Традиции православного воспитания (О. Ф. Киселева)

Дорогие читатели! Вы хотите быть счастливыми, чтобы ваши семьи были крепкими и дружными, дети – добрыми и послушными? Значит, эта книга – для вас. Она расскажет и напомнит о традициях, обычаях Святой Руси. Здесь каждый найдет для себя нужное и полезное. Быть может, тогда семейный очаг и ваши дети согреют вас теплом и любовью?! Учиться никогда не поздно. Эта книга научит и подскажет вам на примере прошлых поколений, как воспитать детей в духе любви, послушания и уважения к родителям. Надеемся, что она станет добрым помощником в вашей семейной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиции православного воспитания (О. Ф. Киселева) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II

Особенности семейного уклада православной семьи

В чем же причина семейного кризиса? Она, прежде всего, – в ослаблении веры в Бога, в том, что забываются православные традиции семейного уклада жизни, воспитания детей. Ведь именно они помогали создавать крепкую и дружную семью, сохранять ее, а дети, вырастая, становились надежной опорой родителей.

Таким образом, для создания, сохранения семьи супругам необходимо строить семейную жизнь на христианской основе.

Дети – самое большое богатство

Многое в нашей жизни требует к себе бережного и ответственного отношения, как и то, что существует между мужчиной и женщиной. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» – вот слова апостола Павла, они для нас путеводная нить.

«…Господи, я беру сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благослови же помиловать меня, и дай мне состариться с нею!..» (Тов. 8, 4-10). Именно так начинают свою жизнь православные супруги, в такой атмосфере даст Господь зарождение жизни будущему ребенку: в страхе Божием и любви, и уважении, и почитании друг друга.

Брак верующих, православных христиан, создается для того, чтобы иметь детей, воспитывать как истинных христиан, которые бы служили от всего сердца Господу. Это их основное «дело», основная их забота.

Священное Писание свидетельствует, что дети – самое драгоценное и прекрасное сокровище: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде (когда будут говорить с врагами в воротах) (Пс. 126, 3–5). Для Господа имя «дети» приятнейшее из имен, поэтому, когда Господь милостив, то, разговаривая с молодыми людьми (об этом повествует Священное Писание), он называет их детьми. Дети названы пророком Малахией (2, 15) семенем Божиим, из которого восстанет род Божий (Деян. 17, 29). В Новом Завете Иисус Христос выражал особую любовь к ним, ласкал, возлагал на них руки и благословлял их (Лк. 10, 16).

Дети чисты и незапятнанны, безгрешны, и потому Господь так заботится о них. Поэтому и для родителей дети – самое большое богатство и сокровище, они «живое изображение живого Бога». «Не мы питаем детей, а они нас, потому что ради их невинности Бог дает нам все необходимое.».

Недаром раньше считалось большим горем, когда у супругов не было детей. Их, в буквальном смысле, вымаливали. Муж и жена усердно просили об этом Господа, молились святым угодникам Божиим, совершали далекие паломнические поездки с этой целью в места, где находились святыни – чудотворные иконы. Например, обращались с молитвами к праведным Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, которые до самой старости были бесплодными. Они не отчаивались и молились Господу, который услышал их и даровал им дочь – Пресвятую Деву Марию. Праведные Иоаким и Анна – главные помощники для родителей, у которых нет детей.

Молились также пророку Захарии и праведной Елисавете – родителям святого Иоанна Предтечи. У этих благочестивых супругов также до старости не было детей, а затем по благословению Божию они родили Иоанна Предтечу. Просили о разрешении от бесплодия мученицу Параскеву, особо почитаемую на Руси, – она также помощница и покровительница домашнего хозяйства.

А какая радость была в семье, когда супруга говорила мужу, что у них будет ребенок. Наступало время подумать о благополучном рождении младенца. В таких случаях прибегали к помощи Божией Матери, молились Ее Феодоровской иконе, читали акафист (хвалебное славословие). Ежедневно молились Царице Небесной, читали 12 раз в день «Богородице Дево радуйся» с поклонами, кондак: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся».

После того как ребенок уже носится во чреве матери, его жизнь неотделима от нее не только физически, но и духовно. Образ жизни матери во время ношения плода глубокий отпечаток на духовный образ еще не родившегося, но развивающегося в ее утробе ребенка. Поэтому духовные пастыри рекомендуют женщинам воздержание от супружеской жизни и в это время, и когда мать кормит грудью младенца.

Дух семьи, в первую очередь, формирует душу ребенка. Существует непостижимая связь душ родителей с душою ребенка. Детей следует рассматривать как плоды, которые поручено выращивать родителям Самим Богом.

«По плодам и узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф. 7, 16–18).

Ян Амос Каменский, выдающийся славянский педагог, епископ, богослов, много трудов посвятил проблеме воспитания детей. Он жил в XVII веке, но как актуальны его советы и сейчас!

