехнулся, а потом не в силах сдержаться, просто расхохотался.

– Фи, Фрау, я не так воспитан. Моя матушка придирчиво следила за моим воспитанием и образованием.

– Что ж вы правы… вероятно…

– Вероятно? – Фрейд постучал пальцем о книжку собственного сочинения – Продолжаешь отрицать? Скажи, ради чего ты все это переживала, пропускала через себя, исследовала, испытывала? Чтобы кто-то переврал ради успеха, славы, денег?

Фрейд, хоть и слывет воспитанным и обходительным господином, но все же никогда не пренебрегает провокацией. Это его конек.

– И перестань уже верить во всю эту конспирологию и шпиономанию. Есть люди. Да-да, все те же люди, сколько их не зови на ужин, на встречу… не приходят. Им не досуг преломлять с тобой твою дерзопись. Им некогда оказывать тебе помощь. У них иные цели и задачи… Ты ухнула все свои идеи в бездну. Ты ожидала другого результата? Что бездна разверзнет свою пасть и радостно откликнется: «Я мыслю. Я сопереживаю»? Тебе же сказали: «Хватит вглядываться в бездну» Последуй этому мудрому совету. Мне интересно, задашь ли ты им этот сакраментальный вопрос: «Где вы были, когда мне нужна была помощь, поддержка, опора?»

– Нет, пожалуй… Зачем? Мы молча курим.

– Я знаю о чем ты думаешь – прерывает молчание Фрейд. – Ты опять задаешься все тем же вопросом. Ради кого тогда писать? Кому? Тем, кто не способен отдавать? Сочувствовать? Помогать? Слышать? Тем, у кого нет воли? А если среди них есть другие? Подумай. Человек десять точно будет… среди трехсот, которые читали. А если читающих будет больше…

– …То по теории вероятности и людей, способных отдавать больше…

Фрейд откланивается. А я опять остаюсь один на один со своими мыслями и образами. Верно, придется садиться за писанину, рационализировать… потихонечку… полегонечку… Предательство есть наихудшая форма лжи, с которой может столкнуться человек. Случается, ты натыкаешься на людей, которые произносят «доверяй» и еще «й» не успело слететь с их языка, как тебя уже предали. Иначе пришлось бы брать на себя какие-то обязаааательства, лишняя забота. Куда как проще их не иметь. Без глубоких отношений. Ибо, нынче не модно отдавать. Только брать. Весь мир остался без глаз. Так просто. У вас оказались разные представления о словах и их значении.

Знаешь, почему нет заповеди «не предай»? Только испытав в полной мере на своей шкуре, я поняла. Предательство волей-неволей заставляет человека закрываться, отдергивать все связи, оно исключает его из мира. Это рефлекторная реакция. Вы же отдергиваете руку, когда обжигаетесь? Предательство тождественно убийству.

Мне грех жаловаться, я испытала то, что абсолютно не укладывается в рамки существующих представлений о мире. И, увы, не уложилось в рамки земного мира. Все бы было… счастье, беззаботные прогулки по берегу моря, если бы люди не выбирали так же придирчиво, как на рынке. Этот сломан, этот стар, этот невротик… Счастья не случилось. Все ушло в книгу, в стихи…

Можно сказать, у меня все сбылось. На небе. А на Земле… здесь другая воля… страхи… инстинкты… Дело не в том хорошее мне чудо подсунули или плохое. Важно, что мы с ним сделали… Чем были готовы поступиться ради сохранения чуда в себе и для себя.

Несмотря на все пережитое, Дорогой Читатель, я должна тебе сказать, что любовь единственное чувство, которое позволяет нам не замечать недостатки других людей.

Какое упущение в прагматичном мире, не правда ли? Не правда. То же чувство способно сделать нас счастливыми, а значит сломанное – срастается, невротик забывает о своих проблемах, а старость откладывается. Таково терапевтическое действо счастья.

А что есть на свете такого, чего бы не мог сделать счастливый человек, для своего родного и близкого? Горы свернуть – легко, да хоть луну с неба.

Любовь в некотором смысле – наши надежды, вложенные в другого человека, часть души. Сбудутся они или нет – зависит от двоих. Сумеют ли они простить друг друга, поддержат ли в трудную минуту? Поймут ли? А уж понимание, в свою очередь невозможно без доверия, веры. Чувствуешь, какой треугольник вырисовывается, Дорогой Читатель?

