Быстрые деньги (А. Н. Евстегнеев, 2013)

«Жили-были две лягушки. Одна умная, а вторая… не очень. Первая тоже не всегда была умная, но у нее был бесценный опыт: однажды она упала в кувшин со сливками. Чтобы не утонуть, она дергала лапками до тех пор, пока не взбила масло и не выбралась оттуда. Так эта лягушка узнала важный принцип: пока двигаешься – ты живешь. Причем не просто существуешь, а даже можешь что-то создать в результате своей деятельности, достичь своих целей и осуществить свои мечты. Вторая лягушка угодила в кастрюлю с водой. Пока вода была холодная, она наслаждалась прохладной ванной. А когда вода начала нагреваться, лягушка подумала, что этот дискомфорт – временный и вот-вот прекратится…»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быстрые деньги (А. Н. Евстегнеев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел I. Как начать зарабатывать деньги?

Глава 1. Оцениваем ситуацию

Если вашу мечту легко осуществить, значит это ерунда, а не мечта

Вы мало зарабатываете и по уши в долгах? Вы много зарабатываете, но денег все равно не хватает? Вы хотите инвестировать, но не знаете с чего начать и где найти на это деньги? Вы хотели бы начать свой бизнес или зарабатывать на своем хобби, но не знаете, какими должны быть ваши первые шаги?

Вы действительно хотите решить эти и другие финансовые проблемы? Все ответы на ваши вопросы есть в этой книге. А пока вот вам подсказка: присмотритесь к более успешным людям и поймите, что они делают не так, как вы.

Сравнение себя с другими – не всегда приятное, но всегда полезное, «просветляющее» занятие. Окружающие вас люди – это один из факторов, серьезно влияющих на формирование ваших финансовых привычек и результатов. Кроме этого, именно люди являются для нас огромным стимулом к активным действиям.

Итак, сравните себя с людьми приблизительно вашего возраста и той же профессии, которые живут в вашем регионе и у которых стартовые условия были похожи на ваши. Но, в отличие от вас, эти люди должны быть довольны жизнью и не испытывать острой нехватки в деньгах. Найдите, как говорится, 10 отличий между собой и этими людьми.

Получилось?

Что эти люди умеют и знают такого, чего не умеете и не знаете вы? Что они делают такого, чего вы не делаете? Как они относятся к деньгам? В каком кругу они чаще всего вращаются? Как они обычно ведут себя в обществе?

Если вам сложно самостоятельно дать ответы на эти вопросы, вы можете упростить задачу: при первой же возможности расспросите своих более успешных коллег (друзей, знакомых), в чем секрет их успеха.

Никогда не бойтесь спрашивать о том, что вы хотите узнать. Конечно, если только вас не интересуют подробности чужой личной жизни – в остальных случаях вполне возможно, что вы получите искренний ответ на искренний вопрос.

Вам знакомо выражение «выше головы не прыгнешь»?

Это заблуждение. Человек может все.

Никола Тесла

А пока ответьте: можете ли вы прямо сейчас начать инвестировать половину своего заработка? Или хотя бы 30–35 % от ежемесячного дохода? Если да – начинайте читать эту книгу с третьей части. Если нет – оставайтесь здесь. Вам предстоит сначала многое узнать.

Ответ «нет» означает, что вы или действительно мало зарабатываете, или неправильно распоряжаетесь деньгами. В любом случае, в том, что вы прямо сейчас способны хоть какую-то часть дохода сохранять и откладывать, я даже не сомневаюсь. Но подробнее об этом (почему это именно так) мы поговорим во второй части.

А сейчас речь пойдет о том, почему вы мало зарабатываете и как начать зарабатывать больше – если, конечно, вы готовы к новой жизни. Вопрос: готовы ли вы? И этот вопрос не случаен. С одной стороны, сколько бы денег у нас ни было – нам всегда этого мало и всегда хочется зарабатывать больше. С другой стороны, чаще всего мы сами мешаем своему продвижению вперед. И это выдает нашу неготовность к новой жизни.

Как обычно происходит этот самосаботаж? Во-первых, мы так сильно хотим изменить свою жизнь к лучшему, что… совершенно ничего для этого не делаем. Есть такая распространенная болезнь под названием «ничегонеделанье», и ею, как бы это ни было грустно, болеет большинство людей. Главные симптомы этой болезни: страх и нежелание перемен.

Учитесь видеть то, что будет, а не то, что есть.

Дэвид Шварц

Перемены кажутся людям рискованными. И это очень большое заблуждение, потому что куда больший риск – ничего не менять в своей жизни. Очень опасно не изучать и не практиковать ничего нового, не получать опыта, не знакомиться с новыми людьми, не пробовать себя в необычных сферах деятельности. Другими словами – бездействовать опасно. И не просто опасно: бездействие – это самый большой риск в жизни.

Чем же так страшно бездействие? Тем, что вы не научитесь зарабатывать больше денег, не разовьете деловые навыки, не получите денег и знаний для инвестирования и никогда обретете финансовую свободу. Всю жизнью вы будете жить от зарплаты до зарплаты, а на старости будете отчаянно выживать на нищенскую пенсию.

Нравится вам такая стабильность? Я думаю, нет. Вы наверняка хотите спросить меня: если все так плохо, почему же люди ничего не делают, чтобы улучшить свое положение? Ответ простой: они бездействуют потому, что не понимают существующих рисков. Им кажется, что ничего подобного с ними не случится. Их главный аргумент звучит так: «Все так живут. И ничего».

Преуспевающий человек всегда думает, о чем хочет, а не о том, чего не хочет

И как бы то ни было странно – эти люди отчасти правы. Они ходят на работу, получают какую-никакую зарплату, и им кажется, что так будет всегда, хотя в наше время увольнения и сокращения персонала – обычное дело. Еще сегодня вы работаете, а завтра уже нет. Так что позиция под названием «И ничего» не предвещает благополучного будущего. И ничего нового не происходит.

Если у вас только один источник дохода (заработная плата, предпринимательский или другой доход) – он в любой момент может иссякнуть. Если вы не умеете создавать новые источники прибыли, сохранять деньги и приумножать заработанное, а ваши расходы растут быстрее, чем доходы, и при этом у вас есть долги – вы находитесь в зоне финансового риска.

Ждите финансовой катастрофы. Рано или поздно она наступит, и вся ваша теперешняя кажущаяся стабильной и надежной жизнь рухнет в тартарары. Что вы будете делать тогда? Многие стараются не задавать себе этот вопрос, потому что он очень неприятен. Неприятностей, конечно, хочется избегать, но в данном случае способ выбран совершенно неправильно.

Чтобы решить существующие финансовые проблемы и предотвратить их появление в будущем, вам нужно познакомиться с секретами зарабатывания, сохранения и приумножения денег и тут же применить эти знания на практике. Если вы это понимаете и хотите узнать тайны больших денег – эта книга для вас.

Чтобы узнать больше способов повышения своих доходов, читайте мою бесплатную электронную книгу «10 способов стать богаче. Пошаговый План». Получить книгу вы можете здесь: http://www.steptorich.ru/


Практическое задание

Подумайте над тем, не грозит ли вам в ближайшем будущем финансовая катастрофа.

Вы находитесь в зоне повышенного финансового риска, если:

• у вас один большой долг или больше одной задолженности;

• вы склонны брать новые долги (кредиты), чтобы расплатиться со старыми;

• у вас только один источник дохода;

• у вас нет запаса наличных денег;

• ваши расходы растут быстрее, чем доходы;

• вы никогда не знаете точно, сколько денег в вашем кошельке и на банковском счету;

• вы намерены всю жизнь работать на одной работе, где зарплата вас не устраивает;

• вы не занимаетесь регулярным повышением уровня своей квалификации;

• у вас нет хороших знакомых, готовых поддержать вас в трудной жизненной ситуации, в том числе финансово;

• вы никогда не обучались финансовой грамотности.

Возле скольких пунктов вы можете поставить «плюс»? Чем больше «плюсов» в этом тесте, тем больше «минусов» в вашей реальной финансовой ситуации. И тем полезнее для вас будет эта книга. Изучайте теорию и начинайте сразу же применять ее на практике.

Глава 2. Новые мысли – новая жизнь

Если в голове – сарай, дворец не построишь

Что может помешать вам изменить свою жизнь? Правильный ответ: старые привычки, старое мышление, старые планы и старое окружение. Если вы решили изменить свою жизнь к лучшему, то будьте готовы принять в нее хотя бы что-то новое.

Не пытайтесь решать старые проблемы теми же способами, которыми вы их приобрели. Яркий пример: нельзя избавиться от старых долгов (кредитов) путем приобретения новых (перекредитованием). Точно так же, если вы хотите сделать стремительную карьеру, вам не стоит продолжать ходить на работу, на которой у вас нет возможностей (перспектив) для карьерного роста. Нужно что-то менять.

Нужны новые решения, новые действия. Нужно новое мышление, новые дела, привычки, знакомые, мысли, поведение.

Но не волнуйтесь – не все сразу. И даже необязательно менять все полностью.

У меня для вас есть отличнейшая новость: даже если вы измените одну привычку, одно место работы, приобретете одного нового знакомого или один новый навык – ваша жизнь начнет меняться в лучшую сторону.

