111 баек для педагогов (О. В. Защиринская, 2013)

В изящной занимательной форме изложены ключевые вопросы педагогики. Описаны сто одиннадцать ситуаций (мифы, притчи, были и т. д.), имеющих отношение к школьному и семейному воспитанию. К каждой ситуации дан соответствующий комментарий в виде краткого психологического анализа, указана область применения. Книга предназначена для педагогов, психологов, а также для студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 111 баек для педагогов (О. В. Защиринская, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О семейном воспитании

№ 1. Байка «Автомобильный погромщик»

Ромка учился в 4-м классе и оканчивал начальную школу. Успеваемость мальчишки была средненькой. За это его не ругали. Родители в детстве тоже не увлекались учебой. Они были собачниками. В их квартире всегда проживало одно или два животных. Ромка вместе с папой вечерами часто прогуливался с собаками. Отец учил сына жизни и постоянно комментировал поступки других людей, в том числе соседей: «Ну и припарковал машину. Я бы шины ему проткнул», «Поставили на проходе коляску и ушли. Пнул бы ее ногой, пусть улетит», «Мерзкая собачонка у этой дамочки. Таких сразу после рождения топить в пруду нужно», «С жиру бесятся. В такой комбинезон собаку нарядили. Люди хуже одеты».

Как-то раз Рома шел с мамой по пешеходному переходу. На них летела машина. Водитель с трудом сумел затормозить на красный свет и чуть не сбил женщину с ребенком. «Что бы сказал по этому поводу мой папа?» – мелькнуло у парня в голове. В аффекте Ромка схватил из мусорного контейнера у светофора пустую бутылку из-под пива, подбежал к автомобилю и на глазах у проходящих мимо людей со всей силы ударил ею по лобовому стеклу.

Папины уроки даром не прошли. Сын усвоил их на отлично.

Мораль. Научение агрессии возможно в результате неправильного воспитательного воздействия родителей.

Комментарий. Отцу не следовало демонстрировать сыну свое раздражение по поводу поведения людей. Избыток негатива как замедленный взрыв бомбы. Он обязательно приведет к преобразованию вербальной агрессии в физическую.

Детям необходимо объяснять социальные явления. Беседы с родителями развивают практический интеллект ребенка и помогают ему впоследствии самостоятельно справляться с различными жизненными ситуациями. Комментарии будут полезны, если оперировать фактами, применять доказательства и использовать антиципацию – стараться предугадывать последствия различных поступков. Пусть ребенок учится анализировать и понимать происходящее, но не однозначно в черных тонах. Тогда есть все шансы, что удастся воспитать рассудительность и сдержанность, а не спровоцировать стремление все и всех вокруг порицать и наказывать.

Диапазон применения байки: консультации школьного психолога для родителей и подростков.

№ 2. Байка «Безмятежный пловец»

Стасик летом жил на даче. Рядом с участком протекал небольшой ручей. Местные жители его расширили и углубили в нескольких местах, чтобы было удобнее брать воду.

После дождя мостки скользкие. Мальчишка почти час кружится у воды. Мама пока его не искала. Можно спокойно заниматься своими делами.

Неожиданно Стасик поскользнулся и упал с мостков в воду. В свои пять лет он не умел плавать. Мальчик начал кричать и бить по воде руками. На шум обратил внимание проходящий мимо мужчина. Оценив ситуацию, он понял опасность. На ходу пришлось сбрасывать сапоги и с разбегу кидаться к мальчику в воду. Стасик уже почти захлебнулся и начал погружаться на дно. Помощь пришла вовремя.

Мокрый мужчина со Стасом на руках появился перед мамой мальчика. Женщина от страха чуть не лишилась сознания. На фоне взволнованных взрослых ребенок выглядел не только спокойным, но даже счастливым. Он укоризненно посмотрел на незнакомого дядю и объяснил свое видение случившегося:

– Мамочка! Я так плавал, так плавал. Заплыл на самую середину. Мне дядя помешал. Зачем он меня вытащил? Я бы еще поплавал.

Взрослые молчали. У них было иное мнение по поводу приключения мальчика.

Мораль. Дети не осознают всей опасности определенных жизненных ситуаций и их не боятся.

Комментарий. Родители совершают ошибку, если эмоционально заражают ребенка своим страхом и начинают доказывать трагичность произошедших событий. Они могут его испугать, вселить страх, что спустя много лет, возможно, отразится на развитии и спровоцирует возникновение паттернов в поведении или фобий.

У детей существуют механизмы психологических защит. Они играют положительную роль и оберегают от психотравматизации. В таких случаях правильнее поддержать фантазии ребенка:

– Да, дядя сказал, что ты замечательно плавал. Молодец! Немного потренируешься и станешь хорошим пловцом. Папа поучит. А дяде скажи спасибо. Он тебя вовремя вытащил, чтобы ты не замерз.

После таких комментариев и поддержки мальчик не будет бояться воды и попросит об уроках плавания. Понимающие родители запишут его на занятия в бассейне. Едва не ставший несчастным случай позволит создать устойчивую мотивацию к формированию умения плавать.

Диапазон применения байки: беседы психолога с родителями детей дошкольного возраста.

№ 3. Байка «Борец с электронным дневником»

Однажды вечером мама спохватилась, что давно не проверяла оценки сына в дневнике. Стала его листать, но ничего не обнаружила.

– Где твои оценки? – растерянно поинтересовалась она.

– В электронном дневнике.

– Как можно их посмотреть?

– В Интернете.

– Включи, пожалуйста, компьютер.

Мама так и не смогла узнать об успеваемости сына, так как в их квартире при таинственных обстоятельствах исчез шнур от компьютера, который соединяет его с электрической розеткой.

Несложно догадаться, кто в семье мог обесточить компьютер.

Мораль. Ученики скрывают оценки от тех родителей, которые за них постоянно ругают, но не оказывают помощи в повышении успеваемости.

Комментарий. В 6–7-м классах у многих школьников снижается успеваемость. Данная тенденция возникает под влиянием двух основных причин. Во-первых, из-за начала подросткового возраста с характерными психологическими новообразованиями и изменениями ценностно-смысловых ориентиров. Во-вторых, из-за усложнения школьной программы.

Ребенку требуется всесторонняя помощь и поддержка близких людей. Традиционный родительский контроль, директивность в отношениях, однотипно повторяющиеся требования и даже угрозы не способствуют решению школьных проблем. Сохраняя доверительные и теплые отношения с ребенком, предложите ему различные варианты совместных усилий по преодолению возникших затруднений в обучении.

Оставайтесь друзьями, и все получится.

Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями.

№ 4. Байка «Воспитание клининговой компанией»

Мама Ольга много лет «работала» домохозяйкой. Она воспитывала двух дочерей. Муж, глава женского семейства, давно объяснил жене, что ее зарплаты еле хватает на ежедневный проезд до института, в котором Ольга значилась на должности сотрудника лаборатории.

Вначале Ольга немного переживала, что не нужно каждый день толкаться в час пик в общественном транспорте, а потом осталась только приятная ностальгия по чаепитиям и бесконечным задушевным разговорам о личной жизни сотрудников. Теперь Ольга была поглощена семейными заботами. Она с раннего утра готовила всем завтрак, застилала постели, провожала дочерей в школу. День пролетал незаметно за приготовлением обеда, уборкой, глажкой белья, чисткой обуви. Все было хорошо, вот только в последнее время Ольга стала задумываться о том, что ее труд никто не замечает и не ценит. Дочери даже не считали нужным составить грязные тарелки в раковину после обеда. Обсудив эту проблему с подругой-домохозяйкой по телефону, она решила усилить воспитательное воздействие на дочерей. В их адрес начали раздаваться замечания и просьбы о помощи в поддержании порядка в квартире. Дочери не реагировали. Что же делать? Ольга опять созвонилась с подругой. Та уверенно порекомендовала вообще ничего не трогать в комнатах дочерей. «Ты убирай свою с мужем комнату и кухню, пусть девочки учатся следить за собой», – добавила опытная консультант по семейным проблемам.

Прошло три дня. Ольга с ужасом обнаружила, что в комнаты дочерей страшно зайти. Книги и тетради везде разбросаны. Несколько пар обуви стоят под кроватью и под столом. Одежда в шкафах лежит скомканной и помятой. Даже кровати не убраны. Передвижение в комнатах было порядком осложнено: нужно было переступать через разбросанные вещи.

Ольга снова стала звонить подруге. Как дальше проводить педагогический эксперимент?

– Что ты переживаешь, – звучал в трубке голос знатока женского беспорядка. – Вызывай клининговую компанию, пусть девочки смотрят на уборщиков и набираются опыта. Это будет для них хорошим примером того, как нужно наводить порядок.

Ольга выполнила все рекомендации подруги. Только эффект от воспитательного воздействия был неожиданным. Глядя на то, как их комната преображается, девочки заявили: «Молодец мама! Наняла рабов. Пусть работают, а мы пойдем гулять».

Мораль. Научить ребенка самообслуживанию можно только через заботу о самом себе.

Комментарий. Современные родители с высоким уровнем материального достатка стараются создать особые условия для своих детей. Их лозунг звучит примерно так: «Наш ребенок должен жить лучше, чем мы». Мужья уговаривают жен, чтобы те всегда оставались дома. Увлекаясь идеей семейного благополучия, жены часто превращаются в прислугу. Вместо благодарности дети начинают относиться к матери как к обслуживающему персоналу.

