Факты минувшего дня глазами советского инженера

Виктор Котомкин, 2020

Книга основана на воспоминаниях международного эксперта в сфере энергетической эффективности Котомкина Виктора Николаевича. До 1998 года он работал главным теплотехником объединения «Апатит», крупнейшего в Европе горно-обогатительного предприятия. В книге показан не простой процесс становления инженера. Ликвидация аварийных ситуаций требовала высокого профессионализма и умения принимать ответственные нестандартные решения. В книге уделено внимание особенностям работы советского инженера и описанию непростых событий, связанных с распадом СССР. Занявшись вопросами энергетической эффективности, Виктор Николаевич разрабатывал проекты с ведущими европейскими экспертами. Став одним из основателей Сотрудничества между Россией и Норвегией в этой сфере, работал в норвежской ENSI-International. Многократно посещал предприятия Северной Европы и описал их отличие от российских предприятий. Многие годы Виктор Николаевич был экспертом-консультантом европейских инвестиционных организаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Факты минувшего дня глазами советского инженера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Книга повествует об инженерном деле при социализме в СССР и капитализме в России. Я работал над ней с чувством благодарности ко всем, кто помогал стать «человеком» и инженером, начиная с босоногого детства, школы, института, первых шагов в инженерной профессии. Испытываю глубокое чувство уважения к огромному количеству российских и иностранных коллег, соратников, совместная работа с которыми позволяла постоянно совершенствоваться и расширять свои познания в интересном инженерном деле.

На обложке, вверху слева фотография горно-обогатительной фабрики «АНОФ-2» в годы её расцвета во времена СССР. Она входила в состав объединения «Апатит», расположенного в Мурманской области. Начальник фабрики А. П. Пахомчик клубы из труб работающего производства называл «Белым парусом надежды». Если они развевались, значит, всё было в порядке, и фабрика производила апатитовый концентрат в штатном режиме. Это подразумевало существенную поддержку сельского хозяйства в нашей стране. Справа — констатация значительного сокращения производства апатитового концентрата в современной России. «Белый парус» над «АНОФ-2» уже не развевается.

Ниже размещены фотографии Шуйского Маслоэкстракционного завода, в пору моей инженерной молодости, при советской власти, и его развалины при «развитом капитализме» в России.

Несколько слов о себе. Моё детство прошло в старинном городе Шуя Ивановской области. Предрасположенность к инженерной деятельности, изобретательности закладывалась ещё в детстве. Этому способствовал весь уклад жизни в послевоенные годы в небольшом городке. В семье, школе и спортивной секции привили навыки трудолюбия, честности, умения учиться, творческого мышления, преодоления трудностей. Как многие ровесники, я рано научился пользоваться различными инструментами. Всё для разнообразных игр изготавливали сами. К настоящей трудовой деятельности отец начал привлекать с 14 лет. В летние каникулы, он устраивал меня на работу в механический цех. После школы я окончил факультет промышленной теплоэнергетики в Ивановском Энергетическом Институте. А затем всю жизнь посвятил избранной специальности, постоянно пополняя свои знания и вникая в многочисленные нюансы базовой профессии. Начав трудиться мастером по ремонту котельного оборудования, я со временем стал главным специалистом крупнейшего в Европе горно-обогатительного на Крайнем Севере. Объединению «Апатит» я отдал четверть века. Там прошли самые трудные и самые интересные годы моей работы в промышленности. Мне посчастливилось решать множество самых различных инженерных задач и общаться с большим количеством замечательных учёных и специалистов. Последние годы моей работы в объединении «Апатит» совпали с процессами развала СССР. После захвата предприятия «эффективными собственниками» я не захотел работать на «хозяев» и, оставив высокую должность, покинул переставшее быть родным предприятие.

В 1995 году я основал Кольский Центр Энергетической Эффективности и Демонстрационную Зону Высокой Энергетической Эффективности «Кировск». Кольский Центр и Демонстрационная Зона «Кировск» были признаны лучшими в России и в странах Восточной Европы. В эти годы мне довелось заниматься совместными исследованиями вместе с норвежскими и шведскими учёными и инженерами. Сотрудничая с коллегами из стран Северной Европы, я многократно посещал эти страны и ознакомился с большим количеством современных предприятий и технологий. Северная Финансовая Экологическая Корпорация NEFCO многие годы привлекала меня в качестве эксперта-консультанта для управления разработкой и реализацией энергосберегающих проектов. Я участвовал и в проектах Программы развития ООН, Глобального экологического фонда (ПРООН-ГЭФ) и Европейского Банка Реконструкции и Развития.