Разве что если вы не решите познакомиться с наркоманами или приобрести навык похищения чужого имущества. В таких случаях ваша жизнь сможет измениться только к худшему. Но мы-то говорим совсем о другом.

Если что-то упустил, не упусти урок из этого

Итак, с чего начать новую жизнь? Исследователи утверждают, что успех на 50 % зависит от образа мыслей человека, на 40 % от его окружения и на 10 % от его знаний и навыков. Это значит, что главный фактор успеха – это вы сами, ваши мысли и, соответственно, ваше поведение, продиктованное ими, а на почетном втором месте – ваше ближайшее окружение.

Однако не спешите недооценивать значение своих знаний и умений. Если у вас нет достаточного количества связей, если вы не умеете знакомиться с новыми людьми и договариваться с ними о взаимополезном сотрудничестве, если вы не представляете никакого интереса для других, то вам понадобиться получить много новых знаний и «прокачать» в себе много различных навыков, чтобы исправить эту печальную ситуацию.

Ваш способ мышления может помочь вам получить от жизни все, чего вы хотите, даже если собственных знаний и умений для этого вам пока явно недостаточно. Как это можно сделать? Взаимодействуя с другими людьми. В конце концов, все, что мы получаем в жизни, мы получаем благодаря им.

С какими людьми вы сотрудничаете? С кем вы общаетесь вне работы? Как относятся к вам ваши близкие? Как они на вас влияют? Имейте в виду, что наше ближайшее окружение воздействует на нас сильнее всех (навязывает свое мнение), поэтому в своих отношениях вы должны быть очень разборчивы. Разборчивы ли вы?

Как правило, мы все общаемся с тремя кругами (группами) людей.

В первом кругу находятся люди, которые вечно недовольны своей жизнью и всеми окружающими людьми. Они любят жаловаться на трудности, но ничего не меняют в своей жизни и склонны отговаривать других от чего-либо нового. Этим людям было бы очень жаль, если бы кто-то достиг большего, чем они.

Если вы не хотите испортить себе жизнь, держитесь подальше от тех, кто уже испортил свою.

Во втором кругу находятся люди, которые стремятся видеть в жизни лучшее и стремиться к большему. Они открыты всему новому и движутся вперед. Это те, кто поддерживает нас морально и материально. Они учат нас, помогают, вдохновляют, направляют, разделяют с нами все наши радости и беды, а главное – поддерживают наши жизненные ценности и приоритеты. Это наши единомышленники и друзья.

В третьем кругу находятся люди, на которых мы хотим быть похожи. Мы можем даже не знать их лично, но, несмотря на это, они являются для нас ярким примером. Их путь к успеху – наш вдохновляющий ориентир. Мы с удовольствием учимся у этих людей и перенимаем их жизненный опыт. Они – наши учителя, тренеры, наставники, идейные вдохновители, кумиры.

Если вы хотите изменить свою жизнь, вы должны осознать, что люди первого круга – это прошлое. От общения с ними нужно отказаться (или максимально его минимизировать) – они удерживают и тянут вас назад. Даже если те, кто плохо на вас влияет, являются вашими родными, вам лучше общаться с ними как можно меньше.

Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих.

Конфуций

Люди второго круга – это наше настоящее. Их нужно беречь. Это ваша самая надежная опора. Их ресурсы – знания, опыт, связи, время и деньги – вы можете объединять со своими, чтобы совместно достигать общих целей. Это ваши коллеги, партнеры, ваша семья и команда.

Люди третьего круга – это ваше будущее. Это те, на кого вы равняетесь, чей образ жизни – это тот образ жизни, который вы сами хотите вести. А значит, вам нужно стремиться к более близкому знакомству с этими людьми. Если они попадут в ваш второй круг, они станут частью вашего настоящего.

Как вы можете познакомиться с людьми из третьего круга? Очень просто. Если это бизнес-тренеры или авторы книг – станьте их учениками. Посетите их тренинги, выступления на конференциях, автограф-сессии, завяжите личную переписку, ищите рекомендации ваших общих знакомых или найдите любой другой способ познакомиться с ними лично.

Если они являются владельцами или управляющими бизнеса, в котором вы хотите работать – устройтесь к ним на работу, станьте их клиентом или партнером. Используйте любую возможность, чтобы познакомиться с ними и завязать дружеские или деловые отношения, кем бы эти люди ни являлись.

Максим Климентьев, предприниматель, инвестор, мой хороший друг

С чего все начинается?

Необходимо сказать об одном из самых главных факторов успеха и в жизни, и в бизнесе – о личности человека. Это, возможно, покажется кому-то банальным, но не устану это повторять – все начинается с меня. Все начинается с человека, сидящего на моем стуле. Все начинается с калибра личности человека, с широты и адекватности картины его мира, с его качеств и характеристик, с его интеллекта и притягательности.

В этом плане мне очень близок подход к жизни, выражающийся в трех словах: «быть», «делать», «иметь». Согласно этому подходу, для того, чтобы быть миллионером, недостаточно получить деньги или делать что-то, подражая богатым людям.

Сначала необходимо стать миллионером по образу своего мышления, по способам реагирования на внешнюю информацию, внешние факторы, раздражители и т. д., по своей сути и мышлению, по своим мечтам, целям, распорядку дня, амбициям. Далее необходимо делать то, что приведет человека к капиталу – действовать. И только в этом случае тот миллион, который вы получите, сделает вас настоящим миллионером.

Понятно, что статистика подтверждает эту нехитрую формулу даже тем, что подавляющее большинство людей, которые случайно получили наследство или выиграли в лотерею, потеряли свои деньги, так как не были готовы к управлению такими суммами и такими активами – ни интеллектуально, ни информационно, ни психологически. В лучшем случае такие люди тратят полученные суммы более или менее красиво, в худшем – попадают в руки аферистов и мошенников.

Поэтому я не перестану повторять эту формулу: «быть – делать – иметь». «Быть» – это ваши естественные и личные характеристики: ваш интеллектуальный запас, уровень вашей эмоциональности, интерес, который вы представляете для окружающих; это ваши возможности, ваши связи, ваш имидж и больше всего – репутация. Позвольте мне разграничить два последних понятия.

Я считаю, что имидж – это то, что быстро создается и быстро теряется. Допустим, если вы придете в богатом, дорогом костюме с золотой ручкой «Parker» – у вас сразу сложился имидж успешного человека. Это имидж, который бросается в глаза и который достаточно поверхностен.

Репутация – это ваши проверенные деловые и человеческие качества. Они проверяются партнерами в каких-то жестких ситуациях, когда о вас скажут: «Да, на этого парня можно положиться. Он бывал в разных ситуациях, но показал себя порядочным человеком, он в спину нож не воткнет, он не предаст, он не сломается».

Репутация зарабатывается годами, но потерять ее гораздо тяжелее, чем имидж. То есть, даже если вы увидите Абрамовича в драном костюме, с ручкой «Bic», в сторублевых часах, вряд ли его репутация от этого пострадает.

Поэтому работайте как над своим имиджем (следите за тем, как и что вы говорите, как вы одеваетесь), так и над репутацией (подумайте, как вы поступаете в сложных ситуациях, какой след вы оставляете в жизни других людей и как вы влияете на атмосферу вокруг себя).

Возвращаясь к нашей теме построения новых источников дохода, в том числе бизнесов, к предыдущим рассмотренными аспектам (с чего начать, на что обращать внимание и чем руководствоваться в принятии управленческих решений), я хочу дать еще один совет: обращайте внимание на свою личную эффективность. Чаще задавайте себе вопросы: кто я для людей? кто я в их глазах?

Никогда не поздно создавать себя. Да, как правило, мы не можем сильно изменить других людей. Но я скажу так: некоторые люди иногда сдвигаются, если хотят этого сами, если сами проделают над собой работу, расширяют свою картину мира, работают над сильными и слабыми сторонами своей личности. Так что не забывайте об этом. Работайте над собой и будьте тем, кем вы хотели и мечтали быть.

Запомните: чем больше цель – тем проще в нее попасть. Многие люди не достигают больших целей, потому что боятся даже думать об этом. Не берите пример с этих неудачников. Ставьте себе большие цели, помня о том, что в реальности конкурентов у вас мало – немногие готовы тратить свои силы ради действительно больших идей.

Вам нужно как можно больше общаться с теми, кто уже достиг успеха, чтобы пропитаться образом мышления таких людей, вдохновиться их достижениями, изучить как их успешные шаги, так и их ошибки. Такие люди обычно новаторы, они идут в ногу со временем. Вам в любом случае будет чему у них поучиться.

Общеизвестно, что дети в большинстве случаев повторяют жизненный путь своих родителей. Но мир в наше время меняется настолько стремительно, что наши дети живут в совершенно других экономических реалиях, нежели те, в которых жили мы. Делать то, что делали родители, чтобы достичь успеха, сейчас недостаточно и иногда даже просто глупо.

Если хочешь иметь то, чего никогда не имел, тебе придется делать то, чего ты никогда не делал.

Недостаточно просто получить высшее образование и всю жизнь пахать на одной работе, одолевая одну за другой карьерные ступеньки. В наше время человек, который имеет опыт профессиональной деятельности только на одном рабочем месте, в какой-то узкоспециализированной рабочей области, никому на рынке труда особо не нужен.