У женщин возникает внутренний конфликт. С одной стороны, о детях следует заботиться, а с другой – нет желания потакать их равнодушному потребительству. В результате наступает эмоциональное выгорание. Жены-домохозяйки разными способами пытаются повлиять на детей, но не находят понимания. Требования мамы кажутся им непоследовательными: вначале она делает все сама, а потом требует, чтобы ее дела легли на плечи детей.

Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, тренинги для родителей.

№ 5. Байка «Если есть много сладкого, то попа слипнется». Часть 1. «Сладкий эксперимент Илюшеньки»

Илюшеньке взрослые говорили: «Не ешь много сладкого – попа слипнется». Мальчику стало интересно: как это будет? Он ел конфеты, заедал зефиром, закусывал мороженым, запивал очень сладким лимонадом. В результате у него случился запор. Илюшенька чувствовал себя плохо, поднялась температура.

Мама отвела сына к врачу. Врач поставил Илюшеньке клизму, приговаривая: «Все должно пойти как по маслу». Свершилось чудо. Попа у мальчишки «разлиплась». Однако пришлось помучиться с частыми посещениями туалета.

Илюшенька понял, что взрослые правы. Все произошло не так, как он ожидал. Теперь перед ребенком стоял вопрос: «Что такое “как по маслу”?»

Мораль. Пренебрежение развитием социального опыта ребенка создает условия для совершения им постоянных ошибок и возникновения эффекта «маленького неудачника».

Комментарий. В процессе воспитания от родителей ребенок слышит много выражений, смысл которых ему часто непонятен. Взрослые не считают нужным убедиться в правильном понимании собственным ребенком содержания того или иного высказывания.

При этом некоторые фразы могут вызывать у детей желание их проверить. Здесь особую роль играет детское любопытство. Ребенок считает, что в этом нет никакой опасности, то есть слова взрослых не содержат угрозы и не вызывают беспокойства. В таких ситуациях малышу просто хочется воплотить в реальность необычные высказывания близких людей. К последствиям своих поступков дети демонстрируют весьма некритичное отношение при отсутствии необходимого жизненного опыта.

Здесь рекомендации могут быть следующими. С детьми желательно обмениваться не только короткими фразами, намеками или фразеологизмами, но и предоставлять им развернутые комментарии относительно содержания высказываний взрослых. Благодаря этому становится возможным формирование жизненно важных навыков. Если родители и педагоги подробно рассказывают ребенку о разных поступках и их последствиях, то у него реже возникает потребность самостоятельно создавать рискованные ситуации. Родители способны направлять социальную активность детей в позитивную сторону, подсказывая целесообразность тех или иных действий.

Нежелательно оставлять ребенка дома одного без контроля, не предлагая полезных занятий.

Диапазон применения байки: консультации для родителей детей, склонных к фантазированию и неадекватным действиям.

№ 6. Байка «Все будет как по маслу». Часть 2: «Эксперимент Илюшеньки с маслом»

В жизни Илюшеньки уже случалась история с запором, а потом расстройством желудка. Будучи на приеме у врача во время лечения, он запомнил слова доктора: «Все будет как по маслу». Илюшенька решил, что если в организме будет много масла, то это хорошо. Масло он очень любил, а в холодильнике нашлось сразу две пачки вкусного сливочного масла. Первую Илюшенька съел легко, а вот на второй ему стало плохо. Мальчишку рвало.

«Как же так? – думал Илюшенька. – Мама говорила, что сливочное масло очень полезно, и врач подтвердил ее слова. А что теперь получается?»

Мама отвела плачущего Илюшеньку к врачу. Доктор «спас» его с помощью клизмы. После тяжелых испытаний, связанных с многократным посещением туалета, измученный ребенок спросил у мамы: почему все так плохо закончилось? Мама что-то сказала о чувстве меры и важности золотой середины. Теперь Илюшеньке оставалось выяснить: что же такое золотая середина.

Мораль. Недостаток социального опыта обусловливает повышенную внушаемость ребенка и провоцирует поспешность в формулировании собственных выводов.

Комментарий. Моя студентка Ксения Х. по поводу реакции детей на воспитывающие высказывания родителей написала: «Мне самой так говорили, и хотя я понимала это просто как шутку, все равно донимала маму с папой вопросами о том, как именно все произойдет и что с этим делать. Родители часто были не рады, что рассказали мне очередную историю».

Обратите внимание, что с момента этих переживаний Ксении прошло 15 лет. Однако именно неосознанное чувство неопределенности после абстрактных выражений родителей до сих пор не дает девушке покоя. Происходит своеобразная эмоциональная экстраполяция: «В детстве не все понимала и по-прежнему о многом не догадываюсь». Добавьте сюда несколько неприятных историй, и недолго ждать гнетущего комплекса неудачницы.

Дети, с которыми мало разговаривают в семье и не комментируют для них действия окружающих людей, оказываются «потерянными». Они не умеют находить правильные ориентиры, выслушивая образные высказывания взрослых. Иными словами, конкретное мышление подсказывает только простейшие бытовые ориентиры. Вот и получается: хочешь жить как по маслу – съешь его как можно больше.

Слова родителей – психологическая программа социализации ребенка. Хотите, чтобы он рос «потерянным»? Бросайтесь тогда недоступными для его понимания фразами.

На этом когнитивном фоне обычно возрастает внушаемость. Получается следующая закономерность. Слова самых близких и родных людей непонятны, поэтому хочется все проверить на самом себе. Для примера приведу высказывание молодого человека: «После общения с папой и мамой у меня часто возникали вопросы: а правда ли это, а почему так случается, и, конечно же, хотелось во всем разобраться и получить личный опыт». Это возможно, но важнее получить своевременные социальные ориентиры и уменьшить число собственных ошибок.

Диапазон применения байки: консультации с родителями, тренинги, лекции и обучающие семинары для родителей.

№ 7. Байка «Человек с золотой серединой». Часть 3. «Золотой Илюшенька»

Сидел Илюшенька на любимой кухонной табуретке и болтал ножками. После происшествия со съеденным маслом смотреть на него он не мог. После этого случая мама объясняла ему, что у каждого человека должна быть золотая середина. Однако она не рассказала, где она должна быть у Илюши…

Золота в своем организме он никогда не ощущал, хотя слышал от взрослых, что есть «золотые дети». Илюша решил, что золота в его теле явно недостаточно.

Из золота под рукой были только мамины кольца. Илюшенька проглотил парочку. Он ведь понимал, что желудок находится как раз посередине организма. «Вот теперь у меня есть золотая середина», – радовался мальчик.

Когда мама с папой пришли с работы, Илюшенька решил похвастаться, что у него теперь есть золотая середина. Однако на его слова никто не обратил внимания. Чуть позже вечером родители собрались в гости. Мама искала потерянные кольца. Пришлось Илюшеньке признаться, что мамино золото у него в животе – в самой середине организма. Маме пришлось вместо гостей вести счастливого обладателя золотой середины к врачу. Врач поставил Илюшеньке клизму.

Илюшенька мучился на горшке, а потом искал золотые кольца. Кольца он нашел, но папа оставил на Илюшиной попе несколько болезненных следов, приговаривая: «Поротая задница лечит голову». Мальчик понял, что за все мысли в его голове расплачивается его попа. Мама же с папой решили, что лучшее лекарство от всех бед их сына – это банальная клизма.

Мораль. Пренебрежение со стороны родителей вызывает у ребенка желание обратить на себя внимание и понравиться им разными способами.

Комментарий. Только на первый взгляд поступок нашего героя кажется до удивления бессмысленным. В нем есть детская логика. Многим из нас хотелось порадовать родителей, сделать им что-то приятное. Слушая постоянные замечания, как правило, хочется стать очень правильным, чтобы придирки в наш адрес сменились на похвалы.

Основной мотив поступка ребенка – превратиться в объект мечтаний своих родителей и жить в обстановке психологического комфорта. Как это сделать самому, он пока не понимает. Вот малыш и нашел волшебное средство, которое всем доставит много радости. Мальчик, однако, – молодец! Мыслит позитивно.

Давайте подумаем, что спровоцировало этот поступок? Не удивляйтесь! Родительское пренебрежение, которое является синонимом отсутствия веры в позитивный потенциал собственного ребенка. Не находя поддержки у близких людей, мы начинаем искать другие средства самоулучшения.

Хотите, чтобы дети реже удивляли вас непонятными поступками? Тогда найдите возможность и время объяснить им, что они дороже любого золотого слитка.

Диапазон применения байки: консультации, тренинги, лекции и обучающие семинары для родителей.

№ 8. Байка «Всеядная девочка»

Анжелу называли всеядной девочкой. Сначала думали, что она постоянно испытывает чувство голода. Отвели ребенка к психиатру, но врач сомневался, что нужно ставить диагноз «булимия». Он был опытным специалистом и не торопился с окончательными выводами. Предложил еще понаблюдать за развитием ребенка.

Анжела обрадовалась, что она здорова. Девочка с удовольствием продолжала свои эксперименты с питанием. Мало кто может похвастаться, что попробовал муху, паука или лягушку. О своих гастрономических достижениях Анжела периодически рассказывала родителям. Девочке нравилось наблюдать за их реакцией после слов: «Мам, пап, сегодня мне повезло. Я наконец-то попробовала дождевого червяка». Родители после таких откровений долго беседовали с дочкой и уговаривали ее больше не экспериментировать.

Сегодня Анжеле не повезло. Она зачем-то выпила уксусной эссенции. Эта выходка закончилась лечением в больнице. Горло очень болело, но девочка была счастлива. Папа с мамой не отходили от ее кровати. Они сообщили, что после выздоровления поведут дочку опять к психиатру, чтобы заняться профилактикой суицида. Анжелу это не беспокоило. Главное – внимание близких людей. С ними она пойдет куда угодно и ради них готова съесть даже самое несъедобное.

