Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды ( Коллектив авторов, 2013)

В сборнике представлены статьи авторов, которые включают несколько основных направлений: проблемы стилевого решения современных моделей мусульманской и национальной одежды; их традиции и новые концептуальные решения; дизайн-проектирование и костюмографика мусульманской и национальной одежды; материалы для формообразования современных мусульманских и национальных изделий легкой промышленности; проблемы качественной подготовки творческих специалистов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды ( Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. МУСУЛЬМАНСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА – ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ВОСТОКА НА МОДУ НАШИХ ДНЕЙ

УДК 687.1

Исаева С.В
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Статуи мифологических богинь, исторические фильмы, античность – все эти понятия неразрывно связаны в нашем сознании с такой разновидностью женской одежды, как туника. Если быть точными, то это сейчас мы воспринимаем туники, как предмет гардероба женщин, а ведь раньше их носили и мужчины тоже.

Вообще, туника, изначально – это крайне незамысловатая вещь. В словаре можно найти следующее определение: «Одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер». Конечно, «одежда в форме мешка» звучит не совсем привлекательно, но это только в том случае, если вы не знакомы с моделями туник от современных дизайнеров и модельеров. Арабские нашествия на территорию Византии примерно до VIII века привели к довольно явным трансформациям костюма. Он стал приобретать выраженный восточный характер, то, что сегодня принято называть этническим духом. Украшались туники тогда тоже в соответствии с роскошью восточных традиций. Это было одной из причин, по которой они стали излюбленной одеждой для представителей самых высших чинов, любящих похвастаться достатком.

Туника, привезенная с азиатских просторов, в частности – из Индии, вскоре очень понравилась знаменитостям, с удовольствием принявшим ее в свой гардероб. Свежий тренд уловил Ив Сен Лоран, начинающий тогда Кутюрье, создавший коллекцию туник в этническом стиле.

В наши дни туниками называют либо ультракороткие модели платьев, либо удлиненные кофты и блузки. Чаще всего туники носят с легинсами из плотной ткани.

Однако нередко можно встретить сочетания туник с брюками или джинсами. Кстати, моду на ношение туник с джинсами ввели хиппи в 70-е годы XX века.

На протяжении последних нескольких сезонов туники также являются неотъемлемой частью коллекций ведущих модных домов.

Если говорить о моде последних сезонов, то звезды чаще всего выбирают туники, принт которых позволяет носить большое количество крупных колец, браслетов, длинные серьги и другие украшения и аксессуары.

Современные туники найдутся в коллекциях самых разных брендов, от демократичных до элитных. Особенно богаты ими круизные коллекции.

Уже который сезон туники властвуют на модных подиумах и, судя по всему, совсем не собираются их покидать, во всяком случае, в ближайшее время. Дизайнеры придумывают все новые фасоны и цветовые решения, экспериментируют с фактурой тканей и декором, благодаря чему каждый сезон мы имеем возможность пополнять свой гардероб все новыми моделями туник. И это прекрасно, ведь туника – функциональный, удобный, стильный и женственный предмет одежды, который позволяет представить фигуру любой женщины в самом выгодном свете. А носить туники можно куда угодно, начиная с рутинного похода по магазинам и заканчивая шикарным светским мероприятием.

Страсть к восточной атрибутике зародилась в западном мире еще в XIX веке: арабские сказки, легкие шелковые ткани с удивительными рисунками, теплые ночи и тропические растения – все это сплелось в клубок подражаний и стилистических заимствований. Наибольшей популярностью последнее время пользуются брюки с заниженным проемом и большим количеством свободной ткани до колен. В зависимости от покроя они называются зуавы, афгани или алладины.

На востоке, как известно, женщина должна полностью закрывать все тело при посторонних так, чтобы не было видно ни малейшего кусочка кожи, в некоторых странах разрешено открывать только глаза. Однако в сочетании с очень жарким климатом это довольно сложно, поэтому одежда делается из очень легких тканей, при малейшем движении создающим эффект опахала. Кроме того, ее покрой чрезвычайно удобен, не стягивает тело и не стесняет движений. Разумеется, сочетание всех этих качеств не могло оставить равнодушным современных модельеров, готовящихся к новому сезону. Однако восточный стиль не остался без изменений.