Как скоро мать-христианка почувствует, что Бог, Творец всего сущего, благословил ее быть матерью, то с этого момента она должна усерднее, чем прежде, прилежать к благочестию и прибегать с ежедневными горячими молитвами к Богу о том, чтобы он даровал ей родить того, кого она носит под сердцем, здоровым и благообразным.

Матери должны внимательно смотреть за собой, чтобы не нанести плоду какого-нибудь вреда.

Прежде всего они должны соблюдать умеренность и диету, чтобы не ослабить плода неумеренной едою и питьем или несвоевременными постами, равно как и слабительными средствами, кровопусканием, простудами и т. п. Поэтому они должны избегать всего этого, пока беременны.

Во-вторых, они должны остерегаться, чтобы не споткнуться сильно, не упасть, не ушибиться, не ходить неосторожно, потому что всем этим можно повредить плоду, столь нежному еще творенью.

В-третьих, беременная женщина должна следить за своими чувствами, не слишком пугаться, сердиться или поддаваться горю, иначе ребенок будет также боязлив, зол и меланхоличен. Сильный гнев или испуг иногда даже причиняет плоду смерть или уродство, и по меньшей мере слабость здоровья.

В-четвертых, мать должна иметь в виду и внешнее поведение, т. е. не быть слишком сонливой, вялой и ленивой; следует, напротив, быть бодрой, свежей, проворной и расторопной на всякую работу. Потому что, какова она будет в это время, таков же будет и ребенок. (Опыты православной педагогики. С. 225).

Когда ребенок появлялся на свет, родители заботились о том, чтобы ему было тепло, постелька мягкой, а еще о подходящей пище. Ребенок вскармливался материнским молоком и рос полноценным и здоровым, иногда детей кормили почти до двух лет, зная, что ценнее и питательней продукта для младенца нет.

В двух случаях поручали ребенка кормилице – если мать была серьезно больна какой-то опасной болезнью или же была сердитой, завистливой, с дурными наклонностями. Тогда искали добронравную, тихую кормилицу. Считалось, что с молоком можно было сделать ребенка более восприимчивым к добродетели. Случалось, что у матери пропадало молоко, тогда прибегали к помощи Божией Матери, обращались с усердными сердечными молитвами к Ее образу «Млекопитательница», а также мать поили специальными настоями для выработки молока.

Итак, у вас родился ребенок, и самое трудное – правильно его воспитать. А воспитание малыша надо начинать с самого раннего возраста.

Дети, по слову народной мудрости, – «благодать Божья»; ими благословляет Бог семейное счастье. «У кого детей много, тот не забыт от Бога», – говорил деревенский люд, приговаривая: «У кого детей нет – во грехе живет». На Руси бездетность считалась карой Господней за грехи, как у древнего Израиля. Старые люди подавали молодоженам, лишенным детей, добрый совет: взять приемыша, чужого ребенка-сироту, «в дети», чтобы «Бог простил», своих деток народил». Благочестивая старина, крепко державшаяся за прадедовские заветы, сберегла до наших дней и такие изречения о детях: «Дай-то Бог деток народить, дай-то Бог деток вскормить»; «Кому детей родить – тому и кормить»; «На деток Господь подаст»; «Первый сын – Богу, второй – царю, третий – себе на пропитание»; «Сын да дочь – красные детки»; «Сын да дочь – день да ночь, и сутки полны»; «Дочерьми люди красуются, сыновьями в почете живут»; «Кто красен дочерьми да сынами в почете – тот и в благодати» и т. д. «Счастлив отец в сыновьях, мать – в дочерях», – молвит крылатое народное слово.

Но среди них есть и такие народные присловья: «Детки – деткам рознь». «Добрый сын – на старость печальник, на покой души поминщик»; «Добрый сын – всему свету завидище», и такие: «Блудный сын – ранняя могила отцу»; «Худое дитятко – отцу-матери бесчестье, роду-племени – позор»; «Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец». От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по русскому простору поговорки: «У кого детки – у того и бедки»; «Маленькие детки – маленькие бедки, а вырастут велики – большие беды будут!»; «Дети – на руках сети»; «Малые дети не дают спать, большие не дают дышать»; «С малыми детьми горе, а с большими – вдвое».

Как, по народному слову, дыма без огня не бывает на белом свете, так и дети не сделаются для своих отца-матери «бедками» без всякой причины. По большей части корень этого скрывается в самих огорчаемых своим потомством родителях. По крайней мере, таков взгляд на это дело у стойкой народной мудрости. «Каковы батьки-матки – таковы и дитятки»; «Яблочки от яблоньки недалеко падают»; «Умел дите родить, умей и научить»; «Дитятко что тесто – как замесил, так и выросло»; «Из ребенка, как из воска, что хочешь – то и лепи». Много можно было бы привести подобных изречений, и все они сводятся к такому заключению: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Твердо памятует честной деревенский люд эти слова, хотя любой отец готов возразить на них поговоркой-пословицей: «Глупому сыну и умный отец разума не пришьет», или: «В худом сыне и отец не волен: его крести, а он – пусти».

