Движущие силы и сущность Великой российской революции

Владимир Идзинский, 2017

В этой книге начавшаяся в России в 1917 году революция рассматривается как закономерный результат многолетнего конфликта двух разных культур, сосуществовавших одновременно в дореволюционной России: русско-европейской и русско-московской. Перманентный раскол общества и стабильная противоречивость культуры составляли главное своеобразие и особенность России. Разница ритмов (задач, стремлений и целей) двух частей одного общественного организма в конечном счете приводила к углублению раскола и трагическим последствиям – общероссийским катастрофам. Революция начиналась как борьба против царского режима за парламентаризм, законность, независимый суд, гражданские свободы и другие европейские ценности – а продолжилась как культурно-освободительная война находящегося в добуржуазном состоянии большинства населения страны против господства европеизированного меньшинства. Таким кровавым трагическим образом был преодолен раскол российского общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Движущие силы и сущность Великой российской революции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Владимир Идзинский, 2017

Демонстрация в Петербурге. Март 1917 год.

Всякое царство, разделившееся в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся в себе, не устоит.

(Новый завет. Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 25)

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей России и российской революции. Эта книга — не учебник, она может служить дополнительным материалом для тех, кто интересуется движущими силами и сущностью революции, начавшейся в России в 1917 году В отличие от многих других авторов, которые продолжают придерживаться неоднократно высказанных ранее взглядов на революционные события и сущность этой революции, в книге Владимира Идзинского изложена новая оригинальная гипотеза, представлен другой взгляд на революцию.

Введение

Прошло 24 года после того, как автор этой книги опубликовал небольшую брошюру «Причины и смысл русских катастроф» [1]. В этой брошюре была изложена оригинальная гипотеза, согласно которой периодически повторяющийся раскол российского общества является главной причиной российских общественных катастроф и, в частности, возникший после реформ Петра Первого очередной раскол был главной причиной революции-катастрофы 1917 года. В сокращенном варианте эта гипотеза была опубликована в статье «Тайна российских катастроф» [2] и получила признание научной общественности (на эту статью имеется немало ссылок в различных работах, в том числе и в научных диссертациях). Однако, по прошествии почти четверти века, возникла необходимость еще раз осмыслить основные положения этой гипотезы. В результате появилась книга, которая является дополненным и уточненным вариантом опубликованной ранее брошюры.

Необходимо специально отметить, что изложенная в данной работе гипотеза находит серьезное обоснование и научное подтверждение в трудах известного культуролога и историка, доктора философских наук Александра Ахиезера, впервые познакомившего научную общественность с концепцией раскола русской культуры и объяснившего природу этого явления. Его идеи представлены, прежде всего, в трехтомном труде “Россия: критика исторического опыта” (1991 г.), а также в книге А. Ахиезера, И. Клямкина, И. Яковенко “История России: конец или новое начало?” (2013 г.). Однако, настоящая работа о сущности революции, также основанная на концепции раскола русского общества, как главной причине общероссийских катастроф, разрабатывалась параллельно и совершенно независимо от идей А. Ахиезера, так как в то время автор вообще не был знаком с его трудами.

О революции 1917 года написано много и в самой России, и за рубежом как очевидцами, непосредственными участниками революционных событий, так и изучающими ее учеными, мыслителями, писателями. Тем не менее точку в осмыслении такого грандиозного общественного потрясения еще рано ставить.

Во-первых, нужно согласиться с Карлом Поппером, который утверждал, что каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать историю, — не только имеет право, но и в каком-то смысле обязано это делать, чтобы удовлетворить свои насущные потребности.

Во-вторых, — и это особенно нужно подчеркнуть, — чтобы дать правильные оценки такому масштабному явлению, требуется отдалиться от него на значительный период времени. Время должно было пройти хотя бы для того, чтобы на анализ, оценки и выводы перестали влиять идеологические и политические пристрастия, присущие многим писавшим о революции авторам. В этом смысле у нас есть преимущество — преимущество дистанции и преимущество идеологической и политической отстраненности, что позволяет сделать более глубокие и более обоснованные выводы. Пришло время перестать ругать или славить эту революцию. Пора начать изучать, анализировать, размышлять.