Доминирующее в этом сезоне модное движение милитари внесло свои коррективы и на первое место выступили вовсе не полупрозрачные шаровары Шахерезады а мужская одежда, удачно приспособленная под женский гардероб. В первую очередь, это штаны-зуавы. Они пришли в мир высокой моды с улиц Парижа и Нью-Йорка, где своя неповторимая стихия золотой молодежи не так давно начала использовать их в качестве удачного дополнения к одежде в этническом стиле.

Изначально зуавами назвались некоторые из диких берберийских племен Алжира, затем это название переняли служащие колониальных войск в Африке, куда входили, в том числе и французские солдаты. Отличительной чертой таких воинов были широкие шаровары на восточный манер, откуда и пошло их название: штаны-зуавы. Эта одежда выполнялась из хлопковых тканей светлых тонов, имела широкую талию и множество петлей для оружия и походного снаряжения. Штаны-зуавы собирались под коленами и заправлялись в голенище. Они действительно были довольно удобны в условиях африканской жары: светлая ткань отражала солнечные лучи, а, нагревшись, практически не соприкасалась с кожей.

В коллекции весна-лето 2010 штаны-зуавы получили признание прежде всего у американского модельера Марка Джейкобса. Он предлагает носить их с легкими сандалиями на восточный манер, с коротким топом (поверх которого одет блестящий атласный бюстгальтер) или пиджаком. Сумочки, украшенные кистями и шелковые шарфы, плотно затянутые у горла усиливают восточное впечатление, также как и выбор тканей: легкие и натуральные, в лилово-филолетовых и коричневато-розовых тонах.

Рука этого дизайнера видна и в коллекции Louis Vuitton, где штаны-зуавы скорее подчеркивают спортивный стиль, плавно переходящий в милитари, здесь мы видим уже на- стоящего воина – зуава с густой шапкой волос и в военном пиджаке.

Недалеко по популярности от зуавов ушли брюки-афгани. Они действительно произошли от женского национального костюма некоторых афганских народов. Однако изначально такие шаровары были гораздо более широкими и ниспадали мягкими складками.

Современные брюки-афгани делаются преимущественно из обтягивающих материалов, кроме того, после колена ткань стремительно сужается, длина часто не доходит до щиколотки. Такие брюки действительно очень оригинальны, но основная их черта – удобство.

В брюках-афгани можно заниматься всеми видами спорта, танцевать, ездить верхом и при этом никогда не чувствовать дискомфорта! Обычные спортивные штаны просто не могут сравниться с афгани! Однако с точки зрения дизайна это довольно сложный элемент гардероба и к нему не так то просто подобрать другую одежду. Существует несколько простых правил: чем длиннее брюки – тем выше каблук, как можно меньше ярких принтов, если же вы не можете от них отказаться – выбирайте по преимуществу этнические, никаких сложных деталей и аксессуаров, особенно это касается украшений и сумок.

Еще один тип восточных штанов – алладины. К ним относятся практически любые широкие брюки с заниженным проемом. Увидеть такие брюки можно во многих весенних коллекциях: у Vivienne Westwood, Sonia Rykiel, Givenchy, Anne Valerie Hash, каждый модельер находит в них свою изюминку в зависимости от характера изображаемого образа. Особенно интересно сочетание штановалладинов со спортивной одеждой: косым топом и легким пальто у Александра Ванга или с тяжелыми кроссовками у Anne Valerie Hash, довольно оригинальное оформление со множеством маленьких рюш у Марка Джейкобса, широкие полоски и массивный золотой браслет у Vivienne Westwood.

Экспериментировать можно бесконечно, ведь штаны-алладины сразу вызывают множество ассоциаций, связанных с арабскими сказками, восточными сладостями, тропическими цветами и ароматами.

Афгани, зуавы, алладины, шаровары, штаны Али-бабы. Всё более и более стремительно этническая одежда занимает ведущие позиции в повседневной одежде благодаря непревзойденному комфорту, который обеспечивается свободным кроем.

Сделаем небольшой экскурс в историю происхождения – изначально такие штаны назывались саруэл. В Европу саруэл пришли из Индии, первоначально произведя фурор в испанской уличной моде. Но случилось чудо!