Причина проста. Как правило, такой человек не имеет ни обширных связей, ни навыков, которые могли бы помочь ему сделать карьеру в другой компании. Его профессиональный и жизненный опыт сильно ограничены. Не равняйтесь на таких людей. Это не приведет вас ни к чему хорошему – вы просто застрянете в своем развитии.

Тем временем есть способ быстро начать свою новую финансовую жизнь. Ваш новый круг общения – это отличное начало. Если вы будете цепляться за старое, вы совершите одну совершенно типичную для бедняка ошибку: вы не дадите себе даже малейшего шанса изменить свою жизнь к лучшему.


Практическое задание

Задайте сами себе вопрос: чего нового вы хотите от своей жизни? Озвучьте первое, что придет вам в голову. Обычно такой ответ – самый искренний. Этот ответ поможет вам лучше понять себя, свои мечты и цели.

Чего вы хотите? К чему вы стремитесь? Что вы хотите изменить в своей жизни в первую очередь? Определите это и сделайте первый шаг навстречу своей цели прямо сейчас. Это будет самое лучшее решение, потому что лучшее время для перемен – сегодня.

Сделайте сегодня что-то новое.


Узнать больше можете из моего курса «Контакты, которые приносят деньги. Как научиться устанавливать полезные связи». Подробнее о курсе читайте здесь: http://networking.info-dvd.ru/

Глава 3. Что нужно знать о деньгах?

Почему одни люди зарабатывают миллионы, а другим трудно скопить даже несколько тысяч? Почему у двух профессионалов примерно одного уровня и возраста рабочее время организовано по-разному? Почему богатые способны разориться и снова разбогатеть, а бедные никак не могут выбраться из нищеты?

Потому что одни люди знают то, чего не знают другие. Формула успеха очень проста: нужно стать как можно более ценным, как можно более уникальным для рынка и донести свою ценность до максимального количества людей. Это самый важный секрет больших денег.

Итак, в формуле богатства есть всего две составляющие. Но они должны быть задействованы одновременно. Многочисленные финансовые неудачи связаны с тем, что люди пытаются делать что-то одно, в то время как действовать нужно комплексно, многозадачно.

Чтобы зарабатывать больше, вы должны работать одновременно в двух направлениях:

• повышать свою ценность для рынка

и

• доносить эту ценность до большего количества людей.


Легко сказать. Но как сделать? Не так уж и трудно, если точно знать, как, и разбить одну сложную задачу на несколько простых в своей реализации. Об этом я и хочу вам рассказать в этой книге, но обо всем по порядку. Давайте сначала поговорим о повышении своей ценности.

Как увеличить свою стоимость на рынке? Во-первых, нужно повышать свою профессиональную ценность – как специалиста, эксперта в своей сфере деятельности. Говоря проще, вам следует регулярно наращивать уровень своей квалификации. Во-вторых, кроме профессиональных, нужно регулярно обновлять и воспитывать в себе другие навыки, прямо или косвенно приносящие вам деньги.

Чтобы узнать о различных способах повышения своей стоимости на рынке труда, посетите мой тренинг «Как увеличить свою зарплату в 1,5–2 раза без смены работы и деятельности». Больше информации о тренинге здесь: http://steptorich.ru/zarplata.html

Чтобы зарабатывать больше, чем ваши коллеги, вы должны знать, уметь и делать больше чем они не только в своей профессии, но и за ее пределами. Как показывает практика, дополнительные навыки позволяют настоящему профессионалу очень быстро и ощутимо повысить свои личные доходы.

Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача.

Конфуций

Какие навыки, кроме профессиональных, вам еще необходимы? Вовремя полученный (сформированный) правильный навык способен увеличить ваш доход в два раза, а то и больше. Учтите, что на слове «правильный» я делаю акцент. Итак, какой навык (умение, качество) можно считать правильным в вашем случае? Это можете определить только вы сами, потому что у каждого конкретного человека в зависимости от сферы его деятельности есть свой «денежный» навык.

Это может быть сугубо профессиональное качество, или способность к ведению переговоров, или навык написания рекламных текстов, или умение легко заводить знакомства, или навык публичных выступлений, или любая другая способность, которую вы сочтете необходимой в данный момент. Правил нет, выбор только за вами.

Просто подумайте: какого навыка вам не хватает, чтобы зарабатывать больше? И не просто больше, а гораздо больше. Можете взять пример со своего самого успешного коллеги по профессии. Какой «денежный» навык есть у него, в отличие от вас? Может быть, именно это умение существенно повысит и вашу ценность. Ответ на этот вопрос знаете только вы, потому что вы лучше меня знаете и свою сферу деятельности, и своих коллег.

Я могу только сказать, что каждый человек, независимо от своего основного рода занятий, должен уметь грамотно вести переговоры, продавать, излагать свои мысли устно и письменно. Умение нравиться людям и выстраивать с ними долгосрочные отношения также входит в перечень обязательных навыков. Иногда помогает сделать рывок в карьере знание иностранного языка (или нескольких). Ищите то, что нужно именно вам (вернее, нужно вашим клиентам и руководителям), и вы обязательно найдете.

Пришла в голову идея? Запиши!

Кстати, копируя действия своих коллег по профессии, перенимая путь к успеху у своих конкурентов и т. п., не забывайте о том, что вам нужно сохранить (или создать) свою личную уникальность.

Уникальность – это свойство, которое приносит большие деньги. Хотя многим кажется, что уже все придумано до нас, и сегодня чем-выделиться из толпы просто нереально.

А тем временем, чтобы отличатся от других (в частности, от конкурентов), достаточно всего лишь одной маленькой особенности. Она даже не должна быть уникальна сама по себе (хотя это и не повредит делу).

Вы можете отличаться от конкурентов скоростью доставки, искренней улыбкой или высоким уровнем обслуживания. Тщательно продумайте, как именно завоевать клиентов (а по сути, в чем обойти конкурентов) – и вы автоматически начнете зарабатывать больше.

Маленькая ремарка для людей, работающих по найму: ваш непосредственный начальник и владелец бизнеса – это тоже ваши клиенты!

Свободу нужно заслужить, а рабство всегда дается бесплатно.

Предупреждение: не пытайтесь быть лучшим во всем. Это слишком ресурсозатратно. Вначале найдите одну свою отличительную черту и зарабатывайте на ней, а затем ищите что-то новое. Главное – доносите свою уникальность и свою ценность до большого количества людей.

Почему так важно это делать? Потому что от этого напрямую зависит количество ваших денег. Простая математика: вы можете продавать свой товар с чистым доходом от продажи всего за 1 доллар, но если вы продадите его миллиону людей, вы – долларовый миллионер. В этом прелесть продаж большому количеству покупателей.

Пришло время поговорить о том, что в современном мире и этого уже недостаточно. Недостаточно просто быть профессионалом. Это само собой разумеется. Вам нужно стать известным профессионалом, востребованным специалистом. Чем больше людей вас знает – тем дороже стоят ваши услуги. Почему? Ответ снова очень прост: известность легко конвертируется в деньги.

Два специалиста, предлагающие одинаковые по качеству услуги, зарабатывают по-разному только потому, что один из них более известен, чем другой. Клиенты больше доверяют известным людям (и их узнаваемым брендам), и поэтому охотнее несут деньги именно им. Это свойственно человеческой природе.

Как люди становятся известными? Они делают то, что привлекает к ним внимание. А что способно привлечь внимание? Людей привлекает контраст, их влечет что-то новое, яркое или необычное, что-то, выходящее за пределы возможного и общепринятого. Причем это необязательно должно быть что-то изобретенное совсем недавно. Скорее наоборот – люди больше доверяют тому, что они хорошо знают продолжительное время.

Поэтому, если никто из ваших коллег, к примеру, не имеет своего собственного тематического блога (сайта) или своей авторской книги, а у вас они появятся – вы уже привлечете к себе внимание клиентов. Тем самым вы будете выгодно отличаться от своих конкурентов, станете более известным и начнете зарабатывать больше.

Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода

Хочу подчеркнуть: выгодно отличайтесь от других в своей сфере деятельности, не старайтесь быть оригинальным во всем. В конце концов, вам есть смысл работать только на свою целевую аудиторию, а не на каждого человека вокруг.

Чем вы популярнее – тем больше у вас шансов «достучаться» до своих клиентов и увеличить их число. Подумайте о том, как понравиться своей целевой аудитории, выясните, что для нее важно, и определитесь с тем, как лучше преподнести ей себя и свои особенности.

Глава 4. Ваша профессиональная стоимость

Один доллар за вечное счастье?… Я был бы более счастлив с долларом.

Барт Симпсон, м/с «Симпсоны»

Определить свою профессиональную стоимость (или, другими словами, свою ценность для рынка) довольно сложно. Причина проста: эта стоимость не выражена в конкретной сумме денег. Ваша профессиональная ценность (вопреки общераспространенному мнению) отнюдь не равна вашему ежемесячному доходу. Так что забудьте о деньгах хотя бы на пять минут.

Если вы хотите определить свою стоимость на рынке, вы должны думать не о том, сколько вы получаете денег, а о том, за что именно вам платят. Почему? Потому что ваша ценность – это польза, которую вы можете принести своей семье, своим работодателям, своему бизнесу, своим знакомым или коллегам.