Родятся дети, по образному меткому слову, как грибы («от сырости») растут – как «пшеничное тесто на опаре». Хотя и бедными бывали многие семейства, а все на тесноту от детей не жаловались, словно памятуя заветное слово дедов-прадедов, сказавших, что «много» детей не бывает, «лишних никому Бог не пошлет». Худы ли, хороши ли – все свои дети: «Который палец ни укуси – все больно». Поэтому на Руси большинство семей были многодетными. Старшие дети ухаживали за младшими, и все семейные трудности делились между родителями и их потомством. И этим была крепка семья.

…Никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Уже телесный рост идет быстро и сильно, а еще больше душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные понятия, оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учиться различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего дитяти. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, – то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте…»

Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т. е. если человек еще в юности стал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «Каков в колыбельке, таков и в могилку. (Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. О религиозном воспитании детей. С. 5, 9)

Иерархия семейных отношений

Что значит иерархия? Это означает порядок подчинения низших высшим. Христианская семья придерживалась только такого принципа, ведь она – «малая церковь»: дети, в соответствии с заповедями, должны были почитать отца и мать, жена – слушаться мужа, конечно, при условии, что муж не деспот и не заставлял и жену и детей следовать его неразумным прихотям.

И послушание и подчинение – все это составляет иерархические семейные отношения. Принцип подчинения младших старшим должен строиться только на любви, доверии, открытости. Все в семье должно быть гармоничным. Оглядываясь назад, в прошлое, можно видеть, насколько крепкими были семьи, где неизменно сохранялся авторитет старшинства. Семья была единодушной, мать говорила детям, а их было много: и 12, и 14, чтобы чтили отца – он кормилец, и, более того, отец должен был видеть своих детей и послушными, и готовыми идти на первый зов отца. Отец – глава семьи, независимо от того, сколько денег приносил и в какой степени он обеспечивал семью. Отец принимал окончательное решение и отвечал за все и за любые последствия после его принятия. Дети знали, что отец – это их опора и защита. И поскольку брак – понятие не экономическое, а духовное, вся семья проникалась и жила в той атмосфере, которую обеспечивали их отец и мать.

Отец и мать ради своих трудных, но любимых детей – жертвуют собой, своим здоровьем, силой, порой и своим самолюбием. Родители дают детям не только хлеб насущный, но и духовную пищу, и делают это с их момента рождения. Так было и так есть в благочестивых семьях.

Мать, как никто другой, чувствует свое дитя. Она его успокоит, приласкает, если ребенок не может заснуть, поможет ему, убаюкает. В уходе и воспитании она играет главенствующую роль, ведь у нее связь с ребенком иная, чем у отца. Но отец может трезво оценить какую-то ситуацию, остановить супругу от необдуманных шагов, баловства по отношению к ребенку.

Наставления матери действуют на сердце ребенка, никто не может заменить матери, именно она знает душевное расположение и его потребности. При этом слова матери наиболее воздействуют на душу ребенка. Поэтому от нее в большей степени зависит определенный настрой ребенка. В частности, осознание того, что в семье каждый выполняет свое назначение, и дети слушают старших, своих родных потому, что они взрослые. Слово старших во всех житейских ситуациях – последнее, и здесь нет «хочу», «не хочу». Таковы принципы воспитания, передаваемые из поколения в поколение.

На Руси сложились по поводу строгого воспитания детей даже такие пословицы: «Наказуй детей в юности, успокоют тебя на старости», «За битого двух небитых дают», «Корми сытным куском, учи крепким дубком», «Не станешь учить, когда поперек лавки ложится, – во всю вытянется, не выучишь», «Учи сына жезлом, в разум войдет – не попомнит отца злом». Отца звали «грозным батюшкой», ни одно его слово на ветер не бросается, «родительско-отцовское слово не мимо молвится».

Мать для детей была «родимой матушкой»: «Кому и пожалеть деток, как не родимой матушке»; «Мать о детях днем печальница, в ночь – ночная богомолица», ее молитва о детях «со дна моря поднимает». Если она по примеру отца, главы семейства, «учит» своих деток, то хоть и «высоко замахивается, да не больно бьет».

С самого раннего возраста ребенок должен осознать, что существуют определенные законы, в частности, что старшим – отцу, матери, дедушке, бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это поймет ребенок, тем легче будет его дальнейшее воспитание.

