Вы купили автомобиль. Дельные советы по самым актуальным вопросам (А. А. Громаковский, 2008)

Вы только что купили автомобиль и чувствуете себя по-настоящему счастливым? Значит, вы пока еще не знаете, сколько подводных камней ожидает вас впереди. Но кто предупрежден – тот вооружен. Поэтому мы предлагаем вам решить все возможные проблемы заблаговременно: – чему вас не учили на курсах вождения; – что делать при ДТП; – как реже платить штрафы; – как правильно покупать масла и запчасти; – что делать, чтобы машина жила долго. Обо всем этом и о многом другом вы узнаете на страницах данной книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вы купили автомобиль. Дельные советы по самым актуальным вопросам (А. А. Громаковский, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Первые шаги будущего автомобилиста

После покупки автомобиля прежде всего необходимо поставить его на учет в ГИБДД и застраховать. Если вы приобретаете подержанную машину, то понадобится техническое обслуживание и, возможно, доукомплектование.

На что обратить внимание при покупке автомобиля

Рассмотрим нюансы, которые нужно учесть при покупке как подержанного, так и нового автомобиля.

Вы покупаете подержанный автомобиль

Осматривать понравившийся автомобиль начинайте с кузова и салона: оцените внешний вид, состояние, степень изношенности и снаружи, и внутри (рис. 1.1).

Многие ошибочно думают, что кузов – не главное: мол, даже если имеются дефекты – это не так важно, как состояние двигателя и подвески. Однако кузов – лицо машины, которое во многом характеризует ее общее состояние. У авто с гнилым кузовом вряд ли будут нормальными двигатель или ходовая часть: ведь все элементы машины изнашиваются примерно одинаково.


Рис. 1.1. Перед покупкой машину нужно тщательно осмотреть


С подозрением относитесь к грязным авто: грязь прекрасно прячет дефекты кузова, в то время как на чистой машине все отлично видно.

Проверьте, нет ли на кузове элементов, отличающихся оттенком: если какая-то деталь была перекрашена – скорее всего, машина попадала в дорожно-транспортное происшествие.

Для проверки состояния кузова можно использовать магнит. Он в каком-либо месте не пристает к кузову? Вероятно, здесь лежит толстый слой шпаклевки, а значит – автомобиль побывал в аварии. Непременно приложите магнит к торцам дверей, колесным аркам и у изгибов крыльев, поскольку это одни из самых слабых мест любой машины. Неприлипание магнита свидетельствует о том, что металл сильно подвержен коррозии.

О многом скажет состояние колес: если резина изношена неравномерно – возможно, у автомобиля проблемы с подвеской или нарушена геометрия кузова. У водителей есть такое выражение: «машина ест резину». Это говорит о том, что вдоль одной из кромок покрышка как бы срезана. В лучшем случае причина заключается в неотрегулированных развале и схождении колес, в худшем – автомобиль был участником серьезного ДТП.

Несколько раз откройте и закройте капот. Посмотрите, плотно ли он прилегает, одинаковое ли расстояние между капотом и кузовом справа и слева. Если нет – то также велика вероятность, что автомобиль попадал в аварию.

Уделите внимание состоянию хромированных деталей кузова. Учтите: даже на ухоженных машинах эти части теряют блеск, ржавеют и т. п., причем ржавчину невозможно убрать даже с помощью полировочной пасты.

Нередко при покраске машины стекла с нее не снимают, а лишь закрывают их бумагой. Однако на предприятии-изготовителе вначале красят кузов и только после этого ставят стекла. Поэтому вы можете быстро узнать, перекрашивалась ли машина, немного приподняв уплотнительную прокладку лобового или заднего стекла. Если краска под ней не такая, как на остальном кузове, – значит, машина перекрашивалась. Кстати, при данном процессе краска может попасть и на сами уплотнительные прокладки: в таком случае все понятно сразу.

Есть и другой способ проверить, перекрашивался автомобиль или нет. Откройте багажник и сравните цвет внутри и снаружи. Посмотрите на состояние краски под ковриками багажника: на любой неновой машине краска в этих местах обязательно имеет характерные следы (царапины, пятна ржавчины и т. п.). Оцените также состояние краски под капотом (на лонжеронах, подставке аккумулятора).

