Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий

Евгений Шулешко, 2015

В этой книге внимательно рассматриваются две темы: привычная, практическая – как воспитатель может помочь детям в группе сдружиться между собой, – и общепедагогическая, менее привычно звучащая – как, формируя дружеское сообщество детей, можно решать любые здравые педагогические задачи при воспитании и обучении дошкольников. Их связывает обсуждение социо-игровых методов ведения занятий, тонкостей налаживания взаимодействия в малых группах, закономерностей формирования детских привычек и умений. Автор книги – Евгений Евгеньевич Шулешко (1931–2006) – выдающийся педагогический исследователь, философ, психолог, создатель необычной практики успешного для всех детей дошкольного и начального образования, охватывающего период с 5 до 11 лет. Пособие составлено на основе его книги «Понимание грамотности». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© ООО «Образовательные проекты», 2020

© Г.Е. Швейковская, текст, 2020

© Русаков А.С., составление, редактирование, 2020

Форма и содержание: обратная перспектива

Предисловие от редактора

Две темы рассматриваются в этой книге. Привычная, практическая: как воспитатель может помочь детям в группе сдружиться между собой. И общепедагогическая, странно звучащая: как за счет формирования дружеского сообщества детей возможно решать любые здравые педагогические задачи при воспитании и обучении дошкольников. (А при этом: какие этапы становления проходит детское сообщество, чем измеряется его образовальный ресурс, за счет чего знания переходят от одного ребенка к другому, как дети становятся человечнее, гуманнее, мудрее и самостоятельней за счет самой атмосферы свободного использования родного языка в общении…)

Связывают эти два уровня разговора комментарии о социо-игровых методах ведения занятий, о путях освоения детьми «образа грамотно действующего лица» (и организации обучения «по образу, а не по образцу»), о тонкостях налаживания взаимодействия в малых группах, о закономерностях формирования детских привычек и умений.

Автор книги — Евгений Евгеньевич Шулешко (1931–2006) — выдающийся педагогический исследователь, философ, психолог, создатель необычной практики успешного для всех детей дошкольного и начального образования, охватывающего период с 5 до 11 лет.

Несколько десятилетий назад многие тезисы Е.Е. Шулешко зачастую вызывали недоумение в педагогической аудитории, а то и бурный протест. К примеру, такие:

• «Дело воспитателя — не учить, а налаживать ситуации общения».

• «То, что для вас — форма, для меня — содержание. Приобретение знаний и умений может и должно быть содержанием детской деятельности, детской заботой. А содержанием педагогической работы справедливо полагать становление ровеснического сообщества детей, сохранение психических качеств детей и их прорастание в культурные формы поведения».

• «Параметры оценки того, что ребенок в каком „предмете“ к какому возрасту должен знать и уметь — абсурдны для дошкольников. Их успехи и неудачи связаны с общим характером их жизни, их взаимоотношениями, их продвижением в других родах деятельности — а вовсе не с тем, насколько сильно на них нажимают „на данном участке“. Если с общим характером жизни все в порядке — то и успехи детей во всех областях будут впечатляющими».

Сегодня эти тезисы уже не выглядят столь революционными. Во многом такие взгляды теперь признаны официально, воспринимаются в профессиональной аудитории скорее внимательно, чем изумленно — они уже звучат как темы для делового осмысления, особенно на фоне главных положений федерального государственного стандарта дошкольного образования.

В стандарте мы видим, во-первых, признание того, что результаты образования дошкольников в разных родах деятельности должны рассматриваться только как целевые ориентиры, а каждый дошкольник имеет право на свой особенный путь и темп развития[1].

Во-вторых, в качестве обязательной части содержания образовательной программы детского сада теперь должны рассматриваться «способы и направления поддержки детской инициативы»[2].

В-третьих (и это, пожалуй, наиболее значимо), дошкольный стандарт переносит центр внимания педагогов с требований к «предметному» содержанию программы на требования к условиям ее реализации, прежде всего — психолого-педагогическим.

Обратим внимание, с чего начинается перечень этих условий:

«П. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…».

О продуманном варианте того, как на практике могут быть обеспечены все эти требования и рассказывает эта книга.

…Хотелось бы дополнить наше предисловие еще одним комментарием, написанным несколько лет назад одним из наиболее авторитетных отечественных ученых-«дошкольников», доктором педагогических наук Ларисой Алексеевной Парамоновой, много лет руководившей Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца:

«Психолого-педагогическая система Евгения Евгеньевича Шулешко многоаспектна, как и вся педагогика. Вместе с тем она позволяет нам вычленить главное для совершенствования современной дошкольной педагогики. И этим главным является обращенность к внутреннему миру ребенка.