В 2005 году меня приняли в международную организацию ENSI-Energy Saving International, с офисом в Осло. В команде ENSI я много работал в странах бывшего СССР. Мы обучали ведущих специалистов этих стран вопросам энергетической эффективности, помогали создавать нормативно-правовые документы в этой сфере, создавали Муниципальные Программы Энергетической Эффективности. Я стал международным экспертом, одним из ведущих специалистов в России и в странах бывшего СССР. Меня как эксперта приглашали на совещания в Государственную Думу, Правительство, Министерство Энергетики для обсуждения вопросов энергоэффективности и экологии.

Довелось участвовать и в большом количестве всероссийских и международных форумов, конференций. На многих из них мне предлагалось поделиться опытом. Мной были опубликованы десятки статей в различных СМИ России, Норвегии и Швеции. С моим участием издано нескольких книг, посвящённых вопросам энергетической эффективности. Я советский инженер. Мне случилось совместно работать с инженерами из многих европейских стран. Долгие годы сотрудничества с иностранными коллегами подтвердили высокое качество советского высшего образования.

На примере своей семьи я описал развитие инженерного дела и не простые события, произошедшие в нашей стране на пути от капитализма в капитализм, через эпоху социализма. Моя оценка политических событий и «достижений» буржуазной России основаны на моём воспитании и жизненном опыте. Не претендую на исключительную правильность своих оценок и суждений по их поводу, а также относительно некоторых личностей, и никому их не навязываю. Это мои мироощущения, на которых основывались мои поступки в разных обстоятельствах.

Об инженерном деле в СССР и современной России

Эта книга является результатом моей многолетней работы на промышленных предприятиях Советского Союза, России, а затем многолетнего международного сотрудничества в сфере энергоэффективности. Написать эту книгу меня побудила надежда на то, что в обозримом будущем закончится затянувшаяся «Эпоха Развитого Дилетантизма», как я её обозначил для себя ещё в 90-х годах, и вновь будет востребован инженерный труд. Эта эпоха началась тридцать лет назад с развала великой страны СССР и её мощной промышленности. В те годы произошла замена профессиональных «красных директоров» на жуликоватых «эффективных менеджеров», не имевших не только профессиональных знаний в управляемой сфере, но и вообще не имевших технического образования. За годы «базарной» экономики разрушено огромное количество предприятий, которые обеспечивали население рабочими местами, в том числе, требующих высокой квалификации рабочих и инженеров. Промышленности в СССР помогала стройная система подготовки кадров. Она включала в себя профессионально-технические училища, техникумы, институты с производственной практикой, многочисленные курсы повышения квалификации. Всё это разрушено после развала СССР.

По данным Росстата, за последние 25 лет производственные мощности в России сократились на 30 %. Во многих городах можно видеть «кладбища заводов». В лучшем случае на их месте возникли торговые и развлекательные центры. А где-то до сих пор стоят развалины. Вместе с промышленностью исчезла и отраслевая наука, которая обеспечивала модернизацию производств, разработку методических материалов и внедрение современных технологических процессов. Страна потеряла экономическую мощь и во многом стала зависимой от других, очень часто, крайне недружественных стран. Долго так продолжаться не может. Надеюсь, к российским властям вскоре придёт осознание того, что справиться с современными вызовами и поднять страну смогут учёные и инженеры, а не «эффективные менеджеры», олигархи и артисты, ставшие в эту эпоху «элитой». России, крайне необходима новая индустриализация на новой технологической основе. Потребность в инженерных кадрах новых и традиционных специальностей должна возрасти.