Внушение правил поведения ребенку, к сожалению, не ограничивается одними словами. С его стороны проявляется нежелание подчиняться, а также, во многих случаях, упрямство. И тогда приходится прибегать к крайней мере – физическому наказанию. В прошлом во всех учебных заведениях применялись розги, а в семье – был «домашний» ремень, который лежал на видном месте. Но если физическое наказание применяется как основной метод воспитания, то ребенок будет делать все только «из-под палки», и, бывает, очень часто это озлобляет его, делает скрытным и недоверчивым, а также оставляет негативный след на развитии его характера. Окрики, длинные нравоучения не затрагивают ни чувств, ни воли ребенка.

Каков же выход? Личный пример родителей. Глядя на них, ребенок видит, что родители уступают друг другу, не ссорятся, слово отца – закон для всей семьи, причем он не деспот, не самодур, но строг и справедлив. Мать всегда старается угодить во всем главе семейству, он же, в свою очередь, советуется во всем, хочет, чтобы всей семье было хорошо, она ни в чем не нуждалась. Ребенок видит, что его любят, что с ним справедливы родители, чему учат его, так и сами поступают, поэтому берет пример с родителей. Молодые супруги, воспитывая своих детей, начинают следить за собой и заниматься самовоспитанием.

Иерархические семейные отношения включают в себя такие элементы воспитания детей, как наказание, принуждение. Нельзя предоставлять детей самим себе – в таком случае вырастают эгоисты, руководствующиеся только собственными интересами. В дальнейшем они не будут осознавать нравственную ответственность за свои поступки, будут неразборчивыми в достижении своих целей. Принуждение необходимо при воспитании детей, чтобы направлять их поступки в нужное русло, направлять волю детей ко благому, таким образом дети приучаются к ответственности, когда требуется выполнение посильных для них предписаний взрослых.

Необходимо разумное и умеренное применение принуждения и наказания – это прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.

Наказания могут быть разными: оставление без сладкого, запрещение просмотра любимых мультиков, получения других удовольствий и прочее. Если слова оказываются недостаточными, то необходимы более чувствительные способы. Ведь всякая добрая привычка всегда дается не сразу, но с трудом, принуждением, и даже со слезами. По словам апостола Павла, «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11). Родители, помните слова из Библии: «если у тебя есть дети, учи их, и с юности нагибай тело их».

Таким образом, одной из самых важных задач родителей является воспитание послушания в детях. В Евангелии апостол Лука подчеркивает, что отрок Иисус был послушен своим родителям. Он так пишет о 12-летнем Иисусе: «Иисус пошел и пришел с Иосифом и Мариею Матерью Своею в Назарет; и был в повиновении у них». (Лк. 2, 51). И апостол Павел говорит об Иисусе, уже достигшем мужского возраста, прославляя Его послушание Отцу небесному: «Он послушен был, даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).

Кто хочет иметь послушных детей, сам должен признавать авторитеты: Бога, Церковь, заповеди Божии, законы государства. Если же в семьях господствует дух свободомыслия, неуважения к слову Божию, где о Боге не принято говорить, все отрицается, никто и ничто не уважается, то каким же вырастет в такой семье ребенок? Когда такие родители приводят слова из пятой заповеди «Чти отца твоего и матерь твою.», то это не воспринимается ребенком серьезно, он просто пропускает все мимо ушей.

Что есть послушание? Это подчинение чужой воле. Но чтобы это сделать, нужно иметь уважение к другому человеку, любить его и следовать ему.

Если родители хотят видеть свое дитя послушным, то не должны допускать упорства и своеволия ребенка. То, что необходимо для него, можно исполнить – когда он просит есть, если голоден, или ему что-то необходимо в школу, какая-то вещь. Но совершенно непозволительно исполнять капризы детей – так вы показываете свою слабость перед ребенком и становитесь рабом исполнения его желаний.

Ничто так не укрепляет ребенка в своеволии, как несогласие между родителями: один запрещает, другой разрешает; отец отказывает в чем-то, мать, жалея плачущего и просящего ребенка, бывает, тайком исполняет его желание. Особенно дедушки и бабушки балуют детей, потакая их капризам. Они привлекают к себе внуков тем, что исполняют их волю.

Никогда нельзя терпеть, чтобы дети выходили из послушания: что сказали родители – должно исполняться без промедления. Ребенок должен усвоить – если он не выполнил родительской воли, то поступил плохо. Это единственный путь, чтобы сломить своеволие детей и воспитать в них волю, послушную родителям. Дети должны испытывать к родителям почтение, которое побуждает их к послушанию. Почтение к родителям – природное чувство, и они должны всячески избегать поводов к неуважению к себе детей (если, например, дитя видит постоянно ссорящихся и оскорбляющих друг друга отца и мать, или пьяных и дерущихся). Нет почтения и послушания в семьях, где родители постоянно порицают друг друга: «Твой отец всегда долго спит, он не хочет с тобой гулять, он ленивый», или «Твоя мама ничего не соображает.» и т. д. и т. п. Не противоречьте сами друг другу в своих действиях относительно детей.