Ваша ценность – это ваши способности. Она выражена в ваших знаниях, умениях и навыках. Чем больше у вас уникальных способностей – тем выше ваша ценность, и наоборот. Деньги в данном случае – это просто множитель ваших знаний, умений и навыков. Чем больше у вас уникальных навыков – тем выше ваш доход. Вот так все просто.

А вывод еще проще: чтобы зарабатывать больше – нужно повысить свою ценность (свою сегодняшнюю рыночную стоимость). Но для начала неплохо было бы ее определить.


Итак, чтобы определить свою рыночную стоимость:

• Задайте сами себе вопрос: сколько людей может делать ту же работу, что и вы. Сотни? Тысячи? Миллионы? А может быть, всего лишь несколько человек в стране? Или вообще никто, кроме вас? Насколько легко вас заменить другим специалистом?

• Выпишите на листе бумаге свои профессиональные обязанности. Что конкретно вы делаете? За какой результат вы получаете деньги? Пишите настолько подробно, насколько можете.

• Выпишите, какими навыками, кроме сугубо профессиональных, вы владеете и пользуетесь на работе.

• Составьте список знаний, умений и навыков, которыми вы обладаете, но не используете на рабочем месте.

• Кто, по вашему мнению, готов платить за вашу работу – другими словами, кто ваш клиент? Только ваш теперешний работодатель? Или вам регулярно предлагают перейти на новую работу? Если вы предприниматель, подумайте, насколько вы привлекательны как партнер для бизнеса. Часто ли вам предлагают сотрудничество? Предлагают ли его вообще?

• Как давно вы изучали что-то новое? Как часто вы повышаете уровень своей квалификации? Делать это нужно в среднем два раза в год.

• Как много у вас полезных связей? Как быстро вы можете найти новую работу в случае потери старой? Есть ли у вас друзья или знакомые, готовые помочь вам решить любую профессиональную или личную проблему?


Теперь проанализируйте ответы. Если вас легко заменить другим работником (как вариант: легко поменять на другого поставщика), если вы не способны решать проблемы клиентов самостоятельно, если вы не можете зарабатывать деньги без работодателя, если вас не переманивают, – не предлагают сменить место работы, если вы давно не повышали уровень своей профессиональной квалификации – вы стоите очень мало. И это плохая новость.

Хорошая новость, конечно же, состоит в том, что вы достаточно быстро можете повысить уровень своей профессиональной ценности и стоимости на рынке труда. Ведь вы уже догадались, что более успешные люди знают и умеют намного больше вас?

И я сейчас говорю не о тех, кто получил в наследство деньги и свое социальное положение. Я говорю о тех, кому пришлось самостоятельно потрудиться ради того, чтобы достичь желаемого. Они определенно знают и умеют больше, чем вы.

Жизнь – это путь. У кого-то это путь до булочной и обратно, у кого-то – кругосветное путешествие.

Константин Хабенский

Если то, что вы делаете сейчас, не приносит вам больше денег, больше свободы и не приближает вас к вашим целям, значит, вы делаете что-то не так и вам пора начинать действовать иначе. Вам придется менять в первую очередь самого себя, потому что, как я уже сказал, деньги – это всего лишь множитель.

Как повысить свою ценность? Об этом мы будем еще много говорить на страницах моей книги, поэтому сейчас я отвечу кратко: для того, чтобы повысить свою ценность, просто начните делать что-то новое. Начните двигаться в любом направлении, потому что любое ваше действие намного лучше бездеятельности.

Хотите примеров? Они у меня есть. Лучше молча передать кому-то визитку, чем вообще не передать. Лучше не очень удачно завязать знакомство, чем вообще не завязать. Лучше попробовать создать новый источник дохода, чем не сделать этого. Лучше попытаться получить новую работу, чем даже не сделать такой попытки.

Лучше ошибиться, чем добровольно пустить свою жизнь под откос (или на самотек). Наша жизнь устроена так, что вы или развиваетесь, или деградируете. Третьего не дано. Вы или приобретаете новые знания и опыт, или начинаете съезжать на обочину жизни.

Любой опыт бесценен. Американский ученый Роберт Стернберг считает, что кроме общего интеллекта, который измеряется стандартным тестом IQ, есть еще интеллект практический – умение ориентироваться в социуме, общаться с людьми и решать прикладные задачи.

Именно от практического интеллекта, который мы приобретаем в результате разностороннего жизненного опыта, а не от зазубренных теоретических знаний из учебников, зависит, достигнем мы успеха в жизни или нет. Вот почему «троечники» часто более успешны, чем «отличники». Практические жизненные навыки гораздо ценнее, чем «голые» академические знания.

Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия.

Конфуций

Любой человек, достигший успеха, скажет, что он для этого много работал, учился, практиковался, рисковал, не сдавался при многочисленных неудачах и провалах, был настойчив и целеустремлен. У такого человека есть не только определенные знания, умения и навыки (этого ведь явно недостаточно) – у него есть еще умение использовать их, зарабатывать на них, а если собственных знаний не хватает – приходит на выручку умение привлекать чужие знания, навыки и деньги.

Если вы хотите добиться успеха, первый ваш учитель – это практика, т. е. ваши реальные действия и смелые поступки. Чем больше вы практикуетесь – тем больше вы стоите на рынке.

Если у вас есть вопросы ко мне или вы хотите поделиться со мной своими успехами, оставьте, пожалуйста, комментарий в моем образовательном портале «Азбука Денег», на странице: http://evstegneev.com/knigi.


Практическое задание

Не у всех людей есть достаточно смелых амбиций и желания что-то поменять в своей жизни. Есть ли они у вас? Проверьте это.

Ваше задание в этот раз исключительно приятное и обманчиво простое: помечтать о своем светлом будущем. Возьмите чистый лист бумаги и опишите свое будущее таким, каким бы вы хотели его видеть.

Напишите, как вы представляете себя через 10-15-20 лет. Какая у вас внешность, какую одежду вы носите, где и с кем вы живете, чем вы занимаетесь и т. д. Чем ярче и детальнее вы представите свое будущее – тем лучше. Вы должны знать к чему стремитесь – ведь мечты сбываются! И это проверено многократно!

Глава 5. Расширение вашего круга общения

При прочих равных условиях люди предпочитают иметь дело с друзьями.

Джеффри Гитомер

Чем шире круг знакомств – тем больше возможностей. Благодаря рекомендации ваших знакомых вы можете как найти клиентов, сотрудников, бизнес-партнеров, так и познакомиться с влиятельным человеком, который поспособствует вашей карьере и развитию бизнеса.

Вы просто обязаны знакомиться с людьми, используя любой удобный случай. Самый простой способ расширить свои связи – вступить в профессиональную или общественную организацию (клуб по интересам) и принимать самое активное участие в ее деятельности.

При встречах с друзьями и при новых знакомствах не стесняйтесь рассказывать о себе и о своей работе (бизнесе). Расширение круга связей поможет вам запустить так называемое «сарафанное радио». Ведь если вас (ваши товары и услуги) искренне рекомендуют ваши друзья, знакомые и постоянные клиенты – это самая лучшая и самая дешевая реклама.

А самые прочные и долгосрочные связи – это личные связи. Поэтому регулярно устраивайте живые встречи со своими «виртуальными» друзьями. Ваш блог (сайт) привлечет к вам множество людей со схожими интересами, а также потенциальных клиентов, партнеров и сотрудников. Используйте это для того, чтобы завести как можно больше полезных личных связей.

Чтобы жить лучше, нужно делать больше. Больше, чем раньше. Больше, чем другие.

Создавайте и расширяйте свою личную сеть связей, знакомя своих друзей друг с другом. Количество ваших друзей и знакомых в этом случае будет расти в геометрической прогрессии, а это как раз то, что вам нужно. Знакомых, как и друзей, много не бывает.

Старайтесь поддерживать (углублять) уже существующие контакты. Звоните друзьям, отмечайте праздники в больших компаниях, организовывайте для своих знакомых совместный отдых и развлечения. Обращайтесь к ним за советами, давайте понять, что вы готовы поддержать их в любом начинании.

Леонид Бугаев, креативный директор, мой друг

Нам нужен результат

Я постоянно ищу возможности взаимодействия с силами брендов больших и известных компаний, потому что у них есть ресурсы. У них есть, например, наработанная система дистрибуции.

У любого вашего партнера может быть что-то, чего нет у вас. Это может быть доступ к вашей целевой аудитории, какие-то знания и опыт, которых вам не хватает, или же способность распространить в считанные минуты какую-то вашу идею. Это может быть все что угодно, включая Интернет, социальные сети и прочее.

Я всегда говорю, что есть два визуальных имиджа, которые значительно облегчают и ускоряют бизнес. Первый – это так называемая «труба»: поток клиентов, которые что-то покупают, либо поток физического продукта, который перевозится с точки А в точку Б.

Телевизор – это та же «труба», которая позволяет рекламодателям найти людей, тратящих время на просмотр рекламы. Youtube – это такая же «труба». Facebook – это тоже «труба», потому что есть люди, которые тратят время, чтобы посетить этот сайт. Я хочу обратиться в Facebook и выйти на этих людей.

Зачем нам соцсети? Соцсети как таковые нам не нужны. Нам нужен результат, усиленное качество контакта с людьми в результате взаимодействия. Находите людей в жизни, у которых есть краник к этой «трубе».