Может статься, этот мир до сих пор не канул в бездну только благодаря этим трем вечным ценностям. Убивая эти ценности в себе, ты уменьшаешь шансы этого мира на жизнь. Хотя, буду откровенна, возможно, повышаешь свои… на существование. Комфортное, сытое су-ще-ство-ва-ни-е, в обнимку с инстом.

И тогда, не наверняка, конечно, но вероятно, если упадешь, будет ли кому поднять тебя? Терпеть все недостатки и несносное поведение мы готовы только в близких нам людях, в тех, кто нам нравится. Замечал?

Эскалатор

Лестница эволюции занесла нас на середину пути, где-то между богами и животными. С тех пор и мечемся мы между этими двумя ипостасями, пытаясь осознать. То Богу свеча (если нам удается разглядеть / почувствовать причинно-следственные связи), то черту – кочерга (если нет).

Дихотомия ожидания и реальности постоянно подкидывает человеку задачки, которые он разрешает, используя свое воображение, разум и волю. Казалось бы результат должен быть одинаковым или почти одинаковым, ибо всем понятно эволюция – хорошо, деградация – плохо. Увы. Всегда найдутся люди, чей разум спит, зато без устали работают инстинкты. Рабы инстинктов. От нормальных людей их отличает неуемная жадность и ее последствия – страх, ложь. Собственно, на этом основании и построена их картина мира. Этот факт не имел бы для развития фатальных последствий, если бы не одно но. Бывают времена, когда подобная аберрация сознания носит массовый характер.


Закономерно, что в эти периоды царствуют догматы, каноны и структурированное сознание. (Структурированное сознание – это такое особое, измененное состояние сознания, при котором у человека есть маленькое узенькое представление о мире, которое он время от времени сверяет по Канону. Он им живет, дышит и работает.)


На улице -35, что не редкость для наших краев. Тут и там наблюдаются самопроизвольные разливы воды из магистралей центрального отопления. На одну из таких аварий примчались доблестные сотрудники, призванные бороться с чрезвычайными ситуациями. Первым делом, они соорудили штаб. Раскладной стол, стулья, ноутбук и правильный флажок, все должно было сигнализировать гражданам: «мы здесь, все под контролем».

Спустя час, не отрывая взгляд от ноутбука, один из них подзывает работягу из другого ведомства, который пытается устранить аварию, и грозно спрашивает:

«Слышь, эта… а когда обед будет» Удивляюсь я терпеливости нашего народа. Работяга не запустил в него ломом, не послал вслух, махнул рукой и отправился разгребать дальше. Обеда не предвиделось. Через пару часов штаб был свернут.

Что же привлекло мое внимание в этой истории, Читатель? Во-первых, я более чем уверена, все было сделано по инструкции, в соответствии Канонами. А результат? Аналогичное ведомство скоро можно будет переименовывать в ведомство по регистрации преступлений. Привести в соответствие, чтобы люди не возлагали больших надежд. Пришел. Зарегистрировался и ушел. Тебя посчитали и сделали выводы: преступность растет, людей и денег не хватает.

Инструкция (функция) для человека, а не человек для инструкции (функции). Увы, случается, что инструкция заменяет человеку разум, в этом случае, инструкция порождает фикцию, фикция, как и любая ложь, обращается в хаос. Когда же все становится совсем плохо, он ложиться ничком, закрывает глаза и начинает повторять мантру: «У меня все хорошо. Вокруг все просто замечательно. Осталось только инструкцию придумать»

Ожидая, что проблемы растают в воздухе как дым. Надо ли удивляться, что его ожидания будут обмануты. А на то, чтобы открыть глаза и оглядеться у него просто не хватает мужества и воли, потому как если открыть глаза, можно увидеть неумолимую, обличающую правду, а это страшно. Это пугает людей настолько, что они готовы всю жизнь прожить с завязанными глазами, предпочитая жить по законам страусинной психологии, в рабстве иллюзий и бесплодных надежд на светлое будущее.

Рукотворное

Все созданное человеческим разумом имеет свою «оборотную» сторону, любая самая светлая идея может обернуться сущим кошмаром, если возвести ее в Догму и начать ей поклоняться. В этом случае, канон становится той чертой, которая разделяет мир на «мы» и «они».

Мораль

Наше мировоззрение подобно строящемуся зданию. Кирпичик за кирпичиком каждый выстраивает свой храм. Надо сказать, что наша стройка начинается не с нуля. Фундамент – опыт, накопленный тысячами поколений. Со временем опыт переплавляется и получается продукт жизнедеятельности человечества – мораль. Она оперирует категориями «хорошо» – «плохо», и исходя из этого наклеивает ярлыки – «правильно» – «неправильно», «добро» – «зло».