Модельеры заинтересовались новой модой, и такие штаны стали появляться в каждой коллекции. Модные дома разбавили индийский стиль деталями других восточных культур, а также применили сугубо европейский подход (карманы, швы, ткани и цвета). На удобные шаровары, способные скрыть бёдра и живот, обратили внимание и женщины постарше. Не остались в стороне любители фитнеса, поэтому теперь такие АЛЛАДИНЫ – это штаны для йоги и занятий спортом, сочетающие в себе гламур и удобство. Теперь и в России начался настоящий бум на АЛЛАДИНЫ. Чем же они покорили Россию? На это есть несколько причин. Конечно, АЛЛАДИНЫ очень комфортно носить, ведь они совершенно не стесняют движений, сделаны из легкого материала и приятно ощущаются на теле. АЛЛАДИНЫ объединяют лучшие качества юбки (хорошо проветриваются) и штанов (не задираются), а еще АЛЛАДИНЫ – это экстравагантно, ярко, очень оптимистично!

Комфортная универсальная одежда для свидания и похода в кино, на вечеринку и в круиз, на дачу и для прогулки с детьми, на пляж и на курорт. Где бы Вы ни были – в офисе или на отдыхе в отеле.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕКОРИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБУВИ

УДК 685.34.03

Фаткуллина Р.Р., Камалетдинова Д.М., Батыршина М.А
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Прообразом валенок были традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии, история которых насчитывает более 1,5 тысячи лет. На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь которых называлась "пима". В России валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди [1-4].

Обработка кожи и шерсти у древних булгар достигла такой степени совершенства, что у многих народов Европы и Азии вошло в обычай именовать хорошо выделанные юфть, сафьян булгарии как – «товар булгарский». Археологи в раскопках 10 – 13 вв. находят такую обувь с совершенным кроем, украшенную тиснением и даже металлическими фигурными накладками. Для декорирования применялись аппликация из кожи разных цветов и вышивка.

От финно-угорских соседей древние булгары переняли легкую лыковую обувь – лапти, которую также носили с «тула оек» во время сельскохозяйственных работ. Комплекс обуви пополнился и валенками.

Наиболее древним видом обуви татар была обувь кожаная: сапоги и туфли в виде тапочек, башмачков и галош. Их носили с суконными или холщовыми чулками «тула оек», близкими по покрою к сапогам, иногда с портянками «алкчу».

В первой половине 19 века для мужского костюма изготовлялись ичиги, сапоги, туфли ярких расцветок нередко с вышивками или цветными пяточными вставками. Согласно русским летописям и археологическим материалам ичиги получают широкое распространение среди волжских булгар. Ичиги распространены и среди тюркоязычных народов Среднего Поволжья и Приуралья (за исключением чувашей). Однако кожаные узорные ичиги характерны до сегодняшнего дня и глубоко традиционны лишь для культуры казанских татар.

Причем в узорах ичигов казанских татар, наряду с лотосными и пальметами, фигурирует серия орнаментальных мотивов: формы листовидные, в т.ч. с выкружкой с одной из их сторон, спиральные, трилистники, сердцеобразные, мотив цветка тюльпана. Определенный удельный вес в узорах ичигов казанских татар получают так называемые облакообразные мотивы и многолепестковые розетки, характерные для искусства восточноазиатских народов. Узорные войлочные чулки, ношение их под ичигами, размещение войлочного узора чулок поверх голенища-обуви в культуре казанских татар связывается с культурой отдаленных горноалтайских племен.

Со второй половины 19 века, с утратой цветовой декоративности мужской одежды под влиянием общегородской моды, обувь стала сдержанных цветов. Наибольшую самобытность сохранила женская одежда и обувь: на сапогах располагали орнамент в виде «вихревых» розеток, спиральных завитков, цветочных мотивов [5].

В современных валенках ценят комфорт и индивидуальность. Для практичности (стойкости к влаге и загрязнениям) валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой с использованим клеевого, прошивного или литьевого методов крепления.