В-третьих, ошибочно судить о революции по тем целям и задачам, которые ставили перед собой ее вожди и организаторы. Для глубокого понимания революционных событий нужно меньше обращать внимания на программы политических партий, их официальные заявления, декларации и лозунги, и больше стремиться понять глубинную сущность революции и ее главные действующие силы. Корни такого страшного катаклизма не могут лежать на поверхности. Причины революции таились в глубинных основах жизни русского общества, его ценностях и традициях.

Российская революция, начавшаяся в 1917 году — это закономерный результат многолетнего конфликта двух совершено разных культур, сосуществовавших одновременно в одной стране: русско-европейской и русско-московской. Перманентный раскол общества и стабильная противоречивость культуры составляют главное своеобразие и особенность России. Эта противоречивость вызвана отмечаемым всеми серьезными историками и мыслителями дуализмом российской культуры. На всех этапах исторического развития русская культура как бы двоится, представляя одновременно две различных сущности, два отличных друг от друга «лица» — европейское и азиатское, христианское и языческое. Кроме того, российской ментальности и культуре, как никакой другой, присуще наслоение различных исторических этапов: догосударственное архаическое состояния(несогласованно в числах-догосударственное архаическое состояние либо догосударсвтенные архические состояния) большинства населения страны уживается с сильной государственной властью, традиции Татаро-монгольской Орды и Московского царства соседствуют с новациями петровской России и даже — с преобразованиями советской власти и с социалистической идеологией.

Разница ритмов жизни (задач, стремлений и целей) двух частей одного общественного организма в конечном счете приводила к углублению раскола нации с трагическими последствиями. Славянофилы были правы, говоря, что расколотая нация обречена. Именно раскол нации, вопреки мнению многих, был преодолен в результате революционных событий. Европеизированное меньшинство желало ускоренных темпов превращения России в цивилизованную страну и стремилось разрушить старый порядок, основой которого было самодержавие. А патриархальное большинство сопротивлялось этому, так как не было готово ни к капиталистической экономике и рыночным отношениям, ни к европейским формам политической жизни. Поэтому революция начиналась как борьба против царского режима за парламентаризм, законность, независимый суд, гражданские свободы и другие европейские ценности, а продолжилась как культурно-освободительная война находящегося в добуржузном состоянии большинства против господства европеизированного меньшинства.

В первой своей фазе революция смела самодержавие и власть, посредством Советов, была передана простому народу(рабочим, крестьянам, солдатам и матросам). Во второй ее фазе разрушены были многие материальные и духовные ценности русско-европейской культуры, а десятки тысяч ее представителей были или изгнаны из страны, или физически уничтожены. Поэтому Февральскую революцию, Октябрьский переворот и Гражданскую войну нужно рассматривать как неразрывно связанные между собой части одной «Великой российской революции 1917–1922 гг.». Только победив в гражданской войне, революция победила окончательно — и можно считать, что в 1922 году закончился революционный период. В учении об антиномичности русской души известный русский философ Николай Бердяев подчеркивает, что при внешнем величии русское государство XIX века было противоречивым и нездоровым, и в сердцевине его был заложен конфликт. Разрешением этого конфликта — разрешением болезненным, но закономерным — и стала эта российская революция. Таким кровавым трагическим образом был преодолен раскол российского общества.

Чтобы убедиться в верности этих утверждений нужно не только понять, что представляло собой послереволюционное общество, но и обратиться к многовековой дореволюционной истории России и анализу состояния российского общества на всех этапах его развития. Многие люди, особенно иностранцы, всматривающиеся в происходящее в России, не перестают повторять знаменитые слова Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять…». Но так ли это? Действительно ли все происходящее в России так запутано, непонятно и необъяснимо? Скорее всего, это связано с плохим знанием истории страны и непониманием состояния общества на различных этапах. При серьезном изучении российской истории многое становится понятным и вполне объяснимым. Но сначала ответим на вопрос: что представляло собой советское общество на самом деле?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Движущие силы и сущность Великой российской революции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я