Если родители подают пример лицемерия, то есть на словах одно, а на деле другое, это также разлагающе действует на детей. Подражая родителям, они сами становятся лживыми, лукавыми и постепенно утрачивают детскую чистоту, непосредственность. Не получая родительской заботы, внимания, тепла и любви (они заключаются не в том, что вы даете и покупаете ребенку что-то вкусное или красивую игрушку), ребенок сам становится неспособным любить близких, вас, родители.

В воспитании должны быть строгость, четкость и определенность, но не жестокость. Во всем необходима мера. Никогда нельзя разрешать ребенку то, что разрешать нельзя. И если он не послушается вас, то необходимо применять наказание. Это может быть строгий тон, предупреждение и даже физическое воздействие. При этом гнев – это не выход ваших страстей, а педагогический прием. Это должен быть гнев любящего человека, желающего научить свое чадо, что хорошо, а что плохо. После наказания родителям необходимо показать свою готовность простить.

Тех родителей, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, называют детоубийцами, потому что дело идет здесь о погибели и смерти души. Ребенок разнуздан и неукротим – это потому что родители были беспечны и не обуздывали его с раннего детства, не приучали, не направляли к должному, не укрощали его душевных порывов. Когда ребенок был восприимчивее к воздействию, нужно было выкорчевать сорную траву – вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми. Подобно тому, как на несущуюся к пропасти лошадь набрасывают узду и с силой поднимают ее на дыбы, нередко и бьют за непослушание – это есть наказание, точно так необходимо поступать с детьми, если они непослушны и не подчиняются воле родителей. Ведь наказание называют «матерью спасения».

Родители подобно художникам пусть заботятся о своих «удивительных произведениях». Лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте. Следите все время, каждый день, чтобы умножать данное от природы дарование, а недостаток – устранять. Особенно тщательно надо изгонять даже повод к распущенности, эта склонность особенно вредна юным душам. Приучайте детей быть трезвыми, побеждать лень, бодрствовать на молитве. Надо сразу же установить закон: ни над кем не надсмеиваться, никого не оскорблять, не быть драчливым. Если родители видят, что это нарушается, то за этим следует наказание: когда суровый взгляд, когда язвящие слова, упрек, порой можно похвалить и обещать награду. Ударами не злоупотреблять, чтобы ребенок не привык к этому способу воспитания и не приучился пренебрегать им. Но пусть все время боится побоев, чтобы не подвергнуться им, пусть родители угрожают ему ремнем, но не пускают его в ход. Таков опыт воспитания наших предков. Тогда ребенок будет знать, что будет наказан, и этот страх в нем должен оставаться. Когда увидите, что страх пошел на пользу, отложите наказание, потому что природа наша нуждается в успокоении.

Никогда не забывайте призывать милость Божию и благословение на ваши труды и заботы в деле воспитания детей. И, даст Бог, дети ваши будут послушны и уважительны к вам.

Ответственность родителей

В семье самым важным остается духовное воспитание детей, необходимо сделать все, чтобы направить их на путь добродетельной жизни в соответствии с евангельскими истинами. Только так ребенок сможет устоять и остаться человеком в мире, который во зле лежит.

Многие родители считают главным своим долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть ребенка, а остальное само придет. Другие направляют все усилия, чтобы дать ребенку образование, развить его таланты и способности, но при этом не радеют о душе своего чада.

Верующие православные родители всегда заботились, чтобы их дети стояли непоколебимо в вере, любили Бога и ближних своих – «как самого себя». И они были спокойны за свою старость – воспитанные так чада проявляли к ним заботу и уважение, не оставляя своих престарелых родителей без внимания.

Священное Писание указывает на то, что все должно быть «второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

В Ветхом Завете приводятся примеры наказания детей за нечестие родителей. Так, Господь говорил пророку Самуилу, что накажет священника Илию, его дом – он, видя, как неблагонравно ведут себя его сыновья, не обуздывал их (1 Цар. 3, 13), он обличал их, но не налагал наказания, и тем погубил себя и своих детей.

В Новом Завете апостол Павел резко осуждает нерадение о своих близких: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). По заповедям апостола Павла, на родителях лежит и материальная и духовная забота о детях. Одним из условий для посвящения в священнический сан епископа ап. Павел полагает хорошее управление домом; епископ должен воспитывать детей «в послушании со всякой честностью»(1 Тим. 2, 4). В пресвитеры может быть посвящен только тот, кто имеет верных детей, «не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тим. 1, 6).

Любые благоугодные дела родителей не могут служить им оправданием, если они пренебрегают своими обязанностями по отношению к детям. Оставление детей на произвол судьбы – без должного воспитания и материального обеспечения – не может быть угодно Богу, а следовательно, имеет печальные последствия для родителей. Если, например, дети умирают – родители должны спросить себя; не тяготились ли детьми, не оскорбляли, не проклинали ли их, быть может, не хотели посвятить им свою жизнь.