Вы можете спросить: зачем так напрягаться? В первую очередь, затем, что общение приятно само по себе. Если же оно не доставляет вам удовольствия, то попробуйте относиться к нему как к игре, а не как к работе. Кроме того, общение позволяет расширить сеть связей, а связи нужны для того, чтобы начать больше зарабатывать.

Внушительное количество знакомых поможет вам найти новую работу или удержаться на старом рабочем месте, быстрее продвинуться по карьерной лестнице или найти хороших партнеров для бизнеса. Вывод прост: хотите больше зарабатывать – завязывайте больше знакомств. Их наличие, кроме всего прочего, существенно повысит вашу ценность на рынке труда – об этом мы с вами уже много говорили ранее.

Умение налаживать и поддерживать личные и деловые отношения с людьми – очень полезный и «денежный» навык в наше время. Благодаря обширному количеству связей у вас всегда будет больше клиентов, больше предложений новой работы, а, значит, и больше денег. Много полезных связей = много денег.

С кем стоит общаться? С людьми, которые:

• стимулируют ваше воображение и развитие;

• вдохновляют вас на великие дела – на «свершение подвигов», как говорил знаменитый барон Мюнхгаузен;

• искренне радуются вашим достижениям;

• говорят вам правду;

• обладают ценными для вас знаниями, умениями и навыками;

• сами имеют обширные полезные связи;

• имеют разносторонние интересы;

• имеют свое собственное мнение;

• заслуживают доверия;

• жизнерадостны и т. п..


Кого же следует избегать? Людей, которые:

• постоянно всем недовольны: жизнью, людьми, отношениями и т. д.;

• имеют узкий кругозор, ограниченные мысли и эмоции;

• часто критикуют вас;

• ненадежны;

• склонны лицемерить и скрывать правду;

• знают и умеют меньше вас;

• во всем с вами соглашаются;

• почти не имеют влияния на окружающий мир;

• сильно озабочены правилами и чужим мнением.


Конечно, эти списки неисчерпаемы – здесь приведены всего лишь общие черты. Но поскольку вам нужно знакомиться все время, вы должны быстро научиться определять с кем стоит продолжать знакомство, а с кем – побыстрее расстаться. Начнете много знакомиться – быстро выработаете способность «чувствовать» людей: понимать, как говорят военные, кто свой, кто чужой.

Заводить новых знакомых действительно нужно всегда. Даже если ваша записная книжка полностью забита, никогда не прекращайте искать новые контакты, потому что, расширяя свои связи, вы тем самым повышаете свою ценность в глазах окружающих. Да и просто живете яркой, насыщенной жизнью, что само по себе является отличной наградой.


Практическое задание

Это задание немного сложнее, чем предыдущее. Хотя бы потому, что его невозможно выполнить за один день, но чем быстрее вы начнете – тем быстрее достигнете цели.

Итак, что это за задание? Вот оно: удвоить количество своих связей.

Как это сделать?

1. Просмотрите свою телефонную и записную книжку и посчитайте визитки. Так вы сможете определить (хотя бы приблизительно), со сколькими людьми вы сейчас знакомы.

2. Подумайте, как вы можете увеличить количество своих связей. Начните с посещения деловых мероприятий, назначьте встречу своим друзьям из Интернета, пригласите в гости знакомых вместе с их друзьями, которых вы еще не знаете.

Знакомьтесь и общайтесь активнее. Чем больше у вас связей – тем больше возможностей в профессиональной и личной жизни. Поэтому это задание одно из самых важных и обязательных для выполнения.

Чтобы обзавестись знакомыми со схожими увлечениями, вы можете организовать клуб по интересам. Как это сделать, вы можете узнать из моего семинара «Как начать проводить игру «Денежный поток» в СВОЕМ ГОРОДЕ». Подробнее здесь: http://steptorich.ru/club.html


С нетерпением жду ваших рассказов о выполнении практических заданий. Оставьте свой комментарий здесь: http://evstegneev.com/knigi.

Глава 6. Финансовая грамотность

Инвестирование в ваше финансовое образование окупится не сразу, но окупится обязательно

Роберт Кийосаки

Когда и где вы последний раз основательно и вдумчиво изучали тему денег? Хотя нет, не так. Этот вопрос надо сформулировать совсем по-другому. Скажи, дорогой мой читатель, изучал ли ты когда-либо тему денег, тему управления своими личными финансами?

Попробую угадать, каким будет большинство ответов. Если у вас нет финансового образования (высшего и почти бесполезного), то, скорее всего, вы не изучали эту тему никогда. Конечно, до начала чтения моей книги.

Эта книга задумана мною как практическое пособие по зарабатыванию, сохранению и приумножению денег, поэтому, читая ее, вы освоите самые важные аспекты финансовой грамотности. Однако мне интересно, как часто до нашей встречи вы глубоко погружались в изучение «денежных» вопросов? Сколько книг, подобных этой, вы прочли? Какие «финансовые» тренинги и курсы проходили? И самый главный вопрос: как много практических шагов вы сделали после того, как изучили теорию?

Кстати, что вы сегодня сделали для того, что улучшить свое финансовое положение и свою жизнь в целом? Я спрашиваю, потому что я точно знаю, что ответственность на вашей жизни полностью лежит только на вас. Если вы в этом сомневаетесь, задайте себе вопрос: как быстро изменится ваша жизнь в лучшую сторону – сама по себе, если вы ничего не будете для этого предпринимать?

Скажу вам правду какая она есть: если вам не нравится ваша жизнь, но вы ничего не делаете, чтобы изменить эту печальную ситуацию, вы не сможете ничего изменить! Если вас не устраивает ваша финансовая ситуация (ваши доходы и долги, размер сбережений, квартира или машина), но вы никак не исправляете это – то все останется по-прежнему. И это только в том случае, если вам повезет. А если нет – то, скорее всего, ваше финансовое положение значительно ухудшится.

Из вышесказанного можно сделать два вывода. Во-первых, вы действительно отвечаете за свою жизнь и свои финансовые результаты сами. Во-вторых, если вы хотите улучшить свое финансовое положение, бездействовать не получится.

Раньше я говорил: «Я надеюсь, что все изменится». Затем я понял, что существует единственный способ, чтобы все изменилось – измениться самому.

Джим Рон

Как только вы это поймете – вы сможете двигаться дальше. Да, вы можете считать, что в ваших проблемах виноват кто-то другой (дурное правительство, гнилые законы, разваленная экономика, жирные олигархи, продажные чиновники – другими словами, вам крупно не повезло и вы родились не в той стране, не в той семье и не в то время). Но у нас сейчас не сеанс психотерапии, поэтому я не буду убеждать вас в обратном. Тем более что вы отчасти правы.

Отчасти потому, что наше государство могло бы озаботиться вопросом обучения детей финансовой грамотности в обязательном порядке. Да и ваши родители могли бы позаботиться о вашем собственном финансовом воспитании (кстати, вопрос – учите ли вы этому своих детей или внуков?). Но факты таковы, что забота об этом полностью ложится на ваши плечи.

Финансовая грамотность – это навык, который необходим всем, но которым владеют лишь единицы. С тех пор как стали исполнять роль универсального эквивалента, способного обмениваться на любой товар, количество финансово грамотных людей, казалось бы, должно было неизменно расти. Но почему-то этого не наблюдается, скорее наоборот.

Посмотрите вокруг себя – подавляющее большинство людей остаются финансово безграмотными всю свою жизнь. И как следствие эти люди имеют огромные проблемы с деньгами. Вы не находите это странным? Но еще более странно то, что далеко не всем людям приходит в голову мысль о том, как важно научиться правильному обращению со своими деньгами.

Люди овладевают огромным количеством навыков, многие из которых им ни разу в жизни так и не пригодятся. При этом они не учатся обращению с деньгами, с которыми им приходится иметь дело каждый день, всю свою жизнь, и от наличия которых зависит благополучие всей их семьи. Это даже не столько странно, сколько забавно.

Когда мы теряем деньги? Когда мы не знаем, что делать в той или иной ситуации, когда мы не готовы заранее к тому, что произойдет, когда нам не хватает знаний и опыта, чтобы предвидеть печальные последствия своих опрометчивых поступков. А ведь управление личными финансами – это всего лишь набор простых правил обращения с деньгами. Естественно, если вы не знаете этих правил, они будут казаться вам такими же сложными, как китайская грамота, но если вы их изучите, шаг за шагом, двигаюсь от простого к сложному, то вы быстро поймете, насколько все просто.

Без промедления применяйте на практике все знания, которые вы получите из этой книги, и вы сможете в этом убедиться – «денежные» правила очень просты! Если вы финансово неграмотны, то деньги – это ваши хозяева. Если вы знаете, как обращаться с ними, то они – ваши слуги. Кем вам быть, решать только вам.

Если вы не сдаетесь, когда на вас сваливаются трудности, если не бежите от работы, и если, несмотря ни на что, не опускаете рук, единственное, чего вы в итоге добьетесь, – это гарантированный успех. Без вариантов.

Шелли Лонг

В любом случае помните, что финансовая безграмотность – это очень дорогое удовольствие. Оставайтесь безграмотным только в том случае, если вы хотите, чтобы вам и дальше постоянно не хватало денег, если вы не хотите знать, куда их правильно и безрисково вложить, как их сохранить, как подготовиться к неминуемым финансовым кризисам и обеспечить себе и своим близким безбедную старость.