Осматривая салон, обращайте внимание на руль, обивку дверей, сиденья (рис. 1.2). В частности, сильно потертый руль (когда почти или вообще не видно на ободе рельефного рисунка) говорит о том, что машина интенсивно эксплуатировалась. Высокий износ сидений однозначно указывает на то, что машина использовалась как такси (от таких авто лучше держаться подальше). Продавленные сиденья свидетельствуют о долгой и активной эксплуатации автомобиля.

Проверьте, как выглядят резиновые накладки на педалях. Их сильный износ обычно наблюдается у машин с большим пробегом (даже когда показания спидометра говорят об обратном). Особое внимание уделите тормозной педали: на ней не должно быть потеков и следов тормозной жидкости. Посмотрите на водительский коврик: если он сильно затерт – данный автомобиль прошел большое расстояние.

Непременно проверьте состояние тормозных трубок (шлангов) на предмет наличия повреждений, ржавчины, следов тормозной жидкости. Если данные детали в плохом состоянии – лучше отказаться от приобретения машины или сразу же заменить их.


Рис. 1.2. Салон выглядит идеально


Запустите мотор, пусть прогреется и поработает несколько минут. После этого загляните под капот и внимательно послушайте работу двигателя: не «троит» ли он, нет ли лишних шумов, стуков. Подойдите к автомобилю сзади и понаблюдайте за дымом, выходящим из выхлопной трубы: он не должен быть слишком густым, иметь черный или синий цвет.

Ярко-голубой или синий дым из выхлопной трубы автомобиля, работающего на бензине, однозначно говорит о неисправности мотора, а точнее, об износе поршневых колец. Такой цвет отработавших газов возникает в результате попадания моторного масла в камеру сгорания, из-за чего повышается его расход («двигатель ест масло»). Данному мотору требуется капитальный ремонт, который стоит весьма недешево.

Напротив, в случае дизельной машины появление густого черного дыма из выхлопной трубы сразу после запуска мотора не говорит о наличии какой-то неисправности (как ошибочно полагают многие новички). Это нормальное явление. Некоторые дизельные двигатели с прямым впрыском выпускают голубой дым при прогреве, но впоследствии (когда мотор прогреется) этот дым исчезает.

Вы покупаете новый автомобиль

Если вы приобретаете новый автомобиль в специализированном салоне, то обязательно проверьте его комплектность. В частности, возможна подмена магнитолы, ковриков в салоне (которых вообще может не оказаться, хотя они входят в комплект), шин на колесах, аккумулятора и др. С другой стороны, бывает, что на автомобиль устанавливается лишнее оборудование (сетка в багажник, обтекатели, боковые пороги и т. д.), которое будет стоить как минимум вдвое дороже, нежели в автомобильном магазине или на рынке. Кстати, часто подобные излишества заметно ухудшают эксплуатационные свойства машины. Например, боковые пороги обычно уменьшают дорожный просвет.

В случае покупки автомобиля в начале года обязательно обратите внимание на дату его выпуска. Учтите, что в начале года реализуются машины, произведенные и в предыдущем году, хотя работники автосалона могут убедительно доказывать обратное. Стоимость новой машины с каждым годом снижается, даже если на ней почти не ездили.

Перед приобретением автомобиля уточните курс доллара, евро или другой валюты, который будет использован для расчета в российских рублях. Дело в том, что почти всегда он значительно выше официального курса, установленного Центробанком Российской Федерации. Если в данном автосалоне так и есть – потрудитесь произвести расчеты. Ведь если новая машина стоит очень дорого, на разнице курсов вы потеряете весьма чувствительную сумму.

Не забывайте, что работники автосалона (торговые представители, менеджеры, продавцы) редко являются специалистами, знающими все технические характеристики, достоинства и недостатки конкретной машины. В худшем случае они могут преднамеренно пытаться обмануть вас. Фирма в первую очередь заинтересована в продаже тех машин, которые в данное время имеются в наличии. Знайте, что продавцы-консультанты умеют приукрасить реальные возможности автомобиля и выдать желаемое за действительное. Например, работник салона может рассказать про оцинковку кузова (которая отсутствует), «добавить» объем багажника, «сократить» время разгона машины до 100 километров в час и количество потребляемого топлива и т. п. Вам также могут заявить, что у машины кожаный салон, в то время как он является комбинированным (кожа и кожзаменитель).