Мораль. Дети изыскивают разные способы привлечения к себе внимания родителей.

Комментарий. Девочка испытывала недостаток внимания со стороны самых близких людей. Она нашла способ лишний раз инициировать контакт с мамой или папой. Попробовала что-то съесть и рассказать об этом. Получилось. Эффект ребенку понравился. Дальше она немного увлеклась…

Родители обычно ищут причину отклонений в поведении в самих детях. Именно ребенок превращается в идентифицированного пациента на приеме у психиатра. Однако проблема носит системный характер и затрагивает каждого субъекта внутрисистемных отношений. В семейном треугольнике пассивность матери и отца спровоцировала чрезмерную активность ребенка (см. рис. 1).


Рис. 1. Семейный треугольник


В любых экспериментах есть ошибки. Так произошло и с уксусной эссенцией. Девочка не знала о свойствах данного раствора. Конечно, ни о каком суициде она не думала. Проекции взрослых опять привели к ложным выводам о психическом состоянии ребенка.

Вывод не сложен: детьми нужно заниматься, иначе они найдут занятия и себе, и родителям. Для этого у них достаточно фантазии.

Диапазон применения байки: системная семейная психотерапия, консультации психолога с родителями.

№ 9. Байка «Горошек вместо ужина»

На кухне готовился ужин. Мама торопилась перед приходом папы с работы. Она достала и открыла банку с зеленым горошком. Сынишка Костя сидел рядом и играл. Банка привлекла его внимание. Мальчик вытащил одну горошинку и решил проверить: поместится ли она в ноздре маминого носа. Проказник недолго ждал и попытался засунуть ее маме поглубже в нос, когда та присела за стол.

– Что ты делаешь? – возмутилась она.

– Хочу попробовать. Влезет?

– Что за странные фантазии?

– Ну дай. Хочу попробовать, – не унимался Костя. Он опять попытался добраться до маминого носа.

– Ты лучше себе засунь! – посоветовала мама, не подумав.

Сына не пришлось долго упрашивать. Он смело затолкал горошину в ноздрю и продвинул ее пальчиком подальше, чтобы не выпала.

После этой выходки вся семья лишилась ужина и покоя. Приехал папа и повез всех в больницу. Родители были удивлены, когда в коридоре у дверей врача встретили и других детишек-экспериментаторов, у которых в носах и ушах также находились посторонние предметы. Не трудно было догадаться, кто их туда затолкал.

Доктор аккуратно крючком извлек горошину из ноздри Костика.

– Держите! Это вам, родители, на память, – протянул он ее маме.

– Вот, Костя. Это сегодня наш ужин, – с укоризной сказал папа.

Костя молчал от стыда. Кушать, действительно, очень хотелось.

Мораль. Дети совершают безрассудные поступки, так как не догадываются об их последствиях.

Комментарий. Горошек в носу – это тоже способ познания окружающего мира. Ребенок проявлял искренний интерес. Он хотел проверить, сможет ли определенный предмет поместиться в ограниченном пространстве. Эмпирическая проверка прошла успешно. Кстати, ее определенным образом спровоцировала мама.

В условиях постоянной занятости не следует забывать о процессе воспитания. Проблема могла не возникнуть, если бы мама сама рассказала любопытному сыну о размерах и объемах. После познавательной части беседы не помешало бы заодно сообщить о последствиях такого поступка и попросить не совершать необдуманных действий. Существует же правило: не знаешь – спроси.

Диапазон применения байки: психологические семинары и психологические консультации для родителей.

№ 10. Байка «Двойки – причина развода родителей»

Папа и мама нашли острую тему для конфликтов – успеваемость сына в школе. Версии взрослых о светлом будущем ребенка оказались полностью противоположными. Мать-домохозяйка искренне верила, что мальчику нет смысла учиться на одни пятерки. Даже двойка – это нормально. Зачем парню быть отличником? Нужно больше заниматься спортом, общаться со сверстниками и стараться получать от жизни удовольствие. Какой смысл сидеть за столом и часами заниматься? Лучше съездить с мамой в кино, в кафе или за город. Жизнь должна быть яркой, насыщенной. Детство быстро заканчивается, и нужно суметь воспользоваться всеми возможностями.

Точка зрения отца Жени демонстрировала его жесткую позицию в отношении жизненных приоритетов сына. Мальчику следует упорно заниматься. Усердная учеба поможет воспитывать силу характера, которая нужна будущему мужчине. Сначала пусть Женя добивается высокой успеваемости, потом социального статуса, а затем будет учиться создавать для себя достойные условия существования. Для пользы воспитания сына семья должна способствовать развитию трудолюбия, а не праздности.

В глубине души отец желал, чтобы его сын добился высоких результатов социализации. Он сам, как старший член семьи, всего добился сам благодаря тяжелой ежедневной работе. Да, сыну предстоит пройти по пути своего отца. Глава семейства приложит для этого все усилия.

Сынишка Женя чувствовал себя растерянным. Родители не могли между собой договориться. На фоне всех неурядиц мальчик не только перестал нормально учиться, но и начал грубить сверстникам и преподавателям. 7-й «Б» даже пытался устроить ему бойкот, но классный руководитель не позволила. Она вникла в сложившуюся ситуацию и пригласила маму вместе с папой на беседу. Однако делового разговора не получилось. Мама Жени начала плакать, а папа от злости пинал стулья и столы в классе.

Прошло несколько месяцев. Женя по-прежнему плохо учился, но вел себя тихо, незаметно. Родители ученика не смогли понять друг друга и развелись. Женя временно жил с бабушкой, так как мама была вынуждена брать дополнительную работу, чтобы прокормить себя и сына. Папа перестал с ними общаться. Он так же много трудился и не хотел лишний раз расстраиваться по поводу сына-неудачника и бывшей глупой жены.

Женя сидел на уроке за партой и думал: «Почему родители не смогли ему обеспечить красивую жизнь?» Он был согласен на любой вариант достижения такого результата.

Мораль. Обеспечить ребенку успешную социализацию родители могут благодаря своим согласованным действиям и гармоничным внутрисемейным отношениям.

Комментарий. Все супруги обсуждают концепцию воспитания своего ребенка. При этом желательно соблюдать несколько правил:

• не вести чрезмерно эмоциональные обсуждения в присутствии ребенка;

• контролировать свои личные мотивы;

• делать акцент на помощи ребенку, а не на обсуждении собственного поведения и средств воспитания;

• искать конструктивные способы разрешения конфликтов друг с другом;

• совместно анализировать индивидуальные возможности ребенка: что он сможет сам, а в чем потребуется помощь для достижения положительных результатов обучения и социализации.

Кроме того, не забудьте как-нибудь спросить ребенка, может, у него есть собственные идеи и соображения!

Важно помнить, что детей нельзя втягивать в конфликты между супругами ни в пассивной, ни в активной форме.

Диапазон применения байки: беседы учителей и школьных психологов с родителями, системная семейная психотерапия, тренинги для родителей и учеников.

№ 11. Байка «Девочка по прозвищу Данко»

Жила-была девочка-подросток. С виду самая обычная, из благополучной семьи. С определенного времени родители стали замечать странные изменения в поведении дочери, и меняться она стала не в лучшую сторону. В чем это проявлялось? Например, возьмет спящего кота и начинает его трясти. Придет в комнату к младшей сестренке, сядет на кровать и мешает ей делать уроки, даже может обозвать. Игнорирует просьбы мамы, не убирается в своей комнате. Возьмет одежду, сбросит с вешалок в шкафу и ждет, когда за ней все погладят и снова развесят на вешалки. Папа привез ей подарок из-за границы, а она швырнула его, заявив, что такую ерунду дарить детям неприлично.

В последний месяц дочь придумала еще одно «развлечение». Она решила выпросить для себя квадроцикл, чтобы на даче все сверстники ей завидовали. С этого момента положение в семье стало как в аду. Девочка изводила папу с мамой: ныла, кричала, плакала, ругалась, угрожала покончить с собой.

На выходных маму навестила соседка по лестничной площадке. Она застала очередную семейную ссору по поводу покупки квадроцикла. Девочка-подросток вела себя грубо и агрессивно. Ругательства дочери в адрес родителей были просто оскорбительными. Ребенок никого не стеснялся и упорно продолжал требовать дорогую покупку. Неожиданно мама не выдержала и медленно опустилась на пол. Соседка вызвала скорую помощь.

– Сердце не выдержало, – сказал врач. – Срочно нужно женщину увозить в больницу.

«Я не удивлена, – подумала про себя соседка, собирая вещи замученной приятельницы для больницы. – Вот вырастишь такого Данко, а он у тебя вырвет сердце».

Мораль. Дети бывают жестокими по отношению к своим любящим и терпеливым родителям.

Комментарий. История девочки-подростка напомнила мне строки стихотворения Э. Мошковской:

Человек бесчеловечный,

Даже и не верится.

Крокодил бескрокодильный

Пусть уж лучше встретится.

Он невинный, безобидный,

Крокодил бескрокодильный,

Но опасный, бессердечный

Человек бесчеловечный!

Откуда берутся такие дети? Безусловно, они такими не рождаются. Психологическая поддержка семей с трудными подростками позволяет проверить некоторые гипотезы о причинах нарушения общения и поведения, которые сопровождаются проявлением безжалостности к собственным родителям.

Одна из них может показаться несколько неожиданной. Взрослые своим поведением «разрешили» ребенку так себя вести по отношению к ним. О чем идет речь? О двойственности – двойных стандартах.