Немного об истории. Инженерное дело в России возникло в 16 веке. При Иване Грозном в 1557 году был учреждён Пушкарский приказ — орган военного управления, для которого были определены и инженерные задачи. При нём служили инженеры и иноземные соискатели, в роли экспертов и консультантов. К своему немалому удивлению, я узнал, что теоретическое образование русских военных инженеров началось в годы правления «земляка» Василия Шуйского. В 1607 году был принят «Устав ратных, пушечных и других дел касающихся до воинской науки», где рассказывалось о правилах обороны крепостей, строительстве оборонительных сооружений. Обучение вели иностранные специалисты. Выдающаяся роль в развитии инженерного дела в России принадлежит Петру I. В 1712 году он открыл в Москве первую инженерную школу, а в 1719 году вторую в Петербурге. В 1715 году он создал Морскую академию, в 1725 году Петербургскую академию наук с университетом и гимназией. Многие годы слово «инженер» в России употреблялось в основном по отношению к военным инженерам. Гражданских изобретательных умельцев называли «розмыслами». Лев Гумилевский в своей книге «Русские инженеры» пишет: «Розмысл обязан был размыслить задачу со всех сторон, опираясь не только на собственный опыт, но и на весь опыт, накопленный его предшественниками, на свой ум, изобретательность, даже на мечту, на фантазию». В царской России профессия инженера не была массовой. В первую четверть 19 века преобладала мелкая домашняя промышленность и ремесло. Правительство России не проявляло большого внимания к крупному промышленному производству. Исключением были Урал и Московская область. Существенный промышленный подъем начался лишь в конце 80-х годов 19 века. Быстро развивалась лёгкая промышленность, в которой было занято более половины всех рабочих. Мой родной город Шуя стал одним из развитых текстильных центров царской России. В текстильных центрах рабочих рук стало не хватать. По переписи населения 1897 года 87 % населения жило в деревне. Эта перепись выявила только 21 % грамотного населения в Российской империи. Под грамотностью понималось умение читать и писать. Но, именно выходцы из деревень, переселившиеся в города, стали основой рабочего класса. После свершения Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, уже в Советском Союзе они смогли получить полное общее образование. Масштабные планы по электрификации, а затем и индустриализации страны требовали большого количества квалифицированных специалистов. Все это открывало широкие перспективы для развития техники и инженерного дела. В социалистическом государстве полуграмотной молодёжи создали условия для обучения и становления техническими специалистами. Они смогли в двадцатые и тридцатые годы 20 века создать мощную экономику, позволившую стране выстоять в Великой Отечественной Войне.

Мой дед, родившийся в 1899 году, как и многие его ровесники, в царской России смог получить образование только в 3-классной церковно-приходской школе. Как тогда было принято, он начал свою трудовую деятельность в 12-летнем возрасте. Советская власть дала ему возможность получить хорошее образование и заниматься технической деятельностью. Со временем дед стал заместителем директора машиностроительного завода. Подобным был жизненный путь в социалистическом государстве у многих его ровесников. Не просто сложилась жизнь и у следующего поколения специалистов. Получить высшее инженерное образование многим из них помешала война, начавшаяся в июне 1941 года. Многие подростки не смогли окончить школу, и пошли защищать Родину. Такая судьба была у моего отца и его ровесников. Отец, из-за начавшейся войны, прекратил обучение в школе после 8 класса. В 15 летнем возрасте он пошёл работать на завод, чтобы помочь фронту. Когда ему едва исполнилось 17 лет, он ушёл на фронт. Получив тяжелейшее ранение, отец выжил, и после многих месяцев лечения вернулся домой инвалидом 2 группы. По окончании войны вернувшимся фронтовикам Советское государство предоставило возможность получения полного среднего и дополнительного технического образования. Этой возможностью воспользовался и мой отец. Этому поколению технических специалистов выпала доля восстанавливать разрушенные предприятия и страну. Я застал много таких специалистов на руководящих должностях в первые годы своей трудовой деятельности. Мне и моему поколению судьба приготовила другой поворот событий. Мы смогли получить отличное школьное, а затем качественное инженерное образование и работали на многочисленных производствах в самых различных отраслях промышленности. Потребность в инженерных кадрах была очень высокой, определяемая масштабным промышленным строительством. Я получил образование инженера по промышленной теплоэнергетике. В институте мне привили навыки научной работы, умению обрабатывать массивы данных и аналитике. С самого начала инженерной деятельности мне повезло сотрудничать с замечательными профессионалами и людьми, способствовавшими моему становлению настоящим Инженером.