Иногда в автомобильных салонах покупателю предлагают вариант, который на самом деле ему не нужен (автомобиль более дорогой комплектации или повышенной комфортности). Не следует поддаваться на подобные провокации и покупать не то, за чем вы пришли.

Многие автосалоны предлагают купить автомобиль в кредит. Здесь существует масса нюансов. Часто в договоре присутствует ряд положений, которые устно не оговариваются. В итоге может получиться так, что, кроме взносов за автомобиль и процентов по кредиту, вам придется оплачивать «комиссию за обслуживание». Подобные положения в договоре обычно печатают мелким шрифтом, чтобы покупатель мог их не заметить. Кстати, такое часто происходит и при оформлении кредита в банке.

Планируя получить кредит, определитесь с его валютой. Сравните процентные ставки по рублевому и валютному кредиту. Выясните, нет ли каких-то дополнительных условий. В частности, банк может выдавать рублевые кредиты для покупки машины не более чем на три года, в то время как валютный кредит для этой же цели вы возьмете и на пять лет. Учитывайте и то, какую валюту желает получить продавец. Если он хочет продать машину за евро – очевидно, что оформление кредита в национальной денежной единице не имеет смысла.

Обсудите с работниками банка возможность досрочного погашения кредита. Дело в том, что некоторыми банковскими учреждениями в таких случаях предусматриваются солидные штрафные санкции.

Постановка автомобиля на учет

Автомобиль в обязательном порядке должен быть зарегистрирован (то есть поставлен на учет) в ГИБДД. Порядок регистрации транспортных средств регламентируется Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила), последняя редакция которых вступила в силу 1 июля 2007 года (приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 488).

В соответствии с Правилами владелец автомобиля обязан поставить его на учет в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» либо в течение 5 суток со дня приобретения, таможенного оформления или снятия с учета.

Для того чтобы поставить транспортное средство на учет, необходимо представить в местное отделение ГИБДД следующее:

заявление по установленной форме;

паспорт или иной заменяющий его документ, выданный в установленном порядке, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;

документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;

документы об уплате платежей, установленных пунктом 13 Правил;

регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался;

транспортное средство, за исключением случаев его утилизации. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускается представление актов технического осмотра, выданных с соблюдением требований Правил подразделениями Госавтоинспекции по месту нахождения транспортных средств и заверенных главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов, городов, округов и районов в городах или их заместителями, начальниками регистрационных подразделений или начальниками станций государственного технического осмотра Госавтоинспекции. Срок действия акта технического осмотра – 20 суток;

справку-счет, выданную торговой организацией или предпринимателем, либо заключенный в установленном порядке договор или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. К иным документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, могут относиться:

документы, выдаваемые органами таможни на транспортные средства, номерные агрегаты, ввезенные на территорию Российской Федерации;

документы, выдаваемые органами социальной защиты населения, о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения по исполнению судебных актов;

документы (свидетельства) на высвободившиеся номерные агрегаты, выданные регистрационными подразделениями;

выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц;

договоры, свидетельства о праве на наследство и другие документы на право собственности, заключенные и (или) составленные в соответствии с законодательством или международными договорами Российской Федерации;

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника транспортного средства или лица, владеющего транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.), – в случаях регистрации, в том числе временной, и изменения регистрационных данных транспортных средств, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом;

регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «Транзит», а также регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случаях, установленных Правилами.

В соответствии с пунктом 35.1 Правил представляемые для регистрации автомобиля документы, удостоверяющие право собственности на него, должны включать в себя следующие сведения: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (для юридических лиц – подписи, заверенные печатью), сведения о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска (год изготовления), идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоен организацией-изготовителем, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (кабины, коляски, прицепа), модель, номер двигателя (блока двигателя), серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, их выдавших.

В соответствии с пунктом 35.2 Правил не принимаются к совершению регистрационных действий документы, исполненные карандашом или имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова, а также неоговоренные исправления. Текст указанных документов должен быть написан ясно и четко. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью с указанием места их регистрации, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц – без сокращений и с точным указанием места нахождения юридических лиц. Копии представляемых для совершения регистрационных действий документов, а также регистрационных и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов (в том числе фотокопии и светокопии) не могут служить заменой подлинников, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

После того как автомобиль будет зарегистрирован (часто этот вопрос решается в течение одних суток, максимум – двух-трех дней, если не требуется дополнительная проверка документов или автомобиля), вам на руки выдадут:

свидетельство о регистрации транспортного средства установленного образца;

паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном Правилами;

регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам Российской Федерации.

