Философия управления

Виктор Васильевич Козлов, 2013

Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. В нем излагаются основные проблемы философии управления (менеджмента). Раскрывается суть предмета, ключевые понятия и закономерности и даётся краткая история формирования госуправления в России. Рассматривается триединство: власть – политика – управление. Анализ состояния системы управления в современной России. Учебное пособие предназначено для студентов, магистров, преподавателей вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия управления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

68-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»)

Учебное пособие для студентов и магистров факультета менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова

Под редакцией

Заслуженного работника высшей школы РФ, доктора экономических наук, профессора М.Н. Кулапова

Рецензенты:

В.Ф. Титов, д-р филос. н., проф. МГУ им. М.В.Ломоносова,

К.Е. Сигалов, д-р юридич. н., проф. Московского университета МВД РФ.

Д.Н. Земляков, д-р эконом. н., проф., зав. кафедрой управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса РАНХиГС

Коллектив авторов:

Михаил Николаевич Кулапов, д-р экон. н., проф., декан факультета менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова, Засл. работник высш. шк. РФ, акад. РАЕН — Предисловие, Заключение.

Алексей Иванович Самсин, канд. филос. н., проф. кафедры философии РЭУ им. Г.В. Плеханова, Засл. работник высш. шк. РФ — гл. 1, 2, 3, 4, 5.

Виктор Васильевич Козлов, д-р экон. н., проф. кафедры Стратегического и корпоративного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова — гл. 6.

Светлана Сергеевна Рогова, канд. экон. н., с.н.с. — Словарь философско-экономических терминов, Именной указатель

Предисловие

Это учебное пособие предназначено для магистрантов факультета менеджмента и подготовлено в соответствии со стандартами, утвержденными Минобрнауки РФ. Главная цель пособия — повысить уровень философской подготовки магистров, изучающих широкий цикл управленческо-экономических дисциплин. Спецкурс на правах факультатива уже читался на финансово-экономическом факультете РЭУ им. Г.В. Плеханова. Философские проблемы экономической науки, философско-методологические аспекты управления (менеджмента) нашли определенную разработку в профильных научных журналах. Эта книга — одно из первых учебных пособий по философии менеджмента. Правда, за последнее время появились публикации на эту тему. Например, работа отечественного ученого В.А. Канке «Философия менеджмента» (2010). Но это — научная монография, написанная в основном на зарубежном материале. Университетский учебник «Менеджмент» (20062011) О.С. Виханского и А.И. Наумова в малой степени касается философских проблем управления.

Можно сказать, что мы имеем дело со становлением новой учебной дисциплины. В современной России философское осмысление основ управления — одна из самых востребованных обществом областей социально-гуманитарного знания. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Прежде всего, повышенное внимание к самой управленческой деятельности как фактору развития инновационной экономики. Во-вторых, известно, что от качества и эффективности управления во многом зависит решение ключевых социально-экономических, культурных и политических проектов. Философский анализ управления как сферы деятельности направлен на формирование мировоззренческих позиций субъектов-управленцев. Эта проблематика носит, безусловно, актуальный характер, ибо речь идет о выработке критериев мотивации людей, принимающих и реализующих решения. Воспитание гражданско-этической ответственности — вопросы, но сути своей, философские.

Что касается подготовки по направлению «Менеджмент» РЭУ им. Г.В. Плеханова, то в учебных программах эта тематика недостаточно представлена. К сожалению, отсутствуют учебные курсы, посвященные методологии экономической науки; нет даже специальных методологических семинаров. В рефератах и докладах магистров и студентов понимание методологии нередко сводится к перечислению частных суждений или служебных инструкций. Очевидно, что методологическая составляющая учебных дисциплин нуждается в углубленной разработке. Подготовка будущих специалистов высшей квалификации не может обойтись без основательных методологических познаний.

На факультете менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова занят большой коллектив опытных преподавателей и крупных ученых. Они объединены на трех кафедрах: «Теории менеджмента и бизнес-технологий» (зав. кафедрой проф., д.э.н. Масленников В.В.), «Менеджмента инвестиций и инноваций» (зав. кафедрой проф., д.э.н. Гончаренко Л.П.), «Стратегического и корпоративного менеджмента» (зав. кафедрой проф., д.э.н. Сидоров М.Н.). Коллектив ведет активную преподавательскую работу по учебным курсам. Например, «проблемы управления в социально-гуманитарных науках». В плане научных исследований внимание акцентировано на особенностях управления в инновационных процессах и современных технологиях. Специально изучаются механизмы корпоративного менеджмента, специфика стратегического управления в социальном государстве и другие актуальные темы. Они имеют не только теоретико-методологическое значение, но и потенциал прикладного характера.