Если же вы решили стать финансово обеспеченным человеком, то вот несколько способов, при помощи которых вы можете это сделать:

• читайте книги по управлению личными финансами;

• изучайте обучающие видеокурсы;

• посещайте живые семинары и тренинги по личным финансам;

• подключайтесь к семинарам, проходящим через интернет (так называемые «вебинары»);

• играйте в финансово-развивающие игры («Денежный поток», «Монополия»);

• найдите себе персонального наставника или консультанта по личным финансам.


Обучающие материалы вы можете найти как платные, так и бесплатные. Главное – это ваше горячее желание учиться и практиковаться, а возможность для этого всегда найдется.

Каждый успешный человек – это прежде всего книги, которые он прочитал вовремя.

Артемий Лебедев

Что вы должны изучать? Давайте повторим это еще раз. Вы должны понять:

• как зарабатывать больше денег;

• как сохранять свои сбережения;

• как приумножать имеющиеся деньги.


Почему три пункта? Потому, что заработок, сохранение и приумножение денег – это принципиально разные финансовые цели, которые достигаются разными методами.

На первом этапе вы должны научиться зарабатывать больше и изучить инструменты, которые вам в этом помогут. Параллельно вы должны изучать способы, которые дадут вам сохранить часть ваших денег. Когда же вы научитесь накоплению сбережений, у вас появятся средства для инвестирования. Тогда вам необходимо будет изучить инструменты для приумножения своих денег, чтобы делать успешные вклады.

Зарабатывание денег – это самый простой уровень финансовой грамотности. Мало или много, но зарабатывать деньги может кто угодно. Сохранение денег – это занятие уже более сложное. Обращаться с деньгами так, чтобы часть их сохранялась, могут лишь единицы. Впрочем, вы и сами это хорошо видите: все вокруг тратят ровно столько, сколько зарабатывают.

Приумножение денег – это самый сложный уровень, но и награда за освоение его инструментов наиболее велика. И это ни много ни мало – финансовая свобода, или, другими словами, то количество денег, которое позволит вам заниматься тем, чем вы хотите, и жить там, где и с кем вам надо. Это свобода выбора, это возможность жить жизнью вашей мечты.

Нравится? Тогда тренируйтесь. Развивайте на практике навыки управления личными финансами, создайте собственную систему принятия финансовых решений, и пусть она работает на вас постоянно. Для этого у вас должен быть личный финансовый план. О том, как его составить и как его придерживаться, мы еще поговорим, сейчас же вам следует хорошенько усвоить, что чудес не бывает.

Человек не может ни с того ни с сего взять и разбогатеть. Жизнь демонстрирует нам множество примеров того, как люди, выигравшие миллионы в лотерею или ставшие обладателями богатых наследств, через некоторое время снова оставались ни с чем. А все потому, что богатство начинается в голове, а не в кошельке.

Умные мысли приходят лишь тогда, когда все глупости уже сделаны

С чего же начать? Начните с вложений в себя самого. Собственное образование – это лучшая инвестиция, потому что ее невозможно потерять, и вдобавок она всегда окупается (при условии применения полученных знаний на практике).

Как учиться? Как практиковаться? Краткий ответ: с умом. Конкретнее: если у вас совершенно нет финансовых знаний, способных привести вас к большим деньгам, то действуйте осмотрительно. Не перепрыгивайте через ступеньки, шагая по финансовой лестнице. Иначе можно упасть и разбить нос. Оно вам надо?

К примеру, не спешите увольняться с теперешней работы и бросаться с головой в развитие своего дела, если вы понятия не имеете, что значит быть предпринимателем. Не спешите вкладывать свои деньги в рискованные проекты, если вы не знаете даже основ инвестирования (у новичков слишком велика вероятность потерять свои вложения).

Действуйте правильно. А правильно – это значит постепенно, переходя от простого к сложному. Если вы только начали работать по специальности и изучать финансовую грамотность, то используйте свою работу для того, чтобы вырасти как профессионал и обзавестись полезными связями.

Повышайте свою рыночную стоимость. Только после этого вы сможете успешно уйти в собственное плаванье. Чтобы узнать о различных способах повышения своих доходов, читайте мою бесплатную электронную книгу «10 способов стать богаче. Пошаговый План» Получить книгу вы можете здесь: http://www.steptorich.ru/.


Практическое задание

Сыграйте в игру Роберта Кийосаки «Денежный поток» (Cash Flow). У вас есть несколько способов это сделать:

• сыграть с друзьями;

• посетить Кийосаки-клуб в вашем городе;

• найти игру онлайн.


Кстати, вы можете организовать игру в своем городе самостоятельно. Как это сделать, вы можете узнать из моего семинара «Как начать проводить игру «Денежный поток» в СВОЕМ ГОРОДЕ». Подробнее о семинаре читайте здесь: http://steptorich.ru/club.html.

Ну или сыграйте с друзьями в «Монополию». Тоже хорошая игра.

Учитесь, играя в игры, чтобы терять меньше реальных денег в реальном мире. Игра покажет, насколько вы готовы к риску, насколько глубоки ваши финансовые познания, умеете ли вы быстро принимать решения и грамотно вести переговоры с другими участниками игры, умеете ли вы торговаться.

А главное, вы узнаете, получается ли у вас в режиме реального времени контролировать свои деньги, эффективно оперировать различными финансовыми инструментами и создавать новые источники дохода. Так что играйте и выигрывайте!

Глава 7. Действуем комплексно

Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор

Генри Форд

Жизнь кипит, дела накапливаются, а времени ни на что не хватает. Знакомая ситуация? Наверное, да. И всем хочется, чтобы все было иначе. Но как же все успеть? Как же на все найти время? Точнее, как успевать делать больше за то время, которое у нас есть?

Буду краток: действуйте комплексно, рассчитывайте время, планируйте выполнение дел, хорошо готовьтесь, прежде чем сделать что-то важное, делегируйте полномочия и не делайте лишнего. Эти правила просты, но очень эффективны. Я бы даже сказал, что они эффективны именно потому, что они так просты.

Как действовать комплексно? Это можно делать разными способами. Объединяйте теорию с практикой. Создавайте свой блог (сайт, интернет-магазин), учитесь писать интересные статьи и общаться с людьми, заводить новые знакомства и создавать новые источники дохода. И все это делайте одновременно.

Как я уже говорил, по материалам своего блога вы можете впоследствии написать собственную книгу и заработать на этом. А на деловом мероприятии, конференции, тренинге или семинаре, которые вы должны посещать, чтобы быстрее приобрести нужные вам знания, вы можете одновременно учиться новому, заводить новые связи и вырабатывать навыки ведения переговоров.

Одна из самых больших потерь – потеря времени.

Жорж Луи Леклерк де Бюффон

Всегда думайте, как вы можете использовать один и тот же материал для достижения нескольких целей, каким образом одно и то же мероприятие может быть вам полезно в разных аспектах. Это и называется действовать комплексно. И благодаря этому время будет работать на вас. За одну единицу времени вы совершите действия, которые помогут вам достичь сразу нескольких целей одновременно.

Время – это один из самых больших активов человека. В дела, в обучение, в развитие себя и бизнеса можно вкладывать или деньги, или время. Пока у вас недостаточно денег, чтобы оплатить работу других людей или учиться признанных мастеров в вашей сфере деятельности, вам придется тратить много времени, чтобы разобраться во всем самому.

В любом случае, ваше время ограничено, поэтому его стоит использовать с умом. Выделите 10–15 минут прямо сейчас, чтобы собраться с мыслями и перестроить свои отношения со временем и планированием дел. Можете ли вы позволить себе ненадолго расслабиться, уединиться и подумать о жизни? Если можете – сделайте это.

Что именно поможет вам успевать больше за единицу времени? Это знаете только вы, потому что у каждого свои планы и цели, и да и отношения со временем – это личное дело отдельно взятого человека. Никто, кроме вас, не решит, как лучше распределить отведенные часы и дни. Но я могу дать вам несколько универсальных рекомендаций, которые могут пригодиться.

Во-первых, начните заранее письменно планировать каждый свой день. Делайте это с вечера или рано утром (если вы человек настроения и делаете только то, к чему тянет в конкретный день), но делайте это обязательно. План даст вам возможность работать быстрее и отслеживать свои результаты, чтобы анализировать их.

Во-вторых, четко различайте главные и второстепенные дела. Другого выхода нет: сколько бы у вас ни было времени, его все равно не хватит на все дела. Поэтому расставляйте приоритеты и решайте в первую очередь самые важные задачи. Остальные дела подождут. На то они и второстепенные.

Каждый день делайте хотя бы одно важное дело. Это должно стать вашим правилом. Многие люди, погрязнув в ежедневном болоте рутинных и срочных дел, неделями и месяцами, а то и годами не успевают сделать ничего существенного. Они все откладывают на будущее и надеются, что когда-нибудь им удастся найти силы и специально выделить время для важных дел, чтобы сделать их целиком и сразу. И это огромнейшая ошибка.

Берегите свое время. Учитесь говорить «нет». Умение решительно отказываться от малозначительных дел даст вам силы сказать «да» чему-то великому.