Регистрационные знаки крепятся спереди и сзади автомобиля в специально предусмотренных местах. Регистрационные документы водитель обязан всегда иметь при себе и предъявлять их по требованию сотрудников ГИБДД.

Помните, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации карается штрафом в размере 100 рублей, а управление зарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных знаков – штрафом 5000 рублей либо лишением водительского удостоверения на срок от 1 до 3 месяцев.

Страхование гражданской ответственности

В соответствии с действующим законодательством каждый водитель в обязательном порядке должен застраховать свою гражданскую ответственность. Смысл данной процедуры заключается в том, что в случае ДТП возмещать ущерб безвинным участникам аварии будет не виновник, а страховая компания. Тем самым исключается вероятность возникновения ситуации, когда небогатый человек на каком-нибудь «Москвиче» или «Запорожце» разбивает дорогой «Мерседес» или джип и попадает чуть ли не в пожизненную кабалу, будучи вынужденным выплачивать неподъемный долг.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств введено с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Под гражданской ответственностью подразумевается обязанность физического или юридического лица, причинившего вред, возместить его потерпевшему(им) в полном объеме (статья 59 Гражданского кодекса Российской Федерации). Порядок страхования регламентируется Правилами ОСАГО, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года № 263. Эти Правила предусматривают, что страховать свою гражданскую ответственность обязаны владельцы всех российских или иностранных транспортных средств, эксплуатируемых на территории Российской Федерации, за исключением:

владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

владельцев транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории России;

владельцев транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности;

владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;

владельцев транспортных средств, риск ответственности которых уже застрахован иным лицом (страхователем) в соответствии с Законом об ОСАГО.

В соответствии с пунктом 7 части II Правил ОСАГО страховым случаем признается причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Однако не всегда вред подлежит возмещению. В соответствии с Правилами ОСАГО не возмещается вред, который был причинен вследствие:

непреодолимой силы либо умысла потерпевшего;

воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;

военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий;

гражданской войны, народных волнений или забастовок.

Кроме перечисленного, Правилами ОСАГО определено, что не относится к страховым случаям наступление гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:

причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

загрязнения окружающей природной среды;

причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию;

причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

причинения вреда при движении транспортного средства по внутренней территории организации;

повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного культа, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

возникновения обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

Страховой полис ОСАГО входит в число документов, которые водитель транспортного средства обязан иметь при себе и предъявлять по требованию работников ГИБДД (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Страховой полис ОСАГО


Застраховать свою гражданскую ответственность вы можете в любой страховой компании, которая имеет право осуществлять данный вид деятельности. Чтобы заключить договор о страховании автогражданской ответственности, вы должны представить следующие документы (пункт 15 части IV Правил ОСАГО):

заявление о заключении договора обязательного страхования по установленной форме;

паспорт или иное удостоверение личности (если страхователем является физическое лицо);

свидетельство о регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации);

паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации указанного в заявлении о заключении договора обязательного страхования транспортного средства;

доверенность на управление указанным в заявлении о заключении договора обязательного страхования транспортным средством либо иной документ, подтверждающий право владения этим транспортным средством;

водительское удостоверение (или его копия) лица, допущенного к управлению транспортным средством, а также документы, подтверждающие право водителя на управление транспортным средством (в случае если договор обязательного страхования заключается с условием, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица).

Отмечу, что при отсутствии возражений со стороны страховой компании можно предоставлять копии перечисленных документов. При этом ответственность за достоверность представленных сведений возлагается на страхователя (то есть на владельца или водителя транспортного средства).

Подтверждением того, что вы застраховали свою гражданскую ответственность, является страховой полис установленного образца, который вам выдадут в страховой компании (как уже говорилось, водитель должен иметь его при себе). В соответствии с пунктом 24 части IV Правил ОСАГО вместе со страховым полисом в страховой компании вам бесплатно должны выдать перечень представителей данной страховой компании в субъектах Российской Федерации, специальный знак государственного образца по установленной форме, текст Правил ОСАГО, два бланка извещения о ДТП по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ

Застраховать автогражданскую ответственность необходимо сразу после покупки автомобиля. В противном случае вы не имеете права даже доехать до гаража или стоянки. Проблемы это не составит: в местах переоформления автомобилей (возле комиссионных магазинов, нотариальных контор и т. д.) всегда предлагают свои услуги один или несколько страховых агентов.