Когда-то дети имели возможность убедиться, что родители говорили одно, а делали совсем другое. Фиксация на этом открытии постепенно приводит ребенка к выводу, что его близкие люди сами нарушают правила и не всегда бывают последовательными в словах и поступках. Это обусловливает нарушения в поведении подростков. При этом уважение к родителям уменьшается. Какой смысл подчиняться людям, которые сами неправы: врут, хитрят, что-то недоговаривают? Бессознательно подросток начинает наказывать неискренних близких людей доступным для него способом – непослушанием.

Дальше чаще всего разворачивается патологический семейный сценарий. Родители не могут осознать своих ошибок в воспитании, а ребенок не знает, как самостоятельно преодолеть когнитивный диссонанс, сохраняя адекватность поведения. В таких случаях важна помощь специалиста всем членам семьи.

Диапазон применения байки: системная семейная психотерапия, психологическая помощь при конфликтах между близкими людьми.

№ 12. Байка «Деньги портят подростка»

В практике воспитания детей спорным остается вопрос о положительном влиянии карманных денег на послушание. Приведу в качестве примера высказывание отца подростка: «Я кормлю и одеваю всю семью. Даю необходимые деньги на питание. Зачем моему ребенку карманные деньги? Возникает только лишний соблазн купить сигареты, спиртные напитки, наркотики, наконец. Карманные деньги – зло! Я читал публикации. Психологи утверждают, что “лишние” монеты в руках навлекут только беды на наших детей».

Значит, все дети, у которых имеются свободные финансы, становятся алкоголиками и наркоманами?

Мораль. Контроль родителей за денежными тратами подростка не должен превращаться в навязчивое преследование.

Комментарий. Деньги в руках ребенка – это не зло. Они помогают подготовить его ко многим трудностям взрослой жизни. Родители задают психологу вопрос: «С какого возраста у ребенка должны появляться карманные деньги?»

Представляется правильным выделять ребенку карманные деньги с первых дней его пребывания в школе без учета постоянной оплаты школьных завтраков. Такое решение позволяет старательному ученику приобретать опыт и умение распоряжаться денежными суммами. Он привыкает к мысли о том, что в кошельке есть «запас», который не обязательно сразу тратить. На этапе первых самостоятельных трат все дети будут делиться на две группы: одни быстро совершают покупки и легко расстаются с деньгами, а другие экономят и бездумно копят. Конечно, родители должны регулировать процесс денежных расходов ребенка, объясняя на примерах возможности приобретения полезных личных вещей. Деньги призваны приносить удовольствие, а также могут выступать в роли положительной мотивации в учебе.

Можно ли выплачивать деньги за каждую положительную оценку в школе? Правильно здесь ответить непросто. Многие папы и мамы решились на подобный эксперимент: платили отдельно за четверки и пятерки или в целом за успеваемость в четверти. Каждый раз результаты мало прогнозируемые. Приведу примеры из практики общения родителей с детьми при решении денежных вопросов.

Пример первый. Родители оплачивали сыну каждую положительную оценку в школе. Спустя некоторое время он заявил: «Мусорное ведро я буду выносить только за деньги. Предлагаю вообще установить мне оплату за выполнение всех ваших домашних поручений».

Пример второй. В конце четверти родители выплачивали подростку значительную сумму денег, позволяющую приобрести желаемую вещь. В этом случае деньги становились стимулом для дальнейшего улучшения учебы.

Не хотелось бы отдельным примером сформировать у родителей представление, что все проблемы воспитания решаются с помощью денег. Ясно, что наличие денег у подростка во многих семьях создает предпосылки для его взросления. Совместное решение финансовых вопросов позволяет развивать партнерские отношения, а следовательно, повышать доверие между детьми и родителями. Ребенок может знать, где у мамы с папой хранятся деньги, сколько их и на какие семейные приобретения они рассчитаны. В свою очередь, родители имеют право знать о расходовании карманных денег ребенком. Так, в одной семье доверительные отношения помогли предотвратить крупную неприятность. Подросток не побоялся посоветоваться с родителями при приобретении у одноклассника валюты, которая оказалась фальшивой. В воспитательных целях интересен тот факт, что «покупатель» искренне хотел помочь своему товарищу в затруднительной финансовой ситуации, но был хладнокровно обманут «продавцом».

Именно доверие к ребенку, уважение его личности позволит папе с мамой своевременно вносить коррективы в денежные расходы подростка, учить его правильно распоряжаться деньгами.

Какие психологически важные аспекты в воспитании нужно стремиться учесть родителям?

1. Родители помогают ребенку понять, что деньги – это лишь средство для достижения личных целей.

2. Постепенно подростку объясняют, что не все можно купить за деньги. Деньги являются только одним из ценностных ориентиров в нашей жизни.

3. Деньги будут создавать естественные ситуации выбора: доступно или нет, сейчас или потом, для себя или других… Так человек приобретает социальную зрелость. Это напоминает тренинг жизненных достижений.

Не следует неотступно контролировать каждую денежную трату подростка. Лучше спокойно высказать свое мнение по данному поводу. Однако не ждите, что ребенок сразу все поймет и сделает как нужно. Маме и папе понадобится большое терпение. Зато потом оно окупится сполна.

Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями по проблемам денежного поведения человека.

№ 13. Байка «Дети Интернета»

Маленький хакер в игрушки играл,

Долго, упорно он их все ломал.

Windows заглючил, комп задымился:

Больше мальчонка уже не рубился.

* * *

Девочка-хакер в Инет выходила,

Шнур монитора в розетку врубила.

Смачно шипела сгоревшая кожа:

Девочка нынче на зомби похожа.

* * *

Маленький хакер файлик скачал,

Злобные вирусы тот содержал.

Не на чем больше лазить в Инете:

Не доверяйте компьютеры детям!

(Детские стихи-страшилки)

Мораль. Актуальной задачей воспитания в настоящее время стало рациональное использование интернет-ресурсов, направленное в первую очередь на экономию собственного времени.

Комментарий. По прогнозам, вскоре 90 % всех работ будет выполняться в электронном режиме. С ранних лет ребенка придется обучать компьютерной грамотности.

Компьютер не должен становиться домашней игрушкой, средством для развлечения и получения удовольствия. Он давно уже стал частью глобальной сети Интернет. Включая свой ПК, ребенок может легко оказаться в потоке ненужной ему информации. Поэтому с компьютером и предоставляемыми им возможностями нужно уметь обращаться. Вот несколько рекомендаций.

1. Первое знакомство ребенка с компьютером должно происходить в присутствии родителей, которые объяснят основные принципы работы ПК (ввод данных, файловая структура) и расскажут о возможностях их применения. Данные полезные знания сами родители могут заблаговременно получить у специалистов. Это поможет изначально создать условия для профилактики интернет-зависимости. Важна установка на использование компьютера для успешной учебной деятельности, а не пустого времяпрепровождения.

2. Старайтесь не допускать регистрации ребенка в социальных сетях. До конца 11-го класса ему это не нужно. Данные сети в основном служат для связи с теми, с кем мы не можем быть в постоянном контакте. Обоснованная потребность сохранить связь с одноклассниками, как правило, возникает только после окончания школы. В этом случае и может понадобиться социальная сеть.

Постарайтесь объяснить ребенку, что сегодня уже не модно и «не круто» сидеть в социальных сетях. Что сделать, чтобы он поверил и к вам прислушался? Ведь все его сверстники будут утверждать обратное.

Давайте разберемся, что такое «круто». Это значит быть лучше, чем другие. В этом и состоит цель подросткового общения. Однако если ты просиживаешь в социальных сетях, как все, то чем же ты лучше других?

Покажите ребенку другие привлекательные ресурсы, которые позволят «обогнать» остальных пользователей Интернета. Пусть эти ресурсы не будут чрезмерно популярными и, возможно, не вызовут одобрения большинства, но они содержат в себе много интеллектуального «топлива» для социальной гонки. Хороший пример – «Википедия». Это не единственный сайт обо всем. Подобные ресурсы созданы во всех сферах человеческого знания. Их вы должны найти и показать ребенку. Если вам не безразлично интеллектуальное благополучие подростка, то постарайтесь его этим заинтересовать. Покажите наглядный пример применения фактов из электронной энциклопедии, приведите его для сравнения с возможностями социальных сетей. Оно окажется не в пользу последних. Делайте это регулярно.

Вместе с ребенком найдите интересные книги и учебники, которые можно читать всей семьей. Объясните ученику, что, например, русский язык должен ассоциироваться не со злой учительницей, а с правильной речью, развитым образным мышлением, эрудированностью. Умение красиво излагать собственные мысли – первое, что страдает у «детей Интернета», проводящих все свое время в социальных сетях.

Последнее пожелание – родителям. Не сидите сами в социальных сетях. Хотя бы при ребенке!

Диапазон применения байки: работа психологов с родителями, педагогические советы в школе, тематические семинары для учителей и родителей.

№ 14. Байка «Дети рождаются в сердце»

В Интернете я случайно нашла несколько стихотворений, которые были написаны молодой мамой. Мне они очень понравились. Вот одно из них.

– Скажите, откуда я взялся? –

Я всем задавал вопрос.

А дедушка мне ответил:

– Нам аист тебя принес.

А бабушка мне сказала:

– В капусте тебя нашли.

А дядя шутил: – С вокзала

В корзинке тебя принесли.

Я знаю, неправда это,

Мама меня родила,

Я только не знаю ответа,

Где мама меня взяла.

Сестра на меня ворчала:

– Ты голову всем вскружил.

А я начинал сначала:

– А где я до мамы жил?

Никто это тайну из взрослых

Мне так объяснить и не смог.

