Новые чудеса преподобного Сергия (Валерий Духанин, 2014)

Есть особый Божественный Промысл в том, что конкретному человеку подается чудо, и о нем становится известно многим: кого-то это укрепляет в вере, кто-то обретает надежду и вдохновляется на духовный труд. В книге рассказывается о чудесах, явленных по молитвам преподобного Сергия в наши дни. Чудесные случаи записаны автором со слов очевидцев и ранее не публиковались.

Оглавление

Из серии: Православие в жизни

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новые чудеса преподобного Сергия (Валерий Духанин, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Диакон Валерий Духанин – проректор Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат богословия


Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС Р14–414–1382


© Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014

© Духанин В., текст, 2014

Игумен земли Русской

У каждого из нас есть особенно дорогие сердцу святые, к которым мы обращаемся всегда, в горе и радости, в надежде и чаянии. Молитва к ним всегда бывает услышана, а их жития, словно путеводные звезды, руководствуют нас на пути к Небу.

Преподобный Сергий Радонежский принадлежит к числу именно таких, самых любимых, близких сердцу святых. Он носит имя Игумена земли Русской, потому что значим не для какой-то отдельной местности, а для всей Руси. Игумен – это настоятель монастыря, который заботится о его духовном устроении, а преподобный Сергий – духовный наставник для всей Русской земли.

Существует предание о том, как преподобный Сергий явился старцу Алексию Зосимовскому. В 1919 году совершалось неслыханное на Руси дело – повсеместно вскрывались мощи святых. Так безбожная власть, терзая сердца русских людей, творила беззаконие – поругание святынь Церкви. Вскрыты были и мощи преподобного Сергия. Много скорбел об этом старец Алексий Зосимовский, недоумевая, почему Господь это попускает. Однажды вечером, когда он стал на молитву, ему явился преподобный Сергий и сказал: «Три дня молись и постись, и я скажу тебе то, что нужно». На третий день преподобный Сергий явился ему с ответом: «Когда весь русский народ терпит такие скорби, то должен и я вместе с ним потерпеть какую-то скорбь».

Сострадание и бескорыстная помощь до полного самозабвения – вот что всегда отличало святого Сергия. Поэтому преподобного Сергия еще называют великим печальником земли Русской. Всякая печаль находила отклик в душе Преподобного и возносилась вместе с его молитвой к Престолу Божию, чтобы там, у Небесного Отца, найти свое разрешение. Удивительные случаи такой помощи приводятся на страницах этой книги.

Преподобный Сергий – святой, близкий простому народу. Он не был богословом, знаменитым оратором или высокоученым писателем, поражающим умы читателей или слушателей глубиной своей мысли. Сама учеба поначалу давалась ему крайне тяжело. Смиренно нес он свой ежедневный труд, как и каждый простой человек. Выстраивая сени к чужой келии и получая плесневелый хлеб, преподобный Сергий разделял тем самым долю простого народа. Он был с народом, и потому люди тянулись к нему.

Особенность русского монашества, высокий образец и достойный пример которого явил преподобный Сергий, заключалась в том, что оно не замыкалось на своем уединенном подвиге, но любовь к Богу сопровождалась любовью и необыкновенным милосердием к ближним. Введя в обители общежительный устав, святой Сергий заповедал «давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим», объясняя, что от исполнения этого христианского долга зависит будущее процветание обители. За милосердием Троицкой обители времени святого Сергия, да и всех последующих веков, стоит простота и открытость души самого Игумена, максимально возможная для человека жертвенность и самоотдача.

Это сострадание святого людям любого рода и звания и делает его близким нам. Если бы мы имели возможность наблюдать, какие люди на протяжении вот уже семи столетий шли к преподобному Сергию, то увидели бы одну и ту же картину. Богатые и бедные, образованные и безграмотные, высокопоставленные и простые вступали в стены Троицкой обители, чтобы поведать преподобному Сергию свои сокровенные чаяния и надежды, беды и горести, молитвенно, от самых глубин сердца воздохнуть пред святыми мощами Игумена Русской земли. Люди приходили к Преподобному еще при его жизни, стекаясь с разных сторон, и, будь то князь, боярин, воин или простой крестьянин, – все тянулись к смиренному Сергию, зная, что через него Бог услышит их просьбу, непременно поможет, распутает узелок жизненных проблем, благословит на предстоящее дело.