В пункте 33 части IV Правил ОСАГО отдельно оговорены случаи, при наступлении которых действие договора страхования прекращается досрочно:

смерть гражданина-страхователя, если его права и обязанности по договору обязательного страхования не перешли к другим лицам;

ликвидация юридического лица – страхователя;

отзыв лицензии страховщика в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и (или) ликвидация страховщика;

прекращение договора обязательного страхования по инициативе страховщика в связи с неуплатой страхователем страховой премии в установленный срок при продлении срока действия договора обязательного страхования;

отказ страхователя от продления договора обязательного страхования со страховщиком, с которым был заключен договор;

замена собственника транспортного средства;

полная гибель (утрата) транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования;

предоставление страхователем страховщику ложных или неполных данных при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска;

иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.


После того как вы застраховали свою автогражданскую ответственность и поставили автомобиль на учет в ГИБДД, вы имеете право на нем ездить. Однако при покупке подержанного автомобиля (именно такие машины приобретает подавляющее большинство наших соотечественников) чаще всего нужно доукомплектовать его, а также выполнить хотя бы минимальное техническое обслуживание.

КАСКО – надежное страхование автомобилей

Принципиальным отличием страхования КАСКО от ОСАГО является то, что в данном случае вы страхуете именно автомобиль, а не свою гражданскую ответственность. Российские страховые компании предлагают по данной системе страхование следующих рисков: ущерб и хищение. Если вы страхуете только один из рисков, это называется частичное КАСКО, а при одновременном страховании обоих рисков – полное КАСКО.

При страховании автомобиля от хищения страховая выплата будет осуществлена после любого хищения вашего транспортного средства, например угона машины со стоянки либо ее насильственного захвата, когда вас угрозами или силой заставили покинуть автомобиль и угнали его. Однако далеко не все страховые компании страхуют машины только по одному риску хищения: это невыгодно страховщикам, поэтому если они и предлагают такую услугу, то стоит она довольно дорого (целесообразнее задуматься о страховании по полному КАСКО).

Что касается риска ущерба, то здесь страховыми случаями, при наступлении которых выплачивается страховая сумма, являются:

дорожно-транспортное происшествие (столкновение автомобилей, опрокидывание, наезд на препятствие или пешехода и др.);

пожар (самовозгорание, неконтролируемое горение и др.) при наличии соответствующего документа, выданного пожарной службой (поэтому всегда вызывайте представителей пожарной службы, даже если вы смогли погасить огонь самостоятельно);

взрыв (из-за какой-то неисправности может взорваться топливо);

стихийные явления (ураган, ливень, молния и т. п.) при наличии соответствующего подтверждения от метеорологических служб (в частности, когда объявляется штормовое предупреждение);

падение на автомобиль посторонних предметов (дерево, сосулька или лед, столб и др.);

попадание в автомобиль предметов, вылетевших из-под колес других транспортных средств (камней, кусков льда и т. п.);

противоправные действия третьих лиц (порча, хищение частей и деталей автомобиля и т. п.) при наличии соответствующего подтверждения правоохранительных либо иных уполномоченных органов (например, после подачи в милицию заявления о краже магнитолы вам должны выдать соответствующую справку для предъявления в страховую компанию).

ПРИМЕЧАНИЕ

Как показывают результаты статистических исследований, более 95 % покупателей новых автомобилей сразу страхуют их по полному КАСКО.

Что касается размера страховой премии, то в каждом случае он определяется индивидуально. Отмечу, что на момент написания данной книги средний размер премий по договорам КАСКО на новые иномарки в г. Москве составлял $1500. Конечно, для дорогих автомобилей эта сумма может быть в несколько раз больше. При определении размера страховой премии учитываются такие факторы, как производитель автомобиля, наличие охранной сигнализации, ее производитель, стоимость машины и др.

Чем моложе автомобиль, тем выше размер страховой премии, поэтому самая дорогая страховка – для новых машин, что, впрочем, неудивительно: новые автомобили всегда привлекали угонщиков. При расчете тарифа учитывается и такой фактор, как число водителей данного автомобиля и стаж вождения каждого из них.

