Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие

В. Н. Янушевский, 2015

В пособии рассматриваются методические, дидактические и организационные проблемы практической реализации учебных проектов подростков. Как изменили российскую школу новые образовательные стандарты? Что такое учебное проектирование и почему оно необходимо современной школе? Как совместить познавательную деятельность школьников на уроках с их участием в учебном проектировании? Как начать проектную работу в школе и классе? Как проект одного ученика «встроить» в общий проект класса или целой параллели? Вот неполный перечень вопросов, ответы на которые читатель может получить в этой книге. Методическое пособие адресовано руководителям школ и заместителям директоров общеобразовательных организаций по учебно-воспитательной работе, методистам, учителям-практикам, слушателям курсов повышения квалификации учителей, студентам педагогических университетов и колледжей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Янушевский В. Н., 2015

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015

Предисловие

Четверть века назад, когда ещё только вырисовывались контуры современной России, была поставлена задача создания в нашей стране правового государства. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в основном эта задача выполнена. В России прошла конституционная реформа, были приняты десятки новых законов и подзаконных актов. Практически во всех аспектах политической, экономической и социальной жизни страны появились свои нормативы, регламенты, стандарты. Сфера образования тоже оказалась вовлечённой в эти процессы: в 2013 году вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», ранее была утверждена «Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов». В школах последовательно внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых отражена совокупность требований, выполнение которых является обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС устанавливает стандарт образованного человека XXI века и тем самым определяет идеологию, содержание, организационные формы и технологический инструментарий для всей системы образования. Главный результат перехода на ФГОС будет состоять в том, что целью обучения уже не является только усвоение знаний, умений, навыков. Теперь цель обучения определяется так: формирование умения учиться.

Именно с этим связаны основные задачи и направления развития системы образования:

— приобщение нового поколения детей, подростков и юношества к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

— понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности судьбам человечества;

— формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

— активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего толерантности, солидарности и укреплению духовного единства людей с разными убеждениями, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;

— готовность к всестороннему сотрудничеству, доверие к другим людям, коллективизм;

— уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека и переживания подлинной личной идентичности, возможности быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

— ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

— овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

Этим и другим задачам и направлениям соответствуют следующие базовые ориентиры развития современной школы, призванные обеспечить достижение современных стандартов образования:

— определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование способности к обновлению компетенций;

— выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отвечающих запросам семьи, общества и государства;

— понимание стандартов общего образования как конвенциональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования; в то же время стандарты должны фиксировать требования к результатам образования, набору образовательных областей и объёму нагрузки на различных уровнях и ступенях образования с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей развития учащихся, срокам обучения, структуре образовательных программ, а также процедуре контроля за образовательными достижениями учащихся.

В наши дни сфера образования оказалась в зоне действия не только национальных, но и международных законов, обучение и воспитание школьников получило строгую регламентацию, подчинившись различным общемировым нормам и правилам. В соответствии с новыми образовательными стандартам изменились требования к результатам освоения всех учебных предметов. Фактически, с завершением перехода на ФГОС, мы получим совершенно другую школу, где иными будут не только цели образования, но и образовательные программы, учебные технологии, контрольные процедуры.

Среди широко обсуждаемых педагогической общественностью нововведений далеко не последнее место занимают проблемы проектной деятельности школьников. Учебные проекты предусмотрены на всех ступенях школьного образования. В настоящем пособии последовательно раскрываются теоретические и практические вопросы организации учебного и социального проектирования школьников, иллюстрированные примерами тематических учебных проектов учеников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я