Мораль – совершенно человеческое понятие, точнее социальное – она существует, дабы социум выживал, как проявление инстинкта самосохранения вида. То, что плохо для социума – аморально, прошу заметить не для каждого человека, а в целом для вида. Иногда интересы человека и морали не совпадают, как следствие это порождает конфликт. Мораль, по сути своей, безжалостна и равнодушна. Плохое – должно быть наказано, и мало кто из «палачей» задумывается о чувствах, а зачастую и мотивах «жертвы». Мораль наклеивает ярлыки, которые глубоко проникают в человека и его судьбу. Он уже изменился, стал иным, а люди по-прежнему судят о нем по тому клейму, которое он носит. «Фи, маргинал» – и все положительные качества перестают для нас существовать, кроме неудач этого человека мы ничего не замечаем.

На протяжении всей истории человечества мораль меняется, трансформируется, развивается, и мы можем только догадываться какой облик примет мораль завтра. Образно выражаясь, мораль не есть тот краеугольный камень, который можно закладывать в основание истинного храма. И чтобы избежать ловушек морали – «не суди, да не судим будешь», Дорогой Читатель.

Справедливость

Одному человеку уж очень не хватало справедливости на Земле. Взмолился он и обратился к Богу со словами:

– Господи, как же несправедлив этот мир. Сильные и безнравственные – правят миром, зло торжествует…

Услышал Господь молитву.

– Хорошо человек. Я услышал тебя. Будет тебе справедливость. Однако давай начнем с тебя. Три года ты сидел на горе… теперь пусть она посидит на тебе.


– Разве справедливость может иметь свою «оборотную» сторону?

– Беда в том, что справедливость – всегда относительное понятие. Человек, верящий в справедливость, стремится изменить мир. И творит он его в соответствии со своим (по образу и подобию себя любимого) представлением о справедливости, в соответствии со своим представлением об Истине.

– Что же в этом плохого?

– Все что не вписывается в прокрустово ложе понятий о справедливости должно быть изменено, отброшено, уничтожено. Как правило, человек не видит дальше своего носа, ему не ведомо каким образом его и чужие поступки отразятся на нашем Завтра, а уж заглянуть в более отдаленное будущее ему вообще не по силам. У России был опыт «справедливого» распределения «продуктов труда», когда хлеба пытались распределить между всеми. Поровну, между теми, кто выращивал зерно, вкалывая от зари до зари, и теми, кто предпочитал валяться на печи, да пить горькую. Ритм уравнивает. Голод и разруха стали неизбежным результатом подобной деятельности, и нам до сих пор памятны его последствия.

– Но уж из этих-то уроков человечество сделало выводы?

– Боюсь тебя разочаровать, Дорогой Читатель, слепая тяга к справедливости все еще жива в человеческом организме. Человек, жаждущий справедливости, рано или поздно превращается в орудие провидения. Слепое и безжалостное. Как далеко зайдет борец за справедливость в своем желании исправить мир? Стоит помнить, что человеческое общество – это единый организм, и среди прочих инстинктов – ему свойственен инстинкт самосохранения. Любой человек, посягнувший на сохранность или единство общества, должен быть остановлен. В том числе – боец за справедливость. Борцам за справедливость следует помнить одну простую истину: «Благими намерениями – дорога в ад вымощена», потому как единственное Благо есть Развитие, только ей ведомо прошлое и будущее. Справедливость – мощная сила, она подобна огню. Огонь в вашей печи делает дом теплым и уютным, и он же способен превратить ваш дом в горстку пепла. Законы Развития «уважают» волю каждого человека. И нам следует «уважать» волю Законов. Это не обязанность, а насущная необходимость.

– «Да будет Воля Твоя…»?

– Все лучше, чем «а я помолился, и стал четверг»


Во времена сталинских репрессий известный артист попал в лагерь, спустя годы в своем интервью он признался: «Меня спасло…отсутствие веры в справедливость».

Идеализм

Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.