Введение в учебные программы факультета нового курса «Философия управления», надо полагать, будет способствовать повышению уровня теоретико-методологической подготовки, философской эрудиции магистрантов. Ибо пренебрежение этой мировоззренческой дисциплиной, как показывает опыт, приводит к узости, практицизму управления. Не говоря уже и о других существенных рисках и ущербах.

Особого упоминания заслуживает существенная роль в подготовке этого учебника профессора кафедры философии А.И. Самсина. Алексей Иванович — известный специалист по проблемам социальной философии. Автор учебников и монографий по истории отечественной философии, статей и публикаций в профильных журналах. Опытный преподаватель нашего университета с многолетним трудовым стажем.

Вернемся к характеристике содержания учебного пособия. Работа состоит из 6 глав и 46 параграфов. Здесь логично и последовательно рассматривается комплекс философских вопросов управления, как науки и деятельности. Авторы придерживаются системного и доступного изложения материала. Первая глава посвящается изложению специфики предмета философии управления, выявлению его онтологических оснований. Речь идет о фундаментальных, сущностных связях и реалиях управления. В этой важной главе раскрываются эпистемологические и аксиологические аспекты предметного поля управления. Конечно, эта философская проблематика отличается абстрактной сложностью и требует глубокого осмысления.

В специальном разделе рассматриваются такие ключевые понятия, как «власть», «политика», «управление». Эта триада трактуется как единый, взаимосвязанный комплекс. Большое внимание уделяется вопросам природы и сущности власти, отмечается, что власть — это система субъектно-объектных отношений.

Что касается определения содержания понятия «политика», то это предмет особой науки «политологии». В нашем университете функционирует специальный факультет и кафедры, читаются учебные курсы по этой тематике, написаны методические и учебные пособия. С философской точки зрения, политика трактуется, как форма общественного сознания и вид деятельности, направленной на овладение властью и ее защиту. Эта основная цель, осуществляется разными средствами: насильственным или демократическим.

В отдельной главе представлена содержательная историческая информация о формировании государственного управления в России. Начиная с Древней Руси и заканчивая анализом современной модернизации госуправления в стране. Даются краткие очерки о выдающихся царях-реформаторах (Петр I, Екатерина II, Александр II), о делах и творениях знаменитых госдеятелей, например, М.М. Сперанского, С.С. Уварова, П.А. Столыпина, С.Ю. Витте. В фокусе внимания проблема становления системы государственного управления в Советской России, убедительно показаны этапы формирования социализма, превращение Советской страны в мощную мировую державу. Заслуживают особого внимания объективный, взвешенный разбор государственного управления при И.В. Сталине. Представлены различные позиции в оценке деятельности «вождя народов». Речь идет о масштабе личности Сталина, о его победах и ошибках, о «массовых репрессиях».

Послесталинский период государственного управления проходил под руководством партийных деятелей Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева. Эти 60–80 годы считаются специалистами как «застойные». Об этом можно прочитать в вузовских учебниках по истории. Обширный материал посвящен характеристике государственных преобразований М.С. Горбачева (под названием «перестройка») и реформы Б.Н. Ельцина — в результате которых произошел развал СССР, а отечественная экономика была «отброшена» на десятилетия назад. Осуществление приватизации в экономике без государственного контроля привело к обнищанию большей части населения и обогащению отдельных людей, ставших олигархами.

В течение 15–20 лет верхний эшелон власти в нашей стране возглавляют современные политики с университетским юридическим образованием. Принимаются серьезные стратегические программы и проекты, нацеленные на улучшение жизни народа. Работа предстоит огромная и все мы участники этих исторических перемен. Сейчас формируется новая философия государственного управления.

Могут сказать, что эта информация о делах и людях власти общеизвестна и разговор носит банальный характер. Все это так. Но магистра, студента, аспиранта, избравших специальность управленцев (т. е. менеджеров), социально-политическая проблематика должна интересовать основательно. Только такой подход может обеспечить глубокое понимание закономерностей и тенденций современного управления. Профессиональные знания о текущей управленческой политике лежат в сфере философских обобщений, формирования новой дисциплины — «философия управления».

Определенное место в пособии уделено характеристике философско-методологических проблем денежного обращения. Раскрывается философия денег, генезис (природа), сущность, причины власти денег: концепции современных мыслителей. Рассматриваются аспекты взаимосвязи культуры, религии и денежного фактора.