Традиционно валенки имеют натуральные цвета – коричневый, чёрный, серый, и белый, но сейчас валенки окрашивают в самые разные цвета и декорируют вышивкой. Например, роскошные женские валенки от Mosso – «Белые валенки Mosso КА212-Н1405В» выполнены из светлого плотного войлока и украшены вышивкой в черном, сером и серебристых цветах.


Рис. 1. Варианты декорирования валенок


Современной тенденцией отделки с одновременно защитным назначением является кожаная вставка по линии стыковки подошвы с верхней частью обуви.

Для придания валенкам большей практичности в качестве отделочного и защитного материала можно использовать одежную искусственную кожу. Искусственная кожа представляет собой трикотажное полиэфирное полотно с поливинилхлоридным покрытием и полиуретановой отделкой.

Таким образом, валенки сегодня становятся обувью не только теплой и комфортной, но и модной. Некоторые образцы, благодаря усилиям дизайнеров, превращаются в настоящие произведения искусства. Важным преимуществом валенок в современном исполнении является их красота, удобство и практичность.

Список использованных источников:

1. Осипов, Д.О. Из истории русской обуви / Д.О .Осипов // Живая старина. –2005. – № 1. – С. 7–9.

2. Круглова, Г. Покатаем валенки: [из опыта мастеров Н.Г. Богданова и В.Ф. Крехалева]: инструменты и приспособления; технология / Г.Круглова, Е.Дикова // Народное творчество. – 2004. – № 6. – С. 34–37.

3. О генезисе кожаной узорной обуви татар "Из истории татарского народного искусства", Казань, 1995 г. ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АНТ [Электронный ресурс] Режим доступа http://tatarlar.spb.ru/

ИСТОРИЯ ВЛИЯНИЯ РУССКОГО КОСТЮМА НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ МОДЫ

УДК 687.1

Магистр Чегодаева К.C. (гр.721-М3)
Научный руководитель ст.преподаватель кафедры «Дизайн» Муртазина С. А
Казанский национальный исследовательский технологический университет

«Русское» влияние на европейский костюм началось в XVIII столетии. С тех пор, время от времени, оно прослеживается в европейской моде. Сначала подражали Петру I и Екатерине Великой, потом, казакам времен Наполеона, императору Николаю II, героям «Русских сезонов» Дягилева, эмигрантам из России, стилю генсека Брежнева. Каждый такой пик увлечения, как правило, связан с историческими изменениями в самой России: смена престолонаследников, войны, революция, перестройка.

Увлечение русской темой в Европе в XX веке началось в 1909 году, сразу после первого Дягилевского сезона. Французский дизайнер одежды Поль Пуаре побывав в России и ознакомившись с русской культурой создал в 1911 году первую в истории европейской моды коллекцию со славянскими мотивами. Платья из парчи с золотой вышивкой, пальто с набивным цветочным рисунком, навеянным узорами павлопосадских платков, шапки из сибирских мехов выставлялись для парижской публики и стали классикой стиля a la russe. Он вводит в моду украинские вышивки и казачьи сапожки. Даже своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. С той поры и по сей день для западных кутюрье русский стиль ассоциируется с роскошью, аристократичной изысканностью и экзотикой.

После революции, с притоком эмигрантов из России, интерес ко всему русскому перешел в массовое употребление европейского быта. Стиль 20-х годов в женской одежде, с его жесткой линией, ритмическим расположением орнамента послужило прекрасной базой для создания костюмов в славянском стиле.

Еще один элемент русского народного костюма, неотделимый от моды периода ар деко – головной убор, напоминающий северный кокошник. Его приняли русские придворные дамы еще в середине XIX века после возвращения стилизованного народного платья в придворный костюм. Впоследствии, когда в России возник интерес к народному творчеству, многие художники, Васнецов, Врубель, Репин, Нестеров и др., увлеклись фольклором и историей России. Это время русского ренессанса.

Тогда и возникла повсеместная мода на костюмированные балы в русском стиле и, уже после революции, многие аристократки, уезжая в изгнание, забирали с собой маскарадные костюмы в память об оставленной Родине. За границей они возобновили русские балы, тогда и вошел в моду головной убор «а-ля кокошник».

