Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет (М. Б. Зацепина, 2006)

Пособие посвящено актуальной современной проблеме – сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами. В него включены сценарии календарно-обрядовых праздников, которые помогут педагогам подготовить и провести праздники с детьми 5–7 лет, а также перечень календарных праздников, народный мясецеслов, народные игры и т. д. Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, школ, центров детского досуга, а также всем, кто интересуется проблемами возрождения детского традиционного досуга.

Оглавление

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет (М. Б. Зацепина, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сценарии календарно-обрядовых праздников

Капустные вечерки

Цель этого праздника – закреплять знания детей о православном празднике Воздвиженье. Педагог знакомит детей с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать друг другу, а после работы с удовольствием отдыхать и развлекаться.

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, па которых будут сидеть дети, на столе красивый натюрморт из овощей и букеты желтых осенних листьев; небольшие столы, на которых лежат доски с кусочками капусты и деревянные тяпки.

Все участники праздника и ведущие – Хозяйка (воспитатель) и Дед (взрослый) – одеты в русские народные костюмы.

В зале у печки сидит Хозяйка.

Хозяйка.

Дует ветер,

Льется дождь,

Холодно на улице,

А в избе у нас тепло,

Печка топится.

Жду гостей к себе давно…

За дверью раздается пение (дети исполняют любую осеннюю песню, по выбору музыкального руководителя, или песню «Осень», муз. Н. Елисеева, сл. К. Бальмонта).

Дети приоткрывают дверь зала и стоят у двери «стайкой», не решаясь войти.

Хозяйка.

Ой, вы гости дорогие,

Девки красные и парни удалые,

Приходите пособить

Да капустку порубить.

Не толпитесь на крылечке,

Проходите ближе к печке,

Будет весело у нас —

Где работа, там и пляс.

Под русскую народную мелодию дети входят в зал. Хозяйка предлагает всем сесть.

Хозяйка. В избе-то у пас весело да тепло, а вот па улице сыро, ветрено да студено. Воздвиженские зазимки еще не беда, что-то скажет Покров-батюшка… Расскажу-ка я вам сегодня, ребята, как в старину на Руси народ собирался да друг другу помогал. Так вот, есть в церковном календаре такой праздник – Воздвиженье. Этот праздник приходится на 27 сентября. В народе говорили: «Сдвиженье тепло сдвигает, а холод подвигает». А кто-нибудь из вас знает другие поговорки об этом празднике?

Дети. Воздвиженье осень зиме навстречу двигает. На Воздвиженье первая барыня – капуста.

Хозяйка. На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю зиму. «Без капусты щи не живут». «Капуста не пуста, сама лезет в уста». «Для чего огород городить, коли капусту не садить». Нарубят девицы капусты, а после работы начинаются капустные вечерки с веселыми играми и прибаутками.

Выходят девочки и встают за небольшие столы, на которых все приготовлено для рубки капусты (дощечки, капуста, деревянные тяпки). Мальчики встают рядом с ними. Исполняется песня «Капустник», муз. В. Нечаева, сл. А. Шервинского. По окончании песни дети садятся на лавки.

Ребенок. А кончил дело – гуляй смело! Делу время – потехе час! Собрались мы, чтобы попеть, шутки и прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться.

Хозяйка. Поэтому, гости дорогие, не забывайте, что капустных вечерков без несен, плясок, шуток и прибауток не бывает. Запевайте песню шуточную, прибауточную.

Дети подгруппами исполняют прибаутки «Патока с имбирем», обр. Гр. Лобачева. Затем ребята инсценируют русские народные песни «Две тетери» и «Ваня-простота».

Далее дети исполняют хоровод под русскую народную песню «На горе-то калина».

Хозяйка. Вижу я, что вы, ребятки, мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать вы умеете? Вот послушайте:

Растет она на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах.

Без счету одежек —

И все без застежек.

(Кочан капусты)

Лоскуток на лоскуток —

Зеленые заплатки,

Целый день-деньской она

Нежится на грядке.

(Капуста)

Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

Па вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Кчюква)

Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой. А какой же капустник без шуток и прибауток?! Молодцы хотят всех повеселить да позабавить.

Мальчики исполняют русскую народную песню «Где был Иванушка» (роль девочки исполняет мальчик, надев на голову косынку).

Хозяйка. Вот так весельчаки-балагуры, всех насмешили, позабавили. А как соберутся красны девицы да добры молодцы вместе, тут место песне, пляске и играм найдется. Давайте поиграем в игру «Заря-зарница» или «Колечко».

Проводится игра «Заря-зарница» (или игра «Колечко»), затем все дети садятся па лавки. На середину зала выбегают девочки и, приплясывая, исполняют частушки.