При страховании дорогих автомобилей многие компании в качестве одного из условий указывают обязательное наличие охранной системы спутниковой навигации (как правило, это требуется при страховании машин стоимостью свыше $30 000).

В настоящее время КАСКО по праву считается одним из самых эффективных и надежных способов страхования автомобилей. Многие автолюбители так и говорят: застраховал машину по полному КАСКО – можешь спать спокойно. Однако для дешевых старых машин такое страхование, как правило, не имеет смысла.

Что необходимо докупить

Любой автомобиль должен иметь соответствующую комплектацию. В первую очередь это необходимо, чтобы в случае тех либо иных неприятных ситуаций на дороге вы могли быстро выйти из них.

Наиболее характерный пример – спустившееся в дороге колесо. В некоторых случаях его достаточно подкачать (по крайней мере, этого может хватить, чтобы доехать до стоянки). Следовательно, в машине должен быть насос. Однако при серьезном повреждении колеса его придется заменить. Опытный водитель выполнит эту операцию за 5–10 минут, но лишь при условии, что у него имеются запасное колесо, домкрат и баллонный ключ.

ВНИМАНИЕ

Покупая подержанный автомобиль, обязательно проверьте не только наличие, но и состояние запасного колеса. Нередко продавцы кладут негодную спустившую «запаску».

Домкрат – прибор, предназначенный для подъема тяжестей. С его помощью водитель приподнимает автомобиль в том месте, где необходимо заменить колесо. Баллонный ключ (на водительском сленге «баллонник») необходим для откручивания и закручивания болтов, которыми крепятся колеса автомобиля (рис. 1.4).


Рис. 1.4. Машина приподнята на домкрате


В каждом автомобиле должна присутствовать медицинская аптечка, что регламентировано Правилами дорожного движения. Она может понадобиться в случае ДТП для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, а также в других случаях (например, если кому-то в дороге стало плохо).

В машине также обязательно наличие огнетушителя. Не секрет, что при некоторых дорожно-транспортных происшествиях происходит возгорание автомобиля. Огнетушитель позволяет вовремя погасить пламя и избежать более серьезных последствий. Кстати, иногда автомобили возгораются самопроизвольно (это случается даже во время движения). Как правило, водитель успевает остановить машину и высадить пассажиров, но при отсутствии огнетушителя автомобиль спасти не удастся.

ВНИМАНИЕ

Если возгорание произошло в моторном отсеке, перед использованием огнетушителя обязательно снимите хотя бы одну клемму с аккумулятора и избегайте попадания струи на него. По возможности лучше вообще снять аккумулятор с машины.

Если вы предполагаете эксплуатировать автомобиль в зимнее время года, не пожалейте денег и обязательно приобретите комплект зимней резины на колеса. Это многократно повысит маневренность автомобиля, его устойчивость на скользкой дороге, эффективность торможения, да и вообще безопасность езды. Однако постоянно ездить на зимней резине не следует, так как она не приспособлена к эксплуатации в теплое время года.

Для защиты автомобиля от посягательств злоумышленников (угонщиков, похитителей автомагнитол) оборудуйте его хорошей охранной сигнализацией. Особой надежностью отличаются сигнализации, имеющие так называемые «встроенные секреты»: например, отключение топливного насоса, блокировка зажигания. Даже если злоумышленник сумеет отключить защиту и проникнуть в автомобиль, завести его он не сможет.

Кроме того, рекомендуется предусмотреть в каждом автомобиле наличие:

воронки (с сеточкой для предварительной фильтрации топлива) для залива топлива в бак из канистры;

проводов для запуска двигателя от чужого аккумулятора (так называемого «прикуривателя»);

перчаток или рукавиц;

противоскатной колодки;

знака аварийной остановки (требование Правил дорожного движения).

Первое техническое обслуживание автомобиля

Материал данного раздела адресован автомобилистам, которые приобрели или собираются приобрести подержанный автомобиль.

Практически любой продавец «бэушной» машины на все лады расхваливает своего железного коня и обещает покупателю, что с этим автомобилем никаких проблем не будет. Оставим за скобками тот факт, что подобные заверения преимущественно не имеют под собой оснований – это понятно любому здравомыслящему человеку. Однако даже если продаваемый автомобиль действительно находится в очень неплохом состоянии – все равно после покупки необходимо выполнить его техническое обслуживание, которое включает в себя:

замену моторного масла;

замену масляного, топливного и воздушного фильтров;

замену ремня газораспределительного механизма (ремня ГРМ), если, конечно, вместо него не используется цепь; при необходимости – роликов ремня ГРМ;

проверку и при необходимости замену тормозных колодок, тормозных трубок и шлангов;

проверку и при необходимости замену резиновых колпаков, защитных кожухов, пыльников (особенно на ШРУСах – шарнирах равных угловых скоростей).