Разве мало у вас сыновей и дочерей, от которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей ваших и сыновей, воров и хулиганов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что вы не помните этих слов Христовых: «Блюдите, да не презрите единого от малых сих».

Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам. А молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной?

Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог.

Что же вы хотите от Бога, если сами не радеете о детях ваших?

Св. Иоанн Златоустый сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих:

«Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучали, а они душу и тело ввергают в геенну огненную» (Архиепископ Лука «О воспитании детей» См: Опыты православной педагогики. С. 197)

Каким должно быть христианское воспитание? Об этом пишет Ян Амос Каменский в книге «Школа детства».

Вола воспитывают для плуга, лошадь для езды, собаку для охоты, потому что эти животныя именно для этого созданы и не пригодны ни на что другое. Человек же, созданный для более высоких целей, должен быть приготовлен к высшему, а именно к тому, чтобы в добродетелях уподобиться Богу, своему Владыке, Которого он есть образ и подобие. Потому что тело, из земли взятое, есть земля, на ней останется и в землю обратится; но душа – от Бога и божественная – имеет свою жизнь в Боге и должна стремиться к Нему.

Те родители, которые научают своих детей лишь тому, как они должны есть, пить, ходить, говорить, одеваться, – не исполняют в достаточной мере своих обязанностей, потому что все эти вещи касаются только тела, которое не есть сам человек, но только его жилище. В нем обитает хозяин, т. е. разумная душа, и о нем мы должны заботиться больше, нежели о его жилище.

Плутарх хорошо выразил о тех родителях, которые желают для своих детей лишь телесной красоты, здоровья, богатства и почестей, приучают их к приличиям, но мало заботятся о том, чтобы души их были украшены добродетелями, – что они, эти родители, держат башмак в большем почете, нежели ногу. Фиванец Кратес, мудрый язычник, жалуется на такое безрассудство родителей в следующих словах:

«Если бы я мог парить в облаках, я бы стал кричать, не умолкая: послушайте меня, неразумные люди! Не гонитесь ли вы за призраком, уча детей собирать лишь преходящие блага, не заботясь о том, чтобы они приобретали честь, добродетель и искусства».

Поэтому главнейшую и величайшую заботу должно приложить к надлежащему воспитанию души, или духа, как главной части человека, а затем уже позаботиться и о теле, чтобы оно могло быть достойным и покойным жилищем бессмертной души. Хорошо воспитанной душою явится та, которая, будучи просвещена Божественной мудростью, сознает и хранит в себе величие божественного образа.

Истинная, небесная мудрость, к которой человек всеми силами должен стремиться, заключает в себе две стороны: во-первых, – чтобы человек познавал Бога в Его дивных делах, и, во-вторых, чтобы он умел рассудительно и мудро управлять самим собою, своими внешними и внутренними деяниями для блага здешней и будущей жизни.

Но, кроме того, так как Бог одаряет некоторых людей долгой жизнью, распределяет занятия и устраивает всевозможныя отношения и случайности, то необходимо, чтобы родители наставляли своих детей, сами или через других, не только в вере и благочестии, в добрых и похвальных нравах, но также и в свободных искусствах, чтобы, когда они вырастут, из них вышли разумные и мудрые люди, чтобы они не оказались неспособными в том деле, которое укажет им Бог, – будет ли это духовная или светская деятельность, – чтобы они могли разумно прожить земную жизнь и обрести вечное блаженство в будущей. (Опыты православной педагогики. С. 220).

Именно забота о своих детях является спасительной для родителей, чтобы на Страшном суде родители, когда их спросит Господь: «Где ваши дети?», могли бы и за себя и детей ответить: «Се аз и дети, которых (Ты) дал мне.» (Ис. 8, 18; Евр. 2, 13)

Самоукоряя себя за неправедную жизнь взрослых детей, которых родители не воспитали, как должно, необходимо знать, что всякий человек имеет свободную волю, и когда вырастает, право выбора за ним, поэтому он сам должен будет отвечать перед Богом за свое неверие и беспутную жизнь.

И все же, по слову свт. Димитрия Ростовского: «Родители, которые плохо воспитывают детей, без строгости, не наказывают их за плохие поступки, попускают исполнять свою волю во всем, вместе со своими детьми будут наказаны Богом и переданы праведным судом Божиим на вечные муки».

Родительская любовь

В своих «Поучениях», написанных в 1901 году, Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, сердце ребенка сравнивает с садом, а родителей – с приставленными Богу садовниками. Они, ухаживая и взращивая свой сад с любовью, должны содействовать его росту и процветанию, всячески ухаживать за ним и избавляться от бурьяна и того, что мешает росту, обрезать дикие побеги на дереве и пр. Тем самым он говорил о разумной любви к детям.