Лишь мама ответила просто:

– Ты жил в моем сердце, сынок!

(Елена Гуманенко)

Мораль. Желанный ребенок имеет все шансы вырасти счастливым человеком.

Комментарий. Мы не будем на примере данного стихотворения углубляться в дискуссию о важности честного ответа на детский вопрос: «Как я родился?» Родителям следует рассказывать детям, как они на самом деле появляются на свет, с учетом их возрастных особенностей. Нет нужды сочинять про вокзалы и капусту, аиста и волшебную фею…

Как маленьким детям, так и подросткам необходимо периодически говорить о том, насколько они желанны и важны для родителей. Такие разговоры создают эффект психологической защищенности.

Как-то во время консультации взрослая женщина сквозь слезы сообщила мне об одном из эпизодов общения со своей матерью. Они вдвоем плыли на лодке. Мама гребла и устала. Дочка забеспокоилась и стала проситься быстрее на берег. В ответ на эти переживания мама без эмоций предложила:

– Возьми и утопись. Что страдаешь?

Эти слова 12-летняя девочка запомнила навсегда. К сожалению, взаимоотношения с мамой серьезно осложнили всю ее дальнейшую жизнь. На момент консультации ей было более 40 лет, но детские психотравмы по-прежнему негативно отражались на ее отношениях с мужем и собственной дочерью.

В другой женской истории мама угрожала дочери на кухне ножом во время нарезки овощей. Маленькая девочка испугалась, заплакала и спряталась в комнате. Мама даже не соизволила ее найти, успокоить и попросить прощения.

Дети, которые всегда живут в сердце своих матерей, не испытывают потрясений, отрицательно сказывающихся на их последующей жизни. Любовь защищает, а ненависть уничтожает хрупкое детское счастье.

Диапазон применения байки: консультации психолога с матерями, системная семейная психотерапия, психологическая помощь детям после психических травм.

№ 15. Байка «Детская жизнь вверх тормашками»

Никита с раннего детства считался неправильным ребенком. Родители говорили, что он все делает с точностью до наоборот. Просьбы выполняет крайне медленно, а хулиганит быстро. Не успеешь оглянуться, как он что-то натворит.

В один из злополучных дней мама с соседкой по даче обнаружили Никиту у большого куста с крыжовником. Он с удивительной скоростью поглощал спелые ягоды.

– Я же просила тебя не есть зелень! Опять живот расстроится, – закричала мама.

Она решительно направилась к сыну, чтобы удержать его от излишнего увлечения дарами дачного сада. Никита заторопился, поспешно засунул несколько ягод в рот и… О ужас! Большая ягода застряла в горле.

Сначала началась ужасная паника. Потом мама и соседка обсудили ситуацию:

– Нужно бежать за медсестрой.

– Не успеем. Он задохнется.

– Давай его отнесем.

– Давай, но только понесем его вверх ногами, чтобы ягода совсем не перегородила дыхательные пути.

Физически сильная соседка сама предложила тащить Никиту за ноги. Две женщины с ребенком в руках бежали по дачному поселку. Соседи с недоумением рассматривали перепуганную парочку с болтающимся вниз головой мальчишкой. К счастью, соседка споткнулась, потеряла равновесие и чуть не упала. От резких движений ягода выпала изо рта Никиты. Он заплакал, а очевидцы обрадовались, засмеялись.

В это лето все дачники рассказывали друг другу о счастливом спасении мальчика вверх тормашками.

Мораль. Родители не должны действовать резко и необдуманно, демонстрируя такой стиль поведения собственным детям.

Комментарий. Родители иногда не замечают, что учат детей вести себя необдуманно. Порывистая в своих поступках мама показывает не лучшие примеры поведения, которые быстро усваиваются ребенком. В этом случае сначала нужно перевоспитывать взрослых, а потом заниматься психологической коррекцией младших членов семьи.

Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями.

№ 16. Байка «Для чего я тебя рожала?»

Марина росла в семье без отца. Они с мамой были подругами, болтали на разные темы, вместе вели домашнее хозяйство. Не каждое лето, но позволяли себе съездить отдохнуть к родственникам на Черное море.

Дочь никогда не блистала успехами в школе. Она больше помогала маме, когда та задерживалась на работе. Дома всегда было уютно. Сиди себе на диване и смотри вечером очередной сериал. Марине особенно нравились истории о любви со счастливым концом. Она мечтала, что когда-нибудь на нее обратит внимание классный парень. Однажды все получилось.

Мама стала замечать, что дочь как будто подменили. Марина перестала следить за порядком в квартире, но зато красила ногти и прихорашивалась. Она стала выпрашивать одежду и бижутерию. Больше всего маму раздражали бесконечные телефонные разговоры дочери перед сном.

В семье назревал конфликт. Однажды вечером мама пришла с работы и увидела, что на кухне грязная посуда, ужин не приготовлен, а дочка разговаривает по скайпу. Возмущению уставшей женщины не было предела. Все ее негодование, накопившееся за много месяцев, обрушилось на растерянную дочь. Обвинительная речь закончилась экзистенциальным вопросом: «Для чего я тебя рожала?»

Мораль. Дети появляются на свет не для личного удовольствия родителей, а для счастливого совместного существования с ними.

Комментарий. С маленькими девочками, как правило, всегда удается установить тесный эмоциональный контакт. Одинокая женщина стремится все свои чувства выражать в общении с ребенком. В этих близких отношениях проявляется материнский эгоцентризм, который не предполагает большой личной свободы для дочери. Мать не готова ее с кем-то делить. В свое время об этом я прочитала (а потом убедилась и на практике) в интереснейшей книге французских психоаналитиков Каролин Эльячефф и Натали Эйниш «Дочки-матери. третий лишний?» (2006 год). Авторы описывают типы экстремальных матерей: ревнивый, несправедливый, подчиненный, лидирующий и неполноценный. Наша героиня по этой классификации относится к ревнивому типу. Психоаналитики рекомендуют в таких случаях взрослым женщинам больше заниматься самоконтролем, держать чувства в себе, учиться их подавлять и отрицать.

После большой внутренней работы над собой в отношения матери и дочери вернется доверительная теплота. Привлекая весь свой жизненный опыт, мать способна помочь дочери стать счастливой и всегда сохранять психологическую безопасность на основе взаимного принятия и невмешательства.

Матери обращаются к собственным детям с вопросом о целесообразности их появления на свет. Эти слова ни к чему не приводят. Зато они провоцируют много негативных последствий в детско-родительских отношениях. Это неудачный способ воспитания, и он никому не принесет пользы. Так говорят мамы, у которых закончились все конструктивные аргументы. Они не в состоянии вразумить непослушных дочерей. Ограничением свободы здесь также ничего не добьешься. Можно только подорвать родительский авторитет.

Девушки, которые оказались под влиянием жестких запретов и были вынуждены отвечать на вопрос о целесообразности своего рождения, говорили о том, что взрослые их вовремя не услышали. Их мамы думали больше о себе, о своем удобстве. Если бы им удалось сменить манеру разговора с дочерьми и спокойно рассказать о своих чувствах и опасениях, то осталось бы больше шансов сохранить эмоционально близкие отношения друг с другом.

Диапазон применения байки: личные беседы психолога с матерями, воспитывающими девочек-подростков.

№ 17. Байка «Добрый мальчик, но голодный»

В субботу 8-й «А» класс поехал на экскурсию. По расписанию школьники возвращались только к вечеру. Каждого из них попросили продумать вопрос с питанием на время всей поездки. Родители Славы дали ему карманные деньги на обед, а одноклассница Даша взяла с собой вкусные бутерброды и булочки.

Во время экскурсионной программы на пути ребят встречались прилавки с разнообразными сувенирами. Школьники проявляли к ним большой интерес, покупали. У Даши не было с собой денег. Рядом стоял Слава. Он выбрал себе сувенир и готовился за него заплатить. Даша не растерялась. Она знала, что нравится однокласснику и сможет у него выпросить покупку. Несколько пронзительных взглядов, вздохов, и Слава согласился отдать деньги симпатичной девочке. Он был своим доволен поступком, но остался без обеда.

На обратном пути Даша в автобусе доедала бутерброды, поглядывая на сидевшего напротив Славу. «Какой смешной, – думала она. – Потратил, дурачок, на меня все деньги. За любовь надо платить». Скромный одноклассник возвращался домой голодным, но счастливым. Даже вид жевавшей бутерброды Даши вызывал у него положительные эмоции.

В понедельник в 8-м «А» разразился скандал. Классному руководителю позвонила возмущенная мама Славы. Она доложила, что Даша «обобрала» ее сына. Куда же смотрел педагог, когда у мальчика вымогала деньги жестокая одноклассница?

После уроков классный руководитель оставила Дашу для воспитательной беседы. Узнав, что девочка даже не поделилась со Славой бутербродами, велела вернуть все деньги, потраченные мальчиком на ее прихоти во время экскурсии, и извиниться перед ним.

Мораль. Сейчас среди девочек-подростков распространено своеобразное потребительство.

Комментарий. Подростковая и юношеская установка «получать, но не отдавать» возникает из-за стремления родителей сделать жизнь детей лучшей, чем она была у них самих. В свою очередь, дети привыкают постоянно пользоваться благами семьи, но не проявляют стремления вносить свой посильный вклад в достижение общего благополучия, не демонстрируют чувства взаимности при общении с матерью и отцом.