Моя профессия оказалась очень многогранной, и пригодилась мне при работе в совершенно различных типах производств, и решению инженерных задач, относящихся к другим профессиям. Разнообразных сюжетов для понимания особенностей профессии инженера скопилось немало. В книге описываются сложности вхождения выпускника института в трудовую деятельность, испытания аварийными ситуациями, многочисленные примеры творческой работы, которую приходится выполнять инженеру. Становление инженера происходило не просто. При освоении профессии, случались ошибки, которые трудно избежать начинающим инженерам. Не раз в моей практике возникали аварийные ситуации, ликвидация которых требовала не только высокого профессионализма, но и хладнокровия, умения брать на себя ответственность в принятии сложных, иногда очень рискованных решений. На примере практических случаев, я расскажу, с чем приходится сталкиваться инженеру в своей повседневной деятельности и в критических обстоятельствах.

Наиболее интересный и сложный период работы был связан с профессиональной деятельностью и управлением огромным энергетическим хозяйством крупнейшего в Европе горно-обогатительного предприятия. Помимо решения технических и управленческих задач на производстве, приходилось решать некоторые вопросы в Министерстве и Госплане СССР. О некоторых не рядовых визитах в эти организации я тоже поделюсь своими впечатлениями. В СССР при отраслевых министерствах действовали многочисленные научно-исследовательские и специализированные пуско-наладочные организации. Они помогали производственникам решать наиболее сложные технические задачи, осваивать новые технологии и оборудование. Мне посчастливилось многие годы сотрудничать с такими специалистами в совершенно различных направлениях инженерной деятельности. И это сотрудничество было очень успешным и плодотворным, позволяло качественно улучшать производство.

Мне очень повезло, что с самого начала инженерной деятельности представилась возможность не только выполнять необходимые рутинные обязанности, но и решать много творческих задач, в том числе, вместе с коллегами и специалистами проектных организаций. В те годы много внимания уделялось рационализации и изобретательству. Расскажу и об этом, поскольку был активным рационализатором, изобретателем и председателем фабричного Совета Изобретателей и Рационализаторов.

Последние двадцать лет я посвятил работе в сфере энергоэффективности, сотрудничая с ведущими европейскими партнёрами. Страны Северной Европы помогали Северо-Западным регионам России в повышении эффективности энергопотребления и экологии. В книге сообщается о многих российских и международных мероприятиях и различных проектах в этой сфере. В 1995 году я оказался одним из инициаторов основания Российско-Норвежского сотрудничества в сфере энергоэффективности. Мне посчастливилось работать вместе с ведущими учёными и инженерами из Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, ознакомиться с лучшими технологиями и оборудованием этих стран. Очень интересным и поучительным оказалось многолетнее сотрудничество с европейскими финансовыми организациями в процессе разработки и реализации энергосберегающих и экологических проектов. Эта работа потребовала изучения новых сторон инженерного дела, а именно управления инвестиционными проектами. Совершенно новым явлением для России было создание современных финансовых механизмов для реализации энергосберегающих проектов. В том числе, создание нескольких «револьверных фондов» и энергосервисной компании. Более 10 лет работы в норвежской инжиниринговой компании ENSI — Energy Saving International, объединяющей высококвалифицированных специалистов из нескольких стран, обогатили меня новыми знаниями и навыками. Помогая развивать процессы повышения энергоэффективности в странах СНГ, мне довелось ознакомиться с ситуацией в этих странах и с ведущими специалистами, решившими заняться энергоэффективностью.

У меня была возможность в течение многих лет посещать страны Северной Европы, знакомиться не только с их промышленностью, энергетикой, но и с людьми. Краткие зарисовки о том, что я увидел в этих странах, тоже приведены в книге. Общение с иностранными партнёрами, как в России, так и за рубежом тоже было поучительным. В составе норвежской команды я многократно посещал Киргизию, Казахстан и Украину. В Киргизии и на Украине побывал в периоды развития цветных революций, изменивших жизнь людей в этих странах. Ведущие учебные центры России приглашали меня для обучения энергоэффективности специалистов и управленцев разного уровня. В книге приведены копии многих документов, которые освещают некоторые события и работу, проделанную в разные годы. События описаны в хронологическом порядке. На основе многолетнего опыта я могу заявить, что профессия инженера по промышленной теплоэнергетике оказалась очень востребованной, многоплановой и интересной. Свою профессию я считаю базовой для решения вопросов энергетической эффективности, как в промышленности, так и в зданиях.