Например, вы хотите сделать свой сайт. Вы можете каждый день (или даже раз в два дня) делать часть работы и за несколько недель довести дело до конца. А можете сказать себе: «Когда у меня будет свободные выходные – я сделаю свой сайт сразу». Так и пройдет год-второй, и ни свободного уикенда, ни сайта у вас так и не появится.

Или вы можете сказать: «У меня нет времени прочитать эту книгу» – и не читать ее вообще, а ведь, положа руку на сердце, вы знаете, что можете уделить 10–15 минут в день, чтобы за неделю-две прочесть книгу целиком. Лучше сделать что-то за большой промежуток времени, чем не сделать вообще. Пусть маленькими шажками, но идите навстречу своей Большой Мечте.

Между успехом и неудачей лежит пропасть, имя которой «у меня нет времени».

Если выполнение дел постоянно откладывается (переносится) на будущее, то обычно время идет, а дела остаются на том же самом месте и даже накапливаются в пугающую груду срочных дел. Нельзя надеяться на один большой прорыв «когда-нибудь». Это «когда-нибудь» скорее всего так никогда и не настанет. Если вы не можете уделить делам много времени, уделяйте мало, но регулярно.

В-третьих, избавьтесь от главных пожирателей вашего времени. Для кого-то это бесконечный просмотр телевизора, для кого-то – бесцельное зависание в Интернете, для кого-то – чтение кучи бесполезных книг, рассылок и журналов. Множество маленьких дел, которые вы делаете по привычке, забирают у вас время, а вы даже не замечаете этого. Найдите этих «пожирателей времени» и безжалостно избавьтесь от них. Это хороший план.

А хороший план – половина дела. Когда вы составляете его, вы обдумываете дело со всех сторон. Вы устраиваете мозговой штурм, перебираете в уме варианты решений, и таким образом срабатывает старое правило: семь раз отмерь – один раз отрежь. Планирование помогает избегать множества мелких ошибок. Поэтому не жалейте времени и сил на то, чтобы расписать план работы над большими проектами.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».

Пифагор

Не менее важно, что, планируя свои дела, вы лучше начнете понимать, что вы делаете, и перестаете держать список дел в голове, прокручивая их по миллиону раз, чтобы не забыть (хотя все равно гарантированно забудете некоторые из них). Записанные дела позволят вам расслабиться и сконцентрироваться на том, чем вы непосредственно заняты.

При острой нехватке времени не суетитесь и не паникуйте – так вы себе не поможете. Человек устроен так, что чем больше он спешит, тем меньше успевает. Поэтому не спешите, а, как я уже сказал, основательно готовьтесь к выполнению важных дел, особенно к сложным и значимым проектам, таким как собственный бизнес, инвестирование или смена образа жизни.

Тяжёлый труд – это скопление легких дел, которые вы не сделали, когда должны были сделать.

Джон Максвелл

Чтобы успевать больше, по максимуму делегируйте свои полномочия. Часть дел вместо вас могут выполнять ваши помощники, подчиненные или просто коллеги. Часть дел вы можете поручить нанятым специалистам (фрилансерам). Друзья или родные тоже могут помочь вам – иногда достаточно просто попросить их об этом. Попробуйте.

В планировании вам также поможет:

• составление отдельных списков дел для рабочих и домашних дел;

• разбивка сложных дел на мелкие составные части и их поэтапное выполнение;

• установление конечного срока для выполнения каждого дела;

• выполнение главных дел в первую очередь;

• напоминание на телефоне (поможет помнить о делах);

• конструктивная самокритика (перестаньте ругать себя за не завершенные вовремя дела – вместо этого чаще думайте, как их сделать);

• маленькое празднование успешно завершенных больших дел.


Как понять, грамотно ли вы управляете своим временем? Если вам хватает времени и на работу, и на личную жизнь, а ваши действия приближают вас к выполнению ваших целей, то это свидетельствует о том, что вы хорошо умете распоряжаться свой жизнью. А вот если нет… Значит, отношения со временем вам только предстоит наладить.


Практическое задание

Ваше задание: запланировать и провести отдых. Если вы не будете достаточно отдыхать, вы не сможете качественно работать. Нехватка качественного отдыха для души и тела – это очень большая и очень распространенная ошибка.

Возьмите в привычку один раз в неделю проводить несколько часов в уединении, обдумывая свою жизнь, мечты и планы. Вы должны время от времени разгружать свою голову, отвлекаться от текущих дел и думать о себе.

Погуляйте в парке, посидите на берегу речки или найдите любое другое место, в котором вы сможете побыть наедите, желательно в тишине. Никакого компьютера или телевизора.

После подобного отдыха вы будете работать гораздо эффективнее. Попробуйте – вам понравится!


Больше узнать о деньгах вы можете из моего бесплатного видеокурса «Все, что вы хотели узнать про деньги, но боялись спросить». Получить курс вы можете здесь: http://evstegneev.com/besplatnyj-trening.

Глава 8. Способ повысить свою зарплату

Один босс говорит другому: «Представляешь, я своим уже полгода зарплату не плачу, а они все равно на работу ходят». На что другой ему отвечает: «А ты за вход деньги бери…»

Бородатый анекдот

Зарплата должна все время расти. Если ваша зарплата не растет, это означает только одно – вы что-то делаете неправильно. Если говорить точнее, вы, наверное, вообще ничего толком не делаете, и пора бы исправить эту оплошность. Согласны? Начинайте выполнять задания этой главы.

Самый очевидный способ повысить зарплату – договориться о ее повышении. Для этого, в первую очередь, вы сами должны быть уверены в том, что вы заслуживаете более высокой оплаты вашего труда. А чтобы убедить в этом вашего руководителя, у вас должны быть веские аргументы и сногсшибательные факты.

Как вы думаете, что обязательно спросит ваш начальник, когда вы придете к нему просить прибавки к жалованию? Думаю, самый мягкий вопрос будет звучать примерно так – «А почему ты решил, что тебе пора повышать зарплату»? Ну и что, что ты прошел какой-то тренинг и получил второе высшее образование? Это ты для себя учился, молодец. Ну и что, что ты хорошо справляешься с работой? Мы разве не за это тебе платим? Ты и должен справляться с ней.

– Что-то мне уже третий день работать не хочется.

– Среда, батенька…

Подумайте сами: если вы просто делаете то, что вы и должны делать по договору о найме, то почему вы хотите, что вам начали платить больше? Потому что цены выросли? Потому что инфляция и очередной финансовый кризис на дворе? Потому что вы захотели купить себе новую машину? Или потому что вы хороший парень (девушка)? Нет, это смешные аргументы для вашего руководства, и ими вы никого не убедите.

Какие аргументы вам нужны и как подкрепить их фактами? Вы должны продемонстрировать руководству свои достижения и ближайшие перспективы (результаты) вашей деятельности как доказательства роста вашей профессиональной ценности.

Вы должны делать значительно больше, чем то, что вы обещали делать, когда устраивались на работу, и доказать это примером.

Подготовительный шаг

Вам нужно постоянно собирать как минимум:

– отзывы от клиентов о вашей отличной работе,

– внушительное портфолио успешно выполненных вами проектов,

– наглядные данные о ваших удачных сделках и достижениях,

– и тому подобные свидетельства вашей хорошей (а лучше – выдающейся) деятельности на своем рабочем месте.

У вас уже есть эти свидетельства отличника капиталистического труда? Тогда переходите к следующему шагу. Их нет? А почему же тогда вы решили, что стоите больше, чем сейчас?

Второй способ повысить свою зарплату – продвижение по карьерной лестнице. Если займете должность повыше – смело ожидайте, что вам автоматически поднимут заработную плату (и рабочую нагрузку). Тоже неплохой вариант, но и это повышение по службе нужно заслужить. Для этого вы также должны суметь показать, что ваша профессиональная ценность выросла, что вы отличный организатор и, что особенно важно, очень лояльный сотрудник. Это, пожалуй, самый простой способ продвинуться по службе и получить желаемую прибавку к зарплате.

Насколько выросла ваша ценность в глазах работодателя? О том, в чем выражена ваша профессиональная ценность (стоимость) и как ее определить, мы уже рассуждали в предыдущих главах этой книги. И о том, что ее нужно постоянно повышать, чтобы зарабатывать больше, вы уже знаете. Вопрос: как это делать?

Как мы уже говорили ранее, чтобы повысить свою ценность, вы должны брать на себя значительно больше рабочих обязанностей. Вам могут их и не предложить – сами беритесь за сложные проекты и выдвигайте свою кандидатуру для выполнения дополнительной работы. Проявляйте инициативу. Забудьте о том, что она наказуема. Бездействие, как я уже говорил, карается еще жестче – ибо это самый большой риск в жизни.

И каждый раз, когда вы будете брать на себя дополнительные обязанности, новые проекты и повышенные обязательства, вы будете чувствовать, как стремительно растет ваш профессионализм. Вы заработаете бесценный опыт, что само по себе уже неплохо. Если не на этой, так на другой работе ваш новый опыт принесет вам новые деньги, так что дерзайте.

Начальник – секретарше:

– Соберите всех сотрудников на совещание, срочно!

– По селектору?

– Нет, через «Одноклассников», так быстрей будет!!!