Часто продавцы утверждают, что недавно в машине менялись масло, фильтры и др., но вы покупаете машину для себя, и здесь лучше перестраховаться. Даже когда масло нормального цвета (желтое или желто-коричневое, а не черное), его нужно заменить: вы не знаете, что именно залито в мотор (может, вещество плохого качества или вообще не подходящее для данной машины). Плохое масло приводит к преждевременному износу двигателя и необходимости трудоемкого и дорогостоящего капитального ремонта.

По этой же причине нужно заменить масляный фильтр. Если вы этого не сделаете, то в мотор будет попадать неочищенное масло, что также может стать причиной его выхода из строя. Учтите, что определить визуально состояние масляного фильтра вам не удастся.

Следует поменять и топливный фильтр – иначе в двигатель будет попадать неочищенное топливо, что является причиной целого ряда неисправностей. Отмечу, что во многих современных машинах имеется не один, а два и более топливных фильтра.

Характерной особенностью воздушного фильтра является то, что более или менее опытный водитель может визуально определить его состояние (а значит, и целесообразность замены). Изношенный и загрязненный фильтр не в состоянии выполнять очистку воздуха, используемого для подготовки горючей смеси, в результате чего в камеру сгорания попадают частицы пыли.

После покупки подержанного автомобиля настоятельно рекомендуется заменить ремень ГРМ. Дело в том, что если он порвется, то последствия для мотора будут катастрофическими: как говорят водители, «поршни встретятся с клапанами», в результате чего придется заменить и то, и другое, и еще массу деталей. Иначе говоря, нужно полностью перебирать мотор, что стоит весьма недешево. Обычно новый ремень ГРМ выдерживает порядка 60 000 километров пробега.

По этой же причине следует проверить и при необходимости заменить ролики ремня ГРМ (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Зубчатый ролик ГРМ


Обязательно проверьте состояние тормозных колодок, и особенно тормозных трубок и шлангов. Лопнувшая тормозная трубка (шланг) приводит к вытеканию тормозной жидкости из тормозной системы, в результате чего автомобиль теряет способность тормозить. Следует ли говорить, какими последствиями это может обернуться при движении на большой скорости или на перекрестке.

Внимательно посмотрите на состояние пыльников на ШРУСах. Это довольно деликатные агрегаты: если в механизм попадает пыль, они быстро выходят из строя. Замена ШРУСа – дорогое удовольствие: во-первых, он сам немало стоит, во-вторых, работа по его замене является трудоемкой, а значит – недешевой.

Обкатка нового или отремонтированного автомобиля

Очень важным, с точки зрения дальнейшей эксплуатации нового автомобиля, является период его обкатки. Срок службы вашего четырехколесного друга во многом будет зависеть от того, в каком режиме вы эксплуатируете его на протяжении первых 2000–5000 километров пробега.

Именно в это время машина требует к себе повышенного внимания, поскольку происходит предварительная притирка и приработка ее механизмов (особенно это касается трущихся деталей). В этот период не рекомендуется подвергать автомобиль максимальным нагрузкам. Следите, чтобы скорость машины и нагрузка на колеса не превышали значений, которые определены заводом-изготовителем.

СОВЕТ

Для снятия воскового покрытия хромированных и окрашенных поверхностей можно использовать раствор, состоящий из 10 % керосина и 90 % неэтилированного бензина. После этого обработать поверхность чистой мягкой ветошью. Используемый раствор не должен попадать на резиновые детали, поскольку бензин разрушает резину.

Если вы сделали капитальный ремонт двигателя, то автомобиль также не следует сразу подвергать высоким нагрузкам. Пусть он работает в щадящем режиме на протяжении всего периода притирки и приработки новых деталей (поршневой группы, расточенных цилиндров и др.). Вообще обкатка автомобиля после капитального ремонта двигателя производится примерно так же, как и обкатка новой машины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вы купили автомобиль. Дельные советы по самым актуальным вопросам (А. А. Громаковский, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я