Весь мой опыт работы в инженерной профессии говорит о том, что любой настоящий инженер должен постоянно заниматься самообразованием. Для эффективного решения разнообразных и постоянно меняющихся инженерных задач даже хорошего высшего образования явно не достаточно. В каждой профессии есть много различных граней и сторон, с которыми приходится сталкиваться впервые. Стремительно развиваются новые технологии, создаются новые виды оборудования, которые могут существенно изменить даже освоенную профессию. Поэтому, учиться приходится постоянно, чтобы угнаться за успехами науки и техники, умело ими распорядиться и оставаться профессионалом высокого уровня, Хороший инженер всегда является вечным студентом. Надеюсь, что эта книга поможет ознакомиться молодым людям и специалистам с одним из направлений инженерной деятельности и увидеть, что инженерное дело может быть очень интересным. И не только в этой профессии. Технологии развиваются стремительно, спектр инженерных профессий постоянно расширяется. Каждый имеет возможность сделать свой выбор.

Прежде, чем перейти к описанию своей профессиональной инженерной деятельности, считаю необходимым напомнить, как менялось отношение к инженерам в России. В первой половине 19 века промышленность в России только начинала развиваться. В таких условиях потребность в инженерах почти отсутствовала. С середины 30-х годов стало наблюдаться внедрение машин в различные отрасли промышленности. Инженеры первоначально зачастую выписывались из-за границы. Наиболее активно развивалась текстильная промышленность, в том числе в моих родных краях. Инженерные кадры стали востребованы, но из-за их нехватки фабриканты часто принимали на себя функции инженеров. Во многих отраслях экономики никто вообще не знал об «инженерстве». Только во второй половине 19 века правительство занялось развитием системы технического образования. Было создано несколько инженерных училищ и технических вузов. Конкурс в них колебался от 4 до 7 человек на место. В многомиллионной массе безграмотного населения дипломированные инженеры стали относиться к элите общества. Это были «сливки» интеллигенции. Помимо социальной значимости профессии, её престижности, важную роль играла заработная плата. Инженеры не только приравнивались к военным, но даже имели перед ними преимущество в чинах и окладах. Советский и российский историк В. Р. Лейкина-Свирская отмечает, что материальное положение технической интеллигенции в конце XIX века, особенно специалистов высшей квалификации с большим стажем, соответствовало положению наиболее обеспеченных слоёв населения. Такой специалист зарабатывал 175–300 рублей в месяц. Например, знаменитому учёному А.М. Терпигореву по окончании Горного института предложили оклад-содержание в размере 150 рублей в месяц, казённую квартиру и «лошадь с экипажем». В романе Гарина-Михайловского «Инженеры», выпускник уже через несколько месяцев службы получил оклад в 300 рублей. При этом рабочие в Российской империи имели среднюю заработную плату в размере 37 рублей в месяц. Инженерная деятельность давала ряд дополнительных источников существования. Государство оплачивало, как правило, наём квартиры, дети инженеров обучались бесплатно в ведомственном институте, имели слуг и денщиков из числа мастеровых, причём оплата слуг осуществлялась казной. Такое отношение к инженерам было следствием бурного развития промышленности и острой нехватки квалифицированных кадров с инженерным образованием. Даже в 1889 году 97 % технических лиц были практиками.