Капуста моя,

Все четыре кочана.

Никогда я не плясала,

Только нынче начала!

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась,

Балалайка заиграла —

Я не удержалась!

Если 6 не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?!

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души:

«Хороши частушки ваши,

И вы тоже хороши!».

Из-за печки неожиданно выходит Дед с прутом (лозиной) в руке и замахивается на детей, грозит им.

Дед. Вы чего тут расшумелись, а? Только я пригрелся, уснул, а вы со своими песнями и плясками меня разбудили, мешаете мне отдыхать. Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

Дети вскакивают со своих мест и начинают дразнить Деда, прыгая вокруг него и приговаривая:

Дед хотел уху сварить

И пошел ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом – петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль улочки.

Деду бедному невмочь,

Надо старому помочь.

Проводится игра «Догонялки» (или русская народная игра «Как у дяди Трифона»).

Затем дети снова садятся на лавки.

Дед. Что-то я с вами заигрался. Пойду-ка я в огород на свою капустку посмотреть.

Дед идет по кругу, приговаривая:

Вейся, вейся,

Вейся, вейся,

Капустка моя,

Развивайся, белая.

Хозяйка.

Да как капустке не виться,

Белой не ломиться?

Вейся, капустка,

Вейся, белая.

Дед.

Дождик льет,

Дождик поливает

Белую капустку ломает.

Дед уходит. Хозяйка приглашает детей в хоровод «Я на камушке сижу», муз. Н. Римского-Корсакова.

Хозяйка. Спасибо вам, красавицы и добры молодцы. Расскажу вам еще об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни на лавку напротив друг друга, ногами упирались друг в друга, руками держали палку, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону, тот и сильнее. Давайте и мы померяемся силой.

С мальчиками проводится игра «Перетягивание палки».

В зал снова входит Дед с большой корзиной белокочанной капусты в руках.

Дед.

Эй, хозяйка, не зевай,

Принимай-ка урожай!

Хозяйка. Ну, спасибо тебе, Дед, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет, и что на зиму засолить, будет, чем детишкам полакомиться. Угощу-ка я вас, ребятки, вкусной, сладкой да сочной белокочанной капусткой.

Хозяйка раздаст детям небольшие кусочки капусты или кочерыжки. Ребята благодарят хозяйку и прощаются с ней, желая добра и долгих лет жизни.

По окончании праздника в группах для детей можно организовать чаепитие с пирожками с капустой. На такое чаепитие целесообразно пригласить родителей, бабушек и дедушек, чтобы создать семейную обстановку.

Другой вариант: можно приготовить в группе все необходимое для рубки капусты и вместе с детьми ее нарубить (взрослые рубят, дети смотрят). Дети подготовительной группы могут подготавливать клюкву, тереть на терке морковь. После засолки капусты устраивается чаепитие с пирогами с капустой.

Осенние посиделки

Дети вместе с ведущим подходят к залу. Двери зала закрыты.

Ведущий. Что же делать? Давайте постучим.

Стучат. Выходит Хозяйка.

Хозяйка. Добрый день, гости желанные! Милости просим па Осени-ны! Чтобы зайти в нашу горницу, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно:

Вот художник так художник,

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?

Дети. Осень!

Хозяйка. Молодцы, отгадали. Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь!

Дети вместе с ведущим входят в зал и садятся на стульчики. Входят две девочки с караваем хлеба и солонкой на подносе.

1-я девочка. Нам начинать досталась роль!

2-я девочка. Мы принесли вам хлеб да соль!

Девочки низко кланяются, вручают подносы хозяйке и садятся на свои места.

Хозяйка и ведущая с подносом в руках обходят весь зал, каждый ребенок и взрослый отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает. В это время звучит русская народная музыка в аудиозаписи. Хозяйка. Без хлеба не бывает праздника. Хлеб – всему голова. Входят дети.

1 – й ребенок.

На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2-й ребенок.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод —

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3-й ребенок.

Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались —

Без общенья жизни нет.

4-й ребенок.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Хозяйка.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Ведущий.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Хозяйка.

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

1-й ребенок.

Отдых – это не безделки —

Время игр и новостей.

2-й ребенок.

Начинаем посиделки!

3-й ребенок.

Открываем посиделки!

Дети (хором).

Для друзей и для гостей!

Исполняется песня «К нам гости пришли» (слова М. Ивенсен, музыка Ал. Александрова).

Ведущий. Наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи.

Ребенок.

Осень за окошком ходит не спеша.

Листья па дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду,

Тихо и красиво осенью в саду.