1920–1930-е годы стали временем «русского бума» в мировой моде, поддержанного первой волной эмиграции. Русский стиль в одежде выражался, в первую очередь, в косой застежке, а также в вышивках и отделках, имитировавших русский народный орнамент. Дизайнеры Поль Пуаре, Жанна Ланвен, модные дома Worth, Paul Caret и другие предложили клиенткам головные уборы для вечерних и свадебных нарядов, стилизованные под кокошник.

После 1920-х г. в моду входят головной убор ярко-красного цвета, напоминающий по форме кокошник и появляется трикотаж с вышивкой или вывязанным жаккардом в стиле русского орнамента. Коко Шанель также отдала дань русскому стилю, придумав платьярубашки с вышитым воротником и поясом, сумки через плечо, пальто и костюмы, отделанные мехом и бисером.

Очень популярными в 1920-х гг. стали платья, расписанные анилиновыми красителями в стиле русского лубка, отголосок увлечения костюмами, созданными Н.Гончаровой и М.Ларионовым для балетов Дягилева. Модными стали воротники-стойки, называемые «боярскими воротниками». Зимний туалет также дополняли меховые шарфы, муфты, шапочки, украшенные перьями. Роскошные традиции тех лет представлены в последних коллекциях пальто от Валентино, Пучи, Роберто Кавалли, Джорджио Армани.

На волне успеха русской темы в Европе стали открываться ателье и мастерские, работавшие исключительно в русском стиле, которые назывались увруарами (артелями) русских женщин. Они послужили базой для создания и открытия первых домов моды, работавших только в русском фольклорном стиле. Например, дом русской моды «Поль Каре» открыла в Лондоне, а затем и в Париже княгиня Лобанова-Ростовская.

Русской прерогативой на Западе стала очень модная в тот период вышивка бисером. Крупнейшим домом русской моды, открывшимся в Париже, стал дом «Итеб». Ирина и Феликс Юсуповы открыли в Париже модный дом «Ирфе». Дом русской вышивки «Китмир», славившийся высочайшим качеством работы, основан княгиней Романовой, племянницей последнего российского императора. Все вещи Шанель в 1920-е гг. вышивались именно в доме «Китмир».

Среди русских дизайнеров, оказавших заметное влияние на эстетику этого времени, необходимо упомянуть и имя Сони Делоне. Во Франции Соня Делоне стала исключительно популярным иллюстратором моды и создателем дизайнов текстиля. Ей принадлежит заслуга разработки в текстиле абстрактноконструктивистской темы, инспирированной творчеством Малевича и Кандинского.

Первым западным модельером после Поля Пуаре, использовавшим русскую тему в своем творчестве, стала француженка Жанна Ланвен. В сезоне 1922 – 1923 гг. она создала коллекцию рубашек и блузок в русском стиле. Влияния русского стиля испытал и дом Ворта, основоположника высокой моды. В коллекциях этих лет, например, присутствуют головные уборы, совершенно явственно навеянные формой русского кокошника. Кокошники стали самым распространенным аксессуаром вечерних костюмов Ворта.

Стилизованный русский костюм часто выбирали известные представители эпохи. Так английская королева Мэри выходила замуж в кокошнике и платье прямого покроя, выполненной по очень актуальной теме «Царевна-лебедь».

После революции, художник Надежда Ламанова, до этого одевавшая императорский двор, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. С тех пор, в коллекциях дизайнеров присутствуют легкие стилизации под русский костюм. Даже в годы «застоя» зарубежные дизайнеры не раз возвращались к славянской теме. В период увлечения модой хиппи возник интерес к этнической одежде разных стран, в том числе и русской.

В современной моде этнический стиль невероятно популярен. Ни одна модная коллекция, ни один модный показ не может обойтись без этно вещей или аксессуаров. Фольклорная одежда помогает создавать своё внутреннее пространство, прикоснуться к истокам существования, ощутить свободу и силу.

С помощью этно стиля дизайнерам удается воплощать в жизнь традиции разных наций, их приверженность к тем или иным цветам и краскам. Русское этно – всегда яркие и необычные наряды, подчеркивающие особый вкус своего обладателя. Буйство красок и орнаментов позволяет придавать любому образу неординарность, самобытность и в то же время особый шарм – что дает прекрасную база для развития этнической темы в моде.