До сих пор русский человек ищет старца, жаждет излить пред ним свои беды, получить их разрешение, и как же скорбит русская душа от его отсутствия. Преподобный Сергий был тот подлинный старец, который прозревал волю Божию о человеке. Он видел и знал, что Господь уготовил именно этой конкретной душе, а в своих благоприятных молитвах испрашивал у Небесного Отца необходимую для человека помощь.

По словам его ученика Епифания Премудрого, авва Сергий «для всех притекающих к нему был как бы источником благопотребным… Многие приходили к нему, не только ближние, но и издалече, из дальних городов и стран, чтобы только взглянуть на него и услышать от него слово, и все получали великую пользу и спасение души от назидательных его дел… Многих он научил своим душеспасительным словом и заставил их обратиться с покаянием к Богу», он был «для грешников – верный поручитель», возрождавший их от греха к добродетели.

Но преподобный Сергий не только был, он есть, он остается с нами. Всякая страдающая душа, от самого сердца изливающая вместе с горькими слезами свои просьбы, надежды и горести услышана угодником Божиим. До сих пор преподобный Сергий остается для обращающихся к нему тем же, кем был во время своей земной жизни для множества людей, стекавшихся в обитель.

Мы почитаем преподобного Сергия, его учеников, а также учеников его учеников. Это значит, что он смог заложить духовную традицию: огонек его личной веры, духовной жизни возжег новые огоньки, которые прошли сквозь века вплоть до нашего времени. И потому само видение, данное преподобному Сергию о множестве «зело красных» птиц, как множестве учеников с удивительными духовными дарованиями, уже наглядно исполнилось чудным Божественным Промыслом.

Вспомним это видение: «Однажды глубоким вечером святой совершал свое правило и молился за братию, чтобы Господь помог им в ежедневных трудах и подвигах. Когда он молился так, вдруг раздался голос, зовущий: “Сергий!” Преподобный удивился необычному в ночной тишине зову и, сотворив молитву, открыл оконце келии, желая увидеть говорящего. Внезапно появилось чудное видение: с неба просиял яркий свет, более яркий, чем дневной, который разогнал ночную тьму, и ночь стала светлее дня. Вновь раздался голос: “Сергий! Ты молишься о своих духовных детях – Господь принял твою молитву. Смотри внимательно, и ты увидишь, какое множество иноков собрано тобой под твое руководство во имя Святой и Живоначальной Троицы”. И Сергий увидел перед собой множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю, но и вокруг него. И опять послышался голос: “Так же, как и виденные тобою стаи птиц, будут многочисленны твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам”».

Как именно умножались ученики Преподобного, история сохранила нам интересные данные. Вроде бы сухая статистика, но она свидетельствует о возрождении, начавшемся с преподобного Сергия. За первые сто лет монголо-татарского ига, то есть с 1240 по 1340 год, на Руси возникло всего около тридцати новых монастырей, при этом Церковь Русская практически не знала новых святых иноков – преподобных. Далее на протяжении столетия картина совершенно меняется. С того момента, как преподобный Сергий стал собирать учеников, образовалось до ста пятидесяти новых монастырей, а из обители Преподобного вышло около ста монахов, прославленных Церковью в лике святых. Большинство святых XIV и начала XV веков были либо учениками, либо «собеседниками», то есть испытавшими духовное влияние преподобного Сергия.

А вот еще одна яркая черта личности преподобного Сергия. Именно он самым решительным образом способствовал ниспровержению многолетнего монгольского ига. Казалось бы, что мог дать родной земле, порабощенной иноверным захватчиком, смиренный монах, трудившийся в лесной трущобе? Какую историческую роль мог сыграть? Как, не беря в руки меча и не занимаясь политикой, мог он способствовать освобождению Отчизны? Но если мы вспомним, что бесконечные распри князей и всеобщее ослабление духа стали причиной поражения Руси, то увидим подвиг святого Сергия в новом ключе.

