Шпаргалка проДАж. Книга 1 (Б. А. Жалило, 2010)

Книга адресована руководителям, сотрудникам отделов продаж, заинтересованным в гарантированном повышении эффективности работы менеджера по продажам, закупщикам и всем, кто занимается продажами, ведет переговоры и убеждает в чем-то других. Книга часто используется читателями в качестве настольной книги с момента ее приобретения, к которой обращаются снова и снова за «подсказками». Книга представляет собой уникальное сочетание технологии активных продаж и конкретных инструментов, фраз, вопросов, заготовок, аргументов, ответов на возражения, которые можно немедленно применять в своих продажах (около 300 возможных фраз-ответов на возможные возражения в первой части книги и около 300 фраз-ответов на возможные возражения с учетом типов клиентов во второй части). Книга написана практиком и для практиков. Автор книги Борис Жалило – системный тренер-консультант Международной Консалтинговой Группы Business Solution International, имеет значительный опыт продаж и управленческой работы. «Книга сама по себе не даст Вам роста продаж. А вот инструментарий – при его применении – гарантированно даст. Все-таки он был отработан за 23 года практики продаж и 20 лет моей работы в качестве консультанта, поднимающего продажи. В 13 странах, 152 городах. Более 2000 компаний.» А еще тысячи компаний получили кусочки этого инструментария на тренингах, которые автор проводит с 1996 года, в том числе самых известных, брендовых тренингах «Школа Дифференцированных продаж», «Дифференцированные переговоры», «Продажи: Школа Тигра», «Продавать дорого!». Благодаря инструментарию из данной книги Вы сможете добиваться того, чего ВЫ хотите от своих собеседников, от своих клиентов, от своих деловых партнеров. Успешных продаж!

Оглавление

7. Продажа себя


Под «продажей себя» понимаем:

Привлечение внимания – пока внимание нам не принадлежит, нас не слушают и не слышат, бессмысленно что-либо рассказывать.

Представьте картину: Вы звоните клиенту. Клиент в этот момент занимался какими-то делами, о чем-то думал, может быть, с кем-то общался… Клиент снимает трубку, отвечает на звонок. Где в этот момент находится его внимание? ПРАВИЛЬНО! ГДЕ УГОДНО, НО ТОЛЬКО НЕ В ТРУБКЕ! И что самое бессмысленное в этот момент?

Начинать что-либо рассказывать в трубку. А что ЧАЩЕ ВСЕГО в этот момент в такой ситуации делают менеджеры по продажам? Как раз «начинают рассказывать что-то в трубку»! Что делать бессмысленно, пока не привлекли внимание. Самая первая задача при телефонном звонке клиенту (а также при визите) – привлечь внимание. Проще всего это сделать каким-нибудь нейтральным вопросом. Например, «как пройти в библиотеку?». ШУЧУ. Например «Вам удобно сейчас говорить?», «У Вас есть несколько минут для очень важного разговора?», «Вы занимаетесь производством пластиковых окон? (это если Вы знаете, что они занимаются)» и т. п. Продумайте свои вопросы для таких ситуаций.

Кстати, если вдруг Вы работаете в рознице, и не звоните клиентам – Вы работаете в торговом зале, и клиенты к Вам приходят – знайте, что внимание заходит ПОСЛЕ клиента. Клиент уже зашел в торговую точку, а его внимание еще на улице. Дождитесь, пока оно зайдет, на чем-либо остановится, и потом уже заговаривайте с клиентом. Спросив, например «Вам показать поближе?», «Вам показать, как это работает?», «Хотите примерить?», «Вы для себя подбираете или на подарок?» и т. п.

Секундного внимания нам, конечно, недостаточно. Нам нужен живой неподдельный интерес. Т. е. длительное, эмоционально вовлеченное внимание. Как добиться интереса собеседника и поддерживать его в течение общения? Достаточно просто. Что любому человеку интереснее всего на свете? Правильно, он сам. И то, что он/она считает своим (дела, вопросы, заботы, семья, машина, бизнес, планы, проблемы…). Если мы хотим вызвать интерес, хотим чтобы нас слушали с интересом, значит, говорить можно только о клиенте, или/и о том, что он считает своим. А если нам еще нечего о нем сказать, мы о нем ничего еще не знаем? Тогда вспоминаем, кого человеку интереснее всего слушать? Правильно, себя. Значит, задаем клиенту вопросы, он рассказывает о себе/своих нуждах, планах, задачах, а мы слушаем. В этом случае интерес гарантирован.

Кроме интереса очень важна симпатия, или позитивные эмоции. Кому легче будет решить вопросы: приятному знакомому или безразличному незнакомцу? Или субъекту, вызывающему негативные эмоции?… Очень важно, прежде чем мы начнем продавать, в начале продажи, и в течение всего процесса продажи, уделять внимание формированию позитивных эмоций, симпатии. Позитивные эмоции мы вызываем улыбаясь, называя собеседника по имени, говоря комплименты (см. Шпаргалку Комплиментов) в конце главы. Нам симпатичны люди, похожие на нас, а «чужаков» мы не очень-то любим. Это, конечно, не означает, что нужно гримироваться перед каждой встречей с клиентом, чтобы быть похожим. Или что нужно переодеваться, чтобы быть одетым так же, как клиент. Хотя, если большинство клиентов одевается именно таким образом, в таком стиле, то, конечно, действительно желательно не выделяться из стиля…

Можно копировать жесты. В НЛП это называют «подстройкой». Но только если Вы действительно это умеете делать. Если это делать неумело, можно попасть в неловкую ситуацию и вызвать вместо симпатии недоумение и раздражение.