В первые годы существования Советского Союза, в условиях масштабной индустриализации страны, ощущалась острая нехватка инженеров. Многих специалистов приходилось приглашать из-за границы. Зарплаты инженеров в те годы по-прежнему были значительно выше, чем у рабочих. Заводской инженер в конце тридцатых годов получал 1,5 тысячи рублей в месяц. Это соответствовало зарплате полковника и генерал-майора. Средняя зарплата по рабочим специальностям на производстве равнялась 350 рублям. Инженеры тех лет обеспечили создание мощной индустрии, позволившей выстоять в жесточайшей войне. Промышленность страны развивалась стремительными темпами и после разгрома фашизма. Строилось огромное количество заводов и фабрик. Их нужно было спроектировать, быстро и качественно построить, оснастить оборудованием, которое тоже нужно было разработать. А затем требовалась профессиональная инженерная работа по эксплуатации предприятий. Инженеры нужны были и для изобретения всё более совершенной продукции. В связи с этим, государство начало интенсивно развивать высшее техническое образование. За короткий срок в стране было построено большое количество высших технических учебных заведений. Количество дипломированных инженеров стремительно увеличивалось. Если в 1950 году СССР выпустил 37 тысяч инженеров, почти в два раза меньше, чем США (61 тысяча). То уже в 1960 году выпуск составил 120 тысяч, в три раза больше, чем в США! В последующие годы количество подготовленных инженеров стремительно нарастало. В 1971 году СССР подготовил 287 тысяч специалистов с высшим образованием, что было в 5,5(!) раз больше, чем в США. Вследствие этого, численность дипломированных инженеров в Советском Союзе, начиная с 1960 года, в 2–2,5 раза превышала количество инженеров в США, и достигла в 1971 году 2 миллиона 650 тысяч. При этом техника и технологии становились всё более сложными, и подчас некоторые рабочие места требовали инженерной подготовки. Многие инженеры, становились руководителями участков, цехов, предприятий. Лучшие из них работали в отраслевых министерствах. И даже становились руководителями государства. Алексей Николаевич Косыгин, председатель Совета Министров в 1964–1980 годы, называл себя Главным Инженером Советского Союза. Его сменили инженеры Н. А. Тихонов и Н. И. Рыжков. Благодаря грамотной, профессиональной работе инженеров всех уровней, опиравшихся на достижения советской науки, в стране создавалось огромное количество новой техники. СССР был лидером в космосе, создании современного вооружения, энергетике и других отраслях. Экономический рост был стремительным в послевоенные годы. В более спокойные времена, на фоне уже развитой промышленности, темпы роста были выше, чем в подавляющем большинстве капиталистических стран и не опускались ниже четырёх процентов в год. Таким образом, инженеры обеспечивали устойчивое развитие народного хозяйства и обеспечивали надёжную оборону страны.

К сожалению, со временем к инженерам перестали относиться также трепетно, как в первой половине 20 века. Ситуация коренным образом изменилась в начале 60-х годов. 21-й (1959 год) и 22-й (1961 год) съезды КПСС, третья Программа партии подтвердили «ведущую роль рабочего класса во всенародном государстве, в дальнейшем совершенствовании социалистического общества, в создании материально-технической базы коммунизма». Закрепилась система уравнительного распределения, при которой все трудящиеся страны, кто бы, чем и в какой должности ни занимался, получали вполне сопоставимые зарплаты. Было принижено значение и статус инженера, разработчика, конструктора. Более того, государство даже стало считать инженерную деятельность менее важной, чем рабочую. Из этого следовали особые привилегии для рабочих. Они выражались в более высокой оплате труда, приоритете в очерёдности получения квартиры, путёвок в дома отдыха, на курорты, выборности в депутаты всех уровней власти. По окончании ВУЗа молодой специалист мог рассчитывать на зарплату в 110–120 рублей в месяц. Опытный инженер, начальник цеха получал 150–180 рублей. А рабочий на заводе получал 180–250 рублей, бригадир около 350. То есть, рабочий стал получать заработную плату больше, чем инженер, а некоторые, больше директора. У высококвалифицированных рабочих зарплаты были сопоставимыми с зарплатами профессоров университетов и директоров научных институтов. Помимо прочего, у инженеров часто был ненормированный рабочий день, а низкая оплата труда никак не соответствовала уровню возлагаемой ответственности. Многих людей, получивших дипломы, эта система категорически не устраивала. В результате, уже в 1972 году около 700 тысяч специалистов с дипломами инженера и техника, трудились на рабочих местах. Не в пользу инженеров стало соотношение доходов и по сравнению с офицерами. В нашем институте была военная кафедра. По окончании института мы проходили военные сборы и, пройдя аттестацию, получили звания лейтенантов дальней связи. Многих выпускников призвали в армию. Один из моих земляков радовался этому событию, поскольку довольствие лейтенанта составляло 250 рублей, в два раза выше, чем у инженера. К этому добавлялись и другие бонусы в виде служебной формы, бесплатного проезда в отпуск, обеспечение жильём. Плюс, ясные перспективы служебного роста и доходов при выслуге лет.