Анна Ахматова

«Как все замечательно, еще чуть-чуть и мы выведем формулу идеального общества, идеальной религии, и, наконец, наступит эра Добра и Справедливости, Красоты и Гармонии» – , сколько раз, Дорогой Читатель, тебе приходилось сталкиваться с такими суждениями. Ты только вообрази себе эту картину…

Тебя окружают исключительно красивые мужчины и женщины, у всех однообразно правильные и одухотворенные лица, сотворенные неким мечтателем-идеалистом. У всех все есть. Просто ожившая картинка с красочных буклетов иеговистов. За ненадобностью отмирает сочувствие, все такие счастливые, что сочувствовать просто некому, даже бездомные собаки и кошки, бегают с выражением счастья и радости на лице, пардон, на морде, которая, естественно, у них тоже исключительно одухотворенная. Вокруг тебя толпами ходят исключительно красивые женщины, одинаково красивые, удовлетворяющие всем стандартам красоты, в их красивые головки намертво вбиты инструкции о том, как должно поступать, думать… По внешнему облику и внутреннему содержанию они абсолютно похожи, и уже как-то без разницы кого любить…

– Знаешь, это уже крайности.

– Что ж, опустимся на нашу грешную Землю. К сожалению, человеческая история изобилует примерами. В России семьдесят лет материалисты пытались построить идеальный мир. Строили, строили… В основу положили не что-нибудь, а кодекс коммуниста. Чем устойчивее коммунист, кирпичик здания, ячейка общества, тем устойчивее идеальное общество. Они думали, что вывели универсальный закон мироздания. Главным прорабом на этой стройке, как тебе известно, был Ленин. Безупречная логика, остро отточенный ум, не знающий пощады, жаждущий справедливости, равенства и братства, любой ценой. Мир треснул, раскололся. Власть неуклонно следовала принципу «разделяй и властвуй». Линия партии (идеология) разделила страну на классовых друзей и классовых врагов, количество последних, благодаря все время что-то разъясняющей партии увеличивалось экспоненциально. Закономерно, что ресурсы истощались, а критерии прохождения в «свои» все более и более ужесточались. Классовые друзья хотели жить, но не хотели работать, а классовые враги не могли выжить… Голод, разруха, сталинские лагеря…

– Россия переболела идеализмом, будем надеяться, она уже не кинется очертя голову вслед за новыми идеалами, за очередным «певцом революции», обещающим спасение.

– Ну, то ж были ненавистные коммунисты. Идеальное общество не состоялось только потому, что его пытались построить нечистоплотные люди, глупые, коварные и жестокие.

– Боюсь, что мы имеем дело с системной ошибкой. Сначала была идея. Исключительно хорошая, несущая мир, радость и покой. Всем поровну. Потом

появилась абсолютная вера в идею. Потом исчезли сомнения и идею канонизировали. Идея стала значительно больше и важнее, чем человек. Люди так увлеклись борьбой с сомнениями и с сомневающимися, что поделились на тех кто сидел, тех, кто их охранял, и тех, кто все это возглавлял.


В один прекрасный день нам назначили начальника, которого и представили в «теплой, дружеской» обстановке – типичный представитель «мальчиков новой формации». С лица просто не сходит улыбка, добрая и покровительственная. Новенький костюмчик с иголочки, сидит, как влитой. Галстук, подобранный исключительно под цвет носков, на щеках играет здоровый румянец, последний штрих, дорогой читатель, непременный атрибут – начищенные ботинки. Спортсмен, красавец, «облико морале» и прочая, прочая, прочая… Надо знать мою подругу, чтобы понять какое желание у нее возникло уже в первый миг общения с «мальчиком новой формации», конечно же желание просто плюнуть ему на ботинки. Надо же было хоть как-то «очеловечить» этот образ. Мне кажется, политикам иногда так не хватает человечности.


– Идеальное общество не состоялось потому, что это вообще невозможно. Ты думаешь, служителям церкви удастся построить идеальный мир? Обратимся к истории. Как любая, уважающая себя власть, долгое время церковь требовала от своей паствы абсолютного подчинения, воспитывая эдакого инфантильного Митрофанушку, готового по велению своего пастыря и в огонь и в воду, не думая, не рассуждая, причем готовых запихать в огонь и в воду не только себя, но и упирающихся инакомыслящих. Не моги думать иначе, чем пастырь, не смей сомневаться. Только церкви ведома Истина. «Наша религия самая истинная», – восклицали они, и собирали крестовые походы, дабы расширить свое влияние и завоевать иные земли.