Один мой знакомый оператор на петербургском телеканале рассказал о своей дочери, которая оканчивает институт: «Вначале мы ей покупали дорогие игрушки, возили отдыхать на курорты. Потом стали оплачивать обучение в вузе. На третьем курсе она попросила купить ей машину. Мы выполнили ее желание. Теперь она оканчивает институт и дала мне задание найти ей такую работу, чтобы можно было не утруждать себя и получать много денег».

Растерянность отца понятна. Он хотел показать дочери, к какому уровню жизни нужно стремиться. Только достигать этого необходимо самой, а не за счет родителей или других людей. Вот и задумываешься, как лучше осуществлять воспитание девочек? Выбор есть: либо учить самостоятельности, либо приучать пользоваться чужими ресурсами. Каждой семье предстоит определиться в социальной направленности воспитания своей дочери.

Диапазон применения байки: личные беседы с родителями детей и подростков, тренинги и деловые игры для подростков.

№ 18. Байка «Домомучительница»

Кристина росла единственной и любимой дочкой в семье. Дедушка с бабушкой тоже много времени уделяли внучке. Детство стало для девочки счастливой жизненной порой.

Об этом в своем стихотворении написала В. Берестова:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Кристину тоже очень любили, но потом спохватились. Взрослея, она становилась невыносимой: вредничала по любому поводу.

– Кристиночка, сложи свою обувь, – просила бабушка.

– Потом, – отвечала внучка.

– Иди ужинать, – звала мама.

– Я потом.

– Пойдем с нами в кино, – предлагал папа.

– Мне неинтересно, – опять капризничала Кристина.

Все родственники чувствовали себя измученными. С девочкой невозможно было разговаривать. Она не принимала никаких предложений, не выполняла просьб. Накопившаяся эмоциональная усталость привела к тому, что все стали заниматься своими делами. Родственники вместе, но без Кристины ужинали, ходили в кино, посещали выставки и концерты, ездили за город и к друзьям. Кристина не замечала изменений. Она знала, что завтра ей снова начнут что-то предлагать. Одиночество совсем не казалось мучительным. Поведение родителей она считала забавным. Они ее очень любят, и в жизни Кристины вряд ли что-то изменится.

Мораль. Гиперопека не способствует развитию сотрудничества детей с взрослыми.

Комментарий. В начале процесса воспитания родители не приучали ребенка самостоятельно находить себе различные занятия. Для многопоколенной семьи удобнее все спланировать и предложить девочке, а она каждый раз должна была просто соглашаться. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети обычно не будут противодействовать. Взрослея, они становятся более критичными. Об этом феномене взрослые часто говорят: «Вредный ребенок». Не все так просто. За инфантильной критичностью скрывается уничижительное отношение к близким людям, которые готовы постоянно проявлять заботу о единственной дочке и внучке. Девочка привыкла к особо внимательному отношению. Однонаправленная интеракция за многие годы привела к пассивной личностной позиции ребенка.

Что получается? В проблемах семейных взаимоотношений виноват не ребенок, а любящие взрослые. Что делать? Постараться перестроить направленность общения с девочкой-подростком. Пусть теперь она попробует предложить варианты совместного времяпрепровождения, которые представляют для нее интерес. Важно наладить взаимодействие, а потом терпеливо менять стиль общения с ребенком.

Диапазон применения байки: консультации психолога с семьей.

№ 19. Байка «Драки сиблингов»

Братик с сестренкой любили подраться. Обычно начинала старшая сестра, пользуясь двухлетней разницей в возрасте. Девочка была сильной, упорной. Братик раздражал ее по двум причинам. Во-первых, его больше любят родители. Во-вторых, он противный. Особой логики, конечно, в этом не было. Сестра просто видела в братишке соперника. После каждой активной попытки младшего члена семьи в чем-то себя проявить вспыхивала потасовка.

Один раз оба ребенка настолько увлеклись взаимными побоями, что не заметили маминого появления. Она обычно кричала, ругала их. Сегодня взгляд у нее был грустный, а вид уставший:

– Деритесь, деритесь. Один убьется – мне легче будет.

Такие отношения – не редкость. Вот как об этом говорится в детской страшилке:

Аленушка братца любила до слез,

И чтобы козленком мальчишка не рос,

Сестрица накапала в лужицу яд.

Отбросил копытца единственный брат.

Мораль. Драки между братьями и сестрами бессознательно провоцируют сами родители.

Комментарий. В зарубежных учебниках по возрастной психологии описан феномен под названием «сиблинговое соперничество». Он пока плохо изучен. Специалисты чаще оперируют отдельными эмпирическими фактами, которые не позволяют сформировать конкретные рекомендации по улучшению взаимоотношений между детьми. По моему мнению, они могут быть такими:

• хвалить старшего ребенка в отсутствие младшего соперника;

• поручать старшему заботиться о младшем;

• рассказывать младшему о хороших личностных качествах старшего;

• рекомендовать младшему изучать жизненный опыт старшего;

• объяснить старшему, что младший тоже быстро вырастет и лучше не утрачивать с ним хорошие взаимоотношения. Можно на протяжении всей жизни быть полезными друг для друга, сохранять дружбу;

• приводить старшему примеры, которые доказывают распространенность проблемы сиблинговых взаимоотношений. Для этого можно использовать сказки, например «Брат и сестра»[1].

Шли проселком брат и сестра, стали подходить к деревне.

Брат говорит:

– Я здесь молока куплю.

А сестра:

– А я в молоко хлеба накрошу!

Брат ухватил сестру за косу и давай за нее дергать и приговаривать:

– Не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет, не кроши в молоко хлеба, не то прокиснет!

Пришли в деревню, а молока никто и не продал.

При работе специалистов с семьей сказкотерапия может оказаться весьма эффективным средством оказания психологической помощи. Например, можно обсудить, почему не стоило обижать сестру? Какие есть социально одобряемые способы налаживания позитивного контакта между братом и сестрой?

Безусловно, навязчивыми наставлениями не удается решить эмоциональные проблемы братьев и сестер. Тексты сказок помогают опосредованно воздействовать на психическое состояние ребенка и создавать необходимые психологические защиты. Кстати, подойдут и другие виды арт-терапии: игровая, музыкальная, изотерапия.

Диапазон применения сказки: арт-терапия сиблинговых отношений, консультации психолога для родителей.

№ 20. Байка «Драчливая семейка»

Вадик был грозой 5-го «Б» класса. Все его боялись. Он просто запугал одноклассников своими дерзкими поступками. Паренек любил отбирать вещи и деньги. Дома никто не интересовался «приобретениями» сына. Вадик понял, что все безобразные выходки сходят ему с рук. Он наглел все больше. Подросток получал особое удовольствие, видя страх в глазах очередной жертвы своего насилия.

Однажды пропажу денег из кармана сына обнаружила мама одного из учеников класса. Она позвонила матери Вадика и потребовала все вернуть. В трубке прозвучал высокомерный голос:

– Что вам нужно? Какие деньги? Мой Вадик ничего не брал. Следите за своим сыном.

Возмущению ограбленных родителей не было предела. Они обратились за справедливым решением этого неприятного вопроса к классному руководителю.

В кабинете директора школы встретились мамы двух учеников – Вадика и пострадавшего одноклассника. Классный руководитель объяснила всем ситуацию и в присутствии администрации образовательного учреждения потребовала вернуть деньги напуганному и обиженному ученику.

Сначала мама Вадика все отрицала и выгораживала сына. Только факты заставили ее замолчать. Женщина затихла, а потом стала горько плакать. Деньги за Вадика она вернула, но ее еще долго пришлось успокаивать всем педагогическим коллективом.

Вечером в семье Вадика случилось новое происшествие. Отец пришел с работы, как всегда, очень поздно. В дверях его встретила заплаканная жена. Не сдерживая себя, она сразу начала кричать:

– Вот, посмотри. Твой сын – преступник. Негодяй!

– Что случилось? – поинтересовался уставший муж.

– Что случилось?! Иди сюда, идиот. Расскажи папе, что ты вытворяешь в школе.

В коридоре появился притихший Вадик.

– Что молчишь?! – кричала агрессивно настроенная мама. – Посмотри на своего сынка.

– Заткнись, дура! – неожиданно закричал муж и ударил жену по лицу.

– Все из-за тебя, выродок! – выкрикнула мама и тоже наотмашь дала пощечину, но только своему сыну. Мужа она боялась.

Мораль. В семье при воспитании в условиях психологического и физического насилия вырастают дети с высоким риском возникновения асоциального поведения.

Комментарий. Попробуем разобраться в позициях отца и матери Вадика. Муж много работает. Он – успешный бизнесмен, который полностью обеспечивает семью. Мужчина предложил жене стать домохозяйкой и заниматься воспитанием сына. Глава семьи считает, что это позволит контролировать ситуацию с обучением ребенка.

Жена устала бороться с собственным мужем и сыном. Для Вадика папа всегда был лучше, чем она. Почему? Она постоянно заставляла ребенка выполнять обязанности по дому, уделять внимание учебе. Муж, наоборот, во многом ему потакал и даже позволял себе комментировать воспитательные действия жены: «Что-то мамка у нас опять злая». Женщина недоумевала: ей поручили заниматься сыном, но постоянно дискредитируют старания по уходу за домом и заботе о сыне. Мотивация снижалась. Ничем не хотелось заниматься. Раздражение по поводу поведения собственного мужа росло. Вадик тем временем почувствовал свободу.

Поведение подростка носит псевдокомпенсаторный характер. Он не осознает, что старается психологически избавиться от дискомфорта во взаимоотношениях с родителями. Отец с ним мало занимается, не спрашивает о делах. А мама вообще достала. Она не заслуживает уважения. Папа ее вряд ли любит, так как часто оскорбляет и может иногда ударить. На этом фоне Вадик становился неуправляемым. Он не замечал, как повторял некоторые поступки родителей. В душе подросток чувствовал, что никому не нужен и сам вынужден о себе позаботиться.