Профессия инженера стала выглядеть менее предпочтительной не только по сравнению с офицерами, но, даже и с торговыми работниками. В этом плане характерна юмореска М. Жванецкого «Дефицит», которая отражала реальную ситуацию. В ней были такие слова: «В театре просмотр, премьера идёт. Кто в первом ряду сидит? Уважаемые люди сидят: завсклад сидит, директор магазина сидит, сзади товаровед сидит. Все городское начальство завсклада любит, завсклада ценит. За что? Завсклад на дефиците сидит!». И далее о том, если вдруг исчезнет дефицит: «Товаровед обувного отдела, идёт как простой инженер! Это хорошо? Это противно!». Эта фраза в 70-е годы вызывала повальный смех слушателей, она переворачивала вверх дном официальную иерархию, в которой по инерции инженер, научно-технический работник, ценился гораздо выше, чем товаровед.

Тем не менее, инженерный труд привлекал многих молодых людей своим разнообразием и творческим потенциалом. В 1986 году численность специалистов с высшим и средним образованием достигла 34,6 миллиона человек. В том числе, 15 миллионов с высшим образованием. Уже каждый четвёртый, занятый в народном хозяйстве, имел высшее или среднее специальное образование. Этот инженерный корпус обеспечил устойчивое развитие промышленного потенциала и экономики страны в целом, которая развивалась более высокими темпами, чем почти во всех капиталистических странах. Всё же, следует отметить, что массовость профессии привела к некоторому снижению качества инженеров. Не все получившие дипломы были Инженерами. А, согласно статистике, около 4 миллионов человек из них работали на должностях, не требующих такого уровня подготовки.

В начале 90-х годов XX века случился государственный переворот, и это стало катастрофой для страны. Мы из мощного, индустриального социалистического Советского Союза не по своей воле оказались в «капиталистической» России. Начиная с 1991 года, Премьер-Министрами назначались финансисты, дипломаты, экономисты. Они стали соучастниками разрушения промышленного и сельскохозяйственного потенциала бывшей могучей державы. Инженерное дело в новой стране стало не нужным. Это вызвало массовую утечку высококвалифицированных инженеров и учёных. По данным Института демографии в период 1994–2003 годов Россию покинуло более 500 тысяч учёных, инженеров и врачей. Начиная с 1990 года, количество исследователей в России уменьшилось в 2,7 раза. По официальным данным нашей страной на их подготовку было затрачено примерно 60 миллиардов долларов. За последние 30 лет в полуразрушенной экономике нашей страны всё было поставлено с ног на голову. Главными деятелями на всех уровнях, от предприятия до руководства страны, стали снабженцы, непонятные менеджеры, финансисты и юристы. Эти специалисты в прежние годы выполняли сугубо вспомогательные, обслуживающие функции. В современной России возобладали странные иллюзии, что неспециалист может управлять предприятием и даже отраслью экономики. Например, в руководстве Министерства энергетики практически нет инженеров энергетиков.

Инженерная работа — это особый вид деятельности, без которого промышленности не выжить. Основой экономики любой страны всегда было, есть и будет производство. Задачами юристов и финансистов всегда было обслуживание этого главного экономического процесса. Не могут юрист, финансист и просто менеджер понять тонкости и особенности любого производства просто потому, что не имеют соответствующего образования и опыта. Значит, и эффективно управлять предприятиями и экономикой они не могут. Самую высшую должность, которую мог занять экономист на промышленном предприятии, была должность заместителя директора. А чаще всего, люди вспомогательных для производства профессий, не могли получить должность выше начальника профильного отдела. А уж о промышленной политике в масштабах государства и вовсе говорить нечего. Адекватного видения научно-технического прогресса и его будущего у людей без инженерного образования нет. Сформулировать эту политику в интересах экономики страны они попросту не способны. За их рассуждениями об «инновациях», «пилотных проектах», «энергоэффективности», «повышении производительности труда», «создании 25 миллионов модернизированных рабочих мест» нет понимания того, как эти задачи решать. Поэтому с промышленным производством, основой экономики страны, уже три десятилетия существуют огромные проблемы. Тотальная некомпетентность, непрофессионализм наблюдается на всех уровнях власти и управления. Это беда для промышленности, а значит для экономики всей страны и для благосостояния населения. Сегодня, как никогда, нужны компетентные люди в правительстве. В первую очередь, эти люди должны быть из научного и инженерного сообщества. Ситуация с инженерным делом в России до сих пор остаётся достаточно сложной. Остаётся только надеяться на то, что осознав ошибочность тридцатилетнего периода рыночной экономики под управлением «эффективных менеджеров», страна вновь осознает приоритетность инженеров и позволит им вывести страну из унылого состояния.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Факты минувшего дня глазами советского инженера предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я