Русь совершила великое дело – страшной для себя ценой заслонила Европу от монголо-татар. Однако под тяжким бременем чужого владычества русский человек терял ориентиры, угасал творчески, постоянно ожидая новых нападений со стороны дикой Орды, заботился только о хлебе насущном. Ко времени рождения Преподобного люди со страхом смотрели в сторону Золотой Орды, детей пугали именами захватчиков, и мало кто на Руси надеялся на возрождение Родины, думая больше о собственном благополучии.

В таких условиях требовался выдающийся пример возвышения над всеми земными скорбями, над потребностями в хлебе насущном, пример бескомпромиссного служения Богу и Родине. Но чтобы пройти этот духовный путь, необходимо полное отречение от мира, выход из него. Этот путь прошел святой Сергий Радонежский. Духовно-нравственная бодрость и крепость – вот чего так не хватало русскому человеку XIV века и что смог вдохнуть в души людей Преподобный. Поэтому сомнение и вопрос великого князя Димитрия: «Противостоять ли мне лютому врагу?» – мог быть разрешен только преподобным Сергием. Кто победил более лютого врага – диавола, у того достанет нравственных сил для победы над врагом родного Отечества. Если сказать обобщенно, то в преподобном Сергии Радонежском соединились необыкновенная сила духа и глубокое смирение.

Из его жития известно, что он никогда не добивался первенства, не искал известности и славы и, даже совершая удивительные чудеса, старался скрыть их от людской молвы. И в чудотворении был до конца верен свойственной ему скромности, смирение и кротость сопровождали его всю жизнь.

Так, источник из земли Преподобный извел молитвой только вследствие ропота братии на отсутствие питьевой воды и запретил называть этот источник Сергиевым: «Чтобы я никогда не слышал, как вы называете этот ключ моим именем, потому что не я дал вам воду, но Господь даровал ее нам, недостойным». Место это с веками было утрачено, и лишь предположительно вычисляется по ряду косвенных данных.

Умершего отрока преподобный Сергий воскресил, убеждая при этом родителя, что мальчик всего лишь озяб по дороге и будто бы отец по ошибке принял его за мертвого: «Когда ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что он умер. В келии он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил». Помогая людям, святой Сергий по своему смирению скрывал свои чудеса, и до сих пор чудесная помощь Преподобного остается зачастую без широкой огласки.

Уникальность преподобного Сергия состоит в том, что он первый русский святой, которому Божия Матерь явилась не в видении или тонком сне, а непосредственно. Это случилось, как предполагается, в 1388 году, за несколько лет до его кончины. Празднуется это событие в Лавре ежегодно 24 августа по церковному календарю (6 сентября по новому стилю). Кроме того, в честь явления каждую пятницу вечером в Троицком соборе совершается служба с акафистом Пресвятой Богородице.

Произошло это знаменательное событие так. Поздно вечером в пятницу после усердного моления Пресвятой Богородице святой Сергий сел отдохнуть и вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Внезапно послышался голос: «Се Пречистая грядет!» Преподобный вышел в сени, и его осиял свет ярче солнечного. Он увидел Божию Матерь в необыкновенном сиянии. С Ней были апостолы Петр и Иоанн. Преподобный пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась его Своими руками и произнесла: «Не бойся, избранниче Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его».

Матерь Божия обещала, что будет неотлучна от обители преподобного Сергия. Значит, и Лавра – тоже один из уделов Божией Матери. Это место освящено стопами Пресвятой Богородицы. Вот почему все, кто связал свою жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой, чувствуют себя под Ее благодатным покровом.

Как известно, вся жизнь Преподобного прошла под знаком служения Пресвятой Троице. Это было предзнаменовано до его рождения чудесным троекратным возглашением во чреве матери во время Литургии (перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и с возгласом священника «Святая святым»). Иерей, крестивший младенца, предвозвещает: «Будет он обителью и слугой Святой Троицы». То же предсказание повторяет старец-монах, отверзший ум отроку Варфоломею. И вот вместе с братом Стефаном преподобный Сергий впервые на Руси посвящает храм Пресвятой Троице. Именно после этого в нашем Отечестве стали воздвигаться монастыри и храмы в честь Троицы по примеру обители Сергия. Не случайно и знаменитая икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева была написана здесь «в честь и похвалу преподобного Сергия».