Некоторые родители на своего ребенка смотрят как на игрушку, куклу. Они кормят его, балуют, ласкают, покупают лекарства, когда он болеет, а в остальном позволяют делать то, что он хочет, лишь бы не беспокоил своим плачем. Родители видят в нем лишь забавное существо и считают, что в раннем возрасте – 2–3 года, ему позволительно все: «Вот подрастет и тогда сам поймет, что хорошо, а что плохо». Но вдруг они замечают, что любимый их ребенок – непослушен, своенравен и необуздан. Но слишком поздно.

Другие родители оправдывают себя так: «Да ведь это дети, и разве можно строго смотреть на их недостатки?». Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все детские поступки. Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да притом же: дает ли детский или юношеский возраст право на такие поступки?

Уважаемые родители, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что своим криком и плачем он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается.

Так вот, оказывается, что подобное бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей его жизни обнаруживаются во всей своей силе. Если родители оправдывают недобрые поступки своих детей, а также небрежение в их воспитании, то в дальнейшем вряд ли из них получится что-либо доброе.

«Любить мужей, любить детей, быть попечительными о доме», – таковы обязанности жен, по слову апостола Павла (Тит. 2, 4–5). Священное Писание говорит о спасении замужних женщин: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Таким образом, замужняя женщина должна посвятить всю свою жизнь воспитанию детей. Они посылаются не как бремя или наказание, а как награда от Господа, утешение.

Но часто, по своей неразумной любви, зацеловывают, заласкивают своих детей – таковы многие мамы. Всякий каприз, всякое желание ребенка удовлетворяются. По своей излишней мягкости они проявляют излишнюю жалость к ребенку. «Любвеобильные» мамочки боятся даже сказать своему чаду что-нибудь строгим тоном и запрещают это делать другим членам семьи – отцу, бабушке или дедушке. Таким образом, ребенок вырастает своевольным и капризным.

Праведный Иоанн Кронштадтский писал, обращаясь к родителям и воспитателям, чтобы они остерегали от капризов своих детей. «Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую любовь, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз – зародыш сердечной порчи». (Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге. – С. 15). Воспитание ребенка нужно начинать с того, что стараться бороться с его дурными наклонностями, замечать отрицательные черты его характера – леность, хитрость, обман, жадность, жестокость, например, и не допускать, чтобы они развивались. Ребенок уже с самого раннего возраста не должен быть предоставлен самому себе. Дети должны чувствовать, что есть дозволенное и недозволенное. Поэтому разумны и необходимы всякие запрещения, легкие наказания.

Во всем нужна умеренность. В этом тоже проявляется родительская любовь. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя, тогда дети почувствуют эту любовь, поймут, что заслуживают наказания, и тогда оно будет с пользой и их исправит. Ребенок должен понять, что недозволенное, сделанное им, или какой-то неблаговидный поступок обязательно повлечет за собой неприятные для него последствия. Следовательно, этого делать нельзя. Таким образом, еще с младенческого возраста он приучается к тому, что в жизни необходимо подчиняться определенным правилам и законам.

Немногие родители могут похвастаться тем, что как должно воспитывали детей. И во многом виноваты они сами, потому что с большой беспечностью относились к этому и не были в достаточной степени строги к своим детям, они руководствовались лишь любовью, которая оказалась «неразумной».

Если детям все спускается, как это бывает у родителей, которые не знают никакой меры в своей любви к детям, то из этого не может выйти ничего, кроме своеволия и упрямства. Вполне естественно любить детей, но осторожно, не показывать им всей любви. Не без основания написано: «конь неукрощен свиреп бывает и сын самовольный продерзок будет. Ласкай чадо – и устрашит тя, играй с ним – и опечалит тя. Не смейся с ним, да не поболиши о нем» (Премудр. 30, 8-10).

Для отца и для матери лучше держать ребенка в страхе, чем раскрыть перед ним все свое сердце и, благодаря этому, дать ему повод к безрассудству и дерзости.

Хорошо также, если старым людям позволено останавливать и наказывать детей, чтобы они не только в присутствии родителей, а везде, где бы ни были, приучались смотреть за собою, чтобы в сердце прочно залегли почтительность и стыд перед другими людьми. Неразумны те родители, которые не позволяют строго взглянуть на своих детей и считают долгом заступаться за них, даже в их присутствии, если кто-нибудь сделает им замечание: дети будут лишь укрепляться в своеволии, дерзости и чрезмерной гордости. Следует старательно избегать всего этого.