Исполняется песня «Осень», музыка и слова О. Девочкиной. Ребенок.

Ветрено, ветрено, вся земля проветрена,

Ветер листья с веток разогнал по свету:

Липовый, березовый, желтый лист и розовый.

День прохладный, голубой.

Лес овеян легкой дымкой.

Осень ходит невидимкой и шуршит листвой.

Дали чисты и ясны, на полях покой глубокий.

Улетают в край далекий птицы до весны.

Исполняется хоровод «Лен зеленый», слова и музыка народные.

Ведущий. Считалось, что в Семен день нигде не увидишь воробьев. Почему? Существовало такое поверье, что в этот день их черт в лес собирает и меркой меряет: сколько взять себе, а сколько выпустить.

Хозяйка. А вот я хочу родителям вопрос задать. В Семен день хоронят мух и тараканов. Как это делают? Из маленьких овощей – моркови, тыквы, редиски, репы, свеклы – вырезают сердцевину, кладут туда горсть пойманных мух, закрывают и зарывают в землю. При этом кто-нибудь полотенцем выгоняет мух из дому и приговаривает: «Муха к мухе летите, мух хороните» или: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать, муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Молодцы, ребята, вы действительно все про осень знаете. Зададим вам очень трудный вопрос. Что за праздник Кузьминки? (Это день Кузьмы и Демьяна. Празднуется 14 ноября. Кузьминки – об осени одни поминки. Кузьминки – встреча зимы.) Кто такие Кузьма и Демьян? (Кузнецы.) Почему их называют бсссрсбрснниками? (Они не брали денег за свою работу.) Почему их называли кашииками? (За работу их кормили кашей.) Что делали девушки в этот день? (Устраивали посиделки: снимали избу, готовили пиршество, приглашали парией и гуляли до утра.)

Исполняется песня «Девицы-мудреницы», слова и музыка русская народная. Девочки на скамейке шьют, вяжут, вышивают.

Исполняется хоровод «Рябина», музыка и слова А. Рождественского.

Исполняется «Танец с платочками» – русская народная мелодия.

Ведущий. Знают ли родители, в какие игры играли в этот день парни и девчата? Вспомните свое детство.

Проводится русская народная игра «В смолу» (парный танец под русскую народную мелодию).

В зале появляются кузнецы с молотами за плечами.

1-й кузнец. Хозяйка, кузнецы нужны?

Хозяйка. А что вы умеете делать?

2-й кузнец. А вот что.

Инсценируется песня «Во кузнице», слова и музыка русская народная. Дети поют песню, кузнецы выковывают два больших гвоздя.

Исполняется песня «Кто сказал, что осень грустная пора?», слова Г. Якуниной, музыка О. Девочкиной.

Ребенок.

Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов.

Так давайте славить осень песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи. Осень, это праздник твой!

Исполняется «Веселый хоровод», польская народная песня, слова М. Дорофеевой, обработка В. Сибирского.

Дети садятся на свои места.

Хозяйка. Хорошо поете, хорошо танцуете. А знаете ли вы русские народные праздники?

Ведущий. Наши дети знают про осень очень много, и сейчас ты в этом убедишься.

Ведущий спрашивает, дети отвечают на вопросы.

Веду щи й. Как называется первый осенний праздник? (Успенье.) Чему он посвящается? (Окончанию жатвы и встрече осени.) Когда начинали жатву, как называли первый сноп? (Именинник.) А последний? (Молчанушка.) Почему? (Было такое поверье, что если в это время девушка заговорит, то жениху нее будет слепой.) Что дальше делали с молчанушкой? (Наряжали в сарафан, обвивали ситцевыми платками, приносили домой, ставили в красный угол, несли ему хлеб и соль, низко кланялись и сохраняли до нового урожая.) Закончили жатву, пора и повеселиться на славу! Запевайте песню шуточную, песню шуточную да прибауточную!

Исполняется русский народный хоровод «Ходил козел по меже».

Хозяйка. Что-то наши взрослые заскучали, на вопросы не отвечали.

Спрошу-ка я у них, какой праздник 14 сентября отмечается?

Ведущий. Дети знают. Ребята, что это за праздник? (Семен день.) Что в этот день делали? (Начиналось Бабье лето, начинались посиделки – работа в избах при огне, с этого дня начинали выкапывать картошку, сушить и мять лен.) Что делают изо льна? (Нитки, из них ткут полотно, из него шьют одежду, постельное белье, полотенца.)

1-й кузнец. Вот вам, хозяева, и уменье паше в доме пригодится.

Хозяйка. Ах, спасибо, работнички, уважили, кузнецы умелые. Чем

вам заплатить?