В семейном треугольнике есть еще одна проблема. Расправляясь с собственным сыном, жена опосредованно мстит мужу. Это уже явный признак необходимости психотерапии.

Признаюсь, что описанная ситуация, к сожалению, не байка. Она требует обязательной помощи специалиста в целях осуществления системной семейной психотерапии.

Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, административный контроль за асоциальным поведением подростков в школе, классные часы, родительские собрания, системная семейная психотерапия.

№ 21. Байка «Из двоечника человека не получится»

На семейной кухне Паши Иванова не стихают родительские баталии. Причина конфликтов – Пашкины двойки. Мама недоумевает. Она всегда была ответственной, в детстве – отличницей учебы. Сейчас на работе ей удается все делать правильно, заранее, а другие сотрудники вечно опаздывают и ошибаются. Успешная в своей профессии мама искренне желает, чтобы таким же рос и сын. Паша, действительно, умный, но неусидчивый.

У отца больше положительных эмоций. Как мужчина, он не делает драмы из Пашиных двоек. Такое мнение у папы не потому, что он тоже бывший двоечник. Он верит, что счастье – это не пятерки в дневнике, а его Пашка, любимая жена и интересная работа.

Мама проявляет упорство и постоянно провоцирует скандалы. Сидя в своей комнате за письменным столом, мальчик слышит обрывки ее криков: «Правильно моя мама говорила, что не нужно выходить замуж за неуча-автослесаря». На удивление папа спокоен и даже улыбается:

– Ну и зачем ты вышла за меня замуж?

– Дурой была.

– Иди ко мне, моя дурочка! – обнял муж расстроенную жену.

Прошло три года. Пашка вырос. В свои 14 лет после уроков он не болтался по улицам, не курил и не пил пиво с подростками в парадных. Он пропадал в папином автосервисе. Мальчик смог заработать немного денег и купил маме на день рождения маленький подарок. Открыв коробочку с кулоном в виде сердечка, мама почему-то заплакала.

– Не расстраивайся, мамочка. Прости, что я, как папа, – двоечник.

– Ну что ты… Я плачу от счастья, – неожиданно вырвалось из маминого сердца.

Мораль. Многие двоечники способны стать счастливыми людьми. У них свои критерии успешности.

Комментарий. Ежедневные обвинения матери вряд ли помогут улучшить результаты обучения. Умение замечать только плохое в ребенке провоцирует возникновение комплекса неполноценности. Сын может прийти к окончательному выводу: все равно ничего не получится. Исчезнет последняя надежда на личные возможности порадовать маму высокими оценками. При общении с двоечниками следует избегать высказываний наподобие «У тебя ничего не получится», «Ты ничего в жизни не достигнешь», «Будешь работать дворником. Такие люди тоже нужны», «Я зря трачу на твое обучение время и деньги». Взрослые не имеют права лишать детей возможности компенсировать плохую учебу другими полезными увлечениями, которые помогут сделать выбор будущей профессии.

Прочитав байку, моя студентка Александра К. также захотела прокомментировать позиции обоих родителей. Интенция матери ей понятна: «В младших классах основным показателем успешного развития ребенка является его школьная успеваемость. Отличники – умные, целеустремленные, трудолюбивые дети, их любят и уважают. Следовательно, хорошие оценки свидетельствуют о том, что ребенок растет “правильно” и в жизни у него не будет проблем. Плохие же оценки говорят о том, что сын ленив или у него нет нужных способностей и в будущем ему не удастся добиться ничего. Желая сыну лучшего, мама должна заставить его учиться.

Отец сына может рассуждать следующим образом: “Оценки в целом не являются показателем ума или успешности и, тем более, по ним нельзя судить о будущем личности. Чтобы ребенок в чем-то активно участвовал, его нужно уметь заинтересовать, а школьные учителя на это не способны. Вмешиваться и ругать бессмысленно: если сына заставлять учиться, пользы от этого не будет”».

Жена конфликтует, так как считает мужа безучастным к судьбе сына, но она ошибается. Ее муж не только любит ее и ребенка, но и обладает высоким практическим интеллектом. Он смог заинтересовать сына своей работой, обучить его профессиональным навыкам и показать возможности их применения для получения социально одобряемого результата.

Позитивные взаимоотношения в семье – залог успешной социализации и успешности человека в целом. Это имеет большее значение, чем высокие отметки в школе.

Диапазон применения байки: консультации, тренинги, лекции и обучающие семинары для родителей.

№ 22. Байка «Какой ребенок лучше?»

В семье было двое детей. Разница между ними в возрасте составляла всего два года. Старшая дочь росла независимой, настырной и всегда имела личное мнение. Младший братик держался поближе к маме, старался ее слушаться и даже помогать.

Такие различия между братом и сестрой стали отражаться на отношении матери к неодинаковым детям. Девочка, как правило, оставалась плохой и трудновоспитуемой, а мальчик – ласковым маменькиным сыночком. Дети росли, а родительский стереотип не менялся. В конце концов, мама решила, что из дочери ничего путного не получится.

Мораль. Стереотипы материнского отношения к детям существенно влияют на их дальнейшую судьбу.

Комментарий. Усилиями таких матерей закладываются психологические основы жизненного сценария у детей. Давайте их проанализируем и сравним.

Любимый сын вырастет с высокой самооценкой. Благодаря хорошему воспитанию он добьется больших успехов, станет независимым, начнет заботиться о собственном благополучии. Преуспевая в карьере, он все реже и реже будет вспоминать о матери. Месяцами у него не будет получаться ей даже позвонить и спросить о состоянии здоровья. На праздники он подарит своей мамочке дорогой подарок и снова углубится в напряженную работу.

Дочь будет отличаться заниженной самооценкой со свойственными ей признаками латентной невротизации. Она не добьется такого материального благополучия, как у брата, так как бо́льшую ценность для нее будут представлять взаимоотношения с людьми. По компенсаторному типу она станет поведением доказывать свою значимость, востребованность. Спустя много лет дочь, скорее всего, простит мать и останется для нее самой надежной помощницей и заботливым ребенком. Повзрослев и приобретя личный опыт, она сможет во многом согласиться с мамой, приняв ее жизненную позицию.

Несчастное детство и счастливый конец семейной истории? Вполне возможно, но при условии постоянного внутреннего развития каждого персонажа.

Диапазон применения байки: системное семейное консультирование.

№ 23. Байка «Лечение симуляции»

Настя почувствовала легкое недомогание. Осенью все болеют. Можно будет симулировать температуру и не ходить в школу. Прекрасная идея!

Утром девочка встала пораньше и закрылась в ванной комнате. Она долго грела руки под краном с горячей водой и сидела на батарее. Стало совсем жарко. Лицо у Насти раскраснелось. Теперь все готово. Можно идти к маме.

– У меня температура. Я плохо себя чувствую, – заныла обманщица.

– Дай я потрогаю твой лоб. Да, похоже на температуру. Ты вся красная, – забеспокоилась мама.

– Можно я дома останусь. Лучше отсидеться. Ты сама так говоришь, – предложила дочь.

– Конечно. Оставайся дома. Я позвоню учительнице.

Все ушли на работу. Настя тоже не планировала сидеть дома. Очень хотелось прогуляться по магазинам, зайти к реально болеющей подружке. Планов много…

Переживая за здоровье дочери, мама пораньше пришла с работы. Где же больная? Настя появилась только спустя час. Она стояла у дверей мокрая, без головного убора, так как попала под дождь. Мама сразу поняла, что ее обманули.

– Теперь все время будешь ходить в школу. Там сухо и тепло, – выразила она свое отношение к поступку Насти.

Мораль. Дети и подростки могут симулировать болезнь, чтобы не ходить в школу. Они рассчитывают на доверчивость любящих родителей.

Комментарий. Большинство школьников придумывают различные уловки, чтобы прогулять уроки. К этому нужно относиться с пониманием. Взрослым тоже периодически не хочется идти на работу по разным причинам. Это нормально.

В таких случаях родители проводят длительные беседы с учениками-симулянтами. Часто они не дают существенных результатов. Не хочется разочаровывать, но мамы и папы, сами не осознавая того, своим социальным поведением, чувствами и отношением к жизненным ситуациям дают право на симуляцию собственному ребенку. Проанализируйте, почему дети позволяют себе так обращаться с родителями или одним из них. Когда и как мы успели им это разрешить? Думайте. Ответ кроется в нас самих.

Прекращать симуляции необходимо, но с помощью организационных мер. Попробуйте ужесточить систему проверки состояния здоровья ребенка. Не тратьте время на пустые разговоры о плохом самочувствии ученика на фоне его активных занятий и телефонной болтовни с друзьями. По-настоящему больной ребенок выглядит совсем иначе. Жесткость и принципиальность родительской позиции – лучшее лекарство от симуляции.

Диапазон применения байки: консультирование психологом родителей, воспитывающих подростков.

№ 24. Байка «Любимый плакса и вредина»

Ходит чудо по квартире,

Нет его любимей в мире.

Как озера блюдца-глазки,

Гномик маленький из сказки.

* * *

Говорит он: – Дай конфет!

Отвечает мама: – Нет!

Гномик ласковый пропал,

Вредным плаксой гномик стал!

* * *

Это кто же так ревет?

Может, это пароход?

Может, это водовоз

Тут разлил ведро из слез?

* * *

Кто тут топает ногами

Со слезами и соплями?

Плакса-вредина откуда?

И куда девалось чудо?