Список использованной литературы:

1. Вардугин, В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифских до советских времен / В.И.Вардугин. – Саратов: Детская книга, 2001. – 352 с.

2. Дудникова, Г.П. История костюма / Г.П.Дудникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352с.

3. Захаржевская, Р.Р. История костюма от античности до современности / Р.В.Захаржевская. – М.: РИПОЛ, 2007. – 288 с.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ОДЕЖДЫ ДЛЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕГИОНА

УДК 378:687

Хисамиева Л.Г., Туйкина Т.В., Юнусова М.М
Казанский национальный исследовательский технологический университет

Дорогостоящий, первоначально распространённый преимущественно среди политический и бизнес-элиты, конный спорт – в настоящее время перерос в массовый интерес к занятиям верховой ездой. В эту сферу досуга оказались вовлечены люди различных социальных слоев и возрастов. Школы верховой езды созданы даже для детей-инвалидов. Однако одежда для верховой езды в нашей стране массово не выпускается, ассортимент мало изучен, не учтены национальные особенности регионов. Основными источниками приобретения экипировки высокого качества является Германия, Англия, Франция, что делает данный вид одежды малодоступным для отечественного потребителя [1]. В связи с этим проблема определения рациональной структуры экипировки всадника и основных требований к каждому из её элементов, в зависимости от: вида верховой езды, степени профессионализма конников, климатических, социальных, экономических и культурных факторов является актуальной.

Рассмотрена схема обобщённой классификации спортивной одежды, которая позволила выделить область дальнейших планируемых исследований (рис. 1).


Рис. 1. Схема обобщённой классификации спортивной одежды.


Как видно из схемы, класс спортивной одежды подразделяется на подклассы по видам спорта. Ведущим признаком в классификации изделий для верховой езды является вид конного спорта, который, в свою очередь, подразделяется на подгруппы по сезонам и заканчивается размеро-ростовочным подразделением. Результаты систематизации современного ассортимента одежды для верховой езды представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Экипировка всадника в зависимости от вида верховой езды


На заключительном этапе проведено маркетинговое исследование, предполагавшее сбор данных с помощью специально разработанной анкеты социологического опроса. Опрос производили среди потребителей Республики Татарстан.

В анкете использовались полузакрытые вопросы с перечнем возможных ответов, что позволило:

– определить состав экипировки всадников, занимающихся конным спортом профессионально и не профессионально;

– определить степень удовлетворенности потребительского спроса и структуру желаемого гардероба одежды для верховой езды у потребителей Республики Татарстан;

– определить позиции неудовлетворённого спроса;

– получить информацию о совершенствовании конструктивнотехнологических решений одежды для верховой езды.

Статистическая обработка результатов анкетирования показала, что половозрастная характеристика подавляющего числа респондентов – мужчины и женщины от 20 до 35 лет, занимающиеся конным спортом, в основном, не профессионально.

Данная группа потребителей для повседневных занятий и тренировок предпочитает эластичные бриджи и джинсы из хлопка или полиэстера, реже рейтузы того же волокнистого состава. Предпочтения в плечевой одежде отдаются футболкам, рубашкам и водолазкам из хлопка или вискозы, шерстяным или полушерстяным свитерам и джемперам (реже из полиэстера и акрила). В осеннезимний период носят куртки на меху, ветровки, реже жилеты и хлопчатобумажные пуловера. Различаются изделия одного вида по сезону и по цвету: утеплённые – тёмные, облегчённые – светлые, как для отдыха, так и для тренировок.

Большинство респондентов хотели бы видеть в одежде для верховой езды, такие дополнительные элементы, повышающие удобство пользования, как: куртки с отстёгивающимися деталями; дополнительные карманы на молнии; дополнительные карманы с застёжкой на ленту «велькро»; наличие отделочных материалов (кожа, замша, вельвет). Отделка должна отражать элементы национального орнамента.

Список использованной литературы:

1. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов / Ф.М. Пармон. – М.: Легпромбытиздат, 1997. – 252 с.

2. Мэу С. И Слай Д. Лошадь и всадник. Энциклопедия верховой езды / Пер. с англ. О.В. Осиповой. – М.: ООО Издательство «РОМЭН-ПРЕСС», 2002. – 452 с.