2-й кузнец. Мы – бессребренники, как Кузьма и Демьян.

1-й кузнец. Дайте нам кашку ржану да накормите вволю.

Проводится игра «Кто быстрее съест кашу».

Хозяйка. Пришла пора рассказать, чем же заканчивался праздник Кузьмы и Демьяна? (Ответы детей.) Чучело Кузьмы, сделанное из соломы, разбирали, солому разбрасывали по земле, чтобы она согрела землю и урожай был хорошим, и на этой соломе танцевали, прощаясь с праздником.

Ведущий. Ребята, вы так много рассказали сегодня об осенних праздниках, давайте мы саму осень к нам в гости позовем.

Исполняется русская народная закличка «Осень в гости просим».

Входит Осень.

Осень.

Вы обо мне? А вот и я.

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черед.

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной,

Осенние сады и парки?

Дети.

Да, хороши твои подарки!

Осень.

Я пришла на праздник к нам петь и веселиться.

Я хочу со всеми здесь крепко подружиться.

Исполняется хоровод-игра «Здравствуй, осень», слова Е. Благининой, музыка Е. Тиличеевой.

Осень. Я прихожу не одна, а со своими братьями, осенними месяцами. Их у меня трое. Попробуйте узнать, про какой месяц я говорить буду.

Опустел ваш лес и сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь)

Все мрачней лицо природы —

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Черно поле бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)

Осень. Молодцы, ребята, все осенние месяцы правильно назвали. А играть вы любите? Я вам покажу настоящие осенние игры.

«Собери кленовый листочек» (большой лист разрезан на несколько частей, их нужно сложить).

«Собери картошку ложкой».

«Перейди лужу в калошах» (лужа – ковер, калоши очень большого размера).

«Репка» (дед и баба – родители, остальные персонажи – дети). «Перепрыгни через лужи» (лужи вырезаны из ватмана; нужно перепрыгнуть через три лужи и вернуться на свое место).

«Собери сорняки в ведра» (из бумаги вырезаны нарисованные васильки, листья одуванчика и вьюны; каждый из трех вызванных детей собирает что-то одно).

«Кот в мешке» (игра для родителей: узнать овощ или фрукт на ощупь, не вынимая его из мешка).

Осень.

Занимайте, люди добрые, на лавках места удобные.

Коли плохо видно вам, театр подойдет к местам.

Сценка театра на обруче.

Осень. Поправилось вам представление? И мне у вас поправилось. Я очень рада, что вы любите осенние игры, песни, стихи, и праздники, и обычные осенние денечки.

Хозяйка. А теперь, гости дорогие, и ты, Осень золотая, милости прошу к праздничному столу.

Осенняя ярмарка

Зал украшен осенней атрибутикой, в центре зала стоят ярмарочные лавки. Под аудиозапись «Коробейники» дети старшей группы входят в зал и раскладывают свой товар па прилавках. Дети одеты в русские национальные костюмы.

Ведущий. Приезжайте, гости дорогие! Товар готов! Ярмарка ждет вас!

Под песню «Чики-чики-чикалочки» (песню поют все дети) дети средней группы въезжают в зал на палочках. Вместе с детьми входит Осень.

Ведущий. А вот и Осень к нам пришла, гостей привела. Здравствуй, Осень! Милости просим!

Осень. Здравствуйте, ребятки. Я к вам в гости пришла, малых деток привела.

Ведущий. Подходите, гости, посмотрите, что у пас есть па ярмарке.

Осень с детьми рассматривает товар.

Ведущий. Богатая у нас ярмарка, сколько товара разного, вот и выращенный урожай, и выпечка! А вот и самовар с баранками, без них па Руси не обходилась ни одна ярмарка. Осень, наши дети знают песню про баранки!

Дети исполняют русскую народную песню «Бай-качи-качи».

Осень. Ребята, а что это у вас тут такое стоит? Что-то я раньше здесь это не видела.

Дети. Это балаган.

Осень. Да, в старину он всегда стоял на ярмарке и всегда там находился…

Выскакивает кукла – Петрушка.

Петрушка. А вот и я, кто меня вспомнил?

Осень. Петрушка, как ты меня напугал!

Петрушка. А я пришел посмотреть, что у нас в этом году есть интересного на ярмарке.

Ведущий показывает на прилавки.

Ведущий. Посмотри, Петрушка, какой урожай нам Осень принесла.

Петрушка. А я тоже не с пустыми руками пришел, я ребятам загадки принес.

Петрушка загадывает детям загадки об овощах, последнюю – о картошке.

Проводится аттракцион «Кто быстрее принесет картошку».