Что еще вы можете сделать, кроме как взять на себя больше ответственности и обязательств? Вы можете проанализировать деятельность своей компании и предложить новые способы решения существующих проблем, вы можете подбрасывать руководству денежные идеи и советы по поводу того, как снизить имеющиеся издержки. Так вас начнут считать ценным сотрудником, и рано или поздно это отношение найдет свое отражение в реальных денежных купюрах.

Придумайте, как ваша компания может дополнительно заработать, и вы заработаете сами. Конечно, чтобы суметь каждый раз находить новые решения, вы должны все время учиться новому и повышать свою квалификацию (в т. ч. и за свой счет). Но запомните: вам будут платить не за то, что вы учитесь новому, а за новые результаты. Где эти результаты? Как вы можете их продемонстрировать?

Звучит фантастически, но практика подтверждает, что развитие всего одного дополнительного профессионального навыка способно увеличить ваш ежемесячный доход в два раза. Повышение профессиональной квалификации – пожалуй, самый легкий способ повысить свою зарплату. Но зарплата в любом случае имеет «потолок», поэтому не ограничивайтесь конкретными профессиональными навыками, а выходите за рамки своей специальности и приобретайте умения в смежных профессиях, навыки управления людьми – повышайте свою личную эффективность.

Если вы хотите гордиться собой, делайте то, что вызывает у вас гордость.

Ирвин Ялом

Составьте список всех своих знаний, умений и навыков и проанализируйте, на сколько процентов вы их сейчас используете. Ищите способности, которые у вас уже есть, но «простаивают» вместо того, что приносить вам деньги.

Зарабатывать больше вам помогут те же способы, которые помогут вам завоевать статус эксперта своего дела. Это и ведение тематического блога (сайта), и проведение мастер-классов, и участие в выставках, и издание собственной книги. Впрочем, зачем это я вам говорю? Вы это уже и сами отлично знаете. И надеюсь, начали применять, потому что просто копить знания – бессмысленно. Кладбище мертвых знаний еще никого не приводило к жизни мечты.

Давайте теперь подумаем, как вы можете поступить, если вас все равно не устраивает ваша зарплата, и вы достигли «потолка» в своей компании. Я считаю, что у вас есть три варианта действий в этом случае.

Первый – оставить все как есть: смириться с судьбой-злодейкой и зарабатывать столько, сколько дадут.

Второй – найти дополнительный источник дохода помимо основной работы, и принять как факт, что на основной работе ваш доход больше расти не будет.

Наконец, третий вариант – сменить работу или профессию.

Третий вариант – самый радикальный, но иногда это единственно возможное решение. Работу, на которой у вас нет никаких перспектив для повышения дохода, лучше оставить и найти для себя новое рабочее место.

Неприятный факт, но я просто обязан предупредить вас об этом. Будьте готовы лишиться своей работы в любой момент. Работая по найму, вы постоянно находитесь в зоне риска, поэтому убедитесь, что у вас сформирована солидная «финансовая подушка».

Чтобы узнать больше способов повышения своей зарплаты, вы можете прочитать мою бесплатную книгу «Как увеличить свою зарплату в 1,5–2 раза без смены работы и деятельности». Больше информации о тренинг вы можете прочитать здесь: http://steptorich.ru/zarplata.html.


Практическое задание

Задание: удвоить свой доход. Неважно каким образом. Я в вас уверен – вы это сможете!

1. Подумайте: какого одного навыка вам не хватает, чтобы зарабатывать больше, намного больше, чем сейчас?

2. Присмотритесь к более опытным коллегам. Что они такого умеют делать, чего не умеете вы? Проанализируйте их деятельность и письменно сформулируйте причины их успеха.

3. Запланируйте свое обучение недостающим навыкам. Не откладывайте в долгий ящик: начните в ближайшие дни.

Глава 9. В поисках новой работы

Карьеру не сделаешь, карабкаясь по ступеням обшарпанной лестницы. Нужно оказаться в лифте в подходящей компании.

Крыгель Збышек

Есть множество побудительных причин для поиска новой работы. Ее нужно искать не только тогда, когда на сегодняшней вас не устраивает размер зарплаты, или достали причуды руководства, или эта работа вам совсем не по душе.

Новую работу нужно искать всегда! В том числе и тогда, когда на старой вы достигли всего, и понимаете, что дальнейший личностный и профессиональный рост в этой компании для вас попросту невозможен. Если нет перспектив – значит, пора менять рабочую обстановку.

Как искать работу? Способов множество и, безусловно, лучше использовать их все одновременно. Вы можете искать новую работу самостоятельно, регулярно просматривая рекламные объявления в газетах, на специализированных «работных» сайтах и в разделах о вакансиях на официальных сайтах компаний, которые работают в интересующей вас сфере, а можете обратиться за помощью к другим людям – для этого задействуйте все имеющиеся у вас связи.

Обязательно поспрашивайте своих друзей и знакомых – нет ли в компаниях, в которых они работают, подходящей вакансии для вас? И, конечно же, обратитесь за профессиональной помощью в агентство по подбору персонала, обладающее хорошей репутацией.

Любое препятствие преодолевается настойчивостью.

Леонардо да Винчи

Сначала точно определите (лучше в письменном виде), какую именно работу вы ищете, на какую должность и на какой уровень зарплаты вы претендуете и что именно вы можете предложить новому работодателю (перечитайте еще раз предыдущую главу), а потом приступайте непосредственно к поиску.

Итак, с чего начать? Первое что вы должны сделать – проанализировать рынок труда. Для вас есть подходящие предложения? Отлично. Нет? Нужно лучше искать, потому что подходящие предложения есть всегда.

Сделайте вот что: выберите все компании, которые работают в нужном вам направлении, и составьте список тех, в которых вы хотели бы работать. Вышлите им свое резюме (даже если у них нет открытых вакансий) и ждите ответа. Он вполне может последовать. Но лучше самому позвонить в отдел кадров и убедиться, что они получили ваше письмо.

Обращаю ваше внимание на то, что ваше резюме должно быть составлено очень и очень хорошо. Я бы даже сказал «идеально», если бы верил в то, что это самое «идеально» возможно. Так что ограничимся уровнем «очень хорошо».

Какое резюме можно считать очень хорошим? Это в первую очередь резюме, составленное для конкретной компании. Универсальное резюме – это плохое резюме, поэтому корректируйте его, каждый раз отправляя по новому адресу.

Безусловно, в каждой компании есть свои особенности, и в вашем резюме должна быть информация, которая может заинтересовать конкретного работодателя. Ваше резюме – это своеобразное рекламное письмо. Оно должно прорекламировать вас удачно настолько, чтобы вас пригласили на собеседование.

Если вы ищете работу, и вам подходят сразу несколько должностей – составьте свое резюме для каждой из них отдельно. Только не отправляйте в одну компанию по нескольку писем. Это, конечно, будет забавно, но делу не поможет.

Всегда приходится платить за те моменты, когда язык оказывается быстрее мозга.

А что поможет? Может быть очень полезным краткое сопроводительное письмо к резюме, в котором следует четко рассказать, почему в поисках новой работы вы решили обратиться именно в эту компанию, а не в другую. Почему вы хотите работать именно здесь? Расскажите об этом.

Большая ошибка – отправлять резюме по e-mail с пустым сопроводительным письмом. Пустое письмо говорит или о вашей лени, или о нулевом опыте делового общения, или просто о вашей наивности. В любом случае, ничего хорошего о вас пустое письмо не скажет, так что не забудьте написать несколько строк, но не пересказывайте то, что вы написали в самом резюме. И не забудьте указать тему письма.

Обратитесь к конкретному человеку (если вы знаете имя рекрутера) или к конкретной компании (если вы его не знаете) и обоснуйте, чем именно вы можете быть полезны именно на этом рабочем месте. Будьте конкретны.

Даже если в этой компании не было открытой вакансии, которая вам бы подходила, возможно, в ней так впечатлятся вашим письмом и резюме, что пригласят вас работать.

Что еще вам поможет? Вам поможет загадка. Резюме не должно полностью рассказывать о вас, кроме тех случаев, конечно, если вы на 100 % подходите для той или иной вакансии. Если попадание стопроцентно, то рассказать об этом нужно, но в остальных случаях (а таких большинство) в резюме должна быть какая-то недосказанность, вызывающая интерес, чтобы вас пригласили для личной беседы (или хотя бы позвонили вам).

«Ты кто такая?» – спросила Синяя Гусеница.

«Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса робко. – Знаю только, кем была сегодня утром, когда проснулась, но, думаю, с тех пор я наверняка уже несколько раз менялась».

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Описывайте свой профессиональный опыт в подробностях только за последние несколько лет.

О том, чем вы занимались лет десять назад, вы можете упомянуть, но одной-двумя строчками, не более того. Никому не интересно, чем вы занимались в начале трудовой деятельности, если вы давно этого не делаете и либо растеряли эти навыки, либо понимаете, что для вакансии, на которую вы претендуете, они уже не имеют никакого принципиального значения.

Название должностей, которые вы занимали, в трудовой книжке и в резюме должны совпадать. Если ваша должность записана в резюме и в трудовой книжке по-разному, вас могут уличить во лжи. Лучше пишите официальные названия должностей, а в скобках уточняйте все те оязанности, которые вам приходилось выполнять.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Быстрые деньги (А. Н. Евстегнеев, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я