29 ноября 1095 года римский папа Урбан II на Клермонском соборе призвал христиан к крестовому походу на Восток. В своей гневной речи он живописал страдания христиан на Востоке, говорил об осквернении христианских церквей в Палестине, о наступлении «неверных». Призыв на борьбу с «неверными» был подкреплен обещанием отпущения грехов для всех участников крестовых походов, павшим же в борьбе с «неверными», была обещана «вечная награда на небесах». В качестве аргументов Папа приводил и слова из Евангелия: «Пусть каждый отречется от себя и возьмет свой крест». В ответ из толпы раздавались крики «Так хочет Бог». Ничего не напоминает? Сегодня «верные» и «неверные» просто поменялись местами. (если говорить о конфессиях). А по сути люди, которые отрекаются от себя, от своего «Я» остались все теми же. Люмпенами, для которых не значимо ни свое «Я», ни чужое. Безнадежность способна собрать целую армию фанатиков.


– Ой, ну когда это было, все это уже быльем поросло, а за годы инквизиции, между прочим, Папа лично принес извинения.

– Принести извинения – это мужественный поступок. Без всякой иронии. А ты вспомни, Дорогой Читатель, толпы возмущенных людей с плакатами «Код Да Винчи – долой с экранов», гневно потрясающими кулаками и кадилами. Стоит привести основной аргумент, которым они оперировали – кинокартина «искажает православное христианское учение». Может быть, это я сошла с ума? Может быть, это я заблудшая овечка и нахожусь в плену у сами знаете кого? Но… моя вера, после прочтения книги, никак не поколебалась. Была ли у Иешуа земная любовь? Боюсь, что историческую правду будет установить очень трудно. Однако, разве умаляется путь Искупления от этого? Разве меньше любви в него вложено? Неужели вашу веру может поколебать факт земной любви? Я не понимаю, почему любовь, в любом ее проявлении может быть порицаема? А как же вы относитесь к Будде, который, как известно, имел жену, да еще и не одну, а также ребенка, которого он очень любил? А по поводу исторической правды… Дорогой Читатель, я предлагаю тебе сравнить биографии Св. Владимира и Св. Ольги, которые размещены на исторических сайтах и на официальных сайтах церкви. Где историческая правда? «Кесарю – кесарево», а историкам – истории.


…фильм следует запретить за кощунство, а кое-где даже разрабатывается инструкция о том, как объяснять верующим, что сюжет о ребенке Иисуса Христа и Марии Магдалины не имеет отношения к действительности.


– Да, реакция общественности, надо сказать, была преувеличенно бурной…

– Если бы Истина и церковь были тождественны друг другу, достаточно было бы выбрать истинную церковь, заучить ее заповеди и следовать им от рождения и до смерти. Конечно, можно заучить наизусть Библию, Коран или Тору, это прибавит вам знаний, вы можете прослыть просвещенным человеком, но скажет ли кто-нибудь о вашей искренности?

– Ты против церкви?

– Я не против церкви, я против того, чтобы из нее уходила жизнь, задавленная канонами и догмами.

– Ты против традиций?

– Нет. Я не против традиций, я против буквального исполнения оных, бездушного и бездумного. Молитва, есть обращение к Богу, и прежде всего она должна быть искренней – это внутренний порыв человека, его желания и надежды, его вера, она должна исходить из его собственной души. Не суть важно сколько раз человек встретил лбом пол во время молитвы, важны чувства и слова, которые он произнесет, важно его состояние души, внутреннее состояние. Традиция – это мелководье Истины. Скажи, что бы ты выбрал милосердие или соборность?

– Эээ… соборность?

– Запущено. Спасти форму и потерять самую суть? И кому это новообразование будет нужно? Впрочем, я догадываюсь кому. Ну, не будем поминать, а то не ровен час… Лучше о хорошем.


Путешествуя по югу нашей страны, в один прекрасный день мы попали в то место, где когда-то жил святой Феодосий. Это был удивительный кусочек нетронутого цивилизацией мира. Ты прости меня, Дорогой Читатель, я и сама не люблю пафосных слов, но если бы меня спросили, где обитает покой, я бы назвала именно это место. За то, что дорожки были протоптаны людьми, а не заасфальтированы, за то, что старые сосны, накренившись доживали свой век, и человек не спешил отнимать у них их время, за то что человек в этом месте не пытался придать окружающему миру благостный вид, за то, что дышалось в этом месте легко и свободно… и за колодец, который был вырыт еще Феодосием, и с которым связана моя дальнейшая история. В девяностые годы, когда страну захватила волна купли-продажи, один местный предприниматель вознамерился купить этот колодец, как весьма предусмотрительный торговец, он сделал анализ воды, находящейся в колодце, выяснил, что вода действительно имеет высокое содержание серебра, и спустя некоторое время сделка состоялась. Торговец, огородив колодец, дабы никто посторонний не посмел посягнуть на его собственность, и мысленно уже подсчитывая будущие барыши, завез тару…. Вот тут и начинается самое интересное – колодец иссяк. Никакими силами, ни силами предпринимателя, ни приданными ему силами не удалось заставить колодец «давать» воду. Не солоно хлебавши, торговец покинул это место. А вода? Переждав лихие времена ретивых предпринимателей, она снова вернулась в прежний колодец. Вот такая история. Кто-то увидит в ней проявление настоящего чуда, кто-то ринется искать научное объяснение этому факту. (я в этой истории вижу чувство юмора Феодосия). А впрочем, разве имеют значение вопросы фактологии, важно, что она снова появилась…