Обеспечение комфортного самочувствия каждого участника педагогического процесса характеризуется внутренним спокойствием, отсутствием разлада с самим собой и окружающими. Причины такого разлада — выраженные детские страхи, повышенная тревожность и неудовлетворение основных потребностей детей. Как показывает нам Е. Е. Шулешко, организация жизни и деятельности детей, с точки зрения обеспечения комфортности, должна учитывать потребности детей, прежде всего, в признании и общении, а также в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности. Страхи же могут быть вызваны боязнью ребенка петь или читать стихотворение одному перед всеми, тревожность, что он с чем-то не справится на занятии и т. п.

Поскольку деятельностный подход к воспитанию и обучению детей не только провозглашается, но частично и реализуется в современных детских садах, это позволяет нам надеяться на успешное развитие субъекта деятельности, который сам ее строит. Исходя из этого, у многих педагогов создается иллюзия, что все потребности ребенка удовлетворяются в деятельности.

Однако для педагогов главным является результат деятельности: красивый рисунок, аккуратно сделанная поделка и т. п. Но, с точки зрения Е. Е. Шулешко, основным является, прежде всего, процесс деятельности, в котором и происходит полноценное развитие ребенка. Условие реализации этого процесса — «выращивание» педагогом детского играющего и обучающегося сообщества. Благодаря этому исчезают детские страхи, боязнь неуспешности. Более того, возникает уверенность, что каждый обязательно справится с любым заданием, либо с помощью друга, либо с помощью взрослого, который, кстати, является одним из членов детского сообщества. При этом процесс деятельности позволяет детям обсуждать и совместно искать решения, выбирать наиболее удачные, признавать заслуги других и гордиться своим вкладом в общее решение.

Именно благодаря эмоциональной составляющей, которая (по выражению А.В. Запорожца) направляет интеллектуально-поисковую деятельность, сама деятельность становится интересной и личностно значимой, как для каждого участника, так и для всех, в том числе и взрослых. В результате у детей возникают «умные эмоции», связанные с преодолением трудностей, поиском нужного решения и удачей при этом всех и каждого.

Заметим, что Евгений Евгеньевич, превознося «детское сообщество», крайне редко употреблял слово «ребенок»; он в основном говорил о детях, объединенных общей целью, общим достижением. Такие дети, как правило, дружны, успешны и самодостаточны. И сегодня основная задача последователей Е.Е. Шулешко — поиск механизма выращивания педагогов, умеющих создавать подлинно детское сообщество, опираясь на основные потребности ребят».

Итак, именно характер взаимоотношений детей Е.Е. Шулешко объявляет содержанием педагогического дела. А программные темы, отрабатываемые навыки, даже методы интеллектуального или эмоционального развития — теми формами и средствами, при помощи или по поводу которых выстраиваются педагогические ситуации, разворачивается подлинное — межличностное — содержание.

Для осуществления этого переворота необходимо, чтобы внимание педагога с традиционных оценок происходящего в группе или классе (обученность-необученность детей, учебные достижения или неудачи, добросовестность собственного исполнения тех или иных регламентаций) было перенесено на внимание к событиям, происходящим между детьми: дружественности-враждебности, разобщенности-сотрудничеству, закрытости-доверительности, скованности-инициативности…

Но при этом проблема освоения умений в разных родах деятельности не только не отодвигается здесь на второй план, но особо тщательно прорабатывается. Старое содержание превращается в форму и материал. Но именно потому, что на этом материале строится подлинное, человеческое содержание — «предметный» материал особо добротно и тонко организуется. А в результате такого тотального сдвига ценностей освоение необходимых культурных навыков и умений происходит несоизмеримо успешнее, чем в традиционной практике.

Пафос грамотности вообще пронизывает ход шулешкинских мыслей, разворачиваясь двояко: и к грамотному освоению детьми различных культурных практик — и к восстановлению чувства профессиональной грамотности у педагогов.

Тем читателям, кого заинтересует более обстоятельное ознакомление с педагогикой Е.Е. Шулешко, мы рекомендуем его двухтомник «Понимание грамотности» (на основе которого и подготовлена эта книга) и дополняющий его сборник педагогических комментариев «Ручной уголок». Ссылки вы найдете в списке рекомендуемой литературы.

Андрей Русаков

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская жизнь на пути согласия и социо-игровой стиль ведения занятий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См. раздел 4 ФГОС дошкольного образования: «…Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также… отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров… Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

2

ФГОС дошкольного образования, п. 2.11.2.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я