Теоретический интерес представляет трактовка особенностей формирования денежной системы в России. Современные подходы к выяснению проблем коммерциализации, коррупции, кредита, ипотеки.

В отдельной главе ведется серьезный разговор о методологии управления. Довольно доходчиво показано, что методология как наука включает в себя различные способы, принципы. Они находятся в основе любой человеческой деятельности. В пособии обстоятельно раскрывается сущность и специфика таких принципов, как справедливость, истинность, ответственность, свобода. Отмечается философская природа этих общечеловеческих ценностей. Применительно к экономико-управленческой деятельности рассматриваются учения о полезности (И. Бентам, Дж. Милль).

Рассказывается о практике оснащения управленческого персонала передовыми информационными технологиями. В этом учебнике магистранты, студенты получат сведения о новых направлениях в методологии управления (менеджмента). Скажем о гуманитарно-психологических подходах. Эта методология сегодня обрела особую важность. Дело в том, что в условиях социально-экономической неопределенности и увеличения рисков, социально-психологические подходы способствуют установлению экономической стабильности и эффективности.

Глава третья посвящена проблемам управления в области образования и науки. Здесь дается краткий экскурс истории становления и развития образования в России. Выявляются этапы и формы управления процессом просвещения; роль великих российских ученых М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, а также государственных реформаторов; появление первых академий, университетов и народных школ. В специальном разделе речь идет о советском периоде — революционном преобразовании культуры и образования. Возникновение рабфаков, политики ликвидации неграмотности, всеобщего среднего образования, отмены платы за учебу. Таким образом, осуществлялся курс на подготовку молодых специалистов для построения нового общества.

Значительное внимание уделено характеристике современной науки и образованию в России. Хорошо известно, что сегодня происходит масштабная модернизация этой важнейшей отрасли нашего общества. Сделан акцент на выявлении социального статуса науки, ее функций и перспектив развития, а также взаимоотношений ее с другими формами общественного сознания. Рассматриваются вопросы структуры, способы и формы управления наукой: например, создание наукоградов, систем поощрения исследовательской деятельности в вузах.

В школах вводится ЕГЭ, тестирование. Реализуется Болонское соглашение, согласно которому происходит переход на двухуровневое образование, стандартизация учебных программ и научных степеней. Все эти меры обрели значительный резонанс в широкой общественности. Подобные инновации получили весьма неоднозначную оценку. К сожалению, гуманитарные аспекты реформы не стали объектом необходимого анализа. Из трех слагаемых системы образования менее всего затронута область воспитания учащихся. Социально-гуманитарные предметы оказались на втором плане преобразований. Больше того, наблюдается тенденция сокращения учебных часов, упразднение некоторых факультативных курсов, и даже угроза ликвидации традиционных обществоведческих наук. Например, кафедры социологии. А бывшая когда-то царица наук — философия превращается в маргинальную дисциплину.

Шестая глава написана проф. В.В. Козловым. В ней рассматривается актуальная тема — философия бизнеса. Автор обстоятельно анализирует вопросы природы предпринимательства, взаимодействия бизнеса и социальной политики. Акцентирует внимание на выяснении философско-этических основах бизнеса, принципа ответственности перед обществом.

В главе убедительно показана роль менеджмента (управления) в успешной деятельности бизнеса. Особое значение придается методам и технологии в управлении инновациями. Большой интерес представляет характеристика особенностей российской этики менеджмента. В главе привлечен обширный фактический материал как из западного, так и отечественного опыта.

В заключение можно сказать, что пособие производит добротное впечатление. Сложные проблемы в ней излагаются убедительно и доступно. Высокий научный уровень сочетается с хорошим стилем подачи материала. Авторы впервые в нашей обществоведческой учебной литературе предприняли удачную попытку с философских позиций рассмотреть комплекс вопросов управленческой деятельности (менеджмента). Причем эта трудоемкая работа осуществлена на основе обобщения опыта чтения лекций по этой тематике. Конечно, в ней имеются некоторые упущения и погрешности, при обсуждении и переиздании их можно учесть. В учебном пособии содержится философско-экономический словарь понятий, терминов. Дается краткая характеристика известных ученых — специалистов по проблемам философии управления. Говоря о пособии в целом, подчеркнем, что оно может быть рекомендовано для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по направлению «Менеджмент», экономическим дисциплинам, а также для тех, кто интересуется философскими вопросами управления. Данное учебное пособие ориентировано на оказание методической помощи в усвоении основных общетеоретических идей управления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия управления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я