– Безусловно, нельзя не признать, что церковь далека от идеала, но она хоть как-то способна сдержать натиск сектантов, расплодившихся по всему миру.

– Согласна. Ритм уравнивает. Тяга человека к идеалам уравнивается, в том числе, обилием сект, собирающим десятки тысяч последователей. Аум Сенрике, Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, кришнаиты… Что приводит их туда?

Все тот же инфантилизм и идеализм. В сознании людей крепко укоренился образ отшельника, истязающего себя постом, ежеминутно вспоминающего свои грехи, и все свое свободное время проводящего в молитвах. Этот внешний образ почитается многими как единственно правильный путь спасения, за этим образом уже не видно ничего человеческого. Интересно, чем строже «законы» секты, тем охотнее туда идут люди. Голод, самобичевание, отказ от любой собственности.

Люди с легкостью отказываются от своей воли. Такое ощущение, что они действительно полагают, что грехи можно заморить голодом, выбить дубинкой, а если отказаться от собственности (желательно в пользу руководства секты), то он (грех) вообще побежит от них сломя голову, и будет им счастье великое. Безусловно, инфантилизм – природное качество человека. И всегда найдутся люди, готовые использовать эту слабость.

Нередко такие люди встречаются и среди власть имущих. Дабы удержать влияние на людей, они культивируют эти качества в человеке. В каждом человеке можно усмотреть стремление к идеалу, беда власти, в том, что идеалы уравниваются и используются для удержания власти. Получается безжизненный лубок, без развития, лишенный сомнений. За этими образами не видно пути, трудностей, ошибок. Чему можно научиться, если из человеческого опыта изъять все ошибки?


Одуванчик – что может быть дальше от совершенства, проще, банальнее и обыденнее? Нарцисс, лотос – вот Совершенство. Но легко ли тебе, дорогой читатель, представить этот мир без обычного одуванчика? Очень надеюсь, что нет. И отнюдь не потому, что если выпадет хоть одно звено в чьей-то пищевой цепочке, то развитие мира пойдет иным путем, и тогда уже человек недосчитается одного или нескольких звеньев в своей, столь близкой желудку, пищевой цепочке. А просто потому, что грустно и холодно представлять наш мир без ярко-желтого одуванчика, такого теплого и родного. Гм… лично я кедр люблю, любимый цветок.


– Возможно идеальный мир – это не такая уж бредовая идея. Платон… Государство…

– Угу. Заманчивая. От идеального государства до тоталитарного государства всего несколько шагов. Человек не может ходить в одной и той же распашонке от рождения до смерти, он растет и развивается, точно так же растет и развивается наш мир, меняется наше мировоззрение. Идеальный мир – это иллюзия. В тяге человечества к идеализму кроется страх и нежелание идти дальше по пути познания, по пути развития. Опасайтесь людей абсолютно убежденных в своей правоте, они готовы отстаивать свою правоту и свои убеждения мечом и каленым железом. Они убеждены, что именно они обладают знанием Абсолютной Истины, они отнюдь не сомневаются, стоит ли «спасение мира слезы одного ребенка». Генерируя картинки светлого будущего, которое вот-вот наступит, им важно лишить вас права думать, чувствовать, выбирать, права ошибаться, права жить. Для них существует только два мнения (мое и неправильное). Мир станет холодным и безжизненным, если в человеке победу одержит стремление к идеалу, совершенству и справедливости. Совершенство в руках человека колоссальная бездушная сила, человеку важно научиться разумно ее применять, тщательно выбирая средства и методы. Каноны убивают многообразие мира, выражаясь научным языком, энтропия такой системы стремится нулю, это останавливает развитие, что, как известно, смерти подобно. Можно создать какую угодно идеальную и логичную модель будущего мира, но если в вас нет умения прощать – не стоит воплощать и сотой доли.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть 1. Мир проявленный

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Я должна тебе сказать… (Н. А. Коршунова, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я