* * *

Мама даст ему игрушку,

Чмокнет в сладкую макушку,

Мама рядом посидит,

Снова в чудо превратит!

(Елена Гуманенко)

Мораль. Материнское терпение способно творить чудеса в воспитании детей.

Комментарий. Так непросто сдержаться, когда ребенок выводит взрослых из себя неразумными требованиями. Любящие матери утверждают, что это возможно. Они по-настоящему испытывают радость материнства. Однако бывает совсем другое отношение. Вспомните, как иногда детей тащат за руки, они кричат и плачут, а родители обрушиваются на них с яростными обвинениями в плохом поведении. В таких ситуациях конфликтующие стороны не обращают никакого внимания на окружающих. Главное – выразить свое неудержимое негодование.

Публично кричащих на детей мамочек хочется спросить: «Зачем вам ребенок?» В ответ можно услышать: «Я не люблю детей. Муж хотел», «Я не люблю маленьких детей. Они такие вредные».

Парадоксально, но факт. Вот еще один пример. Я вела утром сына в школу. У входа в здание стояла мама и била по рукам и лицу свою дочь, которая призналась, что забыла положить в сумку какие-то учебные принадлежности. Я запомнила гримасу на лице этой мамы. В тот момент она явно не думала об уговорах или поцелуях. Да, любовь и терпение не всегда проявляются в детско-родительских отношениях, но без них у ребенка не будет успешного будущего.

Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, психологическая помощь детям, системное семейное консультирование.

№ 25. Байка «Мама всегда придирается»

Дочку ждали почти у самого порога. Мама сразу пошла в атаку:

– Пришла? Почему так долго. Уроков не задано?

– Задано. Я успею.

– Ты вообще ничего не успеваешь. Смотри, сапоги уже неделю не чистишь. Голова грязная. Когда ты ее мыла в последний раз?

– Мама, хватит ко мне цепляться.

Дочка быстро прошмыгнула в свою комнату. Однако напрасно. Дверь распахнулась, и разозленная мать снова принялась отчитывать нерадивого ребенка.

– Скоро к тебе будем боком заходить. Все завалено вещами. Даже нижнее белье валяется. Замуж выйдешь, так тебя муж выгонит. Кому нужна такая грязнуля?

– Ну хватит, мне надоело. Что ты ко мне все время придираешься?

– Я прошу тебя жить нормально, по-человечески. Убирать все за собой. Вовремя выполнять свои обязанности.

– Нет, ты придираешься ко мне. Пора сбегать из дома.

– Беги, беги. Нам с папой легче жить будет.

Прошло несколько месяцев, и дочка ушла жить в семью своего молодого человека. Дома у них чисто, и все друг другу рады.

Мораль. Родители не умеют радоваться собственным детям.

Комментарий. Многие родители, особенно мамы, предъявляют постоянные, многократные претензии к детям, которые их просто раздражают ленью, медлительностью, безответственностью. Взрослые устают на работе. Дома – хозяйственные обязанности. Любой матери захочется получить хоть немного благодарности за свой рутинный труд со стороны взрослой дочери. Остается важный вопрос: как это лучше сделать? Вряд ли бесконечные придирки помогут достичь желаемого результата, из-за усталости не хватает терпения, чтобы найти оптимальный стиль общения с ребенком и определиться с формулировками требований к нему.

Совместные интересы позволяют наладить коммуникацию и постепенно придти к компромиссам в ведении домашнего хозяйства и выполнении личных обязанностей дочерью. Не следует забывать об особенностях подросткового возраста, для которого свойственна нетерпимость, строптивость и критика в адрес взрослых, которые «по жизни давно отстали и ничего не понимают». Поможет справиться с раздражением чувство принятия своего ребенка. Не нужно его постоянно заставлять и контролировать. Для улучшения взаимоотношений не помешает порой что-то не замечать и прощать.

Диапазон применения байки: консультации психолога с матерями, воспитывающими девочек-подростков.

№ 26. Байка «Мама как собака»

В комнату к Игорю снова ворвалась злая мама:

– Прекрати болтать по телефону! Садись, делай уроки!

– Сейчас. Не кричи на меня! – возмутился подросток. – Закрой дверь в мою комнату. Что ты ко мне пристаешь?

– Я к тебе пристаю? Да ты из меня собаку сделал. Бегаю и только лаю: убери кровать, сложи портфель, выключи компьютер, иди спать… Гав-гав-гав…

Расстроенная мама захлопнула дверь и пошла на кухню, чтобы позвонить подруге и пожаловаться ей на своего сына.

Мораль. Постоянные придирки к ребенку – показатель нарушения коммуникации между матерью и сыном.

Комментарий. Матери проявляют вербальную агрессию по отношению к детям в тех случаях, когда не оправдываются их ожидания. Простите, но кто сказал, что ребенок должен полностью соответствовать нашим представлениям о правильном поведении, высокой успеваемости, добром отношении к родителям? Все это придумали сами мамы, а потом стали нападать с претензиями на трудновоспитуемых подростков.

В таких случаях нужно садиться за стол переговоров. Можно даже привлечь специалиста, который поможет близким людям услышать и понять друг друга. Не рекомендуется накалять внутрисемейную обстановку: запрещать, наказывать, лишать. Такие воспитательные меры только усилят взаимное отчуждение.

На первом этапе восстановления и налаживания отношений маме следует снизить требования к ребенку, а сыну – начать выполнять просьбы матери и сдерживать свои обещания. Постепенно можно достичь желаемой взаимной поддержки и дружеских отношений.

Немного об этологии. Вспомните ситуации нашего общения с домашними животными. Почему собака лает на постороннего человека? Он субъективно представляет для нее угрозу. Никто из них не решается на открытое нападение. Оба участника конфликта предостерегающе медлят в совершении активных действий. При этом человек вообще может не понимать причины собачьего лая.

Так и во внутрисемейных отношениях: взаимное непонимание порождает агрессию. Каждый член семьи начинает бороться за свои ожидания и привилегии, а нужно учиться сотрудничать, находить компромисс и принимать индивидуальные особенности близкого человека.

Диапазон применения байки: коррекционно-развивающие занятия с подростками, психологические тренинги для подростков и родителей, консультации психологов для родителей, системная семейная психотерапия, арт-терапия для членов семьи.

№ 27. Байка «Мама-прислуга»

Евгению ждала участь многих замужних женщин. У нее родился сын. Муж завел большую собаку-кобеля. Кроме того, в квартире тихо доживал свой век кастрированный кот Фантик. За всеми этими мужчинами приходилось ухаживать. Старому коту нужно было ежедневно давать особые витамины и лекарства, чистить его туалет. С собакой Марфиком несколько раз в день необходимо гулять, а потом мыть, кормить и собирать за ним огрызки костей. Муж любит, когда его вечером ждут с накрытым для ужина столом. Ребенок всегда требовал особого отношения и заботы. Сама Евгения как мать жалела сынишку. Конечно, он сильно уставал от занятий в детском саду. Приходил домой, бегал, раскидывал игрушки. Мама же ходила за ним и их собирала. Уснет сыночек, а маме уборки еще на час. Почти в полночь дойдет она до дивана у телевизора. На нем уже спит муж с котом и собакой. Вот так день и пройдет. Только бы уткнуться в подушку и немного поплакать от обиды. С утра снова подъем, пробежка с псом, завтрак и прочее. Житейский марафон продолжается.

В один из вечеров маму Женю задержал на работе привередливый заказчик. Пришла она домой и ужаснулась. Голодный муж спит на диване. Кот лежит в детской кроватки и грызет игрушку. Пес Марфик доедает в коридоре мамин тапок. Весь грязный, сынишка лежит среди разбросанных вещей и игрушек. Не выдержала мама Женя и громко закричала:

– Я вам прислуга, что ли? Сами ничего не можете сделать?

Муж проснулся, вышел встречать жену в коридор. Он не понимал ее обиды:

– Ну, Женюсик! Мы тебя ждем. Без тебя нам плохо.

Вот и не знаешь: радоваться или плакать?

Мораль. Ответственные мамы-хозяйки приучают всех членов семьи принимать их постоянную помощь.

Комментарий. Нашей героине следует обижаться на себя, так как она приучила своих мужчин и животных к постоянному обслуживанию. Невозможно за один вечер изменить всю семейную ситуацию.

Не желает быть прислугой? Тогда необходимо постепенно вносить коррективы в поведение и привычки всех членов семьи, приучать их к взаимопомощи. Не обязательно добиваться от мужчин полного самообслуживания. Просто нужно распределить обязанности: муж гуляет с собакой, сын убирает кошачий туалет, а мама готовит ужин. Все вместе делают в субботу уборку квартиры и едут куда-нибудь отдыхать. Это возможно, если люди любят и уважают друг друга.

Диапазон применения байки: консультации психолога для жен, мужья которых мало занимаются домашним хозяйством.

№ 28. Байка «Мама-шпион»

Дочурка подрастала. Не успели оглянуться, как началось обучение в 11-м классе. Впереди – подготовка к ЕГЭ, поступление в вуз. Все время придется тратить на занятия с репетиторами.

Мать выпускницы стала буквально за ней следить. Проверяла всех, кто ей звонит, куда она пошла, о чем разговаривает, сколько занималась с репетиторами. Дочь сначала этого не замечала, а потом обратила внимание, что кто-то рылся в ее вещах. Перевернули даже нижнее белье. Странно. Такого никогда не было.

– Мама, а кто копался в моих вещах?

– Не знаю, – обманула опытная блюстительница порядка своего наивного ребенка.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 111 баек для педагогов (О. В. Защиринская, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я