Проще копировать речь. Не в смысле заикаться и повторять те же слова-паразиты или оговорки. Это будет выглядеть, как издевка. Просто, стараться говорить на одном языке с клиентом, не «ругаться» профессиональными и техническими терминами, сокращениями, аббревиатурами, сленговыми словечками, которые могут быть непонятны клиенту. (см. Некоторые из «ругательств»). Использовать профессиональные термины, аббревиатуры, названия, сокращения, сленг можно ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, если клиент их использует. И то, аккуратно. Не факт, что клиент их действительно понимает. Тем более, понимает точно также, как и мы, подразумевает абсолютно тот же смысл… Также можно ссылаться на сказанное клиентом, строить свои фразы из тех слов и фраз, которые звучали от клиента. А вообще, стоит вспомнить, кого обычно называют «приятным собеседником»? Правильно, того, кто умеет слушать. Таким образом, задавая вопросы и слушая, мы добиваемся, между делом, и симпатии, положительных эмоций.

Не менее важно доверие клиента. Конечно, доверие завоевывается не за одну встречу, не с первой поставки/сделки, завоевывается годами… Но, все-таки, если ВАМ как клиенту какой-то продавец будет что-то предлагать, говорить, что ЭТО Вам очень идет, идеально подходит, специально для Вас и т. п., при этом он даже не поинтересовался у Вас: а что Вам нужно, что нравится и что не нравится, какие предпочтения, приоритеты…Будет у Вас доверие к такому продавцу и его предложению? Конечно, нет… А если продавец вначале Вас обо все расспросит, будет записывать то, что Вы говорите, а потом, ссылаясь на сказанное Вами, теми же словами и фразами что-то Вам предложит, ведь доверия будет гораздо больше? Значит, и доверие мы завоевываем, в том числе, задавая вопросы и выслушивая клиента, фиксируя его слова, ссылаясь на сказанное клиентом в аргументации.

Приложение 1. Шпаргалка комплиментов

1. Вы прекрасно выглядите!

2. У Вас красивая/красивый/красивое ___!

3. У Вас очень приятный голос!

4. Вы так пунктуальны! Сегодня это редкость!

5. У Вас очень удобно расположен магазин!

6. Очень красивый офис! Эргономичный, оформлен нестандартно! У Вас великолепный вкус!

7. Спасибо Вашему секретарю, все подробно рассказал/рассказала, мне было легко Вас найти!

8. Вчера видел Вашу рекламу в журнале «__». Солидно!

9. Слышал очень хорошие отзывы (от __) о Вашем магазине/товарах!

10. Вы очень профессионально подошли к выбору!

11. Вы сделали очень хороший/правильный/профессиональный выбор! Это действительно наилучший вариант!

12. Вы так основательно ____, сразу видно профессиональный подход!

13. ______, я бы так не сумел/не смог!

14. ______, не то, что другие!

15. Да-а, работа у Вас в магазине просто кипит, никто не сидит без дела. Сразу видно уровень компании/руководителя!

16. Вы так быстро/легко/умело/уверенно ____!

17. Вы меня поразили ___!

18. Я завидую белой завистью вашему ___!

19. Завидую Вашим подчиненным!

20. Вашим подчиненным/клиентам/партнерам/поставщикам очень повезло!

21. Мне очень приятно работать с таким профессионалом!

22. Для меня большая честь/удовольствие ___!

23. Редко встречаешь/сталкиваешься с ___!

Приложение 2. Некоторые из ругательств

• Логистика;

• Пос-терминал;

• SWIFT;

• Бренд;

• Пин, пак;

• Ussd;

• Сид;

• MMI;

• MTM;

• IP tel;

• SPG;

• CUG;

• Блоки;

• Полоса;

• ВКД;

• НПА;

• ПАВ;

• Групповой товарооборот;

• Эксклюзив;

• Дистрибьютор;

• Шелкуха;

• Тампоножка;

• Косяки;

• Сетевуха;

• Висяк;

• Олень;

• Клава;

• Кошелёк;

• Баннер;

• Шиврон;

• Как сайгак;

• Сувенирка;

• Аббревиатура;

• Динамичный;

• Статичный;

• Халтура;

• Убить рекламу;

• Монстрс;

• Блок/блочек.

• Мерчандайзинг;

• Дебиторка;

• Кредитная линия;

• Мотивационный пакет;

• Персоналка;

• Воблеры;

• Эл аут;

• Оф трейд;

• Он трейд;

• Аудит;

• Рогатки;

• Сателитная коробка;

• Шайба;

• Тонкая очистка;

• Роквел;

• Тубинг с фиброоптикой;

• Тюнинг;

• Бриджик;

• Лямбда;

• Контролька;

• Ламели;

• PCD;

• DIA;

• Tubeles;

• Stydles;

• Tybetape;

• Run Fiat;

• Закрытая группа пользователей;

• ДВ и ВС;

• ГО;

• ВКР, скоринг;

• РКО;

• СМБ;

• РС-б;

• Факторинг;

• Эквайринг;

• Дистрибуция

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я