Ведущий. А теперь ты, Петрушка, отгадай наши загадки! Дети, давайте вспомним загадки и загадаем их Петрушке.

Дети загадывают Петрушке загадки (по желанию).

Петрушка отгадывает, ошибается, дети помогают ему.

Осень. А еще я вам листья разноцветные принесла – раскрасила. Посмотрите, здесь и красные, и желтые, и даже зеленые есть! Сейчас я их по залу закружу, все засыплю!

Ведущий. А мы с ребятами все листочки соберем и с ними потанцуем!

Проводится упражнение – танец детей с листьями (по выбору музыкального руководителя). Петрушка хвалит детей. Неожиданно под музыку в зал входит Медведь с коробом.

Осень. Медведь, ты как к нам забрел? Ты нас не пугай!

Медведь. А я к вам па ярмарку пришел, свой товар принес, а вот какой – отгадайте!

Медведь загадывает загадки про дары леса. Дети отгадывают, медведь их хвалит, потом предлагает поиграть. Проводится игра «Собери грибы».

Осень. Да, богат лес урожаем грибов, а вот ягода осенью только одна, да и то горька.

Веду щи й. Знаем мы эту ягоду! Ну-ка, девочки, выходите да «Рябинушку» нам спляшите!

Исполняется хоровод «Рябинушка-красавица», музыка Е. Ремизовой, комбинация движений Э. Богуславской.

Медведь. Весело тут у вас на ярмарке, да пора мне в лес, к зимней спячке готовиться. До свидания, ребята! Приходите ко мне в лес летом по грибы, по ягоды!

Медведь уходит.

Петрушка. А вот и Иванушка к нам в гости пожаловал! Где ты был, Иванушка?

Исполняется инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?», обработка М. Иорданского.

После этого Петрушка обращает внимание детей на расписные ложки, гуделки, трещетки и просит повеселить его. Дети играют на самодельных музыкальных инструментах.

Ведущий. Хорошо мы на ярмарке погуляли – повеселились! Но чтобы всегда ярмарки были такими богатыми и веселыми, надо очень много трудиться. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

Дети вспоминают поговорки.

Осень. Понравилось мне у вас на ярмарке, хороший урожай собрали.

Убран хлеб, и тише стало,

Жарко дышат закрома,

Поле спит, оно устало,

Приближается зима.

Над селом дымки плывут,

Пироги в домах пекут.

Заходите, не стесняйтесь,

Пирогами угощайтесь.

Все идут в группу пить чай с пирогами.

Новый год – Коляда

В группу входит Петрушка.

Петрушка.

Здравствуйте, ребята! А вот и я!

Меня узнали вы, друзья?

Я веселый, озорной.

Я – Петрушка заводной.

Помните, ребята, мы с вами вместе были на празднике Осени? Я весь праздник смотрел с балагана. Очень мне тот праздник понравился! А сегодня я вас поведу на зимний праздник – встречу Нового года!

Петрушка уводит детей в зал. Дети рассматривают в зале елку, игрушки. Петрушка обращает их внимание на то, что нигде не видно игрушек Снегурочки и Деда Мороза. Но без них не начнется елка, поэтому их надо пойти поискать.

Петрушка. Где живут Снегурочка и Дед Мороз? (В сказочном, дремучем лесу на севере, там, где холодно, где всегда лежит снег.) Хоть путь туда пе близкий, пойдем, найдем их и пригласим на праздник, иначе и праздника не будет!

Под музыку в зале появляется Кикимора.

Кикимора. И не будет у вас праздника! Я заколдовала все тропинки к дому Деда Мороза и Снегурочки, и вы их никогда не найдете, а найдете – все равно не получите, потому что я вредная!

Петрушка. Нет, найдем!

Кикимора. Нет, не найдете, не найдете!

Петрушка. Ну, смотри у меня!

Петрушка бежит за Кикиморой, она убегает. Петрушка возвращается к детям.

Петрушка. Ребята, что же нам делать? Ой, смотрите, одна игрушка на елке зашевелилась, спрыгнуть хочет! Кто это?

Дети. Колобок!

Петрушка выводит из-за елки Колобка.

Колобок.

Я веселый колобок,

У меня румяный бок,

Все тропинки знаю я.

Помогу я вам, друзья!

Покажу я вам дорогу к тому месту, где Кикимора прячет Деда Мороза и Снегурочку. Но для того, чтобы пройти по заколдованному лесу, мы должны нарядиться в сказочных героев и стать ряжеными, как говорили в старину. Только так мы сможем обмануть и напугать Кикимору.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. Для работы с детьми 5-7 лет (М. Б. Зацепина, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я