МУСУЛЬМАНСКИЙ КОСТЮМ В МЕЖДУНАРОДНОМ РУСЛЕ МОДЫ

УДК 687.1

Студент Сучков В.С. (гр. 432151)
Научный руководитель старший преподаватель кафедры «Дизайн» Залялютдинова Г.Р
Казанский национальный исследовательский технологический университет

В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами. Говоря об историческом наследии и культуре, имеется в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы с присущими им особенностями.

В разных регионах мира одежда мусульман имеет свои особенности. В странах, исповедующих ислам, мусульманки чувствуют себя увереннее, одеваясь согласно традициям и соблюдая требования шариата. Там, где процент мусульман среди населения не так велик, женщины предпочитают не выставлять напоказ свою принадлежность к исламу, одеваясь «приближённо» нормам шариата. Основные отличия мусульман в одежде, как правило, диктуются местными национальными традициями. В последнее время на улицах все больше женщин, одетых по нормам ислама. И это не только дамы преклонного возраста. Среди них – молодые студентки, школьницы, учителя, журналисты, учёные, бизнес-леди. Для некоторых подобный всплеск служит сигналом к возрождению национального самосознания, для других очередным веянием моды на восточную атрибутику.

Культура любого народа обладает ярким колоритом и богатой самобытностью, она отражает его уникальность, характер и национальные черты. В предметах гардероба эта линия чётка видна. Основной замысел мусульманской одежды заключается в том, чтобы подчеркивать свою красоту и демонстрировать дорогие украшения в ее сокрытии. Великая мудрость заложена в этом. Мусульманская одежда имеет наднациональный характер, это является своего рода выражением смысла, указанием на принадлежность к чему-то более важному.

Мягкие сочетания цветов, неброский декор – особенности одежды по Шариату. Мусульмане, особенно в современном мире, отличаются от других своей заботой о скромности в костюме. Непрозрачность и свобода – важные критерии, которым должна соответствовать одежда.

В настоящее время выбор одежды, которая соответствовала бы нормам Шариата и была бы достаточно удобной для повседневной жизни мусульманки в условиях современного общества, становится всё шире и разнообразней. Существует огромное поле для фантазии и индивидуальных решений, чтобы разнообразить свой гардероб, не выходя при этом за рамки шариата. Главное подойти к этому творчески.

Мусульманская одежда помогает женщине найти свой стиль, раскрыть себя как личность, почувствовать себя уверенно в обществе устойчивых стереотипов. Мусульманка в хиджабе не должна быть ущемленной в современном обществе. Она должна иметь возможность работать, принимать активное участие в общественной жизни, оставаясь элегантной, женственной и скромной, неся с достоинством свои принципы окружающим.

Часто современный мусульманский костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но неправильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.

Народный национальный костюм – отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранил для костюмов формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение моды. Форма мусульманской одежды, её силуэтные и конструктивные линии могут передавать в одних случаях настроение спокойствия и монументальности, в других – динамику, плавность, певучесть. Линия служит обобщением ощущений изломанности, угловатости или плавности, прямолинейности или кривизны. Кроме качества формы предмета, линия передаёт и качество движения: напряженного и вялого, быстрого и медленного, спокойного и взволнованного, упорядоченного и хаотичного и т.д. Поэтому образ в мусульманской одежде не отделим от вещи, которая сама является носителем своего образного содержания [].

Изучая традиционный костюм европейских народов, можно отметить характерную особенность: он всегда подчеркивал достоинство и целомудренность женщины и при этом отражал национальный колорит. Женская мусульманская одежда сейчас удобна и комфортна. Она приспособлена, к тому, для чего предназначена. В этом и заключается её прелесть, ведь даже самое простое одновременно бывает самым красивым. Это рождает в мусульманской одежде подлинный минимализм. Чувство стиля, тщательное продумывание своего гардероба – вот что поможет одеваться модно и современно. Главная же истина заключается в том, что украшением является не одежда, а та, кто носит её.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Проблемы дизайн-проектирования и оформления мусульманской и национальной одежды ( Коллектив авторов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я