В житиях святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова есть слова, обращенные ко всем родителям. Вот они: Сколько неопытных юношей безвозвратно погибает в наше время, сколько выходит из них безбожников и злодеев, от которых позором покрылась наша родная земля! Отчего это? К вам, родители, первее всего этот вопрос. Ведь не родились же эти несчастные злодеи такими злодеями, какими они стали потом? Так ужели ваша любовь не может уберечь детей ваших от этой погибели? Конечно, может, да в том-то и дело, что не всякую любовь можно назвать истинной любовью.

Можно любить человека, и своей любовью ему же только вредить. А это будет уже любовь неразумная. Ты любишь своих детей? Так не позволяй им уклоняться с пути правого. Ты видишь, что они начинают сводить знакомство с людьми недобрыми? Ты слышишь, как они повторяют речи непристойные, каких наслушались у своих же порочных товарищей? Останови их властным словом родительским, запрети им строго-настрого знаться с порочными сверстниками. Или ты боишься огорчить их? Не бойся! После они же поблагодарят тебя за это. Только не упускай дорогого времени по пословице: выправляй деревцо, пока оно молодо, вырастет да окрепнет – тогда поздно будет. (Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге. С. 54–55).

Мудрые советы родителям дает святитель Димитрий Ростовский.

Поучайтесь, родители. воспитывать своих детей с их младенческого возраста в наказании и учении Господнем, по совету Апостола: держите их так, чтобы они боялись делать худое, а не поблажайте им ласками, не попускайте им своеволия, бесчинства, сквернословия, не позволяйте им делать ничего непристойного и приобретать дурные привычки. Ибо кто к чему навыкнет с детства, от того и под старость не скоро отстанет, и какие правила усвоит в молодости, добрые или дурные, с теми состарится и умрет. Малое дитя подобно доске, приготовленной для картины, и какое изображение напишет на ней живописец, доброе или худое, Ангела или беса, то и останется навсегда. Так и ребенок: какое родители дадут ему воспитание, какому научат его образу жизни, богоугодному или богоненавистному, ангельскому или бесовскому, в том он и останется на всю жизнь. В какую краску прежде опустите новое белое полотно, того цвета оно никогда не потеряет, и какой жидкости сначала нальете в новую деревянную или глиняную посудину, благовонного ли масла или вонючего дегтя, их запах останется в ней навсегда; то же самое бывает при воспитании детей. Вот почему с детства нужно обучить их добрым нравам и ласками, и строгостью. И не столько ласками, сколько строгостью: полезно юность вразумлять страхом: не давай сыну твоему воли в юности, и сокрушай ребра его, доколе он молод, дабы, сделавшись упорным, он не вышел из повинности тебе (Сир. 30, 11–12). Святой Златоуст уподобляет юношеский возраст коню без узды и зверю неукротимому. Чем коня сдержишь, если не бороздами и уздою, и утомлением?

«Кто любит своего сына, тот участит ему наказания», – говорит премудрый сын Сирахов. Для юношеского возраста нужна строгость, как бы узда… (Когда и как надо начинать говорить ребенку о Боге. С. 50–51).

Обязанности детей

Священное Писание, или Библия, указывает всем, что «Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою» (Сир. 3, 6). Родительское благословение – это величайшее наследство для детей, и они должны стараться получить его. Приходит время подставить своим старым родителям плечо и позаботиться о них, с благодарностью вспоминая то, что родители делали и чем жертвовали ради своих детей. Те, кто забывает своих родителей, будут судимы Богом как несправедливые и неблагодарные люди.

Какое благословение будут иметь семьи, где мать оставили умирать, забрав себе ее имущество и не дав порадоваться своим внукам? Человек, заботящийся о своих родителях, имеет большое благословение от Бога.

Благословение матери – это особенно великое дело, это самое большое богатство. Все у такого человека ладится – дети здоровы, на работе все хорошо.

Если хотите в жизни вашей благополучия, то старайтесь жить согласно заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим. Главная же заповедь в обетовании: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в коем случае неизвинительны. Между людьми бытует мудрое слово: яйца курицу не учат.

Родители – старшие, дети – младшие. Именно поэтому никогда дети не должны держать зло на своих родителей. Самый тяжкий грех – оскорблять их, поднимать руку на родителей, злословить.

Юному возрасту прежде нужно научиться обуздать себя, быть сдержанным на язык. И вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими отражать от себя всякие противозаконные и богопротивные мысли. Если люди смотрят только на лицо, то Бог взирает на сердце; и от него зависит участь наша, как в настоящей, так и в будущей жизни.

О почтении к старшим сказано в Писании: «Старцу пакости не твори». Тем более дети обязаны почитать своих родителей, стараясь успокоить их, заботиться и всячески выказывать свою любовь. Вспомним, что дети в прошлом веке всегда обращались к родителям на «вы». «Вы, мама, вы, папа», – так подчеркивалось уважение к родителям. Родители для детей были самым высоким авторитетом, их почитали и уважали, кем и какими бы они ни были.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиции православного воспитания (О. Ф. Киселева) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я