Почему же храм и обитель Сергия посвящены Троице? Мы исповедуем, что Бог Един по существу, но Троичен в Лицах. Троица являет Собой абсолютное Божественное единство. А на Руси в XIV веке царили взаимные разделения, и потому не хватало сил преодолеть общественные потрясения. Епифаний Премудрый пишет, что авва Сергий посвятил свой храм Троице, дабы воззрением на Святую Троицу побеждалась ненавистная рознь мира сего. То есть для русского человека храм, посвященный Троице, становился символом единения, братства и через это – внутреннего укрепления.

Впрочем, за всем этим стояло таинственное духовное делание Преподобного, в котором его ум восшел к зрению Божественной тайны Пресвятой Троицы. Не случайно преподобный Сергий считается родоначальником созерцательного подвига на Руси. Это тот подвиг, в котором греческие отцы-исихасты, современники святого Сергия, восходили к созерцанию нетварного Божественного света. В житии Преподобного мы видим ясные указания на явление ему этого Премирного света.

Древнерусские подвижники чаще имели видения темных сил. Страхования не обошли стороной и преподобного Сергия на начальном этапе его подвига. Но его духовное делание не ограничилось победой над вражьими искушениями. Преподобному Сергию является высшая небесная сила – в образах огня и света. Небесный огонь был виден во время Литургии при освящении преподобным Сергием Святых Даров. Благодатный огонь озарял весь алтарь и окружал священнодействующего Сергия. А когда Преподобный готовился причаститься Святых Таин, Божественный огонь свился, «как бы некая чудная пелена», и вошел внутрь Святой Чаши. Таким образом, преподобный Сергий причастился этого огня, как сказано в Троицком патерике, «неопально, как древле купина, неопально горевшая».

Ученики видели светоносного Ангела сослужившим преподобному Сергию – «сияющего необычайным светом, в блистающих ризах». В Троицком патерике говорится, что «сияние, исходившее от него, было ярче солнечного». При благословении преподобным Сергием ученика Исаакия на подвиг молчания тот увидел «пламень, изшедший от руки его» и окруживший Исаакия. Необыкновенный свет присутствовал и в видении множества прекрасных птиц, и в явлении Божией Матери.

Видением нетварного Божественного света выделен среди русских святых именно преподобный Сергий Радонежский. С детства он стремился к безмолвию и созерцанию, жизнь его была посвящена Пресвятой Троице. В лице преподобного Сергия мы имеем первого русского святого, которого можно назвать тайнозрителем, созерцателем Божественного света.

Именно эта причастность святого Сергия Божественной благодати, близость к Престолу Живоначальной Троицы вместе с беззаветной близостью каждой скорбящей душе и привлекает к нему людей.

Из Евангелия мы знаем, как во время Преображения Господа Иисуса Христа просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17: 1–2). Так Спаситель явил Свою Божественную славу, Свой Божественный свет – благодать. При этом апостол Петр, созерцавший на Фаворе славу Господа, приобщившийся к этой благодати, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17: 4). Божия благодать согревает и просвещает сердце, доставляет душе покой, радость, мир, блаженство. Грехи же опустошают душу, несут с собой холод смерти. Ничто земное не даст душе человека покоя, и чего бы человек ни достиг: богатства, славы, наслаждений – все это со временем приедается и уже не радует душу, потому что внутри – пустота. Только Божия благодать приносит искомое сердцем каждого человека счастье, подлинную радость и свет душе.

Когда кто-либо обретает Божию благодать, то это чувствуют окружающие люди, они так же, как и апостол Петр на Фаворе, готовы воскликнуть: Господи! хорошо нам здесь быть. Вот это сокровище было обильно даровано Господом преподобному Сергию, Божию благодать чувствовали все приходившие к нему, этим они укреплялись. А святой Сергий как подлинный служитель Живоначальной Троицы помогает обращающимся к нему до сих пор. Все, кто сердечно, с горячей надеждой и верой молятся преподобному Сергию, несомненно получат благодатную помощь от Господа.



Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Новые чудеса преподобного Сергия (Валерий Духанин, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я